Научная статья на тему 'ЦЫГАНЕ В ЛЕНИНГРАДЕ (1920-е – 1930-е гг.): Социальное положение цыган'

ЦЫГАНЕ В ЛЕНИНГРАДЕ (1920-е – 1930-е гг.): Социальное положение цыган Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
233
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цыгане / Дом народов Востока / Санкт-Петербург / Петроград / Ленинград / ликвидация неграмотности (ликбез) / аккультурация / Gypsies / Leningrad / Saint-Petersburg / Petrograd / House of the peoples of the East / socialization / acculturation / elimination of illiteracy

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Смирнова Тамара Михайловна

Объектом исследования является цыганское население СССР, предметом исследования – положение цыган в советском довоенном ПетроградеЛенинграде (1920-е – 1930-е гг.). По материалам официальных переписей населения 1920, 1923, 1926 и 1939 гг. рассматривается динамика численности цыганского населения ПетроградаЛенинграда. На основании переписи цыган, проведенной в конце 1934 – начале 1935 г. цыганской секцией Дома народов Востока, анализируется количественный и качественный состав цыганского населения Ленинграда: социальное положение, этническая идентификация, место рождения, занятость, грамотность, партийность. Выявлены адреса компактного проживания цыган в городе. Изучена деятельность цыганской секции по социализации цыган в 1930-е гг.: трудоустройство, ликвидация неграмотности, переход кочевых цыган на оседлый образ жизни. Научная новизна исследования состоит в изучении демографического состава и условий жизни цыганского населения ПетроградаЛенинграда, а также усилий цыганских активистов по его социально-культурной адаптации (аккультурации) в большом городе. В научный оборот вводятся документы Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга (Ф. 258 – объединенный фонд национальных домов просвещения) и Центрального государственного архива историко-политических документов Санкт-Петербурга (Ф. 16 – фонд губернского комитета РКП(б) – ВКП(б)). Работа является частью комплексного исследования социально-культурной жизни национальных меньшинств Санкт-Петербурга в советский довоенный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GYPSIES OF LENINGRAD in 1920s – 1930s Social status of Gypsies

The object of the study is the Gypsy population of the USSR; the subject of the article is social status of Gypsies in Leningrad in 1920s – 1930s. Gypsies population dynamics analyses based on census results of 1920, 1923, 1926 and 1939. Quantitative and qualitative composition of Gypsies population is considered according to the results of specifiс census conducted in 1934–1935. Social status, ethnic identity, place of birth, employment, literacy, party membership and places of cohabitation (inside Leningrad) are also considered. Activity of Gypsies socialization department is studied: employability, elimination of illiteracy, transition to a sedentary lifestyle. Studying Gypsies demographic structure, living conditions and archival documents are the matter of scientific novelty of the article. The article is part of a comprehensive research of Saint-Petersburg national minorities’ social and cultural life in soviet pre-war time.

Текст научной работы на тему «ЦЫГАНЕ В ЛЕНИНГРАДЕ (1920-е – 1930-е гг.): Социальное положение цыган»

DOI 10.24412/с1-36990-2022-1-148-167

ЦЫГАНЕ В ЛЕНИНГРАДЕ (1920-е -1930-е гг.): Социальное положение цыган

СМИРНОВА Тамара Михайловна,

доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры истории и философии Гуманитарного факультета Государственного университета аэрокосмического приборостроения (ГУАП) (г. Санкт-Петербург) mokva@inbox.ru

Аннотация. Объектом исследования является цыганское население СССР, предметом исследования - положение цыган в советском довоенном Петрограде - Ленинграде (1920-е - 1930-е гг.). По материалам официальных переписей населения 1920, 1923, 1926 и 1939 гг. рассматривается динамика численности цыганского населения Петрограда - Ленинграда. На основании переписи цыган, проведенной в конце 1934 - начале 1935 г. цыганской секцией Дома народов Востока, анализируется количественный и качественный состав цыганского населения Ленинграда: социальное положение, этническая идентификация, место рождения, занятость, грамотность, партийность. Выявлены адреса компактного проживания цыган в городе. Изучена деятельность цыганской секции по социализации цыган в 1930-е гг.: трудоустройство, ликвидация неграмотности, переход кочевых цыган на оседлый образ жизни.

Научная новизна исследования состоит в изучении демографического состава и условий жизни цыганского населения Петрограда - Ленинграда, а также усилий цыганских активистов по его социально-культурной адаптации (аккультурации) в большом городе. В научный оборот вводятся документы Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга (Ф. 258 - объединенный фонд национальных домов просвещения) и Центрального государственного архива историко-политических документов Санкт-Петербурга (Ф. 16 - фонд губернского комитета РКП(б) - ВКП(б)).

Работа является частью комплексного исследования социально-культурной жизни национальных меньшинств Санкт-Петербурга в советский довоенный период.

Ключевые слова: цыгане, Дом народов Востока, Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград, ликвидация неграмотности (ликбез), аккультурация.

GYPSIES OF LENINGRAD in 1920s - 1930s Socialstatus of Gypsies

Tamara M. SMIRNOVA,

Doctor of Historical Sciences, Prof., D. Sc., St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation - SUAI mokva@inbox.ru

Abstract. The object of the study is the Gypsy population of the USSR; the subject of the article is social status of Gypsies in Leningrad in 1920s -1930s. Gypsies population dynamics analyses based on census results of 1920, 1923, 1926 and 1939. Quantitative and qualitative composition of Gypsies population is considered according to the results of specific census conducted in 1934-1935. Social status, ethnic identity, place of birth, employment, literacy, party membership and places of cohabitation (inside Leningrad) are also considered. Activity of Gypsies socialization department is studied: employability, elimination of illiteracy, transition to a sedentary lifestyle.

Studying Gypsies demographic structure, living conditions and archival documents are the matter of scientific novelty of the article. The article is part of a comprehensive research of Saint-Petersburg national minorities' social and cultural life in soviet pre-war time.

Keywords: Gypsies, Leningrad, Saint-Petersburg, Petrograd, House of the peoples of the East, socialization, acculturation, elimination of illiteracy.

ПЕРВОЕ ПОЯВЛЕНИЕ ЦЫГАН в окрестностях Петербурга относится к 30-м гг. XVIII в. В 1733 г. был издан сенатский указ, согласно которому цыганам позволялось в Ингерманландии «жить и торговать лошадьми; а так как они показали себя здешними уроженцами, то предписано было включить их в подушную перепись там, где жить пожелают, и положить в раскладку [налогов] на Конной Гвардии полк» [Деметер 2000: 187]. В XIX в. появляются первые цыганские хоры, ставшие впоследствии наряду с торговлей одним из распространенных занятий городских цыган. Летом в окрестностях Петербурга располагались цыганские таборы из разных регионов России, члены которых были в основном ремесленниками. По материалам Всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. в Санкт-Петербурге и ближайших пригородах проживало 183 чел. цыган (по родному языку), из них 63 человека были экономически самостоятельными, а 60 являлись иждивенцами - членами семьи. При этом обработкой металлов занимались только 2 чел. (при 6 иждивенцах), торговлей живым скотом - 7 чел. (при 20 иждивенцах), а большинство были занесены в строку переписи «Трактиры, гостиницы, меблированные комнаты и клубы» - там работали 16 мужчин и 18 женщин, содержавших 19 членов семей [Первая 1903: 226-227]. Очевидно, что эти 34 человека и были участниками цыганских хоров.

В разделах «национальный состав» переписей населения строка «цыгане» часто дополнялась пометкой «точной численности установить не удалось» -своеобразные особенности жизни этноса затрудняли подсчет. Однако сравнение статистических данных разных лет позволяет выявить динамику численности цыганского населения, в данном случае - в советском довоенном Петрограде - Ленинграде.

По Всероссийской переписи населения 28 августа 1920 г. в значительно обезлюдевшем Петрограде было учтено всего 32 цыгана (13 мужчин и 19 женщин), в том числе в Нарвско-Петергофском районе - 18, Петроградском - 6, Первом Городском - 5, Выборгском и Втором Городском - по 1, и еще 1 человек был в пути - в поезде [Материалы 1921: 64-65]. Но уже через два с половиной года, 15 марта 1923 г., Всероссийская перепись городского населения зафиксировала в Петрограде 379 цыган - 175 мужчин и 204 женщины [Материалы 1925: 236]. Следующие статистические данные - уже из первой Всесоюзной переписи населения 17 декабря 1926 г.: в Ленинградской губернии проживало 1071 чел. цыган, в том числе в Ленинграде - 262 чел. (114 мужчин и 148 женщин) [Демоскоп 2015-1].

В ходе проведения переписи в декабре 1926 г. начальники районных отделений милиции Ленинграда представили в городской отдел здравоохранения сведения о цыганах, проживающих в городе [ЦГАИПД СПб.: 1]. На территории, подведомственной семи районным отделам милиции (№ 1, 2, 9, 10, 14, 15, 17), насчитывалось более 170 человек цыган, но сведения были весьма приблизительные: по шести из 18 известных адресов количество проживающих было неизвестно. Все адреса - бывшие торговые помещения, из них три заняты

совершенно официально, по ордеру отдела коммунального хозяйства, один -«самочинно», а об остальных не сказано ничего.

На Екатерингофском проспекте, 115 (в настоящее время проспект Римско-го-Корсакова) проживала одна семья, количество домочадцев и откуда прибыла - неизвестно;

наб. Фонтанки, 109 (два помещения) - 7 чел. иностранных подданных, прибыли из Греции, из г. Корфу;

ул. Расстанная, 3а - 13 чел., откуда - неизвестно;

ул. Лиговская (ныне Лиговский проспект), дома 172, 174, 176, 178 - количество проживающих и откуда прибыли - неизвестно;

ул. Екатеринославская (ныне ул. Днепропетровская), 63 - такие же неполные сведения;

ул. Глазовая (ныне ул. Константина Заслонова), дома 9 и 11 - лица, прибывшие из Бессарабии, около 15 и около 10 чел. соответственно;

ул. Достоевского, 19 - около 10 чел. из Бессарабии;

Васильевский остров (В. О.), 16-я линия, 35 - 11 чел., откуда - неизвестно;

В. О., Средний пр., 67/32 - 17 чел. из Москвы;

В. О., 4-я линия, 15 - 50 чел., беженцы из Молдавии, заняли помещение без разрешения;

В. О., 8-я линия, 19 - беженцы из Молдавии, количество не установлено;

В. О., угол Съездовской линии и Среднего пр., 25/10 - 13 чел. из Москвы;

ул. М. Белозерская (ныне ул. Кропоткина), дома 9/1 и 13 - 24 чел., откуда -неизвестно.

1 октября 1926 г. вышло постановление Президиума ЦИК и СНК «О мерах содействия переходу кочующих цыган к трудовому оседлому образу жизни», в котором предлагалось: «1. Принять меры к первоочередному льготному наделению землей цыган, желающих перейти к оседлому образу жизни. 2. В случаях отвода земли цыганам в сельских местностях на цыган распространяются все льготы, установленные для переселенцев, причем условия и порядок выдачи ссуд цыганам, желающим перейти к оседлому образу жизни, определяются законодательством союзных республик» [Постановление 1926]. Для реализации этого постановления на республиканском уровне 20 февраля 1928 г. был принят соответствующий нормативный документ - постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О наделении землей цыган, переходящих к трудовому оседлому образу жизни», гарантирующее льготы переселенцам [Постановление 1928]. Народный Комиссариат земледелия РСФСР установил определенный минимум материального имущественного обеспечения, которым должна была располагать каждая семья переселенцев, - он составлял от 600 до 900 рублей на семью [Килин 2005: 208].

Предпринимаемые меры вызвали определенный интерес у кочующих цыган, отмечалось увеличение притока таборов в крупные центры страны.

В Ленинграде особенно много цыган появилось летом 1928 года. Они ставили свои палатки в Старой Деревне, Озерках, на Лахте. Откликом на появление цыганских таборов стала заметка Е. Катерли «Бродячее племя» в «Ле-

нинградской правде» от 28 июля. «Цыганский табор в Озерках - паяльно-лу-дильная артель, харьковская "спилка" - как бы конкурент "Красного Выборж-ца" Антисанитария, голые дети... Староста Михо. Табор из Сербии, ушел в 1915 году, были на Украине, хотят за границу, а виза стоит 230 рублей (одна). И иностранных паспортов нет (у Михо - есть: французский, Мишель». Автор характеризует реальных, а не романтизированных традицией цыган: «...некультурные грязные люди, осколок, который все еще никак не может найти себе применение в общем процессе социалистической стройки. Это нацменьшинство нужно перевоспитать осторожно и внимательно, научить грамоте, гигиене, труду. Но все же: гнать или прикрепить к земле? Общий вывод: "Вопрос злободневный - делать что-то надо"» [Катерли 1928].

В марте 1928 г. в Ленинграде был открыт Дом просвещения народов Востока (ДПНВ), называвшийся также Домом народов Востока. Здесь проводилась политико- и культурно-просветительная работа среди трех десятков национальностей, в числе которых были и цыгане. В 1932 г. в ДПНВ была создана цыганская секция, первым руководителем которой был Н. Васильев. В январе 1935 г. он написал заметку в стенгазету ДПНВ под названием «Моя автобиография».

Вот что в ней говорилось: «По национальности - цыган, родился в 1901 г. в городе Ленинграде. Родители - цыгане-артисты, работали в цыганском хоре в ресторане. Окончил городскую школу и 5 классов Коммерческого училища. В 1918 г. иду добровольцем на фронт и до 22 года, т. е. в течение 5 лет на Восточном фронте пулеметчиком, в 1922 г. демобилизовался. В Ленинграде меня избирают на общем цыганском собрании в Горком эстрады Сорабиса [Союз работников искусств] делегатом и затем членом Горкома эстрады. Здесь я массу цыган провел в члены Союза. Работал в хоре до 1926 года. Затем иду на производство чернорабочим, кондуктором, вагоновожатым и в 1931 году вступаю в ряды Коммунистической партии. Окончил курсы сберегательного дела и Райкомом ВКП(б) послан в район в качестве Зав. Райсберкассой.

Все эти годы, с 1922 года, вел работу среди цыган в таборах пригорода, также и среди городских цыган. В 1932 году организовал инициативную группу цыган и при Доме Народов Востока организовали цыганскую секцию. Я работал заведующим цыганской секции до 1934 года. Организовал транспортную артель "НЭВО ДРОМ", красный уголок в Новой Деревне, художественный кружок (агитбригаду цыган) и работал по переводу песен "Песенка нацмена", "Начеку', "Партизанская" и т. д. С 1934 года веду литературную работу и не покидаю оргработу среди цыган по сие время. Основная работа на производстве» [ЦГАЛИ СПб.: 1].

Но не все цыгане могли так позитивно оценить свой ленинградский опыт начала 1930-х гг.. После введения паспортизации населения в конце 1932 г. началась «чистка» больших городов, и часть цыган из Ленинграда выселили в отдаленные районы страны.

Активисты цыганской секции ДПНВ в конце 1934 - начале 1935 г. самостоятельно провели перепись ленинградских цыган, материалы кото-

рой хранятся в Центральном государственном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб.), фонд 258 - объединенный фонд национальных Домов просвещения. Проводимая на общественных началах и малограмотными людьми (записи изобилуют огромным количеством невероятных ошибок), эта перепись не дает точных сведений о численности цыганского населения Ленинграда, однако дает представление о составе цыган [ЦГАЛИ СПб.: 2].

Списки переписи представляют собой листы разного размера и вида - из блокнота, тетради, амбарной книги; есть длинные «простыни», склеенные из нескольких листов большого формата. Записи делались химическим карандашом, только два листа частично заполнены фиолетовыми чернилами; часть записей неразборчива. Кроме фамилии и имени, переписчики записывали год рождения или возраст, адрес, место работы, отмечали грамотность, партийность (включая членство в комсомоле) и «какой нации цыган». Одна из важнейших для того времени характеристик человека - социальное происхождение - у большинства определено просто: цыган, у нескольких человек -молдаван. Записи велись по семьям, в большинстве случаев фиксировались данные каждого из членов семьи, но есть и варианты, когда к данным главы семьи добавлено просто количество членов семьи («3 человека», «4 человека», «7 человек»).

Общее количество учтенных лиц определить не удается, поскольку на листах переписи, кроме более-менее полных данных опрашиваемых, встречаются просто цифровые показатели. Так, есть запись «Центральный район 627 человек», но никаких других данных по этому району не приведено. Кроме того, есть различные количественные несоответствия: подсчет фамилий не совпадает с указанными в некоторых местах итоговыми цифрами, часть данных дублируется. В связи с этим разброс количественных данных огромен: пофамильно (вместе с числом членов семей) учтено менее 450 человек, а если сложить все приведенные цифры, получается почти 1300 человек.

Отмеченные в этой переписи районы проживания цыган - Центральный (627 чел.), Большая Охта (239 чел.), Новая Деревня (56 чел.), Московский, Нарв-ский, Пригородный, Выборгский. На Охте по трем адресам - улицы Исаковская, 16, и Чернавская, 18 и 20 - проживали до 149 цыган. В Ленинграде даже существовало Жилищное управление нацменьшинств (оттиск печати на справке по ул. Исаковской).

Возраст или год рождения опрашиваемых указаны не во всех списках, в имеющихся данных самой младшей - Ольге Колдараз - было 8 дней от роду, а самому старшему - 61 год (1873 год рождения). У части опрошенных указано место рождения: город Вендель (Саар), Подольская губерния, Виленская губерния, Новгородская губерния, Северный округ, Псковский округ, Западная область, Ленинградская область, Ленинград, Сибирская область (так), БССР, город Остров, Одесса, Старая Русса и др.

Поскольку цыгане принадлежат к различным этническим группам, переписчики ввели графу «Какой нации цыган». Здесь перечислены: латыши,

украинцы, румыны, греки, русские цыгане, а также «винигерцы», «сербияны», «татарины», «итолиянцы», «шары», «малдаване», а два человека названы «цы-ган-малдаван».

Набор фамилий в читаемых списках следующий: Абавуровы, Банарови-чи, Банковские, Бадоманины, Буздыкаловы, Буркевичи, Васильевы, Гаврило-вы, Галкины, Герасименко, Гоман, Гранчина, Григорьевы, Деметер, Дмитриевы, Жмура, Зубовы, Ибрагимовы, Ивановы, Канкаловы, Каць, Коваленко, Колда-разы (Колдерас), Красногорский, Лебедевы, Липуновы, Лужанские, Мазар, Ма-каревичи, Матвеевы, Михаи, Оглу, Орловские, Поляковы, Риста, Симоновы, Стоцкий, Тазылова, Тарановы, Ткачевы, Фома, Христовы, Цибульский, Шара-новы и др.

Из всего количества пофамильно учтенных цыган работающих было всего 62 человека, остальные - иждивенцы, домохозяйки, безработные; грамотных -21, малограмотных (учитывались отдельно) - 16, учащихся - только 5 человек. Нашелся и один комсомолец - рабочий Цибульский.

Место работы: рабочие («взаводе»), служащий, «вансамбли», «варцяли», «вбуфеты», «вфабрик», «снабжение», дворник, водопроводчик, банщик, зав. красным уголком, Карбюраторный з-д, Электроприбор, военная база, пожарная охрана. Еще часть записей неразборчива.

Огромное количество безработных и неграмотных среди ленинградских цыган требовало решения двух важнейших задач для их социализации - трудоустройства и ликвидации неграмотности.

Трудоустройство обеспечивалось в основном созданием производственных цыганских артелей. В 1931 г. на Б. Охте по ул. Васильевской, 14 работала Сербо-румынская артель (председатель Руман), занимавшаяся починкой и лужением медных изделий [Весь Ленинград 1931: 210]. Там же, на Охте, по ул. Исаковской, 16 в 1934 г. в списке ленинградских артелей указана артель по лужению посуды «Нацметаллист» (председатель правления Дмитриев) [Весь Ленинград 1934: 119]. В начале 1930-х гг. была создана транспортная артель «Нэво дром» [ЦГАЛИ СПб.: 1]. В монографии [Де-метер 2000: 209] упомянута самая крупная (до 200 рабочих) цыганская артель «Нацменбыт», в которой изготовляли котлы, железные бочки и другие металлические изделия, и приведена дата ее организации - 1934 г. Однако на заседаниях бюро цыганской секции Дома народов Востока в 1935 г. об этой артели не упоминалось, в то же время несколько раз поднимался вопрос о необходимости организовать две артели: фасовочно-чулочную для трудоустройства женщин и медно-лудичную (кузнечную) - для мужчин. Для последней уже было подыскано помещение, нуждавшееся в ремонте, средства на которое предполагалось получить от Ленсовета [ЦГАЛИ СПб.: 3]. Сведения о работе артели «Нацменбыт» появляются в документах цыганской секции Дома народов Востока только в 1936 г., в частности, в ноябре на должность заместителя председателя артели «для укрепления» был направлен руководитель цыганской секции Иван Алексеевич Липунов [ЦГАЛИ СПб.: 4].

В 1931-1932 гг. в составе Этнографического театра при Русском музее имелась, наряду с несколькими другими национальными труппами, цыганская труппа из 15 полевых цыган, исполнявших таборные песни в «декоративной обстановке» - под раскинутым шатром. Однако художественная программа Этнографического театра, особенно цыганский репертуар, была подвергнута резкой критике, и распоряжением Ленискусства театр был закрыт. Бывшая цыганская труппа театра в 1932 г. была преобразована в Цыганский художественный ансамбль при Доме народов Востока, позднее - Государственный художественный цыганский ансамбль (ГХЦА) в составе 22 исполнителей. Гастроли ансамбля проходили по всей территории СССР (подробнее см.: [Смирнова 2016: 437-452].

Вопросы трудоустройства неоднократно поднимались на заседаниях бюро и собраниях цыганской секции, но в основном в виде постановки задачи - ходатайствовать перед предприятиями об устройстве цыган на работу, выделить для этого специального члена бюро; «добиваться работы на производстве и квалификации. взяться за труд и оседлость, просить Ленсовет, чтобы он пошел нам навстречу, помог бы нам, так как мы, цыгане, есть отсталые люди»; проверять при приеме на работу в артель мастеров и подручных -«что он за человек», и др. В январе 1935 г. бюро секции постановило: в 1936 г. ликвидировать безработицу среди цыган, чтобы «каждый цыган в гор. Ленина обязательно работал» [ЦГАЛИ СПб.: 3]. В марте 1936 г. было проведено общее собрание цыганской секции с повесткой дня: 1. «О привлечении цыган к труду» и 2. «О ликвидации неграмотности», а также заседание бюро секции с вопросом «О работе среди цыган на производстве» [ЦГАЛИ СПб.: 5]. К сожалению, более конкретных данных о трудоустройстве цыган в документах цыганской секции не имеется, да и вряд ли эта задача могла быть выполнена за два года.

Занятые на «большом» производстве цыгане участвовали в общих трудовых кампаниях, и достижения некоторых отмечались в Доме народов Востока. Так, на торжественном заседании в ноябре 1935 г., посвященном 18-й годовщине Октябрьской революции, прозвучали фамилии двух Иванов Ивановичей - кузнеца отдела капитального строительства Балтийского морского пароходства Колдара (Ковдаря) и сборщика Карбюраторно-арматур-ного завода Козлова, а их портреты были помещены на Доску почета ДПНВ [ЦГАЛИ СПб.: 6].

Цыганская секция много занималась вопросами перехода кочующих цыган к оседлому образу жизни, их трудоустройством и вообще правовыми вопросами «по благоустройству» ленинградских цыган. Активисты секции выезжали в цыганские таборы в Ленинградской области, в пяти районах был проведен учет кочующих цыган, велась агитация за образование цыганского колхоза, проводились беседы «Пути оседлости», об улучшении материально-бытовых условий и др. [ЦГАЛИ СПб.: 7]. Непосредственно в Ленинграде такая работа проводилась в основном на Большой Охте и в Новой Деревне. Особо отмечался большой вклад члена бюро цыганской секции с 1933 г., организатора

и руководителя самодеятельного цыганского ансамбля ДПНВ Петра Степановича Деметра - «был инициатором привлечения к оседлой жизни цыган на Б. Охте до 100 семей» [ЦГАЛИ СПб.: 8].

Особенно трудно решался вопрос с ликвидацией неграмотности среди цыган. Даже по сравнению с другими «культурно отсталыми народностями» ситуация среди цыган была значительно хуже. Об этом в августе 1935 г. на собрании цыганской секции ДПНВ с горечью говорил ее заведующий Я. Богданович: «Нужно брать пример с других национальностей, у других национальностей есть студенты и разные квалификации, а почему же у нас нет, потому что мы не могли еще изжить свою цыганщину». Решение этой проблемы активисты видели и в получении образования, и в привлечении цыган к производительному квалифицированному труду [ЦГАЛИ СПб.: 9]. В этот период среди активистов цыганской секции был один студент техникума, работавший на заводе (к сожалению, неясно, на каком именно) - Иван Александрович Марцинкевич [ЦГАЛИ СПб.: 10].

В документах цыганской секции ДПНВ 1934-1937 гг. неоднократно встречается вопрос о ликбезе. Всего упоминаются четыре кружка - при ДПНВ, в Выборгском районе, Новой Деревне и на Охте, при этом постоянно говорится о плохой работе ликбеза, о необходимости привлечь и вернуть в школу учащихся, «серьезное внимание обратить на ликбез, взяться во что бы то ни стало и организовать ликбез», «зимой на занятиях ликбеза у нас не было тетрадей, учебников и карандашей», «ликбезная работа развалилась», «ликбез нам не удался», «проверить ликбез на Охте, занимается или нет» и т. п. [ЦГАЛИ СПб.: 11]. В планах работы секции и ДПНВ фигурируют две-три цыганских школы для взрослых с общим числом учащихся не более 45 чел. Учитывая почти поголовную неграмотность цыганского населения, это всего лишь капля в море. С другой стороны, упорные попытки запустить процесс образования одного из самых проблемных «культурно отсталых» народов заслуживают уважения.

В документах цыганской секции ДПНВ имеется расписание занятий школы для малограмотных на декабрь 1934 г. Занятия проводились по вторым, четвертым и шестым дням шестидневки, по четыре урока в вечернее время с 20 до 23 час. 15 минут. Больше всего учебных часов в месяц - до 20 - отводилось русскому языку, немного уступала арифметика - 18 часов, обществоведение изучали 10 часов, естествознание - 6, географию - 4 часа [ЦГАЛИ СПб.: 12]. Конечно, регулярно посещать школу без отрыва от работы было довольно сложно, чем, видимо, объясняются трудности в ее комплектовании и деятельности.

27 марта 1936 г. общее собрание цыган в ДПНВ приняло резолюцию из двух пунктов: 1) уже к 1 мая «рапортовать секции о поголовном устройстве на работу и участие всего нашего коллектива в полезном социалистическому обществу труде»; 2) «без знания нельзя быть достойными членами социалистического общества и жителем пролетарского центра СССР гор. Ленинграда. Отсюда обязуемся включиться в существующую сеть ликбезов на Охте и в Доме Просвещения Народов Востока, а также организовать ликбез в Петроградском

районе, особое внимание уделяя учебе женщин и молодежи от 14 лет» [ЦГАЛИ СПб.: 13].

Однако названного действующим ликбеза на Охте в это время еще (или уже) не существовало, что следует из переписки ДПНВ с Красногвардейским райсоветом. В ноябре 1936 г. заведующий ДПНВ получил ответ из райсовета на свой запрос по поводу организации ликбеза на Б. Охте: «...для цыган, проживающих в ЖАКТах, можно будет организовать, при достаточном количестве желающих заниматься, самостоятельную группу по линии Жилищной кооперации», которая будет обеспечена педагогами и учебными пособиями [ЦГАЛИ СПб.: 14]. Уже 1 декабря был заключен договор об аренде на 6 месяцев (до 31 мая 1937 г.) помещения для двух групп учащихся-цыган - работников артели «Нацменбыт» в доме № 16 по ул. Исаковской, где проживало 72 чел. цыган. Это помещение - одну комнату в кв. 4 - сдавала проживающая по этому адресу домохозяйка О. П. Кольдерас, получившая за аренду 480 рублей, уплаченные культпросветотделом Красногвардейского райсовета [ЦГАЛИ СПб.: 15].

Лучше обстояло дело с обучением цыганских детей. В Ленинграде работали несколько национальных школ и отделений для национальных меньшинств (финнов, эстонцев, поляков, немцев, евреев, татар), но часть детей обучалась в общих русскоязычных школах. В 1931 г. в Ленинграде было учтено 137 цыган школьного возраста, из них 120 чел. учились в четырех школах: общеобразовательных № 119, 120, 180, больше всего (до 70 чел.) - в ФЗС № 137 [На фронте 1931: 48-49]. При этом многим приходилось ездить в школу издалека - из Новой Деревни, с Большой Охты.

В 1937 г. в Ленинграде было уже 200 цыганских детей школьного возраста «разных диалектов», и цыганская секция ДПНВ обратилась в городской отдел народного образования с ходатайством о создании специальной цыганской группы при неполной средней школе в Красногвардейском районе. Речь шла о проживающих на Охте примерно 70 детях, часть из которых уже училась в названной школе, но недостаточный материальный уровень родителей и «низкий культурно-бытовой уровень среды, в которой растут дети (при слабой разъяснительной работе школьных учреждений)» мешали их полному охвату школьным образованием. В связи с этим ДПНВ ходатайствовал о материальной поддержке учащихся - обеспечении учебными пособиями и завтраками. Необходимость создания цыганского отделения при общеобразовательной школе мотивировалась еще одним обстоятельством - это дети «одного цыганского диалекта», что создавало благоприятную возможность обучения на родном языке. ДПНВ предлагал также кандидатуру учителя - Аверьяна Козловского, цыгана по национальности, имеющего педагогическое образование [ЦГАЛИ СПб.: 16]. Вероятнее всего, данное предложение не было реализовано в связи с ликвидацией практически всех форм организованной культурной жизни национальных меньшинств в Ленинграде в конце 1937 - начале 1938 г.: национальных школ и техникумов, домов просвещения, печати, театров.

По данным Всесоюзной переписи населения 1939 г., в Ленинграде учли 910 цыган, в Ленинградской области - 4546 [Демоскоп 2015-2].

Во время Второй мировой войны нацисты истребляли цыган как «расово чуждую» группу. В окрестностях Ленинграда было уничтожено не менее 700 цыган, попавших в зону оккупации [Друц 1990: 326-327].

По переписи 1989 г. в Ленинграде зафиксировали около 1800 цыган, в 2002 г. уже в Петербурге - 1278, а в 2010 г. - 890 цыган. Есть мнение, что в начале XXI в. в Санкт-Петербурге и Ленобласти проживают примерно 5 тыс. цыган [Бессонов 2002: 818]. В Петербурге зарегистрированы цыганские национально-культурные общества, работают цыганские ансамбли. По традиции, в Международный день цыган 8 апреля они демонстрируют лучшее из своей самобытной культуры.

История цыганской этнической группы в Санкт-Петербурге до настоящего времени освещена очень фрагментарно как в научной, так и в популярной литературе. Изучение вопросов социокультурной адаптации цыган в советском довоенном Петрограде - Ленинграде в определенной мере заполняет пробелы исторического знания по этому вопросу и может дополнить общее цыганове-дение.

Список источников и литературы

Бессонов 2002 - Бессонов Н. В. Цыгане // в кн.: Многонациональный Петербург: История. Религия. Народы / Науч. ред. И. И. Шангина. СПб.: Искусство - СПб, 2002. С. 805-820.

Весь Ленинград 1931 - Весь Ленинград: адресная и справочная книга на 1931 год. Л.: Изд-во Ленинградского Облисполкома и Ленинградского Совета, 1931. - 1262 с.

Весь Ленинград 1934 - Весь Ленинград: адресная и справочная книга: 1934: с прил. нового пл. Ленинграда. Л.: Изд-во Леноблисполкома и Ленсовета, 1934. - 1205 с.

Деметер 2000 - Деметер Н., Бессонов Н., Кутенков В. История цыган -новый взгляд / Под ред. проф. Г. С. Деметера. Воронеж: ИПФ «Воронеж», 2000. - 336 с.

Демоскоп 2015-1 - Демоскоп Weekly. Приложение. Справочник статистических показателей / Ин-т демографии НИУ-ВШЭ. № 657-658. 2015. 5-18 окт.

Демоскоп 2015-2 - Демоскоп Weekly. Приложение. Справочник статистических показателей / Ин-т демографии НИУ-ВШЭ. № 655-656. 2015. 21 сент. - 4 окт.

Друц 1990 - Друц Е., Геслер А. Цыгане: Очерки. М.: Советский писатель, 1990. - 336 с.

Катерли 1928 - Катерли Е. Бродячее племя // Ленинградская правда. 1928. 28 июля.

Килин 2005 - Килин А. П. Политика перевода цыган на оседлый образ жизни: проблемы реализации (1926-1937) // Документ. Архив. История. Современность. Екатеринбург, 2005. Вып. 5. С. 187-226.

Материалы 1921 - Материалы по статистике Петрограда и Петроградской губернии. Вып. 5-й. Пг.: Госиздат, 1921. - 151 с.

Материалы 1925 - Материалы по статистике Ленинграда и Ленинградской губернии. Вып. 6. Л.: [Б. и.], 1925. - 276 с.

На фронте 1931 - На фронте коммунистического воспитания (Л.). 1931. № 6-7. Дек. С. 48-49.

Первая 1903- Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. / под ред. [и с предисл.] Н. А. Тройницкого. 37: Город С.-Петербург. Тетр. 2 и последняя. 1903. XXXII, 261, [4] с.

Постановление 1926 - Постановление ЦИК и СНК СССР от 1 октября 1926 г. «О мерах содействия переходу кочующих цыган к трудовому оседлому образу жизни» [Электронный ресурс]. URL: https://client.consultant. ru/site/list/?id=1013543743 (дата обращения: 01.12.2021).

Постановление 1928 - Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 20 февраля 1928 года «О наделении землей цыган, переходящих к трудовому оседлому образу жизни» [Электронный ресурс]. URL: https://client.consultant. ru/site/list/?id=1013543772 (дата обращения: 01.12.2021).

Смирнова 2016 - Смирнова Т. М. Театральная жизнь многонационального Петрограда - Ленинграда 1917-1941. СПб.: Чистый лист, 2016. -544 с.: ил.

Архивные материалы

ЦГАИПД СПб.: 1 - Центральный государственный архив историко-поли-тических документов Санкт-Петербурга. Ф. 16. Оп. П. Д. П070 - ЛенГубком ВКП(б). Агит.-проп. отдел, п/о нацменьшинств. - Л. 1-1 об. Сведения о количестве цыган, проживавших в г. Ленинграде на 29/Х11-1926 г.

ЦГАЛИ СПб.: 1 - Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга. Ф. 258. Оп. 6. Д. 30. Заметки в стенгазету ДПНВ. 1935 г. Л. 34. Цыганская секция. Н. Васильев. Моя автобиография.

ЦГАЛИ СПб.: 2 - Там же. Д. 9 - Дом народов Востока. Протоколы. Планы работ цыганской секции. - Л. 1-4 об., 10-19 об. Списки переписи цыганского населения г. Ленинграда.

ЦГАЛИ СПб.: 3 - Там же. Л. 5-5 об. Протокол Бюро цыганской секции от 6 января 1935 г.; Л. 20. То же (без даты); Л. 23. Протокол собрания цыганской секции от 10 августа 1935 г.

ЦГАЛИ СПб.: 4 - Там же. Л. 47-47 об. Протокол Бюро цыганской секции от 18 ноября 1936 г.

ЦГАЛИ СПб.: 5- Там же. Л. 43-44. План работы на март месяц 1936 г. цыганской секции ДПНВ.

ЦГАЛИ СПб.: 6- Там же. Л. 25-25 об. Протокол Бюро цыганской секции от 16 октября 1935 г.

ЦГАЛИ СПб.: 7- Там же. Л. 5 об.; Д. 8. Об итогах зимней и летней работы по ДПНВ. Л. 1. Акт обследования состояния работы ДПНВ за осенне-зимний период 1934-35 гг.; Л. 7а-об. Протокол производственного совещания актива ДПНВ от 14 мая 1935 г.; Д. 13. Календарные планы работ по ДПНВ на 1935 год. Л. 12, 21-22, 25, 30, 34.

ЦГАЛИ СПб.: 8 - Там же. Д. 9. Л. 47. Протокол Бюро цыганской секции ДПНВ от 18 ноября 1936 г.

ЦГАЛИ СПб.: 9 - Там же. Л. 23.

ЦГАЛИ СПб.: 10 - Там же. Л. 30. Протокол Бюро цыганской секции от 27 октября 1935 г.; Л. 32. Протокол собрания цыганской секции от 3 ноября 1935 г.

ЦГАЛИ СПб.: 11 - Там же. Л. 30. Протокол Бюро цыганской секции от 27 октября 1935 г.; Л. 38-39 об. То же, от 2 декабря 1935 г.; Д. 8. Л. 13. Протокол совещания зав. секциями при ДПНВ от 14 июля 1935 г.; Л. 15. Об итогах зимней и летней работы по ДПНВ; Д. 13. Календарный план работ по Дому народов Востока на 1935 год. Л. 15. План работы кружков на март 1935 г.; Л. 48. Кружковая сеть секций на 4-й квартал 1935 г.; Д. 15. Производственные показатели ДПНВ по периферии за 1935 год. Л. 4. Кружки ликбеза цыганские; и др.

ЦГАЛИ СПб.: 12- Там же. Д. 9. Л. 8. Расписание цыганского кружка (малограмотных) при ДПНВ (1934 г.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЦГАЛИ СПб.: 13 - Там же. Д. 9. Л. 42. Резолюция общего собрания цыганской секции ДПНВ от 27 марта 1936 г.

ЦГАЛИ СПб.: 14 - Там же. Л. 46. Заведующему Домпросветом народов Востока.

ЦГАЛИ СПб.: 15- Там же. Л. 48. Договор (об аренде помещения для ликбеза).

ЦГАЛИ СПб.: 16 - Там же. Л. 50. Ходатайство цыганской секции ДПНВ в Лен. горотдел народного образования от 21 мая 1937 г.

П р и л о ж е н и е

Документы Цыганской секции Ленинградского Дома просвещения народов Востока

Публикуются впервые

В Центральном государственном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб.) имеется фонд 258 - Объединенный архивный фонд «Национальные дома просвещения г. Ленинграда», содержащий 14 описей дел (2 общие и 12 - по отдельным домам просвещения). Дела Дома просвещения народов Востока (ДПНВ) сосредоточены в описи 6. Часть документов ДПНВ распределена по национальным секциям, в том числе документы Цыганской секции (52 листа) за период декабрь 1934 - октябрь 1937 г. находятся в деле 9 - «Протоколы. Планы работ Цыганской секции».

Ниже приводятся тексты девяти документов из дела Цыганской секции ДПНВ, представляющие собой машинописные копии, с самыми незначительными купюрами. Орфографические ошибки выделены курсивом.

ЦГАЛИ. Ф. 258. Оп. 6. Д. 9. Дом народов Востока. ПРОТОКОЛЫ. ПЛАНЫ РАБОТ ЦЫГАНСКОЙ СЕКЦИИ. Декабрь 1934 - октябрь 1937 гг.

Л. 8

РАСПИСАНИЕ Цыганского кружка* при Доме Просвещения Народов Востока

Дни 8-8,45 8,50-9,35 9,40-10,25 10,30-11,15

II Русский яз. 2-8-14-20-26. Русский яз. 2-8-14-20-26. Арифметика (т. Соколович) 2-8-14-20-26. Арифметика (т. Соколович) 2-8-14-20-26.

IV Русский яз. 4-10-16-22. География (т. Кристол). 28. Русский яз. 4-10-16-22. География (т. Кристол). 28. Арифметика (т. Соколович) 4-10-16-22. Русский яз. 28. Арифметика (т. Соколович) 4-10-16-22. Русский яз. 28.

VI География (т. Кристол). 6-12. Естествознание (т. Кристол). 8-24-30. География (т. Кристол). 6-12. Естествознание (т. Кристол). 8-24-30. Обществоведение (т. Лобанов). 6-12-18-24-30. Обществоведение (т. Лобанов). 6-12-18-24-30.

* Это кружок малограмотных.

Л. 23

ПРОТОКОЛ № 1 цыганской секции при Доме Просвещения Народов Востока

10/УШ-35 г.**

Присутствовало 59 человек.

ПОРЯДОК ДНЯ:

1. Доклад о VII конгрессе Коминтерна.

2. Информация Зав. Цыганск. секцией т. Богдановича о перспективах цыган гор. Ленина.

И вот, тов. цыгане, как говорит докладчик тов. Лоренц, что нам нужно подготовиться к политики, вести борьбу нашей жизни. Уже 18 лет Советской власти, а мы не можем до сих пор быть политически подкованы. Тов. нужно брать пример с других национальностей, у других национальностей есть студенты и разные квалификации, а почему же у нас нет, потому, что мы не могли еще изжить свою цыганщину, но на сегодняшний день - мы должны пойти и добиваться работы на производстве и квалификации, учиться подымать свое политические знания.

Тов., если мы будем продолжать свою цыганщину, то из нас не будет ничего, но это нужно покинуть навсегда и взяться за труд и оседлость просит Ленсовет, что бы он пошел нам на встречу, помог бы нам, так как мы цыгане, есть отсталые люди, и также нужно бороться за культурно-просветительную работу.

10^Ш-35 г. Зав. Цыганской секцией: (Богданович)

** Приведен весь текст протокола из архивного дела.

Л. 30 - 30 об.

ПРОТОКОЛ

заседания членов бюро цыганской секции при ДПНВ

от 27/Х-1935 г.

ПОВЕСТКА ДНЯ:

1. Кандидатура на зав. секцией.

2. Вопрос о ликбезе.

3. О дисциплине членов бюро.

4. Разное.

1. Слушали: говорит т. Богданович. Нужен такой человек, кто бы знал работу, как пять пальцев и в котором более заинтересованы массы и плюс, чтобы был политически развит как в грамоте, так и в политике... Массу нужно воспитывать и заинтересовать симпатией и в массы нужно привлечь

в работу и посещаемость секций в политико-массовой работе. Нужно заставить и выбросить из головы ту старую цыганщину < ... > оставьте ту традицию и переходите к новой жизне, в которой будет дисциплинирован и политически развит и пойти за ним не чуть не отставая от зав. секции, он для вас должен все найти и вовлечь в работу, но только подумайте серьезно над этим вопросом и выдвигайте кандидатуру зава секцией.

Моя бы кандидатура была бы такая, чтобы зав. секцией, хотя он и неграмотный, имеет две службы, работает помощником пожарной охраны и при Доме Просвещения Народов Востока - нач. пож. охраны совмещает < ... > тов. Марцинкевич знает эту работу, в секции с 1931 г. работал и работает и всем чем мы его нагружали, выполнял и всё время учиться в техникуме и полит, учебу проходит на заводе, вот почему я его выдвигаю.

1. Марцинкевич, 2. Макаревич, 3. Суханов.

Постановили: до 3/Х-35 г. [именно так - Т. С.] оставить заместителем зав. секцией т. Марцинкевича.

Слушали: т. Марцинкевич о дисциплине. < ... > хочешь работать товарищ - работай и не забывай, что Ваш труд пропадет. < ... > вашу хорошую работу и хорошую сторону учитывают, каждый ваш шаг учитывается. Но плохой работник не может быть хозяйственником и хорошим работником. Я ставлю вопрос ребром, хочешь быть членом бюро - работать, вести культмассовую работу, давай пойдем рука об руку за просвет отсталой массы. Ежели не хочешь, то будешь с треском вышеблен из членов бюро < ... > Сегодняшний день поручаемую должность должен каждую пятидневку отчитываться за проделанную работу и предлагаю всем посещать полит-занятия при ДПНВ. Плюс к этому нужно серьезное внимание обратить на Ликбез, взяться во что бы то ни стало и организовать Ликбез, а если мы дальше будем так работать, как и раньше, то нам будет и был грош цена нашей работе < ... > надо вести работу по большевистским темпам и поднять работу на более высокий уровень и нашу массу надо подойти и перевоспитать, и перевести на рельс новой жизни.

Л. 30 об.

Наша национальность приняли все вопросы единогласно.

Пред. секцией: (Богданович) Секретарь: (Марцинкевич) (подпись)

Л. 31

РЕЗОЛЮЦИЯ***

Мы, трудящиеся цыгане г. Ленинграда, собравшиеся сюда, и празднуя со всеми трудящимися СССР и пролетариатом всего мира великий день освобождения одной шестой части земного шара от ига капитализма и царизма, день, когда пролетариат прорвал звено в цепи капитализма, идем в ногу со всей страной от победе к победе.

Мудрая национальная политика советской власти и великой партии ЛЕНИНА - СТАЛИНА дала нам все возможности для нашего роста: культурного,

политического и экономического. Если до революции цыган не считался человеком, если власть изгоняла цыган из больших центров, не давала заниматься сельским хозяйством, бросала за бродяжничество в тюрьмы, ссылала в Сибирь, рвала ноздри, толкала на кочевье, гадание на базарах, конокрадство, то за годы революции мы цыгане прошли немаленький путь по линии культурного экономического и политического роста. Цыгане имеют свои клубы, школы, театр, газету на родном языке. Цыгане имеют свои, стоящие на высоком уровне по производительности, колхозы, свои производства. Цыгане учавствуют в общем соц. строительстве, давая стране своих стахановцев и ударников.

Отмечая великий день, мы цыгане Ленинграда обязуемся еще крепче сплотиться вокруг великой партии ЛЕНИНА - СТАЛИНА в борьбе за овладение техникой, за оборону нашей великой родины.

Лозунг: «Ни одного неграмотного вне ликбеза, ни одного ребенка школьного возраста вне школы» стоит отныне нашей первейшей задачей. Работа в цыганской секции, как первая ступень управления государством [так в тексте -Т. С.], будет поднята нашим активным участием в ней на должную высоту.

Однако отмечая наши успехи мы твердо помним - наши братья за границей в Венгрии, Сербии и т. д. до сих пор еще находятся в том забитом состоянии угнетения, от которого нас освободила великая Октябрьская революция.

Выше знамя пролетарского интернационализма.

Да здравствует великая коммунистическая партия ЛЕНИНА - СТАЛИНА и ее мудрая национальная политика.

Президиум:

*** Речь идет о 18-й годовщине Октябрьской революции - 1935 г.

Л. 42

РЕЗОЛЮЦИЯ

Заслушав доклад тов. ЛЯПУНОВА, мы, собравшиеся цыгане гор. Ленина, согласно постановления ЦИК и Совнаркома от 26/11-1936 г. считаем:

1. Обязательным для себя втечение месяца т. е. к 1/^ с/г. рапортовать секции о поголовном устройстве на работу и участие всего нашего коллектива в полезном социалистическому обществу труда.

2. Что без знания нельзя быть достойными членами социалистического общества и жителем пролетарского центра СССР гор. Ленинграда. Отсюда обязуемся включиться в существующую сеть ликбезов на Охте и в Доме Просвещения Народов Востока, а также организовать ликбез в Петроградском районе, особое внимание уделяя учебе женщин и молодежи от 14 лет.

3. К 15/^ с/г. поручаем бюро секции проверить, как идет выполнение принятых нами сегодня обязательств.

Общее собрание цыган. 27/111-36 г.

Л. 46, слева штамп: Красногвардейский Совет Раб., Крест. и Красн. Депутатов Культ. Просвет. Отдел. 17 ноября 1936 г. Ленинград, ул. Комсомола, д. 12.

ЗАВЕДЫБАЮЩЕМУ ДОМПРОСВЕТОМ НАРОДОВ ВОСТОКА

Настоящим на Ваше отношение сообщаю:

Школы по ликвидации неграмотности и малограмотности организуются профсоюзами, хозяйственными организациями, промкооперации и Жилсо-юзами; Культинспекция проверяет педагогов начальных школ и ведет методическую работу в этих школах. Для тех цыган, которые работают в артели, школу должна организовать артель, после организации школы мы обеспечим школу педагогами и учебными пособиями; для цыган, проживающих в ЖАКТах, можно будет организовать при достаточном количестве желающих заниматься самостоятельную группу по линии Жилищной кооперации.

Зав. Культинспекцией Красногвардейского Райсовета (Замотаев) (подпись)

Л. 48, машинописный текст с рукописными вставками фиолетовыми чернилами ФИО, адрес очень плохим почерком

ДОГОВОР

Гор. Ленинград, 1936 года, 1 декабря 1936 г.

Мы, нижеподписавшиеся: представитель Культпросвет Отдела Красногвардейского Райсовета - школы I ступени Промкооперации тов. Федоровская Л. А., и гражданка Кольдерас Ольга Петровна, сдающая помещение, заключили настоящий договор в нижеследующем:

Для учащихся групп 2 (цыган)

1) Сдаю помещение на 6 мес. Культпросвет отделу одна комната для учащихся 2-х групп

2) Для цыган артели Нацменбыт

3) Для обучения в школе начального образования

4) Культпросвет отдел уплачивает 80 руб. в месяц, 480 руб. за 6 мес.

5) Договор вступает в силу 1 декабря 1936 г. и действует по 31 мая 1937 года.

Адреса сторон: Б. Охта, Исаковская ул., д. 16, кв. 4.

Культпросвет отдел: ул. Михайлова 2. Л. Федоровская.

[синим карандашом] домохозяйка Кальдарас Зав. цыганской секцией при ДПНВ Липунов Подписи заверяю нач. Печать (домоуправление, № 10 на Охте).

На обороте: расписка синим карандашом в получении денег.

Л. 50

[21/У-37]

ЛЕН. ГОРОТДЕЛ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В связи с подготовкой к новому учебному году (1937-38) цыганская секция Ленинградского Дома Просвещения Народов Востока ходатайствует перед Вами о создании специальной цыганской группы при неполной средней школе по Екатерининской ул. Красногвардейского р-на (Б. Охта) или в какой-либо ближайшей школе.

В Ленинграде проживает более 200 детей цыган (различных диалектов). Из них 70 человек (одного диалекта) проживает в районе, обслуживаемом в указанной неполной средней школой и, безусловно, нуждаются в обучении вообще, а на родном языке в особенности.

В настоящее время небольшая часть из детей цыган учится в ней же. Однако полному охвату детей учебой мешает слабая материальная база родителей (т. к. возможно потребуется на первый год помощь им в снабжении учебными пособиями, завтраками и т. п.) низкий культурно-бытовой уровень среды, в которой растут дети (при слабой разъяснительной работе школьных учреждений) и наконец отсутствие обучения на родном языке.

В отношении первых двух тормозящих причин дело в ближайшем будущем изменится в положительную сторону в связи с созданием артели, которая даст семьям цыган твердую материальную базу, а также проведет работу по повышению культ-полит. уровня их.

В отношении последней можем рекомендовать кандидатуру педагога тов. КОЗЛОВСКОГО АВЕРЬЯНА ИГНАТЬЕВИЧА (цыган по национальности и имеет права преподавания) при предварительной проверке его с Вашей стороны.

На основании В/изложенного еще раз ходатайствуем перед Вами о создании цыганской группы при В/указанной неполной средней школе.

Ждем ответа. Наш адрес: Ул. 3-го Июля 32/1 (угол Апраксина пер.)

Тел. № 5-32-93. Зав. ДПНВ СОТНИЧЕНКО.

Зав. ДПНВ (Сотниченко) Зав. Цыганской секцией (Суханов)

Л. 49 - 49 об.

РЕЗОЛЮЦИЯ

От 28 января 1937 года.

Общего собрания служащих и членов артели «НАЦМЕНБЫТ» - цыган:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заслушав доклад тов. МОРОЗОВА о процессе троцкистко-зиновьевского параллельного центра общее собрание с глубоким негодованием клеймит позором предателей нашей родины, трижды проклятому иуде Троцкому, фашистской Германии, захватнической Японии и К-о, которые хотели восстановить капитализм в нашей счастливой социалистической стране. Они предатели троцкисты, подлые наймиты фашизма - ПЯТАКОВ, РАДЕК, СОКОЛЬНИКОВ, СЕРЕБРЯКОВ и К-о под непосредственным руководством фашистского палача Троцкого отравляли и убивали лучших рабочих, преданейших делу революции сынов нашей родины в шахтах Западно-Сибирского края и других, они пытались подорвать мощь нашей любимой Красной Армии, устраивая крушения поездов, не считаясь с количеством жертв; они трижды проклятые кровожадные псы убили любимого вождя трудящихся Ленинграда и всего Союза - СЕРГЕЯ МИРОНОВИЧА КИРОВА; они гнустнейшие реставраторы капитализма готовились убить лучших сынов нашей Партии и любимых вождей нашей страны и всего мира трудящихся - товарищей СТАЛИНА, МОЛОТО-ВА, КАГАНОВИЧ, ОРДЖОНИКИДЗЕ, КОССИОРА, ПОСТЫШЕВА и друг. Пытаясь этим сорвать наше соц. строительство, потопить в крови пролетарскую революцию, сорвать победоносный путь нашей страны.

Пусть запомнят иуда и предатель Троцкий и К-о, что дело социализма, дело диктатуры пролетариата находится в верных и крепких руках.

Мы трудящиеся Страны Советов в любую минуту готовы отразить нападение, дать должный отпор всем, кто посмеет нарушить наши социалистические границы, напасть на нашу любимую родину. Нет места на советской земле предателям дела социализма.

Мы единодушно требуем от Верховного Суда применить к троцкистским бандитам высшую меру социальной защиты - расстрел.

Мы заверяем нашу Партию Великого СТАЛИНА и наше Советское правительство, что еще крепче, еще сильнее сплотим свои ряды вокруг любимых вождей и обострением классовой бдительности ответим на попытки подлых троцкистов.

ПОДПИСИ: [посередине листа - Т. С.]

1. Липунов И. А.

2. Михай.

3. Михайлов.

4. Христо.

5. Христо.

6. Михай

7. Морозов.

и другие [так - Т. С.]

Публикация Т. М. Смирновой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.