Научная статья на тему 'Цивилизационный транзит и постколониальность'

Цивилизационный транзит и постколониальность Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
транзит / цивилизация / христианство / постколониальность / секуляризм / теология / transit / civilization / Christianity / post-colonialism / secularism / theology

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Следзевский Игорь Васильевич, Неклесса Александр Иванович, Хайруллин Тимур Радикович

В основу работы положены материалы цикла научных мероприятий, проведенных в 2022 г. Центром цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН и Комиссией по социальным и культурным проблемам глобализации научного совета «История мировой культуры» при Президиуме РАН на тему постколониальности и цивилизационного транзита. В них приняли участие представители ведущих научных и образовательных центров России. При всей острой актуальности темы конференции проблематика выступлений на ней вышла за рамки указанных вопросов и приобрела междисциплинарный характер. Многообразие изложенных точек зрения представлено в предлагаемой вниманию читателей статье краткими тезисами выступлений участников конференции. Авторы же резюмируют основные результаты проведенного обмена мнениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Следзевский Игорь Васильевич, Неклесса Александр Иванович, Хайруллин Тимур Радикович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Civilizational Transit and Post-Coloniality

The work is the result of the scientific events held on March 23, May 11 and September 21, 2020 by the Center for Civilizational and Regional Studies of the Institute for African Studies of the Russian Academy of Sciences and the Commission on Socio-Cultural Issues of Globalization of the Academic Council “History of the World Culture” under the Presidium of the Russian Academy of Sciences on the topic «Civilizational transit and Post-Coloniality». The problems debated in the course of the aforementioned scientific events went beyond the issues stated for discussion and were of an interdisciplinary nature. The problem of the forms and features of Christianity as one of the most important confessions of modern Africa received special attention at the conference. The problem of the clash of secular and religious trends in the civilizational development of post-colonial Africa turned out to be of no small importance. The work starts with an introduction, which reflects the topic, problems, purpose, as well as the issues stated for discussion. It is followed by the short theses of the conference participants, representatives of the leading scientific and educational centers of Russia. At the end of the work, a conclusion is given, which summarizes the main results of the conference.

Текст научной работы на тему «Цивилизационный транзит и постколониальность»

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ТРАНЗИТ И ПОСТКОЛОНИАЛЫЮСТЬ

О 2023 И.В. Следзевский, А.И. Неклесса, Т.Р. Хайруллин

СЛЕДЗЕВСКИЙ Игорь Васильевич, доктор исторических наук, заведующий Центром ци-вилизационных и региональных исследований, Институт Африки РАН. Российская Федерации, 123001, Москва, ул. Спиридоновка, 30/1, e-mail: igor25011904m@yandex.ru

НЕКЛЕССА Александр Иванович, руководитель группы «Север-Юг» Центра цивилизаци-онных и региональных исследований, Институт Африки РАН; председатель Комиссии по социокультурным проблемам глобализации; член бюро научного совета «История мировой культуры» при президиуме РАН. Российская Федерации, 123001, Москва, ул. Спиридоновка, 30/1, e-mail: neklessa@intelros.ru

ХАЙРУЛЛИН Тимур Радикович, кандидат политических наук, старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований, Институт Африки РАН. Российская Федерации, 123001, Москва, ул. Спиридоновка, 30/1, e-mail: jumglawl6@yandex.ru

Аннотация. В основу работы положены материалы цикла научных мероприятий, проведенных в 2022 г. Центром цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН и Комиссией по социальным и культурным проблемам глобализации научного совета «История мировой культуры» при Президиуме РАН на тему постколониальности и цивилизацион-ного транзита. В них приняли участие представители ведущих научных и образовательных центров России. При всей острой актуальности темы конференции проблематика выступлений на ней вышла за рамки указанных вопросов и приобрела междисциплинарный характер. Многообразие изложенных точек зрения представлено в предлагаемого вниманию читателей статье краткими тезисами выступлений участников конференции. Авторы же резюмируют основные результаты проведенного обмена мнениями.

Ключевые слова: транзит, цивилизация, христианство, постколониальность, секуляризм, теология.

DOI: 10.31132/2412-5717-2023-65-4-153-159

Центр цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН совместно с Комиссией по социальным и культурным проблемам глобализации научного совета «История мировой культуры» при Президиуме РАН провели 23 марта и 11 мая научный семинар, а 21 сентября 2022 г. научную конференцию. Все три мероприятия были посвящены теме «Идеи постколониальности в современных цивилизационных представлениях».

Актуальность, научная и практическая значимость указанных мероприятий определялись быстрым развитием с конца XX в. идейного течения постколониальности (в иной версии - деколониальности), понимаемого как пересмотр и переоценку колониальной истории и ее наследия с позиций бывших покоренных народов, и шире - как деколонизацию социального и гуманитарного знания. Получившее развитие в конце XX в., это течение превратилось к настоящему времени во влиятельное направление общественной и научной мысли, объединяемое научным и идеологическим противостоянием европоцентристским подходам к истории, критикой в целом европоцентрист-

ской парадигмы модерности и ее долговременных колониальных позиций. Дискурс и парадигма постколониальности сегодня включают в себя множество связанных с постколониальным подходом теоретических направлений в философии, социологии, социальной психологии, политологии, тендерных и религиозных исследованиях, сравнительной культурологии, социально-экономической географии.

Постколониальная теория - это совокупность идей, в первую очередь связанных с объяснением политических, этических, экономических, исторических и социальных последствий европейского колониального правления во всем мире. Эта теория имеет множество видов и подвидов, основанных на фундаментальном понимании того, что современный мир является итогом довольно продолжительной истории империализма и колониального правления. Так называемые «европейская философия», «европейская литература» или «европейская история» отражают существенное влияние европейской политики по отношению к угнетенным колониям. В связи с этим можно сказать, что бывший колонизированный мир находится в «забытом центре» глобальной современности. Приставка «пост» в словосочетании «ПОСТколониальная теория» не указывает на то, что колониализм закончился. Скорее большая часть постколониальной теории связана с затянувшимися формами колониальной власти после формального распада империй. Другие формы постколониальной теории открыто пытаются представить мир после колониализма, но такой, который еще не наступил. Несмотря на наличие определенных недостатков, постколониальная теория остается одной из ключевых форм критического гуманистического исследования как в академических кругах, так и в ми-ре[1;2].

Постколониализм объединяет глубокую озабоченность историями колониализма и империализма, тем, как они переносятся в настоящее, и тем, какое значение для нашего понимания международных отношений имеют неравенство и угнетение, присущие расовым, классовым и тендерным отношениям в глобальном масштабе. Обращая пристальное внимание на то, как эти аспекты глобального мира проявляются в конкретных контекстах, постколониализм дает нам важное альтернативное концептуальное понимание того, какой набор теоретических инструментов необходим для раскрытия сложностей этого мира.

Тематика постколониальности современной истории Африки столь же обширна, как и сам континент. Каждый африканский регион и страна пережили колонизацию, подъем национализма и на сегодняшний день сталкиваются с очередными вызовами межрелигиозного взаимодействия в условиях нарастающей политической, социальной и культурной нестабильности. Тем не менее, изучение отдельных религиозных процессов и факторов культурно-цивилизационного развития помогает определить и раскрыть множество актуальных проблем постколониальной Африки [3; 4; 5; 6].

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ТРАНЗИТ СОВРЕМЕННОГО МИРА: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ

23 марта 2022 г. состоялся семинар Центра цивилизационных и региональных исследований «Цивилизационный транзит современного мира: концептуальные подходы». Программа научного семинара состояла из двух основных докладов и последующего их обсуждения. Семинар открыл доклад заведующего Центром цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН, профессора И.В. Следзевского на тему «Понятие цивилизационного транзита в культурно-историческом знании». Доклад был посвящен идентификации и номинации переходных периодов в истории и теории цивилизаций. Рассматривась проблема понимания и категоризации в этой тео-

рии исторической переходности в контексте эволюции представлений о сущности и значении переходных периодов истории и формирования нового направления культурно- исторического знания - транзитологии [7; 8; 9].

Доклад руководителя группы «Север-Юг» Центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН, председателя Комиссии по социокультурным проблемам глобализации, члена бюро научного совета «История мировой культуры» при Президиуме РАН А.И. Неклессы был посвящен теме эволюции истории: маршрутам и протоколам транзита [10]. Одним из важных выводов докладчика стал тезис о том, что цивилизационный транзит совершается, когда сложная и подвижная природа обитаемой вселенной в своей динамике вызывает критическое возмущение, происходит хаотизация прежней и становление новой организации как результат суммы проб и ошибок с неясным прогнозом [11].

Доклады И.В. Следзевского и А.И. Неклессы вызвали большой интерес среди присутствующих, которые обсудили отдельные аспекты в ходе дискуссии.

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ТРАНЗИТ СОВРЕМЕННОГО МИРА: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ

11 мая 2022 г. состоялся научный семинар Центра цивилизационных и региональных исследований «Цивилизационный транзит современного мира: концептуальные подходы». Программа семинара состояла из основного доклада А.И. Неклессы на тему «Цивилизационный транзит: колониальные империи, объединенные нации, федеративные конструкции». Докладчик исходил из тезиса, что Ойкумена - эволюционирующий организм, антропологическая и пространственная структура, в своем развитии переживающая ментальные, социо-культурные и материальные транзиты [12].

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ТРАНЗИТ СОВРЕМЕННОГО МИРА: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ

21 сентября 2022 г. Центр цивилизационных и региональных исследований в очном формате провел научную конференцию под названием «Цивилизационный транзит современного мира: концептуальные подходы».

Программа конференции состояла из трех рабочих заседаний. Открыл конференцию И.В. Следзевский. На первом рабочем заседании эксперты А.И. Неклесса, А.Г. Су-лейманян, С.Ю. Малков, С.П. Митрахович, М.В. Хорольская выступили с докладами на тему цивилизационного транзита и постколониальности в философском, экономическом и страновом разрезе, нового миропорядка, результатах российского доклада Римскому клубу.

А.И. Неклесса в докладе на тему «Борьба за будущее: линии горизонта» выделил некоторые черты имперской организации власти - суверенитет без демократии, территориальная (а не гражданская) доминанта, социальная иерархия, унаследованный авторитарный этатизм, приватизирующий государственную машину («государство-корпорация»).

Независимый эксперт А.Г. Сулейманян в докладе «Новый миропорядок: Рим, Вавилон или неотрайбализм» указал на необходимость учитывать уникальные условия современного мира - «изоляция в условиях глобализации». Продолжительность этого периода неизвестна, и поэтому прогноз может носить только эвристический характер.

Профессор МГУ им. М.В. Ломоносова С.Ю. Малков в докладе «Современная эпоха перемен и цивилизационный транзит (о российском докладе Римскому клубу)»

на основе статистических данных и результатов моделирования пришел к следующим критически важным выводам: наступление периода экзистенциальных угроз; переход мира на принципиально новую фазу исторического развития; борьба новых мировых проектов; беспрецедентное давление на Россию и восстановление цивилизационной субъектности России.

Научный сотрудник Финансового университета при Правительстве РФ С.П. Митра-хович в докладе о постколониальном дискурсе и навязывании политики участия в экономических санкциях акцентировал внимание на том, что формирование нового мирового порядка в западном исполнении требует максимальной вовлеченности в экономические процессы, а также предполагает наложение санкций против тех, кто отказывается исполнять данные требования.

Доклад научного сотрудника ИМЭМО РАН М.В. Хорольской был посвящен локальному примеру постколониальности в восточной Германии - проблеме ассимиляции отдельных категорий граждан после объединения ФРГ и ГДР.

На втором рабочем заседании эксперты А.Н. Мосейко, Е.В. Харитонова, И.В. Пономарев, Т.Р. Хайруллин подняли проблемы культурных и идеологических процессов в постколониальном Арабском мире. Так, старший научный сотрудник Института Африки РАН А.Н. Мосейко выступила с докладом, посвященном роли марксизма в Африке и постколониальным проблемам африканского развития. Линия повествования А.Н. Мосейко была продолжена старшим научным сотрудником Института Африки РАН Е.В. Харитоновой, которая обратила внимание на фактор протестной идентичности в процессе деколонизации. Старший научный сотрудник Института Африки РАН И.В. Пономарев выступил с анализом фактора колониальной ментальности в постколониальную эпоху. Старший научный сотрудник Института Африки РАН Т.Р. Хайруллин акцентировал внимание слушателей на особенностях процесса деколонизации в Арабском мире. По мнению докладчика, идеология традиционно играет значимую роль в выстраивании государственной политики как внешней, так и внутренней в рассматриваемом регионе.

На третьем заседании эксперты Д.С. Крылов, И.В. Кудряшова, А.Ю. Шипилов, А.Ю. Сиим (Москвитина), В.Н. Семенова обсудили экономические, культурно-религиозные и политические аспекты постколониальности в страновом и региональном измерениях. В частности, научный сотрудник ИНИОН РАН Д.С. Крылов раскрыл особенности постколониальной политики США на Ближнем Востоке на современном этапе. Вопрос влияния интеллектуальной традиции на деколонизационные процессы в Сьерра-Леоне был поднят научным сотрудником Института всеобщей истории РАН А.Ю. Шипиловым. Старший научный сотрудник МГИМО МИД РФ И.В. Кудряшова привлеклала внимание слушателей к понятийному аппарату политологии в изучении процессов развития стран Арабского Востока. Немаловажное значение имел доклад научных сотрудников Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) А.Ю. Сиим (Москвитиной) и В.Н. Семеновой, посвященный колониальной политике роялизма в англофонной Африке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог обзора трех научных мероприятий, посвященных проблеме постколониальности и цивилизационного транзита, необходимо остановиться на ряде ключевых выводов и проблемных точек. В частности, продолжаются дискуссии относительно дефиниций «постколониальность», «деколонизация» и «колонизация», а также их роли и места в политическом, экономическом, социокультурном и других измерениях. Сохра-

няется дискурс о степени влияния колониального наследия на отдельные страны и регионы Африки. Понимание процессов деколонизации неразрывно связано с мировоззрением, господствующей идеологией и религией рассматриваемого региона. На Африканском континенте в мировоззренческом отношении это в первую очередь взаимодействие архаики с современными представлениями о добре и зле, правильном и неправильном и т.д. С точки зрения идеологии в Африке до сих пор можно встретить полный спектр идейно-политических течений от марксизма до неомодернизма. В религиозном отношении наблюдается столкновение двух мировых религий - христианства и ислама, чьи адепты, опираясь на мировоззренческие и идеологические концепты, пытаются продвигать собственные интеграционные проекты. Многочисленные противоречия на той или иной почве существенно тормозят общественно-политическое и социально-экономическое развитие континента.

Особую проработку на конференции получил цивилизационный подход в рамках понимания постколониальной действительности, который, по мнению докладчиков, приобрел многомерный, мультиперспективный характер. Заслуживает внимания раскрытие особенностей постколониального развития на примере отдельных стран Африки.

ИСТОЧНИКИ

1. Следзевский И.В., Неклесса А.И., Хайруллин Т.Р. Идея постколониальности в современных цивилизационных представлениях. Системный мониторинг глобальных н региональных рисков. 2022, т. 13, с. 500-543. DOI: 10.30884/978-5-7057-6184-5 14

2. Хайруллин Т.Р. Роль идеологии в формировании постколониальной эпохи в Арабском мире. Ученые записки Института Африки РАН. 2022, № 2 (59), с. 49-56. DOI: 10.31132/24125717-2022-59-2-49-56.

3. Следзевский И.В., Хайруллин Т.Р. Роль христианства и ислама в цивилизационном развитии современной Африки. Ученые записки Института Африки РАН. 2021, № 3 (56), с. 96119. DOI: 10.31132/2412-5717-2021-56-3-96-119

4. Хайруллин Т.Р. Современный исламизм в Арабском мире. М., Ленанд, 2022. 224 с.

5. Ahluwalia P. Politics and Post-Colonial Theory. African Inflections. London, Routledge, 2000. 176 p.

6. Ashcroft B. Globalism, postcolonialism, and African Studies. A Companion to Racial and Ethnie Studies. 2008, p. 511-520. DOI: 10.111 l/b.9780631206163.2002.00043

7. Байбакова Jl.В., Некрасова Т.А., Рогулев Ю.Н. Границы и перспективы применения транзи-тологии в исторических исследованиях. Вестник Московского университета. Серия 8. История. 2015, № 3, с. 93-118.

8. Ионов И.Н. Теория цивилизаций и эволюция научного знания. Общественные науки и современность. 1997, №6, с. 128-134.

9. Кузнецов И.И. Парадигма транзитологии (плюсы и минусы объяснительной модели переходного периода). Общественные науки и современность. 2000, № 5, с. 46-51.

10. Неклесса А.И. Непрерывный плебисцит. Генетика гражданского общества. Полис. Политические исследования. 2013, № 2, с. 24-39.

11. Неклесса А.И. Мускулы войны и нервы мира: гибридная метаморфоза. Методологические и прогностические аспекты постсовременного общежития. Полис. Политические исследования. 2019, № 4, с. 149-164. DOI: 10.17976/jpps/2019.04.11

12. Неклесса А.И. Цивилизация как процесс: мультиплицированные субъекты Постмодерна. Полис. Политические исследования. 2021, № 5, с. 39-55. DOI: 10.17976/jpps/2021.05.04

CIVILIZATIONAL TRANSIT AND POST-COLONIALITY © 2023 Igor Sledzevskii, Aleksandr Neklessa, Timur Khayrullin

SLEDZEVSKII Igor V., Dr.Sc. (History) Professor, Head of Center of Civilizational and Regional Studies, Institute for African Studies, Russian Academy of Sciences, Russian Federation, 123001, Moscow, Spiridonovka Str., 30/1, e-mail: igor25011904m@yandex.ru

NEKLESSA Aleksandr I., Head of the "North-South" Group at the Center for Civilizational and Regional Studies, Institute for African Studies; Chair of the Commission on Socio-Cultural Issues of Globalization, Member of the Academic Council "History of the World Culture" at the Presidium of the Russian Academy of Sciences, Russian Federation, 123001, Moscow, Spiridonovka Str., 30/1, email: neklessa@intelros.ru

KHAYRULLIN Timur R., PhD (Political Science), Senior Research Fellow, Center for Civilizational and Regional Studies, Institute for African Studies, Russian Academy of Sciences, Russian Federation, 123001, Moscow, Spiridonovka Str., 30/1, e-mail: jumglawl6@yandex.ru

Abstract. The work is the result of the scientific events held on March 23, May 11 and September 21, 2020 by the Center for Civilizational and Regional Studies of the Institute for African Studies of the Russian Academy of Sciences and the Commission on Socio-Cultural Issues of Globalization of the Academic Council "History> of the World Culture " under the Presidium of the Russian Academy of Sciences on the topic «Civilizational transit and Post-Coloniality». The problems debated in the course of the aforementioned scientific events went beyond the issues stated for discussion and were of an interdisciplinary nature. The problem of the forms and features of Christianity as one of the most important confessions of modern A frica received special attention at the conference. The problem of the clash of secular and religious trends in the civilizational development of post-colonial Africa turned out to be of no small importance.

The work starts with an introduction, which reflects the topic, problems, purpose, as well as the issues stated for discussion. It is followed by the short theses of the conference participants, representatives of the leading scientific and educational centers of Russia. At the end of the work, a conclusion is given, which summarizes the main results of the conference.

Keywords: transit, civilization, Christianity, post-colonialism, secularism, theology

DOI: 10.31132/2412-5717-2023-65-4-153-159

REFERENCES

Ahluwalia P. Politics and Post-Colonial Theory. A frican Inflections. L. Routledge, 2000. 176 p.

Ashcroft B. Globalism, postcolonialism, and African Studies. A Companion to Racial and Ethnic Studies. 2008, pp. 511-520. DOI: 10.111 l/b~9780631206163.2002.00043.x

Bajbakova L.V., Nekrasova T.A., Rogulev Yu.N. Limits and prospects for the use of transitology in historical research (In Russian). Bulletin of Moscow University. Series 8. History. 2015. № 3, pp.93-118.

Hajrullin T.R. The role of ideology in the formation of the post-colonial era in the Arab world (In Russian). Journal of the Institute for African Studies. 2022. № 2 (59), pp. 49-56. DOI: 10.31132/ 2412-5717-2022-59-2-49-56

Hajrullin T.R. Modern Islamism in the Modern World (In Russian). Moscow. Lenand, 2022. 224 p.

Ionov I.N. The theory of civilizations and the evolution of scientific knowledge (In Russian). Social-Sciences and Contemporary World. 1997. № 6, pp. 128-134.

Kuznecov I.I. The paradigm of transitology (pluses and minuses of the explanatory model of the transitional period) (In Russian). Social Sciences and Contemporary World. 2000. № 5, pp. 46-51. Neklessa A.I. Civilization as a Process: Multiplied Subjects of the Postmodern (In Russian). Polis.

Political Studies. 2021. № 5, pp. 39-55. DOI: 10.17976/jpps/2021.05.04 Neklessa A.I. Muscles of War and Nerves of Peace: A Hybrid Metamorphosis. Methodological and prognostic aspects of the post-modern hostel (In Russian). Polis. Political Studies. 2019. № 4, pp. 149-164. DOI: 10.17976/jpps/2019.04.11 Neklessa A.I. Continuous plebiscite. Genetics of civil society (In Russian). Polis. Political Studies. 2013. №2, pp. 24-39.

Sledzevskij I.V., Hajrullin T.R. The role of Christianity and Islam in the civilizational development of modern Africa (In Russian). Journal of the Institute for African Studies. 2021. № 3 (56), pp. 96119. DOI: 10.31132/2412-5717-2021-56-3-96-119 Sledzevskij I.V., Neklessa A.I., Hajrullin T.R. The idea of post-coloniality in modern civilizational ideas (In Russian). System Monitoring of Global and Regional Risks. 2022. Vol. 13, pp. 500-543. DOI: 10.30884/978-5-7057-6184-5 14 '

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.