Научная статья на тему 'Миграционная политика Италии в конце хх века'

Миграционная политика Италии в конце хх века Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
500
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИТАЛИЯ / ЗАКОН 40/1998 / ИММИГРАЦИЯ / ИММИГРАНТЫ / ITALY / ACT 40/1998 / IMMIGRATION / IMMIGRANTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гринева Ю.А.

Рассмотрены основные положения закона об иммиграции, принятого в Италии в 1998 г., а также проанализированы вводимые им элементы контроля над миграционными по-токами в контексте итальянской миграционной политики 90-х гг. ХХ в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Italian immigration policy of the late XX century

The article touches upon the main parts of the Immigration Act passed in Italy in 1998. Moreover, elements of the control over migration ows in context of Italian migration policy of 90s of the ХХ century were analyzed.

Текст научной работы на тему «Миграционная политика Италии в конце хх века»

УДК 325.1

Ю.А. ГРИНЁВА

МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ИТАЛИИ В КОНЦЕ ХХ ВЕКА

Рассмотрены основные положения закона об иммиграции, принятого в Италии в 1998 г., а также проанализированы вводимые им элементы контроля над миграционными потоками в контексте итальянской миграционной политики 90-х гг ХХ в.

Ключевые слова: Италия, закон 40/1998, иммиграция, иммигранты.

The article touches upon the main parts of the Immigration Act passed in Italy in 1998. Moreover, elements of the control over migration flows in context of Italian migration policy of 90s of the ХХ century were analyzed.

Keywords: Italy, Act 40/1998, immigration, immigrants.

Закон об иммиграции, принятый итальянским парламентом 6 марта 1998 г. (закон 40/1998, или «закон Турко-На-политано»), разработало и неоднократно защищало от нападок правой оппозиции левоцентристское правительство Р. Проди. Эта законодательная мера была направлена на регулирование миграционных процессов и положила конец явлению Cultura dell'emergenza.

Как отмечает итальянский специалист К. Коданьоне, этот закон можно рассматривать в качестве лучшего примера принципа «никакой иммиграции без контроля, но и никакого контроля без интеграции», поскольку он включает в себя, с одной стороны, ограничительные и даже совсем недемократические меры контроля, а с другой - очень либеральные принципы, целью которых является реализация полной интеграции иммигрантов с автохтонным населением. Таким образом, можно

© Гринёва Ю.А., 2017

сразу отметить весьма противоречивый характер закона 40/1998 [3].

Рассматриваемый документ весьма обширен. Он состоит из 7 разделов и 46 статей и охватывает следующие отдельные вопросы:

• борьба с нелегальной иммиграцией и контрабандистами для предотвращения незаконного въезда на территорию Италии;

• годовое квотирование для регулирования миграции рабочей силы;

• принятие мер по улучшению положения легальных иммигрантов для их последующей интеграции и ассимиляции [4].

Положения закона 40/1998, которые предполагают контроль над иммиграцией, в свою очередь, представляют собой своеобразный итог миграционного законодательства Италии 90-х гг. ХХ в., поскольку они:

• выдвигают на первый план усиление внешних средств контроля над миграцией;

• устанавливают жесткие санкции против контрабандистов, зарабатывающих на нелегальном въезде мигрантов;

• разрабатывают целую систему мер выдворения из Италии;

• отдают приоритет тесному сотрудничеству с соседними государствами в борьбе с пересечением итальянских границ [4].

Если говорить о внешних средствах контроля, то важно подчеркнуть, что закон «Турко-Наполитано» меняет самое понимание границы как разделительной линии не только в пространстве, но и во времени. Это означает, что предпочтение в нем отдается отказу в пересечении границы как приоритетному и эффективному механизму, чем выдворению лица, уже пересекшего границу и находящегося на итальянской территории. Согласно ст. 2 закона 40/1998, предусматривается возможность отказать в пересечении границы всем тем, кого «останавливают в момент пересечения или непосредственно после пересечения» [4]. Таким образом, итальянское миграционное законодательство подтверждает тот факт, что для европейских государств отказ в пересечении границы менее проблематичен, чем выдворение.

Более того, в соответствии с законом отказ во въезде на территорию Италии сразу же после пересечения границы теперь распространяется на лиц, присутствующих на этой территории в результате осуществления временных гуманитарных операций по их спасению. Эту меру итальянские власти однажды уже вводили во время всеобъемлющего албанского кризиса 1997 г., когда, спасаясь от анархии, тысячи албанцев устремились в Италию через

Адриатику. Ее целью было положить конец стратегии, которой следовали иммигранты в случаях с островами Лампедуза и Пантеллерия. Смысл этой стратегии заключался в том, чтобы добраться до итальянской территории и постараться закрепиться там в лагерях для мигрантов [2]. Из-за этого Лампедуза и Пантеллерия приобрели дурную славу мест, где хозяйничают мигранты и где местному населению опасно находиться, а их названия стали нарицательными. Отметим также, что средиземноморское географическое расположение этих островов обусловливает то, что них прибывают главным образом мигранты из Африки [1].

Ключевым механизмом внутреннего контроля по закону «Турко-Наполитано» является выдворение, правила применения которого были значительно изменены. Решение о выдворении может быть принято (после чего делается соответствующее уведомление иммигранту) тогда, когда иммигранты, проживающие как легально, так и нелегально, совершают ограниченное законом число правонарушений, или в том случае, когда итальянская полиция задерживает нелегально проживающих иммигрантов, так как, согласно рассматриваемому закону, нелегальное проживание в Италии автоматически влечет за собой решение о выдворении.

Эту меру пытались реализовать на практике еще до принятия закона 40/1998, но порядок ее применения не был четко установлен, и чаще всего она оказывалась неэффективной. До конца 90-х гг. ХХ в. в Италии имел место серьезный количественный разрыв между уведомлениями о выдворении и осуществленными выдворения-

В ВЕСТНИК РМАТ № 1 • 2017

ми. Такая неблагоприятная ситуация в основном складывалась вследствие двух причин. Во-первых, после принятия решения о выдворении Италия делала запрос о репатриации иммигранта в страну его происхождения, которая должна была дать свое согласие. Для этого страна происхождения сначала устанавливала личность иммигранта, что обычно требовало много времени в связи с бюрократической волокитой [3]. Во-вторых, для того, чтобы остаться на территории Италии, иммигранты часто сообщали властям недостоверную информацию о себе (имя, национальность, страну, из которой прибыли). В связи с этим, даже уже после того, как решение о выдворении вступало в силу (обычно после подачи мигрантами апелляции), проходило несколько месяцев, прежде чем репатриация становилась возможной. При этом до принятия нового закона выдворяемый иммигрант не мог быть задержан в ожидании своей репатриации. В результате многие из них просто скрывались на территории Италии, становясь нелегалами и вступая в различные криминальные структуры [1].

Все отмеченное выше способствовало тому, что в закон 40/1998 были включены положения, направленные на повышение эффективности выдворения:

• сокращение видов решений о выдворении до двух - того, которое принимается исключительно только Министерством внутренних дел по причинам общественного порядка и безопасности, и другого, осуществляемого по распоряжению префекта в отношении лиц, которые либо въехали в Италию без документов, либо не продлили вид на жительство, либо оказались «социально опасными»;

• уменьшение юридических гарантий для мигрантов;

• создание сети Центров временного заключения под стражу (СепШ & Регшапе^а е Assistenza Тешрогапеа) для лиц, решения и распоряжения о выдворении которых не могут быть немедленно выполнены;

• подписание соглашений с основными странами Африки и Азии, являющимися для Италии источниками иммигрантов, о возвращении нелегалов на родину [4].

Что касается иных инструментов внутреннего контроля, то, подтверждая тенденцию, которая была намечена предыдущим итальянским миграционным законодательством, закон «Турко-Наполитано» не касается проблем рынка труда и контроля над нелегальной занятостью в теневой экономике. Введение механизма годового квотирования на легальный въезд, приоритет при котором отдается прежде всего устройству на работу, т.е. рабочей миграции, является скорее формальной мерой [4]. Как показывают последние споры в Евросоюзе относительно проблемы квотирования, в условиях наплыва мигрантов эту меру сложно реализовать на практике. Данное обстоятельство подтверждается следующим фактом: после того, как закон 40/1998 вступил в силу и итальянское правительство установило, в соответствии с его положениями, квоту на въезд в 1998 г. - 38 тыс. человек, подавляющее количество заявлений, поданных в рамках этой квоты главным образом иммигрантами, уже живущими в Италии, стало причиной принятия очередной программы амнистии, пятой за 16 лет (после программ 1982 г., 1986-1988 гг., 1990 г. и 19951996 гг.) [1].

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Коданьоне К. Опыт иммиграционной политики Италии и некоторые уроки для России. URL: http://www.antropotok.archipelag.ru/ text/a039.htm (дата обращения: 20.10.2016).

2. Лампедуза: новый приток беженцев. URL: http://www.dw.com/ru/ (дата обращения: 24.10.2016).

3. Immigrazione,prima della Bossi-Fini c'era la Turco-Napolitano. Ecco cosa diceva. Pubblicato il 8 ottobre 2013. URL: http://www.blitzquotidi-

ano.it/cronaca - italia/immigrazione -prima -bos-si-fini-era-turco-napolitano-ecco-cosa-dice-va-1686040/ (дата обращения: 20.10.2016).

4. Legge 6 marzo 1998, n. 40. «Disciplina dell'immigrazione e norme sulla condizione dello straniero» pubblicata nella Gazzetta Uf-ficiale n. 59 del 12 marzo 1998 - Supplemento Ordinario n. 40. URL: http://www.camera.it/ parlam/leggi/98040l.htm (дата обращения: 22.10.2016).

УДК 323.27

Е.Е. НЕЧАЙ

ЦВЕТНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ -ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫЙ ДЕФОЛТ?

Статья посвящена анализу проблемы цветных революций в контексте глобализации. Автор констатирует, что выгоды культурной и политической глобализации оказываются очень односторонними и приносят пользу ограниченному кругу стран - мировых лидеров, которые не выполняют свои обязательства по отношению к более слабым государствам. В этой связи автор описывает способы противостояния цветным революциям со стороны современного российского государства.

Ключевые слова: глобализация, цветные революции, противодействие цветным революциям.

This article analyzes the problems of combating of the «color» revolutions in the context of the globalization. The author comes to the conclusion that the benefits of cultural and political globalization are very one-sided and benefit a limited number of countries - world leaders who do not fulfill the obligations towards the weaker States. In this context, the author describes methods of fighting color revolutions of the modern Russia. Keywords: globalization, colored revolutions, opposition to color revolutions.

Глобализацию можно рассматривать с различных позиций. С одной стороны, это длительный процесс углубления связей между различными странами, который, по мнению многих исследователей, носит объективный характер и ведет к появлению глобальной экономики. С другой - это реаль-

© Нечай Е.Е., 2017

ная целенаправленная деятельность со стороны социальных групп, отдельных государств и их групп по появлению и упорядочиванию международных отношений, причем не только в области экономики, но и в других сферах жизни. Предполагается, что такая деятельность осуществляется на основе взаимной выгоды, сходства целей, интересов и ценностей этих государств. Миро-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.