Научная статья на тему '"ЦВЕТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ" КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

"ЦВЕТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ" КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
413
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНТЕРНЕТ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / "ЦВЕТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ" / СУВЕРЕНИТЕТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хоменко Дмитрий Александрович

В данной статье анализируется феномен возникновения и проведения «цветных революций», а также приводятся аргументы подготовки проведения «цветной революции» в Российской Федерации в целях изменения конституционного строя. Делается анализ происходящей в стране ситуации и делается вывод о необходимости принятия новых правовых мер противодействия «цветным революциям». Предлагается принятие стратегии информационной безопасности Российской Федерации, а также нормативно-правовых актов, способных обеспечить безопасность отечественного интернет-пространства, с целью наиболее эффективного обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и защиты еe суверенитета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"COLOR REVOLUTION" AS A THREAT TO NATIONAL SECURITY RUSSIAN FEDERATION

This article analyzes the phenomenon of the emergence and conduct of “color revolutions,” as well as the arguments for the preparation of the “color revolution” in the Russian Federation in order to change the constitutional order. An analysis of the situation in the country is made and a conclusion is made about the need to adopt new legal measures to counter the “color revolutions.” It is proposed to adopt an information security strategy of the Russian Federation, as well as regulatory legal acts capable of ensuring the security of the domestic Internet space, in order to most effectively ensure the national security of the Russian Federation and protect its sovereignty.

Текст научной работы на тему «"ЦВЕТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ" КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 338.1 Б01 10.47475/2618-8236-2021-16210

ББК 64.400

«Цветная революция» как угроза национальной безопасности

Российской Федерации

Д. А. Хоменко

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

В данной статье анализируется феномен возникновения и проведения «цветных революций», а также приводятся аргументы подготовки проведения «цветной революции» в Российской Федерации в целях изменения конституционного строя. Делается анализ происходящей в стране ситуации и делается вывод о необходимости принятия новых правовых мер противодействия «цветным революциям». Предлагается принятие стратегии информационной безопасности Российской Федерации, а также нормативно-правовых актов, способных обеспечить безопасность отечественного интернет-пространства, с целью наиболее эффективного обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и защиты ее суверенитета.

Ключевые слова: национальная безопасность, Интернет, информационная безопасность, «цветная революция», суверенитет.

2020 год стал самым напряженным годом XXI века. Мировая пандемия и начинающийся мировой финансово-экономический кризис стали главными угрозами для безопасности Российской Федерации. На фоне этих событий относительно незаметно произошла подготовка «цветной революции» в Российской Федерации.

Проведение «цветных революций» на Украине, Армении, Грузии, Молдавии, попытка проведения «цветной революции» в Белоруссии, иностранное финансирование и поддержка радикальной оппозиции в России, провоцирование скандала под предлогом применением химического оружия в отношении активного участника «несистемной» оппозиции, создание информационных центров для создания негативного образа Российской Федерации1, цензура и противодействие работе российских СМИ в ряде государств, а также введение «антироссийских» санкций позволяют сделать вывод о том, что Российская Федерация является объектом проведения «цветной революции».

Именно поэтому, в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации от 31 декабря 2015 года одной из основных угроз национальной безопасности названа «цветная революция» и деятельность иностранных спецслужб по инспирированию революционной деятельности2.

1 Об итогах парламентских слушаний «Предотвращение вмешательства во внутренние дела Российской Федерации: законодательство и правоприменительная практика» : Постановление СФ ФС РФ от 14.06.2017 № 162-СФ. URL: http://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP &n=691680#09390636409070223.

2 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/82e3980 c79908d189a4841285a57a0324d69edfc.

Отдельно стоит отметить провокацию по созданию положительного образа и организации приезда активного участника несистемной оппозиции, из ФРГ в Российскую Федерацию, в целях вовлечения граждан Российской Федерации в массовое протестное движение, призванное изменить конституционный строй Российской Федерации. Данная провокация закончилась протестными акциями, прошедшими 23 января 2021 года во всех крупных городах России, что привело в росту уровня социальной напряженности, экономическим потерям и репутации Российской Федерации на международной арене.

Как верно отметил Ю. П. Андропов: «Наша задача состоит в том, чтобы предотвратить явления, которых еще нет, но которые могут возникнуть в будущем, с тем, чтобы ликвидировать негативные проявления еще в зародыше, не давая им разрастись» [4]. «Цветную революцию» нужно предотвращать на этапе подготовки, так как в случае начала ее проведения может повториться ситуация середины 80-х — начала 90-х годов прошлого века. И в первую очередь противодействие «цветным революциям» стоит начинать с пересмотра правовых мер противодействия.

Под «цветной революцией» принято понимать политическую технологию ненасильственной смены власти в определенном государстве с целью создания дружественного государству-организатору правительства. С этой целью изучается законодательство государства — объекта революции. Изучение законодательства имеет две основные цели: во-первых, «цветная революция» представляется как борьба за соблюдение прав и свобод человека, единственный способ обеспечения законности и демократии в государстве. Ее лидеры стремятся создать образ «борцов за демократию», действующих исключительно по закону

54

и в интересах народа. Во-вторых, анализируются правовые возможности правоохранительных органов по противодействию «цветной революции».

Проанализировав прошедшие в мире «цветные революции», становится очевидно, что их подготовка осуществляется в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — Интернет). Это связано c двумя ключевыми факторами. Во-первых, основной движущей силой «цветных революций» является молодежь в возрасте от 16 до 30 лет. Выбор молодежи как основной движущей силы не случаен, молодые люди обладают несформировавшейся психикой, не имеют достаточного жизненного опыта для объективной оценки происходящего, активно идут на контакт, имеют склонность к идеализированию и, самое главное, имеют большое количество свободного времени и внутренней энергии. Во-вторых, молодежь все больше времени проводит в сети Интернет, что позволяет сформировать у них определенную установку на положение дел в стране и воздействовать на их поведение. По проведенному опросу среди 126 студентов в возрасте от 17 до 24 лет, 87 % респондентов показали, что проводят в социальных сетях не менее 4 часов в день, при этом 65 % оказались готовы полностью отказаться от личного общения со сверстниками в пользу общения в социальных сетях.

В 201 7 году консалтинговая компания The Boston Consulting Group провела исследование, согласно его результатам: «92 процента жителей России ежедневно пользуются интернетом, 83 процента проводят в сети от двух до восьми и более часов в день. В основном россияне в сети ищут информацию (91 процент), общаются в соцсетях (73 процента) и покупают товары онлайн (68 процентов). Аналитики подсчитали, что ради доступа к всемирной паутине 42 процента опрошенных готовы на год отказаться от алкоголя, без сладостей согласны обходиться 31 процент, без кофе — 27 процентов. Забыть про беговую дорожку согласны 24 процента. В случае необходимости выбора от личного автомобиля откажется каждый пятый, секса готовы лишиться восемь процентов респондентов»1.

Таким образом, становится очевидным, что обеспечение информационной безопасности Российской Федерации является стратегическим направлением осуществления национальной безопасности Российской Федерации. Следует отметить, что на сегодняшний день информационная безопасность в Российской Федерации находится на критически низком уровне.

Проанализируем события, произошедшие 23 января 2021 года. Подготовка к ним планомер-

1 Интернет-издание «Лента». URL: https://lenta.ru/ news/2018/03/06/nosex/

но происходила с 2013 года, но активная стадия началась летом 2020 года. 20 августа 2020 года во время авиаперелета из Омска в Москву был госпитализирован активный участник протестно-го движения в России, по мнению самого активиста, в связи с отравлением боевым химическим веществом из группы «Новичок». При этом на следующий день после госпитализации его семьей было принято решение о его перевозке в ФРГ, найден благотворительный фонд, специализирующийся на поддержке кинематографии, зафрахтовавший специальный медицинский борт, а также решены все юридические формальности2. Такой объем работы просто неосуществим без предварительной подготовки, а следовательно, готовился командой профессионалов.

Одновременно с этим в американских социальных сетях «Инстанрам» и «Твиттер» начали публиковаться новостные посты о причастности к «отравлению» российских спецслужб и Президента Российской Федерации. 14 сентября 2020 года версию отравления подтвердили ряд иностранных экспертов и лаборатория ОЗХО, при этом не предоставив не только доказательств наличия отравляющих веществ, но и официального заключения комиссии экспертов3.

Одновременно с этим в вышеупомянутых социальных сетях, на страницах с личными акка-унтами «отравленного» оппозиционера начали появляться посты с обвинениями в адрес российских спецслужб в его отравлении. При этом стоит отметить смену смысловой направленности его текстов, с обвинений в адрес государственных органов Российской Федерации фокус начал смещаться к созданию образа жертвы и человека с крепкой семьей, особое внимание было уделено счастливым супружеским отношениям. Это принесло свои результаты, в списке ста персон, пользующихся наибольшим доверием среди россиян, оппозиционер занял четвертую строчку4.

Отдельно стоит отметить открытую и активную поддержку оппозиции со стороны западных государств. Так, во время своего пребывания в ФРГ вышеуказанный оппозиционер получил статус почетного гостя канцлера ФРГ, а также провел с ней личную встречу. Одновременно с этим открытую поддержку ему выразил госдепартамент США и президент США Д. Бай-ден. Поддержка госдепартамента США была не только на словах, но и выразилась в поддержке информировании участников протестных акций,

2 Отравление Навального. Что важно знать. URL: https://www.rbc.ru/politics/14/10/2020/5f3e1dd29a7947 3eeffa06f5.

3 Там же.

4 Социологи узнали, кому стали доверять россияне после отмены карантина. URL: https://www.rbc.ru/po litics/24/10/2020/5f92b9aa9a79474ff42e3c44.

55

на официальной странице посольства США в Москве была размещена информация о времени и месте протестных мероприятий, а также маршруты движения протестующих1. Данные действия этих государств являются прямым нарушением суверенитета Российской Федерации, создают угрозу национальной безопасности Российской Федерации и нарушают положения норм международного права, в том числе Декларации о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств от 9 декабря 1981 года [2].

17 января 2021 года произошло возвращение вышеуказанного оппозиционера в Российскую Федерацию, при этом было известно, что в России, по ходатайству ФСИН РФ он был объявлен в федеральный розыск и подлежал немедленному задержанию в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, в связи с чем был задержан в аэропорту Шереметьево сотрудниками правоохранительных органов.

18 января 2021 года вышеуказанному оппозиционеру судом была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу сроком на два месяца. Очевидно, что данная провокация преследовала две цели: создание лидера оппозиции и провоцирование протестных движений на территории Российской Федерации.

В этот же день в иностранных СМИ вышли статьи о нарушении прав и свобод человека в России, а также интервью ряда государственных деятелей в поддержку оппозиции и критикой российских властей. Отдельно стоит отметить масштабную пропаганду протестов в социальных сетях «Инстаграм», «Тик-Ток», «Фейсбук» и «Твиттер», а также видеохостинге «Ютуб». Данные призывы не только призывали к участию в несанкционированных мероприятиях, но и распространяли заведомо ложную информацию, дискредитирующую государственные органы Российской Федерации.

По результатам проверки Роскомнадзора, вышеуказанные социальные сети были привлечены к административной ответственности по ст. 13.41 КоАП РФ. Данная статья КоАП РФ была введена в декабре 2020 года и предусматривает ответственность за нарушение порядка ограничения доступа к информации, информационным ресурсам, доступ к которым подлежит ограничению в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, и (или) порядка удаления указанной информации. Однако эффективность данной статьи сомнительна, так как самым серьезным наказанием

1 Официальный аккаунт посольства США в Москве в социальной сети «Твиттер». URL: https://twitter. com/USEmbRu.

по ней является штраф, а также то, что иностранные компании не имеют полноценных представительств на территории РФ.

Следует отметить лояльность иностранных социальных сетей к подобным публикациям, а также поднятие данных публикаций в т. н. «топ», т. е. демонстрация данных публикаций широкому кругу пользователей социальных сетей независимо от их интересов. Таким образом, иностранные компании не только нарушают законодательство Российской Федерации, но и способствуют совершению преступлений и правонарушений на территории страны. При этом прошедшие в 2020 году президентские выборы в США подтвердили связь Демократической партии США с вышеназванными социальными сетями.

Протесты, прошедшие 23 января 2021 года, имеют еще одну особенность: впервые произошла массовая агитация участия в беспорядках несовершеннолетних. Эта тенденция представляет наибольшую угрозу национальной безопасности, так как несовершеннолетние граждане являются будущим нашего государства, и именно они будут определять судьбу государства через 10—15 лет. По предварительным данным, только в Москве было задержано около 70 несовершенолетних2.

Таким образом, проанализировав произошедшие события, мы можем сделать два ключевых вывода. Первый: нацеленность ряда государств на изменение конституционного строя в Российской Федерации путем создания лояльного оппозиционного движения. Второй: сбор и обработку личных данных пользователей российского интернет сегмента с целью манипулирования общественным мнением россиян и повышения социальной напряженности.

Отдельно стоит разобрать зависимость уровня социальной напряженности и «цветной революции».

Н. С. Данакин считает, что социальная напряженность — это «состояние социальной системы, содержание которой составляет процесс возникновения и развития противоречивости отношений, интересов, действий людей, социальных групп, институтов и общества в целом» [2].

При этом М. Н. Муханова отмечает, что социальная напряженность фиксируется в отрицательных устойчивых и динамичных эмоциях, чувствах, ощущениях и представлениях, выступая функцией отражения [3].

С точки зрения криминологической науки, социальная напряженность является криминогенным фактором, способствующим совершению

2 Омбудсмен сообщила об освобождении задержанных на несогласованной акции в Москве детей // Официальный сайт ТАСС. URL: https:// tass.ru/moskva/10533067?utm_source=yxnews&utm_ medium=desktop.

56

правонарушений и преступлений. При этом игнорирование и рост данного социального явления приводит к росту коррупции, снижению авторитета власти и к возникновению девиантного поведения в обществе.

Как показывает практика, именно высокий уровень социальной напряженности является основой проведения «цветной революции».

В связи с этим предлагается закрепить понятие «социальная напряженность» в законодательстве как криминогенный фактор, а также выработать методику оценки уровня социальной напряженности и сроки его проведения. Так как социальная напряженность — это фактор, способствующий совершению правонарушений и преступлений, то данное понятие будет логичным закрепить в федеральном законе «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» от 23.06.2016 № 182-ФЗ как одно из направлений по профилактике правонарушений.

Целесообразно ввести в КоАП РФ статью, предусматривающую административное наказание для должностных лиц, действия которых привели к росту социальной напряженности, т. е. действия, приведшие к негативным последствиям в виде массовых беспорядков, сформировавшие криминогенную обстановку, приведшие к незаконному протесту граждан и иным социально негативным последствиям.

Также предлагается дополнить ст. 63 УК РФ словами: «...совершение преступления, приведшего к существенному росту социальной напряженности», а также дополнить часть 1 ст. 285, 285.1, 285.2, 286, 293 словами: «...приведшими к росту социальной напряженности». Это позволит не только снизить уровень социальной напряженности, но и повысит эффективность государственного и муниципального управления путем повышения ответственности должностных лиц за принятые ими решения.

Как отмечалось выше, «цветные революции» подготавливаются и «раскручиваются» через Интернет. В связи с этим необходимо обеспечить безопасность интернет-пространства на территории Российской Федерации. Однако на сегодняшний день организация информационного пространства и контроль за Интернетом в России находится на низком уровне. Это связано с низкой правовой регламентацией юрисдикции российского информационного сегмента. Основными нормативно-правовыми актами тут являются Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Указ Президента РФ от 05.12.2016 N 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации».

В качестве примера эффективного контроля Интернета следует изучить опыт КНР, в которой весь интернет-трафик подлежит обязательному мониторингу со стороны компетентных государственных органов, при этом в государстве соблюдаются базовые права и свободы граждан, и данные меры не препятствуют росту экономики и привлечению иностранного капитала.

В КНР действует уникальная система построения сетевой архитектуры, в которой весь интернет-трафик делится на двенадцать категорий по степени и характеру нежелательности, что позволяет эффективно фильтровать контент в китайском интернет-пространстве. Также в КНР обязанность контроля за информацией в сети Интернет возлагается и на посредников по предоставлению интернет услуг, то есть интернет-провайдеров.

Технически это стало возможно с реализацией проекта, который получил название «великая китайская огненная стена» (The Great Firewall of China). Суть его заключается в том, что устанавливается техническое разграничение между глобальным киберпространством и внутренним киберпространством, для чего используется массивная виртуальная система контроля трафика, фильтрации и блокирования информации. На национальном уровне информационно-телекоммуникационные сети, образующие часть Интернета, могут создавать только десять назначаемых государством агентств, которые обладают и правом выдачи лицензий интернет-провайдерам. Физическим и юридическим лицам запрещается устанавливать прямое международное соединение, и точки входа в глобальную сеть находятся под строгим государственным контролем. Потенциально китайская система может существовать независимо от внешней (международной) сети даже в случае полного отключения от нее. В рамках домашней сети исключительно просто по сравнению с обычными международными условиями организовывать контроль за контентом. Большая часть населения в Китае живет именно за этой «великой китайской огненной стеной», и в некоторых регионах (хотя технически эти запреты все же можно было обойти) в разное время запрещались сервисы WEB 2.0 — YouTube, Twitter и Facebook [1]. Организация подобного построения интернет-архитектуры в России позволит обеспечить информационную безопасность Российской Федерации как минимум на 30 лет.

Очевидно, что сейчас информация в сети Интернет должна подвергаться цензуре. Это связано не только с противодействием «цветным революциям», но и с противодействием национальной и транснациональной преступности; борьбой с информацией, провоцирующей этническую ненависть; противодействием терроризму и экстре-

57

мизму, так как международные террористические организации активно распространяют свою идеологию в сети Интернет; борьбой с распространением порнографии; участившейся кражей персональных данных граждан Российской Федерации.

Так, в сети Интернет действует сайт «Гидра. орг», по сути являющимся «черным рынком». На данном интернет-ресурсе любой пользователь может приобрести через Интернет наркотические средства и психотропные вещества, оружие, информационные базы данных юридических и физических лиц, рабов и т. д. На сегодняшний день блокировать на территории России данный сайт невозможно, так как доступ к нему осуществляется при помощи «зеркал». Но при построении интернет-пространства по принципу КНР позволит ограничить работу подобных интернет ресурсов на территории России практически безусловно.

В целях недопущения нарушения прав граждан на тайну переписки и частной жизни со стороны государственных органов и их должностных лиц предлагается обязать владельцев социальных сетей, мессенджеров и иных интернет-платформ, регистрировать пользователей только при проверке паспортных данных либо при идентификации по российскому номеру мобильного телефона. При этом вся собранная информация должна храниться только на серверах, расположенных на территории Российской Федерации. Доступ к данной информации может быть получен только на основании постановления судов РФ. Это позволит эффективно бороться с анонимными аккаунтами и повысит безопасность отечественного интернет-пространства, при этом сохранив неприкосновенность частной жизни граждан.

Отдельно стоит выделить угрозу со стороны США. В 2011 году на конференции «Freedom House» был представлен доклад под названием «Руководство в помощь пользователям интернета в репрессивных государствах». В последние 10 лет США открыто заявляют, что они обеспечивают фундаментальное право человека на доступ в сеть Интернет. В связи с чем Госдепартамент США реализует программу по развитию технологий «стелс-интернета». Данная технология позволяет пользоваться различными сетями передачи данных, в том числе сетью Интернет, даже при их блокировке и представляет собой компактную мобильную станцию связи.

Также перспективными технологиями в этой сфере являются «Mesh Network» и «Bluetooth», позволяющие связывать мобильные устройства в единую сеть, создавать альтернативную сеть обмена информацией между абонентами и обходить сеть передачи данных «официального» провайдера связи. То есть полностью перекрыть каналы передачи и обмена информацией на территории Российской Федерации невозможно.

В связи с этим государству следует менять методы противодействия «цветным революциям». Методы используемые сегодня устарели, государственными структурами не ведется работа по взаимодействию с политически активным населением, работа с молодежью ведется устаревшими методами, неприменимыми в нынешних реалиях. Больше всего проблем в патриотическом воспитании современной молодежи и повышении морально-политического уровня населения.

Отдельного внимания заслуживает проблема защиты репутации Российской Федерации на международной арене. В текущей ситуации, когда работа ведущих международных организаций ведется в интересах определенной группы государств, ослаблена роль международного права и блокируется работа отечественных СМИ за рубежом, компетентным государственным органам следует активнее работать в зарубежном информационном пространстве, формировать контент для создания благоприятного образа Российской Федерации, а также дезорганизации деятельности по дискредитации данного образа в глазах мировой общественности. Следует отойти от практики использования государственных структур, информация, поступающая от них, воспринимается негативно и преподносится однообразно. Намного эффективнее использовать блогеров, создавать новостные и развлекательные информационные ресурсы за рубежом, это позволит не только доводить необходимую информацию, но и сделать так, чтобы люди сами были нацелены на ее получение. Создавать и продуктивно работать с 1Т-компаниями, а также создавать условия для их работы на территории России, например особую экономическую зону. На примере мессенджера «Telegram» стало очевидно, что подобные технологии используются не только обычными гражданами, но и государственными служащими и сотрудниками правоохранительных органов, а блокировка таких приложений абсолютно неэффективна и нецелесообразна, при этом из-за противодействия со стороны государственных органов данная компания работает не в российской юрисдикции, а в юрисдикции ОАЭ.

Следует отметить, что успешность проведения революции напрямую связана с уровнем социальной напряженности. На сегодняшний день в России уровень социальной напряженности находится на чрезвычайно высоком уровне, это связано с падением доходов населения, ростом безработицы, мировой пандемией и международными санкциями. В связи с этим отдельным направлением деятельности государства должно стать снижение уровня социальной напряженности. Для этого предлагается выработать новую систему оценки

58

и мониторинга эффективности должностных лиц государственных и муниципальных органов власти, с введением персональной ответственности за действия (бездействия) вызвавшие рост социальной напряженности, вплоть до привлечения к административной и уголовной ответственности.

Очевидно, что в Российской Федерации происходит подготовка к «цветной революции», скорее всего, временем ее начала придутся президентские выборы 2024 года, так как это по-

литически значимое событие позволит задействовать максимально широкие слои населения. Повторяется ситуация 1980-х годов прошлого века, тогда западным государствам удалось достичь своей цели в отношении СССР. Для недопущения подобного сейчас государственным органам требуется не только действовать эффективно и быстро, но и изменить существующие методы своей работы, от этого будет зависеть будущее российского государства.

Список литературы

1. Азизов, Р. Ф. Правовые аспекты функционирования сети Интернет в китайской Народной Республике / Р. Ф. Азизов // Пенитенциарная наука.— 2015. — № 1 (29). —URL: https://cyberleninka. ru/article/n/pravovye-aspekty-funktsionirovaniya-seti-internet-v-kitayskoy-narodnoy-respublike (дата обращения: 06.01.2021).

2. Данакин, Н. С. Механизмы социальной регуляции и технологии управления конфликтом / Н. С. Данакин, Л. Я. Дятченко, В. И. Сперанский // Социально-политический журнал. — 1998. — № 3. — С. 151 — 162

3. Коммунистическая убежденность — великая сила строителей нового мира : доклад на торжественном собрании в Москве, посвященном 100-летию со дня рождения Ф. Э. Дзержинского 9 сентября 1977 г. // Ю. В. Андропов. Избранные речи и статьи. — М., 1983. — С. 144.

4. Муханова, М. Н. Ценностные установки и поведенческие стратегии студенческой молодежи // Модернизация социальной структуры российского общества / М. Н. Муханова. — М. : Изд-во Инта социологии РАН, 2008. — С. 271—285.

Дата поступления: 20.06.2021

Дата принятия к опубликованию: 25.06.2021

Сведения об авторе

Хоменко Д. А. — магистрант кафедры уголовного процесса и экспертной деятельности Института права Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. law@csu.ru

Библиографическое описание: Хоменко, Д. А. «Цветная революция» как угроза национальной безопасности Российской Федерации / Д. А. Хоменко // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. — 2021. —Т. 6, вып. 2. — С. 52 — 59.

Bulletin of Chelyabinsk State University. Series: Law. 2021. Vol. 6, iss. 2. Pp. 52 — 59.

«Color revolution» as a threat to national security Russian Federation

D. A. Khomenko

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. law@csu.ru

This article analyzes the phenomenon of the emergence and conduct of "color revolutions," as well as the arguments for the preparation of the "color revolution" in the Russian Federation in order to change the constitutional order. An analysis of the situation in the country is made and a conclusion is made about the need to adopt new legal measures to counter the "color revolutions." It is proposed to adopt an information security strategy of the Russian Federation, as well as regulatory legal acts capable of ensuring the security of the domestic Internet space, in order to most effectively ensure the national security of the Russian Federation and protect its sovereignty.

Keywords: national security,Internet , information security, «color revolution», sovereignty.

59

References

1. Azizov R.F. Pravovye aspekty funktsionirovaniya seti Internet v kitaiskoi Narodnoi Respublike [Legal aspects of the functioning of the Internet in the People's Republic of China]. Penitentsiarnaya nauka [Penitentiary Science], 2015, no. 1 (29). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7 pravovye-aspekty-funktsionirovaniya-seti-internet-v-kitayskoy-narodnoy-respublike (data obrashcheniya: 06.01.2021). (In Russ.).

2. Danakin N.S., Dyatchenko L.Ya., Speranskii V.I. Mekhanizmy sotsial'noi regulyatsii i tekhnologii upravleniya konfliktom [Mechanisms of social regulation and conflict management technologies]. Sotsial'no-politicheskii zhurnal [Socio-political journal], 1998, no. 3, pp. 151 — 162. (In Russ.).

3. Kommunisticheskaya ubezhdennost' — velikaya sila stroitelei novogo mira: doklad na torzhestvennom sobranii v Moskve, posvyashchennom 100-letiyu so dnya rozhdeniya F. E. Dzerzhinskogo 9 sentyabrya 1977 g. [Communist conviction is a great power of the builders of the new world: a report at a solemn meeting in Moscow dedicated to the 100th anniversary of the birth of FE Dzerzhinsky on September 9, 1977]. Yu.V. Andropov. Izbrannye rechi i stat'i [Yu.V. Andropov. Selected speeches and articles]. Moscow, 1983. P. 144. (In Russ.).

4. Mukhanova M.N. Tsennostnye ustanovki i povedencheskie strategii studencheskoi molodezhi [Value attitudes and behavioral strategies of student youth]. Modernizatsiya sotsial'noi struktury rossiiskogo obshchestva [Modernization of the social structure of Russian society]. Moscow, Izdatel'stvo Instituta sotsiologii RAN, 2008. Pp. 271—285. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.