Научная статья на тему 'Цветные революции - глобализационный дефолт?'

Цветные революции - глобализационный дефолт? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
316
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ЦВЕТНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЦВЕТНЫМ РЕВОЛЮЦИЯМ / GLOBALIZATION / COLORED REVOLUTIONS / OPPOSITION TO COLOR REVOLUTIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Нечай Е.Е.

Статья посвящена анализу проблемы цветных революций в контексте глобализации. Автор констатирует, что выгоды культурной и политической глобализации оказыва-ются очень односторонними и приносят пользу ограниченному кругу стран мировых лидеров, которые не выполняют свои обязательства по отношению к более слабым го-сударствам. В этой связи автор описывает способы противостояния цветным револю-циям со стороны современного российского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E. Colour revolutions - globalisation default?

His article analyzes the problems of combating of the «color» revolutions in the context of the globalization. The author comes to the conclusion that the benets of cultural and political globalization are very one-sided and benet a limited number of countries world leaders who do not fulll the obligations towards the weaker States. In this context, the author describes methods of ghting color revolutions of the modern Russia.

Текст научной работы на тему «Цветные революции - глобализационный дефолт?»

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Коданьоне К. Опыт иммиграционной политики Италии и некоторые уроки для России. URL: http://www.antropotok.archipelag.ru/ text/a039.htm (дата обращения: 20.10.2016).

2. Лампедуза: новый приток беженцев. URL: http://www.dw.com/ru/ (дата обращения: 24.10.2016).

3. Immigrazione,prima della Bossi-Fini c'era la Turco-Napolitano. Ecco cosa diceva. Pubblicato il 8 ottobre 2013. URL: http://www.blitzquotidi-

ano.it/cronaca - italia/immigrazione -prima -bos-si-fini-era-turco-napolitano-ecco-cosa-dice-va-1686040/ (дата обращения: 20.10.2016).

4. Legge 6 marzo 1998, n. 40. «Disciplina dell'immigrazione e norme sulla condizione dello straniero» pubblicata nella Gazzetta Uf-ficiale n. 59 del 12 marzo 1998 - Supplemento Ordinario n. 40. URL: http://www.camera.it/ parlam/leggi/98040l.htm (дата обращения: 22.10.2016).

УДК 323.27

Е.Е. НЕЧАЙ

ЦВЕТНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ -ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫЙ ДЕФОЛТ?

Статья посвящена анализу проблемы цветных революций в контексте глобализации. Автор констатирует, что выгоды культурной и политической глобализации оказываются очень односторонними и приносят пользу ограниченному кругу стран - мировых лидеров, которые не выполняют свои обязательства по отношению к более слабым государствам. В этой связи автор описывает способы противостояния цветным революциям со стороны современного российского государства.

Ключевые слова: глобализация, цветные революции, противодействие цветным революциям.

This article analyzes the problems of combating of the «color» revolutions in the context of the globalization. The author comes to the conclusion that the benefits of cultural and political globalization are very one-sided and benefit a limited number of countries - world leaders who do not fulfill the obligations towards the weaker States. In this context, the author describes methods of fighting color revolutions of the modern Russia. Keywords: globalization, colored revolutions, opposition to color revolutions.

Глобализацию можно рассматривать с различных позиций. С одной стороны, это длительный процесс углубления связей между различными странами, который, по мнению многих исследователей, носит объективный характер и ведет к появлению глобальной экономики. С другой - это реаль-

© Нечай Е.Е., 2017

ная целенаправленная деятельность со стороны социальных групп, отдельных государств и их групп по появлению и упорядочиванию международных отношений, причем не только в области экономики, но и в других сферах жизни. Предполагается, что такая деятельность осуществляется на основе взаимной выгоды, сходства целей, интересов и ценностей этих государств. Миро-

вой исторический процесс становится все более серьезно ориентированным в сторону интеграции стран и народов. Он носит в целом объективный характер, хотя, конечно, и не лишен сложностей и противоречий, связанных с тем, что каждая страна хочет сохранить свой суверенитет, культурные особенности и самобытные обычаи, приобретая при этом выгоды, связанные с международной торговлей и интеграцией в мировое сообщество.

Первоначально процессы глобализации оценивались прежде всего со стороны экономических преобразований. Так, в сфере реального сектора экономики усиление интеграционных связей - уже состоявшийся факт, который выражается в успешной деятельности транснациональных корпораций, возрастании объема инвестиций вне пределов собственного государства и развитии глобальной конкуренции и международной торговли [6, с. 122].

Однако образование транснациональных корпораций, сращивание монополии с государством, выход капитала за пределы национальных границ и превращение его в международную силу представляют собой также и значительную угрозу, особенно для стран третьего мира. Располагая огромной экономической мощью, развитые государства навязывают им выгодные для себя экономические условия, оказывают политическое давление, требуя следовать в фарватере своей политики, осуществляют идеологическую и психологическую обработку населения этих стран. Именно этот аспект связи экономики и политики хотелось бы рассмотреть подробнее.

Проблема демократизации перестала быть внутренним вопросом организации власти каждого конкретного госу-

дарства, теперь она тоже носит глобальный характер. Расширяется разнообразие демократических вариантов развития, формируются нелиберальные демократии, гибридные режимы, имитационные демократии и др., происходит диффузия демократии [1, с. 139].

В начале XXI в. стратегия поддержки демократических реформ была дополнена еще одним сценарием - речь идет о феномене «цветных революций». Они представляются более удобными с позиции применения мягких методов воздействия, чем, например, таких, как военная сила или гуманитарная интервенция. С точки зрения экономии средств они также выгоднее по сравнению с экономическими санкциями или открытым военным противостоянием, поэтому считаются одним из самых эффективных способов реализации внешней политики.

«Цветные революции» не направлены на свержение существующего политического строя, обычно они ограничиваются сменой властвующих элит и не являются революциями в строгом смысле этого слова. Как выразились в своей работе Е. Пономарева и Г. Рудов, «"Цветные революции" не ставят важнейшую для классических революции цель - изменение социального строя и форм собственности. Они "заточены" под смену политических лидеров» [4, с. 38].

Поскольку они не способны привести к формированию устойчивого демократического общества и государства, в большинстве случаев они ведут к большей деградации демократии. Именно в этом смысле можно использовать слово «дефолт» (в пер. с англ. default - невыполнение обязательств) - невыполнение каких-либо требований, полный или частичный отказ от обязательств,

неспособность выполнять условия. Сегодня мы видим отказ стран-лидеров глобализации от выполнения декларированных ими целей глобализации. Выгоды культурной и политической глобализации оказываются очень односторонними. То, что мы сейчас наблюдаем в плане политических последствий глобализации, основано на идее однополярного мира, глобального превосходства и преобладания лишь одной сверхдержавы и ее союзников. В качестве примера можно вспомнить идеи З. Бжезинского, считающего, что в ходе создания мирового порядка XXI в. в качестве соответствующих шаблонов поведения призваны выступать американские модели поведения в экономике и в политике, американские культурные и иные ценности [7]. Однако неопровержимым является тот факт, что США как государство далеко от идеала и не способно, выступая в качестве образцово-показательной государ-ственной,правовой и социальной модели, увлечь за собой весь остальной мир [2, с. 118]. В этом смысле мы вынуждены констатировать, что к началу XXI в. попытки разработать универсальный шаблон межнационального согласия несостоятельны.

Следовательно, использовать технологии цветных революций под предлогом распространения демократии в мире контрпродуктивно. Поэтому одним из самых приоритетных направлений внешней и внутренней политики Российской Федерации видится противодействие дальнейшему экспорту «цветных революций» и минимизация их негативных последствий.

В целом методы противостояния реализации технологии «цветных революций» можно разделить на две большие группы: стратегические и тактиче-

ские. К первым прежде всего относится осуществление превентивных мер, например, проведение последовательной взвешенной политики по построению консолидирующей национальной идеи, идеологического просвещения молодого поколения, которое, как правило, отличается высокой степенью апатии к политике и легко принимает участие в проплаченных митингах, не вдаваясь в подробности, что именно отстаивают организаторы протеста. В то же время не следует допускать насильственного участия молодежи в каких-либо массовых общественно-политических мероприятиях, так как подобная практика может вызвать у нее отторжение от действующей власти, принуждающей к политическому участию и гражданской активности.

В целом, конечно, следует отметить, что превентивные стратегические меры более эффективны, чем действия по горячим следам в условиях кризиса времени и других ресурсов. Поэтому наилучшим способом противостояния цветным революциям должно стать создание элиты, отстаивающей государственные интересы в любых условиях, в том числе элиты интеллектуальной, которая была бы ориентирована на созидание и отстаивание баланса интересов между государством и обществом. Доминирование в культуре и образовании становится решающим стратегическим фактором [5, с. 16].

В качестве вывода можно сказать, что достоинства и выгоды глобализации все чаще оцениваются критически, в целом можно даже констатировать кризис западной модели глобализации, которая в качестве главной ценности и универсальной идеологической основы выделяет демократизацию, утверждение прав человека, до-

минирование международных правозащитных организаций. Ведь нарушение этих ценностей носит все более массовый характер и провоцирует все больше противоречий в международных отношениях. Таким образом, сила государственного суверенитета снижается, и гиганты глобализации позволяют себе устанавливать для других государств свои стандартизированные образцы поведения.

Таким образом, ближайшей внутриполитической задачей российского государства становится реализация модели «взаимно ответственного партнерства», основанной на коммуникативном равенстве сторон и созидательном сотрудничестве [3, с. 112]. На наш взгляд, поощрение созидательной гражданской активности, взращивание

в позитивном смысле национальной элиты, контроль государства над культурой и образованием являются важнейшими направлениями внутренней политики в современной России, ориентированными на защиту суверенитета, конституционного строя и национальных интересов от политической деятельности «иностранных агентов», от негативного воздействия их международных кураторов.

Несмотря на то, что эти действия в определенной степени противоположны тенденции глобализации, они более важны как превентивная мера против «цветных революций», чем создание новых и совершенствование старых видов оружия, контроль социальных сетей и электронной почты, цензура СМИ.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Бочанов М.А. «Цветные революции»: актуальный ракурс // Среднерусский вестник общественных наук. 2011. № 2. С. 138-144.

2. Гогин А.А. Глобализм: позитивные и негативные аспекты // Вектор науки ТГУ. 2014. № 3. С. 117-122.

3. Концыбовская М.Н. Основные модели взаимодействия институтов гражданского общества и государства в условиях глобализации // Изв. Саратовского университета Новая серия. Серия Социология. Политология. 2015. № 2. URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/osnovnye-modeli-vzaimodeystviya-institutov-grazhdanskogo-obschestva-i-gosudarstva-v-usloviyah-globalizatsii (дата обращения: 22.12.2016).

4. Пономарева Е, Рудов Г. «Цветные революции»: природа, символы, технологии // Обозреватель - Observer. 2012. № 3. С. 36-48.

5. Федоровских А.А. «Цветная революция» как разновидность государственного переворота: административный ресурс бюрократии versus манипулятивной демократии групп давления // Вопросы управления. 2015. № 1. С. 7-17.

6. Хорин И.С. Глобализация общественной жизни: история и современность // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 2. С. 118-125.

7. Brzezinski Z. Strategic Vision: America and the Crisis of Global Power. New York: Basic Books, 2012.208 p.

УДК 323.2

Н.В. ШЕВЧЕНКО

ПОЛИТИКА ФРАНЦИИ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ТЕРРОРИЗМА: АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНА ОТ 21 ИЮЛЯ 201 6 г. № 201 6-987

Исследованы основные положения закона № 2016-987 как реакции законодательной и исполнительной власти V Республики на трагические события 14 июля 2016 г Этот документ не только в два раза увеличил возможный срок чрезвычайного положения во Франции, но и усилил меры по противодействию терроризму на государственном уровне.

Ключевые слова: Франция, VРеспублика, закон № 2016-987, закон № 55-385, терроризм, Ф. Олланд.

The article makes a review of basic conception of administrative act № 2016-987, states that this act was a reaction of law-enforcement and government administration of the 5th republic to the events of 14th July 2016. This document has made a series of adjustments like doubling the possible time duration of immanency situations in France and other measures meant to count terrorism.

Keywords: France, 5th republic, act № 2016-987, act № 55-385, terrorism, F. Olland.

13 ноября 2015 г. исполнительная власть V Республики в лице президента Ф. Олланда, лидера французских социалистов, оказалась в эпицентре трагических событий, поскольку глава Франции присутствовал на футбольном матче на стадионе Стад де Франс (Stade de France), возле которого совершили подрыв террористы, стремившиеся на матч, но не допущенные туда охраной. Ф. Олланда срочно эвакуировали [8, 14.11.2015], и именно на его плечи в эти сложные для Франции часы легла главная ответственность за принятие общенациональных решений.

14 ноября Ф. Олланд обратился к нации. В своем обращении он, в частности, назвал террористические атаки на Париж «актом войны, который был подготовлен, организован и спланирован из-за границы» и «актом аб-

© Шевченко Н.В., 2017

солютного варварства» [2], совершенного ИГИЛ. Глава V Республики также заявил, что он обратился к французскому парламенту с просьбой собраться на Конгресс в понедельник, 16 ноября [2]. Необходимо отметить, что созыв Конгресса является одним из наиболее значимых событий во Франции, и возможен он только в случае необходимости принятия решения по вопросам общенационального характера особой важности.

Созванный Олландом Конгресс палат французского парламента, прошедший согласно французской политической традиции в Версале, заслушал речь президента, начинавшуюся с фразы «Франция находится на войне» [3]. Далее президент перечислил те мероприятия, которые вооруженные силы Франции проводят в Сирии: бомбардировки Ракки и отправку в Восточное Средиземноморье авианосца «Шарль де Голль». Он заявил также,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.