Научная статья на тему 'Цивилизационный выбор России'

Цивилизационный выбор России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1818
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ СПЕЦИФИКА / ЦЕННОСТИ / КРЕЩЕНИЕ РУСИ / ПРАВОСЛАВИЕ / СОБОРНОСТЬ / CIVILIZATION / SPECIFIC CIVILIZATIONAL FEATURES / VALUES / SOBORNOST

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Воронина Г. Б., Казанцева Ю. М.

В статье в историческом ракурсе рассматриваются отдельные вопросы становления цивилизационной специфики современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Воронина Г. Б., Казанцева Ю. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVILIZATIONAL CHOICE OF RUSSIA

The article deals with some problems of forming specific civilizational features of modern Russia in the historical aspect.

Текст научной работы на тему «Цивилизационный выбор России»

УДК 304

Г. Б. Воронина, Ю. М. Казанцева

Воронина Г. Б., кандидат филологических наук, профессор, декан фак-та немецкого языка МГЛУ e-mail: [email protected]

Казанцева Ю. М., кандидат филологических наук, профессор, заведующая кафедрой грамматики и истории МГЛУ e-mail: [email protected]

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ВЫБОР РОССИИ

В статье в историческом ракурсе рассматриваются отдельные вопросы становления цивилизационной специфики современной России.

Ключевые слова: цивилизация; цивилизационная специфика; ценности; Крещение Руси; православие; соборность

G. B. Voronina, Ju. M. Kazantseva

Voronina G. B., Ph.D., Prof., Dean of the German Department e-mail: [email protected] Kazantseva Ju. M., Ph.D., Prof.,

Head of the Chair of German Grammar and History, MSLU e-mail: [email protected]

CIVILIZATIONAL CHOICE OF RUSSIA

The article deals with some problems of forming specific civilizational features of modern Russia in the historical aspect.

Key words: civilization; specific civilizational features; values; sobornost.

Один из научно-образовательных центров МГЛУ - «Духовно-нравственное образование на цивилизационном пространстве СНГ» -проводит фундаментальные и прикладные научные исследования в области гуманитарного знания, межкультурного и межконфессионального диалога государств - участников СНГ и ШОС, разрабатывает межконфессиональные параметры коммуникации, а также цивилиза-ционные параметры гуманитарного знания и межконфессионального диалога на основе цивилизационного подхода. В статье в конкретном историческом преломлении представлены некоторые аспекты становления русской цивилизации в связи с актуальными событиями гражданской и церковной истории.

2015 год в церковном календаре отмечен как год двух важнейших событий - 1000-летия со дня преставления св. Равноапостольного

Владимира Крестителя Руси и 1000-летия прославления первых русских святых, его сыновей Бориса и Глеба. Как представляется, данные события занимают важное место и в гражданской истории России, поскольку с этими именами связано формирование русской нации и централизованного Российского государства. Как отметил Президент РФ В. В. Путин в Послании Федеральному собранию от 04.12.2014 г., наряду с этнической близостью, языком и общими элементами материальной культуры, общей, хотя и не очерченной тогда устойчивыми границами территорией, нарождающейся совместной хозяйственной деятельностью и властью князя Владимира, крестившегося в Древней Корсуни (Херсонесе) и крестившему Русь, христианство явилось мощной духовной объединяющей силой, которая позволила включить в формирование единой русской нации и образование общей государственности самые разные по крови племена и племенные союзы всего обширного восточнославянского мира. В этой связи необходимо напомнить, что, по мнению многих ученых (А. Тойнби, С. Хантингтон, О. Шпенглер, Н. Я. Данилевский и др.), именно духовность и религиозность являются одним из важнейших аспектов цивилизации. Так, А. Тойнби включил, в частности, в список различных типов цивилизаций и Русскую, основой которой он назвал концепцию «Москва -Третий Рим» и непобедимую веру русских в высокое предназначение России. Он писал, что дифференциация западного и православного христианства породила два различных общества: западное и православное [12, с. 38].

В специальной литературе дается множество определений понятия «цивилизация». В монографии Ю. А. Сухарева «Глобализация и культура» приведены основные варианты значения термина «цивилизация», выделяемые на разных основаниях, в частности цивилизация определяется как тип общества с политической, экономической и социальными подсистемами; как город, городское сообщество; как современный тип общественного устройства, характерный для высокоразвитых стран Запада и других регионов, которые достигли высокого уровня технологического развития, в той или иной степени внедрили гражданские, политические, социальные и правовые институты, обеспечивающие эффективное развитие общества, поддержание его стабильности и автономности личности; цивилизация как хорошо организованное и гуманистически устроенное общество,

обеспечивающие основные права личности, в том числе право собственности, свободу совести и вероисповедания. К перечисленным определениям примыкает и понимание цивилизации как социокультурной общности, формируемой на основе универсальных ценностей, получающих выражение в религиозных системах, системах морали и права, искусстве [11, с. 80-81].

При более общем подходе цивилизация понимается как определенный тип духовности общества, его миросозерцания, который формируется под влиянием географических, природно-климатических условий, особенностей исторического развития, религиозных факторов, в основе которых лежат тысячелетние традиции и историческая инерция [11, с. 80-81].

Как видно из приведенного определения, основополагающей де-терминантой цивилизационной специфики являются ценности, представленные как эксплицитно, так и пронизывающие все компоненты цивилизационной специфики. Принято подразделять ценности на целевые и инструментальные. Целевые ценности обобщенно выражают важнейшие цели, идеалы, самоценные смысли жизни людей, такие как ценность человеческой жизни, семьи, межличностных отношений, свободы, труда и аналогичных им. В инструментальных ценностях выражены нормы, средства, качества людей, позволяющие им достигать те или иные цели, - такие качества как независимость, инициативность, авторитетность и т. п. [11, с. 51]. Наиболее существенной представляется классификация ценностей, опирающаяся на социокультурные основания через соотнесение с тем или иным типом цивилизации. В этом случае в статусно-иерархической структуре ценностного сознания выделяется ценностное ядро, доминирующее в общественном сознании и представляющее собой систему ценностей, интегрирующих общество или социальную общность, - ценности высшего статуса [11, с. 52]. Следовательно, такой подход вводит в круг важных характерологических особенностей цивилизации «нематериальные» субстанции: вероисповедание, нравственность, этос, менталитет и др. В этом контексте речь идет о базовых ценностях культурной идентичности, определяющих историю становления самих народов, их государств, самобытной культуры и научного знания.

Именно на основе традиционных ценностей, формирующих национальное религиозное мировоззрение, должны выделяться коренные

ценности, составляющие всенародный идеал. Отношение к добру и злу, к нравственным ценностям - главное отличие культур и цивилизаций, возрастающих на почве религиозной, вследствие чего не будет преувеличением определить религию как системообразующий фактор цивилизации.

Понимание религии как системообразующего фактора цивилизации представлено в трудах многих российских ученых (О. В. Золотарев, О. А. Платонов, П. А. Сорокин, С. Г. Киселев и др.). С. Г. Киселёв считает, например, что цивилизация - это культурно-историческая общность, объединенная присущими только ей религией, историей, этосом, ценностями, традициями, обрядами, менталитетом, образом жизни, нормами быта, даже костюмами и т. п. [цит. по: 3, с. 346].

Таким образом, основополагающей детерминантой цивилизацион-ной специфики являются ценности, представленные как эксплицитно, так и пронизывающие все компоненты цивилизационной специфики: природная среда (специфика систем жизнеобеспечения; механизмы воспроизводства народа) - религия (специфическая иерархия ценностных компонентов; специфика значимости ценностей для цивилизации; специфические формы воплощения ценностей; цивилизационно-средовые вызовы и угрозы) - менталитет (национальные образы мира; цивилизационное самосознание; самоидентификация) [1].

Следует подчеркнуть, что цивилизационно обусловленные ценности - это традиционные ценности, восходящие к духовному стержню цивилизации. Как отмечает Н. И. Пименов, менталитет большинства российских граждан отличается как от представителей западных сообществ, так и от представителей восточных цивилизаций. Человек с российским менталитетом в большей степени подвержен поиску смысла жизни в более общих жизненных категориях, чем частная выгода или индивидуальная польза. В данном случае можно сказать, что менталитет русского человека ближе к религиозному ощущению веры, а поведение определяется ощущением связи с категориями более общими, чем частная жизнь, личная выгода, рационализм, практичность. Очевидно, что такое отношение к жизни было предопределено влиянием православия [6].

Возвращаясь к истокам русской цивилизации, необходимо напомнить, что Крещению Руси предшествовал длительный и сложный период постепенного распространения христианства среди племен, издавна поселившихся на обширных пространствах нашей Родины. Эпоха

первоначального распространения христианства занимала хронологически целое тысячелетие и послужила прочным основанием для образования в Х в. Русской Православной Церкви [8, с. 4]. В исторической литературе, в частности, содержатся сведения о сношениях между Константинополем и Киевом со временен Аскольда и Дира, а также о том, что, согласно Византийским известиям, Россия того времени считалась шестидесятым Архиепископством в списке Епархий, зависевших от Главы Константинопольского Духовенства» [4, с. 103-104].

Как отмечает Е. И. Смирнов в своем обширном труде «История христианской Церкви», утверждение христианства на Руси совершалось во время отпадения Западной Церкви от союза с Восточной, и христианская вера была принята в форме нетронутого римскими нововведениями православия. События того времени Е. И. Смирнов описывает следующим образом: «К концу Х в. христианство в Киеве получило уже такую силу, что язычество заметно стало колебаться, и со стороны представителей его потребовались особые усилия к его поддержанию. Владимир Святой, будучи язычником, истощил все средства к поддержанию склонявшегося к падению язычества; наконец, и он, сознав его несостоятельность, решил со всем своим народом переменить веру. Отправлено было в разные страны (978 г.) посольство для испытания разных вер в местах их господства. Посольство по возвращении донесло, что из всех вер, испытанных им, самая лучшая есть вера греческая, т. е. православное восточное христианство» [9, с. 423].

Н. М. Карамзин повествует о результатах посольства, опираясь на летопись Нестора: «Послы видели в стране Болгаров храмы скудные, лица печальные; в земле Немецких католиков богослужение с обрядами, но, по словам летописи, без всякого величия и красоты; наконец прибыли в Константинополь. ... Великолепие храма, присутствие всего знаменитого Духовенства Греческого, богатые одежды служебные, убранство алтарей, красота живописи, благоухание фимиама, сладостное пение Клироса, безмолвие народа, священная важность и таинственность обрядов изумили россиян; им казалось, что сам Всевышний обитает в сем храме и непосредственно с людьми соединяется» [4, с. 152]. По возвращении в Киев послы свое повествование заключили словами: «Всякой человек, вкусив сладкое, имеет уже отвращение от горького; так и мы, узнав Веру Греков, не хотим иной» [4, с. 152]. Тогда Владимир и его приближенные, припомнив еще, что веру греческую содержала св. Ольга, решили принять православное

христианство из Греции. В 988 г. в Корсуни (Херсонесе) Владимир, вместе с рукой греческой царевны Анны, получил крещение от греческого епископа; за ним крестились и некоторые из его дружинников. По возвращении в Киев он ревностно взялся за устроение Православной Церкви по всей русской земле: окрестил своих сыновей и народ киевский; отправил с проповедью евангелия епископов и священников в дальние и ближние от Киева места; основал в некоторых городах епископии (в Новгороде, Ростове и др.), а в Киеве - митрополию; обеспечил содержанием духовенство; завел в Киеве училище для воспитания в духе христианства детей знаменитых людей; строил церкви по городам и селениям и т. п. [9, с. 423]. Все последующие события подтвердили нерушимость цивилизационного выбора Древней Руси. Известно, что к св. князю Владимиру, впоследствии нареченному Равноапостольным, два раза безуспешно являлись папские легаты с целью отклонить Русскую Церковь от Восточной [9, с. 424].

Обращает на себя внимание тот факт, что православная вера уже принималась в духе соборности. Игумен Иоанн Экономцев в этой связи особо отмечает, что мы унаследовали от Византии не только глубокий интерес к человеческой личности, но и великий принцип соборности, оказавшийся столь созвучным с укладом жизни и нравственными понятиями славян, что оказалось столь благотворным для последующего развития русской культуры [14, с. 18].

Примечательна диаметрально противоположная оценка духа русской соборности в отечественной и зарубежной традиции. Л. Е. Шапошников справедливо указывает на то обстоятельство, что в западной науке приоритет соборных начал в православном понимании роли личности в общественном развитии привел к весьма распространенному утверждению, что «русский народ - народ рабов, безропотно покоряющийся власти» [13, с. 7]. В цитируемом историко-философском труде «Философия соборности» Л. Е. Шапошников предлагает целостный взгляд на русскую соборность, на непреходящее значение ее установок для духовной и социальной жизни, последовательно излагая концепции соборности у А. С. Хомякова, В. С. Соловьева, С. Н. Трубецкого, В. В. Розанова, Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, П. А. Флоренского, В. И. Иванова. Уже одно перечисление столь значимых имен указывает на центральную роль духа соборности в формировании цивилизационной специфики России.

Вслед за В. О. Ключевским, Л. Е. Шапошников видит истоки формирования соборных начал не только в особенностях восточного христианства, но и в исторических и хозяйственных причинах: хозяйственной практике русского крестьянства, зависимости народного хозяйства прежде всего от неблагоприятных климатических условий, «трудных земель», требовавших объединения усилий крестьян, их взаимопомощи как в хозяйственной жизни, так и в защите от внешних врагов [13, с. 6]. При этом подчеркивается, что статус важнейшей черты отечественной духовной традиции ей дала Церковь, поскольку соборность является одной из ее характеристик, включенных в православный символ веры [13, с. 4]. Автор подчеркивает, что слово «соборный» дает не географическое или этнографическое определение Церкви, а обращается к ее сущности, к «самому исповеданию веры». А поскольку вера предопределяет не только жизнь религиозную, но и активность человека в целом, постольку и соборность проявляется в «многообразии человеческих дел». Представляется целесообразным особенно выделить следующий тезис, приводимый Л. Е. Шапошниковым: «Основополагающим принципом соборности является органическое сочетание единичного и общего, единого и разнообразного, она есть "единство во множестве". Соборное единство предполагает принятие людьми, в него входящими, общих высших ценностей, при сохранении неповторимых черт каждого отдельного человека. Соборность выступает как против индивидуализма, разрушающего человеческую солидарность, так и против светского коллективизма, нивелирующего личность, - она синтезирует эти феномены, включая в себя их лучшие качества и преодолевая недостатки» [13, с. 4].

Обращаясь к современной истории России, священник В. Соколов отмечает: «Мы изучали историю и верили, что она движима . объективными законами политической борьбы классов, смены формаций, развития и угасания цивилизаций, государств и религий. Однако в центре истории всегда стоит человек, а он обращен в бесконечность - и потому его жизнь не объясняется исключительно историей и ее законами, - он, хотя и живет в истории, но как бы выходит за ее рамки. Поэтому история - есть прежде всего история становления личности [10, с. 28].

По мнению российских исследователей, с распадом биполярной системы мирового устройства и начинающегося ее переустройства, основным фактором, определяющим ход мировых процессов в целом,

являются столкновения различных культурных и цивилизационных систем. В этой связи особую актуальность приобретают проблемы цивилизационной самоидентификации государств, народов и отдельных личностей. Именно это обстоятельство побудило авторов настоящей статьи вспомнить о выдающейся роли св. Равноапостольного князя Владимира в становлении цивилизационных основ России.

На пленарном заседании XVIII Всемирного русского народного собора 11 ноября 2014 г. в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве, посвященном теме «Единство истории, единство народа, единство России», глава Всемирного русского народного собора Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, обратившийся к участникам и гостям форума со вступительным словом, отметил: «В любые времена, несмотря на все реформы, революции, контрреволюции, Россия сохраняла свою цивилизационную основу. Менялись модели государственного устройства, титулы правителей, привычки правящих классов, но русское общество, русские люди сохраняли свою национальную идентичность. Любовь к Родине, чувство братства и чувство долга, готовность положить "душу свою за други своя" одинаково характерны для героев Куликова поля, Бородина и Сталинграда. Эти же свойства национального характера отличают большинство русских людей сегодня. Именно благодаря этим свойствам, как писал социолог Питирим Сорокин, «русская нация смогла защитить себя, свою независимость, свободу и другие великие ценности» [5].

Неразрывность истории современной России подтверждает Новейшая история нашего государства. Президент Российской Федерации В. В. Путин, говоря о значении возвращения Крыма «в родную гавань», напомнил, что именно в Крыму находятся духовные истоки формирования многоликой, но монолитной русской нации и централизованного Российского государства. Ведь именно здесь, в Крыму, в древнем Херсонесе, или, как называли его русские летописцы, Корсуни, принял Крещение князь Владимир, а затем крестил всю Русь. ... И именно на этой духовной почве наши предки впервые и навсегда осознали себя единым народом. И это дает нам все основания полагать, что для России Крым, древняя Корсунь, Херсонес, Севастополь имеют огромное цивилизационное и сакральное значение. Так же, как Храмовая гора в Иерусалиме для тех, кто исповедует ислам или иудаизм. Именно так мы и будем к этому относиться отныне и навсегда [7].

Уместно привести несколько высказываний О. Н. Забегайло, автора исследования «Духовное понимание истории», касающихся роли православия в русской духовной традиции и ее влияния на государственную и общественную жизнь: «Вся Российская земля - наследие наших предков», в состав Российской империи вошли представители многих этносов и соответствующих культур: собственно русские (малороссы, великороссы, белорусы); прибалтийцы; народы романской группы, картвельской, северокавказской, тюркской, поволжской, угрофин-ской, коренных народов Севера, сибирской, маньжурской, сибирско-буддистской, кочевнической, потомки древнейших государств мира (армяне Урарту и таджики Парфянского государства) [2, с. 199].

И современная Россия - уникальная общность людей различных национальностей, принадлежащих к различным культурам и религиозным конфессиям и объединенных общностью исторически длительного совместного проживания, которая включает использование единого образа жизни, норм поведения, системы ценностей и использование одного языка - русского. Россия имеет право называться самостоятельной «российской цивилизацией» по нескольким причинам. Это многонациональная, поликонфессиональная, расположенная в различных регионах, населенная носителями различных взглядов и ценностей, но очень целостная древняя цивилизация. Это - самостоятельная евразийская культура-цивилизация, своеобразная и уникальная. Это цивилизация многих равноправных и одинаково уважаемых народов. В ней тесно переплелись элементы разных культур, встретились и органично переплелись разные цивилизационные потоки. Таким образом, образовался синкретизм между христианско-православным ядром и органично вплетенными другими религиями - исламом, буддизмом, иудаизмом. Представители множества народов и народностей - россияне, имеют двойную идентичность, т. е. они ощущают себя одновременно и как граждане многонационального государства, и как представители определенного народа, определенной религии. И в заключение следует, вслед за О. Н. Забегайло, подчеркнуть, что «именно православная вера создала величайшую по своим размерам державную Российскую империю. Именно православная духовность является державным гарантом религиозной самобытности и безопасности и для современных российских мусульман, и для российских иудеев, и для российских буддистов [2, с. 199]. На этом естественным образом тысячелетие

формировалась наша государственность. Россия, как образно выразился философ Константин Леонтьев в труде «Византизм и славянство», всегда развивалась как «цветущая сложность», как государство-цивилизация, скрепленная русским народом, русским языком, русской культурой, Русской Православной Церковью и другими традиционными религиями России. Именно из модели государства-цивилизации вытекают особенности нашего государственного устройства. Оно всегда стремилось гибко учитывать национальную, религиозную специфику тех или иных территорий, обеспечивая многообразие в единстве.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Багдасарян В. Э. Религиозное измерение ценностных портретов цивилизаций. - М., 2010 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://rusrand. ru/docconf/religioznoe-izmerenie-tsennostnyh-portretov-tsivilizatsij

2. Забегайло О. Н. Духовное понимание истории. - М. : Русский центр, 2006. - 656 с.

3. Забегайло О. Н. Основные концепции истории мироздания // История мироздания в свете православного вероучения и научных фактов. -Кн. 3. - М. : Серебряные нити, 2008. - 632 с.

4. Карамзин Н. М. История государства Российского. - Т. I—II. - М. : Книжный сад, 1993. - 366 с.

5. Патриарх Кирилл. Выступление Патриарха Кирилла на XVIII Всемирном русском народном соборе 11 ноября 2014 г. // Официальный сайт РПЦ [Электронный ресурс ]. - Режим доступа : patriarchia.ru

6. Пименов Н. И. Истоки западной цивилизации. Причины и следствия. Магнитогорск, 2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// samlib.ra/p/pimenow_n_i/istokiec.shtml

7. Путин В. В. Послание Федеральному собранию от 04.12.2014 // Официальный сайт Президента России [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.kremlin.ru

8. Русская Православная Церковь 988-1989. Очерки истории I-XIX вв. -Выпуск первый. - Киев : Изд-во им. святителя Льва, Папы Римского. 2008. - 112 с.

9. Смирнов Е. И. История христианской Церкви. - М. : Храм святых бессре-бренников и чудотворцев Косьмы и Дамиана на Маросейке, 2007. - 726 с.

10. Соколов В. П. Мистика или духовность? Ериси против христианства. -М. : Даниловский благовестник, 2012. - 558 с.

11. Сухарев Ю. А. Глобализация и культура. - М. : Высшая школа, 1999. -158 с.

12. Тойнби А. Постижение истории. Библиотека истории и культуры. - М. : Айрис-Пресс, 2010. - 640 с.

13. Шапошников Л. Е. Философия соборности. Очерки русского самосознания. - СПб. : Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1996 . - 199 с.

14. Игумен Экономцев Иоанн. Православие Византия Россия : сб. ст. - М. : Христианская литература, 1992. - 238 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.