Научная статья на тему 'ТУРБУЛЕНТНОСТЬ КАК СОВРЕМЕННАЯ ЧЕРТА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УГРОЗА ЯДЕРНОГО КРИЗИСА КНДР И ПРОБЛЕМА ОБЪЕДИНЕНИЯ КОРЕЙСКОГО ПОЛУОСТРОВА)'

ТУРБУЛЕНТНОСТЬ КАК СОВРЕМЕННАЯ ЧЕРТА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УГРОЗА ЯДЕРНОГО КРИЗИСА КНДР И ПРОБЛЕМА ОБЪЕДИНЕНИЯ КОРЕЙСКОГО ПОЛУОСТРОВА) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
355
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / КОРЕЙСКИЙ ПОЛУОСТРОВ / "КОРЕЙСКИЙ ВОПРОС" / КНДР / ЯДЕРНЫЕ УГРОЗЫ / КНР / США / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / WORLD POLITICS / INTERNATIONAL RELATIONS / KOREAN PENINSULA / 'KOREAN QUESTION' / DPRK / NUCLEAR THREATS / CHINA / USA / RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Коврижных Олеся Анатольевна, Петров Артём Сергеевич, Некрасенко Анна Александровна

В статье раскрыта сущность проблемных вопросов, связанных с ситуацией на Корейском полуострове, проанализированы противоречия как между двумя корейскими государствами, так и между иными державами Северо-Восточной Азии, а также Россией и США. Характеризуются причины, приведшие к разрастанию корейского кризиса в последние годы. Сделан вывод о том, что турбулентность современных международных отношений будет в будущем только возрастать, т. к. в настоящее время проявляются такие негативные тенденции мировой политики, как гонка вооружений, доминирование силовых методов вместо дипломатических переговоров, гибридные информационные войны, открытые провокации (на примере проведения США и Южной Кореей военных учений для демонстрации своей силы и мощи вблизи границ КНДР). Корейский полуостров и в будущем продолжит оставаться важным стратегическим регионом, который в латентной стадии содержит много геополитических вызовов и проблем, и только от усилий мирового сообщества и главных игроков международных отношений зависит их успешное разрешение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TURBULENCE AS A MODERN FEATURE OF INTERNATIONAL RELATIONS (THE THREAT OF THE DPRK’S NUCLEAR CRISIS AND THE PROBLEM OF THE REUNIFICATION OF THE KOREAN PENINSULA)

The study reveals the essence of the problematic issues related to the situation on the Korean Peninsula, analyzes the contradictions between the two Korean states and between other powers of North-East Asia, as well as Russia and the United States. The reasons leading to the expansion of the Korean crisis in recent years are characterized. The conclusion is that the turbulence of contemporary international relations will only increase in the future, since the negative trends of world politics, such as the arms race, the domination of force methods in world politics instead of diplomatic negotiations, hybrid information wars, open provocations, are emerging now (on the example of military exercises conducting by the US and South Korea to demonstrate their strength and power near the borders of the DPRK). The Korean peninsula will continue to remain an important strategic region in the future, which in a latent phase contains many geopolitical challenges and problems, and only the efforts of the international community and the main players in international relations will determine their successful resolution.

Текст научной работы на тему «ТУРБУЛЕНТНОСТЬ КАК СОВРЕМЕННАЯ ЧЕРТА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УГРОЗА ЯДЕРНОГО КРИЗИСА КНДР И ПРОБЛЕМА ОБЪЕДИНЕНИЯ КОРЕЙСКОГО ПОЛУОСТРОВА)»

УДК 327(519.3)

Коврижных Олеся Анатольевна

кандидат философских наук, доцент кафедры зарубежного регионоведения и востоковедения Кубанского государственного университета

Петров Артём Сергеевич

кандидат исторических наук,

доцент кафедры международного права

и международных связей

Забайкальского государственного университета

Некрасенко Анна Александровна

ассистент кафедры

зарубежного регионоведения и востоковедения Кубанского государственного университета

ТУРБУЛЕНТНОСТЬ КАК СОВРЕМЕННАЯ ЧЕРТА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УГРОЗА ЯДЕРНОГО КРИЗИСА КНДР И ПРОБЛЕМА ОБЪЕДИНЕНИЯ КОРЕЙСКОГО ПОЛУОСТРОВА)

Kovrizhnykh Olesia Anatolyevna

PhD, Associate Professor, Foreign Regional and Oriental Studies Department, Kuban State University

Petrov Artem Sergeyevich

PhD in History, Associate Professor, International Law and International Relations Department, Transbaikal State University

Nekrasenko Anna Aleksandrovna

Assistant Professor, Foreign Regional and Oriental Studies Department, Kuban State University

TURBULENCE AS A MODERN FEATURE OF INTERNATIONAL RELATIONS (THE THREAT OF THE DPRK'S NUCLEAR CRISIS AND THE PROBLEM OF THE REUNIFICATION OF THE KOREAN PENINSULA)

Аннотация:

В статье раскрыта сущность проблемных вопросов, связанных с ситуацией на Корейском полуострове, проанализированы противоречия как между двумя корейскими государствами, так и между иными державами Северо-Восточной Азии, а также Россией и США. Характеризуются причины, приведшие к разрастанию корейского кризиса в последние годы. Сделан вывод о том, что турбулентность современных международных отношений будет в будущем только возрастать, т. к. в настоящее время проявляются такие негативные тенденции мировой политики, как гонка вооружений, доминирование силовых методов вместо дипломатических переговоров, гибридные информационные войны, открытые провокации (на примере проведения США и Южной Кореей военных учений для демонстрации своей силы и мощи вблизи границ КНДР). Корейский полуостров и в будущем продолжит оставаться важным стратегическим регионом, который в латентной стадии содержит много геополитических вызовов и проблем, и только от усилий мирового сообщества и главных игроков международных отношений зависит их успешное разрешение.

Ключевые слова:

мировая политика, международные отношения, Корейский полуостров, «корейский вопрос», КНДР, ядерные угрозы, КНР, США, Российская Федерация.

Summary:

The study reveals the essence of the problematic issues related to the situation on the Korean Peninsula, analyzes the contradictions between the two Korean states and between other powers of North-East Asia, as well as Russia and the United States. The reasons leading to the expansion of the Korean crisis in recent years are characterized. The conclusion is that the turbulence of contemporary international relations will only increase in the future, since the negative trends of world politics, such as the arms race, the domination of force methods in world politics instead of diplomatic negotiations, hybrid information wars, open provocations, are emerging now (on the example of military exercises conducting by the US and South Korea to demonstrate their strength and power near the borders of the DPRK). The Korean peninsula will continue to remain an important strategic region in the future, which in a latent phase contains many geopolitical challenges and problems, and only the efforts of the international community and the main players in international relations will determine their successful resolution.

Keywords:

world politics, international relations, Korean Peninsula, 'Korean question', DPRK, nuclear threats, China, USA, Russian Federation.

В современных процессах мировой политики наблюдается турбулентность (нестабильность) как характерная черта международных отношений. Это проявляется в неустойчивости и непредсказуемости развития мировой политики, в том числе в кризисе системы ограничения и нераспространения разных типов вооружения. Вопрос о ядерном разоружении государств является как никогда острым. Термин «турбулентность» впервые ввел в научный оборот известный

американский исследователь Дж. Розенау в своей работе «Турбулентность в мировой политике», изданной в 1990 г. [1]. Под турбулентностью он понимал не просто нестабильность, а именно непредсказуемость развития международных отношений, неуправляемость и неконтролируемость мировых процессов под воздействием различных факторов. Многие политические деятели разделяют данную точку зрения, например, министр иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавров пишет: «Мир вступил в полосу глубоких преобразований, геополитический ландшафт меняется радикально. Эти перемены сопровождаются возросшей турбулентностью на глобальном и региональном уровнях» [2]. Среди российских исследователей интересна точка зрения Н. Баранова, он считает, что последствия турбулентности имеют значение не только во внешней политике, но и внутриполитической жизни государств [3, с. 6-17].

На протяжении последних нескольких десятилетий Корейский полуостров представляет собой территорию турбулентных процессов, т. е. постоянных кризисов, которые порождаются многочисленными внешними и внутриполитическими факторами. Переплетаясь между собой, эти факторы фактически представляют собой различные аспекты одной огромной проблемы, имеющей многолетнюю историю. Постоянно изменяясь, они оказывают мощное трансформационное влияние на скрытый потенциал опасности, исходящей от нее. В таких условиях непредсказуемое поведение некоторых участников «корейской проблемы» не может исключать самых негативных сценариев ее развития, в том числе и связанных с военными конфликтами.

Актуальность темы статьи связана с угрозой глобальной и региональной безопасности, возникшей по причине неразрешенности ядерного кризиса в КНДР. Неоднократно в прошлом предпринимались попытки разрешить данный кризис, основными участниками которого являются КНДР, Южная Корея и США, а посредниками переговоров выступают Китай и Россия. Наличие ядерного оружия у ряда стран и их официальный статус как безъядерных держав - проблема, представляющая угрозу международной безопасности в современном мире.

Исследование носит междисциплинарный характер и основывается на различных исторических источниках. Методологическую основу работы составили методы исторической науки: ис-торико-генетический и историко-сравнительный, а также принципы историзма и объективности. Проведенный анализ источников позволяет утверждать, что конфликты и споры на Корейском полуострове оказывают серьезное дестабилизирующее влияние на обстановку в Северо-Восточной Азии в целом и препятствуют установлению в регионе долгосрочных дипломатических отношений, атмосферы сотрудничества и доверия. На фоне уменьшения негативных тенденций в развитии общей ситуации остро ощущаются ограниченность и дефицит конструктивных предложений по решению возникшей международной проблемы. Ситуация политического, экономического и информационного противостояния существенно усложняется отсутствием в этом регионе исторически оправданных и проработанных механизмов превентивной дипломатии.

За последние несколько лет ситуация вокруг урегулирования «корейского вопроса» трансформировалась существенным образом. Перенос центра внимания мировой политики в Азию активизировал международные дипломатические усилия по устранению очагов конфликта в регионе [4]. Активно занялись превентивной дипломатией и предлагают свои варианты решения проблемы государства, находящиеся вдали от Северо-Восточной Азии. Конкретного пути решения проблемы пока еще нет, однако становится очевидным, что всевозможные заявления, предложения, требования и дипломатические шаги не могут быть односторонними. В связи с этим все отчетливее назревает необходимость дополнительной проработки российских вариантов действий, направленных на укрепление многостороннего сотрудничества и углубления доверия в Северо-Восточной Азии. От этого в конечном итоге зависит региональная безопасность, мир и стабильность на Корейском полуострове. Примечательно, что в последние годы многие отечественные и зарубежные исследователи также стали уделять особое внимание «корейскому вопросу», нередко погружаясь в исторический аспект его становления и развития [5].

Корейский полуостров на протяжении многих лет остается одним из важных геополитических регионов. «Сегодня на Корейском полуострове сконцентрированы как традиционные, так и новые угрозы для безопасности всего мирового сообщества. Они включают и последствия Корейской войны 1950-1953 гг. в виде демаркационной линии, разделяющей Корею на северную и южную части, и соглашение о перемирии, которое юридически не закрепляет состояние мира. На Корейском полуострове имеет место противостояние крупных группировок сухопутных войск, других военных сил и средств враждующих сторон, сохраняется иностранное военное присутствие. Этот регион привлекает к себе внимание всего мирового сообщества в связи с проблемами распространения ядерного оружия. Не раз события на Корейском полуострове и вокруг него подводили мир к опасной черте, за которой вполне возможным было столкновение государств и международный кризис. Вопросы безопасности на Корейском полуострове затрагивают интересы не только расположенных на нем двух корейских государств - КНДР и Республики Корея,

но и многих других стран мира [6. с. 6]. В силу географического положения и в результате исторического развития Корейский полуостров является сосредоточением интересов прилегающих к нему стран - России, Китая и Японии [7, c. 17].

США осознанно используют проблемы Корейского полуострова в своих геополитических целях, в частности борьбе против Китая. Администрация Б. Обамы провозгласила курс на возвращение США в Азию, выдвинула проект создания Транстихоокеанского партнерства. Многие политики и аналитики сходятся во мнении, что это партнерство прежде всего направлено на сдерживание Китая [8, с. 361]. В администрации США осознают, что объединенная Корея стала бы одной из ведущих экономических и политических стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Еще одной причиной препятствования улучшению межкорейских отношений является то, что американский военный контингент не сможет свободно находиться на Корейском полуострове, в частности в Южной Корее. Именно поэтому США принимают активное участие в переговорах о проблеме объединения, стараются продлить раскол и накалить межкорейские отношения, при этом осознанно не идут на компромисс, создавая искусственную турбулентность в мировой политике.

США являются главным барьером для достижения мира и безопасности на Корейском полуострове и объединения Кореи. В январе 2018 г. Дональд Трамп, действующий президент США, резко негативно оценил роль России в решении северокорейской проблемы и заявил, что Российская Федерация «совсем не помогает» в урегулировании вопроса [9]. Ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Евгений Ким в эфире радио «Sputnik» прокомментировал позицию Вашингтона следующим образом: «Проблема была создана потому, что американцы не хотели гарантировать безопасность Северной Кореи и постоянно проводили учения, направленные на захват территории КНДР и ликвидацию северокорейского руководства. И в КНДР в ответ начали создавать ядерное оружие. Если бы американцы нормализовали отношения с северянами, Северная Корея этим бы не занималась. Теперь США, постоянно угрожая КНДР, включая ее в число стран-изгоев, требуют, чтобы мы и Китай оказывали помощь Америке в давлении на Северную Корею. Не мы создали эту проблему. Именно присутствие США на территории Южной Кореи, постоянные учения привели к этому» [10]. Однако есть и попытки найти новые решения, так, 2 марта 2019 г. было объявлено, что для поддержки дипломатических усилий по денуклеаризации Корейского полуострова Республика Корея (РК) и США решили прекратить ежегодные совместные военные учения [11].

Министры обороны двух стран заявили, что с этого года полномасштабные учения будут заменены мелкомасштабными, а также что отработка развертывания американского стратегического вооружения на полуострове не будет проводиться.

В данный момент крупные военные учения отменены или отложены, но это не означает отмену подобных мероприятий вообще. Заведующий отделом Кореи и Монголии Института востоковедения РАН Александр Воронцов 6 марта 2019 г. на пресс-конференции «Корейский фактор в мировой политике: реалии 2019 г.» заявил, что «возможно, президент США предположил, что у Штатов не хватит ресурсов одновременно реализовывать силовую политику как на Иран, так и на Северную Корею, поэтому, если примириться на какое-то время с КНДР, можно свободные ресурсы отправить в Иран» [12].

Кроме того, необходимо отметить, что в урегулировании отношений сотрудничества Пхеньяна с другими государствами полноценную роль посредника берет на себя Южная Корея как будущий полноправный участник процесса денуклеаризации Северной Кореи. В отношениях между ними США выступают не в качестве посредника, а как мировая держава, оказывающая гегемонист-ское давление на Южную Корею как своего союзника. 20 февраля 2020 г. в корейских СМИ появилась новость о переговорах министров обороны США и Республики Корея о распределении расходов на оборону между двумя странами. По сообщению Корейской международной радиовещательной станции (KBS) заместитель директора Объединенного комитета начальников штабов вооруженных сил США контр-адмирал Уильям Бёрн заявил, что если Южная Корея и Соединенные Штаты не смогут достичь согласия по вопросу о совместном покрытии расходов на оборону и подписание соглашения будет отложено, США могут внести кадровые коррективы путем определения приоритетов деятельности корейского военного персонала, т. е. более 9000 корейских сотрудников армии США в Южной Корее будут отправлены в неоплачиваемый отпуск с апреля 2020 г. [13].

Эпидемия новой коронавирусной инфекции внесла свои корректировки в мировую политику. Так, 24 марта 2020 г. на пресс-конференции с министром национальной обороны Южной Кореи Чон Гён Ду министр обороны США Марк Эспер сообщил, что США и РК учатся сокращать проведение совместных военных учений между двумя странами в связи с эпидемией. Но окончательное решение было принято в конце марта 2020 г., о чем сообщило Информационное агентство России «ТАСС»: «Сеул и Вашингтон достигли договоренности о финансировании войск США в Южной Корее» [14]. Американское правительство на правах сильного союзника за защиту

Южной Кореи потребовало значительного увеличения финансирования пребывания американских войск на территории этой страны: «США настаивали на четырехкратном увеличении расходов южнокорейской стороны, т. е. до 4 млрд долларов в год. Эту сумму Сеул считает нереалистично завышенной... Южнокорейские расходы на совместную оборону в 2019 г. были увеличены на 8,2 %, до 915 млн долларов» [15]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что главные интересы США на Корейском полуострове сосредоточены не на безопасности этого региона в целом, а на преследовании своих узких национальных интересов.

Геополитическая обстановка на Корейском полуострове имеет важное значение для Российской Федерации, поскольку наша страна стремится к поддержанию мира и стабильности на своих дальневосточных границах. С точки зрения национальных интересов Россия заинтересована в объединении обеих Корей и уверена, что оно будет иметь положительные последствия [16]. Объединенная Корея будет обладать большими экономическими и людскими ресурсами, поэтому она может серьезно изменить геополитическую ситуацию в регионе. С экономической точки зрения у России появятся новые возможности для более широкого сотрудничества.

Президент Российской Федерации В.В. Путин 11 сентября 2018 г. заявил, что Россия продолжит принимать меры по урегулированию ситуации на Корейском полуострове. Российский лидер отметил, что «важным элементом процесса урегулирования ситуации вокруг Корейского полуострова является нормализация отношений КНДР и США» [17]. Также благодаря снижению напряженности на полуострове активно развивается трехстороннее сотрудничество: Россия - КНДР - РК. Несмотря на санкции, мешающие этому взаимодействию, Северная и Южная Кореи считают, что на сегодняшний день существуют большие возможности для налаживания сотрудничества с Российской Федерацией. Это касается в первую очередь железнодорожных проектов. Кроме того, продолжаются переговоры по проекту строительства газопровода через территорию Северной Кореи в Южную. Трехстороннее сотрудничество может не только содействовать притоку капитала в страны-участницы, но и способствовать активному взаимодействию двух Корей, а также созданию более мирной атмосферы на Корейском полуострове, что очень важно для России.

Первый заместитель министра иностранных дел РФ Владимир Титов и его южнокорейский коллега Чо Хён провели 15 апреля 2019 г. раунд стратегического диалога, в ходе которого рассмотрели проблему Корейского полуострова. Была подтверждена общность целей на урегулирование существующих проблем политико-дипломатическими средствами. Также они договорились продолжить диалог в данном формате в 2020 г. Контакты между РФ и КНДР на высшем уровне следует рассматривать не только как двусторонние отношения между двумя странами, но и в более широком смысле как участие России в диалоге по проблеме Корейского полуострова.

Первая встреча лидеров КНДР и Российской Федерации состоялась 24 апреля 2019 г. Ким Чен Ын отметил, что «данный визит - не последний. Это только первый шаг» [18]. Эксперты отмечают, что для обеих стран переговоры носили символический характер, поскольку по итогам встречи не были подписаны каких-либо документы. Перед встречей Ким Чен Ын в телеграмме В.В. Путину писал, что «готов положительно и конструктивно развивать корейско-российские отношения в соответствии с требованиями новой эпохи и тесно сотрудничать для защиты мира и безопасности Корейского полуострова и мира» [19]. На встрече лидеры стран также обсудили обстановку на Корейском полуострове. Президент Российской Федерации В.В. Путин рассказал о встрече так: «.обменялись мнениями о том, как и что нужно сделать для того, чтобы ситуация имела хорошие перспективы на улучшение» [20].

Профессор МГИМО МИД РФ Георгий Толорая считает, «по итогам саммита между КНДР и РФ значение России в корейском урегулировании может увеличиться, а сама она, вполне вероятно, повысит свою роль в качестве посредника. Это даст участникам политического процесса большую свободу для маневра» [21]. Таким образом, для Российской Федерации Корейский полуостров остается зоной национальных интересов, т. к. Россия заинтересована в объединении стран полуострова, поскольку это открывает хорошую перспективу: уничтожится угроза на дальневосточных границах, уменьшится присутствие США вблизи России, а РФ обретет партнера для сотрудничества.

В свою очередь и во внешней политике Китая Корейский полуостров занимает геострате-гически приоритетное место, поскольку этот регион играет большую роль для обеспечения его национальной безопасности. Китайская Народная Республика активно сотрудничает с Северной и Южной Кореями, она связана со странами полуострова не только территориально, но и имеет множество политических и торговых договоров о сотрудничестве, оказывает значительное влияние на обстановку на Корейском полуострове, который исторически является зоной влияния Китая [22, с. 34]. Кроме того, КНР на сегодняшний день является единственной страной, которая имеет военно-политический договор с Северной Кореей, именно поэтому и значительно влияет на политику этой страны. В 2019 г. обе страны отметили 70 лет установления дипломатических

отношений. По приглашению Ким Чен Ына президент КНР Си Цзиньпин совершил государственный визит в Северную Корею 20-21 июня 2019 г. Стоит отметить, что этот визит был первым с 2005 г. визитом президента КНР в КНДР.

Однако отношение Пекина к воссоединению стран полуострова сегодня довольно противоречиво. С одной стороны, ему совершенно не выгодно появление новой сильной страны около своих границ, с другой стороны, объединение Кореи могло бы решить много существующих в настоящее время проблем [23, с. 35]. Представитель МИД КНР Лу Кан 25 августа 2018 г. заявил, что позиция Китая по проблеме Корейского полуострова неизменная и четкая. Он отметил: «Мы твердо придерживаемся цели достижения денуклеаризации Корейского полуострова, поддержания мира и стабильности на полуострове и решения проблемы путем переговоров» [24]. Так же считает и профессор Центра корееведения Университета Фудань Фан Сью Ю. В своем интервью для журнала «Интернет-наблюдатель» он отмечает: «Мы по-прежнему придерживаемся денуклеаризации полуострова, надеемся сохранить мир и стабильность на полуострове и подчеркиваем необходимость политического урегулирования денуклеаризации полуострова, т. е. решения вопроса по дипломатическим каналам, таким как общение и диалог. Мы решительно против победы сильных над слабыми и ведения войны на полуострове, чего мы абсолютно не допустим» [25]. Для Китая важным пунктом переговоров является ядерное разоружение полуострова, ведь это сможет обеспечить стабильность в регионе. На пресс-конференции премьер Госсовета КНР Ли Кэцян отметил, что КНДР и США необходимо продолжать взаимодействие ради достижения конкретных договоренностей. Также он подчеркнул, что отсутствие договоренностей по итогам последнего саммита лидеров США и КНДР все равно «лучше, чем ничего» [26].

В свою очередь российский военный аналитик Владимир Евсеев обратил внимание на частые визиты в Китай лидера КНДР Ким Чен Ына, что, по его мнению, указывает на огромное влияние Пекина. Также он считает очевидным, что «США не смогут решить проблему Корейского полуострова без Китая» [27]. Именно поэтому был выбран четырехсторонний формат переговоров: две Кореи, КНР и США.

Во время встречи на саммите Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что в 2019 г. нанесет официальные визиты в КНДР и РК. Также лидеры обсудили ядерную проблему КНДР и безопасность на полуострове. В ходе обсуждения лидер РК Мун Чжэин высказал надежду, что Китай продолжит играть активную роль в качестве посредника в переговорах между Северной и Южной Кореями и США. Между тем в последнее время Вашингтон начал проводить более активную политику в этом регионе, что негативно воспринимается в Китае. Однако Пхеньян и Вашингтон по-разному смотрят на то, как будет протекать ядерное разоружение КНДР. Итак, Китайская Народная Республика является одним из основных партнеров Северной и Южной Кореи, к тому же Корейский полуостров исторически является зоной влияния Китая.

Корейский полуостров имеет приоритетное значение и в политике Японии ввиду географической близости к ее границам. Обстановка на полуострове влияет на обеспечение национальных интересов в экономической, политической, военно-стратегической и других сферах деятельности Страны восходящего солнца. На протяжении всей истории после раскола Кореи Япония рассматривает ситуацию на полуострове как угрозу собственной безопасности. Связи с Севером и Югом исторически определяются как сложные, что соответственно влияет на всю внешнюю политику Японии. Также необходимо отметить, что все свои действия в ситуации на Корейском полуострове Япония вынуждена совершать под контролем двух главных игроков - США и КНР, которые имеют в регионе собственные интересы, не всегда совпадающие с точкой зрения правительства этой страны [28, с. 78].

Большое внимание со стороны Токио уделяется проблеме разоружения Корейского полуострова. В Японии считают, что данный процесс должен быть необратимым и контролируемым. Так, премьер-министр Японии Синдзо Абэ отмечает, что в отношении Северной Кореи денукле-аризация Корейского полуострова является общей целью Японии и Китая [29]. В связи с этим было подтверждено намерение активно взаимодействовать с Пекином по данному вопросу. Кроме того, премьер-министр Японии Абэ 12 июня 2018 г. заявил о готовности продолжать сотрудничество с США, Южной Кореей, Китаем и Россией в вопросе прекращения ядерных и ракетных программ Северной Кореи [30].

В то же время Япония предпочитает оставаться за рамками важных переговоров. Правительство Японии считает, что судьбу ныне действующего соглашения о перемирии на Корейском полуострове должны решить страны, которые его подписали, т. е. КНДР, РК, США и КНР. Также Япония очень обеспокоена прекращением военных учений США и Южной Кореи на Корейском полуострове. Министр обороны Японии Онодэра Ицунори подчеркнул, что эти маневры важны для региональной безопасности. Он также заявил, что Токио не будет менять свою позицию и, если необхо-

димо, продолжит давление на Север. Бывший депутат японского парламента Мунэо Судзуки заявил, что в решении проблемы Корейского полуострова «у Японии есть своя важная роль», хотя и добавил при этом, что «.конечно, мы должны советоваться и с Соединенными Штатами» [31].

Таким образом, Япония - страна, которая в последнюю очередь была бы заинтересована в объединении Корейского полуострова. Ведь в случае объединения, с точки зрения официального Токио, будет поставлена под угрозу японская национальная безопасность, т. к. США уже не смогут сохранять свое военное влияние в регионе. Вдобавок экономическая мощь объединенной Кореи значительно вырастет, что также негативно повлияет на место Японии в регионе. Именно поэтому в японской политике нет четкого мнения и конкретных действий, кроме осуждения провокационных запусков ракет КНДР.

Многие эксперты сходятся во мнении, что объединение не произойдет скоро, для этого нужно время. Существуют два наиболее вероятных пути объединения. Согласно первому - произойдет поглощение КНДР Южной Кореей. Этот вариант воспринимается и в том, и в другом государстве негативно. Очевидно, что существует большой экономический разрыв между Югом и Севером. По стандартам жизни населения Южной Кореи КНДР является очень бедной страной, и в случае объединения РК придется заплатить за воссоединение сумму, существенную даже для крепкого бюджета этой страны. По некоторым данным сумма достигнет от одного до пяти триллионов вон. После объединения страна станет более бедной, резко начнется отток населения в бывшую Южную Корею и КНР. Придется приложить большие усилия, чтобы справиться с последствиями.

Вторая модель подразумевает поэтапную конфедерацию. Эта модель поддерживается как на Юге, так и на Севере, поскольку такой вариант не ущемляет интересы ни одной из сторон. Но этот путь подразумевает длительный переходный период.

Корейский полуостров был и является важной проблемой в мировой политике. В настоящее время на этом регионе сконцентрировано внимание многих ведущих мировых держав. Так, для США вопрос объединения остается крайне важным. В том случае, если объединение произойдет без влияния США, Вашингтону придется убрать свои военные базы из Южной Кореи, вследствие чего резко сократиться влияние США в регионе, что будет геополитическим поражением для Америки. Именно в связи с этим США стремятся контролировать весь переговорный процесс, и в случае, если процесс движется вразрез с интересами США, они тут же обостряют ситуацию на всем Корейском полуострове.

В Китае создание объединенного государства рассматривают с осторожностью, ведь есть вероятность, что Южная Корея останется в американской зоне влияния. Однако многие склоняются к мнению, что этот сценарий не оправдает себя. А при условии, что Корея станет китайским сателлитом, Китай усилит свое влияние в Северо-Восточной Азии, а также в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Сегодня китайской стороне важно оставаться в переговорном процессе основным игроком, что позволит КНР добиться своих целей.

Что же касается Японии, то она абсолютно не заинтересована в объединении. Ведь у Китая появится новый союзник, а это является угрозой для Японии, т. к. она исторически имеет напряженные отношения как с Китаем, так и с Кореями. Токио придется полностью пересмотреть свою военную стратегию в силу того, что присутствие США в регионе сократится. Также вероятна возможность роста экономической мощи объединенной Кореи, а это отрицательно повлияет на торговые отношения Японии с другими странами.

Из стран «шестерки» после объединения меньше всего потеряет Россия. Во-первых, исчезнет угроза вблизи российских границ. Также появление нового государства даст возможность сбалансировать силы в регионе, в частности может уменьшить значимость КНР. Поэтому для нашей страны важное значение имеет то, под чьим влиянием окажется новое государство - США или Китая. В первом случае сохранится присутствие американских военных сил в регионе, и ракеты США приблизятся к российским границам. Но этот вариант рассматривается аналитиками крайне редко. Если же Корея окажется в «китайском» лагере, то у Китая появится новый союзник, что также невыгодно России.

На сегодняшний день Южная и Северная Кореи активно сотрудничают по вопросу объединения, регулярно проходят встречи на уровне глав государств. Только в 2018 г. стороны провели три саммита. В обоих государствах делаются заявления о стремлении к воссоединению, но влияние Китая и США, а также идеологические и экономические различия значительно замедляют этот процесс. Весьма важное значение имел саммит в Пхеньяне, который проходил с 18 по 20 сентября 2018 г. На нем было заявлено о фактическом окончании войны. Министры обороны КНДР и РК подписали соглашение, по которому любые возникающие проблемы будут решаться путем переговоров. Это значительный результат, ведь нормализация отношений - важный шаг к решению кризиса на полуострове.

Еще одним таким шагом к объединению является денуклеаризация Корейского полуострова. Так, на том же саммите главы государств приняли совместное заявление о мерах по денуклеаризации. Многие политики и специалисты в области международных отношений заявляли, что объединение Корей произойдет к 2030 г. Однако на вышеуказанном саммите лидеры государств договорились подать заявку на совместное проведение летних Олимпийских игр в 2032 г. Проведение Олимпиады в двух государствах одновременно означает, что к этому времени объединение еще не состоится.

Россия проводит стабильную внешнеполитическую линию сотрудничества по отношению как к Южной, так и Северной Корее. В мае 2019 г. министр иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавров впервые встретился в Пхеньяне с председателем Госсовета КНДР Ким Чен Ыном. Позитивно оценив первые результаты возобновившегося диалога между КНДР и Российской Федерацией, планируемую встречу между руководством КНДР и США, министр Лавров отметил, что необходимо деликатно подходить к таким контактам и «не пытаться делать резких движений» [32]. По замечанию C.B. Лаврова, «начиная разговор о решении ядерной проблемы и всех других проблем, которые есть у Корейского полуострова, мы исходим из того, что это решение не может быть полным, пока все санкции не будут отменены. Как к этому двигаться, это уже вопрос искусства переговорщиков, но «за один присест» этого сделать нельзя, как и обеспечить денуклеаризацию. Поэтому должны быть этапы и встречное движение на каждом из этих этапов» [33].

Россия неоднократно с момента возникновения угрозы распространения ядерного оружия на Корейском полуострове демонстрировала свое желание участвовать в разрешении данной проблемы. Предложенная Россией и Китаем «дорожная карта» урегулирования ядерного кризиса не нашла должного отклика у США, хотя и не была официально отвергнута [34, с. 12]. Российская Федерация, как и другие демократические страны, выступает за нераспространение ядерного оружия, безъядерный статус Корейского полуострова, против развития и реализации ядерной программы КНДР. МИД РФ проводит политику конструктивного диалога и взаимовыгодных отношений между КНДР и Россией.

Ссылки:

1. Rosenau J.N. Turbulence in World Politics. A Theory of Change and Continuity. Princeton, New Jersey, 1990. 504 p.

2. Вступительное слово министра иностранных дел России С.В. Лаврова на пресс-конференции по итогам деятельности российской дипломатии в 2011 г. [Электронный ресурс] // МИД РФ. 2012. 18 января. URL: https://www.mid.ru/web/guest/for-eign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/174730 (дата обращения: 18.10.2019).

3. Баранов Н.А. Турбулентность - характерный признак современной мировой политики // Обозреватель : научно-аналитический журнал. 2018. № 2 (337). C. 6-16.

4. Покровская П.Д. Шестисторонние переговоры по ядерной проблеме КНДР - выход из тупика // Обозреватель : научно-аналитический журнал. 2015. № 3 (302). С. 78-88.

5. Вознесенский В.Е., Котляр Н.В., Федорин В.Н. Диалог на равных с КНДР как решение проблемы Корейского полуострова. Территория новых возможностей // Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2018. Т. 10, № 1 (40). С. 68-83. https://doi.org/10.24866/vvsu/2073-3984/2018-1/68-83 ; Давыдов О.В. Проблемы Корейского полуострова и возможные пути их решения // Россия и АТР. 2018. № 3 (101). С. 68-83. https://doi.org/10.24411/1026-8804-2018-10034 ; Михеев В.В., Игнатьев С.В. Российско-китайское стратегическое партнерство и ракетно-ядерная проблема КНДР // Мировая экономика и международные отношения. 2019. Т. 63, № 1. С. 18-24 ; Фёдоров Н.В. Россия и США на шестисторонних переговорах по ядерной программе КНДР: проблемы взаимодействия // Американистика на Дальнем Востоке : ежегодный бюллетень. Благовещенск, 2017. С. 92-97 ; Хру-сталёв В.В. Проблемы необратимой и полной денуклеаризации КНДР // Корейский полуостров в поисках мира и процветания: в 2 т. Т. 1. 2019. С. 143-150.

6. Ланцова И.С. Государства Корейского полуострова в международных отношениях (конец XX - начало XXI в.) : монография / под науч. ред. Б.А. Ширяева. СПб., 2013. 247 с.

7. Коваль Т.А. «Российская газета» 2000-2008 гг. о российско-китайских отношениях // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2015. № 27. С. 30-34.

8. Жебин А.З. Россия и Китай в поисках решения ядерной проблемы Корейского полуострова // Китай на пути к возрождению. К 80-летию академика М.Л. Титаренко : сборник статей. М., 2014. С. 361.

9. Мнение: США создали проблему на Корейском полуострове и ждут помощи от РФ [Электронный ресурс] // Радио «Sputnik». 2018. 18 января. URL: https://radiosputnik.ria.ru/20180118/1512831272.html?inj=1 (дата обращения: 14.11.2019).

10. Там же.

11. США и Южная Корея решили прекратить совместные военные учения [Электронный ресурс] // ТАСС. 2019. 3 марта. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/6179331 (дата обращения: 28.10.2019).

12. Выступление А. Воронцова на пресс-конференции «Корейский фактор мировой политики: реалии 2019 г.» [Электронный ресурс] // Россия сегодня. 2019. 6 марта. URL: http://pressmia.ru/pressclub/20190306/952261341.html (дата обращения: 20.10.2019).

13. Таран И., Комарова Е. «Экономический рычаг»: почему Вашингтон и Сеул не смогли договориться о финансировании войск США в Южной Корее [Электронный ресурс] // Россия сегодня. 2020. 21 марта. URL: https://russian.rt.com/world/ar-ticle/730215-ssha-yuzhnaya-koreya-peregovory-voennye-finansirovanie (дата обращения: 21.03.2020).

14. Сеул и Вашингтон достигли договоренности о финансировании войск США в Южной Корее [Электронный ресурс] // ТАСС. 2019. 1 апреля. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/8130045 (дата обращения: 24.12.2019).

15. Там же.

16. Луценко О. Взаимосвязь экономики Кореи со странами мира // Материалы научных конференций Восточного института Дальневосточного государственного университета [Электронный ресурс]. URL: https://uche-bana5.ru/cont/2182924.html (дата обращения: 23.11.2019).

17. Россия и Китай продолжат работу по урегулированию ситуации на Корейском полуострове [Электронный ресурс] // ТАСС. 2018. 11 сентября. URL: https://tass.ru/vef-2018/articles/5550493 (дата обращения: 18.10.2019).

18. Брацкий Я. Ким Чен Ын поделился впечатлениями от первого визита в Россию [Электронный ресурс] // Телеканал «Звезда». ИнфоПолк. 2019. 24 апреля. URL: http://infopolk.ru/1/Z/news/vstrane_i_mire/content/201942468-hRgTn.html#371 f3865-0bd8-d2a1 -28ed-a1709134da9d (дата обращения: 29.10.2019).

19. Ситуация с КНДР: Ким написал Путину телеграмму, а Помпео пообещал давить дальше [Электронный ресурс] // Вести.Ru. 2019. 19 апреля. URL: https://news.rambler.ru/politics/42065515-situatsiya-s-kndr-kim-napisal-putinu-tele-grammu-a-pompeo-poobeschal-davit-dalshe (дата обращения: 29.10.2019).

20. Президент России во Владивостоке впервые в истории провел переговоры с лидером КНДР Ким Чен Ыном [Электронный ресурс] // Русская народная линия: информационно-аналитическая служба. 2019. 25 апреля. URL: http://alexandr-nevskiy.ruskline.ru/news_rl/2019/04/25/vladimir_putin_privetstvuem_vashi_usiliya_po_razvitiyu_mezhkore-jskogo_dialoga (дата обращения: 15.11.2019).

21. Толорая Г. Саммит Россия - КНДР: возвращение к свободе маневра [Электронный ресурс] // Валдай: международный дискуссионный клуб. 2019. 29 марта. URL: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/rossiya-kndr-svoboda (дата обращения: 15.11.2019).

22. Самойлова М.П., Казакова О.А. Роль Китайской Народной Республики во взаимоотношениях КНДР и Республики Корея // Juvenis Scientia : научный журнал. 2017. № 9. С. 34-35. https://doi.org/10.15643/jscientia.2017.9.009.

23. Там же. С. 35.

24. Китай ответил на заявления США о вреде Пекина переговорам с КНДР [Электронный ресурс] // РИА «Новости». 2018. 25 августа. URL: https://ria.ru/20180825/1527222485.html (дата обращения: 27.11.2019).

25. /ШШ#Ш = Фан Сью Ю. Какую роль играет Китай в ядерной проблеме Северной Кореи? [Электронный ресурс] // Guancha (ШШ#Ш). 2019. 21 июня. URL: https://www.guancha.cn/fang-xiuyu/2019_06_21_506458.shtml (дата обращения: 15.01.2020). На кит. яз.

26. В Китае заявили, что всегда будут поддерживать ядерное разоружение Корейского полуострова [Электронный ресурс] // ТАСС. 2019. 15 марта. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/6219587 (дата обращения: 05.11.2019).

27. Незаменимые партнеры: почему корейский кризис не решить без Китая? [Электронный ресурс] // Информационное агенство «News-Front». 2018. 27 июня. URL: https://news-front.info/2018/06/27/nezamenimye-partnery-pochemu-kore-jskij-krizis-ne-reshit-bez-kitaya (дата обращения: 20.11.2019).

28. Кистанов В.О. Япония и Корейский полуостров: текущие проблемы отношений // Японские исследования. 2016. № 1. С. 72-81.

29. Абэ назвал денуклеаризацию Корейского полуострова общей целью Японии и КНР [Электронный ресурс] // ТАСС. 2018. 12 сентября. URL: https://tass.ru/vef-2018/articles/5554085 (дата обращения: 23.11.2019).

30. Абэ пообещал приложить все усилия в диалоге с Россией, Китаем и США по КНДР [Электронный ресурс] // РИА «Новости». 2018. 12 июня. URL: https://ria.ru/20180612/1522562815.html?recommend=c (дата обращения: 24.11.2019).

31. Судзуки Мунэо: у Японии и России 2-3 года на заключение мирного договора [Электронный ресурс] // РИА «Новости». 2018. 07 июня. URL: https://ria.ru/20180607/1522229183.html (дата обращения: 23.11.2019).

32. Выступление и ответы на вопросы СМИ министра иностранных дел России С.В. Лаврова по итогам переговоров с министром иностранных дел КНДР Ли Ён Хо [Электронный ресурс] // МИД РФ. 2018. 31 мая // URL: https://www.mid.ru/vizity-ministra/-/asset_publisher/ICoYBGcCUgTR/content/id/3240604 (дата обращения: 20.11.2019).

33. Там же.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

34. Ким Н.Н. Корейский фактор российской внешней политики // Азия и Африка сегодня. 2019. № 1. С. 10-16.

Редактор, переводчик: Сергейчик Людмила Ивановна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.