ФИЛОЛОГИЯ
М. А. АЛЕКСАНДРОВА
аспирант кафедры русской литературы ХХ-ХХ1 веков и истории зарубежной литературы филологического факультета Орловского государственного университета Е-тай: [email protected] Тел. 8 910 804 53 58
ЦВЕТОВЫЕ ОБРАЗЫ В ПОЭМЕ С. ЕСЕНИНА «ПУГАЧЕВ»
В статье рассматриваются особенности создания и функционирования цветовых образов в поэме С.А. Есенина «Пугачев». Анализируются с точки зрения христианских (библейской), символистских и имажинистских принципов все цветовые ряды и отдельные цветообразы. Систематизируются и структурируются определения, содержащие прилагательное/существительное, обозначающие цвет.
Ключевые слова: цветообраз, цветовой ряд, функция цвета, имажинизм, христианские мотивы, символ
Цветовые образы в поэме С. Есенина «Пугачев» - органическое средство передачи авторского замысла, воплощения потусторонней силы, действующей наравне с героями поэмы, развивающейся и имеющей влияние на событийный ряд в художественном тексте. По замыслу автора, превращение природы в темную силу происходит с развитием действия от первых строк поэмы до кульминационного момента. «Одухотворение
природы» актуализирует ее функции в поэме, добавляя действию мистицизма, но не символистского, а, скорее, фольклорного, на что указывают и многие исследователи творчества поэта, говоря о «чисто есенинских принципах построения описаний, органически слитых с народной поэзией»
[1; 89]. Существовало мнение, что поэтический стиль Есенина существованием своим обязан фольклору; об этом нередко говорили современники поэта (например, Н. Кравцов [2; 193-203]).
В более поздних исследованиях появляется иная трактовка есенинской образности: «Есенин не был формалистом <...>его образ возникал как продукт отражения действительности» [1; 98], обработанный поэтом в соответствии с его поэтическим методом. Мы видим обращение Пугачева к
© М.А. Александрова
мгле, свойственное народной поэзии, в монологе, открывающем поэму, и подобное «одушевление» предваряет мотив предательства осени:
О, помоги же, степная мгла,
Грозно свершить мой замысел. [3; 9]
Пугачев еще не узнал темную силу осени, поэтому доверительно восторгается ее атрибутами:
Мне нравится степей твоих медь
И пропахшая солью почва.
Луна, как желтый медведь,
В мокрой траве ворочается.
Осеннее золото вызывает у Пугачева приятие, золотой цвет соотносится им с цветом Руси, с цветом кожи русского человека: «золото телесное, на родное золото славян» [3; 9]. Здесь «желтый», «золотой», «медный» еще не ассоциируются с предательством, но по мере развития действия мы все чаще встречаем эти определения в тексте. От строфы к строфе четкая уровневая градация цветописи создает не только необходимый автору образ, но работает и на создание настроения, эмоционального фона действия, поддержание внутренних психологических импульсов пугачевцев и их атамана. Гамма создаваемых Есениным дра-
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
матических событий очень насыщена: от голубого и красного - до желтого и черного, но наиболее ярко происходящие события характеризуют четыре цвета: черный и желтый-золотой-медный. В христианской традиции эти цвета наряду с многими другими, встречающимися в канонических текстах, имеют амбивалентную символичность. Интересующий нас черный цвет рассматривался
с негативной точки зрения как «цвет зла, греха, дьявола и ада, а также - смерти» [4; 38]. Второй стороной атрибуции черного цвета является монашество как процесс «ритуальной смерти для мира». Есенин очень осторожно использует этот цвет, вводя в повествование лишь шесть образов, содержащих эпитет «черный».
№ п/п Цитата из текста поэмы Страница, глава Функция
1. Наши б кони, длинно выгнув шеи, Стадом черных лебедей по водам ржи Понесли нас. Стр. 16, II Бегство калмыков Характеристика животного/птицы
2. То черными лягушками в тину Пушки мечут стальную икру Стр. 19, II Бегство калмыков Характеристика животного/птицы
3. Привязанная к нитке дождя, Черным тестом в воздухе Проболтнется шальная птица. Стр. 25, IV Происшествие на Таловом умете Характеристика животного/птицы
4. Вас испугал могильщик, Который, череп разложив как горшок, Варит из медных монет щи, Чтоб похлебать в черный срок. Стр. 28, IV Происшествие на Таловом умете Характеристика событийности
5. Мне хотелось бы, как мальчишке, кувыркаться по золоту трав И сшибать черных галок с крестов голубых колоколен. Стр. 41, VII Ветер качает рожь Характеристика животного/птицы
6. Лучше оторваться и броситься в воздух кружиться, Чем лежать и струить золотое гниенье в полях, Чем глаза твои выклюют черные хитттьте птиттьт. Стр. 46, VII Ветер качает рожь Характеристика животного/птицы
Как видно из приведенной выше таблицы, эпитеты «черный» сосредоточены в трех главах, являющихся центральными, событийно насыщенными в поэме. Пять из них характеризуют представителей флоры и фауны, что является еще одним сигналом для пугачевцев о готовящемся против них заговоре самой природы. Центральный образ, носящий определение «черный», располагается в условном центре поэмы, разделяя ее на две части: до появления «кладбищенского» плана и после. По мере развития действия мы отчетливее замечаем признаки приближения «черного срока», подтверждающегося природными знамениями. Главное, самое «жуткое» предзнаменование предстоящего предательства зримо предстает перед мятежниками в виде одного из важнейших христианских символов - креста: «Черным крестом в воздухе / Проболтнется шальная птица... [3; 25]. Пугачев сам предсказывает это предательство и свое по-
ражение, сравнивая осень со старым оборванным монахом, но в пылу нового предприятия заговорщики оставляют без внимания этот знак. Подобно кресту, обретенному равноапостольным Константином «в полуденные часы дня, когда солнце начало склоняться к западу. как составившееся из света и игравшее на солнце знамение» [4; 38], крест в поэме возникает в момент наибольшего напряжения действия. Вновь между есенинской поэмой и одним из христианских памятников возникает несовпадение, еще глубже оттеняющее принципиальную разницу между этими историями: Константину крест был дарован со словами «Сим побеждай» как реликвия, призванная поднять боевой дух и ставшая впоследствии боевой хоругвью; перед пугачевцами крест предстает как черное предзнаменование беды, поражения, смерти. Черный цвет выполняет свою основную функцию - ознаменование страдания, горя, смерти. Есенин композиционно
ФИЛОЛОГИЯ
закрепляет эту идею, во второй раз вводя крест в пове ствование:
Посмотри! Там опять, там опять за опушкой В воздух крылья крестами бросают крикливые птицы.
На пике самых драматических событий, когда предательство осени уже свершилось, автор уготавливает кресты для распятия всем мятежникам, вводя в повествование множественное число существительного «крест». Несомненно, Есениным крест рассматривался как атрибут казни, известный человечеству со времен Римской Империи, о чем писали Петроний в «Сатириконе», Светоний в «Жизни двенадцати царей», Тертуллиан в
«Апологии». Распятие на кресте первостепенной целью имело не умерщвление плоти, а предание раба или пленного позору. [5; 27]. Примечательно, что этот вид казни был отменен императором Константином Великим, закрепившим крест на хоругви. И вновь, в противовес библейской истории, Есенин смещает функциональные аспекты: крест рассматривается как средство казни без последующего воскрешения. Именно поэтому в поведении пугачевцев ощущается первобытный страх, сопряженный с осознанием скорой расправы.
По-другому в поэме осознается белый цвет, мы наблюдаем в поэме четыре случая его употребления.
№ п/п Цитата из текста поэмы Страница, глава Функция
1. Три года, как коршун белый, Ни проезда не давал, ни прохода. Стр. 18, II Бегство калмыков Качество субъекта
2. Разбив белый кувшин Головы его, Взошла на престол. Стр. 26, IV Происшествие на Таловом умете Качество объекта
3. Подставлять ладони, как белые скользкие блюдца. Стр. 43, VII Ветер качает рожь Качество объекта
4. Яблоновым цветом брызжется душа моя белая... Стр. 43, VII Ветер качает рожь Качество объекта
Метафоры, созданные Есениным в излюбленной манере «словесного жеста двух существительных», насыщаются цветом, преобразуясь в богатый цветообраз с символическим содержанием. В христианском понимании белый цвет являлся атрибутом Бога, символом чистоты, святости; это единственный цвет, который на протяжении всего развития христианских взглядов не имел отрицательных значений («даже белый саван означает <.. .> переход в иной, «лучший» мир, очищение от грехов» [4]). В тексте же поэмы белый становится амбивалентным, это проявляется уже в первом образе «коршуна белого». Здесь белый цвет можно рассматривать и как признак обмана (использование белого цвета при характеристике коварного, хитрого хищника), и как оксюморон (в сказочной традиции коршун - птица темная, злая, черная, что обыгрывается, например, в сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» [6; 511]). Белый цвет в поэме, в противовес библейской традиции, позиционируется автором как цвет
лжи, измены, предательства, поддерживая общую идею поражения Пугачева вследствие предательства природных сил.
Усиление смысловой и эмоциональной нагрузки цветописи происходит благодаря появлению в тексте поэмы цветового ряда, состоящего из желтого, золотого и медного цветов. В традиции раннего христианства желтый цвет имел положительный смысл: вместе с золотым он ассоциировался с солнцем, светом, золотом, соотносимым с «златовидностью царя небесного» [7]. Однако в период позднего средневековья этот цвет приобретает иной оттенок, его соотносят с лживостью, обманом, предательством Иуды. Медный же цвет в Библии в основном используется для характеристики церковной утвари или оружия, щитов, оков [8]. Амбивалентное значение этих цветов использовано и Есениным, который достаточно широко употребляет цветовые эпитеты для создания нужного фона совершающихся событий.
Каждый цвет имеет собственную группу употребляемых образов, характеризующуюся внутренней динамикой развития трагедийности
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
и насыщения основного цвета с тем, чтобы постепенно превратиться из желтого в золотой, как более насыщенный, и из золотого - в медный, постепенно впитав в себя кровавые события. Рассмотрим более детально каждый цвет. Употребление и функции желтого цвета.
Желтый цвет используется поэтом наиболее часто, функция желтого как цвета обмана, предательства реализуется полностью, вновь подчеркивая предательский характер осени. Осень - «подлая старуха», окрашивающая окружающую действительность в этот цвет. Поэтому неслучайно, что в половине случаев употребления определения «желтый» мы наблюдаем анимиза-цию объектов природы в динамичный образ животного с качеством «желтый». «Анимажы» [9; 109], традиционные для ранней поэзии Есенина, здесь приобретают еще одно воплощение -цветовое, которое усложняет структуру таких
«звериных» образов. Еще четыре случая употребления определения «желтый» тем или иным образом связаны с погребальной тематикой, так как характеризуют гроб, кол, полчища скелетов, пробитую «башку ольхи». Примечательно, что такие мотивы возникают после того, как становится известно о поражении всего восстания и крахе надежд Пугачева. Лексика смерти и кладбищенские атрибуты усугубляют трагизм ситуации, привнося в повествование траурный элемент. Таким образом, использование анималистических образов создает тревожный фон предчувствия беды, композиционно обрамляющий тему смерти - погребения - расплаты. Желтый цвет так же, как и черный, функционален и используется поэтом для создания необходимого зрительного полотна, на котором разворачивается предательство не просто сподвижников, но самой природы.
№ п/п Цитата из текста поэмы Страница, глава Функция
1. Луна, как желтый медведь, В мокрой траве ворочается Стр. 8, I Появление Пугачева в Яицком городке Анимаж
2. Видишь, как под усмирительный меч Прыгают кошками желтыми Казацкие головы с плеч Стр. 14, II Бегство калмыков Анимаж
3. И калмык нам не желтый заяц Стр. 16, II Бегство калмыков Анимаж
4. Подымая руку, как желтый кол Стр. 26, IV Происшествие на Таловом умете Характеристика предмета
5. Ежедневно молясь на зари желтый гроб Стр. 32, V Уральский каторжник Сравнение
6. Месяц, желтыми крыльями хлопая... Стр. 35, VI В стане Зарубина Анимаж
7. С пробитой башкой ольха, Капая желтым мозгом Стр. 36, VI В стане Зарубина Олицетворение
8. Желтые полчища пляшущих скелетов Стр. 40, VII Ветер качает рожь Характеристика предмета
9. Я хотел бы поверить, что эти звезды — не звезды, Что это — желтые бабочки, летящие на лунное пламя Стр.42, VII Ветер качает рожь Анимаж
10. Скачут там ш ерстожелтые горные реки Стр. 47, VIII Конец Пугачева Сравнение
Интонационно и функционально более спокойным в раскрытии процесса предательства выступает золотой цвет. Он уступает желтому
по драматизму характеризуемых образов и по частотности употребления, а также по функциональной насыщенности.
ФИЛОЛОГИЯ □>а
№ п/п Цитата из текста поэмы Страница, глава Функция
1. Посмотреть на золото телесное, На родное золото славян. Стр. 9, I Появление Пугачева в Яицком городке Качество антропоморфного предмета
2. Потянулись в золото степей. Наши б кони, длинно выгнув шеи, Стр. 16, II Бегство калмыков Качество объекта
3. Уж золотые яйца листьев на земле Им деревянным брюхом не согреть, Стр. 18, III Осенней ночью Характеристика природного явления
4. Чтобы вскипела месть Золотою пургой акаций, Стр. 24, III Осенней ночью Характеристика деятельности
5. Луны лошадиный череп Каплет золотом сгнившей слюны. Стр. 37, VI В стане Зарубина Качество антропоморфного предмета
6. Мне хотелось бы, как мальчишке, кувыркаться по золоту трав Стр. 41, VII Ветер качает рожь Качество объекта
7. Я уверен, что завтра ж, Лишь золотом плюнет рассвет, Стр. 44, VII Ветер качает рожь Качество антропоморфного предмета
8. Лучше оторваться и броситься в воздух кружиться, Чем лежать и струить золотое гниенье в полях, Стр. 46, VII Ветер качает рожь Характеристика природного явления
9. Золотою известкой над низеньким домом Брызжет широкий и теплый месяц. Стр. 51, VIII Конец Пугачева Характеристика природного явления
Определение «золотой» употреблено в тексте поэмы лишь 4 раза, еще 5 раз употребляется существительное со значением «золотой», которое имеет более высокую стилистическую принадлежность. Рассматриваемые нами определения даны в хронологическом порядке употребления их в тексте поэмы, что позволило нам проследить общее движение данной цветовой линии. Определения, созданные при помощи существительного «золото» характеризуют объекты окружающей действительности, элементы осенней природы (степь, трава) и предметы антропоморфной принадлежности, что в совокупности отражает взаимодействие природных и человеческих сил в поэме, противостояние и их сближение и противопоставление.
Определения, выражаемые прилагательным «золотой», в значительно меньшей степени отражают драматичность событий и призваны лишь наметить контуры и очертания пейзажного фона. Они подчинены общей задаче: наметить идейный переход от предвестия трагедии к самим трагическим событиям, венчающим финал поэмы. Золотой цвет в христианской символике - цвет божественный, величественно-царственный - в поэме Есенина превращается в посредника между двумя крайними цветами динамического ряда превращений желтый ^ золотой ^ медный. И
в отличие от желтого цвета, являющегося принадлежностью зооморфических взглядов поэта, характеризующего свойства, в большинстве своем, животных-птиц-насекомых, золотой, обладая изначально антропоморфной принадлежностью, характеризует человека и отдельные предметы, принадлежащие ему. В данном случае возможно также рассмотрение некой оппозиции «желтого» - «золотого» с позиции принадлежности к характеризуемому предмету «животное» - «человек» соответственно. Изначально связываемое с возникновением данных цветовых ассоциаций: желтый - цвет природный, цвет солнечного света; золотой - цвет искусственный, цвет металла, добываемого и обрабатываемого человеком, - противопоставление прослеживается и у Есенина, что, несомненно, придает динамичглсть действию.
Последний цветообраз данной трехуровневой системы - медный, наиболее содержательный и драматичный.
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
№ п/п Цитата из текста поэмы Страница, глава Функция
1. Мне нравится степей твоих медь И пропахшая солью почва. Стр. 8, I Появление Пугачева в Яицком городке Сравнение
2. Как скелеты тощих журавлей, Стоят ощипанные вербы, Плавя ребер медь. Стр. 19, III Осенней ночью Антропоморфизм
3. Вас испугал могильщик, Который, череп разложив как горшок, Варит из медных монет щи Стр. 28, IV Происшествие на Таловом умете Качество предмета
4. Так давайте ж по липовой меди Трахнем вместе к границам Уфы. Стр. 35, V Уральский каторжник Сравнение
5. Я хочу снова отроком, отряхая с осинника медь... Стр. 43, VII Ветер качает рожь Сравнение
6. Слава Богу! конец его зверской резне, Конец его злобному волчьему вою. Будет ярче гореть теперь осени медь... Стр.51, VIII Конец Пугачева Сравнение
Данный цветообраз встречается в тексте поэмы лишь однажды: в кульминационной для действия поэмы главе, в которой сосредотачиваются все основные драматические события, приведшие впоследствии к поражению и предательству Пугачева соратниками. Еще пять раз в поэме употреблено существительное «медь». Смысловая наполненность данных определений демонстрирует характеристику природных явлений и создает довольно сложный для осмысления образ, включающий в себя элементы зооморфизма, антропоморфизма и олицетворения, который рассматривается нами как переход от предательства природы к предательству человека. Примечательно, что в христианском, а точнее - в библейском понимании, слово «медь» иногда употребляется как символическое выражение гордости и крайней безнравственности, а иногда служит эмблемою твердости и силы [8]. По библейским свидетельствам, из меди изготавливались и языческие идолы, имевшие связь с силами природы и зооморфным воплощением этих сил. И всюду вокруг Пугачева какая-то неясная темная сила рассыпает золото и медь, подкупая саму природу на предательство:
.Ах, это осень!
Это осень вытряхивает из мешка Чеканенные сентябрем червонцы [3; 50]
Исследователи давно сходятся во мнении о многофункциональности есенинских
цветообразов [10; 11], которые с успехом выполняют психологическую, стилистическую, эмоционально-экспрессивную, предметно-
оценочную и многие другие функции. В приведенных нами таблицах мы, в первую очередь, рассмотрели предметно-изобразительную функцию, поскольку в поэме цветообраз создает, преимущественно, необходимый антураж для развития драматического действия, однако сама эта драматическая содержательность вкупе с трагедийными мотивами претворяется в жизнь благодаря, в том числе, и образам, созданным посредством цветовых определений. Христианский (библейский) символизм, прослеженный нами в каждом цветовом образе поэмы, позволял автору выявить контрасты и подчеркнуть трагизм происходящих в поэме событий. В обратной трактовке событий и образов Библии, в искусном употреблении цветовых символов воплощается новаторский метод Есенина, соединивший в себе символистские, имажинистские и фольклорные традиции, переосмысленные и художественно воплощенные в пределах его собственной образной системы.
ФИЛОЛОГИЯ
Библиографический список
1. Сергей Есенин. Исследования, мемуары, выступления (под общей редакцией Ю.Л. Прокушева). М.: Изд-во «Просвещение». 1967.
2. Кравцов Н. Есенин и народное творчество // Сб-к «Художественный фольклор», т. IV-V. М. 1929
3. Есенин С.А. «Пугачёв» и др. поэмы // Есенин С.А. Полное собрание сочинений: В 7 т. (гл. ред. Ю.Л. Прокушев). М.: Наука; Голос, т. 3. 1998.
4. БазымаБ.А. Психология цвета: Теория и практика. М.: Изд-во «Речь». 2005.
5. Базыма Б.А. Психология цвета: Теория и практика. М.: Изд-во «Речь». 2005.
6. Смирнова И. Тайная история креста: Все о древнем мистическом символе человечества. - М.: «ЭКСМО». - 2006. - 236 с.
7. Пушкин А.С. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 16 т. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937-1959. Т. 3, кн. 1. Стихотворения, 1826-1836. Сказки. 1948. С. 506-533.
8. http://www.photonik.ru/compozy/148-simbol
9. Эпштейн М.Н. Природа, мир, тайник вселенной... Система пейзажных образов в русской поэзии. М. «Высшая школа». 1990.
10. Перелыгин П.В. Цветообразная поэтика в творчестве С.А. Есенина и Н.М. Рубцова. Опыт сопоставительного анализа: Автореф. дис. канд. фил. наук. Тамбов, 2008.
M.A. ALEKSANDROVA COLOR IMAGES IN THE POEM “PUGACHEV” BY S. ESENIN
The article highlights peculiarities of creating and functioning of color images in the poem “Pugachev” by Esenin. All the color ranges and certain color images of the poem are analyzed from the point of view of Christian (Biblical), symbolist and imaginistic principles. Attributes containing adjectives, nouns denoting color are systematized and structured.
Key words: colour, line, colour function, imomsinism, Christian motives, symbol.
hex1