Научная статья на тему 'Цинизм в образовании и студенческой среде'

Цинизм в образовании и студенческой среде Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
143
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цинизм / цинизм юношеский / цинизм образования / цинізм / цинізм юнацький / цинізм освіти

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Зиннурова Л. И.

В статье проанализирован цинизм как социокультурный феномен современности, все более пронизывающий образование и студенчество и разрушающий их недуг формализма; названы предложения, способы противодействия образовательному цинизму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Цинізм в освіті і студентському середовищі

В статті проаналізований цинізм як соціокультурний феномен сучасності, все більш пронизливе освіту і студентство і руйнуючу їх недугу формалізму; названі пропозиції, способи протидії освітньому цинізму.

Текст научной работы на тему «Цинизм в образовании и студенческой среде»

УДК 130.2

ЦИНИЗМ В ОБРАЗОВАНИИ И СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Зиннурова Л.И.

В статье проанализирован цинизм как социокультурный феномен современности, все более пронизывающий образование и студенчество и разрушающий их недуг формализма; названы предложения, способы противодействия образовательному цинизму. Ключевые слова: цинизм, цинизм юношеский, цинизм образования.

Цинизм в наши дни является серьезным недугом культуры, поразившим буквально все сферы общества. Этот недуг настолько опасен, что его анализом вплотную занялись философы, никогда не терявшие к нему интереса филологи, историки, и все те, кому небезразлична судьба и перспективы общества, его будущее.

Самым впечатляющим и глубоким является исследование цинизма, предпринятое немецким философом П. Слотердайком, и блистательно запечатленное в объемном труде, названном весьма симптоматично: «Критика цинического разума». Название не зря перекликается с Критиками И. Канта, и не только потому, что труд П. Слотердайка был приурочен к 200-летию выхода в свет первой из «Критик» И. Канта. Существенное состоит в том, что явственно обнаружился цинический разум интересный как феномен и зловещий как болезнь культуры.

Согласимся с М.В. Бахтиным, что цинизм культуры - это неспособность к оценке и действию, это кризис культуры, который заключается в кризисе ценностей, наступающем при осознании утраты этими ценностями своего статуса.

Цинизм вообще - это просвещенное ложное сознание, говорит П. Слотердайк; это видение себя несчастным современным сознанием во всей ясности. Более того, цинизм выражается в воздержании от позитивного суждения, в стремлении уравнять противоположное, в нигилистическом глумлении над общепринятыми культурными нормами. Сформировался

особый цинический ум, лишившийся мужества, арпоп считающий обманом все постулаты, и нацеленный только на то, чтобы хоть как-то выжить [1].

Цинический ум сопровождается чувством надломленности, деморализации, усталости от сверхсложных и просто сложных проблем и поэтому избирающий для себя метод отстранения, дистанцирования от неприятностей. Цинизм, в итоге, не что иное, как ложный проект бегства от негативности бытия, попытка ускользнуть от нее в квазипозитивности «просвещенного ложного сознания». Истоком цинизма был античный кинизм, выражающий протест против господской цивилизации. Поэтому цинизм справедливо считается выродившимся кинизмом, «неправильным отрицанием античного кинизма, в котором были отсечены его здоровые и жизнеутверждающие моменты, и, напротив, усилены и гипертрофированы нигилистические, разрушительные тенденции. Кроме источника, в литературе обстоятельно выявлены и причины утверждения и распространения цинизма:

- крушение идеалов, иллюзий в трагичном бытии ХХ и XXI в.в.;

- негативность общественного бытия и негативность человека;

- безальтернативность социального и экзистенциального одиночества;

- разобщенность людей вследствие возрастания и усложнения функций индивидуального существования;

- разрыв между индивидуальным желанием и общими притязаниями, между делом и чистой теорией;

- повальная поверхностная просвещенность;

- лавина информации;

- властная стратегия по вытеснению интеллектуалов с политического поля;

- девальвация общечеловеческих ценностей.

Совершенно четко нарисовался и портрет современного циника: это пограничный случай меланхолика, шизоидно-расщепленный тип, человек, ко всему относящийся одинаково безразлично, сторонний наблюдатель,

разучившийся испытывать порицание или одобрение к происходящему, конформист, нигилист, человек, живущий прописными истинами, житейскими устремлениями. Можно найти в цинике и скептика, и эпикурейца, но лишь в той мере, в какой это подходит для него, и в той степени, которая значительно превосходит собственно скептицизм и собственно эпикуреизм. Что-то есть у циника даже от стоика, но безразличие циника это совсем не мужественная апатия стоика, а безвольная и трусливая отстраненность, лишенная благородства и высоких целей. Циник -раздувшийся релятивист, перешагнувший границу уместного.

Легко видеть, что цинизм деморализует и разоружает личность как в психическом, так и в интеллектуальном отношении, деактивизирует человека, что противопоказано человеку как активному, неуемному, беспокойному существу, обладающему в отличие от всего живого сверхэнергичностью. Цинизм ломает и уродует человека, и если мы хотим сохраниться как люди и не хотим превратиться в программируемых и управляемых сверхлюдей, то мы просто обязаны с цинизмом сражаться.

Прибежищем цинизма традиционно были медицина, война, политика. Однако, в ХХ веке, особенно к концу его, цинизм успешно прописался во всех сферах жизни и чувствует себя в них как дома. Люди спасовали перед цинизмом, а это опасно и даже гибельно для человека и человечества, поскольку цинизм не спасает, а анестезирует гибнущего человека и обреченное общество.

Огорчительно и прискорбно проникновение цинизма в образовательную среду и укоренение цинизма в ней. Казалось бы, что сфера образования обладает достаточным иммунитетом против заразы цинизма, если исходить из того, что приводит к цинизму. В самом деле, образование во всем его объеме и глубине обладает целями, идеалами, отличается позитивностью, обусловленной необходимостью и стремлением к постижению знаний, обогащению ими, что всегда почиталось как благородное занятие. В образовании всегда утверждался культ и почитание истины, как высшей

ценности, с образованием и образованностью связывалось лучшее будущее, надежда на его достижение. Образование сплачивало людей, связывало их в процессе и в системе. Образование всегда было сферой специфической, не для всех доступной и не только по причине его дороговизны, хотя это очень существенно, но и в силу существовавшего, почти на интуитивном уровне, понимания, что оно на высших ступенях не всем по способностям доступно. Поэтому всегда существовала селекция, отбор, осуществляющийся в различных формах: испытания на уровень способностей, умственного развития, экзамены, попросту говоря, проводившиеся в несколько этапов, и достаточно надежно отсеивающих недоброкачественных претендентов. Возможно, экзамены не лучший способ, и в них можно найти массу несовершенств, но если общество заинтересовано в обнаружении настоящих, подлинных кандидатов в образованности, то оно обеспечит должную объективность и необходимую достаточность экзаменов. В обществе четко обозначились уровни образования, вполне соответствующие уровням способностей и возможностей людей, которые не у всех одинаковы. Следует уточнить, что под возможностями подразумеваются не материальные или социальные (статус, положение), а личностные, индивидуальные, связанные с тем, что дано человеку от природы, или от Бога. До сих пор мы не обладаем точными критериями и эффективными правилами определения степени развитости человека, а все имеющееся - тесты разного рода - крайне несовершенны и более, чем приблизительны. Существует некий негласный консенсус в обществах любого масштаба, довольно точно выделяющий умных, средних, глупых, достойных и недостойных стези образования.

По мере размывания социальных, имущественных, сословных и прочих границ, прежде строго удерживающих людей в рамках слоя, страта, группы, вызревала некая однородная масса, составленная из человека-массы, человека-толпы, среднего человека, претендующего на все и поддерживаемого в своих претензиях на все, на все достижения культуры, на богатство, комфорт, на высокое положение, славу, известность. Это было

следствием слишком широко трактовавшегося права всех и каждого на наиболее привлекательные и жаждуемые ценности. Торопящееся человечество не задумывалось над тем, что все богатыми могут стать только при наличии безразмерного и все более увеличивающегося общественного богатства, сказочного изобилия, что слава и известность могут существовать на фоне неизвестности и бесславия, иначе они просто не проявятся. Столь же общим и общеобязательным представлялось и образование, тем более, что неравенство в образованности оскорбляло и обижало. Разумеется, в прогрессивном движении общества образование становилось необходимым и даже обязательным, но не любое. Во-первых, в обществе не все одинаково способны, во-вторых, нет необходимости постоянного повышения степени образованности для всех, хотя бы потому, что в обществе всегда есть вакансии, не требующие высокого образования: кому-то придется «строить и месть», стирать и готовить, шить, причесывать, обихаживать больных, выращивать продовольствие, изготавливать всякие нужные вещи, механизмы. Вряд ли стоит уповать на то, что все это можно перевалить на плечи машин, механизмов, роботов.

Иллюзия доступности всего и вся коварна, опасна. Как и всякая иллюзия, она настраивает и направляет на ложный путь. Кроме горьких разочарований, которые непременно настигнут поддавшихся иллюзиям, много потеряет общество, пошедшее не туда.

Уверившись в доступности образования для всех, мы уже пожинаем плоды этой иллюзии. Это и падение, и разрушение образования, образованности, и экономические издержки, выразившиеся в том, что «образованные» не хотят и не считают нужным заполнить обескровленные сферы - производство, обслуживание, особенно если они не престижны.

Некому работать даже в немногочисленных возрождающихся производящих предприятиях, не прельщает ни заработная плата, ни перспективы. Так называемые образованные, а точнее, просто обладающие дипломами люди, прочно и глубоко отравлены ложным сознанием своей

особенности. Перепроизводство «образованных» привело к невостребованности их и породило то, что в общем именуется негативизмом общественного бытия и человека.

Все это привело к краху иллюзий, обесцениванию идеалов, что и создало благоприятную почву для укоренения цинизма в сфере образования. «Самым невинным и простодушным из цинизмов знания, - говорит П. Слотердайк, - является цинизм тех, кто сдает экзамены» (1, с. 448), т. е. студентов. Они безразлично относятся к тому, что им следует выучить сдать, т. к. твердо намерены забыть все на следующий после экзаменов день. Менее невинным и простодушным является цинизм курирующих образование политиков и практиков, которые считают, что учиться нужно усердно и хорошо, но лишь для того, чтобы отобрать усердных и лучших, т. к. они справятся и с практическими задачами. Что же касается всяких теорий и знаний, то многие из них, если не все, сильно расходятся с практикой и поэтому не нужны, например, всякие общеобразовательные, гуманитарные. В такой установке, «образование цинически отделяется от своих целей и превращается в абстрактный квалификационный признак», - считает П. Слотердайк (1, с. 449). Единственное, что связывает учебу и профессию, категория оплаты, зависящая от наличия диплома или престижности учебного заведения. Ценически обесценивается содержательная сторона образования, превращающеюся в какую-то бессмысленную тренировку или общий треп. Уничтожаются всякие представления о морали и этике; предметы, связанные с ценностями, или изымаются из образования, или сокращаются в объеме до того, что утрачивают ценностную ориентацию, либо целенаправленно и планомерно технологизируются, что также вытравливает из них ценностный аспект. Все ценности сводятся к деньгам, прибыли, эффективности, успеху. Для внедрения цинизма и рекрутирования циников в студенческой среде этого вполне достаточно.

Цинизм сокрушает и преподавательский корпус. Все малочисленнее становится отряд оптимистов-традиционалов, преподавателей старой

закалки, а пополнение осуществляется за счет циничных студентов, получивших дипломы и уже цинизмом пораженными. Множится число преподавателей, безразличных к разрушению образования, к девальвации образованности, к падению престижа образованности, к недоброкачественности выпускаемых «специалистов», равнодушных исполнителей своих функций только ради своего собственного выживания, понимающих трагизм краха образования, но не желающих и пальцем пошевелить, чтобы этому краху воспрепятствовать, механически действующих в сфере образования, не обременяя себя угрызениями совести за преступное участие в процессе уничтожения образования, нацеленных только на то, чтобы не выпасть из системы, выжить, абсолютно не верящих в то, что ситуацию не только можно, но и нужно переломить. Цинизм студенчества и цинизм преподавательский дружно сомкнулись и составили прочную и застывшую систему, в плену которой агонизирует современное образование.

Впавшее в кризис общество не в состоянии эффективно бороться с укоренившимся цинизмом, т.к. оно сориентировано на разрешение экономических проблем.

Об опасности цинизма молодых провидчески писал еще в 1929 г. великий философ ХХ века Бертран Рассел в статье «О юношеском цинизме» [3]. В то время цинизм молодых еще только нарождался, а старшее поколение, к цинизму относившееся весьма настороженно, обладало и желанием, и возможностями позаботиться о защите молодых. Старшее поколение еще было озабочено и нравственным здоровьем молодых, может быть потому, что не предполагало, что цинизм разбушуется в таких масштабах, что его невозможно будет унять, что цинизм превратится в неуправляемую социальную стихию. В первой трети ХХ века еще не было очевидно, как катастрофично стремление общества производить как можно больше товаров, вызвавшее необходимость потреблять. Меньше чем за 100 лет потребление стало центральной идеей, вытеснило настоящие культурные

ценности, задачи потребляющего общества сделали ненужным воспитание как процесс приобщения к подлинным ценностям. Б. Рассел очень точно подметил, что «правители мира были глупы всегда», и именно поэтому они и не подумали о том, что общество потребления бесперспективно. Более того, правители никогда не были раньше так могущественны, как сейчас, а они могли бы переломить ситуацию, если бы были или стали интеллигентными. Б. Рассел говорил, что стать интеллигентными - обязанность правящих миром, т.к. это и только это может предотвратить опасность гибели общества.

«Каузальность в современном мире является наиболее сложной и разветвленной, чем когда бы то ни было раньше, вследствие увеличения больших организаций, но те, кто контролирует эти организации, суть невежественные люди, не знающие и сотой части последствий своих действий» - утверждал Б. Рассел. Ныне современные организации не просто большие, а глобальные, и степень ответственности их руководителей столь же глобальна, но ответственность не осознается и невежественными, и алчными руководителями, да и не в моде она. Вывод напрашивается совершенно четкий: необходимо возрождение ответственности как основополагающей добродетели. Что касается обязанности правителей быть интеллигентными, то подтолкнуть к этой обязанности могло бы образование, которое было бы устроено так, чтобы «ни один человек, не имел бы права работать на бирже, пока не сдаст экзамен по экономике и греческой поэзии, ... а политики будут обязаны иметь компетентное знание истории и современной поэзии» [2], какими бы несовместимыми казались на первый взгляд столь разные сферы. И в самом деле, только гуманитарная составляющая образования и заставит задуматься, и приучит мыслить вообще и масштабно мыслить тех, кто решения принимает. Б. Рассел считал, что так устроенный мир бы прекрасен. Возможно ли такое? Если озаботиться катастрофильностью современности, хотя воплотить это в жизнь очень непросто. Переориентация мирового сообщества пропорциональна

глобальности его бытия, но она единственный выход. В этой переориентации станет не нужным и вредным стремление правящих вытеснить интеллектуалов с политического поля, а, напротив, появиться необходимость в образованных, мыслящих, озабоченных общечеловеческими проблемами людях. Востребованность таких людей естественным образом будет теснить цинизм в молодых, пробудит в них нравственность, задавит безразличие, растормошит творческое начало. Б. Рассел совершенно прав в том, что вылечить цинизм нельзя одной лишь проповедью или путем демонстрации совершенных идеалов. Хотя, учитывая возможности современных СМИ в пропаганде и демонстрации совершенных идеалов, с этого следует начать, но добиться успеха удастся только тогда, когда молодые люди получат и перспективы, и реальные возможности занять себя в деятельном и творческом труде. Только так можно будет проветрить сферу образования до полного избавления ее от цинизма.

Список литературы

1. Слотердайк П. Критика цинического разума - У-Фактория. - М. : АСТ Москва, 2008.

2. Бахтин М. В. Историческое знание в эпоху цинического разума - rudocs.exdat.com|docs|index - 197655. html.

3. Рассел Б. О юношеском цинизме - http:www.sbiblio. com|forum|.

Зшнурова Л.1. Цишзм в освт i студентському середовищi

В статп проаналiзований цишзм як соцюкультурний феномен сучасносп, все б№ш пронизливе освиу i студентство i руйнуючу !х недугу формалiзму; назваш пропозици, способи протидп освитому цишзму. Ключовi слова: цишзм, цишзм юнацький, цишзм освгга.

Zinnurova L.I. Tsinizm in education and student environment

In the article the cynicism as sotsiokulturniy phenomenon of contemporaneity is analysed, as more piercing education and student and ailment destroying them, and suggestions are adopted methods of counteraction to educational cynicism.

Keywords: cynicism, cynicism the youth, cynicism of education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.