ЦВЕТ В ДИЗАЙНЕ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ
К В. Мельнык
Архитектурная среда часто оценивается в зависимости от её колорита. Цветовой анализ объектов проводится в различных целях: для проектирования новых, реставрации или реконструкции существующих элементов среды, для определения цветовой схемы города или паспорта цветов определённых зданий, для выделения отдельных фрагментов среди других и т.п. В поле исследования оказываются также события и обстоятельства, которые сформировали существующий вид среды.
Учёными установлено, что цвет — это свойство поверхности предмета сортировать лучи света, попадающие на неё, и отражать второстепенное излучение от своей поверхности. Однако целесообразно считать, что цвет — это ощущение, возникающее в мозге в ответ на свет, отразившийся от определённой поверхности и попавший на сетчатку глаза1.
Проектная деятельность предполагает необходимость знаний об основных свойствах цветов и понимание основных терминов, касающихся цветоведения. Основными свойствами цвета являются светлота, цветовой тон, насыщенность. Этими качествами проектанты пользуются, чтобы разделить основные и фоновые элементы, приблизить или отдалить определённые фрагменты, визуально деформировать форму и т.д. Отсюда следует, что цвет является средством пространственной организации. Знание о возможности его влияния на форму создаёт благоприятные условия для поисков гармоничных сочетаний.
Между цветовым решением городской среды и естественным восприятием существует зависимость. Цвет по-особенному действует на человека. Он влияет на аппетит, работоспособность, внимание, кровяное давление и т.п. Исследования явления восприятия показали, что 80% цвета и света поглощаются нервной системой, и только 20% — зрением. Поэтому дизайнерам и архитекторам важно учитывать эти свойства2. Психологический аспект вопроса проявляется в цветных ассоциациях, которые учёные классифицируют на физические группы (весовые, температурные, акустические, пространственные), эмоциональные (положительные, отрицательные, нейтральные). Цветной символизм является обобщённым и осознанным проявлением ассоциативного видения. А. Ефимов утверждает, что каждая культура имеет свою систему цветов-символов, проявления которых эффективно наблюдать в историко-культурной среде3.
Цвет, кроме эмоционального, символистичного значения, имеет также функциональную важность, в частности, он несёт информационную нагрузку. С помощью цвета передаются сведения о конструктивно-технологических, фактурнопластических свойствах, а также о способах эксплуатации объекта. Цветом выделяют функционально важные элементы и детали, например, дверные и оконные проёмы в зданиях. В проектировании различных объектов цветовым акцентом
выделяются элементы, выполняющие ключевую функцию, они направляют к тактильному контакту (кнопки, рычаги, ручки и т.д.)4.
Цвет является композиционным средством. С его помощью можно как построить целостный образ, так и внести диссонанс в элементах городского окружения. Паспорт цветов, присущий определённому объекту, историческому региональному и архитектурному пространству, в значительной степени определяет своеобразие среды, в которой выделяются факторы, наиболее значимые для отдельных зон городского окружения: исторические, региональные, национальные, цветовые традиции, цветной климат ландшафта5. Очень важно не забывать о том, что определённые цветовые палитры в силу традиционных представлений исполняют роль символов. Согласно этим положениям, теоретические знания по обозначенной теме позволяют более эффективно использовать цвет как инструмент формирования характерного образа окружения.
Для разных исторических эпох существуют определённые цветовые комбинации, которым отдавалось предпочтение. Известно, что серыми оттенками природного камня предстают здания средневековой Европы. А в архитектуре эпохи барокко использовались контрастные сочетания цветов, создававшие пространственные иллюзии. Классицизм XIX в., напротив, характеризуется сдержанным колоритом, использованием нюансных комбинаций цветов. Стиль рококо в архитектуре часто проявляет себя через сочетание позолоты со светло-голубой окраской6. Колористика модерна построена на основе сложных оттенков красно-жёлтой и сине-зелёной гаммы. Для модернизма характерно преобладание фактуры и цвета бетона. Постмодернизм демонстрирует попытки преодоления безликости архитектуры через сочетание исторических форм с современными, что приводит порой к парадоксальным и неожиданным цветовым решениям7. Следовательно, с изменением исторических периодов менялись цветовые концепции. Полихромия архитектурной среды является аспектом проявления уровня культуры, национального своеобразия, динамики или стабильности развития образа города.
До XIX в. европейские города развивалась медленно. Значительную роль выполняли местные материалы, которые в большой степени диктовали цветовые концепции. Несмотря на значительное разнообразие форм того периода, чередование стилей, поиски гармонии происходили на базе имеющегося сырья. Так называемые земляные пигменты (минералы, сажа и т.д.) были относительно дешёвыми для окраски штукатурки фасадов. Даже в XIX в. только состоятельные люди могли себе позволить импортные красители для окон. То есть цвет в городе становится одним из аспектов истории8.
В регионах складываются традиционные сочетания цветов, которые в определённой степени передают характер местности. Художественная выразительность народной архитектуры Украины заключается в тщательно проработанных архитектурных деталях, таких, как орнаментальная резьба по дереву на окнах, дверях, карнизах, пилястрах, или пластическая обработка листовой жести на фронтонах, водостоках и трубах и т.д. Самый распространённый материал — дерево. Это и обусловливает цветовую палитру, которая ориентируется на интеграцию с естествен-
ным пейзажем. Этот вариант характерен для жилых зданий усадебного типа, но мало распространён в городской среде, особенно в центральных её частях. Колористика пространств города чаще проявляется через противопоставление природе. В архитектуре средиземноморских стран, таких, как Италия, Турция, Болгария, обычно используется в жилой застройке сочетание терракотовых черепичных крыш и белых стен фасадов9. Светлые стены и активный цвет черепицы контрастирует с естественным ландшафтом. Подобное цветовое решение характерно и для Закарпатского региона Украины.
Ж. Агостон приводит в своих трудах примеры того, что цвет рассматривается как свойство материалов. Кроме того, отмечается зависимость оценки цветового решения от освещения. Восприятие одного и того же объекта будет разным в зависимости от того, как он освещается — естественным или искусственным светом. В противоположность этому действует явление константности цвета, которое позволяет нам задерживать в памяти вид знакомых предметов при дневном свете. Например, снег мы воспринимаем белым в разное время суток10. Вышеуказанные утверждения побуждают к необходимости поисков успешного применения их для практических целей в проектной деятельности.
Важную роль в формировании цветовой среды отводят именно материалам. Декоративные штукатурки или облицовка пластиком, камнем, кирпичом, керамической плиткой придают особое стилевое звучание архитектурному окружению. От выбора материалов, техники исполнения и цветовых сочетаний в большой степени зависит эстетическая составляющая поставленной задачи, кроме собственно цвета, учитываются такие качества, как фактура (гладкая, рельефная), блеск или матовость, естественный или искусственный рисунок поверхности.
Неправильное цветофактурное решение может легко испортить общий образ архитектурной среды. Ради подлинности объекты историко-художественного наследия нужно обновлять в соответствии с образом того периода, к которому они относятся, в частности, нужно избегать слишком ярких красок во всех зданиях, построенных до XX в.11 Иначе при замене первичного цветового оформления без соблюдения идеи преемственности созданный новый образ может вызвать эффект дисгармонии. Поэтому для ремонта и реконструкции исторических зданий целесообразно использовать традиционные материалы, а не новинки, детали естественного сырья предпочтительнее искусственного. Что касается нового строительства, то такой обусловленности нет. Применение новейших материалов и технологий зачастую оправдано с экономической и функциональной точки зрения. Кроме того, декоративные свойства могут быть даже большими, чем в традиционных решениях из-за увеличения вариаций форм и цвета, фактурного разнообразия, искусственных аналогов.
В новейший период появляются более смелые цветовые решения. Фактор технического прогресса предлагает новые технологические подходы, что влияет на цветовые поиски. На рубеже XX—XXI вв. в корне меняют архитектурную среду такие материалы, как железобетон, пластмасса, стеклопластик, хромированная сталь и другие нержавеющие металлы. Широко применяются металлопластиковые
окна и двери, мембранные покрытия, зеркальные и прозрачные витрины. В новых материалах проявились уже другие характеристики, позволившие проектантам в большей степени видоизменять пространство в соответствии со своим видением. Декоративные эффекты прозрачности, зеркальности, рефлективности и т.д. выступают средствами цветовой гармонизации. Технологические новинки предоставляют возможность дизайнерам и архитекторам создавать сложные композиции, формируют пространство для экспериментов. Вследствие этого появляются образные выражения, такие, как «Архитектура — искусство рамы» А. Гениса, «стеклянный дом» Ф. Джонсона, «лучезарный дом» Ле Корбюзье и т.д.
На восприятие цвета влияют сопутствующие условия. Во-первых, цвет в среде рассматривается в аспекте четырёх масштабов: города или района, улицы или площади, отдельного дома, детали. Во-вторых, стоит отметить и видовые аспекты восприятия: вид сбоку, с фронта, сверху, снизу. В-третьих, наличие естественного и искусственного освещения, а также падающая тень от окружающих объектов обусловливают различные варианты видения цвета. Сопутствующие условия необходимо учитывать при проектировании, поскольку они могут существенно изменить впечатление от выбранного цвета в среде, в отличие от того, каким он кажется сам по себе. Для городской среды два наиболее распространённых пространства — это улицы и площади. Цветовая гамма может влиять на их вид. Светлыми и нюансными тонами можно подчеркнуть целостность плоскости улицы. Когда цвет тротуара повторяется в решении фасадов или введён в горизонтальное членение зданий вдоль улицы посредством выделенных цветом полос, то создаётся эффект выразительности длины улицы. Ещё один приём композиционного манипулирования с помощью цвета состоит в том, что выразительность вертикальности фасадов осуществляется через вертикальное членение, путём контрастного решения зданий между собой. Соответствующий стратегический вариант выбирается в соответствии с конкретными потребностями, например, для подчёркивания направлений транспортных узлов, их перекрёстков или для выделения исторических памятников среди фоновой архитектуры12.
Рассмотрение данной темы актуально в наши дни для формулирования проблем, перспектив развития и рекомендаций по цветовому решению городской среды. Практика применения тех или иных цветов должна отталкиваться от функционального зонирования территории и целевого назначения объектов среды. В историческом центре целесообразно сохранять цветовую выразительность основных доминант и акцентов и формировать соответствующий им нейтральный фон архитектурного окружения с помощью нюансных цветовых сочетаний. В процессе колористического проектирования важно учитывать идею преемственности. В дизайне городской среды цветовые решения должны быть разнообразные, чтобы создавать интересную картину для зрительного восприятия. В очень древних городах и в крупных мегаполисах может быть полицентрическая структура, например, исторический, деловой, общественный центр и т.д. Тогда цветовая гамма районов города будет строиться на основе тех приёмов, которые лучше соответствуют символической направленности характерных центров.
На протяжении веков цветовая гамма городской среды испытывала эволюционные изменения. Согласно этому, цвет становится одним из аспектов истории. Для современного проектирования городской среды характерно усложнение проблемы слишком контрастных сочетаний цветовой палитры исторической застройки вместе с новейшими элементами городского окружения. В перспективе следует ожидать, что применение новых материалов и технологий изменит цветовые концепции и будет способствовать появлению новых качеств городской среды.
1 Печенюк Т. Кольорознавство. Київ.: Грані - Т, 2009. С. 18.
2 Дурняк Б., Батюк А. Розробка і дизайн рекламних видань: навчальний посібник. Львів: Українська академія друкарства, 2006. С. 13.
3 Ефимов А. Колористика города. М.: Стройиздат, 1990. С. 138.
4 Михайлов С., Кулеева Л. Основы дизайна: учебник для специальности «Дизайн архитектурной среды». Казань: Новое знание, 1999. С. 205-206.
5 Кайдановська О. Архітектурне кольорознавство: конспект лекцій для студентів інституту архітектури. Львів: Національного університету «Львівська Політехніка», 2010. С. 44—47.
6 Михайлов С., Кулеева JI. Основы дизайна... С. 200.
I Кайдановська О. Архітектурне кольорознавство... С. 70-71.
8 Moughtin С., Ос Т., Tiesdell S. Urban design: ornament and decoration // Architectural Press. 1999.
9 Михайлов С., Кулеева JI. Основы дизайна... С. 200.
10 Агостон Ж. Теория цвета и её применение в искусстве и дизайне. М.: Мир, 1982. С. 16.
II Кэлоэй С., Пауерс А. Элементы стиля: энциклопедия архитектурных деталей. М.: ООО «Магма», 2006. С. 549.
12 Moughtin С., Ос Т., Tiesdell S. Urban design: ornament and decoration.