Научная статья на тему 'Возможные меры противодействия "цветным революциям"'

Возможные меры противодействия "цветным революциям" Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3106
490
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦВЕТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ / МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ / СТАДИИ РЕАЛИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузютин Игорь Игоревич

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена появлением нового типа политических технологий, позволяющих осуществлять ненасильственные государственные перевороты, так называемые «цветные революции». В сложившейся геополитической ситуации угроза применения данных технологий в отношении России достаточно велика, в статье рассматриваются меры по предупреждению и предотвращению развития «цветной революции» в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможные меры противодействия "цветным революциям"»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

Возможные меры противодействия «цветным революциям»

Кузютин И. И.

Кузютин Игорь Игоревич / Kuziutin Igor Igorevich - бакалавр политических наук,

кафедра политологии, Институт социально-гуманитарного образования Московский педагогический государственный университет, г. Москва

Аннотация: актуальность выбранной темы исследования обусловлена появлением нового типа политических технологий, позволяющих осуществлять ненасильственные государственные перевороты, так называемые «цветные революции». В сложившейся геополитической ситуации угроза применения данных технологий в отношении России достаточно велика, в статье рассматриваются меры по предупреждению и предотвращению развития «цветной революции» в России.

Ключевые слова: цветная революция, предотвращение, меры противодействия, стадии реализации.

Одной из важнейших характеристик страны, испытавшей технологию «цветной революции», выступает рокировка государственных органов, отсутствие политической устойчивости и кардинальная смена приоритетных направлений развития государства в целом. При этом исключается возможность динамичного развития государства, поскольку происходит рост стагнационно-регрессивных процессов.

Ранее отдельно говорилось о сценариях прихода к власти в ходе президентских или парламентских выборов оппозиции, когда наступает ключевой момент для использования тех или иных технологий «цветных революций». Подобный процесс характеризуется довольно сильным давлением внешних сил на правящий режим с целью создания для оппозиции благоприятных социально-политических и электоральных условий. Это так называемые «ползучие или тихие цветные революции». Именно такой сценарий США и Запад планируют провести на российской территории.

По мнению ряда политических аналитиков, в России на современном этапе тоже сложились достаточные условия для инспирирования «цветной революции». Это дает основания полагать, что попытки, предпринимаемые со стороны внешних сил по инициированию в нашей стране подобного украинскому сценария, могут иметь успех. В данном случае уместно вспомнить события, произошедшие 6 мая 2012 года и получившие название «болотная революция». Иными словами, за последние 20 лет в России была сформирована организационная среда, рассчитанная на осуществление сетевой операции по установлению контроля над большим пространством, с включением сюда социального «перетасовывания» и дифференциации через хаос особо устаревших, дискретных социальных фрагментов.

В связи с этим представляется достаточно актуальным вопрос разработки мер по раннему предупреждению преступлений, направленных на вооруженный мятеж (ст. 249 УК РФ), насильственный захват власти в нарушение Конституции РФ (ст. 278 УК РФ), публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ).

Среди перспективных мер предупреждения ученые говорят, в первую очередь, о противодействии «цветным революциям» на подготовительном этапе.

Подготовительная стадия цветных революций многовариативна, исходя из состояния властных институтов, их легитимности и легальности, специфики самого общества. Ряд распространенных методов «раскрутки» «цветных революций»

ограниченно применим в обществах и даже невозможен, ввиду наличия значительных различий между постсоветскими и восточноевропейскими обществами.

По мнению британского ученого Джона Лафлэнда, «в сущности, можно говорить о трех ответвлениях современной технологии государственных переворотов: о контроле за CMИ, неправительственных организациях, и скрытых операциях» [1]. На предварительной стадии подготовки «цветных революций» основными направлениями работы являются (то есть на них и направлено противодействие):

• аналитическая и исследовательская работа, когда требуется насторожиться;

• деятельность иностранных дипмиссий и спецслужб (необходимо сделать все достоянием общественности);

• работа с элитами (встречи с партиями, оппозицией, интеллигенцией, бизнесом, общественными организациями, правозащитниками);

• работа со массмедиа (выведение СМИ из-под иностранного влияния);

• работа с неправительственными организациями (социально-ориентированными НКО, содействие получению грантов);

• организация скрытых и использование легальных финансовых потоков (контроль всех финансовых потоков);

• организация, раскрутка и обучение массового протестного движения (препятствовать возможному развитию массового протестного движения, особенно студенческого и молодежного);

• работа с общественными движениями, организациями, различными группами, политическими партиями и категориями населения (посредством «Гражданского университета»).

Ученые-политтехнологи предлагают следующие меры противодействия «цветным революциям»: нанесение со стороны власти превентивного удара и ликвидация революционного штаба посредством проведения таких мероприятий, как: снятие с ключевых постов коррумпированных лиц, апробирование эффективных реформ, охватывающих все сферы общественной жизнедеятельности для приобретения симпатий населения с возможностью полагаться на его поддержку в будущем.

В ключе рассматриваемых проблем вызывают интерес также превентивные методы, которые сводятся к четырем основным группам: нормативные правовые, административные, информационно-идеологические и экономические. Целью использования вышеуказанных методов является достижение политического и социального превосходства над силами «цветных революций» со стороны действующих властных структур.

Нормативные правовые меры главным образом могут использоваться в ходе создания условий, которые будут препятствовать развитию активной политической деятельности организаций и лидеров, направленных на свержение действующей власти, а также возможной их поддержки (информационной и материальной) со стороны Запада. Удачным примером подобной практики может служить внесение изменений в Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Согласно данному закону дефиниция «некоммерческая организация» была расширена в сторону НКО, выполняющей функции иностранного агента (п. 6 ст. 2, введен Федеральным законом от 20 июля 2012 г. № 121-ФЗ).

В вышеуказанный закон заложен достаточно мощный потенциал по профилактике ввиду того, что обязывает участвующие в российской политической деятельности НKO, у которых есть поддержка из иностранных источников, проходить регистрацию в качестве иностранных агентов со всеми последствиями, вытекающими отсюда. В таком случае речь идет не о чинении разного рода препятствий для деятельности НKO или их ликвидации, а о заставлении таких НКО безусловно исполнять закон, требующий приобретения путем включения в соответствующий реестр статуса иностранного агента и поддержания прозрачности. Можно утверждать, что данные

методы наиболее эффективны для устранения условий возникновения «цветных революций» в периоды, предшествующие им. Когда же негативный сценарий получил развитие, эффективность нормативных правовых методов резко снижается.

Методы административного характера отличаются большей оперативностью, чем предыдущие. Данные методы дают возможность решать достаточно широкий круг присущих превентивных «цветной революции» задач, преимущественно, на этапе ее подготовки.

Пик эффективности использования административных методов приходится на задачу по достижению организационного силового превосходства над сторонниками «цветной революции» (оппозиционерами). Это возможно, в частности, на основе формирования общественно-политических партий и организаций патриотической направленности, поддержки их деятельности, предоставления информационного, организационного и отчасти материального ресурса в сочетании с чинением тех или иных препятствий для деятельности оппозиционеров. Процесс разворачивания «цветной революции» всегда требует вполне определенных ресурсов, среди которых: финансовые, организационные, технические и информационные.

Главным вопросом по профилактике «цветной революции» остается определение задействованных лиц, размер вложенных ими ресурсов и лиц, которые планируют ими воспользоваться. Например, стал достоянием общественности факт зарубежного финансирования беспорядков на Болотной Площади и использования активистами левого фронта (Л. Развозжаев и К. Лебедев) советов со стороны грузинского политика Гиви Таргамадзе.

Как правило, эверсоры собираются в сетевые структуры, к которым относятся НКО, сетевые сообщества, неформальные объединения, бойцовые и фанатские клубы, и проходят специальную подготовку. Своевременный и полный мониторинг сетевой активности таких структур дает возможность понять масштаб подготовки «активистов» к очередной акции, а в необходимых случаях и затеять сетевую игру, направленную на противодействие таким планам.

Сводить манипулятивное воздействие «мягкой силы», используемой в ходе «цветных революций», необходимо посредством наличия у государства набора инструментов в рамках системы контрмер, которые не только касаются изменения структурно-управленческого видения ситуации, но и применения современных достижений в области цифровых технологий [2].

В России с 2008 года борьбой с проявлением экстремизма занимается Главное управление по противодействию экстремизму при МВД РФ (центр «Э»). Данная структура занимается мониторингом сети Интернет российского сегмента для выявления и блокировки объединений, запрещенных на российской территории и могущих повлиять на целостность российского государственного строя. Возможно, выведение данной проблемы на наднациональный уровень или формирование специальных национальных служб сетевого противодействия технологиям манипуляторного воздействия может быть вполне перспективным.

Принятый в конце 2013 года Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 398 -ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» был также направлен на повышение результативности профилактической работы силовых структур по противодействию экстремизму и оперативности реагирования на размещаемые в сети Интернет экстремистские материалы. Данным законом был закреплен новый внесудебный порядок ограничения информационного доступа к материалам, содержащим призывы к осуществлению экстремистской деятельности, проводимых с нарушением установленного порядка, участию в публичных мероприятиях, массовым беспорядкам.

Меры превентивного идеологического характера связаны с усилением идейной политической работы для активизации деятельности соответствующих институтов:

98

Гражданского университета, идеологических отделов, парламентских партии, лекторских групп.

Экономические методы превентивного характера имеют смысл в ходе подрыва потенциальной материально-ресурсной базы оппозиционеров «цветной революции».

В основе экономических мер лежат технологии по замораживанию деятельности внутренних экономических субъектов, обеспечивающих материальную подпитку «цветной революции», и их дальнейшему разорению, нейтрализации активности иностранных экономических структур на территории нашей страны, которые поддерживают деструктивные силы, блокировке, накоплению и перемещению финансов и материальных средств.

Подобные меры имеют большое значение на всех этапах подготовки и осуществления сценария «цветной революции». Вместе с тем, ключевой их аспект проявляет себя на стадии предотвращения революционных событий на стадии зарождения. В частности, дружественная экономическая политика в этот период по отношению к наиболее экономически уязвимым и активным слоям населения даст возможность качественно снизить уровень социальной напряженности [3].

Литература

1. John Laughland Travesty. The Trial of Slobodan Milosevic and the Corruption of International Justice. London: Pluto Press, 2007. P. 39.

2. Федоров Г. В., Нагорная М. С. Цветные революции: контент, созданный пользователями // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. Том 1. № 4 (11), 2015. С. 91-92.

3. Почепцов Г. Г. Гражданское самбо. Как противостоять «цветным» революциям. М.: «Европа», 2005. С. 64-68.

Предпосылки и возможность осуществления «цветных революций»

в России Кузютин И. И.

Кузютин Игорь Игоревич / Kuziutin Igor Igorevich - бакалавр политических наук,

кафедра политологии, Институт социально-гуманитарного образования Московский педагогический государственный университет, г. Москва

Аннотация: актуальность выбранной темы исследования обусловлена необходимостью укрепления позиций России в сложившейся геополитической ситуации, а также потребностью противодействия технологии реализации «цветной революции» в Российской Федерации.

Ключевые слова: цветная революция, противодействие, внешняя политика, стратегия, СНГ.

Ожидания западных аналитиков, что после распада СССР, являющейся одной из крупнейших геополитических катастроф прошлого века, Россия не сможет прийти в себя, погрязнув в процессах энтропии и стагнации, в итоге не оправдались.

Наоборот, о фактическом возрождении России свидетельствует относительная внутриполитическая стабильность, укрепление международного авторитета, преодоление последствий кризисных процессов 90-х годов XX века в экономической, социальной и духовной сферах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.