ИССЛЕДОВАНИЯ RESEARCHES
Научная статья /Article УДК 929.522
https://doi.org/10.34130/2306-8450-2024-3-4
Цилемские книжники Ларионовы и Поповы
Татьяна Федоровна Волкова
Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, Сыктывкар, Россия, [email protected], http://orcid.org/ 0000-0002-0119-5343
Аннотация. В статье характеризуются материалы базы данных о печорских книжниках, связанные с двумя цилемскими фамилиями — Ларионовыми и Поповыми. Используя списки книжников, составленные В. И. Малышевым, и архивные документы, собранные А. В. Новиковым, а также записи цилемских книжников на рукописных и старопечатных книгах и отчеты об археографических экспедициях на Цильму, автор статьи описывает, какие рукописи и печатные кириллические книги принадлежали представителям этих семей, приводит оставленные ими на полях старинных книг записи. В совокупности эти материалы дают представление о составе родовых библиотек Ларионовых и Поповых.
Ключевые слова: Цилемский омелинский скит, книжники Ларионовы, книжники Поповы, Нижняя Печора, старообрядческая книжность
Для цитирования: Волкова Т. Ф. Цилемские книжники Ларионовы и Поповы // Вестник Сыктывкарского университета. Серия гуманитарных наук. 2024. № 3. С. 4-18. https://doi.org/ 10.34130/2306-8450-2024-3-4
Tsilma scribes Larionov and Popov
Tatyana F. Volkova
Pitirim Sorokin Syktyvkar State University, Syktyvkar, Russia, [email protected], http://orcid.org/ 0000-0002-0119-5343
Abstract. The article describes the materials of the database on Pechora scribes connected with two Tsilma families — the Larionovs and the Popovs. Using the lists of scribes compiled by V. I. Malyshev and archival documents collected by A. V. Novikov, as well as the records of Tsilma scribes on handwritten and early printed books and reports on archaeological expeditions to Tsilma, the author of the article describes which manuscripts and printed Cyrillic books belonged to representatives of these families, and cites the notes they left in the margins of old
books. Taken together, these materials provide an idea of the composition of the Larionovs' and Popovs' family libraries.
Keywords: Tsilma Omelinskii Skete, Larionov scribes, Popov scribes, the Lower Pechora, Old Believer bookishness
For citation: Volkova T. F. Tsilma scribes Larionov and Popov. Vestnik Syktyvkarskogo uni- versiteta. Seriya gumanitarnyh nauk = Bulletin of Syktyvkar University. Humanities Series. 2024, 3: 4-18. (In Russ.) https://doi.org/10.34130/2306-8450-2024-3-4
Несколько лет назад автор статьи приступила к созданию серии очерков о печорских книжниках — представителях печорских, пижемских и цилемских родов, в которых сохранялись в течение многих десятилетий остатки родовых библиотек. Анализ составленной мною базы данных о печорских книжниках показал, что старинная книжность в Усть-Цилемском районе Республики Коми сохранялась и переписывалась представителями этих родов. Всего нами было выделено 23 фамилии, среди представителей которых были книжники — писцы, владельцы рукописей, читатели старинной книги. Составление очерков о книжниках печорских родов имело отдаленную цель — создать в будущем «Словарь книжников Нижней Печоры», идея которого возникла еще в 1998 г. [Волкова, 1998]. К настоящему времени эта подготовительная работа подходит к концу: опубликовано 19 очерков о создателях и хранителях печорской рукописной традиции — представителях разных печорских, пижемских и цилемских родов [Волкова, 2010, 2014, 2019а-ж; 2020, 2021а-б, 2023а-б, 2024; Волкова, Вокуева, 2019; Волкова, Дронова, 2024; Волкова, Мелихов, 2024], три очерка — о книжниках Кирилловых-Антоновых, Поздеевых и Шишеловых — находятся в печати. Данная статья о цилемских книжниках Ларионовых и Поповых завершает наши исследования о родовых библиотеках печорских крестьян.
О цилемских книжниках Ларионовых и Поповых сохранилось не так много информации, поэтому обобщение материалов базы данных об этих книжниках было оставлено мною на завершающий этап исследования. За это время появилась книга краеведа А. В. Новикова [Новиков, 2009], в которой автор собрал обширный материал государственных архивов и устные предания о Цилемском ските и его обитателях, опубликовал некоторые записи на книгах, найденных В. И. Малышевым в д. Омелино на Цильме, где и был основан в середине XVIII в., как считал В. И. Малышев, Цилемский скит, просуществовавший до середины XIX в. На территории бывшего Омелинского скита в 20-е гг. XXI в. побывали наш фольклорист Т. С. Канева и исследователь печорских икон А. В. Афанасьев, опубликовавшие свои наблюдения об особенностях топографии омелинского поселения и описавшие сакральные артефакты, обнаруженные авторами в экспедициях последних лет [Афанасьев, Канева, 2023]. Эти публикации облегчили работу по реконструкции рукописного собрания двух связанных с Цилемским скитом семей — Ларионовых и Поповых, предоставили архивный материал для прояснения родственных связей представителей этой семьи, имена которых нам были известны по записям на сохранившихся книгах из д. Омелино, по спискам
книжников, составленным В. И. Малышевым [Малышев, 1960а, с. 16-18, 24-26; Малышев, 1962, с. 455-456], по научным описаниям рукописей, привезенных с Цильмы.
Учитывая изученность материалов, связанных с Цилемским скитом и его «насельниками», приведем лишь самые общие сведения о возникновении и закрытии скита и первых его обитателях и сосредоточимся на филологической стороне исследования — приведем сведения о тех книгах, которые читали, хранили и переписывали книжники Ларионовы и Поповы.
Омелинский (Цилемский) скит, основанный мезенцами в середине ХУШ в., а по другой версии еще раньше — в 1668 г. [Новиков, 2009, с. 100] на притоке Печоры реке Цильме, был создан поморцами и организован по образцу Выго-Лексинского общежительства, как и Великопоженский скит на Пижме. Сохранилась переписка омелинцев с выговскими старцами. Расцвет Омелинского скита приходится на вторую половину XVII — начало XIX в. В ските имелась часовня, были мужские и женские кельи. В 1805 г. в нем проживало около 40 человек. Обитатели скита занимались хлебопашеством и скотоводством. В ските имелась достаточно обширная библиотека, были свои переписчики, была небольшая школа, в которой обучались дети мезенских староверов. Во всех семьях были старинные рукописные и старопечатные книги. Омелинский скит был вторым (после Великопоженского общежительства) центром распространения грамотности и книги в верховьях Мезени [Малышев, 1960а, с. 11-12]. Это была самая скрытая старообрядческая община в Мезенском уезде. Епархиальные власти обнаружили Омелинский скит только в 1831 г. [Новиков, 2009, с. 59], но, возможно, и раньше [Новиков, 2009, с. 62]. Более десяти лет шла официальная переписка по поводу судьбы скита и его жителей. Наконец в 1844 г. скит был закрыт по распоряжению архангельского губернатора. Колокола, иконы и часовенная утварь поступили в 1846 г. в Усть-цилемскую церковь, а книги отослали 23 мая 1845 г. в семинарскую библиотеку (ГААО. Ф. 29, Оп. 4. Т. 2. Д. 1676. Л. 50) [Новиков, 2009, с. 83]). Оставшиеся люди продолжали жить в деревне Омелино, устраивать богослужения в небольшой построенной ими часовне. И еще долго, вплоть до 90-х гг. XIX в., Омелино оставалось для жителей округи центром духовной жизни.
Какие же имена книжников из семей Ларионовых и Поповых нам сейчас известны по архивным документам? Эти два рода — Ларионовы и Поповы — прослеживаются в документах с 1623 г. Представители этих семей первоначально числились жителями д. Койнас, находящейся на левом берегу р. Мезень, рядом с устьем ее притока, ручья Койнасский. Родоначальником цилемских Ларионовых был крестьянин Онфимко Васильев, упоминаемый в переписи 1623 г. как имеющий «осьмину» пашни и свой двор [Новиков, 2009, с. 90-91]. А родоначальником семьи Поповых по переписи 1623 г. стал поп Филипп Меркурьев, а в переписной книге 1678 г. называются и два сына Филиппа — Василий и Ермолай, которые уже записаны как крестьяне [Новиков, 2009, с. 92].
Род Поповых, согласно документам, имел в Койнасе две ветви, происходившие от разных предков. С Цилемским скитом связана та ветвь, родоначальницей которой стала «девка» Агафья, дочь Романа Политовича, 1779 г. р. Первое о ней упоминание отыскивается в метрической книге, где сообщается о том, что 30 декабря 1814 г. у нее родился сын (имя его не названо), а в 1819 г. родился второй сын Авраам, который до 1841 г. в документах фигурирует как раскольник, но при венчании его 12 января 1841 г. «присоединился к православию, в чем дал расписку» (доклад койнасского священника Евграфа Каллиникова 10 окт. 1846 г. Консистории) [Новиков, 2009, с. 67].
Объединение рода Ларионовых с родом Поповых произошло, когда Иван Антипыч Ларионов 21 января 1833 г. обвенчался с дочерью Фёдора Попова Татьяной, о чем сохранилась запись в метрической книге [Новиков, 2009, с. 68]. Однако и до этого венчания Ларионовы и Поповы в документах упоминаются вместе как населявшие Цилемский скит, а после его закрытия — Цилемский выселок [Новиков, 2009, с. 89].
Обратимся к материалам нашей базы данных о печорских книжниках. Начнем ее обзор с рода Ларионовых. По записям и спискам В. И. Малышева нам известно шесть Ларионовых, в той или иной мере причастных к книжной культуре. В первую очередь следует назвать старожилов скита, переписчиков рукописей Антипа Марковича Ларионова и его сына Ивана Антиповича. Антип Маркович назван в двух списках В. И. Малышева, составленных по устным рассказам печорских старожилов, — списке писцов (с пометой «д. Омелино; умер в начале XIX в.») [Малышев, 1960а, с. 18] и списке владельцев рукописей как владелец значительного собрания [Малышев, 1960а, с. 26]. Согласно архивным разысканиям А. В. Новикова, непосредственными предшественниками Антипа Марковича по прямой родословной линии были Иев Ларионов 1705 г. р. и отец Антипы — Марк, сын Иева, 1731 г. р. Антип Маркович родился в 1766 г. Он официально зафиксирован архивными документами как наставник Омелинского скита, переписчик книг, имевший связь с Выговским общежительством. Антип Маркович унаследовал все скитские дома, владельцем которых он указан (ГААО. Ф. 29. Оп. 4, Т. 2. Д. 1676, Л. 1, 2, 37 об. [Новиков, 2009, с. 101-102]).
Свидетельством писцовой деятельности Антипы Марковича служат записи его сына Ивана Антиповича, сделанные на сборной рукописи ИРЛИ, УЦ 32 последней трети XVIII в., в 4-ку, написанной на 137-ми листах полууставом и скорописью; переплет не сохранился [Малышев, 1960а, с. 89-91]. Рукопись содержит вначале несколько повестей о чудотворных богородичных иконах (Тихвинской, Владимирской, Новгородской), старообрядческое сочинение об Илье Пророке, «Общебратское душеспасительное установление» Выгорецкого общежи-тельства об одежде, обуви, ношении волос, крашении пасхальных яиц, собирании ягод и о другом; соборное постановление Выгорецких общежителей о ново-женах от 1777 г.; выписки из челобитных попа Лазаря царю Алексею Михайловичу и патриарху Иоасафу; выписки из Киево-Печерского патерика и др. На л. 91 сразу после текста «Повести о Новгородской иконе Богородицы» читается за-
пись, сделанная мелкой скорописью XIX в.: «Сию повесть писалъ цылемскаго выселка крестиянинъ Антипъ Марковичь Ларионовъ в министыры (!) за Онегой 1798 года июля 18 числа по вечеру. Подписалъ сынъ его Иванъ Ларионовъ», после чего следует подпись составителя записи. А на л. 137 в середине листа после текста приписано: «Конецъ сей книги у отца родителя Антипы Марковича Ларионова. Писалъ сынъ его Иванъ Антипичь Ларионовъ 1866 года февраля 27 числа воскресенье». Оценил Иван Антипыч и содержание книги: в верхней части л. 137 об. он написал: «1856 года июня 24 Архангельской губерни Мезенскаго уезда Л^пцкой волости Палащельскаго общества Койниской деревни Цылемс[кой] выселки крестьянинъ Иванъ Антипинъ Ларионовъ [от] доски [д]о доски прочи-талъ оного дня — безценное сокровище (тире в записи)». Сам Антипа Маркович сделал на том же листе 137 об. запись о цене книги: «Книги сией цена вос^мъ рублей — сама дорога книга. Писалъ Антипа Ларионовъ», а ниже, видимо, его сыном, сделана более мелким почерком запись сходного содержания о цене книги: «Книги сей ц^на восемърублей. Сама дорога книга».
Еще одна рукопись, связанная с именем Антипы Марковича, — «Зерцало великое» — хранится в Отделе рукописей Библиотеки Академии наук (БАН 33.1.11 (Сев. 586) сборник № 31). На л. 1 сохранилась запись: «Книга глаголемая Зерцало великое переплетом поновлена 1796-го года старанием Ивана Тимофеева Долгова, а трудами Антипы Марковича Ларионова — мезенца» [Новиков, 2009, с. 44]. Приведенные выше датированные записи на рукописях ИРЛИ и БАН с упоминанием Антипы Марковича позволяют, по мнению А. В. Новикова, установить годы пребывания Антипы Марковича в Выговском общежительстве — с 1796 по 1798 [Новиков, 2009, с. 45], где он переписывал и переплетал старообрядческие книги [Новиков, 2009, с. 73].
К Антипе Марковичу в Цилемский скит с разными бытовыми просьбами обращались жители соседних сел. Об этом свидетельствует письмо некоего Федора Анисимова, которое было использовано при обклейке нижней крышки переплета рукописи первого десятилетия XIX в. ИРЛИ, УЦ 266 [Малышев, 1961, с. 603], содержащей «Хождение Трифона Коробейникова». На л. 82 об. читается владельческая запись Ивана Мяндина скорописью и его же запись полууставом: «а писал Иван Мяндин». Письмо Федора Анисимова содержит просьбу о покупке «самоедских» поясов: «Милостивой мой государь Антипа Марковичь, жилаю вам много летъ здравствовать [с] своеию супругою Анисьею Елпидифоровною. Покорно прошу васъ купить на мой щетъ поясовъ сам[ое]тъскихъ толстыхъ 50 (далее в рукописи обрыв листа). Еще купить поясов тонки[х] саженъ сто или два или три. Покорно прошу купить, по весны прислать, а денги вамъ .... (далее неразборчиво). Вашъ Федор Анисимовъ».
В списках писцов и владельцев рукописных собраний В. И. Малышев называет Ларионова Ивана Антоновича [Малышев, 1960а, с. 26]. Но А. В. Новиков в своей книге высказывает предположение, что в списке Малышева Иван Антонович назван ошибочно, так как на Цильме не было Ларионова Ивана Антоновича,
а был только Иван Антипович. Ему, по-видимому, и принадлежит запись писца на последнем листе небольшой рукописи, содержащей «Службу на перенесение мощей Николы Мирликийского» (ИРЛИ, УЦ 355, в 4-ку, на 6-ти листах, подражание печатному шрифту — см. в Древлехранилище ИРЛИ неизданное описание богослужебных рукописей, составленное В. И. Малышевым). Дата рукописи приведена в записи: «Иван Ларионов, 1874 года, апреля 24». Возможно, ему же принадлежит помета на рукописном Часослове (ИРЛИ, УЦ 372) второй четверти XVIII в., в 8-ку, на 89-ти листах, написанном полууставом (см. описание богослужебных рукописей): «Иванъ Ларионовъ подписалъ» (л. 83 об., скоропись). Приведем еще одну запись Ивана Ларионова, где он выступает как читатель древнерусского сочинения. Запись сделана на рукописи середины XVIII в. (ИРЛИ, УЦ 265, в 4-ку, на 95-ти листах), написанной полууставом и содержащей польское сочинение «Суждение дьявола против человека» [Малышев, 1961, с. 603]. На л. 39 об. читается владельческая запись священника Афанасия Катки-на: «Сия книжица принадлежитъ Паназерского прихода священнику Афанасию Каткину во влад гЬние подписалъ сын его». А на л. 40 по правому полю «кудрявой» скорописью приписано: «Хозяину сей книги великия благодарность будет читателя. Иванъ Ларионовъ».
Оставил Иван Ларионов свой автограф и на рукописи, сейчас хранящейся в Усть-Цилемском новом собрании ИРЛИ (УЦ н. 185). Это Устав второй четверти XVIII в. (в 8-ку, на 181-м листе, написан полууставом, переходящим в скоропись; переплет — доски, покрытые тисненой кожей — см. в Древлехранилище ИРЛИ неизданное описание Усть-Цилемского нового собрания). На л. 2 рукописи читается запись: «1866 года марта 28 дня во вторникъ св^тлыя недели писалъ Иванъ Ларионовъ по вечеру». Так Иван Ларионов посчитал важным отметить факт своего обращения к этой рукописи.
Еще одна рукописная книга, согласно помете-автографу, находилась в собрании книжников Ларионовых. Это сборная рукопись XVI-XVII вв. ИРЛИ, УЦ 3 (в 8-ку, на 219 лл., написана скорописью; переплет из бересты, покрыт тисненой кожей [Малышев, 1960а, с. 51-52]). Рукопись содержит ряд статей уставного характера: о поклонах, посте, крестном целовании, великопостной службе, монастырской трапезе, чине причащения, водосвятия, о размещении в трапезной и т. п. Далее читается «Поучение и наказание попом», как им подобает учить и наказывать своих духовных детей, «Правило святых отец... из никонския книги», касающееся вопроса о том, может ли епископ, оставив епископство, в дальнейшем снова на него претендовать. Рукопись содержит также выписки из Альфы толковой, стихиру Сретенью из Октоиха и ряд указов из «Ока церковного» (о движении часов в годовом цикле, о днях седмицы «како поются каноны», указатель утренних евангельских чтений в первую неделю Петрова поста и в другие периоды церковного годового круга. На л. 66 читается помета-автограф: «Иванъ Ларионовъ Даниловъ».
Как владельцы значительных собраний рукописей в списке В. И. Малышева, опубликованном в его монографии «Усть-цилемские рукописные сборники.»,
указаны еще два Ларионовых: Василий Иванович и Варфоломей Васильевич
[Малышев, 1960а, с. 26]. В сохранившихся омелинских рукописях нет владельческих записей или помет этих книжников. Но книга А. В. Новикова позволяет уточнить некоторые биографические данные о них. Оба они — отец и сын — были наставниками в Цилемском выселке до официального закрытия омелин-ской часовни в 1930 г. Установлены и даты их рождения: Василий Иванович родился в 1840 г., Варфоломей Васильевич в 1871-м [Новиков, 2009, с. 102].
Таков круг источников о книжниках Ларионовых, обитателях Омелинского скита на Цильме. Рукописные книги, приведенные в статье как непосредственно связанные с семьей Ларионовых, безусловно, лишь малая часть их родовой библиотеки. По-видимому, часть этих рукописей погибла, а некоторые, на которых книжники Ларионовы не оставили своих помет, возможно, попали в другие селения Усть-Цилемского района и не могут быть причислены к собраниям цилем-ских Ларионовых. Но даже то, что удалось идентифицировать с собранием рукописей этих цилемских книжников, свидетельствует о том, что в этом собрании были и достаточно ранние рукописи, и рукописи, созданные самими цилемскими писцами, что их интересовали как повести о чудесах от богородичных икон, так и уставная литература, о том, что иногда они считали необходимым дать и высокую оценку содержанию прочитанной книги.
Рассмотрим далее материалы нашей базы данных о цилемских книжниках Поповых. Самая ранняя по времени запись одного из Поповых сохранилась на рукописной Псалтири последней четверти XV в., найденной в д. Абрамовской (ИРЛИ, УЦ 339). Это рукопись в 4-ку, на 185 листах, написанная полууставом трех почерков; переплет дощатый с четырьмя железными жуками и одним медным жуком, кожа переплета не сохранилась. Лл. 1-13 и 123 написаны в XVI в.; лл. 153-185 — в самом конце XV в. Заглавия и начальные буквы киноварные, используется вязь (см. неизданное описание богослужебных рукописей Усть-цилемского собрания ИРЛИ, составленное В. И. Малышевым и хранящееся в Древлехранилище). На внутренней стороне нижней крышки переплета Псалтири сохранились записи Андрея Яковлевича Попова: 1. «Лета 7031 (1523), марта в 20 день, подписал сию книгу многогрешной Ондрейко Яковлев сын Попов (1687)»; 2. Списал .(далее неразборчиво) целовальник Ондрей». Неясно, почему в записи фигурируют две даты — XVI и XVII вв. Первая дата 7031 в описании переведена на современное летоисчисление неверно — 1573 г., должно быть 1523. Человека, названного в записи, мы не обнаружили ни в списках книжников, составленных В. И. Малышевым, ни в архивных материалах А. В. Новикова. Тем не менее запись позволяет считать, что уже в XVI (или XVII) веке в роде Поповых был целовальник, чиновник, выбранный из посадских людей или черносошных крестьян для выполнения различных финансовых или судебных обязанностей, который оставил свой автограф на рукописи XV века.
Ряд других Поповых-книжников мы находим в отчетах об экспедициях В. И. Малышева и его списках книжников. Так, в списке владельцев рукописных собраний В. И. Малышев в разделе Усть-Цильма называет Попова Андрея Ва-
сильевича [Малышев, 1960а, с. 24], а в отчете об экспедиции 1949 года он упоминает А. В. Попова в числе жителей Усть-Цильмы, у которых он видел значительные собрания рукописей, насчитывающие по 15-20 книг [Малышев, 1949, с 470].
В том же списке владельцев рукописных собраний В. И. Малышев упоминает и Попова Ивана Яковлевича [Малышев, 1960а, с. 24], о котором Малышев говорит как об уполномоченном типографии Г. К. Горбунова в Усть-Цильме. Такие уполномоченные появились в Усть-Цильме после того, как в 1906 г. старообрядцам разрешили выпускать свои книги. «На Печору сразу же хлынул мощный поток печатной продукции типографий Г. К. Горбунова, П. П. Рябушинского, А. В. Симакова из Уральска и других старообрядческих издательств, выпускавших книги самого разнообразного содержания (служебные, духовно-нравственные, исторические, полемические и т. д.). Немедленно в Усть-Цильме, на Пижме, Цильме и Нерице из местных жителей появились комиссионеры этих фирм, занявшиеся пропагандой и распространением их книг» [Малышев, 1960а, с. 22].
Как владелец собрания рукописей в одном из списков Малышева упоминается Попов Иван Ларионович [Малышев, 1962, с. 456, № 40]. Других сведений о нем в нашей базе данных нет. Нет дополнительных сведений и о Попове Михаиле Абрамовиче, которого В. И. Малышев также включил в список владельцев рукописей, указав на место его проживания — д. Омелино на Цильме [Малышев, 1960а, с. 26].
В ходе экспедиции 1949 г. в Усть-Цильму В. И. Малышев зафиксировал наиболее интересные рукописи, которые он видел в домах устьцилемов и привел эти сведения в своем отчете об экспедиции. Среди владельцев интересных рукописей В. И. Малышев назвал и А. Н. Попову, у которой он видел «Повесть о Григории папе» XIX в. и «Повесть о двенадцати снах царя Шахаиши» также XIX в. [Малышев, 1949, с. 473].
Несколько имен книжников из рода Поповых удалось установить благодаря записям и пометам на рукописных и старопечатных книгах. Так, в сборнике ИРЛИ, УЦ н. 8 (конец XIX в., в 8-ку. 64 л.; скоропись разных почерков; переплет картонный), в котором содержатся такие литературные сочинения, как «Повесть о 12-ти снах царя Мамера», «Чудо Георгия о змее», поучение о матерной брани, «Слово о смерти, како на поли некоему воину прииде», духовные стихи (см. неизданное описание Усть-Цилемского нового собрания ИРЛИ, имеющееся в Древлехранилище), оставили пометы несколько устьцилемов («Прокопей Пет-ровъ Дуркинъ», «Федоръ Филиповъ Кисляковъ», «Игнатей Тороповъ Ва-силь[е]вицъ»). Среди них читается и помета Попова Ивана: «Иван Попов руку приложил» (л. 39 об., на левом поле). А на листах 64 и 64 об. читаются его записи, которые в описании Усть-Цилемского нового собрания ИРЛИ определены как писцовые: «Ивананъ (!) Поповъ писалъ» (л. 64, на нижнем поле); «Писалъ сию книгу» (л. 64 об., вверху л., карандаш, скоропись).
Ряд Поповых оставили свои записи на старопечатных книгах, найденных на Нижней Печоре. Так, на Кирилловой книге (М., 1644, апрель, в 2-ку, 583 л.; переплет: доски в коже, застежки утрачены), полученной в 1981 г. сыктывкарскими археографами от известного печорского книжника и писателя С. А. Носова (НБ СГУ, УЦ п. 26), читаются записи о том, как Петру и Василию Поповым досталась эта книга: «1890-го г. по разделу по второму досталась Василию Попову майя 7-го дня» (на нижней крышке переплета), а на верхней крышке просматривается дефектная запись, частично заклеенная: «Досталась ... Петру Попову». О том, что книга меняла владельцев, свидетельствует еще одна запись на верхней крышке переплета, в которой после комментария к содержанию книги («Книга святого нашего Кирилла Иерусалимского на 8-ой век, сиречь на 8-ую тысячу лет — пророчество его от святых писаний») следует просьба: «Передать Фатею или Ефиму».
Еще один Попов — Феодосий Васильевич — как минимум держал в руках, а возможно, и имел в своей библиотеке старопечатный «Пролог» (сентябрь-февраль), напечатанный в Вильно в 1791 г. (НБ СПбГУ, ОРК 6582) [Савельев 1997, с. 84, № 76]. На подклейке нижней крышки переплета сохранилась запись полууставом «Попов Федосей Васильевич», которая была кем-то зачеркнута, возможно, новым владельцем книги.
Как составитель сборников духовных стихов известен Яков Попов, его в ряду других усть-цилемских переписчиков духовных стихов — И. С. Мяндина, А. М. Бажукова, И. С. Ермолина, С. А. Носова и др. — называет в своей статье Л. А. Петрова [Петрова, 1989, с. 96]. Сохранилась и запись-автограф Якова Попова на сборной рукописи конца ХУШ в. ИРЛИ, УЦ 16 (рукопись в 4-ку, переписана полууставом и скорописью нескольких почерков на 149-ти л.; переплет: картон в тисненой замше, корешок ветхий, заглавия и начальные буквы киноварные) [Малышев, 1960а, с. 69-71]. Рукопись содержит Службу Богородице, Канон мученице Акилине, духовные стихи, «Житие великомученика Никиты», выписки из «Звезды Пресветлой», «Пчелы», поучения Иоанна Дамаскина и Иоанна Златоуста, эсхатологическое сочинение «Послание об антихристе и тайном царствии его». На л. 141 об. читается запись скорописью первой половины ХУШ в.: «.Писал Яков Попов».
Сохранилась читательская запись Зинаиды Николаевны Поповой на рукописи, сейчас хранящейся в НБ СГУ (УЦ р. 63, XУШ-XIX вв. в 2-ку, на 77 л.; написана крупным полууставом; киноварь в заголовках и инициалах; переплет картонный поздний [Памятники, 1989, с. 169]). Рукопись содержит чтения из Евангелия на праздники господские и богородичные, воскресные, дневные и общие святым; получена в 1984 г. от жителя с. Усть-Цильмы Алексея Ефремовича Кириллова. Книга пользовалась у устьцилемов большим спросом: на нижней крышке переплета оставили пометы Чупрова Лукерья Васильевна («1952 года ноября 24-го дня»), Анисим Кириллов, прочитавший ее «до убрусу» в марте 1981 г., а в январе 1982 года «сию книгу читала Попова Зинаида Николаевна».
Остатки библиотеки Цилемского скита попали в собрание еще одной представительницы рода Поповых — Е. В. Поповой. От нее во время экспедиции 1958 г. было получено несколько омелинских рукописей. В своем отчете об этой экспедиции В. И. Малышев писал: «В рыбачьем поселке на Тобуше и в дер. Номбург рукописных книг не оказалось. Проживающая в Номбурге Е. В. Попова, местная наставница, бывшая жительница дер. Омелино, передала нам пять рукописей XVII-XIX вв., подобранных ею в Омелине по чердакам и сараям пустующей деревни незадолго до нашего приезда. По ее словам, в настоящее время в Омелине "не осталось ни одного письменного листочка". Вместе с омелинскими рукописями на Цильме приобретено всего семь рукописных книг» [Малышев, 1960б, с. 515]. Е. В. Попову В. И. Малышев упоминает и в перечне печорцев, «понимающих значение археографической работы», которые могут помочь археографам поддерживать связь с владельцами рукописных книг [Малышев, 1960б, с. 518].
Таковы материалы нашей базы данных о цилемских книжниках Поповых. При всей их скромности они все же дают представление о том, какими книгами представители этой фамилии владели, что читали и переписывали для себя.
Список источников
1. Афанасьев, Канева, 2023 — Афанасьев А. В., Канева Т. С. К вопросу о северных старообрядческих киновиях: Цилемский скит // Рябининские чтения — 2023 : материалы IX конференции по изучению и актуализации традиционной культуры Русского Севера (Петрозаводск, сентябрь 2023 г.) / отв. ред. Т. Г. Иванова. Петрозаводск: Карельский научный центр Российской академии наук, 2023. С. 3-7.
2. Волкова 1998 — Волкова Т. Ф. «Словарь книжников Печоры» (задачи и проблемы издания) // Мир старообрядчества : сб. науч. трудов. М.: Изд-во МГУ, 1998. Вып. 4. Живые традиции: результаты и перспективы комплексных исследований русского старообрядчества. С. 116-122.
3. Волкова, 2010 — Волкова Т. Ф. Мяндины — переписчики, хранители и читатели старинной книги // Вторые Мяндинские чтения : материалы всерос. науч.-практ. конференции. 11-12 июля 2010 г., с. Усть-Цильма : в 2 т. Сыктывкар: ООО «Издательство "Кола"», 2010. Т. 1. С. 86-98.
4. Волкова, 2014 — Волкова Т. Ф. К вопросу о крестьянских старообрядческих книжных собраниях на Нижней Печоре: род Чупровых. (По материалам Банка данных «Печорская книжность») // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2014. Вып. 1 (7). С. 193-205.
5. Волкова, 2019а — Волкова Т. Ф. Книжники-старообрядцы из пижемского рода Бобрецовых // Acta Neophilologica. 2019. Т. XXI (2). С. 243-252.
6. Волкова, 20196 — Волкова Т. Ф. Книжники-старообрядцы Усть-Цилемского края: род Михеевых // Вестник Сыктывкарского университета. Серия гуманитарных наук. Филологические науки, исторические науки, психологические науки, социологические науки, политические науки, культурология, журналистика. 2019. Вып. 2 (10). С. 30-38.
7. Волкова, 2019в — Волкова Т. Ф. Книжники из печорского рода Палкиных // Двадцать шестая годичная сессия Ученого совета Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина: Февральские чтения, посвященные 130-летию со
дня рождения П. А. Сорокина : сб. материалов нац. конференции. Сыктывкар: Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина, 2019. С. 18-23.
8. Волкова, 2019г — Волкова Т. Ф. Вклад крестьян Поташовых в сохранение Печорской рукописно-книжной традиции // Рябининские чтения — 2019 : материалы VIII конференции по изучению и актуализации традиционной культуры Русского Севера / музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2019. С. 500-502.
9. Волкова, 2019д — Волкова Т. Ф. Печорский старообрядческий род Хозяиновых в истории книжной культуры Усть-Цилемского края // Семнадцатый Славянский научный собор «Урал. Православие. Культура». Мир славянской письменности и культуры в православии, социогуманитарном познании : материалы междунар. науч.-практ. конф. / сост. О. В. Терехова. Челябинск: ЧГИК, 2019. С. 222-228.
10. Волкова, 2019е — Волкова Т. Ф. Ермолины-книжники (к вопросу о создателях и хранителях печорской рукописной традиции) // Язык, книга и традиционная культура позднего русского средневековья в науке, музейной и библиотечной работе : труды IV Междунар. науч. конференции (Мир старообрядчества. Вып. 10) / сост. Ю. С. Белянкин, Е. В. Воронцова, Н. В. Литвина. М.: Изд-во Московского университета, 2019. С. 39-52 (Труды исторического факультета МГУ: Вып. ХХХ. Сер. II: Исторические исследования, ХХ).
11. Волкова, 2019ж — Волкова Т. Ф Пижемцы Осташовы и их вклад в создание и сохранение печорской рукописно-книжной традиции // Старообрядчество: история, культура, современность : материалы конференции. 21-22 ноября 2019 г. М., 2019. С. 32-37.
12. Волкова, 2020 — Волкова Т. Ф. Книжники из печорского рода Тирановых // Acta Neophilologica. 2020. Вып. XXII (2). С. 235-245.
13. Волкова, 2021а — Волкова Т. Ф. Книжники из печорского старообрядческого рода Кисляковых // Представления о прошлом в памятниках письменности XVI-XX вв. / отв. ред. А. Х. Элерт. Новосибирск, 2021. С. 99-115 (Археография и источниковедение Сибири; вып. 40).
14. Волкова, 2021б — Волкова Т. Ф. Устьцилёмы Тороповы и их вклад в создание и сохранение рукописно-книжной традиции Усть-Цильмы // Вестник СГУ. 2021. № 3. С. 24-33.
15. Волкова, 2023а — Волкова Т. Ф. Печорские крестьяне Чуркины — владельцы и читатели старинных книг // Вестник СГУ. Серия гуманитарных наук. 2023. № А. С. 49-61.
16. Волкова, 2023б — Волкова Т. Ф. К реконструкции семейного книжного собрания усть-цилемских крестьян Булыгиных // Исторический курьер. 2023. № 2 (28). С. 117-128.
17. Волкова, 2024 — Волкова Т. Ф. К вопросу о духовной культуре крестьян Нижней Печоры: книжники Вокуевы // Двадцать второй Славянский научный собор «Урал. Православие. Культура». Человек в горизонтах русской духовной культуры: ценности — смыслы — практики служения Отечеству : материалы всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / сост. И. Н. Морозова. Челябинск: Челяб. гос. ин-т культуры, 2024. С. 179-185.
18. Волкова, Вокуева, 2019 — Волкова Т. Ф., Вокуева Т. Д. Книжники из печорского рода Дуркиных (по материалам архивов и банка данных «Печорская кнмижность») // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2019. № 4 (28). С. 258-268.
19. Волкова, Дронова, 2024 — Волкова Т. Ф., Дронова Т. И. Книжники из усть-цилемского старообрядческого рода Бабиковых // Человек. Культура. Образование. 2024. № 1. С. 102-116.
20. Волкова, Мелихов, 2024 — Волкова Т. Ф., Мелихов М. В. Вклад старообрядца С. А. Носова в создание и сохранение рукописно-книжной традиции на Нижней Печоре :
по материалам базы данных о печорской книжности // Археография и источниковедение Сибири. 2024. № 1 (43). С. 261-272.
21. Малышев, 1949 — Малышев В. И. Отчет о командировке в село Усть-Цильму Коми АССР // ТОДРЛ. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1949. Т. 7. С. 469-480.
22. Малышев, 1960а — Малышев В. И. Усть-цилемские рукописные сборники XVI-XX вв. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1960. 214 с.
23. Малышев, 19606. — Малышев В. И. Отчет об археографической командировке на Печору 1958 г. // ТОДРЛ. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1960. Т. 16. С. 513-521.
24. Малышев, 1961 — Малышев В. И. Усть-цилемские рукописи XVII-XIX вв. исторического, литературного и бытового содержания // ТОДРЛ. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1961. Т. 17. C. 561-604.
25. Малышев, 1962 — Малышев В. И. Переписка и деловые бумаги усть-цилемских крестьян XVIII-XIX вв. // ТОДРЛ. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1962. Т. 18. С. 442-457.
26. Новиков, 2009 — Новиков А. В. Цилемский скит : исторический очерк. Архангельск: Поморский университет, 2009. 222 с. : [8] л. цв. ил., [1] л. вкл. карт.
27. Памятники, 1989 — Памятники письменности в хранилищах Коми АССР : каталог-путеводитель / сост.: Т. Ф. Волкова (отв. сост.), А. А. Амосов, А. Н. Власов, Л. А. Петрова. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1989. Ч. 1. Вып. 1: Рукописные собрания Сыктывкарского государственного университета. 288 с.
28. Петрова, 1989 — Петрова Л. А. Духовные стихи в усть-цилемской рукописной традиции // Устные и письменные традиции в духовной культуре Севера. Сыктывкар: б.и., 1989. С. 86-101.
29. Савельев, 1997 — Савельев А. А. Книги кириллической печати с берегов Печоры в собрании научной библиотеки Санкт-Петербургского университета // Исследования по истории книжной и традиционной народной культуры Севера : межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. Т. Ф. Волкова. Сыктывкар, 1997. С. 66-85.
References
1. Afanas'ev, Каneva, 2023 — Afanas'ev A. V., Kaneva T. S. On the issue of northern old-believers kinoviyas: Tsilma skete. Ryabininskie chteniya — 2023 : materialy IXkonferencii po izucheniyu i aktualizacii tradicionnoj kul'tury Russkogo Severa (Petrozavodsk, sentyabr' 2023 g.) [Ryabinin Readings — 2023 : proceedings of the IX Conference on the study and actualization of the traditional culture of the Russian North (Petrozavodsk, September 2023)]. Ed. by T. G. Ivanov. Petrozavodsk: Karel'skiji nauchnyi centr Rossiiskoi akademii nauk, 2023. Pp. 3-7. (In Russ.)
2. Volkova, 1998 — Volkova T. F. "Dictionary of Pechora scribes" (tasks and problems of publication). Mir staroobryadchestva : sb. nauch. trudov [The World of Old Believers : collection of scientific works]. Moscow: Publishing House of Moscow State University, 1998. Issue 4. Living traditions: results and prospects of comprehensive research of Russian Old Believers. Pp. 116-122. (In Russ.)
3. Volkova, 2010 — Volkova T. F. The Myandins — scribes, keepers and readers of the ancient book. Vtorye Myandinskie chteniya : materialy vseros. nauch.-prakt. konferencii. 11-12 iyulya 2010 g., s. Ust'-Cil'ma : v 2 t. [The second Myandin readings : materials of the All-Russian scientific and practical conference. July 11-12, 2010, Ust-Tsilma village : in 2 volumes]. Syktyvkar: Kola Publishing House LLC, 2010. Vol. 1. Pp. 86-98. (In Russ.)
4. Volkova, 2014 — Volkova T. F. On the issue of peasant Old Believer book collections in the Lower Pechora: the Chuprov family. (Based on the materials of the Pechora Book Data-
base). Vestnik Ekaterinburgskoj duhovnoj seminarii [Bulletin of the Yekaterinburg Theological Seminary]. 2014. Vol. 1 (7). Pp. 193-205. (In Russ.)
5. Volkova, 2019a — Volkova T. F. The scribes are Old Believers from the Pizhem family of the Bobretsovs. Acta Neophilologica. 2019. Vol. 21 (2). Pp. 243-252. (In Russ.)
6. Volkova, 2019b — Volkova T. F. The Old Believer scribes of the Ust-Tsilma region: the Mikheevs family. Vestnik Syktyvkarskogo universiteta. Seriya gumanitarnykh nauk [Bulletin of Syktyvkar university. Humanities series]. 2019. No 2 (10). Pp. 30-38. (In Russ.)
7. Volkova, 2019c — Volkova T. F. Scribes from the Pechora Palkins family. Dvadcat' shestaya godichnaya sessiya Uchenogo soveta Syktyvkarskogo gosudarstvennogo universiteta imeni Pitirima Sorokina: Fevral'skie chteniya, posvyashchennye 130-letiyu so dnya rozhdeniya P. A. Sorokina : sb. materialov nac. konferencii [Twenty-sixth Annual Session of the Academic Council of Pitirim Sorokin Syktyvkar State University: February readings devoted to the 130th anniversary of P. A. Sorokin's birth]. Syktyvkar, 2019. Pp. 18-23. (In Russ.)
8. Volkova, 2019d — Volkova T. F. The Potashovs peasants contribution to the preservation of Pechora manuscript and book tradition. Ryabininskie chteniya — 2019 : materialy VIII konferencii po izucheniyu i aktualizacii tradicionnoj kul'tury Russkogo Severa [Ryabininskie readings 2019: Proceedings of the 8th conference on the study and actualisation of the Russian North traditional culture]. Kizhi Museum-Reserve. Petrozavodsk, 2019. Pp. 500-502. (In Russ.)
9. Volkova, 2019e — Volkova T. F. The Khozyainovs Pechora Old Believers family in the book culture history of the Ust-Tsilma region. Semnadcatyj Slavyanskij nauchnyj sobor «Ural. Pravoslavie. Kul'tura». Mir slavyanskoj pis'mennosti i kul'tury v pravoslavii, sociogu-manitarnom poznanii: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Seventeenth Slavic Scientific Council 'Ural. Orthodoxy. Culture'. The world of Slavic writing and culture in Orthodoxy, so-cio-humanitarian cognition : procedings of the international scientific-practical conference]. Comp. O. V. Terekhova. Chelyabinsk, 2019. Pp. 222-228. (In Russ.).
10. Volkova, 2019f — Volkova T. F. The Ermolins-scribes: to the question of the creators and keepers of the Pechora manuscript tradition. Yazyk, kniga i tradicionnaya kul'tura pozdnego russkogo srednevekov'ya v nauke, muzejnoj i bibliotechnoj rabote : trudy IVMezhdunar. nauch. konferencii (Mir staroobryadchestva. Vyp. 10) [Language, Book and Traditional Culture of the Late Russian Middle Ages in Science, Museum and library work : proceedings of the IV International Scientific Conference (The World of Old Believers. Issue 10)]. Comp. Y. S. Belyankin, E. V. Vorontsova, N. V. Litvina. Moscow: Publishing House of Moscow University, 2019. pp. 39-52 (Proceedings of the Faculty of History of Moscow State University: Issue XXX. Series II: Historical Research, XX). (In Russ.)
11. Volkova, 2019g — Volkova T. F. The Ostashovs from Pizhma and their contribution to the creation and preservation of the Pechora manuscript-book tradition. Staroobryadchestvo: istoriya, kul'tura, sovremennost': materialy konferencii. 21-22 noyabrya 2019 g. [Old Believers: History, Culture, Modernity : conference papers, 21-22 November 2019]. Moscow, 2019. Pp. 32-37. (In Russ.)
12. Volkova, 2020 — Volkova T. F. The scribes from the Pechora Tiranovs family. Acta Neophilologica. Ol'shtyn. 2020. Vol. 2 (XXII). Pp. 235-245. (In Russ.)
13. Volkova, 2021a — Scribes from the Pechora Old Believer Kislyakov family. Pred-stavleniya o proshlom v pamyatnikah pis'mennosti XVI-XX vv. [Representations of the past in the monuments of writing of the 16th-20th centuries]. Ed. by A. H. Ehlert; Russian Academy of Sciences, Siberian Branch, Institute of History. Novosibirsk, 2021. 316 p. (Archaeography and Source Studies of Siberia; vol. 40). Pp. 99-115 (In Russ.)
14. Volkova, 2021b — Ust-Tsilma Toropovs and their contribution to the creation and preservation of the manuscript-book tradition of Ust-Tsilma. Vestnik Syktyvkarskogo universi-teta. Seriya gumanitarnykh nauk [Bulletin of Syktyvkar university. Humanities series]. 2021. No 3. Pp. 24-33. (In Russ.)
15. Volkova, 2023a — Volkova T. F. Pechora peasants Churkins — owners and readers of old books. Vestnik Syktyvkarskogo universiteta. Seriya gumanitarnykh nauk [Bulletin of Syktyvkar university. Humanities series]. 2023. No 1-2. Pp. 49-61. (In Russ.)
16. Volkova, 2023b — Volkova T. F. To the reconstruction of the family book collection of the Ust-Tsilma peasants Bulygins. Istoricheskij kur'er [Historical Courier]. Novosibirsk, 2023. No 2 (28). Pp. 117-128. (In Russ.)
17. Volkova, 2024 — Volkova T. F. To the question of spiritual culture of the Lower Pechora peasants: scribes Vokuevs. Dvadcat' vtoroj Slavyanskij nauchnyj sobor «Ural. Pra-voslavie. Kul'tura». Chelovek v gorizontah russkoj duhovnoj kul'tury: cennosti — smysly — praktiki sluzheniya Otechestvu : materialy vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem [The twenty-second Slavic Scientific Council "Ural. Orthodoxy. Culture". A man in the horizons of Russian spiritual culture: values — meanings — practices of service to the Fatherland : materials of the All-Russian scientific and practical conference with the International with participation]. Comp. I. N. Morozova. Chelyabinsk: Chelyabinsk State Institute of Culture, 2024. Pp. 179-185. (In Russ.)
18. Volkova, Vokueva, 2019 — Volkova T. F., Vokueva Т. D. Scribes from the Pechora Durkin family (based on the materials of the archives and the Pechora Knmizhnost data bank). Vestnik Ekaterinburgskoj duhovnoj seminarii [Bulletin of Ekaterinburg theological seminary]. 2019. No 4 (28). Pp. 258-268. (In Russ.)
19. Volkova, Dronova, 2024 — Volkova T. F., Dronova T. I. Scribes from the Ust-Tsilma Old Believer Family of the Babikovs. Chelovek. Kul'tura. Obrazovanie [Human. Culture. Education]. 2024. No 1. Pp. 102-116. (In Russ.)
20. Volkova, Мелихов, 2024 — Volkova T. F., Melihov М. V. Old Believer S. A. Nosov's contribution to the creation and preservation of the manuscript-book tradition on the Lower Pechora: Based on the materials of the database on the Pechora book tradition. Arheografiya i istochnikovedenie Sibiri [Archaeography and historiography of Siberia]. Novosibirsk, 2024. No 1 (43). Pp. 261-272. (In Russ.)
21. Malyshev, 1949 — Malyshev V. I. Report on a business trip to the village of Ust-Tsilma Komi ASSR. TODRL [TODRL]. Moscow; L., 1949. Vol. 7. Pp. 469-480. (In Russ.)
22. Malyshev, 1960а — Malyshev V. I. Ust-Tsilemskie rukopisnye sborniki XVI-XX vv. [Ust-Tsilma manuscript collections of the 16th-20th centuries]. Syktyvkar: Komi Book Publishing House, 1960. 215 p. (In Russ.)
23. Malyshev, 1960b. — Malyshev V. I. Report on an archaeographic trip to Pechora in 1958. TODRL [TODRL]. Moscow; L., 1960. Vol. 16. Pp. 513-521. (In Russ.)
24. Malyshev, 1961 — Malyshev V. I. Ust-Tsilma manuscripts of the 17th-19th centuries of historical, literary and everyday content. TODRL [TODRL]. Moscow; L., 1961. Vol. 17. Pp. 561-604. (In Russ.)
25. Malyshev, 1962 — Malyshev V. I. Correspondence and business papers of the Ust-Tsilma peasants of the 18th-19th centuries TODRL [TODRL]. Moscow; L., 1962. Vol. 18. Pp. 442-457. (In Russ.)
26. Novikov, 2009 — Novikov А. V. Cilemskij skit : istoricheskij ocherk [Tsilemskii skit: historical review]. Archangelsk: Pomorsk university, 2009. 222 p. (In Russ.)
27. Pamyatniki, 1989 — Pamyatniki pis'mennosti v hranilishchah Komi ASSR : katalog-putevoditel'. Ch. 1. Rukopisnye knigi. Vyp. 1. Rukopisnye sobraniya Syktyvkarskogo gosudar-stvennogo universiteta [Monuments of writing in the repositories of the Komi ASSR : a catalog guide. Part 1. Handwritten books. Issue 1. Handwritten collections of Syktyvkar State University]. Syktyvkar: Komi knizhnoe izdatel'stvo, 1989. 288 p. (In Russ.)
28. Petrova, 1989 — Petrova L. A. Sacred poems in the Ust-Tsilma manuscript tradition Ustnye i pis'mennye tradicii v duhovnoi kul'ture Severa [Oral and written traditions in spiritual culture of the North]. Syktyvkar, 1989. Pp. 86-101. (In Russ.)
29. Savelyev, 1997 — Savelyev A. A. Books of Cyrillic printing from the banks of Pechora in the collection of the Scientific Library of St. Petersburg University. Issledovaniya po istorii knizhnoj i tradicionnoj narodnoj kul'tury Severa : mezhvuz. sb. nauch. tr. [Research on the history of book and traditional folk culture of the North: interuniversity Sat. scientific tr.]. Rep. ed. T. F. Volkova. Syktyvkar, 1997. Pp. 66-85. (In Russ.)
Информация об авторе /Information about the author
Волкова Татьяна Федоровна Tatyana F. Volkova
доктор филологических наук, профессор Doctor of Philology, Professor
кафедры русской филологии, Сыктыв- of the Department of Russian Philology,
карский государственный Pitirim Sorokin Syktyvkar State University университет имени Питирима Сорокина
167001, Россия, Сыктывкар, 55, Oktyabrskii Pr., Syktyvkar, 167001,
Октябрьский пр., 55 Russia
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 15.11.2024
Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 17.11.2024
Принята к публикации / Accepted for publication 20.11.2024
Научная статья /Article УДК 94(47)084
https://doi.org/10.34130/2306-8450-2024-3-18
Д. Е. Максимов (1904-1987): портрет ученого и поэта на фоне эпохи
Сокурова Ольга Борисовна1, Галиев Радмир Фадисович2
Институт истории СПбГУ, Санкт-Петербург, Россия, 1 [email protected] 2 [email protected]
Аннотация. В фокусе статьи — жизнь и творчество Д. Е. Максимова (1904-1987), выдающегося литературоведа, профессора ЛГУ, создателя научной школы по изучению культуры Серебряного века, заслужившего огромный авторитет в нашей стране и за