Научная статья на тему '«Цветные революции» как угроза национальной безопасности'

«Цветные революции» как угроза национальной безопасности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
5480
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Цветные революции» как угроза национальной безопасности»

ликвидности. А это в свою очередь влияет на предложение банков по

410,411

кредитам населению и юридическим лицам , .

В условиях открытой экономики итог взаимодействия национальной системы хозяйствования с остальным миром выражает платежный баланс. Положительное или отрицательное сальдо платежного баланса покрывается соответственно за счет притока или оттока мировых денег. То есть создается негативная ситуация в национальной экономике, когда высокорентабельный экспортный сектор страны организовывает значительные валютные поступления, при которых спрос на товары и услуги отечественного производства, способных конкурировать с импортными, исчезает и удовлетворяется за счет валютной выручки и импорта. Монетарные власти страны в данной ситуации вынуждены проводить инфляционную политику, связанную с девальвацией, снижением курса национальной валюты. Предполагается, что на основе этих мер происходит повышение цен в национальной валюте на импортные товары. В результате на внешнем рынке увеличивается спрос на экспортные товары, внутреннем рынке сокращается спрос на импортные товары.

Чартия Д.Г. ЮРИУ РАНХиГС

«ЦВЕТНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ» КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ.

410 Литвинова С.А. Ипотечное кредитование как способ прибретения жилья в современных условиях//Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2012. № 1 (2). С. 66-71.

411 Литвинова С.А. Роль ипотеки в преодолении кризисных явлений в экономике//Проблемы современной экономики. 2010. № 2. С. 242-245.

В начале этого столетия Соединенные Штаты нашли оружие в борьбе за усиление влияния в бывших советских республиках через, так называемые, «цветные революции».

Первыми "цветными революциями" были - "Бархатная революция" -бескровное свержение коммунистического режима в Чехословакии в 1989 г., президентом избран бывший диссидент Вацлав Гавел, затем "Поющие революции" в Прибалтике в 1989-1990 гг., вырвавшие латышей, эстонцев и литовцев из объятий Советского Союза.

В Сербии, - октябрь 2001 г. После двенадцати лет нахождения у власти был изгнан президент страны Слободан Милошевич.

Далее последовала Грузия - 2003 г. Изгнан "революцией роз" Эдуард Шеварднадзе.

Наконец, Украина - 2004 г. "Оранжевая революция" привела к власти Виктора Ющенко.

Потом была Киргизия - март 2005 г. В результате "революции тюльпанов" в Киргизии президент Аскар Акаев добровольно оставил власть и покинул страну.

Попытки политических переворотов в Азербайджане, Узбекистане,

412

Казахстане в 2005 г., Белоруссии в 2006 г. оказались неудачными.

Надо заметить, что «цветные революции» происходили уже в 2000-е, после распада Советского Союза, на страны, входящие в его состав и лишившиеся столь мощной поддержки, обрушился ряд проблем, как экономические, так и политических. «Цветные революции» выступают как следствие постсоветского периода и попыток страны выйти из кризиса. Есть мнение, что они были подогреты или искусственно вызваны Западной интервенцией.

412 http://nbenegroup.com/regime/regime.html

Начиная с 2001 года, произошла смена правящих режимов в некоторых новых независимых государствах (ННГ), стоит отметить, что режимы, пришедшие к власти в этих странах были антироссийскими и, что не менее важно, откровенно проамериканскими.

Со времен распада Советского Союза в Грузии сменилось три президента: З.Гамсахурдиа, Э.Шеварднадзе и М. Саакашвили, на данный момент должность президента Грузии занимает Г. Маргвелашвили. Этот распад сказался на Грузии сильнее, чем, например, на России, Украине или Казахстане. Однако, к 2003 году режиму Шеварднадзе удалось улучшить ситуацию в государстве. Так, была достигнута договоренность о строительстве транснационального трубопровода Баку - Тбилиси - Джейхан через территорию республики. Это дало толчок развитию экономики. ВВП превысил уровень 1997 года, в 2003 он вырос на 18%, этот результат был достигнут впервые за 6 лет.

Также достижением для режима Шеварднадзе является вступление Грузии во Всемирную торговую организацию в 2000 г. С этим в республику начали поступать иностранные инвестиции. В 2002 г. началось восстановление крупнейших в республике металлургических заводов в г. Рустави итальянской компанией ARES. Несмотря на все это, на волне массовых протестов 2001г. и агрессивной информационной кампании канала «Рустави-2» в отставку ушел министр внутренних дел К.Таргамадзе и главе Министерства государственной безопасности В. Кутателадзе. Это обострило отношения внутри правящей элиты и показало несостоятельность Э. Шеварднадзе, как защитника членов своей команды. Ее начали покидать З.Жвания - спикер национального парламента и М. Саакашвили - министр юстиции. Выступления, организованные сторонниками М. Саакашвили (партия «Национальное движение») и З.Жвания (партия «Демократы»), и

заявления оппозиции о массовых фальсификациях на выборах привели к событиям, получившим название революция «роз»413.

Ресурсами для этого были использованы финансовая и организаторская помощь от Национального демократического института при Демократической партии, Госдепартамента США, Агентства США по международному развитию (ШАГО), «Фридом хауса» и Института «Открытое общество» Джорджа Сороса.414

В рамках программы Европейского командования «Поддержка и стабильность» вооруженным силам Грузии была оказана помощь -формально для обеспечения участия грузинских вооруженных сил в составе коалиционных сил в Ираке. Американские военные рассматривают сотрудничество со своими грузинскими коллегами как образец для других аналогичных программ, направленных на обеспечение мира и стабильности и противодействие терроризму. Однако, на 2006-2007 годах объем помощи насчитывал 20 млн долларов.

Общие расходы Пентагона, начиная с 2002 года составили 200 млн долларов, при этом Пентагон утверждает, что эта помощь направлена никак не для войны с Россией, а для «проведения контртеррористических операций».

«США никогда не пытались готовить или вооружать грузинские вооруженные силы для конфликта с Россией, - заявил подполковник Р.Гамильтон, который руководил американской программой подготовки грузинских войск. - На самом деле Соединенные штаты сознательно избегали таких элементов подготовки, которые выглядели бы слишком провокационными в отношении России.»

413 Леков Р.В. Формирование новой Грузии: результаты реформ//Власть. 2013. - №9. — С.179.

414 Владимир Батюк «Политика США на постсоветском пространстве после окончания холодной войны» // Международная жизнь. 2011. - N8 -С.67)

Так, в 2005-2008 годах официальный Киев оказал большую военно-техническую поддержку Тбилиси, фактически превратив Украину в участника августовских событий 2008 года на Южном Кавказе. Украина поставила в Грузию 14 самолетов, 8 вертолетов, 3 боевых корабля, около 150 единиц тяжелой бронетехники, 15 комплексов ПВО средней дальности, 150200 переносных зенитно-ракетных комплексов, 34 артсистемы, более 40 тысяч единиц стрелкового оружия. Многие из поставляемых образцов военной техники поставлялись по символичной цене, например, в 2007 году 15 танков Т-72А были проданы грузинским союзникам по цене в 155348 долларов за единицу. Президент Ющенко пошел даже на передачу грузинской стороне семь дивизионов ЗРК 9К37М1 «Бук-М1», сняв их с боевого дежурства и ослабив тем самым противовоздушную оборону Украины.415 Данную «грязную работу» Вашингтон успешно переложил на плечи Киева.

Со всей «помощью», оказанной Вашингтоном Тбилиси, также Америка в словесной Американо-грузинской хартии о стратегическом партнерстве, которая была подписана двумя странами в 2009 году, обещала содействовать вступлению Грузии в НАТО, но никаких конкретных военно-политических обязательств перед Тбилиси Вашингтон не взял.416

Основными причинами участия грузинских войск в международных контингентах является союзническая политика относительно США, направленная на облегчение вступления в НАТО. Фактически поддержка войн в Афганистане и Ираке была способом демонстрации лояльности Тбилиси — Вашингтону. В целом, это получило высокую оценку западных СМИ, которые подчеркивала, что в ряде случаев Грузия оказывалась лучшим союзником, чем страны-члены Альянса, так как наращивала свои

415 Владимир Батюк «Политика США на постсоветском пространстве после окончания холодной войны» // Международная жизнь. 2011. - N8. - С.67)

416 Владимир Батюк «Политика США на постсоветском пространстве после окончания холодной войны» // Международная жизнь. 2011.- N8 -. С.69)

Электронный вестник Ростовского социально-экономического

института. Выпуск № 2 (январь-март) 2015

контингенты в зоне боев, когда другие государства-союзники спешили

417

их покинуть.

Так каким же образом удается проводить политику интеревенции странам Запада? Единственный способ влияния на большие массы населения — это влияние на умы.

Средства массовой информации оказывают огромное влияние на своих читателей, телезрителей или радиослушателей. Основным приемом, которым пользуются СМИ, являются средства манипуляции сознанием. Общество, подверженное влиянию неадекватного страха, утрачивает общий разум.

В «цветных революциях» СМИ приняло особое значение. Михаил Саакашвили пришел к власти в результате «цветной революции», в которой едва ли не главную роль сыграла телекомпания «Рустави-2». За несколько дней до государственного переворота на телеканале «Рустави-2» транслировался полуторачасовой документальный фильм о свержении режима Слободана Милошевича. Показывались кадры выступлений, митингов, маршей протеста, флаги - сжатый кулак на белом фоне, люди, скандирующие «Доста е» (Хватит, довольно). В этом же эфире выступали ведущие аналитики страны и лидеры оппозиции, которые обсуждали фильм и сравнивали югославские события с грузинскими. На следующий день на площади Руставели, где продолжался митинг противников Шеварднадзе, появились такие же флаги - сжатый кулак на оранжевом фоне, а площадь скандировала «Кмара» (Хватит, довольно). Именно фильм, показанный «Рустави-2», продемонстрировал Грузии, как надо бороться с властью. Характерно, что именно этому каналу принадлежит название «революции роз».

Вот каким образом СМИ может одерживать верх надо умами тысяч зрителей, читателей и слушателей. Манипуляции массовым сознанием могут

417 http://www.georgiamonitor.org/detail.php?ID=483

быть вызваны телевизионной картинкой, создающей впечатление массовости протеста лучше, чем сама протестная акция. Телеканал «Рустави-2» передавал в эфир репортажи протестных маршей из разных точек Грузии, чтобы показать, весь народ поддерживает революцию, назад пути нет.

Роль интернета в «цветных революциях» нельзя недооценивать, ведь его потребителями, в первую очередь, являются школьники и студенты. Те, на кого легче других оказать давление с помощью политтехнологий, и также те, чей запал быстро угаснет, и они не станут требовать от оппозиции (нынешней власти) удовлетворения своих требований.

СМИ контролирует весь ход революции, пропуская весь поток информации через свои фильтры и кормя публику, жаждущую потрясений и крови, отдельными событиями, придавая им особый вес, или же наоборот делают их менее значительными.

После падения Милошевича функционеры движения «Отпор» занялись активным распространением своего опыта по всему миру. К примеру, студенты движения «Кмаро» были обучены революционерами «Отпора». Активисты «Кмаро» еще за год до «революции роз» ездили в Сербию за революционным опытом, а потом члены «Отпора» приезжали в Грузию проводить тренинги. Стоит заметить, что данные поездки оплатил выше

41 Я

указанный Джордж Сорос.

Если взглянуть на карту, то можно сделать вывод, все страны, в которых произошли «цветные революции» являются лишь очередной преградой на пути к России.

Россия хочет создать противовес. Набирающее обороты влияние Америки и ЕС в Евразии заставляют Россию искать пути, для того, чтобы вытеснить их с территорий бывших советских республик. Россия стремится

418 Станчик С.С. Молодежные организации как ударная сила «цветных революций» //Право и политика. 2012. - №10. -- С.1678.

восстановить свою значимость безопасность, внешняя политика, определяются Москвой.

на постсоветском пространстве, где поставки энергоносителей и торговля

Шалухина И.Ю., ЮРИУ РАНХиГС Науч. рук.: к.э.н., доцент Литвинова С.А.

БАНКРОТСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ-ЭТО НЕ РЕШЕНИЕ

ПРОБЛЕМ

Федеральный закон №476 - ФЗ «О банкротстве физических лиц» был принят Государственной Думой 19 декабря 2014 года, введен в действие с 1 октября 2015 года, он дополняет уже давно существующий Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Данный закон определяет порядок действий в тех случаях, когда самостоятельное погашение долгов индивидуальными предпринимателями и гражданами РФ по кредитам невозможно. В настоящем законе слова "индивидуальные предприниматели" были заменены на "граждане, в том числе индивидуальные предприниматели", это изменение произведено по той причине, что дела о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, рассматриваются судом общей юрисдикции, а индивидуальных предпринимателей - арбитражным судом.

В разгар финансового кризиса многие банки были готовы на крайние меры: большое количество банков обратились в заёмщикам, чтобы те

419

досрочно погасили часть задолженности по ипотечным кредитам .

419 Литвинова С.А. Способы возврата долговых обязательств по ипотеке//Экономические и гуманитарные науки. 2010. № 4 (219). С. 79-84.

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 2 (январь-март) 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.