Научная статья на тему 'Китайско-российские отношения по северокорейской ядерной проблеме'

Китайско-российские отношения по северокорейской ядерной проблеме Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
376
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯДЕРНАЯ ПРОБЛЕМА СЕВЕРНОЙ КОРЕИ / ДЕНУКЛЕАРИЗАЦИЯ / СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / КНДР / РК / РФ / КНР / США / КОРЕЙСКИЙ ПОЛУОСТРОВ / МИРНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ СЕВЕРОКОРЕЙСКОГО ЯДЕРНОГО КРИЗИСА / СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ ООН / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ / NORTH KOREA’S NUCLEAR ISSUE / DENUCLEARIZATION / NORTHEAST ASIA / DPRK / RK / RF / PRC / USA / KOREAN PENINSULA / PEACEFUL SETTLEMENT OF THE NORTH KOREAN NUCLEAR CRISIS / UN SECURITY COUNCIL / ECONOMIC SANCTIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ким Даэ

После того как второй саммит между США и КНДР в Ханое в феврале 2019 г. завершился без очевидных результатов, переговорный процесс по урегулированию ядерной проблемы зашел в тупик. В этой ситуации РФ и КНР продолжают сотрудничать друг с другом относительно политики Северной Кореи и в то же время поддерживают двусторонние дружественные отношения с КНДР. Россия и Китай взаимодействуют по преодолению северокорейского ядерного кризиса, выступая против давления и метода санкций, введенных Советом Безопасности ООН, и против денуклеаризационного решения, предлагаемого США, выдвигая альтернативный способ. Не только в Республике Корея, но и в международном сообществе считают, что РФ и КНР имеют одинаковую или по крайней мере схожую устойчивую позицию по северокорейской ядерной проблеме. В статье рассматриваются общие взгляды двух государств в этой области в аспекте совпадающих интересов и политических ориентаций. Автором предпринята попытка проанализировать и обобщить политику и стратегию, которых придерживаются обе страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sino-Russian Relations on the North Korean Nuclear Issue

As the second summit between United States and North Korea in Hanoi ended without any significant results on February 2019, the negotiating process to resolve the nuclear issue has come to a deadlock. In this situation, Russia and China continue to cooperate with each other regarding the policy toward North Korea and at the same time maintain bilateral relations with the DPRK. Russia and China have consolidated their strategic partnership in solving North Korean nuclear issue, opposing not only harsh sanctions, imposed by the UN Security Council on DPRK, but also against the denuclearization decision proposed by the United States, putting forward an alternative method. It is widely believed, not only in the Republic of Korea, but also in the international community, that Russia and China have the same, or at least a similar position on the North Korean nuclear issue. The article discusses the shared views of both states in the aspect of coinciding interests and political orientation. The author has made an attempt to analyze and summarize the policies and strategies, which the two countries adhere to.

Текст научной работы на тему «Китайско-российские отношения по северокорейской ядерной проблеме»

УДК 327(470+571:510)

Ким Даэ

Kim Dayea

аспирантка кафедры европейских исследований

Санкт-Петербургского

государственного университета

КИТАЙСКО-РОССИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ПО СЕВЕРОКОРЕЙСКОЙ ЯДЕРНОЙ ПРОБЛЕМЕ

PhD student, European Studies Department, St. Petersburg State University

SINO-RUSSIAN RELATIONS ON THE NORTH KOREAN NUCLEAR ISSUE

Аннотация:

После того как второй саммит между США и КНДР в Ханое в феврале 2019 г. завершился без очевидных результатов, переговорный процесс по урегулированию ядерной проблемы зашел в тупик. В этой ситуации РФ и КНР продолжают сотрудничать друг с другом относительно политики Северной Кореи и в то же время поддерживают двусторонние дружественные отношения с КНДР. Россия и Китай взаимодействуют по преодолению северокорейского ядерного кризиса, выступая против давления и метода санкций, введенных Советом Безопасности ООН, и против де-нуклеаризационного решения, предлагаемого США, выдвигая альтернативный способ. Не только в Республике Корея, но и в международном сообществе считают, что РФ и КНР имеют одинаковую или по крайней мере схожую устойчивую позицию по северокорейской ядерной проблеме. В статье рассматриваются общие взгляды двух государств в этой области в аспекте совпадающих интересов и политических ориентаций. Автором предпринята попытка проанализировать и обобщить политику и стратегию, которых придерживаются обе страны.

Ключевые слова:

ядерная проблема Северной Кореи, денуклеариза-ция, Северо-Восточная Азия, КНДР, РК, РФ, КНР, США, Корейский полуостров, мирное урегулирование северокорейского ядерного кризиса, Совет Безопасности ООН, экономические санкции.

Summary:

As the second summit between United States and North Korea in Hanoi ended without any significant results on February 2019, the negotiating process to resolve the nuclear issue has come to a deadlock. In this situation, Russia and China continue to cooperate with each other regarding the policy toward North Korea and at the same time maintain bilateral relations with the DPRK. Russia and China have consolidated their strategic partnership in solving North Korean nuclear issue, opposing not only harsh sanctions, imposed by the UN Security Council on DPRK, but also against the denuclearization decision proposed by the United States, putting forward an alternative method. It is widely believed, not only in the Republic of Korea, but also in the international community, that Russia and China have the same, or at least a similar position on the North Korean nuclear issue. The article discusses the shared views of both states in the aspect of coinciding interests and political orientation. The author has made an attempt to analyze and summarize the policies and strategies, which the two countries adhere to.

Keywords:

North Korea's nuclear issue, denuclearization, Northeast Asia, DPRK, RK, RF, PRC, USA, Korean Peninsula, peaceful settlement of the North Korean nuclear crisis, UN Security Council, economic sanctions.

Взгляды России и Китая на ядерную проблему в целом совпадают. Общее восприятие данного вопроса можно обобщить следующим образом.

Во-первых, ядерный статус Северной Кореи не может быть признан и обе страны стремятся к денуклеаризации и установлению мира на Корейском полуострове мирным путем в рамках многосторонних переговоров.

Во-вторых, РФ и КНР видят в обладании ядерным оружием КНДР угрозу своей национальной безопасности. Однако это не связано с возможностью использования Северной Кореей ядерного оружия в качестве наступательного средства или перспективой нанесения упреждающего удара, нацеленного на Россию и Китай. Скорее, обе страны обеспокоены возрастающей напряженностью, вызванной стремлением Северной Кореи обладать подобным ресурсом.

В Пекине осознают, что КНДР не намерена реально применять ядерное оружие, а лишь планирует использовать его в качестве дипломатического рычага в случае переговоров с США. Таким образом, в КНР признают, что Северная Корея не представляет прямой угрозы безопасности [1]. Россия также считает, что официальная позиция Северной Кореи и ее ракетно-ядерная программа нацелены на Соединенные Штаты, и видит фундаментальные причины разработки ядерного оружия в отсутствии гарантий ее безопасности со стороны международного сообщества [2].

Однако две страны обеспокоены нестабильной обстановкой в Северо-Восточной Азии (СВА), вызванной провокационными действиями Северной Кореи. В частности, угроза эффекта «ядерного домино» связана с тем, что если КНДР продолжит разрабатывать ракетно-ядерную

программу, это может заставить другие государства региона, такие как Республика Корея и Япония, делать то же самое, оправдывая подобные шаги наличием такого ресурса у соседей. Ядерное оружие Северной Кореи также позволит США укрепить военный альянс Республика Корея -Соединенные Штаты Америки - Япония и создать системы противоракетной обороны в СВА. Данная цепная реакция и усиление гонки вооружений вызовут нестабильность в секторе и угрозу безопасности Китая и России.

В-третьих, попытки Северной Кореи разработать ядерное оружие должны быть прекращены, но власть династии Кимов следует сохранить. Москва и Пекин обеспокоены возможными потрясениями и хаосом, которые могут возникнуть в результате внезапного обострения внутриполитического положения в КНДР или вооруженного конфликта КНДР с другими странами, поскольку и Россия, и Китай имеют общую границу с Северной Кореей и, следовательно, уязвимы. В частности, в случае военно-политического кризиса в Северной Корее неизбежны беспорядки, связанные с притоком беженцев в РФ и Китай. Кроме того, если внезапно вспыхнет война, они не застрахованы не только от ущерба в пограничном районе, но и от необходимости военного вмешательства в качестве дружественно настроенного соседа. Особенно высока вероятность вовлечения Китая в войну из-за положений Договора о сотрудничестве и дружбе, заключенного в 1961 г. между КНР и КНДР, что приведет к дилемме альянса [3]. Из-за геополитической значимости КНДР Пекин не может игнорировать ее позицию. Поэтому Китаю нужно направлять действия Северной Кореи для защиты своих стратегических интересов и одновременно избегать вовлечения в нежелательные конфликты с другими государствами [4]. Более того, если радикальные перемены возникнут в результате объединения Корейского полуострова по инициативе Южной Кореи, Россия и Китай могут потерять «буферную зону» между ними США. Этот сценарий сильнее всего беспокоит обе страны.

Нестабильность в приграничном регионе также может оказать негативное влияние на экономику России и Китая. В частности, дальневосточная политика российского правительства, называемая «Восточный поворот», направлена на сбалансированное развитие всей территории страны путем совершенствования инфраструктуры и вложения инвестиций в малонаселенный регион Дальнего Востока, который может пострадать от осложнений на Корейском полуострове. Таким образом, обе державы осознают, что северокорейский режим должен оставаться стабильным, что выступает предварительным условием в процессе разрешения ядерной проблемы с точки зрения геополитических аспектов, таких как управление пограничным государством и поддержание «буферной зоны».

Москва и Пекин участвуют в процессе урегулирования северокорейской ядерной проблемы на основе упомянутых трех положений. Такая позиция влияет на политику обеих стран в отношении Северной Кореи и выступает в качестве предпосылки принимаемых мер. Исходя из изложенного, государства имеют следующие черты общей стратегии по разрешению данного вопроса.

Во-первых, РФ и КНР предлагают мирный метод преодоления северокорейского ядерного кризиса путем многосторонних дипломатических переговоров. Данное политическое стремление зафиксировано в заявлении, содержащем совместную инициативу, основанную на китайских идеях:

- «двойное замораживание»: прекращение ракетно-ядерной деятельности КНДР и крупномасштабных совместных учений США и Республики Корея одновременно;

- «параллельное продвижение» к денуклеаризации Корейского полуострова и формированию на его территории действенного «механизма мира»;

- дорожная карта - российский поэтапный план урегулирования рассматриваемой проблемы [5].

Дорожная карта, составленная Москвой, включает последовательную схему продвижения участников взаимоотношений к диалогу без предварительных условий. Китайская сторона заявила, что она поддерживает эту идею [6]. В апреле 2018 г. министр иностранных дел Китая Ван И в заявлении, сделанном после встречи с министром иностранных дел России С. Лавровым, предложил сформировать механизм мира и безопасности в Северо-Восточной Азии [7]. По мнению представителей РФ и КНР, не только вовлеченные государства СВА обеспечат свою безопасность с помощью этого инструмента, но и КНДР сможет защититься от внешних угроз, которые способны привести к нестабильности в стране, включая угрозу вооруженного вмешательства США.

Во-вторых, несмотря на то что Россия и Китай присоединяются к санкциям, введенным мировым сообществом против КНДР, они критикуют их уровень и метод исполнения. Поэтому, частично соблюдая экономические санкции, обе страны придерживаются политической стратегии поддержки северокорейского режима посредством осуществления непрерывной экономической деятельности с КНДР. Власти РФ и КНР полагают, что санкции высокого уровня против Северной Кореи, направленные на изоляцию государства, угрожают самому существованию режима КНДР.

Правительство Китая, например, заявило, что прекратило импорт угля из Северной Кореи с февраля 2017 г., таким образом, вывоз данного сырья из КНДР уменьшился более чем наполовину в первом квартале 2017 г. Тем не менее это не остановило увеличение объемов общего импорта из КНДР на 18,0 % за указанный период [8], суммарный товарооборот между двумя странами возрос на 37,4 % по сравнению с цифрами за первый квартал 2016 г. [9]. 28 сентября 2019 г. была открыта скоростная автомагистраль Тунхуа - Цзянь, которая соединяет северокорейский Манпо и китайский Цзянь и обеспечивает повышение эффективности грузоперевозок [10]. Строительство путепровода финансировалось китайском фондом, кроме того, Си Цзиньпин во время визита в КНДР в июне 2019 г. согласился с Ким Чен Ыном, что необходимо возведение моста через р. Ялуцзян (Амноккан) [11].

Россия также предпринимает совместные с Китаем шаги, направленные на ослабление политики экономической изоляции, проводимой США по отношению к Северной Корее. Так, в марте 2017 г. представители иммиграционного бюро МВД России посетили Пхеньян с целью обсудить увеличение потока северокорейских рабочих в Россию. Кроме того, 11 февраля 2019 г. в Москве состоялась встреча между послом КНДР в РФ и председателем Комитета Совета Федерации по международным делам К. Косачевым - участники обсуждали экономическое сотрудничество и гуманитарную помощь с российской стороны [12]. При этом РФ и КНР не в полной мере соблюдают экономические санкции, поскольку убеждены, что они не должны в корне нарушать стабильность северокорейского режима.

В-третьих, Россия и Китай выступают против одностороннего подхода США к решению северокорейской проблемы, в частности уверенно критикуют возможность военного вмешательства Америки. Военное сотрудничество РФ и КНР значительно расширилось в связи с тем, что Соединенные Штаты допускают возможность нанесения превентивного ядерного удара по КНДР.

Так, в апреле 2018 г. новый министр обороны Китая Вэй Фэнхэ выбрал Россию в качестве страны для осуществления своей первой зарубежной поездки. Он присутствовал на конференции по международной безопасности в Москве в сопровождении ряда высокопоставленных военных чиновников, а также проводил переговоры с министром обороны РФ С. Шойгу. Этому визиту стоит уделить отдельное внимание. В частности, Вэй Фэнхэ отметил, что прибыл в РФ, «чтобы показать всему миру уровень китайско-российского военного сотрудничества» и «дать знать американцам о тесных связях вооруженных сил Китая и России» [13].

Совместные военные учения РФ и КНР также заслуживают особого внимания. В частности, в сентябре 2018 г. Россия провела крупнейшие со времен холодной войны учения на Дальнем Востоке под названием «Восток-2018», в которых приняли участие и китайские военные. А. Гу-баев, исследователь Московского центра Карнеги, расценил это как доказательство того, что обе страны, которые всего несколько десятилетний назад считали друг друга враждебными, фактически превратились в союзников. Между тем совместная деятельность в данной сфере в основном осуществлялась в рамках Шанхайской организации сотрудничества, но в этот раз РФ впервые пригласила на внутренние военные учения иностранные войска даже не членов Организации договора о коллективной безопасности [14].

Кроме того, 3 мая 2018 г. два российских военных самолета вошли в зону опознавания противовоздушной обороны Республики Корея во время российско-китайских военно-морских учений «Морское взаимодействие - 2019». В июле, августе и октябре 2019 г. китайские и российские самолеты еще раз нарушили воздушное пространство РК. Подобные военные провокации свидетельствуют о противостоянии России и Китая Соединенным Штатам или усилиям военного союза РК -США. Это подразумевает, что в случае если Штаты в одностороннем порядке решат вторгнуться в Северную Корею или развернут военную деятельность в Северо-Восточной Азии, РФ и КНР не будут сидеть сложа руки и предпримут совместные усилия по противодействию США.

Данные примеры доказывают, что политические стратегии РФ и КНР, направленные на де-нуклеаризацию и создание мира на Корейском полуострове, совпадают, и на этой основе устанавливаются тесные взаимоотношения стран. Другими словами, сотрудничество по ядерной проблеме рассматривается, с одной стороны, как общая реакция на одностороннее решение США, с другой - как стремление активно участвовать в формировании геополитической архитектуры СВА путем влияния на урегулирование процесса разоружения КНДР.

В результате анализа политики РФ и КНР в отношении северокорейской ядерной проблемы можно предположить, что по крайней мере в кратко- и среднесрочной перспективе сотрудничество между двумя странами будет продолжаться. Чтобы адекватно оценить международный порядок в Северо-Восточной Азии и выработать пути решения данного вопроса, необходимо тщательно изучить аспекты российско-китайских взаимоотношений.

Тем не менее следует с осторожностью относиться к упрощению анализа обстановки в СВА. На международной арене сотрудничество государств носит временный и ограниченный характер. Хотя российско-китайское взаимодействие в данный момент очевидно, оно не является постоянным. Кроме того, это не означает, что национальные интересы двух стран полностью совпадают. Таким образом, правительство РК должно верно интерпретировать различные аспекты российско-китайских отношений, чтобы в полной мере использовать возможности двустороннего сотрудничества в целях реализации «механизма мира» на Корейском полуострове.

Ссылки и примечания:

1. Haynes S.T. China's Nuclear Threat Perception // Strategic Studies Quarterly. 2016. Vol. 10, no. 2. P. 25-62.

2. Стефанович Д. КНДР и ядерное нераспространение: смертельный удар или шоковая терапия? [Электронный ресурс] // Сайт Российского совета по международным делам. 2018. 23 янв. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/an-alytics/kndr-i-yadernoe-nerasprostranenie-smertelnyy-udar-ili-shokovaya-terapiya/#detail (дата обращения: 13.04.2020).

3. Согласно концепции дилеммы альянса, предложенной американским политологом Г. Снайдером, союзники сталкиваются с напряженностью, обусловленной рисками отторжения и втягивания. Иными словами, взаимодействующие стороны видят перспективы как вовлечения в нежелательные конфликты с другими государствами, так и дистанцирования от партнеров.

4. Park Hong Seo. China's Management of Alliance Dilemma over the Nuclear Crisis in the Korean Peninsula: Its Theory and Practice // The Korean Journal of International Studies. 2006. Vol. 46, no. 1. P. 103-122.

5. Совместное заявление Министерства иностранных дел Российской Федерации и Министерства иностранных дел Китайской Народной Республики по проблемам Корейского полуострова [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства иностранных дел РФ. 2017. 4 июля. URL: https://www.mid.ru/web/guest/maps/kr/-/asset_pub-lisher/PR7U bfss NI mL/content/id/2807662 (дата обращения: 13.04.2020).

6. Китай поддерживает предложенную Россией «дорожную карту» по проблеме КНДР [Электронный ресурс] // РИА «Новости». 2017. 28 июня. URL: https://ria.ru/20170628/1497435005.html (дата обращения: 13.04.2020).

7. Adhering to the «Dual-Track Approach»: The Realization of Denuclearization of the Korean Peninsula and the Establishment of Peaceful Mechanism on the Korean Peninsula [Электронный ресурс] // Ministry of Foreign Affairs of the People's Republic of China. 2018. April 4. URL: https://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/zxxx_662805/t1548991.shtml (дата обращения: 13.04.2020).

8. Mullen J. China is Squeezing North Korea - But Not Too Hard [Электронный ресурс] // CNN. 2017. April. URL: https://money.cnn.com/2017/04/24/news/economy/north-korea-china-pressure-trump (дата обращения: 13.04.2020).

9. Ramani S. What's Behind Sino-Russian Cooperation on North Korea? [Электронный ресурс] // The Diplomat. 2017. April 27. URL: https://thediplomat.com/2017/04/whats-behind-sino-russian-cooperation-on-north-korea (дата обращения: 13.04.2020).

10. New Highway in China Connects Inland to N. Korean Border [Электронный ресурс] // KBS World. 2019. Sept. 27. URL: http://world.kbs.co.kr/service/news_view.htm?lang=e&Seq_Code=148320 (дата обращения: 13.04.2020).

11. Й2К..ВД o| = tg [Электронный ресурс] // VOA. 2019. Sept. 12. URL: https://www.voako-rea.com/a/5079765.html (дата обращения: 13.04.2020).

12. К. Косачев: Представители трех ключевых комитетов СФ посетят с визитом КНДР в текущем году [Электронный ресурс // Официальный сайт Совета Федерации. 2018. 9 сент. URL: http://council.gov.ru/events/news/101444/?hl=КНДР (дата обращения: 13.04.2020).

13. O'Connor T. China Military Tells Russia 'We've Come To Support You' Against U.S. [Электронный ресурс] // Newsweek. 2018. April 3. URL: https://www.newsweek.com/china-military-tells-russia-weve-come-support-you-against-us-870070 (дата обращения: 13.04.2020).

14. Gabuev A. Russia is Moving Deeper into China's Embrace [Электронный ресурс] // Carnegie Moscow Center. 2018. Sept. 11. URL: https://carnegie.ru/2018/09/11/russia-is-moving-deeper-into-china-s-embrace-pub-77296 (дата обращения: 13.04.2020).

Редактор: Тюлюкова Мария Олеговна Переводчик: Кочетова Дарья Андреевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.