Научная статья на тему 'ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ СТАТУС КАВКАЗА: ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ'

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ СТАТУС КАВКАЗА: ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
73
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИВИЛИЗАЦИЯ / КАВКАЗСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ЭТНОС / ЭТНИЧЕСКИЕ КОНСТАНТЫ / ПОЛИЦЕНТРИЧНОСТЬ / СУБЪЕКТИВНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / МЕНТАЛИТЕТ / ЛОКАЛИТЕТ / ГЛОБАЛИТЕТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Саенкова Елена Петровна

Актуальность цивилизационного подхода к рассмотрению Кавказа обусловлена необходимостью его изучения как субъекта, способного противодействовать процессам энтропии, обеспечивающего защиту от инноваций, угрожающих целостной идентичности этносов. Отдельная группа ученых, высоко оценивая многовековое уникальное культурное наследие кавказских народов, приходит к выводу, что Кавказ - это, прежде всего, контактная зона между Западом и Востоком, а не самостоятельный цивилизационный феномен. Эта позиция нашла свое закрепление в работах Л. Н. Гумилѐва, В. В. Черноуса и др. Вторая группа ученых высказывает мнение, что возникновению и развитию самобытной кавказской цивилизации послужило взаимодействие и взаимопроникновение этносов. Несмотря на различия народов Кавказа им свойственно значительное сходство историко-культурных признаков, позволяющих рассматривать Кавказ как самостоятельную уникальную Цивилизацию. Данной позиции придерживаются такие исследователи, как Р. Г. Абдулатипов, Б. Х. Бгажноков, В. Е. Давидович, К. Ф. Дзамихов, Т. У. Кцоева, А. А. Магомедов, Г. Х. Мамбетов, С. Х. Мафедзев, К. Х. Унежев, Д. Ю. Шапсугов и др. В статье рассмотрена аргументация авторов обоих подходов. Кроме того, в работе рассмотрены, применительно к Кавказской Цивилизации, основные элементы цивилизационной идентичности - менталитет, локалитет и глобалитет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CIVILIZATIONAL STATUS OF THE CAUCASUS: AN OVERVIEW OF MODERN APPROACHES

The relevance of the civilizational approach to the consideration of the Caucasus is due to the need to study it as a subject capable of countering the processes of entropy, providing protection from innovations that threaten the integral identity of ethnic groups. A separate group of scientists, highly appreciating the centuries-old unique cultural heritage of the Caucasian peoples, comes to the conclusion that the Caucasus is, first of all, a contact zone between the West and the East, and not an independent civilizational phenomenon. This position has found its consolidation in the works of L. N. Gumilyov, V. V. Chernous and others. The second group of scientists expresses the opinion that the interaction and interpenetration of ethnic groups served to the emergence and development of the distinctive Caucasian civilization. Despite the differences of the peoples of the Caucasus, they are characterized by a significant similarity of historical and cultural features that allow us to consider the Caucasus as a unique cultural and historical civilization. This position is held by such researchers as R. G. Abdulatipov, B. H. Bgazhnokov, V. E. Davidovich, K. F. Dzamikhov, T. U. Ktsoeva, A. A. Magomedov, G. H. Mambetov, S. H. Mafedzev, K. H. Unezhev, etc. The article considers the argumentation of the authors of both approaches. In addition, the main elements of civilizational identity - mentality, locality and globality - are considered in relation to the Caucasian Civilization.

Текст научной работы на тему «ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ СТАТУС КАВКАЗА: ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ»

Северо-Кавказский юридический вестник. 2022. № 2. С. 50-55 North Caucasus Legal Vestnik. 2022;(2):50-55

Проблемы теории и истории права и государства

Научная статья УДК 34.01

doi: 10.22394/2074-7306-2022-1-2-50-55

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ СТАТУС КАВКАЗА: ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ Елена Петровна Саенкова

Ростов-на-Дону, Россия, e.saenckova@yandex.ru

Аннотация. Актуальность цивилизационного подхода к рассмотрению Кавказа обусловлена необходимостью его изучения как субъекта, способного противодействовать процессам энтропии, обеспечивающего защиту от инноваций, угрожающих целостной идентичности этносов. Отдельная группа ученых, высоко оценивая многовековое уникальное культурное наследие кавказских народов, приходит к выводу, что Кавказ - это, прежде всего, контактная зона между Западом и Востоком, а не самостоятельный цивилизационный феномен. Эта позиция нашла свое закрепление в работах Л. Н. Гумилева, В. В. Черноуса и др. Вторая группа ученых высказывает мнение, что возникновению и развитию самобытной кавказской цивилизации послужило взаимодействие и взаимопроникновение этносов. Несмотря на различия народов Кавказа им свойственно значительное сходство историко-культурных признаков, позволяющих рассматривать Кавказ как самостоятельную уникальную Цивилизацию. Данной позиции придерживаются такие исследователи, как Р. Г. Абдулатипов, Б. Х. Бгажно-ков, В. Е. Давидович, К. Ф. Дзамихов, Т. У. Кцоева, А. А. Магомедов, Г. Х. Мамбетов, С. Х. Мафедзев, К. Х. Унежев, Д. Ю. Шапсугов и др. В статье рассмотрена аргументация авторов обоих подходов. Кроме того, в работе рассмотрены, применительно к Кавказской Цивилизации, основные элементы цивилизационной идентичности - менталитет, локалитет и глобалитет.

Ключевые слова: Цивилизация, Кавказская Цивилизация, этнос, этнические константы, по-лицентричность, субъективная идентичность, культурная идентичность, цивилизационная идентичность, менталитет, локалитет, глобалитет

Для цитирования: Саенкова Е. П. Цивилизационный статус Кавказа: обзор современных подходов // Северо-Кавказский юридический вестник. 2022. № 2. С. 50-55. https://doi.org/10.22394/2074-7306-2022-1-2-50-55

Problems of the Theory and History of Law and State

Original article

THE CIVILIZATIONAL STATUS OF THE CAUCASUS: AN OVERVIEW OF MODERN APPROACHES

Elena P. Saenkova

Rostov-on-Don, Russia, e.saenckova@yandex.ru

Abstract. The relevance of the civilizational approach to the consideration of the Caucasus is due to the need to study it as a subject capable of countering the processes of entropy, providing protection from innovations that threaten the integral identity of ethnic groups. A separate group of scientists, highly appreciating the centuries-old unique cultural heritage of the Caucasian peoples, comes to the conclusion that the Caucasus is, first of all, a contact zone between the West and the East, and not an independent civilizational phenomenon. This position has found its consolidation in the works of L. N. Gumilyov, V. V. Chernous and others. The second group of scientists expresses the opinion that the interaction and interpenetration of ethnic groups served to the emergence and development of the distinctive Caucasian civilization. Despite the differences of the peoples of the Caucasus, they are characterized by a significant similarity of historical and cultural features that allow us to consider the Caucasus as a unique cultural and historical civilization. This position is held by such researchers as R. G. Abdulatipov, B. H. Bgazhnokov, V. E. Davidovich, K. F. Dzamikhov, T. U. Ktsoeva, A. A. Magomedov, G. H. Mambetov, S. H. Mafedzev, K. H. Unezhev, etc. The article considers the argumentation of the authors of both approaches. In addition, the main elements of civilizational identity -mentality, locality and globality - are considered in relation to the Caucasian Civilization.

Keywords: Civilization, Caucasian Civilization, ethnos, ethnic constants, polycentricity, subjective identity, cultural identity, civilizational identity, mentality, locality, globality

For citation: Saenkova E. P. The civilizational status of the Caucasus: an overview of modern approaches. North Caucasus Legal Vestnik. 2022;(2):50-55. (In Russ.). https://doi.org/10.22394/2074-7306-2022-1-2-50-55

© Саенкова Е. П., 2022

...Отселе я вижу потоков рожденье...

(А. С. Пушкин. Кавказ)

По С. Хантингтону, цивилизация - это культурная идентичность людей наивысшего порядка. «Цивилизации определяются наличием общих черт объективного порядка, таких, как язык, история, религия, обычаи, институты, а также субъективной идентификацией людей» [1, с. 34]. Актуальность цивилизационного подхода к рассмотрению Кавказа обусловлена необходимостью его изучения как субъекта, способного противодействовать процессам энтропии, обеспечивающего защиту от инноваций, угрожающих целостной идентичности этносов. Его этнические константы передаются из поколения в поколение, не исчезая и почти не трансформируясь. Кавказские народы, говорят более чем на 50 языках Индоевропейской, Кавказской и Алтайской языковых групп. Народы Кавказа многоконфессиональны; основными религиями являются христианство и ислам.

Можно ли считать ли Кавказ уникальной цивилизационной общностью? Разброс мнений на этот счет весьма велик: от придания Кавказу роли целостной самостоятельной цивилизации до рассмотрения его как контактной зоны между цивилизациями.

1) Отдельная группа ученых, высоко оценивая многовековое уникальное культурное наследие кавказских народов, приходит к выводу, что Кавказ - это, прежде всего, контактная зона между Западом и Востоком, а не самостоятельный цивилизационный феномен. Поэтому следствием такого неповторимого влияния являются все свойственные Кавказу уникальные признаки. Эта позиция нашла свое закрепление в работах Л. Н. Гумилева, В. В. Черноуса и др.

По мнению В. В. Черноуса, к Кавказу вполне приложимы методы исследования, используемые в теории локальных цивилизаций, которые рассматривают всемирно-исторический процесс как полицентричный. В. В. Черноус отмечает, что цивилизация - это постоянно развивающаяся, однако устойчивая в своих типологических чертах социокультурная, духовная и экономическая этнорегиональная система. Ее составляющими являются религиозно-нравственные элементы, подсистема ценностей, природные, ландшафтные условия, специфика хозяйствования, организация государственно-политической жизни, самоуправления на местах и особенности правоотношений. Кавказ, по выражению В. В. Черноуса, представляет собой контактную зону, которая связывает воедино различные, по своим культурным признакам, общности. В различные исторические периоды Кавказ являлся местом пересечения таких самобытных культур, как древнегреческая, римская, византийская, арабская, персидская, османская, месопотамская, хатто-хеттская. На Кавказ оказывали сильное влияние Сасаниды, Боспорское царство, Хазарский каганат. Кавказский регион подвергся воздействию ираноязычных племен (скифы, сарматы, киммерийцы, аланы), тюркских народов (хазары, татаро-монголы, половцы, гунны, булгары, тюрки-сельджуки, огузы и другие,), германских народностей (готы). В значительной степени на кавказские этносы повлияли славяне. Имеются подтверждения происхождения казачества на основе взаимодействия алан, тюркских и адыгских племен, славян [2]. В литературе отмечается также значительное культурное влияние греков на сармат и адыгов. В частности, известно, что в V в. К Боспорскому царству было присоединено древнее государственное образование адыгов - Синдика. В Боспорском царстве сарматы также получали высокие государственные должности [2].

Кавказская цивилизационная общность представляет собой итог взаимодействия весьма различных, а иногда даже противостоящих этносов (осетины-ингуши, казаки-горцы, и т.д.). На отдельных исторических этапах различные этнические общности Кавказа принадлежали к таким образованиям, как Византия, Крымское и Астраханское ханство, Персия, Османская империя, Русь, Арабский халифат, Мидия, Хазарский каганат. По мнению сторонников данного подхода, нельзя выделить один какой-либо этнос, особенности которого заложили основу кавказской общности: кавказские народы имели несколько ци-вилизационных центров. Во-первых, это Анатолия, во-вторых народы Предкавказья, которые испытывали на себе влияние Азии. Если к этому приплюсовать местный колорит, то

Problems of the Theory and History of Law and State

Saenkova E. P. The civilizational status of the Caucasus: an overview of modern approaches

возможно будет, что эти составляющие послужили основанием кавказской цивилизации. В дальнейшем общности Кавказа в значительной степени формировались под воздействием Арабского халифата (через исламизацию), Кавказской Албании, Мидии, Персии, Урарту, монгольского нашествия, великого переселения народов, тюркских ханств и, конечно, русской цивилизации [2].

По мнению рассматриваемой группы ученых, в обособлении кавказской культуры большую роль играл также момент территориальной изоляции. Как отмечает Э. Т. Майбо-рода, особенности природно-географической замкнутости, специфика дорожных сообщений не способствовали развитым экономическим, торговым и политическим связям между населением предгорий, равнин и гор. Даже представителя соседского населенного пункта территориальная обособленность делала «чужим». При такой изоляции любые влияния (религиозные, культурные или технические) сталкивались с большими трудностями [2]. Справедливо, что такая обособленность оказывала значительное влияние на этногенез, и в условиях горного рельефа роль данного фактора значительно возрастала. Однако, справедливо так же возражение, что такая изоляция имела место лишь в отдаленном прошлом, когда горный рельеф служил серьезным препятствием для межкультурных коммуникаций, вследствие чего их эффективность была очень низкой.

2) Вторая группа ученых высказывает мнение, что возникновению и развитию самобытной кавказской цивилизации послужило взаимодействие и взаимопроникновение этносов. Несмотря на различия народов Кавказа им свойственно значительное сходство историко-культурных признаков, позволяющих рассматривать Кавказ как уникальную культурно-историческую цивилизацию. Данной позиции придерживаются такие исследователи, как Р. Г. Абдулатипов, Б. Х. Бгажноков, В. Е. Давидович, К. Ф. Дзамихов, Т. У. Кцоева, А. А. Магомедов, Г. Х. Мамбетов, С. Х. Мафедзев, К. Х. Унежев, Д. Ю. Шапсугов и другие. В трудах этих ученых анализируются результаты археологических раскопок на территории Кавказа, лингвистические параллели языков, на которых изъяснялись кавказские народы, исследования в области этнографии. Все эти артефакты и свидетельства, по их мнению, доказывают существование феномена уникальной Кавказской Цивилизации.

Р. Г. Абдулатипов, Т. У. Кцоева и другие ученые выдвигают идею Кавказской Цивилизации как уникальной и единой общности. Так, подчеркивается данными авторами, в эпоху средних веков на территории Кавказа складываются государственные образования, представляющие собой вполне развитые политические системы, которые успешно функционируют на сложнейших ландшафтных территориях [2]. Сложные географические условия поспособствовали формированию и постоянному самовоспроизводству уникальных самобытных очагов единой Кавказской Цивилизации. В отличие от таких очагов во многих других регионах, на Кавказе сложился особый тип культуры и особый тип населения со схожими антропологическими чертами, сохранившие свою самобытность и сформировавшие общие черты нравственности, культуры, психологии.

Давидович В.Е. предложил свою систему признаков цивилизации, поддерживая, при этом, точку зрения Р.Г. Абдулатипова. Он попытался обозначить контуры, объединяющие скрепы, которые формируют многоконфессиональный, полиэтничный, разноязыкий Кавказ как самостоятельную цивилизационную общность. По мнению автора, правомерна постановка проблемы генерализующих цивилизационных признаков. В отличие от концепции разделения цивилизации и культуры (Н. Бердяев, О. Шпенглер и др.) В. Е. Давидович трактует цивилизацию в ином ракурсе: «Когда один или несколько народов, имеющих близкие культурные признаки, достигают определенной стадии в своем развитии и находят свой исторический маршрут, такую общность можно назвать цивилизацией» [3, c. 28]. Цивилизацию автор рассматривает как интегративную надэтничную систему, по отношению к которой этнокультуры выступают как элементы единого целого. По мнению В.Е. Давидовича, решение многих серьезных вопросов, мир и процветание народов Кавказа, возможно, прежде всего, через признание целостности Кавказской Цивилизации.

В свою очередь, абхазский ученый О.Н. Дамениа, предлагает рассуждать не о единой кавказской цивилизации, а о единой кавказской культурной идентичности, которая еще не утрачена народами [4, с. 16]. Более того, в процессе трансформации культуры Кавказа эта идентичность не только не изменилась, но, в связи с нарастанием культурного взаимодействия, в большей мере осознается кавказскими народами. Как отмечает профессор Шапсугов Д. Ю., «...Мы приходим к выводу о реальности существования общих истоков Кавказской Цивилизации и ее связи с цивилизациями Средней Месопотамии, Сирии, Анатолии, Севера Европы, России» [5, с. 11]. В качестве одного из теоретических оснований единения народов Кавказа можно, на наш взгляд, рассматривать концепцию цивилизаци-онной идентичности, предложенную Кондаковым И. В.

По его мнению, структура цивилизационной идентичности (применительно к любой цивилизации) включает в себя три основных компоненты: во-первых, менталитет (выраженные формы самосознания); во-вторых, локалитет (как цивилизация соотносит себя с другими родственными цивилизациями); наконец, в-третьих, глобалитет (как цивилизация стремится спроецировать свои достижения на мировое сообщество и всемирную культуру) [6, с. 282].

Менталитет кавказских народов формировался под влиянием следующих феноменов:

- этикетные нормы кавказских народов, закрепленные в моральных кодексах. Кавказский социум слабо поддается стороннему влиянию и продолжает воспроизводить концепты своей самобытной культуры. Кавказский народ породил культурно-психологический консерватизм, уникальный по своей природе, который предполагает постоянную актуализацию исторической памяти народа и постоянное воспроизводство ее содержания на каждом новом витке истории;

- нормы адатного (обычного) права;

- традиционно высокий уровень религиозности населения.

Что касается локалитета, как известно, христианство и ислам определяли идеологию и культуру Кавказского мира. В главном векторе цивилизационных процессов обе религии сыграли важную роль. Была создана великая синкретическая культура (литература, музыка, зодчество) [7, с. 44].

Кавказская цивилизация и особый кавказский тип культуры сложилась в процессе сложного взаимодействия многочисленных народов, длительного сосуществования разного рода диалектов и языков, ислама, христианства, иудаизма, буддизма и традиционных верований. Формирование культуры на территории Кавказа происходило под влиянием культур античной Греции, эллинизма, Рима и Византии, Двуречья и Урарту, древнего и средневекового Ирана, традиций хазарского каганата и арабского халифата, Османской империи, ощущалось культурное влияние Индии и Китая. Она включает в себя все формы материальной культуры, этнические традиции общественного и семейного быта, наследие духовно-нравственной культуры населяющих Кавказ народов.

Так, примерно V в. Датируются многообразные признаки, которые подтверждают контакты алан и славян, участвовавших в развитии осетинского этноса, также повлиявших на культуру балкарцев, адыгов, карачаевцев, и ряда других народов Кавказа [2]. Взаимный культурный обмен подтверждается как лингвистическими параллелями, так и археологическими находками (предметы утвари, одежда и головные уборы, погребальные обряды). В 1979 г. Известный российский археолог А. Д. Резепкин в одном из курганов могильника Клады близ станицы Новосвободной в Адыгее обнаружил уникальную гробницу. Среди типичных для майкопской культуры предметов, захоронение включало в себя фигурки двух собачек. Хорошо известно значение такой находки как составляющей погребального обряда. Согласно сложившимся в древности верованиям, собаки отталкивают зло и являются помощниками душ умерших в потустороннем мире. Использование таких качеств собаки считалось особенно важным для оберега детей. В древности захоронения детей вместе с собаками имело место у эскимосов, на Гаваях. Яма, прикрытая скелетом двух собак, была обнаружена в могильнике Попово в Восточном Прионежье рядом с захоронением ребенка 7-9 лет. Подобные захоронения найдены в Забайкалье в комплексах Глазковского

Problems of the Theory and History of Law and State

Saenkova E. P. The civilizational status of the Caucasus: an overview of modern approaches

некрополя неолитического периода [8]. Все это иллюстрирует социокультурное взаимовлияние народов Кавказа и других этносов.

Что касается глобалитета, то он характеризует вклад локальной цивилизации в мировую культуру, а также постулируемые ею общезначимые ценности, рассматриваемые в контексте глобализма [6, c. 282].

Касательно Кавказской Цивилизации, по Черноморскому побережью и в горах Западного Кавказа «рассыпаны» дольмены - уникальные древние монолиты. Строители дольменов, находясь в гармонии с природой, владели многими сакральными знаниями, а также математикой, астрономией, Золотым сечением. Строители дольменов, как подтверждают археологические находки, возможно, являются предками славян и других родственных народностей, которые использовали и используют глаголическую письменность - болгар, русских, чехов, поляков и других [9, c. 97].

Кавказ как сложный в этническом, языковом и религиозном отношении регион издавна населяют народности, которые отличаются друг от друга спецификой хозяйствования, традициями быта, обычаями, сложившимися в повседневной жизни. Такое многоооб-разие развилось много веков назад и продолжает развиваться в продолжение многих столетий. Разнообразные отличия существовали и существуют часто даже внутри одной этнической группы. Формирование обычаев и традиций и внутри каждого населенного пункта было связано с обособленностью общин друг от друга. Сосуществование в условиях этнического, культурного, социального, разнообразия способствовало появлению у кавказских народов особых институтов, которые позволяли преодолеть сложившуюся обособленность и отчуждение этносов и локальных социумов. С их помощью получалось уладить противоречия, установить способы взаимообщения, наладить доверительные контакты и отношения между различными народностями и различными общностями внутри одного этноса. Этой цели служили такие формы искусственного родства как куначество, аталычество, побратимство, гостеприимство и другие разнообразные традиционные институты.

Институты, осуществляющие межэтническое сотрудничество народов Кавказа, позволили накопить богатый опыт взаимной терпимости, достойных компромиссов, разумного приспособления, разностороннего сотрудничества. Например, как отмечает Б. Х. Бгаж-ноков, у адыгских народов «благожелательность стоит в одном ряду с такими принципами поведения, как гостеприимство, почитание старших, почитание женщин, скромность. Мало того, она - условие реализации каждого из названных принципов» [8].

Подобного рода представления и нормы являются отражением ценностной ориентации представителей кавказских народностей, их нацеленности на толерантность. Толерантность - стремление к взаимообогащающим компромиссам, к преодолению несогласий и конфликтов, терпимость, доброжелательное отношение к окружающим. Человечество может избежать опасности самоистребления только на пути толерантности. Связи и контакты с окружающими людьми и обществами позволяет налаживать именно толерантность. В то же время обратная сторона толерантности помогает избежать излишнего внешнего влияния, сохранить собственную самобытность. В настоящее время, важно изучать опыт проявления толерантности и нетерпимости в конкретных регионах, обществах, культурах, а также меру их соотношения. Любое общество, неоднородное по культурным, этническим, религиозным признакам, может только при наличии определенной степени толерантности существовать стабильно. Толерантность позволяет увеличить способности этноса к адаптации в «чужой» среде.

Как видно из вышерассмотренных положений, Кавказская Цивилизация сформировала все три элемента цивилизационной идентичности, что позволяет позиционировать ее как самобытную уникальную самостоятельную Цивилизацию.

В заключение отметим, что оригинальным стереотипом поведения обладает каждый кавказский этнос. Однако их сходство очевидно при сравнении с моделями поведения некавказских народностей. Некое единство прослеживается при сравнении обычаев, традиционных укладов жизни, ментальных особенностей кавказцев и именно это единство отличает Кавказскую цивилизацию от других. Эти отличия априори признаются представителями

другой цивилизации. Исследование этнокультурного феномена Кавказской Цивилизации только начинается. В развитие рассмотренного направления запущен научно-исследовательский проект «Право Кавказской Цивилизации» в рамках которого, под редакцией доктора юридических наук, профессора Шапсугова Д. Ю. выпущено два сборника: «Право Кавказской Цивилизации» Ростов-на-Дону, Нальчик, 2014 год, выпуск 1 и «Право Кавказской Цивилизации» Ростов-на-Дону, 2016, выпуск 2. Предметом этих исследований являются проблемы взаимодействия Кавказской Цивилизации с иными народами и цивилизациями; проблемы возникновения, сущности, содержания, формы, механизмов реализации права народов Кавказа, цивилизационные характеристики политико-правовых и юридических институтов, отражающих их собственный опыт. Цель данного проекта - изучить основные тенденции развития данной уникальной Цивилизации, а его развитие требует дальнейших усилий ученых в рамках как гуманитарных, так и естественных наук.

Список источников

1. Бгажноков Б.Х. О первобытном зоо- и плантоцентризме Майкопских племен / Интернет-ресурс на yandex.ru. Дата обращения 30.04.2022.

2. Давидович В.Е. Существует ли кавказская цивилизация?// Научная мысль Кавказа. 2000. № 2.

3. Дамениа О. Н. Кавказская культурная общность: миф или реальность? // Научная мысль Кавказа. 2002. № 2.

4. Дмитриев Д., Фиалковская С. Тайна дольменов Кавказа. М., 2012.

5. Истоки Кавказской Цивилизации. Ростов-на-Дону. 2016.

6. Кондаков И.В. Цивилизационная идентичность России: сущность, структура и механизмы // Вопросы социальной теории. 2010. Том IV.

7. Метревели Р. Кавказская цивилизация в контексте глобализации. Стокгольм, 2009.

8. Право Кавказской Цивилизации. Ростов-на-Дону - Нальчик, 2014.

9. Тайсаев Д. М. Этногенез народов Кавказа. Нальчик, 2015.

10.Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 1994.

References

1. Bgazhnokov B. H. On the primitive zoo- and phntocentrism of the Maikop tribes. Internet-resource on yandex.ru. [Accessed 30.04.2022]. (In Russ.]

2. Davidovich V. E. Does the Caucasian civilization exist? Nauchnaya mysl' Kavkaza = Scientific Thought of the Caucasus. 2000;(2). (In Russ.]

3. Damenia O. N. Caucasian cultural community: myth or reality? Nauchnaya mysl' Kavkaza = Scientific Thought of the Caucasus. 2002;(2). (In Russ.]

4. Dmitriev D., Fialkovskaya S. The mystery of the dolmens of the Caucasus. Moscow; 2012. (In Russ.]

5. The Origins of The Caucasian Civilization. Rostov-on-Don; 2016. (In Russ.]

6. Kondakov I. V. Civilizational identity of Russia: essence, structure and mechanisms. Voprosy sotsi-al'noi teorii = Questions of social theory. 2010;(IV]. (In Russ.]

7. Metreveli R. Caucasian civilization in the context of globalization. Stockholm. 2009. (In Russ.]

8. The Law of the Caucasian Civilization. Rostov-on-Don - Nalchik; 2014. (In Russ.]

9. Taisaev D. M. Ethnogenesis of the peoples of the Caucasus. Nalchik; 2015. (In Russ.]

10. Huntington S. Clash of civilizations. Moscow, 1994. (In Russ.]

Информация об авторе

Е. П. Саенкова- канд. юрид. наук, доц.

Information about the author

E.P. Saenkova - Candidate of Law, Associate Professor.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares that there is no conflict of interest.

Статья поступила в редакцию 27.05.2022; одобрена после рецензирования 10.06.2022; принята к публикации 14.06.2022. The article was submitted 27.05.2022; approved after reviewing 10.06.2022; accepted for publication 14.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.