Научная статья на тему '"ЦВЕТНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ" КАК ФОРМА ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

"ЦВЕТНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ" КАК ФОРМА ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
346
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«ЦВЕТНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ» / ВНЕШНЕЕ ВЛИЯНИЕ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА / ДВИЖУЩАЯ СИЛА / РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРЕВОРОТ / БИЗНЕС-СТРУКТУРЫ / "COLOR REVOLUTIONS" / EXTERNAL INFLUENCE / POLITICAL ELITE / DRIVING FORCE / COUP / BUSINESS STRUCTURES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Токмаков Артем Дмитриевич

Рассмотрены парадигмы исследования «цветных революций». На их основе дано определение этих процессов. Выявлены причины «цветных революций» на постсоветском пространстве. Дана характеристика основной движущей силы протестов. Выявлены результаты «цветныхреволюций» на постсоветском пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COLOR REVOLUTIONS" AS A FORM OF POLITICAL PROCESS IN THE POST-SOVIET SPACE

The paradigms of the study of ";color revolutions" are considered. Based on them, a definition of these processes is given. The causes of ";color revolutions" in the post-Soviet space are revealed. The characteristic of the main driving force of the protests is given. The results of the “color revolutions ” in the post-Soviet space are revealed.

Текст научной работы на тему «"ЦВЕТНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ" КАК ФОРМА ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

УДК 323.272

«ЦВЕТНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ» КАК ФОРМА ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

А.Д. Токмаков

Рассмотрены парадигмы исследования «цветных революций». На их основе дано определение этих процессов. Выявлены причины «цветных революций» на постсоветском пространстве. Дана характеристика основной движущей силы протестов. Выявлены результаты «цветныхреволюций» на постсоветском пространстве.

Ключевые слова: «цветные революции», внешнее влияние, политическая элита, движущая сила, революционный переворот, бизнес-структуры.

Термин «цветные революции» широко используется в политической науке и имеет множество трактовок, которые в свою очередь являются отражениями полярных мнений на данные процессы. Это понятие не вполне является корректным и соответствует, скорее, публицистическому, журналистскому дискурсу, однако именно оно наиболее распространенно в научных исследованиях. Анализируя различные трактовки, можно выделить две основные парадигмы в исследовании причин данных процессов. Исходя из одного подхода, «цветные революции» организовываются руководством развитых стран с помощью технологий, так называемой «мягкой силы» для свержения политических режимов в других государствах с целью реализации на их территории собственных интересов [1].

Вторая концепция связывает данные процессы с противоречиями внутри общества, а именно с реакцией на социально-экономические проблемы, вызванные действиями руководства того или иного государства, которой пользуется часть политической элиты для укрепления власти [2]. Обе парадигмы имеют ряд достоинств и недостатков. Основным недостатком является акцент лишь на одном комплексе причин либо на внешних, либо на внутренних. Для наиболее полной оценки «цветных революций» необходимо использовать обе парадигмы в комплексе. Таким образом, комбинируя трактовки, можно определить, что «цветная революция» - это форма революционного переворота, организованного частью политической элиты для укрепления власти, при поддержке внешних сил и с привлечением в качестве движущей силы отдельных социальных групп, выражающих недовольство своим социально-экономическим положением.

Далее следует выделить отдельно каждую причину. Первой из них является недовольство граждан действиями руководства государства в социальной и политической сферах. Если в качестве примера взять страны постсоветского пространства, то следует отметить, что с начала 90- х годов в них шел процесс приватизации. Собственность всех бывших союзных республик представляла из себя крупные промышленные или сельскохозяйственные объединения - части экономической системы СССР. Процесс приватизации привел к борьбе

между социальными группами, связанными либо с политической властью, либо с криминальными структурами за контроль над собственностью. Итогом этой борьбы стало создание в большинстве постсоветских стран монополистической экономики, где контроль над основными капиталами осуществляет ограниченный круг лиц [3].

Параллельно начался процесс деиндустриализации, так как часть предприятий в рамках экономики отдельного государства стала нерентабельной. Поддержка наукоемких производств, требовала модернизации и крупных капиталовложений, а окупаемость данных предприятий началась бы гораздо позже. В свою очередь, это привело к массовым сокращениям. Расходы на социальные нужды населения также многократно сократились. Руководство большинства постсоветских стран стало связано с новообразованными крупными бизнес-структурами, а в некоторых случаях и с криминальными структурами, контролирующими крупные капиталы. Это проявилось, с одной стороны, в принятии выгодных для этих структур законов, которые, в свою очередь, невыгодны для большей части общества, а также участии их в стратегических государственных проектах. С другой стороны, оказывается поддержка определенным политическим силам, проявляющаяся в финансировании избирательных кампаний. Создание таких типов социально-экономической и политической систем привело к ухудшению работы социальных лифтов, что, в свою очередь, порождает недовольство населения.

Следующей причиной следует назвать недовольство части политической элиты мерами руководства страны по ограничению экономической деятельности. «Цветные революции» являются прежде всего частью борьбы внутри политической элиты, связанной с теми или иными бизнес-структурами. Экономика сложившиеся на большей части постсоветского подразумевают постоянную борьбу за контроль над основными капиталами страны. Как правило, складывается система, при которой управление основными активами осуществляют лица лояльные политическому руководству. При этом бизнес-структуры, противопоставляющие себя режиму власти, подвергаются репрессиям. Это выражается в уголовном преследовании, экономических ограничениях и в некоторых случаях рэкете. Большинство населения отстранено от этой борьбы. Также происходит процесс снятия социальной ответственности с государства, причиной которого является заинтересованность бизнес-структур, в увеличении прибыли за счет снижения затрат.

В кризисные моменты, когда общество выражает недовольство, лидеры оппозиционные политическому режиму и поддерживаемые нелояльными руководству бизнес-структурами, возглавляют протесты с целью свержения власти. Основной целью поддержки протестующих является, желание не добиться социальной справедливости и исполнения законов, а убрать конкурентов от управления над основным капиталами. Динамика «цветных революций» такова, что в такие моменты официальные власти пытаются стабилизировать ситуацию с помощью экстренного изменения законодательства. Однако чаще всего эти изменения носят противоречивый характер. В странах постсоветского пространства происходило как ужесточение законодательства, так и его ослабление под давлением протестующих. Это выражается в принятии ряда законодатель-

ных актов, ограничивающих свободу митингов и собраний. В дальнейшем с развитием массовых выступлений официальные власти изменяют направленность своей политики по отношению к протестам. Они начинают постепенное ослабление политического режима, вплоть до полного принятия требований протестующих. Данная противоречивость действий, связана с позицией лояльных бизнес-структур, которые в затянувшимся общественном протесте видят угрозу своим капиталам. Начинаются попытки договориться с лидерами оппозиции, что приводит к размежеванию сторонников официальной власти, и в итоге к государственному перевороту.

Третьей причиной «цветных революций», которые отмечаются во многих исследованиях это влияние внешних сил, однако оно также связано с тем фактом, что существуют бизнес-структуры, ориентированные на того или иного иностранного партнера. Как правило, развитые страны, прежде всего США поддерживают оппозиционные силы, для достижения своих геополитических интересов, а также заключения контрактов на более выгодных условиях. Именно связь иностранных компаний с бизнес-структурами нелояльными политическому режиму и определяет меру поддержки протестов со стороны других государств. Она может выражаться в информационном, финансовом или силовом влиянии.

Участие спецслужб других государств в массовых протестах также постоянно упоминается в различной публицистической литературе о «цветных революциях». В Киргизии в 2010 году активно применялись провокации против одной из сторон конфликта. Во время событий «евромайдана» в 2014 году в некоторых СМИ упоминались так называемые таинственные снайперы, которые открыли огонь по протестующим, что стало катализатором новых витков протестов. Также отмечаются, что спецслужбы имели отношение к созданию НКО, а также к подготовке провокаторов (менеджеров протестных акций). Результатом поддержки внешних сил является лояльность нового руководства страны к иностранным партнерам. Изменяется курс внешней политики. Реализуются программы реприватизации, которые в том или ином виде наблюдались в странах постсоветского пространства после протестов. Многие государственные монополии приватизировались, где большой процент акций оказывался в руках иностранных компаний. Таким образом, степень участия внешних сил на ход протестов зависит от уровня заинтересованности иностранных государств в ресурсах данной страны, и считать ее основной причиной протестов некорректно, так как кризис и недовольство провоцируют прежде всего действия руководства страны.

Далее следует отметить главную движущую силу протестов. Главная задача здесь для политтехнологов и лидеров «цветных революций» - вовремя парализовать работу государственных структур и не допустить поддержки официального правительства со стороны другой части населения. Для этого незадолго до выступлений создаются НКО, которые проводят тренинги семинары и иные мероприятия, организуют активистов. Во время выступлений НКО выполняют сразу несколько задач. С одной стороны, они являются основой протеста, направляя и координируя действия протестующих. С другой стороны, они намеренно провоцируют правоохранительные органы и другие официальные

структуры на применение силы. Применение силы в данной ситуации приводит к эскалации конфликта и привлечения дополнительной поддержки со стороны общества. Также применение силы является поводом для иностранных государств ввести ограничения для сторонников официальных властей, в том числе и бизнес-структур. В дальнейшем это приводит к попыткам переговоров, о чем говорилось выше [4].

Ядром НКО являются молодые граждане. Анализ мировых политических процессов показывает, что молодежь всегда является авангардом про-тестных движений. Это можно утверждать, так как, во-первых, все массовые акции гражданского участия проводились именно с помощью молодежи. Во-вторых, молодежные организации выводили на улицы десятки тысяч человек, готовых противостоять правоохранительным органам. В-третьих, именно массовое участие молодых граждан создавало вокруг происходивших событий образ «народных выступлений», лидеры которой стремятся лишь к общественной справедливости.

Далее следует выделить общие результаты «цветных революций», характерные для постсоветского пространства. Из-за неопределенности требований протестующих, за исключением отставки руководства, основным итогом становится смена правительства и главы государства. После этого происходит корректирование политической системы. В некоторых случаях должность президента лишается ряда полномочий, которые передаются законодательному органу. Помимо этого, происходит уголовное преследование сторонников свергнутого режима, а также наиболее радикально настроенных лидеров протеста [5].

В экономической сфере происходит перераспределение крупной собственности в пользу бизнес-структур, в том числе и иностранных, которые поддерживали лидеров нового политического режима. Для решения социально-экономических проблем, которые и являлись главными причинами возмущения, проводится ряд реформ. Однако их результат противоречивый. Большинство проблем остаются нерешенными. При новом распределении крупной собственности, а также продолжающемся сокращении социальных благ, в обществе возможен рецидив протестов, который может привести к новому перевороту. Также возможны другие деструктивные последствия, такие, как гражданская война, а также интервенция со стороны других государств [6].Подводя итоги, следует сделать несколько ключевых выводов. Во-первых, недовольство, которое было определяющей причиной протестной активности, было обусловлено, прежде всего социально-экономическим положением большей части населения. Однако данная ситуация используется частью политической элиты в борьбе за власть, а также за контроль надо основными капиталами страны. Помимо этого, существуют и внешне силы, которые осуществляют в информационную, финансовую и силовую поддержку с целью распространения политического и экономического влияния на другое государство.

Второй вывод, который можно сделать из анализа «цветных революций» это то, что недовольство социально-экономическим положением отражается, прежде всего, на молодых людях, которым из-за неэффективности социальных лифтов сложно реализоваться, даже при наличии профессиональных навыков. Благодаря деятельности НКО в протест привлекаются большие массы молоде-

жи, которые выступают главной движущей силой. В дальнейшем, когда противостояние заканчивается, проводится ряд реформ. Из-за этого политическая система вновь стабилизируется. Однако проблемы, из-за которых большая часть населения была недовольна прежним руководством не решаются, так как это не соответствует интересам бизнес-групп, которые также не заинтересованы в увеличении социальных благ для населения. В дальнейшем это приводит к новой волне возмущения, которое либо подавляется, либо приводит к новому перевороту, при условии существования новых противоречий внутри бизнес -структур и связанной с ними политической элитой.

Список литературы

1. Арямова А. Д. «Цветные революции» как инструмент внешней политики стран англо-американского политического альянса// Власть. 2015. № 8. С. 206-209.

2. Прокофьев А. В. Причины и условия протекания «цветных революций» на постсоветском пространстве // Ученые записки Казанского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2008. № 7. С. 31-47.

3. Гаман-Голутвина О. В. Авторитаризм развития или авторитаризм без развития: судьбы модернизации на постсоветском пространстве // Вестник МГИМО Университета. 2010. C. 77-83.

4. Соловей В. Д. Внешнее влияние и революции// Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2017. № 4. С. 06-11.

5. Нечай Е.Е. Цветные революции - глобализационный дефолт? // Вестник РМАТ. 2017. №1. С. 9-13.

6. Нечаев Д. Н. Ницевич В. Ф. Бочанов М. А. «Цветные революции»: от softpower к гражданским войнам // Среднерусский вестник общественных наук. 2015. №6. С. 115-120.

Токмаков Артем Дмитриевич, аспирант, avchina450364@gmail. com, Россия, Тула, Тульский государственный университет

"COLOR REVOLUTIONS" AS A FORM OF POLITICAL PROCESS IN THE POST-SOVIET

SPACE

A. D. Tokmakov

The paradigms of the study of "color revolutions" are considered. Based on them, a definition of these processes is given. The causes of "color revolutions" in the post-Soviet space are revealed. The characteristic of the main driving force of the protests is given. The results of the "color revolutions" in the post-Soviet space are revealed.

Key words: "color revolutions", external influence, political elite, driving force, coup, business structures.

Tokmakov Artyom Dmitrievich, postgraduate, avchina450364@gmail.com, Russia, Tula, Tula State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.