Научная статья на тему 'Циркулярная экономика: Актуальные подходы к содержанию и измерению'

Циркулярная экономика: Актуальные подходы к содержанию и измерению Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
504
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИРКУЛЯРНАЯ ЭКОНОМИКА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЗЕЛЕНЫЙ ВВП
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Циркулярная экономика: Актуальные подходы к содержанию и измерению»

- производство биотоплива должно проходить процедуру сертификации соответствия.

Список литературы

1. Development of renewable energy sources market and biofuels in the European Union / Borawski P., Beldycka-Borawska A., Szymanska E.J., Jankowski K.J., Dubis B., Dunn J.W. // J. of cleaner production. - Amsterdam, 2019. - Vol. 228. -P. 467-484.

2. Cross-disciplinary approaches towards smart, resilient and sustainable circular economy / Fan Y.V., Lee Ch. T., Lim J. Sh., Klemes J.J., Kim Le Ph. T. // J. of cleaner production. - Amsterdam, 2019. - Vol. 232. - Р 1482-1491.

3. Informing energy justice based decision-making framework for waste-to-energy technologies selection in sustainable waste management: A case of Iran / Fetanat A., Mofid H., Mehrannia M., Shafipour G. // J. of cleaner production. - Amsterdam, 2019. - Vol. 228. - P. 1377-1390.

УДК 339

2020.01.010. КОДАНЕВА СИ. ЦИРКУЛЯРНАЯ ЭКОНОМИКА: АКТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К СОДЕРЖАНИЮ И ИЗМЕРЕНИЮ. (Обзор).

Ключевые слова: циркулярная экономика; устойчивое развитие; зеленый ВВП.

В последние годы концепция циркулярной экономики становится все более популярной. Для одних она означает сокращение промышленных отходов, для других - повышение уровня переработки. Эту концепцию используют для решения самых разных задач: от сокращения использования ресурсов до повышения прибыли компании.

Однако, несмотря на все возрастающую популярность идеи, конкретное определение понятия «циркулярная экономика» до сих пор не сформулировано, а критерии определения степени достижения цели перехода к модели «замкнутого цикла» остаются в зачаточном состоянии. Здесь, как правило, используются уже существующие показатели, такие как размер отходов производства, коэффициенты рециркуляции и отношение объема выбросов к объему выпуска продукции. При этом компании зачастую выби-

© Коданева С.И., 2020.

рают не те показатели, которые позволят определить реальную степень перехода к производству замкнутого цикла, а данные, которые им проще собрать, и показатели, которых им проще достичь. Однако, для того чтобы достичь цели, необходимо сначала определить направление движения, а чтобы добиться прогресса, нужно уметь измерять пройденное расстояние, поскольку «невозможно улучшить то, что невозможно измерить» [1, с. 171].

Проблема количественного измерения воздействия экономической деятельности человека на окружающую среду (ОС) и соотнесения полученных результатов с экономическими показателями рассматривается в работе Г. Лиобикине и др., в которой проанализирована имеющаяся литература по проблематике устойчивого развития и зеленой экономики, а показатели устойчивого развития раздлены на три группы: экономические, социальные и экологические. Так, в качестве экономических измерителей степени внедрения зеленой экономики обычно используются добавленная стоимость, полученная в результате использования экологически чистых технологий, прибыль, объем инвестиций в исследования и разработки, связанные с биотехнологиями, количество выданных патентов, а также вклад зеленой экономики в ВВП. Социальными показателями традиционно являются занятость и оценка обществом внедрения зеленых технологий. Наконец, экологические показатели делятся на две группы: 1) по воздействию на ОС и 2) по влиянию на потребление и экологическую емкость1. Так, воздействие на ОС традиционно оценивается с помощью показателей, характеризующих объем загрязнений и образования отходов от использования невозобновляемых ресурсов. Однако эти показатели, по мнению авторов, не дают информации о том, превышены ли экологические границы и емкость биомассы планеты или нет [4, с. 961].

Основной проблемой оценки экологической емкости является отсутствие единой терминологии, единиц измерения, источников данных. Поэтому очень важно ввести единые стандартизированные показатели. Например, биопродуктивность земель и

1 Экологическая емкость - способность природной среды вмещать антропогенные нагрузки, вредные химические и иные воздействия в той степени, в которой они не приводят к деградации земель и всей ОС.

водных ресурсов оценивается через экологический след1, однако этот показатель относится к первой группе экологических показателей, т.е. оценивает уровень воздействия на ОС. Авторы предлагают использовать его в сочетании с показателем биоемкости -способности экосистем производить биологические продукты, используемые человеком, и поглощать образующиеся отходы. При этом показатель экологического следа не должен превышать показатель биоемкости экосистемы [4, с. 963].

Д. Гарсия и др. предлагают количественно оценить экономическую ценность услуг, предоставляемых местными экосистемами, чтобы продемонстрировать их ценность и использовать полученные данные для выявления областей, где меры по восстановлению экологического баланса могут быть экономически выгодными, а также для разработки экологически ответственных бизнес-моделей.

Однако пока не создана методология определения ценности экосистем и включения полученных результатов в экономические расчеты, используемые при разработке бизнес-планов. По мнению авторов, одним из возможных показателей, который позволяет интегрировать традиционные экономические показатели, такие как затраты и прибыль, и экологическую ценность, является «зеленый» ВВП, который представляет собой сумму природного капитала региона и его традиционного номинального ВВП. Природный капитал региона - это общая стоимость всех экологических услуг (ЭУ) всех экосистем в этом регионе. Существует множество методов оценки значений ЭУ, однако авторы для расчета «зеленого» ВВП используют три из них.

Первый метод - агрегированная оценка всех выгод, которые можно извлечь из экосистемы в целом. Он основан на анализе всего существующего массива данных обо всех экосистемах (пастбища, леса, болота и т.д.) и того, каким образом они могут быть использованы в экономике.

Второй метод - оценки затрат. Стоимость ЭУ определяется путем расчета потенциальных убытков или дополнительных расходов, которые возникнут в случае утраты данной экосистемы.

1 Экологический след (ecological footprint) - площадь биопродуктивной территории и акватории, необходимой для производства потребляемых человеком ресурсов и поглощения отходов. - Прим. авт.

Например, мангровые леса выступают в качестве защитной полосы на берегу океана. Если они будут уничтожены, то океан может разрушить прибрежные постройки. Соответственно, стоимость данной экосистемы равна стоимости причиненного океаном ущерба.

Третий метод основан на оценке стоимости жилья до и после изменений в экосистеме или в ее качестве. Изменение стоимости жилья при изменении качества экосистемы отражает скрытую ценность экосистемы для потребителя. Например, если рядом с жилыми постройками появляется животноводческая ферма, то стоимость жилья падает на 14% [3, с. 946].

Авторы применяют предложенный подход при анализе потенциала использования отходов животноводческих ферм, расположенных в штате Нью-Йорк для производства биоэнергии. Они показывают, что компромиссы между достижением высоких показателей прибыли и «зеленого» ВВП возможны. Наибольшая прибыль, которую может принести стратегия производства биоэнергии, составляет примерно 7,2 млн долл. в год, по сравнению с максимально возможным увеличением «зеленого» ВВП на 90,6 млн долл. в год. Однако по мере увеличения «зеленого» ВВП прибыль уменьшается, и, напротив, при максимальном уровне прибыли «зеленый» ВВП падает почти на 58,9 млн долл. в год. Это означает, что ориентация бизнеса на достижение только традиционных экономических целей будет иметь серьезные негативные экологические последствия.

При компромиссном решении увеличение «зеленого» ВВП на 7,3 млн долл. в год одновременно дает рост прибыли на 2 млн долл. в год. Таким образом, авторы подчеркивают, что предложенная ими модель позволяет перевести экологические эффекты на язык цифр и использовать их при расчете экономических моделей, что позволяет найти возможные пути улучшения эколого-экономических показателей. А это, в свою очередь, позволит расширить практику внедрения моделей циркулярной экономики [3, с. 954].

Отсутствие единого определения и однозначного концептуального подхода к содержанию циркулярной экономики позволяет реализовать различные вариации концепции практически во всех отраслях хозяйства и на различных территориях. Однако если о проблеме рециклинга отходов или о реализации принципов цирку-

лярной экономики в промышленности и сельском хозяйстве написано довольно много, то пониманию взаимосвязей между переходом к устойчивому развитию городов и циклической экономикой уделяется относительно мало внимания, и крайне небольшое число научных исследований отвечают на вопросы - «как» реализовать принципы циркулярной экономики в городах и «что для этого требуется» [2, с. 974].

По мнению Ч.Ф. Фратини и др., на концептуализацию экономики замкнутого цикла неизбежно влияют географический и культурный контексты, т.е. видение желаемого будущего данным конкретным сообществом, которое основывается на сформировавшемся в нем социальном порядке, а также достижениях науки и техники [2, с. 976]. Иными словами, формирование моделей устойчивого развития и циркулярной экономики не является результатом действий какого-то одного актора, это всегда результат взаимодействия многих участников. Инновации на низовом уровне, государственные программы, рост социальной ответственности корпораций, потребителей и научного сообщества - все это играет важную роль в изменении институциональных структур в областях энергетики, жилья, продовольствия, отходов и транспорта.

Данный тезис авторы иллюстрируют на примере трех европейских столиц: Лондона, Амстердама и Парижа.

Так, в Лондонском Сити идея циркулярной экономики наиболее близка к изначальной концепции, основанной на извлечении экономических выгод из более эффективного использования имеющихся ресурсов. Это подход, ориентированный на продукт, т.е. на расширение производства «низкоуглеродных товаров», оптимизацию энергетического сектора и повышение эффективности утилизации отходов. Основными причинами, побуждающими городские власти разрабатывать проекты внедрения циркулярной экономики, стали негативные экологические и экономические последствия быстрого роста населения города и количества туристов.

Лондонский подход к циркулярной экономике разрабатывается на основе пяти типов бизнес-моделей: продукт как услуга, возобновляемые ресурсы, рециклинг, продление срока службы продукта и экономика совместного использования. При этом го-

родская стратегия полностью ориентирована на бизнес при практическом отсутствии интереса к роли социальных институтов.

Ожидается, что к 2036 г. реализация принципов циркулярной экономики принесет Лондону доход в размере 7 млрд фунтов стерлингов в год и создаст более 40 тыс. новых рабочих мест в пяти основных областях: строительство; продовольственный сектор; текстильная промышленность; компьютерное, электрическое и электронное оборудование; сектор переработки изделий из пластмассы.

В городской стратегии определены меры по достижению заявленных результатов, которые включают: внедрение «умных» технологий, создание инноваций, развитие венчурного финансирования, планирование государственных закупок, а также налоговые инструменты государственной поддержки. Эти меры буду реализованы на трех уровнях: 1) поддержка стартапов; 2) масштабирование путем поддержки мелких и средних предприятий (МСП); 3) системный переход к новым экономическим моделям, включая модели сетевой экономики. В целом основная ставка делается на бизнес. Ключевым инструментом государственной поддержки являются государственные закупки.

В Амстердаме основными мотивами разработки городской программы внедрения циркулярной экономики являются минимизация импорта основных ресурсов и материалов и, следовательно, обеспечение максимальной независимости Амстердама (и Нидерландов в целом) от глобального рынка ресурсов, а также позиционирование Амстердама как «колыбели инноваций». Основное внимание в программе уделяется проблемам ресурсов, создания рабочих мест и инноваций в трех основных сферах: обращение отходов, энергетика и строительство. Ожидается, что программа будет способствовать созданию новых рабочих мест, сохранению чистоты ОС, развитию новых или обновленных отраслей промышленности и повышению конкурентоспособности на мировых рынках. При этом муниципалитет позиционирует себя в качестве посредника, создающего благоприятный климат для бизнеса.

Программа базируется на следующих принципах: 1) полная переработка всех отходов; 2) получение всей энергии из возобновляемых источников; 3) генерирование природными ресурсами новых финансовых или нефинансовых выгод; 4) поддержка адаптив-

ности системы модульным и гибким дизайном продукта и цепочками поставок; 5) переход от владения к пользованию (продукт как услуга); 6) развитие экосистемных услуг и восстановление «природного капитала».

Параллельно с программой циркулярной экономики разработана программа развития экономики совместного потребления, хотя эти две программы остаются в значительной степени независимыми друг от друга, причем первая реализуется главным образом государственным сектором, а вторая - частным бизнесом и некоммерческими организациями (НКО), что, по мнению авторов статьи, является существенным недостатком, поскольку приводит к разрыву между моделями потребления и производства, в то время как концепция циркулярной экономики подразумевает в качестве одного из основных элементов снижение потребления.

Для достижения заявленных целей разрабатывается совместная инициатива органов власти, бизнеса и НКО под названием «Зеленый договор», направленная на устранение административных барьеров для реализации инициатив по внедрению циркулярной экономики, а также на предоставление бизнесу необходимых экономических условий для запуска соответствующих инноваций.

Мотивация для продвижения идей циркулярной экономики в Париже принципиально иная - усиление социальной сплоченности и формирование социальной идентичности Иль де Франс (Большого Парижа) как единого административного института парижского столичного региона. Цель внедрения циркулярной экономики в Париже - «сохранить планету и ее жителей, используя социально ориентированный подход, и построить мир, который одновременно является экологичным, справедливым и единым. Это модель, которая основана на совместном использовании, а не на прибыли, на коллективном разуме, а не на индивидуальной конкуренции, на восстановлении стоимости продукта, а не на отходах» [2, с. 975]. К основным элементам циркулярной экономики Большого Парижа относятся деятельность по поддержке социально незащищенных слоев населения посредством поощрения социальной и солидарной экономики, локализация производственных систем, реализация образовательных программ. Основными сферами внедрения концепции являются обращение отходов, энергетика, климат, дизайн продукта, ОС.

Концепция циркулярной экономики Большого Парижа формируется широким кругом участников, для чего специально создана Генеральная ассамблея, включающая представителей жителей, НКО, бизнеса и органов власти. Особое внимание в ней уделяется поддержке «инициатив снизу». Этот подход основан на принципах интеграции экономики совместного использования в существующие экономические модели, а также на признании органами власти своей ключевой роли в вовлечении граждан в общественные процессы. Таким образом, местные органы власти позиционируют себя как регуляторов и посредников, как движущую силу всего проекта. Как на местном, так и на национальном уровне уже сформировано необходимое законодательство. Так, например, предприятия общественного питания, производящие более 10 т биоотходов в год, обязаны сортировать и утилизировать такие отходы путем компостирования или анаэробного сбраживания, а крупные супермаркеты (с торговыми площадями свыше 400 кв. м) должны не выбрасывать продукты с истекающим сроком годности, а жертвовать их на благотворительность или перерабатывать в корм для животных или компост. Несоблюдение этой обязанности может повлечь за собой штраф до 75 тыс. евро. Помимо этого, конечно, действуют и традиционные механизмы стимулирования, например льготы по НДС и госзакупки.

Таким образом, концепция циркулярной экономики в Большом Париже основана на признании того, что конечными ее бенефициарами являются все жители города.

Список литературы

1. Cullen J. Toward a circular materials economy // Materials research society bulletin. - Cambridge, 2018. - Vol. 43, N 3. - P. 171.

2. Fratini Ch.F., Georg S., Jergensen S. Exploring circular economy imaginaries in European cities: A research agenda for the governance of urban sustainability transitions // J. of cleaner production. - Amsterdam, 2019. - Vol. 228. - P. 974989.

3. Garcia D.J., Lovett B.M., You F. Considering agricultural wastes and ecosystem services in Food-Energy-Water-Waste Nexus system design // J. of cleaner production. - Amsterdam, 2019. - Vol. 228. - P. 941-955.

4. Evaluation of bioeconomy in the context of strong sustainability / Liobikiene G., Balezentis T., Streimkiene D., Chen X. // Sustainable development. - Sydney, 2019. - Vol. 27, N 5. - P. 955-964.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.