Научная статья на тему 'Цивилизационная парадигма в изучении музыкальных культур кочевников Центральной Азии(на примере казахов)'

Цивилизационная парадигма в изучении музыкальных культур кочевников Центральной Азии(на примере казахов) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
195
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЧЕВАЯ КУЛЬТУРА / NOMADIC CULTURE / ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ ПАРАДИГМА / CIVILIZATIONAL PARADIGM / ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР / TYPOLOGY OF CULTURES / КАЗАХСКАЯ ТРАДИЦИОННАЯ МУЗЫКА / KAZAKH TRADITIONAL MUSIC / КЮИ-ЛЕГЕНДЫ / МУЗЫКАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / MUSICAL THOUGHT / БУРДОННОЕ МНОГОГОЛОСИЕ / BOURDON POLYPHONY / LEGEND KYUIS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Омарова Гульзада Нурпеисовна

Цель рассмотреть традиционную музыку казахов в широком культурно-историческом контексте, включающем в себя цивилизационные параметры кочевой культуры. В связи с этим выдвигаются в первую очередь методы комплексного и системного изучения традиционной музыки, а также метод сравнительно-типологического изучения музыкальных культур народов Центральной Азии. На основе работ историков (в частности, монографии А.Оразбаевой) автор поднимает вопросы цивилизационной парадигмы в изучении традиционной музыки казахов и других родственных народов. В статье делаются следующие важные выводы: а) музыкальная культура казахов очень хорошо демонстрирует «в снятом виде» социокультурный опыт кочевого общества, пронеся через века поразительную целостность культуры, ее архетипы и коды; б) в музыке тюрко-монгольских народов сохранились признаки устойчивого единства музыкального мышления, свидетельствующего об единстве цивилизации, возникшей в период исторической общности народов в эпоху кочевых империй.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The aim is to consider Kazakh traditional music in broad cultural and historical context that covers civilizational parameters of nomadic culture. In this regard, the methods of comprehensive and systematic study of traditional music, as well as the method of comparative-typological study of Central Asian nation’s musical culture are put forward. Based on historians’ (particularly, А.Orazbaeva’s monographs) works, the author raises the issue of civilizational paradigm in studying Kazakh and other related nations’ traditional music. The article makes following important conclusions: а) Kazakh musical culture demonstrated very well the socio-cultural experience of nomadic society «in sublated form», carrying the striking integrity of culture, its archetypes and codes through the centuries; b) the music of Turkic-Mongolian nations retained the sings of stable unity of musical thought bearing record to the unity of the civilizations that appeared in the period of the historical community of nations in the epoch of nomad empires.

Текст научной работы на тему «Цивилизационная парадигма в изучении музыкальных культур кочевников Центральной Азии(на примере казахов)»

Список литературы

1. Беседа Ю. Выразительное чтение. - М., 1991. - С. 16.

2. Кристи Г.В. Воспитание актера школы Станиславского. / Редакция и послесловие Вл. Прокофьева. - М.: Искусство, 1968. - С. 152, С. 164.

3. Ласковая Е. Радциг М. Практикум по художественному чтению. - М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2009. -№10. - 112 с., С. 47

4. Станиславский К.С. Собрание сочинений в 8 томах. -Т. 3. - М.: Искусство, 1955. - С. 88.

5. Станиславский К.С. Собрание сочинений в 8 томах. -Т.4. - М.: Искусство, 1955. - С. 243 - 244.

ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ ПАРАДИГМА В ИЗУЧЕНИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ КУЛЬТУР КОЧЕВНИКОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ

АЗИИ(на примере казахов)

Омарова Гульзада Нурпеисовна

Доктор искусствоведения, профессор кафедры «Традиционное музыкальное искусство» Казахской Национальной

Академии искусств им. Т. Жургенова, г. Алматы

АННОТАЦИЯ

Цель - рассмотреть традиционную музыку казахов в широком культурно-историческом контексте, включающем в себя цивилизационные параметры кочевой культуры. В связи с этим выдвигаются в первую очередь методы комплексного и системного изучения традиционной музыки, а также - метод сравнительно-типологического изучения музыкальных культур народов Центральной Азии. На основе работ историков (в частности, монографии А.Оразбаевой) автор поднимает вопросы цивилизационной парадигмы в изучении традиционной музыки казахов и других родственных народов. В статье делаются следующие важные выводы: а) музыкальная культура казахов очень хорошо демонстрирует «в снятом виде» социокультурный опыт кочевого общества, пронеся через века поразительную целостность культуры, ее архетипы и коды; б) в музыке тюрко-монгольских народов сохранились признаки устойчивого единства музыкального мышления, свидетельствующего об единстве цивилизации, возникшей в период исторической общности народов в эпоху кочевых империй.

ABSTRACT

The aim is to consider Kazakh traditional music in broad cultural and hi^orical context that covers civilizational parameters of nomadic culture. In this regard, the methods of comprehensive and sy^ematic &udy of traditional music, as well as the method of comparative-typological &udy of Central Asian nation's musical culture are put forward. Based on hi^orians' (particularly, A.Orazbaeva's monographs) works, the author raises the issue of civilizational paradigm in Sudying Kazakh and other related nations' traditional music. The article makes following important conclusions: а) Kazakh musical culture demon^rated very well the socio-cultural experience of nomadic society «in sublated form», carrying the Sriking integrity of culture, its archetypes and codes through the centuries; b) the music of Turkic-Mongolian nations retained the sings of Sable unity of musical thought bearing record to the unity of the civilizations that appeared in the period of the hi^orical community of nations in the epoch of nomad empires.

Ключевые слова: кочевая культура, цивилизационная парадигма, типология культур, казахская традиционная музыка, кюи-легенды, музыкальное мышление, бурдонное многоголосие.

Keywords: nomadic culture, civilizational paradigm, typology of cultures, Kazakh traditional music, legend kyuis, musical thought, bourdon polyphony.

Изучение центральноазиатской кочевой культуры в самых разных областях современного научного знания - экономики и права, философии и религии, литературы и искусства, этики и этнопсихологии - позволяет говорить именно о цивилизации кочевничества, цивилизации в значении некой культурно-исторической и пространственно-временной целостности, отличающую ее от иных, известных нам культурно-исторических целостностей (цивилизаций) Запада и Востока. Вопросы кочевой цивилизации в последнее время являются в Казахстане одними из самых дискутируемых не только в исторической, но и связанных с ней гуманитарных науках (этнология, историческая культурология, философия истории, философия культуры, социология и др.)

Начавшееся еще в середине 90-х годов исследование ци-вилизационных параметров казахской культуры показывает, что именно кочевой образ жизни явился главным этно-образующим фактором в процессе формирования казахов в

этнокультурную общность [2, с.245-247]. Но, как известно, в большинстве из возникших к началу ХХ века теорий человеческих цивилизаций не анализируются социально-экономические и историко-культурные основы собственно кочевых обществ: основатели этих теорий (Н.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби и др.) отказывают этим обществам в цивилизационном начале («негативные творцы истории», «божий кнут» или «неразвитые», «застывшие» общества).

Однако поиски современной методологии, способной раскрыть внутренние закономерности и самобытность истории и культуры кочевых народов, видимо, вполне закономерно подводят ученых именно к цивилизационной парадигме, которая позволит в будущем осуществить целостный и системный анализ не только этно-исторических и социо-культурных процессов, но и самых различных сторон материальной и духовной жизни традиционного кочевого общества. «Цивилизационные аспекты мировой истории

сейчас подвергаются столь интенсивному обсуждению, что с каждым днем становится все более очевидным, что без и вне цивилизационного контекста осмысление истоков кочевого общества ... заранее обречено на неудачу», - писали историки еще в 1996 г. [1, с.6].

Определяя культурно-исторический тип кочевой цивилизации как классический, исследователи характеризуют ее (цивилизацию) следующим образом: «... расположенная на стыке Европы и Азии. она по праву может считаться первоначальным очагом зарождения и расцвета цивилизации Великой степи, в течение последующих нескольких веков превратившейся в цивилизацию нового типа, которой были свойственны все более или менее значимые характеристики первоначального цивилизационного ареала: зачатки определенной экономической основы, хозяйственно-культурные районы, раннегосударственные формы этногенеза, городской культуры и т.д. Именно она в последующем стала центром сначала скифо-сакской, потом тюрко-казахской, а затем казахской государственности» [1, с.90 ].

В целом аналитический обзор современных работ в области исторической науки Казахстана позволяет говорить о сложении цивилиографического направления в данной науке. Большим вкладом в формирование данного направления является монография А.Оразбаевой «Цивилизация кочевников евразийских степей» [4], в которой исследовательница обосновывает именно такое (вынесенное в заглавие книги) определение кочевой цивилизации Центральной Азии.

Опираясь на античные письменные источники, результаты археологических раскопок и выводы антропологов о «непрерывности генетической преемственности» в изучаемом регионе, А.Оразбаева говорит о цивилизации кочевников евразийских степей (ЦКЕС) как целостном организме - несмотря на полиэтничность состава насельников евразийских степей (индоевропейские и монгольские расово-гене-тические компоненты): «Происходившие на ее территории историко-этнологические, миграционно-метисационные, демографические и прочие процессы, коренным образом не изменили ее облика, а соответственно, и типологию (выделено нами - Г.О.), так как была сохранена самобытность кочевого образа жизни, под которым следует понимать культуру не только хозяйственной деятельности, но и жизнеобеспечения, соционормативную и духовную культуру» [4, с. 173].

Глубинная преемственность традиций в кочевой культуре отражает генетическую тождественность системы «самой себе» (С.Акатаев) на всех ее исторических этапах. Так, три эпохи, обычно выделяемые в истории и культуре цен-тральноазиатского кочевничества - «ранних» кочевников в древности (саки, массагеты, хунны, усуни), средневековых «классических» (древнетюркские, тюркские и монгольские племена У1-Х1У в.в.) и «поздних» (казахские ханства XV-XVIII в.в.) - представляют собой некую единую спираль с обозначенными историей «витками», стремительно развернутую и сжатую (к началу XX века) в космическом времени-пространстве. Эти «витки» и есть взаимообусловленные и взаимосвязанные между собой структуры ЦКЕС (по А.О-разбаевой), которые определяют три этапа цивилизации: 1) генетическая (сако-гуннский период), 2) функциональная (тюркский период) и 3) трансформированная (собственно казахский период). Причем, в последней структуре, по мнению А.Оразбаевой, содержатся «атрибуты» и генетической, и функциональной структур. Поэтому, несмотря на волно-

образную смену в зоне степей разных по наименованию кочевых конфедераций (саки - гунны - тюрки - монголы - казахи), неизменным остается само «ядро» ЦКЕС.

Преемственность различных этапов истории и культуры ЦКЕС (сако-гуннского, тюркского, казахского) отразилась и в преемственности ее традиций, стиля, программы, которые сохранились как в самой культуре, так и казахской традиционной музыке. Именно музыкальная культура, по нашему мнению, очень хорошо демонстрирует на сегодня «в снятом виде» социокультурный опыт кочевого общества, пронеся через века как поразительную целостность культуры, так и ее ментальность, архетипы, коды. Продемонстрируем это на конкретных примерах.

1. Наличие определенных типов музыкальной деятельности в обществе находятся в зависимости от исторического этапа и типа культуры. Тотальный синкретизм жизненных сфер в кочевом обществе казахов определил как «всеобщность» и «всенародность» фольклора и профессионального искусства (стоящего вне классов и социальной стратификации общества), так и разомкнутую систему их функционирования [3]. Структура кочевой культуры, специфика спиралевидного развития цивилизации обусловили саму сущность и устойчивость во времени основных типов носителей казахского традиционного музыкального и музыкально-поэтического искусства, его видов и жанров, полнокровное существование которых вплоть до наших дней свидетельствует о цикличности процессов и явлений в традиционной культуре казахов.

2. Исследование генезиса, семантики и образного содержания вербальных текстов казахских кюев-легенд (кобызо-вых, домбровых и сыбызговых) обнаружило в них следы древнейших верований и обрядов, мифологических образов и культов, относящихся к самым ранним эпохам истории и культуры народов Центральной Азии, что свидетельствует о сохранении ее (культуры) архетипов и кодов.

3. В традиционной музыке казахов, как и многих тюркских и монгольских народов, существуют инструментальные наигрыши, кюи-легенды с названиями животных и птиц. Их обилие связывается в первую очередь с охотничьим и скотоводческим бытом этих народов, однако такие «музыкальные посвящения» животным и птицам характеризуют, естественно, не только хозяйственно-производственную деятельность людей. Анималистические образы у тюрко-монгольских народов следует трактовать прежде всего как образы тотемов - первопредков тех или иных родов и племен, образы священных (киел^ животных - символов благополучия, жизненной силы и удачи (кут) [5]. Из культа тотемных и священных животных (магическая обрядовая практика умилостивления духов) идет богатейшая традиция звукоизобразительности на тюрко-монгольских музыкальных инструментах.

4. Ладовая модель, обнаруженная в древних квинтовых кюях казахов (домбровых и кобызовых), кюях для сыбыз-гы и шанкобыза, аналогичных пьесах для хордофонов, аэрофонов и идиофонов тюрков Южной Сибири, восходит к той же самой (натурально-звукорядной) системе, которая лежит в основе горлового пения тюркских и монгольских народов. Главной конструктивной особенностью фактуры здесь является двухголосная вертикаль, в которой оберто-новая мелодика накладывается на базовое звучание бурдо-на (основного тона), являющегося фундаментом и источником инструментальной мелодики. Акустическая модель

натурального звукоряда и вытекающее из нее бурдонное двух- и многоголосие позволяют говорить об особом музыкальном складе и, шире, - музыкальном мышлении восточно-тюркских и монгольских народов.

5. Л. Халтаевой был сделан вывод о том, что процесс зарождения и развития бурдонного многоголосия в многообразных исполнительских формах не является достижением отдельных музыкальных культур региона: бурдонное многоголосие, составляющее саму суть, сердцевину и с т и л е в у ю о с н о в у музыки тюрко-монгольских народов, является своеобразным отражением их космологии [7]. По мнению же В.Сузукей [6], можно наблюдать некую своеобразную «устную теорию», самореализующуюся в виде б у р д о н н о - о б е р т о н о в о г о звукового сигнала (кода), который изначально заложен в физической природе звука. Поэтому сама музыка тюркских народов с достаточной степенью достоверности и неоспоримости своеобразного «звукового документа» выступает как один из источников исторической информации по этногенезу этих народов [6, с.366]. В. Сузукей полагает, что элементы устойчивого единства в тюркских культурах, не разрушенного на протяжении столетий, свидетельствуют об единой музыкальной цивилизации, возникшей в период исторической общности древних тюрков в эпоху кочевых империй [Там же].

В целом на материале инструментальной музыки восточных регионов Казахстана, как и тюркских и монгольских на-

родов Центральной Азии, блестяще подтверждается идея о гомогенности как самой системы кочевой цивилизации, так и элементов ее культуры (в т.ч. музыкальной).

Список литературы:

1. Абенов Е.М., Арынов Е.М., Тасмагамбетов И.Н. Казахстан: эволюция государства и общества. Алматы: Институт развития Казахстана, 1996. - 390 с.

2. Масанов Н.Э. Кочевая цивилизация казахов. - Алма-ты-Москва, 1995. - 320 с.

3. Омарова Г.Н. Казахский кюй: культурно-исторический контекст и региональные стили: Автореф. дисс. ... доктора искусствоведения. - Ташкент, 2012.

4. Оразбаева А.И. Цивилизация кочевников евразийских степей. - Алматы: «Дайк-Пресс», 2005. - 168 с.

5. Раимбергенова С.Ш. Древняя инструментальная музыка казахов (на материале домбровых кюев): Автореф. дис. ... канд. иск. - Ташкент, 1993.

6. Сузукей В. Музыкальная культура Тувы в ХХ столетии. - М.: Издательский дом «Композитор», 2007. - 408 с.

7. Халтаева Л.А. Генезис и эволюция бурдонного многоголосия в контексте космогонических представлений тюрко-монгольских народов. Автореф. дис. ... канд. иск. -Ташкент, 1993. - Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Республиканская типография, 2015. - 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.