Научная статья на тему '"ЦВЕТНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ" КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

"ЦВЕТНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ" КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
689
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦВЕТНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сагитова Виктория Равильевна, Дутов Тимур Сергеевич

В статье рассматривается отношение Российской Федерации к «цветным революциям». Особое внимание уделено роли США в их инспирировании, технологиям и последствиям. В рамках типологического метода мы сравнили страны постсоветского пространства, в которых прошли «цветные революции», для ответа на вопрос, выполнили ли «цветные революции» свою задачу. В связи с этим мы пришли к выводу, что практически в каждом из государств, где оппозиции удалось одержать победу над действующей властью, наблюдался регресс в политическом и экономическом развитии. В российском контексте «цветные революции» представляют собой угрозу национальной безопасности. В связи с этим российское правительство предпринимает определенные меры по их выявлению и предотвращению. Был принят ряд мер, ограничивающих деятельность иностранных организаций на территории Российской Федерации, а также были созданы специальные национальные войска в качестве мер по защите населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“COLOR REVOLUTIONS” AS A THREAT TO THE NATIONAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

This article discusses the attitude of the Russian Federation to the “color revolutions”. We paid special attention to the role of the US in its organization, technologies and consequences. Within the framework of the typological method, we compared the countries of the Post-Soviet space where the “color revolutions” took place in order to understand whether the “color revolutions” fulfilled its mission. In this regard, we came to the conclusion that in almost every state where the opposition managed to defeat the current government, there was a regression in political and economic development. In the Russian context, “color revolutions” are a threat to national security. In this regard, the Russian government is taking certain measures to identify and prevent it. A number of measures were taken to restrict the activities of foreign organizations on the territory of the Russian Federation. Also special national troops were created as measures to protect the population.

Текст научной работы на тему «"ЦВЕТНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ" КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Вестник Прикамского социального института. 2022. № 1 (91). С. 235-242 Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2022. No. 1 (91). P. 235-242.

Научная статья УДК 327

«ЦВЕТНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ» КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 2 Виктория Равильевна Сагитова , Тимур Сергеевич Дутов

1 2

' Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия

1 ViRSagitova@kpfu.ru

2

t_dutov@inbox.ru

Аннотация. В статье рассматривается отношение Российской Федерации к «цветным революциям». Особое внимание уделено роли США в их инспирировании, технологиям и последствиям.

В рамках типологического метода мы сравнили страны постсоветского пространства, в которых прошли «цветные революции», для ответа на вопрос, выполнили ли «цветные революции» свою задачу. В связи с этим мы пришли к выводу, что практически в каждом из государств, где оппозиции удалось одержать победу над действующей властью, наблюдался регресс в политическом и экономическом развитии. В российском контексте «цветные революции» представляют собой угрозу национальной безопасности. В связи с этим российское правительство предпринимает определенные меры по их выявлению и предотвращению. Был принят ряд мер, ограничивающих деятельность иностранных организаций на территории Российской Федерации, а также были созданы специальные национальные войска в качестве мер по защите населения.

Ключевые слова: цветные революции, национальная безопасность, постсоветское пространство, государственный переворот, Российская Федерация.

Для цитирования: Сагитова В. Р., Дутов Т. С. «Цветные революции» как угроза национальной безопасности Российской Федерации // Вестник Прикамского социального института. 2022. № 1 (91) C. 235-242.

Original article

"COLOR REVOLUTIONS" AS A THREAT TO THE NATIONAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

12 Victoria R. Sagitova , Timur S. Dutov

1 2

' Kazan (Volga region) Federal University, Kazan, Russia

1 ViRSagitova@kpfu.ru

2

t_dutov@inbox.ru

Abstract. This article discusses the attitude of the Russian Federation to the "color revolutions". We paid special attention to the role of the US in its organization, technologies and consequences.

Within the framework of the typological method, we compared the countries of the Post-Soviet space where the "color revolutions" took place in order to understand whether the "color revolutions" fulfilled its mission. In this regard, we came to the conclusion that in almost every state where the opposition

© Сагитова В. Р., Дутов Т. С., 2022

managed to defeat the current government, there was a regression in political and economic development. In the Russian context, "color revolutions" are a threat to national security. In this regard, the Russian government is taking certain measures to identify and prevent it. A number of measures were taken to restrict the activities of foreign organizations on the territory of the Russian Federation. Also special national troops were created as measures to protect the population.

Keywords: color revolution, national security, Post-Soviet space, coup, The Russian Federation.

For citation: Dutov T. S., Sagitova V. R. "Color revolution" as a threat to the national security of the Russian Federation. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2022. No. 1 (91). Pp. 235-242. (In Russ.).

Глобальная волна демократизации, начавшаяся в середине 1970-х и продолжавшаяся до середины 1990-х, имела два важных последствия. Одно из них заключается в значительном увеличении числа демократических государств в мире. Другим является желание изменить природу диктатуры. В то время как военные режимы и режимы коммунистических партий являлись наиболее распространенными формами автократического правления во время холодной войны, после нее стал глобальной нормой относительно новый тип диктатуры. Эту версию диктатуры называют «гибридной», «конкурентно-авторитарной» или «электорально-авторитарной» [1, с. 110].

В начале 1990-х мир был застигнут врасплох распадом Советского Союза. Это ознаменовало победу западного мира и либеральной демократии. Новый век поразил мировую общественность «цветными революциями» в странах бывшего постсоциалистического лагеря. По мере их распространения из бывшей Югославии в Грузию, Украину, Киргизию, Армению последователи демократии всё больше видели в них признак неизбежной демократизации постсоветского пространства [2, с. 72].

«Цветные революции» представляют собой явление, при котором массовые протесты способствуют свержению действующей власти. Тем не менее существуют расхождения у российской и американской сторон относительно того, как они возникают и для какой цели существуют. Нарратив на Западе утверждает, что «цветные революции» - это естественный процесс, который проявляется в коррумпированных и авторитарных режимах. Запад определяет их как ненасильственные массовые протесты, направленные на смену существующих квазидемократических правительств путем выборов [3, с. 3]. Важным моментом является то, что в их понимании «цветные революции» являются естественным шагом в процессе демократизации. Стоит также отметить, что западные наблюдатели не считают зарубежную помощь необходимой (хотя и не бесполезной) для осуществления «цветной революции».

Россия имеет совершенно иное понимание этих событий, и его нельзя называть просто альтернативным нарративом. Россия рассматривает поддержку Западом «цветных революций» как инструмент его экспансионистской политики. Российская сторона считает «цветные революции» набором инструментов, используемых Западом для свержения режимов, с которыми он не согласен. Кроме того, они используют мобилизацию и народный протест в качестве оружия для насильственного свержения населением легитимной власти, что, в свою очередь, обеспечивает правомерность самой акции, а также возможность вмешательства иностранного правительства для оказания помощи демократическим агрессорам.

Российский историк А. О. Наумов определяет в своих работах «цветные революции» как государственный переворот, организованный странами Запада. Он считает, что «цветная революция - это осуществленный на фоне массовых уличных протестов государственный переворот, ненасильственная смена власти с использованием технологий, механизмов и инструментов мягкой силы» [4, с. 6].

Взгляд России на «цветные революции» оправдан. Русская история изобилует эпизодами нашествий, революций и развалов. XX век был особенно драматичным для России. Это подтверждает и президент России В. В. Путин. Он считает, что «революции - это плохо. У нас было более чем достаточно этих революций в 20-м веке» [5].

В этом контексте Россия наблюдает за «цветными революциями», происходящими по всему миру, и безоговорочной поддержкой их Западом. Министр иностранных дел России С. В. Лавров назвал «цветные революции» «неконституционной сменой правительства» и заявил, что они «разрушительны для народов, на которые направлены такие действия» [6].

Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации В. В. Герасимов определял «цветные революции» как «форму ненасильственной смены власти в стране путем манипулирования извне протестным потенциалом населения, в сочетании с политическими экономические, гуманитарные и другие невоенные меры». Опять же, в центре внимания тот факт, что народные протесты провоцируются и поддерживаются внешними манипуляциями [7, с. 17].

Россия считает, что Запад действует с помощью определенных «технологий». К ним относятся:

- создание оппозиционной элиты;

- иностранное финансирование внутренней оппозиции;

- разногласия внутри общества;

- иностранные НКО и сторонние агенты, выступающие за «глобализацию» и «вес-тернизацию»;

- иностранные аналитические и научно-исследовательские центры;

- средства массовой информации [8, с. 5].

Эти методы дополняют широкомасштабные информационные войны. Генерал В. В. Герасимов добавляет к этому списку подготовку оппозиции иностранными инструкторами, снабжение оружием и средствами антиправительственных сил, усиление отрядов оппозиции иностранными силами [7, с. 18].

Первая «цветная революция» состоялась в Югославии в 1999 году. Затем они перекинулись на постсоветское пространство. «Революция роз» в Грузии в 2003 году, «оранжевая революция» на Украине в 2004 году, «революция тюльпанов» в Киргизии в 2005 году и «Евромайдан» на Украине в 2013 году показали, что постсоветское пространство больше не было ареной исключительно российского влияния.

Запад активно поддерживает организаторов «цветных революций» в свержении обычно дружественного России правительства и в поддержке оппозиционных политиков в первые периоды их правления. Точно так же, как Россия поддерживала президентов Э. А. Шеварднадзе в Грузии, Л. Д. Кучму и В. Ф. Януковича на Украине и А. А. Акаева в Киргизии, американские фонды, тесно связанные с двумя крупными партиями США, поддерживали оппозицию в каждой из этих стран. И несмотря на то что, с точки зрения демократических государств, такое вмешательство в грузинские, украинские или киргизские дела было оправданным, оно всё же было значительным вмешательством в регионе [9].

Приведенные выше примеры, имевшие место в течение последних двадцати лет, укрепили перед Россией уверенность в угрозе, с которой она сталкивается со стороны Запада. Именно поэтому в российской военной доктрине 2014 года дестабилизация в «отдельных государствах и регионах» была названа одной из главных внешних военных угроз, кроме того, внутренняя дестабилизация политической и социальной ситуации в стране, провоцирование «межэтнической и социальной напряженности», а также информационные войны, влияющие на население, особенно на молодое поколение.

Попытка «цветной революции» имела место и в Российской Федерации. После результатов парламентских выборов в 2011 году народные протесты по поводу предполагаемых фальсификаций потрясли государство. Были зафиксированы протестные движения с участием 120-200 тыс. граждан. Однако власти были подготовлены к такому событию и успешно подавили протесты, используя все имеющиеся в их распоряжении государственные инструменты.

После 2012 года в России начинается ужесточение законодательства, связанного с работой иностранных организаций. Российские эксперты оценивают, что эффективность действий, направленных на предотвращение «цветных революций» в РФ, не может быть достигнута без жесткого контроля. В связи с этим необходимо следить за организациями гражданского общества, которые получают финансовые и иные материальные блага от иностранных государств, международных и иностранных организаций, граждан других стран или лиц, не имеющих гражданства и занимающихся политической деятельностью в России.

В 2012 году принимается Закон об иностранных агентах1. Законодатель обязывает такие организации незамедлительно обращаться в Министерство юстиции с целью включения их в соответствующий реестр, и при этом они должны указывать свой статус - присвоенный Минюстом - при каждой публикации материалов в средствах массовой информации и в Интернете. За отсутствие соответствующей информации физическое лицо могут оштрафовать до 30 тыс. рублей, юридическое - до одного миллиона рублей, а систематические нарушения этой обязанности могут наказываться лишением свободы на срок до двух лет.

В 2015 году вступает в силу Закон о нежелательных организациях , дающий российскому правительству полномочия пресекать деятельность организаций, связанных с иностранными НКО, которые, как считалось, поддерживали демократические ценности (например, Американское агентство по международному развитию, Национальный фонд демократии, Фонд Сороса и др.).

Российская военная доктрина 2014 года очень четко определила «цветные революции» как главную угрозу - как внутреннюю, так и внешнюю. Согласно доктрине, «цветные революции» рушат «суверенитет, политическую независимость и территориальную целостность государств» . В 2015 году президент России В. В. Путин утвердил обновленную версию Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. В документе так же говорилось, что инспирирование «цветных революций» является одной из основных угроз национальной безопасности РФ4.

В 2015 году Совет безопасности РФ опубликовал свой анализ, согласно которому существует «большой риск» того, что Запад может предпринять еще одну «цветную революцию» в России для сохранения глобальной гегемонии. Секретарь Совета безопасно-

1 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента [Электронный ресурс]: федер. закон от 20.07.2012 № 121-ФЗ (ред. от 04.06.2014) // Офиц. сайт Президента РФ. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/35748 (дата обращения: 23.04.2022).

2 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 23 мая 2015 г. № 129-ФЗ // Офиц. сайт Президента РФ. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/39720/ (дата обращения: 23.04.2022).

3 Военная доктрина Российской Федерации [Электронный ресурс] (утв. Президентом РФ 25.12.2014, № Пр-2976) // Офиц. сайт МЧС России. URL: https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/2940 (дата обращения: 23.04.2022).

4 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]: указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 (Документ утратил силу) // Офиц. сайт Президента РФ. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/40391 (дата обращения: 23.04.2022).

сти РФ Н. П. Патрушев уточнил, что Запад продолжает финансировать оппозиционные силы, одновременно вводя экономические санкции в надежде вызвать массовые протесты в России [10].

Важнейшим последствием «цветных революций» на постсоветском пространстве станет признание того, что инструменты исследования, хорошо работающие в западном мире, могут оказаться не совсем подходящими для исследований, касающихся других регионов земного шара.

«Цветные революции» доказали, что не способствуют долгосрочному демократическому развитию. В то время как политики и журналисты подчеркивают преобразующую силу уличных революций, политологи и социологи настроены более скептически, подчеркивая важность глубоких структурных факторов в формировании долгосрочных перспектив режима [11, с. 14].

По прошествии времени после «цветных революций» специалисты стали гораздо более скептически относиться к их способности обеспечить значительный демократический прогресс. Спустя двадцать лет с тех пор, как начались «цветные революции», ни один из лидеров протестов не остался у власти. В Киргизии президент К. С. Бакиев, ставший лидером «революции тюльпанов» 2005 года, сам был свергнут в результате уличных протестов 2010 года. В Грузии революционное руководство также ушло, а М. Н. Саакашвили сменил Г. Маргвелашвили на президентских выборах в октябре 2013 года. На Украине «оранжевая революция» завершилась победой В. Ф. Януковича на президентских выборах 2010 года -главного оппонента В. А. Ющенко в 2004 году. Затем П. А. Порошенко, пришедший к власти в 2014 году на Украине вследствие «Евромайдана», уступил свое президентское кресло спустя один срок В. А. Зеленскому.

По мнению российских экспертов, предотвращение «цветных революций» возможно, если происходит реализация взаимосогласованных мероприятий на стратегическом и тактическом уровне. Противодействие должно основываться на специализированных вооруженных силах и других силовых структурах, способных эффективно предотвращать и прогнозировать такие угрозы [12, с. 224-230]. В своем роде это и было основным мотивом создания Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (Рос-гвардия) в апреле 2016 года. Это решение также означает, что приоритетом Кремля является обеспечение устойчивости политической системы к предполагаемым внутренним угрозам, которые включают социальные последствия возможного экономического кризиса и отклонения Запада. Общество также получило четкий сигнал о том, что в ситуации внутренней дестабилизации власть без колебаний применит силу. Это предположение подтвердил генерал армии Росгвардии В. В. Золотов, который считает противодействие внутренней дестабилизации одной из основных задач своего формирования. Он также отметил, что влияние на социальные настроения граждан становится всё более изощренным и коварным, в основном через Интернет. Акции протеста, по мнению В. В. Золотова, носят системный, организованный характер и имеют схожие сценарии с «цветными революциями» в других странах [13].

Некоторым решением, предложенным российскими экспертами для снижения угрозы национальной безопасности, исходящей от «цветных революций», могли бы стать целевые программы, подчиненные государству. Эти программы теоретически могли бы укрепить военные науки и включить их достижения в военную доктрину. Хотя вопрос обсуждается на уровне силовых структур России и Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), но существующих правовых решений, позволяющих использовать вооруженные силы для борьбы и противодействия «цветным революциям», недостаточно. На тактическом уровне российские эксперты рекомендуют воздерживаться от операций или жестко

240

Наука и образование

контролировать финансирование неправительственных и гражданских организаций, что может быть использовано как инструмент нарушения общественного порядка и протестов против конституционного и политического порядка. Они утверждают, что государство должно установить гораздо более жесткий контроль за подготовкой специалистов в зарубежных центрах. Этот постулат касается, в частности, солдат и офицеров органов государственной безопасности, журналистов, политологов, специалистов по связям с общественностью. Важным элементом будет подготовка собственных специалистов в области использования медиа, информационной борьбы в киберпространстве [14, с. 63].

В 2022 году Россия вернулась к теме «цветных революций» в связи с протестами в начале года в Казахстане. Президент России В. В. Путин заявил, что насильственные беспорядки в Казахстане были организованы террористами, прошедшими подготовку за границей. Насилие, по его мнению, имело признаки координируемой Западом операции на Майдане, говоря об этом имелись в виду протесты, которые привели к свержению В. Ф. Януковича в 2014 году.

Демонстрации были вызваны повышением цен на топливо, но переросли в более широкий протест против правительства. Президент Казахстана К.-Ж. К. Токаев обратился за помощью к России в подавлении демонстраций на фоне опасений по поводу лояльности некоторых подразделений правоохранительных органов. Россия и несколько других членов ОДКБ ответили отправкой войск. В. В. Путин заявил, что не допустит свержения правительств союзных с Москвой в результате так называемых «цветных революций», имея в виду серию народных восстаний, потрясших бывшие советские республики. «Мы не позволим раскачивать лодку», - сказал Путин [15].

Подводя итог, можно сказать, что российские политические элиты и исследователи убеждены, основываясь на анализе предыдущих «цветных революций», что у них есть прочная научная и теоретическая база для борьбы с таким явлением. Социологические, психологические и политические знания о «цветных революциях» широко используются властными структурами Российской Федерации.

Российский нарратив о «цветных революциях» заключается в том, что они не предполагают повышения уровня жизни, устранения религиозной и межэтнической напряженности, улучшение безопасности и снижение уровня преступности. Стратегическая цель таких революций - смена действующей власти.

Российская Федерация предпринимает ряд действий, чтобы ограничить шансы любых новых «цветных революций» на постсоветском пространстве и защитить российское общество от любого внешнего влияния, которое могло бы спровоцировать политические волнения.

Список источников

1. Levitsky S., Way L. A. Competitive authoritarianism: hybrid regimes after the Cold War. Cambridge University Press, 2010. 536 p.

2. Mead W. R. The return of geopolitics // Foreign Affairs. 2014. Vol. 93 (3). P. 69-79.

3. Berzina I. Color revolutions: democratization, hidden influence, or warfare? / National Defense Academy of Latvia Center for Security and Strategic Research, 2014. 41 p.

4. Наумов А. О. «Мягкая сила», «цветные революции» и технологии смены политических режимов в начале XXI века. М.: АРГАМАК-МЕДИА, 2016. 274 с.

5. Meeting of the Valdai International Discussion Club [Электронный ресурс] // Офиц. сайт Президента РФ. 24.10.2014. URL: http://en.kremlin.ru/events/president/news/46860 (дата обращения: 23.04.2022).

6. Sergey Lavrov: Russia's foreign policy: Historical background [Электронный ресурс] // Офиц. сайт МИД России. URL: http://www.mid.ru/en/foreign_policy/news//asset_publisher/cKNonk JE02Bw/content/id/2124391 (дата обращения: 23.04.2022).

7. Cordesman A. H. Russia and the "Color revolution": A Russian military view of a world destabilized by the US and the West (Full Report) / Center for Strategic & International Studies, 2014. 110 p.

8. Johnson D. Russia's approach to conflict - implications for NATO's deterrence and defense // Research Paper. 2015. Vol. 111. P. 1-12.

9. The Orange revolution [Электронный ресурс] // The New York Review. 28.04.2005. URL: https://www.nybooks.com/articles/2005/04/28/the-orange-revolution/ (дата обращения: 15.03.2022).

10. Патрушев: Россия справится с очередной попыткой «цветной революции» [Электронный ресурс] // RT. 05.03.2015. URL: https://russian.rt.com/inotv/2015-03-05/Patrushev-Rossiya-spravitsya-s-ocherednoj (дата обращения: 23.03.2022).

11. Pop-Eleches G., Graeme R. After the revolution // Problems of Post-Communism. 2014. Vol. 61(4). P. 3-22.

12. Fitzgerald C. W., Brantly A. Subverting reality: The role of propaganda in 21st century intelligence // International Journal of Intelligence and Counterintelligence. 2017. Vol. 30 (2). P. 215-240.

13. Zochowski P. Rosja: Gwardia Narodowa, czyli armia wewn^trzna wkracza do gry [Национальная гвардия, внутренняя армия приступает к игре] [Электронный ресурс] // Center for Eastern Studies. 2016. URL: https://www.osw.waw.pl/pl/publikacje/analizy/2016-04-06/rosja-gwardia-narodowa-czyli-armia-wewnetrzna-wkracza-do-gry (дата обращения: 23.04.2022).

14. Манойло А. В. Информационный фактор цветных революций и современных технологий демонтажа политических режимов // Вестник МГИМО-Университета. 2014. № 6 (39). С. 61-67.

15. Putin: No more color revolutions [Электронный ресурс] // Voice of America. 10.01.2022. URL: https://www.voanews.com/a7putin-no-more-color-revolutions/6390636.html (дата обращения: 23.04.2022).

References

1. Levitsky S., Way L. A. Competitive authoritarianism: hybrid regimes after the Cold War. Cambridge University Press, 2010. 536 p.

2. Mead W.R. The return of geopolitics // Foreign Affairs. 2014. Vol. 93(3). P. 69-79.

3. Berzina I. Color revolutions: democratization, hidden influence, or warfare? / National Defense Academy of Latvia Center for Security and Strategic Research, 2014. 41 p.

4. Naumov A. O. «Miagkaia sila», «tsvetnye revoliutsii» i tekhnologii smeny politicheskikh rez-himov v nachale XXI veka ["Soft power", "color revolutions" and technologies for changing political regimes at the beginning of the 21st century]. Moscov, ARGAMAK-MEDIA, 2016, 274 p. (In Russ.).

5. Meeting of the Valdai International Discussion Club [Электронный ресурс] // Офиц. сайт Президента РФ. 24.10.2014. URL: http://en.kremlin.ru/events/president/news/46860 (дата обращения: 23.04.2022).

6. Sergey Lavrov: Russia's foreign policy: Historical background [Электронный ресурс] // Офиц. сайт МИД России. URL: http://www.mid.ru/en/foreign_policy/news//asset_publisher/ cKNonkJE02Bw/content/id/2124391 (дата обращения: 23.04.2022).

7. Cordesman A. H. Russia and the "Color revolution": A Russian military view of a world destabilized by the US and the West (Full Report). Center for Strategic & International Studies, 2014. 110 p.

8. Johnson D. Russia's approach to conflict - implications for NATO's deterrence and defense // Research Paper. 2015. Vol. 111. P. 1-12.

9. The Orange revolution [Электронный ресурс] // The New York Review. 28.04.2005. URL: https://www.nybooks.com/articles/2005/04/28/the-orange-revolution/ (дата обращения: 15.03.2022).

10. Patrushev: Rossiia spravitsia s ocherednoi popytkoi «tsvetnoi revoliutsii» [Russia will cope with another attempt at a "color revolution"] // RT. 05.03.2015. (In Russ.). Available at: https://russian.rt.com/inotv/2015-03-05/Patrushev-Rossiya-spravitsya-s-ocherednoj (accessed: 23.03.2022).

11. Pop-Eleches G., Graeme R. After the revolution // Problems of Post-Communism. 2014. Vol. 61(4). P. 3-22.

12. Fitzgerald C. W., Brantly A. Subverting reality: The role of propaganda in 21st century intelligence // International Journal of Intelligence and Counterintelligence. 2017. Vol. 30(2). P. 215-240.

13. Zochowski P. Rosja: Gwardia Narodowa, czyli armia wewn^trzna wkracza do gry [Национальная гвардия, внутренняя армия приступает к игре] [Электронный ресурс] // Center for Eastern Studies. 2016. URL: https://www.osw.waw.pl/pl/publikacje/analizy/2016-04-06/rosja-gwardia-narodowa-czyli-armia-wewnetrzna-wkracza-do-gry (дата обращения: 23.04.2022).

14. Manoilo A. V. Informatsionnyi faktor tsvetnykh revoliutsii i sovremennykh tekhnologii demon-tazha politicheskikh rezhimov [Information factor of color revolutions and modern technologies for dismantling political regimes]. VestnikMGIMO-Universiteta. 2014, no. 6(39), pp. 61-67. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Putin: No more color revolutions [Электронный ресурс] // Voice of America. 10.01.2022. URL: https://www.voanews.com/a7putin-no-more-color-revolutions/6390636.html (дата обращения: 23.04.2022).

Информация об авторах В. Р. Сагитова - кандидат психологических наук, доцент кафедры «Регионоведение и евразийские исследования», Казанский (Приволжский) федеральный университет;

Т. С. Дутов - студент 4-го курса кафедры «Регионоведение и евразийские исследования», Казанский (Приволжский) федеральный университет.

Information about the authors V.R. Sagitovа - Candidat of Psychological Sciences, Associate Professor at the Department of Regional Studies and Eurasian Studies, Kazan (Volga region) Federal University;

T. S. Dutov — 4rdyear Student at the Department of Regional Studies and Eurasian Studies, Kazan (Volga region) Federal University.

Статья поступила в редакцию 25.04.2022; одобрена после рецензирования 11.05.2022; принята к публикации 11.05.2022.

The article was submitted 25.04.2022; approved after review on 11.05.2022; accepted for publication on 11.05.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.