И ТВОРЧЕСТВА
ЦВЕТОВАЯ ГАРМОНИЯ: ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЯ, ЦВЕТОВОЙ КРУГ
Балашова Мария Павловна, Кубанский государственный университет, г. Краснодар
E-mail: [email protected]
Аннотация. В данной статье рассматриваются такие понятия как «цветовая гамма» и «цветовой круг». Указываются основные исторические ступени развития вышеуказанных терминов. Упоминаются известные ученые в области колористики, ставшие частью становления теории о системе цветов и их равновесия.
Ключевые слова: цвет, гармония, цветовой круг, Йоханнес Иттен, Бенджамин Румфорд, Вильгельм Освальд.
Цветовая гамма - важная составляющая дизайн-проекта. Цвет играет одну из главных ролей в графическом дизайне, так как выполняет коммуникативные функции. Благодаря ему восприятие визуальной части оказывает сильное психологическое воздействие на зрителя, а также позволяет получить определенную информацию и запомнить ее. Вот почему можно сделать вывод, что грамотное применение этого инструмента решает многие задачи графического дизайна. Ведь его цель - это, в первую очередь, коммуникация с человеком.
Чтобы овладеть цветовой гармонией для создания наиболее эффективных дизайн-проектов, следует обратиться к истории становления этого понятия. Швейцарский художник и теоретик искусства Йоханнес Иттен в своей книге «Искусство цвета» указывал, что этот термин очень субъективен и зависит только от «ощущения приятного-неприятного», что «суждения построены на личном мнении и не носят объективного характера» [3]. Если так, то каким образом им были выведены статистические различия между восприятием разных сочетаний, которые в итоге были собраны и названы общим термином «цветовой круг»?
Йоханнес указывал, что «понятие цветовой гармонии должно быть изъято
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
из области субъективных чувств и перенесено в область объективных закономерностей». А именно - «гармония - равновесие, симметрия сил.» [3]. Первым решил эту задачу, опубликовал и выдвинул свою гипотезу англоамериканский учёный и изобретатель Бенджамин Румфорд в 1797 году. Основной ее частью было мнение, что для того, чтобы достигнуть гармонии, сочетаемые цвета должны смешиваться в белый цвет.
Немецкий физиолог Эвальд Геринг, в свою очередь, отмечал, что «нейтральному цвету (серому) соответствует то состояние оптической субстанции, в котором расход сил, затраченных на восприятие цвета и их восстановление, уравновешен». Говоря иначе, именно средний серый цвет устанавливание равновесие при взгляде. В итоге при помощи различных исследований Геринг смог доказать, что при отсутствии среднего оттенка человеческие глаза и мозг теряют спокойствие, и гармония нарушается.
Йоханнес выделял три основных цвета, которые должны входить в состав пропорциональной цветовой смеси: красный, синий и желтый. Если при смешении двух и более цветов присутствуют вышеперечисленные наименования, то получаемая смесь будет иметь серый оттенок, и, как следствие, обладать гармонией. В этом и заключается основной принцип такого понятия как «цветовой круг» (рис. 1).
Желтый
ЭМбтни , Ж ' Оцлнтдый
Л ш К
Рис. 1 Цветовой круг Йоханнеса Иттена
Также Йоханнес отмечал, что это была первая и, как показало время, удачная попытка собрать в единую логическую теорию то, что художники-колористы применяли многие века, основываясь только на свою собственную интуицию. Как можно посчитать, его цветовой круг состоит из 12 оттенков.
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
Существует иное визуальное представление (рис. 2) основанное на 24 цветах, созданное латышским, русским и немецким физико-химиком и философом-идеалистом Вильгельмом Освальдом.
Рис. 2 Цветовой круг Вильгельма Освальда
История утверждает, что у ученого был практический опыт в живописи, в связи с чем в 1912 году он проводил различные исследования. Его целью было научное обоснование системы цветов. По созданному Вильгельмом цветовому кругу можно увидеть, что основных цветов у него столько же, но они различаются наименованием: красный, синий и зеленый (а не желтый, как у Йоханнеса). Также стоит указать, что именно на этих цветах построена современная цветовая модель RGB.
Ученые выдвигали многие гипотезы в области колористики, чтобы окончательно вывести абсолютную формулу цветовой гармонии. Благодаря им мы имеем на сегодняшний день большое количество инструментов для того, чтобы сочетания цветов в человеческих глазе и мозге обладали равновесием, согласованностью и гармонией.
Литература:
1. Гете И.В. Учение о цвете: теория познания. - М.: Издательство «Либроком», 2012.
2. Данашев М.Х. Цветовой круг между наукой и живописью // Вестн. Карачаево-Черкес. пед. ун-та. - 2000. - № 3. - С. 153-163.
3. Иттен И. Искусство цвета. - Москва: Д. Аронов, 2004. - 53 с.
»
64