Семченков А. С.
д.полит.н., профессор Московского государственного университета путей сообщения
«ЦВЕТНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ» КАК УГРОЗА РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: СПЕЦИФИКА И ПУТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
Ключевые слова: цветная революция, дестабилизация, угроза, региональная безопасность, терроризм, экстремизм.
Keywords: color revolution, destabilization, threat, regional security, terrorism, extremism.
В последнее время в связи с дестабилизацией социально-политической и экономической обстановки в Югославии, Египте, Ливии и особенно Сирии «цветные революции» стали рассматриваться политическим и военным руководством ряда стран не только как угрозы национальной, но и международной безопасности. Такого подхода придерживается и военно-политическое руководство России, что отражено в текущих редакциях Стратегии национальной безопасности и Военной доктрины Российской Федерации. В качестве вызова военной безопасности «цветные революции» оцениваются в Военной доктрине Республики Беларусь1. При этом, если в данных документах сформулированы общие взгляды на эту угрозу, то в выступлениях глав органов власти, обеспечивающих безопасность РФ и ее союзников по Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), «цветные революции» рассматриваются более детально.
Так, по мнению С.К. Шойгу, феномен «цветных революций» становится существенным фактором дестабилизации обстановки во многих регионах мира. Под видом распространения демократии происходит навязывание народам чуждых ценностей. Социально-экономические и политические проблемы отдельных государств используются для замены национально ориентированных правительств режимами, которые контролируются из-за рубежа. Они в свою очередь обеспечивают своим покровителям беспрепятственный доступ к ресурсам этих государств.
В каждом конкретном сценарии поводы для внешнего вмешательства были разные, однако алгоритм «цветных революций» универсален: информационное воздействие - военное давление - смена политического руководства и изменение внешнеполитического и экономического вектора государства. Если сменить власть в стране «ненасильственными» методами не удаётся, то создаются условия для вооружённого противостояния и смещения неугодного правительства силой. Технологии «цветных революций» могут применяться в любом международном регионе, в проти-
2
востояние в котором вовлекаются приграничные страны .
Как полагает В.В. Герасимов, в современных условиях глобализации, размывания границ, развития информационно-коммуникационных технологий разрешение межгосударственных противоречий осуществляется за счет гибридных методов - комплексного применения невоенных мер с минимальной опорой на военную силу. Среди этих методов - подрыв военного и экономического потенциала страны-жертвы агрессии, информационно-психологическое давление на ее руководство и население, активная поддержка внутренней несистемной оппозиции, манипуляция про-тестным потенциалом общества, партизанские и диверсионные способы вооруженной борьбы.
Все эти методы находят свое применение в рамках «цветных революций» - организованных извне государственных переворотов, в которых осуществляется воздействие на общественное сознание государств-объектов агрессии посредством ресурсов сети Интернет и при необходимости - поддержка экстремистских и террористических организаций, вооруженное вторжение в страну-жертву под видом миротворчества и кризисного урегулирования.
Государство, потерпевшее поражение в этой борьбе, зачастую оказывается в условиях политического и экономического хаоса, гибели мирного населения, роста преступности, массовой неконтролируемой миграции. Яркий пример использования гибридных методов - это конфликт в Сирии3.
Говоря о последствиях «цветных революций», Ю.В. Жадобин считает, что дестабилизировать обстановку можно как в бедной, так и богатой стране, хотя более подвержены этому государства, в которых отсутствует твёрдая власть, обратная связь между ней с народом, процветает коррупция и подмена национальных интересов личными.
В условиях «цветных революций» не действует механизм миротворчества, нет чёткой границы между противоборствующими сторонами: вооруженными силами, с одной стороны, и повстанцами, наёмниками частных военных компаний, боевиками радикальных партий, молодёжных и международных террористических организаций, с другой.
1 См.: Молчанов В. Ответ на вызовы времени // Красная звезда. - М., 2016. - 2 августа.
2 Шойгу С. Глобальная безопасность и региональная стабильность / Тихонов А. «Цветные революции» - угроза миру // Красная звезда. - М., 2014. - 23 мая.
3 Герасимов В. По опыту Сирии // Военно-промышленный курьер. - М., 2016. - 9 марта. - № 9 (624).
Опасными последствиями «цветных революций» для национальной и региональной безопасности являются потеря новой властью контроля над сохранностью вооружений и военной техники, их хищение, беспрецедентный рост незаконной торговли оружием, попадание в руки террористов и экстремистов оружия массового поражения и технологий его изготовления. Возможно разрушение базирующейся на международных договорах межгосударственной системы контроля военной деятельности, появление «серых зон» - территорий государств, на которые не распространяются меры контроля над вооружениями, например, по Договору об обычных вооружённых силах в Европе. Это позволяет сделать такие территории плацдармом для неограниченного сосредоточения группировок войск и новейших вооружений, создания баз подготовки иррегулярных вооружённых формирований.
Результатом применения военной силы в «цветных революциях» служат и гуманитарные катастрофы, благоприятствующие росту числа беженцев, торговле людьми, деятельности трансграничных преступных групп и наркокартелей. Информационная борьба в «цветных революциях» влечет за собой подъем национализма и ксенофобии, поощряемую отдельными государствами легализацию неонацистских организаций, противостояние держав, сопровождающиеся ростом военного производства и расходов, численности войск, интенсивности боевой подготовки и модернизацией военной инфраструктуры1.
Таким образом, «цветные революции» стали рассматриваться как угроза международной безопасности, преимущественно на ее региональном уровне. В то же время фиксируется тенденция постепенного приобретения ею глобального масштаба. Эксперты подчеркивают неотъемлемость фактора военной силы для данной разновидности государственных переворотов, рассматриваемых на примерах, прежде всего, Ливии и Сирии. Динамика «цветной революции» включает несколько этапов.
На первом этапе субъект дестабилизации (отдельные иностранные государства, их союзы) стремится разжигать имеющиеся в государстве-жертве агрессии и зачастую скрытые межэтнические, межконфессиональные, социальные и территориальные противоречия, углубляя линии внутренних расколов.
На втором этапе эти противоречия из латентных проблем превращаются в открытые, и возникает противостояние оппозиции и экстремистов, якобы выражающих интересы дискриминируемого большинства, и власти, представляющей привилегированное меньшинство.
На третьем этапе в случае активного сопротивления правящего класса передать власть оппозиции и экстремистам противостояние переходит в фазу гражданской войны. Иностранная великая держава или коалиция держав начинает оказывать дипломатическое и иного рода давление на правительство нестабильной страны с тем, чтобы оно отказалось задействовать имеющиеся у него силы для восстановления законности и правопорядка. По мере развертывания оппозицией и экстремистскими организациями военных действий против правительственных войск иностранные государства как третья сила в конфликте начинают оказывать экономическую и военную помощь первым. Их бесперебойно снабжают боеприпасами, вооружением и военной техникой, материальными средствами для дальнейшего ведения военных действий.
На четвертом этапе коалиция иностранных держав может провести военную операцию с целью разгрома правительственных войск и прихода к власти оппозиции и экстремистских сил. Содержание военной операции, проводимой коалицией, составляют масштабные действия вооруженных формирований оппозиции и экстремистов, частных военных компаний, авиационные и ракетные удары, боевые действия военно-морских сил и сил специальных операций. Военные действия ведутся в воздушной, наземной, морской и информационной сферах борьбы. Широко используются космические средства и беспилотная авиация. Действия формирований оппозиции и экстремистов и вооруженных сил коалиции четко организованы, согласованы и увязаны между собой по целям, задачам, времени и объектам. Границы фронта и тыла оказываются размытыми, боевые действия ведутся на всей территории страны преимущественно в городах. Террор в отношении их населения принимает массовый характер, сама война становится криминализованной. В целом, подобные военные операции сочетают как классические действия, так и иррегулярные формы вооруженной борьбы2.
Обобщая сценарии «цветных революций», в их динамике следует выделить следующие ключевые моменты: 1) создание сети-субъекта угроз политической стабильности, включающей как несистемные оппозиционные организации, так и экстремистские формирования; 2) инициирование повода для протеста - обвинение власти в проведении несправедливой и нечестной политики; 3) агитация населения структурами сети по различным каналам коммуникаций, включая сеть Интернет; 4) создание широкого по своему составу протестного социально-политического движения; 5) проведение акций протеста участниками движения; 6) осуществление провокаций против власти, использование эффекта «жертвы» для привлечения дополнительных сторонников; 7) подготовка и проведение митингов в центре столицы и крупных городов с призывом к неконституционной смене власти; 8) в случае невосприимчивости правящей элиты к требованиям протестующих - проведение диверсионно-террористических действий, вооруженных столкновений с правоохранительными органами и войсками, переходящих в асимметричный внутригосударственный конфликт; 9) если в асимметричном внутригосударственном конфликте правительство близко к победе над террористическими и экстремистскими силами, то поддерживающие их иностранные государства осуществляют вооруженное вторжение на территорию нестабильной страны. Внутригосударственное столкновение перерастет в военный конфликт или войну того или иного уровня.
1 См.: Жадобин Ю. Сущность «цветных революций» / Тихонов А. Откуда исходят угрозы миру // Красная звезда. - М., 2014. -
28 мая.
2 Зарудницкий В. Военные аспекты «цветных революций» / Тихонов А. Откуда исходят угрозы миру // Красная звезда. - М., 2014. - 27 мая.
В настоящее время в рамках ОДКБ реализуется ряд направлений обеспечения региональной безопасности, смежных с противодействием «цветным революциям». Это противодействие терроризму, урегулирование внутригосударственных конфликтов и недопущение беспорядков (например, в Кыргызстане), обеспечение безопасности в ки-берпространстве, борьба с производством и распространением на территории стран-участниц наркотиков. Однако пока не приходится утверждать, что государства-участники ОДКБ полностью готовы к предупреждению и отражению угроз «цветных революций». По-прежнему вызывает озабоченность распространение в зоне коллективной ответственности ОДКБ, в первую очередь, в Центральной Азии, активности экстремистских и террористических организаций, рост торговли наркотическими веществами, особенно с учетом нестабильной обстановки в Афганистане, некоторые провинции которого могут оказаться под контролем боевиков запрещенного в России «Исламского государства».
Помимо этого в сфере экономической безопасности стоит учитывать сохраняющиеся кризисные явления в экономиках стран ОДКБ, зависимость доходной части бюджетов некоторых из них от экспорта энергоресурсов. Последнее обстоятельство влечет риски недофинансирования ряда государственных программ в случае дальнейшего падения цены на нефть и вытеснения стран ОДКБ с зарубежных нефтегазовых рынков1. Росту потенциала социального взрыва в этих странах могут способствовать проводимые органами исполнительной власти несвоевременные и неадекватные изменения в пенсионном обеспечении, работе и доступности учреждений здравоохранения, сфере науки, дошкольного, среднего и высшего образования.
При оценке ситуации в миграционной сфере и области межэтнических отношений многие эксперты справедливо указывают на негативные тенденции, связанные с ростом численности трудовых мигрантов среди населения России, прежде всего, в городах. Сообщества мигрантов из среднеазиатских республик стали благоприятной средой для пропаганды исламистских идей и формирования опорных пунктов террористических сетей на территории России (в этой связи вспомним операции Федеральной миграционной службы и МВД РФ на Апраксином дворе в Санкт-Петербурге и на Даниловской набережной в Москве в начале 2013 г., нейтрализацию правоохранительными органами банды ГТА в 2014 г. и др.). Не меньшую опасность представляют и создаваемые трудовыми мигрантами в России замкнутые этнические анклавы, члены которых зачастую вступают в конфликты с местным населением2.
В сфере государственной и общественной безопасности обстоятельством, ясно свидетельствующим о появлении угроз «цветных революций», стало широкое распространение сетей экстремистских, прежде всего, исламистских организаций за пределами среднеазиатских республик. На территории России были выявлены разветвленные структуры по вербовке и мобилизации исламистов. Появились случаи УГР-террора в форме убийств и покушений на жизнь видных религиозных деятелей традиционного ислама (шафиитского и ханафитского мазхабов)3. Тревогу вызывает и вполне реальная опасность объединения несистемной оппозиции и экстремистов националистического толка.
Говоря о мерах противодействия «цветным революциям», следует отметить, что в этой сфере государствами-участниками ОДКБ уже выработан определенный подход. Он представляет собой симметричный ответ государства на действия радикальных оппозиционных (а также террористических и экстремистских) структур в форме их силового, организационного или информационного подавления. Данный подход разрабатывался еще в СССР, апробирован в Армении, Белоруссии, Казахстане, Кыргызстане и предполагает реализацию комплекса оперативных, оперативно-поисковых, оперативно-технических и следственных мероприятий с привлечением разведывательных, контрразведывательных и полицейских сил.
К данным мероприятиям относятся: агентурная работа в структурах радикальной оппозиции (а также террористов и экстремистов), контроль над деятельностью их лидеров, членов и иностранных эмиссаров, получение сведений о целях и программах этих структур; контроль над студенческими и молодежными организациями, ликвидация нелегальных молодежных объединений; сбор данных о незаконной торговле оружием, ликвидация складов оружия, баз боевиков; контроль над обстановкой в регионах страны, сбор сведений о распространяемых среди населения слухах; создание под контролем спецслужб псевдооппозиционных и нелегальных организаций; контроль над религиозными сектами, масс-медиа; проведение систематических оперативных и оперативно-технических мероприятий в отношении сторонников экстремистских организаций, проверка подозрительных лиц; профилактика и борьба с терроризмом, охрана объектов критической инфраструктуры государства; централизованное руководство всеми силами и средствами, используемыми для пресечения акций политической дестабилизации4.
На основе данного подхода осуществляется и сотрудничество органов безопасности, полиции, вооруженных сил, служб ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Вместе с тем перечисленные выше действия осуществляются преимущественно внутри стран ОДКБ и их целесообразно дополнить мерами коллективного характера.
Во-первых, сохраняет свое значение развитие потенциала ОДКБ по урегулированию незавершенных этнопо-литических, межконфессиональных и межклановых конфликтов как предпосылок дестабилизации обстановки в странах-участницах организации. Вполне подходящим здесь может быть опыт России (его организационная, дипломатическая и силовая составляющие) по урегулированию внутригосударственного конфликта в Сирии, в которой работает центр по примирению враждующих сторон и реализуются гуманитарные операции.
1 Мусин М., Эль Мюрид. Сирия, Ливия. Далее везде! Что будет завтра с нами. - М.: Книжный мир, 2013. - С. 25 - 67.
2 Ивановский А. Миграция как военная угроза // Военно-промышленный курьер. - М., 2013. - № 16 (484); Эль Мюрид. Если завтра война. «Арабская весна» и Россия. - М.: Книжный мир, 2013. - С. 64 - 121; Медведев С. Миграция: новые угрозы // Красная звезда. - М., 2013. - 30 мая; Родин И., Самарина А. Новая пятая колонна // Независимая газета. - М., 2013. - 31 мая.
3 Сулейманов Р.Р. Ислам и политика // Красная звезда. - М., 2012. - № 189, 194, 199.
4 Глазунов О.Н. Государственный переворот. Стратегия и технологии. - М.: ОЛМА-ПРЕСС образование, 2006. - С. 233, 236-239; Почепцов Г.Г. Гражданское самбо: как противостоять «цветным революциям». - М.: Европа, 2005. - С. 46-47, 59-60.
Во-вторых, для ограничения деструктивной политической активности некоммерческих организаций целесообразно предпринять определенные меры в правовой сфере. Так, государствами-участниками ОДКБ вслед за Россией могут быть приняты законы о регулировании деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранных агентов, с возможностью приостановления и прекращения их деятельности.
В целях противодействия финансированию деструктивной деятельности некоммерческих организаций, активности террористических и экстремистских структур представляется востребованным сотрудничество государств-участников ОДКБ в области финансового мониторинга, борьбы с отмыванием доходов от торговли наркотиками, теневыми механизмами перечисления зарубежных пожертвований, введения санкций против государств-спонсоров.
Мерой обеспечения региональной информационной безопасности, направленной на недопущение дестабилизации социально-политической обстановки в странах ОДКБ, может стать создание сопряженных между собой систем выявления деструктивной активности несистемной оппозиции, террористических и экстремистских формирований, некоммерческих организаций в социальных сетях и Интернет-пространстве в целом. В этом плане в странах-участницах организации продуктивным стало бы внедрение под эгидой Консультационного координационного центра по вопросам реагирования на компьютерные инциденты ОДКБ систем мониторинга, анализа и продвижения информации в социальных сетях, создание государственных систем обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы. В информационной сфере также востребовано проведение кампаний по признанию мировым сообществом нелегитимной практики применения военной силы без санкции ООН.
В-третьих, в сфере противодействия терроризму и экстремизму целесообразно дальнейшее развитие Коллективных сил быстрого развертывания, Коллективных сил оперативного реагирования и Коллективных авиационных сил ОДКБ, готовых к борьбе с диверсионными и террористическими формированиями, в частности, джихадистскими сетями.
Для повышения уровня защищенности объектов критической инфраструктуры (особенно энергетики, промышленности, связи и транспорта) от террористических угроз полезным представляется сотрудничество правоохранительных органов и ведомств по защите населения от природных и техногенных угроз государств-участников в рамках механизма коллективного реагирования на чрезвычайные ситуации.
Наряду с этим также следует развивать сотрудничество участников ОДКБ по борьбе с терроризмом с Шанхайской организацией сотрудничества и партнерство по этим вопросам с отдельными государствами в Евразии. Результативной мерой может быть и проведение совместных антитеррористических операций на территории заинтересованных государств за пределами зоны ответственности ОДКБ. Это позволило бы ликвидировать военную, производственную, транспортную инфраструктуру и ряд формирований террористических организаций, снизив, тем самым, угрозу дестабилизации политической обстановки в странах ОДКБ.
Сохраняется необходимость усиления таможенного контроля, ограничения импорта рабочей силы из третьих стран, ликвидации этнических анклавов в населенных пунктах, прежде всего в городах стран ОДКБ. В сфере обеспечения пограничной безопасности приоритетной задачей является скорейшее завершение мероприятий по обустройству внешних границ государств ОДКБ, а также восстановление войсковой охраны и защиты границы некоторых стран-партнеров России, прежде всего, Таджикистана (таджико-афганского участка), повышение пограничного и миграционного контроля для предотвращения проникновения и возвращения на территорию стран-участниц экстремистов -участников исламистских вооруженных и банд-формирований, террористических групп.
В-четвертых, для снижения ущерба национальным экономикам стран-участниц ОДКБ от возможной международной изоляции, санкций и торговых ограничений важным шагом послужит дальнейшая интеграция этих государств в рамках ЕАЭС, реализация комплекса мер по деофшоризации бизнеса, создание национальных платежных систем. Помимо этих мер с государствами-спонсорами «цветных революций» целесообразно установить торгово-экономические, научно-технические и прочие связи и отношения на основе принципов асимметричной взаимозависимости.
Поскольку возможность вооруженной агрессии государств-спонсоров «цветной революции» не исключена полностью, востребованным становится дальнейшее укрепление создаваемой ныне объединенной системы противовоздушной обороны, совместной системы радиационной, химической и биологической защиты ОДКБ от террористических атак, а в случае роста военных угроз - формирование коалиционных группировок войск в регионах коллективной безопасности (по образцу белорусско-российской группировки).