Научная статья на тему 'ЦВЕТ В ОБЪЕКТАХ САДОВО-ПАРКОВОГО ИСКУССТВА КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА'

ЦВЕТ В ОБЪЕКТАХ САДОВО-ПАРКОВОГО ИСКУССТВА КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
садово-парковое искусство / пространство / цвет / палитра / колористика / форма / композиция / landscape art / space / color / palette / coloristics / form / composition

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Васильева Ольга Ивановна, Васильев Андрей Николаевич

Рассмотрены важнейшее значение цвета в садово-парковом искусстве как инструмента гармонизации пространственной структуры общественных территорий и особенности его применения. Проанализирован опыт выдающихся мастеров прошлого и современных. Рассмотрены композиционные принципы взаимодействия компонентов пространства с использованием цвета и света, климата, формы, материала, фактуры, растительности. Охарактеризованы актуальные методы применения цвета на практике — от смысловой составляющей до колористического решения в виде контраста и нюанса как средства выразительности. Проведено исследование психологического и физиологического воздействия цветовой палитры на органы чувств человека. Даны рекомендации по созданию комфортного выразительного общественного пространства посредством грамотного применения цвета как искусства и науки. Таким образом, воссоздаются правильные научно-обоснованные цветовые гармонии и ландшафтно-визуальное проектирование объектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Васильева Ольга Ивановна, Васильев Андрей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COLOR IN LANDSCAPE ART OBJECTS AS A MEANS TO CREATE ATTRACTIVE PUBLIC SPACE

The most important meaning of color in landscape art as a tool for harmonizing the spatial structure of public spaces and its application pecularities are considered. The outstanding masters’ experience of the past and modernity is analyzed. The compositional principles of the space components interaction using color and light, climate, shape, material, texture, vegetation are considered. The actual methods of applying color in practice from the semantic component to the coloristic solution in the form of contrast and nuance as expressive means are characterized. A study of the psychological and physiological effects of the color palette on the human senses was made. Recommendations are given for creating a comfortable attractive public space through the competent use of color as an art and science. Thus, the correct science-based color harmonies and landscape-visual design of objects are created.

Текст научной работы на тему «ЦВЕТ В ОБЪЕКТАХ САДОВО-ПАРКОВОГО ИСКУССТВА КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА»

Лесной вестник/Forestry Bulletin, 2023. Т. 27. № 2. С. 146-157. ISSN 2542-1468 Lesnoy vestnik/Forestry Bulletin, 2023, vol. 27, no. 2, pp. 146-157. ISSN2542-1468

Landscape architecture

УДК 712

DOI: 10.18698/2542-1468-2023-2-146-157 Шифр ВАК 4.1.6

ЦВЕТ В ОБЪЕКТАХ САДОВО-ПАРКОВОГО ИСКУССТВА КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА

О.И. Васильева3, А.Н. Васильев

ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)», Мытищинский филиал, Россия, 141005, Московская обл., г. Мытищи, ул. 1-я Институтская, д. 1

v.olgai@yandex.ru

Рассмотрены важнейшее значение цвета в садово-парковом искусстве как инструмента гармонизации пространственной структуры общественных территорий и особенности его применения. Проанализирован опыт въедающихся мастеров прошлого и современных. Рассмотрены композиционные принципы взаимодействия компонентов пространства с использованием цвета и света, климата, формы, материала, фактуры, растительности. Охарактеризованы актуальные методы применения цвета на практике — от смысловой составляющей до колористического решения в виде контраста и нюанса как средства выразительности. Проведено исследование психологического и физиологического воздействия цветовой палитры на органы чувств человека. Даны рекомендации по созданию комфортного выразительного общественного пространства посредством грамотного применения цвета как искусства и науки. Таким образом, воссоздаются правильные научно-обоснованные цветовые гармонии и ландшафтно-визуальное проектирование объектов. Ключевые слова: садово-парковое искусство, пространство, цвет, палитра, колористика, форма, композиция

Ссылка для цитирования: Васильева О.И., Васильев А.Н. Цвет в объектах садово-паркового искусства как средство создания выразительного общественного пространства // Лесной вестник / Forestry Bulletin, 2023. Т. 27. № 2. С. 146-157. DOI: 10.18698/2542-1468-2023-2-146-157

«Краски, скрытые в окружающем пейзаже и придающие ему загадочную атмосферу. Прелестные цвета, затрагивающие душу...»

Наоми Куно

Окружающая среда состоит из палитры многочисленных красок, поэтому важно грамотно использовать цвет как средство выразительности в объектах садово-паркового искусства. «Сознательное исследование сохранившихся в памяти цветных образов помогает оценить сипу воздействия каждого цвета и является одновременно приятным и полезным опытом с точки зрения практической работы с ним» [1, с. 2]. «В наше время актуально целенаправленное использование цвета в составлении композиции проектной палитры парков, площадей и цветников городских территорий, что обусловлено изменениями эстетических предпочтений людей и развитием технологий» [2, с. 34]. Колорит паркового пейзажа, сада складывается из цветовой окраски растений, покрытий, малых архитектурных форм, сооружений, мощения. Влияние цвета дает нам возможность выявить основные композиционные центры, ритмические ряды, контраст и нюанс в «объектах визуального восприятия в их совокупности: городские площади, магистрали и

© Автор(ы), 2023

улицы, межселенные территории, озелененные и природные территории, предназначенные для отдыха населения» [3, с. 9].

Цель работы

Цель работы — развитие образного видения цвета в элементах окружающей среды, формирование колористики объектов садово-паркового искусства.

Материалы и методы

Для того чтобы выработать умение использовать цветовые гармонии и композиционные приемы в ландшафтном проектировании, следует обращаться к опыту выдающихся мастеров прошлых эпох и современности, чтобы «создавать собственные палитры» [4, с. 8]. Живопись и садово-парковое искусство взаимосвязаны с древнейших времен. Связь выражалась в стремлении живописцев запечатлеть существующие, представляющие интерес, сады и парки. В них выявлены не только общие решения композиции паркового пространства, но и отдельные пейзажные мотивы [5]. «Живописное изображение

учитывает фон, окружение, освещенность. И Ле Корбюзье считал, что цвет имеет ценность только в связи с окружением» [6, с. 29]. Парковая тематика прослеживается и в романтических пейзажах Сильвестра Щедрина, где просматривается связь архитектурной композиции с семантической основой парка (рис. 1), а также в полотнах В.А. Серова, К.А. Коровина, А.Н. Бенуа, И.И. Левитана. Садовую традицию русских живописцев поддержал Клод Моне, создав «импрессионистические мотивы в изображениях своего собственного сада с кувшинками, ивами и экзотическими растениями в Живерни» [7, с. 10] (рис. 2).

Законы художественной колористики в садо-во-парковое искусство ввела Гертруда Джекилп. Гармония цвета в саду — феномен XX века. «В 1908 г. Джекилп опубликовала свою книгу «Как подбирать цвета в саду». Там она делает вывод, что не так уж просто создать удачную композицию цветов» [8, с. 7]. Джекилп спланировала специальный сад с чередованием оранжевого, серого, золотого, синего и зеленого участков. Как художник и архитектор в одном лице, она указала на важность выбора цвета в объектах сада. Палитра цветов дает возможность увидеть содержание, смысл концепции. Посадочный план градиентного миксбордера представлен на рис. 3. [8, 9].

Значительное влияние на выбор цветовой гаммы при проектировании объектов оказывает климат. В странах с жарким климатом используется нюанс, ахроматические или холодные цвета. Соответственно, в странах с холодным климатом используется контраст, теплая цветовая палитра. В 1970 г. Роберту Бурле Маркс использовал тему волн, в частности, за счет контрастного цвета в рисунке мощения на пляже Копакабана в Ри-о-де-Жанейро смог выразить движение и показать заданную тему (рис. 4). Привлекают внимание ландшафтные композиции Бурле Маркса, близкие абстрактной живописи Жоана Миро-и-Ферра. Влияние художника просматривается в абстрактной планировке, цветовой подаче, рисунке мощения и характере посадок.

Контраст и нюанс являются одними из наиболее используемых средств выразительности в живописи, которые охватывают различные уровни организации картинной плоскости: от смысловой составляющей до колористического решения. Это можно увидеть и в объектах садо-во-паркового искусства, например «Лабиринт кактусов» резиденции семьи Дэвис в Эль-Пасо, Техас, созданный дизайнером Мартой Шварц. За счет использования активного цвета стен сад выглядит выразительно и ярко. В саду использованы яркие, контрастные цвета: красный, пурпурный, фиолетовый, оранжевый, голубой и др. (рис. 5).

Рис. 1. Романтический пейзаж. С. Щедрин

Рис. 2. Сад в Живерни. Клод Моне

«Комфортным местом для отдыха является то пространство, где получаешь заряд вдохновения, где цвета, линии, формы ландшафтного пространства гармоничны и вызывают душевный отклик независимо от настроения человека» [2, с. 36]. Иоганнес Иттен считал, что звук придает сказанному слову свое сияние, а цвет придает форме особую одухотворенность [10]. Композиционные приемы использования цвета можно увидеть и в современных объектах ландшафтной архитектуры на примере парка «Суперкилен» в Копенгагене [11] (рис. 6). В спроектированном активном пространстве читается непринужденность и динамика форм, выраженная в гармоничном сочетании воздуха и сияющего цвета мощения. Необычность проектного решения демонстрирует новые композиционные принципы взаимодействия компонентов пространства с использованием цветовой гармонии. «Детали структуры, цвета, текстуры и света важны не только для придания богатства, разнообразия и сложности оживленному восприятию ландшафта, но и для придания простоты и целостности, чтобы объединять впечатления» [12, с. 192].

Рис. 3. Градиентные миксбордеры. Г. Джекилл

Рис. 4. Пляж Копакабана в Рио-де-Жанейро. Мощение Бурле Маркса

Проектирование растений является специальной дисциплиной в ландшафтной архитектуре и одним из методов архитектурного творчества. Растительность используется не только как основное средство по экологическим причинам, оказывая влияние на хроматические составляющие природного ландшафта и разграничивая пространство, но и для создания композиционных колористических эффектов в ландшафте. Очень часто именно расцветка листьев и цветов определяет характер сада. «На него влияет и местоположение сада: цвет местной почвы, гравия, камня или кирпича, а также то, куда падает солнце по утрам или вечером и сколько в саду тенистых мест» [13, с. 26].

Цвет оказывает на человека как психологическое, так и физиологическое воздействие. Известную роль в этом эмоциональном воздействии цветов играют и ассоциации [14]. Поэтому цветовые композиции следует рассматривать как абстрактный элемент дизайна. «Ваша палитра — весь мир» [15, с. 2]. Многообразие красок окружающего мира всегда поражало воображение человека. Естествоиспытатели прошлых веков, восхищаясь палитрой природы, стремились систематизировать ее оттенки. Цвета окружающего пространства сохраняются в памяти. Возникает необходимость приучить себя замечать важные детали и цвета, из которых складывается окружение [16, 17]. Обдуманное применение цвета на практике является необходимым в создании гармоничного пространства. Например, «зеленый цвет является нейтральным между теплыми и холодными тонами. Это цвет физического равновесия, который успокаивает, снимает напряжение» [18, с. 6]. В зеленой части спектра наибольшее количество оттенков. Колористика, опираясь на физические основы теории цвета, определяется как наука о цвете. Цветовое проектирование является основой цветового совершенства ландшафтного искусства и окружающей человека среды [19, с. 4]. Чтобы сад стал истинным раем, как отметила Виктория Финли [20], при создании пространственной композиции сада, парка важно использовать цветовой ритм элементов, под который посетитель непринужденно подстраивается. При этом в восточном искусстве, например, предпочтение отдается в основном одноцветности. Знание законов светотени и цвета не только дает возможность проектировать выразительные формы в пространстве, но и позволяет создать настроение, образ пространства по времени года. Летом при солнечном освещении можно бесконечно восхищаться «динамичными» тенями от деревьев. В осенний период вызывают восхищение насыщенные краски крон деревьев и кустарни-

Рис. 5. «Лабиринт кактусов». Эль-Пасо. Техас. Автор дизайна: Марта Шварц

Рис. 6. Парк «Суперкилен». Копенгаген

ков. При выборе палитры малых архитектурных форм (МАФ) и растительности особое внимание уделяется сочетанию текстур и окрасок в гармонии с размером пространства. Если использовать насыщенный цвет в отдалении, то он будет сокращать пространство и, наоборот, цвета прозрачные, гармонично сочетающиеся с дальним планом, увеличивают пространство. Высказывания Леонардо да Винчи о подаче цвета растительных форм актуально и сегодня в развитии дизайнерской концепции проекта «... При композиции покрытых листвою деревьев следует остерегаться повторять слишком много раз тот же самый цвет одного растения выступающим на фоне того же самого цвета другого растения; но всегда разнообразь их более светлой, ибо более темной, или более зеленой зеленью» [21, с. 237].

Одним из наиболее востребованных проектных решений для создания комфортного обще-

Рис. 8. Японский сад «Шесть чувств». Автор дизайна: Широ Накане. Санаторий «Айвазовское». Республика Крым

ственного пространства является водоем. Визуализация неподвижной водной глади и отражение в ней МАФ и растительных форм, цвета неба благоприятно и позитивно воздействует на психику человека. «Неправда, что вода бесцветна. Она как зеркало отражает все краски смотрящегося в нее мира» [22, с. 40]. В стоячей воде отражения почти зеркальны, но они как бы подернуты дымкой. Эстетическую ценность в проектировании выразительного пространства представляют композиции из камня в сочетании с растительностью. Форму и цвет элементов подбирают таким образом, чтобы подчеркнуть выразительность

каждого. С камнями прекрасно сочетаются хвойные породы растительных форм, такие как можжевельник, сосна, пихта. В данных композициях цвет связан с материалом и фактурой, создающие неразрывное единство формы и цвета [23], где гармоничные сочетания и взаимодействие элементов при визуальном восприятии, осязании положительно влияют на настроение человека. Для ландшафтного архитектора вопросы физиологических реакций человека на сочетания и спектральные цвета актуальны, так как тем или иным образом влияют на функциональные системы человека.

Сады и парки, являющиеся элементами современного города, «оказывают положительное воздействие на человека, создавая экологически и эстетически комфортную среду» [24, с. 125]. Цветовая палитра современных проектов ландшафтных архитекторов яркая, контрастная, динамичная. В качестве примера на сегодняшний день использования цвета как одного из средств создания выразительного общественного пространства являются часть Ландшафтного парка ВДНХ — цветник «Большая картина полей», или «Поля Кандинского», созданного в 2020 г. (рис. 7) и японский сад «Шесть чувств» в Крыму (рис. 8): буйство цвета и текстур наполняет сад, каждая деталь сада наполнена глубинным смыслом, соотносится с японской философией и несет гармонию [25]. Японский сад «Шесть чувств» создан в 2018 г. ландшафтным архитектором Широ Накане.

Выводы

Практическое применение цвета в садо-во-парковом искусстве является одним из главных инструментов, способным гармонизировать пространственную структуру общественных территорий, поэтому крайне важно развивать навыки видения и практического применения цвета, руководствуясь творческими методами прошлого и современными, учитывая актуальные тенденции.

Список литературы

[1] Куно Н. Сочетание цветов на практике / Пер. с японского П.А. Самсонова. Минск: Попурри, 2020. 304 с.

[2] Васильева О.И., Бочкова И.Ю. Цвет как средство выразительности в архитектурно-ландшафтной композиции // Сб. докл. III Междунар. науч.-пракг. конф. Устойчивое развитие территорий. М.: Изд-во МИСИ-МГСУ, 2021. С. 34-38.

[3] Теодоронский B.C., Боговая И.О. Объекты ландшафтной архитектуры. М.: МГУЛ, 2003. 300 с.

[4] Ратковски Н. Нарисуй свой сад. Вдохновляющие техники ботанического рисунка. М.: Бомбора, 2021. 208 с.

[5] Дормидонтова В.В. История садово-парковых стилей. М.: Архитектура-С, 2004. 208 с.

[6] Панксенов Г.И. Живопись. Форма, цвет, изображение. М.: Академия, 2008. 44 с.

[7] Васильева О.И. Сады и парки в изобразительном искусстве // Вестник ландшафтной архитектуры, 2017. Вып. 9. С. 7-13.

[8] Нордхейс К.Т. Дизайн сада. М.: Лабиринт Пресс, 2002. 144 с.

[9] Джелико Д., Джелико С. Ландшафт человека. М.: Перо, 2014. 400 с.

[10] Иттен И. Искусство цвета. М.: Издатель Дмитрий Аронов, 2011. 95 с.

[11] Общественное пространство «Суперкилен». URL: https://archi.ru/projects/world/7843/obschestvennoe-prostranstvo-superkilen (дата обращения 22.11.2022).

[12] Ди К. Форма и материя в ландшафтной архитектуре / Пер. с англ. А. Полещука. М.: Виктория-Друк, 2003. 224 с.

[13] Брукс Д. Как создать дизайн сада. М.: Буки Веди, 2022. 224 с.

[14] Омельяненко Е.В. Цветоведение и колористика. М.: Планета Музыки, Лань, 2014.104 с.

[15] Халлер К. Маленькая книга цвета / Пер. с англ. Ю. Гольдберг. М.: Колибри, 2019. 272 с.

[16] Бейти П., Дэвидсон П., Чарвот Э., Симонини Д., Кар-личек А. Цвет в природе. Коллекция красок окружающего мира / Пер. с англ. О. Быкова. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2022. 290 с.

[17] Стармер А. Умные решения для организации жизненного пространства / Пер. с англ. О. Лифинцева. М.: Колибри, 2021. 272 с.

[18] Липницкий Л.З. Ландшафтный дизайн. Руководство по благоустройству вашего участка. Минск: Харвест, 2007. 128 с.

[19] Алексахин H.H., Васильева О.И. Основы цветоведения в ландшафтном проектировании. М.: МГУЛ, 2010.76 с.

[20] Финли В. Цвет. Захватывающее путешествие по оттенкам палитры / Пер. с англ. А. Степанова. М.: Бомбора, 2021. 416 с.

[21] Леонардо да Винчи (1452-1519). Избранные произведения / Под ред. Б.В. Леграна, А.М. Эфроса. М.; Л.: Academia, 1935. 480 с.

[22] Ньютон У. Акварельная живопись. М.: Кристина — новый век, 2002. 48 с.

[23] Маккаун Д. Цвет. Архитектура в деталях / Пер. с англ. В. Измайлов. М.: Феникс, 2006. 192 с.

[24] Дормидонтова В.В., Васильева О.И. Цвет как средство композиции в садово-парковом искусстве и ландшафтной архитектуре // Материалы II Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица, 26.09.2022 г. Санкт-Петер-бург: Изд-во СПГХПА им. А.Л. Штиглица, 2022. 430 с.

[25] Японский сад в Крыму «Шесть чувств». URL: https:// xn—8sbmnfeuhiwe3n.xn—plai/ (дата обращения 22.11.2022).

Сведения об авторах

Васильева Ольга Ивановна^ — ст. преподаватель кафедры ландшафтной архитектуры и садо-во-паркового строительства, МГТУ им. Н.Э. Баумана (Мытищинский филиал), v.olgai@yandex.ru

Васильев Андрей Николаевич — соискатель кафедры ландшафтной архитектуры и садово-пар-кового строительства, МГТУ им. Н.Э. Баумана (Мытищинский филиал), v.andreyl5@yandex.ru

Поступила в редакцию 23.11.2022. Одобрено после рецензирования 16.12.2022.

Принята к публикации 25.01.2023.

COLOR IN LANDSCAPE ART OBJECTS AS A MEANS TO CREATE ATTRACTIVE PUBLIC SPACE

O.I. VasiPevaK, A.N. Vasil'ev

BMSTU (Mytishchi branch), 1,1st Institutskaya St., 141005, Mytishchi, Moscow reg., Russia v.olgai@yandex.ru

The most important meaning of color in landscape art as a tool for harmonizing the spatial structure of public spaces and its application pecularities are considered. The outstanding masters' experience of the past and modernity is analyzed. The compositional principles of the space components interaction using color and light, climate, shape, material, texture, vegetation are considered. The actual methods of applying color in practice from the semantic component to the coloristic solution in the form of contrast and nuance as expressive means are characterized. A study of the psychological and physiological effects of the color palette on the human senses was made. Recommendations are given for creating a comfortable attractive public space through the competent use of color as an art and science. Thus, the correct science-based color harmonies and landscape-visual design of objects are created.

Keywords: landscape art, space, color, palette, coloristics, form, composition

Suggested citation: Vasil'eva O.I., Vasil'ev A.N. Tsvet v ob 'ektakh sadovo-parkovogo iskusstva kak sredstvo sozdaniya vyrazitel 'nogo obshchestvennogoprostranstva [Color in landscape art objects as a means to create attractive public space]. Lesnoy vestnik / Forestry Bulletin, 2023, vol. 27, no. 2, pp. 146-157. DOI: 10.18698/2542-1468-2023-2-146-157

The space around us consists of a palette of numerous colors, so it is important to learn how to feel, see in any element and, as a result, competently use color as a means of expression in objects of landscape art. «A conscious study of color images preserved in memory helps to assess the impact of each color and is both a pleasant and useful experience from the point of view of practical work with it» [1, p. 2]. «Nowadays, the purposeful use of color in the composition of the design palette of parks, squares and flower beds of urban areas is relevant, which is due to changes in people's aesthetic preferences and the development of technology» [2, p. 34]. The color of the park landscape, the garden consists of the color coloring of plants, coatings, small architectural forms, structures, paving. The influence of color gives us the opportunity to identify the main compositional centers, rhythmic rows, contrast and nuance in «objects of visual perception in their totality: city squares, highways and streets, inter-settlement territories, landscaped and natural areas intended for recreation of the population» [3, p. 9].

Purpose of the work

The purpose of the work is to develop a figurative vision of color in the elements of the surrounding space, to learn how to apply these skills in the formation of coloristics of objects of landscape art.

«Colors hidden in the surrounding landscape and giving it a mysterious atmosphere.

Lovely colors that touch the soul...»

Naomi Kuno

Materials and methods

In order to develop the skills of using color harmonies, compositional techniques in landscape design, it is important to refer to the experience of great minds, canvases of artists, creative masters of past eras and modern times, «to create their own palettes» [4, p. 8]. Painting and landscape art have been interconnected since ancient times. The relationship between gardening and painting can be traced throughout the history of the existence of these types of art. One of the traditional ties was expressed in the desire of painters to capture real-life gardens and parks. They reveal not only general solutions to the composition of the park space, but also individual landscapes [5]. «The pictorial image takes into account the background, environment, illumination. Le Corbusier believed that color has value only in connection with the environment» [6, p. 29]. The park theme can be traced in the romantic landscapes of Sylvester Shchedrin, where the connection of the architectural composition with the semantic basis of the park is seen (Fig. 1). As well as in the canvases of V.A. Serov, K.A. Korovin, A.N. Benois, I. And Levitan. «The garden tradition of Russian painters was supported by Claude Monet, creating beautiful motifs in the images of his own garden with water lilies, willows and exotic plants in Giverny» [7, p. 10] (Fig. 2).

Fig. 1. Romantic landscape. S. Shchedrin

Gertrude Jekyll introduced the laws of artistic coloristics into landscape art. «The harmony of color in the garden is a phenomenon of the 20th century. In 1908, Jekyll published her book «How to pick colors in the garden». There she concludes that it is not so easy to create a successful composition of flowers» [8, p. 7]. Jekyll showed her special attention to the importance of color selection by planning a special garden with alternating orange, gray, gold, blue and green areas. The landing plan of the gradient mixborder is shown in Fig. 3 [8,9]. The color palette makes it possible to see the content, the meaning of the concept.

Climate has a significant influence on the choice of colors when designing objects. In countries with hot climates, nuance, achromatic or cold colors are used. Accordingly, in countries with a cold climate, contrast and a warm color palette are used. In 1970, Burl Maix used the theme of waves, where due to the contrasting color in the paving pattern on Copacabana Beach, he was able to express movement and show a given theme (Fig. 4). The landscape compositions of Burl Marx, which are close to the abstract painting of Joan Miro, attract attention. The artist's influence can be seen in the abstract layout, color presentation, paving pattern and the nature of plantings.

Contrast and nuance are among the most used means of expression in painting, which covervarious levels of the organization of the picture plane: from the semantic component to the coloristic solution. This can also be seen in the objects of the garden and park space, for example, the cactus garden of the Davis family residence in El Paso, created by Marta Schwartz, where the garden looks expressive and bright due to the use of active color of the walls. The garden uses bright, contrasting colors (red, purple, purple, orange, blue, yellow, etc.) (Fig. 5).

«A comfortable place to relax is the space where you get a charge of inspiration, where the colors, lines, shapes of the landscape space are harmoni-

Fig. 2. The Garden in Giverny. Claude Monet

ous and evoke a spiritual response regardless of the mood of the person» [2, p. 36]. Johannes Itten wrote: «Sound gives the spoken word its radiance, and color gives the form a special spirituality ...» [10]. Compositional techniques of using color can also be seen in modern objects of landscape architecture on the example of the park «Superkilen» in Copenhagen [11] (Fig. 6). In the designed active space, the ease and dynamics of forms are read, expressed in a harmonious combination of air and the shining color of the paving. The unusual design solution demonstrates new compositional principles of interaction of space components using color harmony. «Details of structure, color, texture and light are important not only to give richness, variety and complexity to the lively perception of the landscape, but also to give simplicity and integrity to combine impressions» [12, p. 192].

Plant design is a special discipline in landscape architecture and one of the methods of architectural creativity. Vegetation is used not only as the main means for a number of environmental reasons, it influences the chromatic components of the natural landscape, to delimit space, but also to create compositional coloristic effects in the landscape. «Often it is the coloring of leaves and flowers that largely determines the nature of the garden. It is also influenced by the location of the garden: the color of the local soiL, gravel, stone or brick, as well as where the sun falls in the morning or evening and how many shady places there are in the garden» [13, p. 26].

Color has both psychological and physiological effects on a person. Associations also play a well-known role in this emotional impact of colors [14]. Therefore, color compositions should be considered as an abstract design element. «Your palette is the whole world» [15, p. 2]. The variety of colors of the surrounding world has always amazed the imagination of man. Admiring the palette of nature, naturalists of the past centuries sought to systematize its shades.

Fig. 4. Copacabana Beach in Rio de Janeiro. Paving by Burle Marx

Fig. 5. «Cacti maze» El Paso. Texas. Designed by: Martha Schwartz

u

- _!□ n П —11

Щ I_1

■ ■

Fig. 7. Flower garden «Big Picture of the Fields» («Fields by Kandinsky»). VDNH. Moscow

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The colors of the surrounding space are stored in memory. Train yourself to notice the details and colors that make up the environment [16, 17]. Because the deliberate application of color in practice is necessary in creating a harmonious space. For example, «green is neutral between warm and cold tones. This is the color of physical balance, which calms, relieves tension» [18, p. 6]. The green part of the spectrum has the largest number of shades. «Coloristics, based on the physical foundations of color theory, is defined as the science of color. Color design is the basis of the color perfection of landscape art and the human environment» [19, p. 4]. So that this garden becomes a true paradise [20]. When creating a spatial composition of a garden, park, it is important to use the color rhythm of the elements, to which the visitor easily adapts. At the same time, in oriental art, for example, preference is given mainly

to monochrome. Knowledge of the laws of chiaroscuro and color not only makes it possible to design expressive forms in space, but also makes it possible to create a mood, an image of space according to the time of year. In summer, in sunlight, you can endlessly admire the «dynamic» shadows from the trees. In autumn, the rich colors of the crowns of trees and shrubs are admired. When choosing a palette of small architectural forms (MAFS) and vegetation, special attention is paid to the combination of textures and colors in harmony with the size of the space. If you use a saturated color in the distance, it will reduce the space and vice versa, transparent colors, harmoniously combined with the background, increase the space. Leonardo da Vinci's statements about the presentation of the color of plant forms are still relevant today in the development of the design concept of the project «...When composing trees covered with

Fig.6. Superkilen Park in Copenhagen

Fig. 8. Japanese garden «Six senses». Design by: Shiro Nakane. Sanatorium «Aivazovskoye» Republic of Crimea

foliage, one should beware of repeating too many times the same color of one plant protruding against the background of the same color of another plant; but always diversify them with a lighter, for darker, or greener green» [21, p. 237].

One of the most popular design solutions for creating a comfortable public space is a pond. Visualization of the motionless water surface and the reflection in it of MAFS and plant forms, the color of the sky has a positive and positive effect on the human psyche. «It is not true that water is colorless. It is like a mirror reflecting all the colors of the world looking into it. In still water, the reflections are almost mirror-like, but they seem to be covered with a haze» [22, p. 40]. The aesthetic value in designing an expressive space is represented by compositions made of stone in combination with vegetation. The shape and color of the elements are selected in such a way as to emphasize the expressiveness of each. Coniferous species of plant forms, such as juniper, pine, fir, are perfectly combined with stones. In these compositions, color is associated with the material and texture, «the inseparable unity °f form and color» [23], where harmonious combinations and interaction of elements in visual perception, touch positively affect a person's mood. For a landscape architect, the issues of human physiological reactions to combinations and spectral colors are relevant, since they affect human functional systems in one way or another.

Gardens and parks, which are elements of a modern city, «have a positive impact on people, creating an ecologically and aesthetically comfortable environment. The color palette of modern landscape architects'

projects is bright, contrasting, dynamic» [24, p. 125]. As an example today of the use of color as one of the means of creating an expressive public space is a part of the Landscape Park of VDNH with the name «Kandinsky Fields», created in 2020 (Fig. 7), Japanese garden in Crimea «Six Senses» (Fig. 8), a riot of colors and textures fills the garden», «every detail of the Garden is filled with deep meaning, correlates with Japanese philosophy and brings harmony [25], created in 2018 by landscape architect Shiro Nakane.

Conclusions

The practical application of color in landscape art is one of the main tools capable of harmonizing the spatial structure of public space. Therefore, it is extremely important to develop the skills of vision and practical application of color, guided by the creative methods of past eras and improving skills, taking into account the current trends of the present day.

References

[1] Kuno N. Sochetanie tsvetov na praktike [The combination of colors in practice]. Translated from the Japanese by P. A. Samsonov. Minsk: Popurri, 2020, 304 p.

[2] Vasil'eva O.I., Bochkova I.Y. Tsvet kak sredstvo vyrazitel'nosti v arkhitekturno-landshaftnoy kompozitsii. [Color as a means of expression in architectural and landscape composition], Sbornik dokladov III Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Ustoychivoe razvitie territoriy [Collection of reports of the III International Scientific and Practical Conference. Sustainable development of territories]. Moscow: MISI-MGSU 2021, pp. 34-38.

[3] Teodoronsky V.S., Bogovaya I.O. Ob'ekty landshaftnoy arkhitektury [Landscape architecture objects], Moscow: MGUL, 2003, 300 p.

[4] Ratkovski N. Narisuy svoy sad. Vdokhnovlyayushchie tekhniki botanicheskogo risunka [Draw your garden. Inspiring techniques of botanical drawing]. Moscow: Bombora, 2021, 208 p.

[5] Dormidontova V.V. Istoriya sadovo-parkovykh stiley [History of garden and park styles], Moscow: Architecture-S, 2004, 208 p.

[6] Panksenov G.I. Zhivopis'. Forma, tsvet, izobrazhenie [Painting. Form, color, image], Moscow: Academy, 2008, 44 p.

[7] Vasilyeva O.I. Sady i parki v izobrazitel 'nom iskusstve. [Gardens and parks in fine art], Vestnik landshaftnoy arkhitektury [Bulletin of Landscape Architecture], 2017, iss. 9, pp. 7-13.

[8] Nordkheys K.T. Dizayn sada [Garden design]. Moscow: Labyrinth Press, 2002,144 p.

[9] Dzheliko D., Dzheliko S. Landshaft cheloveka [The human landscape], Moscow: Pero, 2014,400 p.

[10] Itten I. Iskusstvo tsveta [The art of color], Moscow: D. Aronov, 2011, 95 p.

[11] Obshchestvennoe prostranstvo «Superkilen» [The public space «Superkilen»]. Available at: https://archi.ru/projects/ world/7843/obschestvennoe-prostranstvo-superkilen (accessed 22.11.2022).

[12] Di K. Forma i materiya v landshaftnoy arkhitekture [Form and matter in landscape architecture], Moscow: Victoria-Druk, 2003, 224 p.

[13] Brooks J. Kak sozdat' dizayn sada [How to create a garden design], Moscow: Buki Vedi, 2022, 224 p.

[14] Omel'yanenko E.V. Tsvetovedenie i koloristika [Color science and coloristics], Moscow: Planet of Music, Lan', 2014,104 p.

[15] Haller K. Malen'kaya kniga tsveta [The Little book of color], Moscow: Kolibri, 2019, 272 p.

[16] Batey P., Davidson P., Charvot E., Simonini J., Karlicek A. Tsvet vprirode. Kollektsiya krasok okruzhayushchego mira

[Color in nature. Collection of paints of the surrounding world], Moscow: Mann, Ivanov, Ferber, 2022, 290 p.

[17] Starmer A. Umnyye resheniya dlya organizatsii zhiznennogo prostranstva [Smart solutions for the organization of living space]. Translated from English by O. Lifintseva. Moscow: Kolibri, 2021,272 p.

[18] Lipnitskiy L.Z. Landshaftnyy dizayn. Rukovodstvo po blagoustroystvu vashego uchastka [Landscape design. Guide to the improvement of your site]. Minsk: Harvest, 2007,128 p.

[19] Aleksakhin N.N., Vasil'eva O.I. Osnovy tsvetovedeniya v landshaftnom proektirovanii [Fundamentals of color science in landscape design]. Moscow: MSFU, 2010,76 p.

[20] Finley V. Tsvet. Zakhvatyvayushchee puteshestvie po ottenkam palitry [Colour.An exciting journey through the shades of the palette]. Moscow: Bombora, 2021,416 p.

[21] Leonardo da Vinci (1452-1519). Izbrannyye proizvedeniya [Leonardo da Vinci (1452-1519). Selected Works], Moscow-Leningrad, 1935,480 p.

[22] Newton W. Akvarel'naya zhivopis' [Watercolor painting]. Moscow: Kristina - novy vek, 2002,48 p.

[23] McKeown J. Tsvet. Arkhitektura v detalyakh [Colour. Architecture in details]. Moscow: Phoenix, 2006,192 p.

[24] Dormidontova V.V., Vasilyeva O.I. Tsvet kak sredstvo kompozitsii v sadovo-parkovom iskusstve i landshaftnoy arkhitekture. Materialy II Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem [Color as a means of composition in landscape art and landscape architecture]. Materialy II Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem, Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya khudozhestvenno-promyshlennaya akademiya imeni A.L.Shtiglitsa [Proceedings of the II All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation, St. Petersburg State Academy of Art and Industry named after A.L. Stieglitz], Stiglitz SPGHPA 26.09.2022. St. Petersburg: A.L. Stiglitz SPGHPA, 2022, 430 p.

[25] Yaponskiy sadv Krymu «Shest' chuvstv» [Japanese garden in Crimea «Six senses»] Available at: https://xn— 8sbmnfeuhiwe3n .xn—plai/ (accessed 22.11.2022).

Authors' information

Vasil'eva Ol'ga IvanovnaM — Senior Lecturer of the Department of Landscape Architecture and Garden and Park Construction, BMSTU (Mytishchi branch), v.olgai@yandex.ru

Vasil'ev Audrey Nikolaevich — pg. of the Department of Landscape Architecture and Garden and Park Construction, BMSTU (Mytishchi branch), v.andreyl5@yandex.ru

Received 23.11.2022. Approved after review 16.12.2022. Accepted for publication 25.01.2023.

Вклад авторов: все авторы в равной доле участвовали в написании статьи Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов Authors' Contribution: All authors contributed equally to the writing of the article The authors declare that there is no conflict of interest

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.