Научная статья на тему 'ЦВЕТОВАЯ ГАРМОНИЯ: ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЯ, ЦВЕТОВОЙ КРУГ'

ЦВЕТОВАЯ ГАРМОНИЯ: ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЯ, ЦВЕТОВОЙ КРУГ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
860
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦВЕТ / ГАРМОНИЯ / ЦВЕТОВОЙ КРУГ / ЙОХАННЕС ИТТЕН / БЕНДЖАМИН РУМФОРД / ВИЛЬГЕЛЬМ ОСВАЛЬД

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Балашова Мария Павловна

В данной статье рассматриваются такие понятия как «цветовая гамма» и «цветовой круг». Указываются основные исторические ступени развития вышеуказанных терминов. Упоминаются известные ученые в области колористики, ставшие частью становления теории о системе цветов и их равновесия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЦВЕТОВАЯ ГАРМОНИЯ: ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЯ, ЦВЕТОВОЙ КРУГ»

И ТВОРЧЕСТВА

ЦВЕТОВАЯ ГАРМОНИЯ: ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЯ, ЦВЕТОВОЙ КРУГ

Балашова Мария Павловна, Кубанский государственный университет, г. Краснодар

E-mail: [email protected]

Аннотация. В данной статье рассматриваются такие понятия как «цветовая гамма» и «цветовой круг». Указываются основные исторические ступени развития вышеуказанных терминов. Упоминаются известные ученые в области колористики, ставшие частью становления теории о системе цветов и их равновесия.

Ключевые слова: цвет, гармония, цветовой круг, Йоханнес Иттен, Бенджамин Румфорд, Вильгельм Освальд.

Цветовая гамма - важная составляющая дизайн-проекта. Цвет играет одну из главных ролей в графическом дизайне, так как выполняет коммуникативные функции. Благодаря ему восприятие визуальной части оказывает сильное психологическое воздействие на зрителя, а также позволяет получить определенную информацию и запомнить ее. Вот почему можно сделать вывод, что грамотное применение этого инструмента решает многие задачи графического дизайна. Ведь его цель - это, в первую очередь, коммуникация с человеком.

Чтобы овладеть цветовой гармонией для создания наиболее эффективных дизайн-проектов, следует обратиться к истории становления этого понятия. Швейцарский художник и теоретик искусства Йоханнес Иттен в своей книге «Искусство цвета» указывал, что этот термин очень субъективен и зависит только от «ощущения приятного-неприятного», что «суждения построены на личном мнении и не носят объективного характера» [3]. Если так, то каким образом им были выведены статистические различия между восприятием разных сочетаний, которые в итоге были собраны и названы общим термином «цветовой круг»?

Йоханнес указывал, что «понятие цветовой гармонии должно быть изъято

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

из области субъективных чувств и перенесено в область объективных закономерностей». А именно - «гармония - равновесие, симметрия сил.» [3]. Первым решил эту задачу, опубликовал и выдвинул свою гипотезу англоамериканский учёный и изобретатель Бенджамин Румфорд в 1797 году. Основной ее частью было мнение, что для того, чтобы достигнуть гармонии, сочетаемые цвета должны смешиваться в белый цвет.

Немецкий физиолог Эвальд Геринг, в свою очередь, отмечал, что «нейтральному цвету (серому) соответствует то состояние оптической субстанции, в котором расход сил, затраченных на восприятие цвета и их восстановление, уравновешен». Говоря иначе, именно средний серый цвет устанавливание равновесие при взгляде. В итоге при помощи различных исследований Геринг смог доказать, что при отсутствии среднего оттенка человеческие глаза и мозг теряют спокойствие, и гармония нарушается.

Йоханнес выделял три основных цвета, которые должны входить в состав пропорциональной цветовой смеси: красный, синий и желтый. Если при смешении двух и более цветов присутствуют вышеперечисленные наименования, то получаемая смесь будет иметь серый оттенок, и, как следствие, обладать гармонией. В этом и заключается основной принцип такого понятия как «цветовой круг» (рис. 1).

Желтый

ЭМбтни , Ж ' Оцлнтдый

Л ш К

Рис. 1 Цветовой круг Йоханнеса Иттена

Также Йоханнес отмечал, что это была первая и, как показало время, удачная попытка собрать в единую логическую теорию то, что художники-колористы применяли многие века, основываясь только на свою собственную интуицию. Как можно посчитать, его цветовой круг состоит из 12 оттенков.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Существует иное визуальное представление (рис. 2) основанное на 24 цветах, созданное латышским, русским и немецким физико-химиком и философом-идеалистом Вильгельмом Освальдом.

Рис. 2 Цветовой круг Вильгельма Освальда

История утверждает, что у ученого был практический опыт в живописи, в связи с чем в 1912 году он проводил различные исследования. Его целью было научное обоснование системы цветов. По созданному Вильгельмом цветовому кругу можно увидеть, что основных цветов у него столько же, но они различаются наименованием: красный, синий и зеленый (а не желтый, как у Йоханнеса). Также стоит указать, что именно на этих цветах построена современная цветовая модель RGB.

Ученые выдвигали многие гипотезы в области колористики, чтобы окончательно вывести абсолютную формулу цветовой гармонии. Благодаря им мы имеем на сегодняшний день большое количество инструментов для того, чтобы сочетания цветов в человеческих глазе и мозге обладали равновесием, согласованностью и гармонией.

Литература:

1. Гете И.В. Учение о цвете: теория познания. - М.: Издательство «Либроком», 2012.

2. Данашев М.Х. Цветовой круг между наукой и живописью // Вестн. Карачаево-Черкес. пед. ун-та. - 2000. - № 3. - С. 153-163.

3. Иттен И. Искусство цвета. - Москва: Д. Аронов, 2004. - 53 с.

»

64

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.