7 Очевидно, что образ мифического чудовища здесь значительно переосмыслен. Возможно, представление о Харибде смешано с одним из вариантов легенды о Сцилле, где она - красивая морская нимфа, обезображенная Цирцеей из ревности
8 Сансара (в буддизме) - мир перемен и перевоплощений
9 Ср.: «пост-человек - киборг, клон, телепузик, мутант» (А. Дугин)
10 См.: Арустамова А.А. Королева С.Ю. Урбанистическое сознание и русская рок-поэзия 1980-1990 гг.: к специфике воплощения // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Тверь, 2000. Вып. 3. С. 84-93.
11 Полет как символ творчества
12 Вероятно, аллюзия на миф о Дедале и Икаре
13 Так, в эпоху Серебряного века были широко распространены культы и тайные общества, делались попытки объединить православие с восточными учениями и т.п. (См.: Богомолов Н.А. Русская литература начала ХХ века и оккультизм. М., 1999).
14 Цитируется по: Полтавский музыкальный портал. Режим доступа:
http://www.music.poltava.ua/vishnyakoff/
15 «Саттва-Тэттрей (в русском варианте просто Серединный Путь) - это Учение, возникшее на стыке двух авторитетных традиций: китайского чань и индийской тантры...». Подробно на сайте: http://www. sergey-bugaev.com/
16«Просветление достигается при условии избавления от стереотипного мышления, путем прямого восприятия реальности» (Томпсон М. Восточная философия. М., 2001).
17 Икстлан - символ всего, к чему стремится человек в своем сердце, к чему он будет идти
всю свою жизнь и чего он никогда не достигнет (См.: Кастанеда К. Путешествие в Икстлан). 18Песня использована в документальном фильме о жизни Венедикта Ерофеева «Острова. Венедикт Ерофеев»
19 Взять хотя бы песню известного представителя русского рока Вени Д’ркина «Бубука» (См.: Сидорова А.П., Якимов А.Б. «Веня, зачем нам поезд?»: диалог текстов: песня Вени Д’ркина «Бубука» и поэма Вен. Ерофеева «Москва-Петушки» // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Екатеринбург; Тверь, 2008. Вып. 10. С. 182-191.)
20 Всем известен фильм «Москва-Кассиопея», в котором команда юных космонавтов направляется к загадочной далекой планете оказать помощь обитающим там разумным существам.
21 Ерофеев В.В. Собрание сочинений: В 2 т. М., 2007. Т. 1. С. 157.
© А.С. Шемахова, 2010
Г.В. ШОСТАК
Брест
ЦИКЛООБРАЗУЮЩИЕ МОТИВЫ В АЛЬБОМЕ ЖЕЛИ «UNDERGROUND»
В последние годы творчество ведущих представителей отечественного (постсоветского) рок-андеграунда привлекает внимание исследователей. Рок-поэзии одного из них - Александра Непомнящего - был посвящен первый выпуск сборника «Проблемы современной литературы: теория и практика»1. На страницах сборника «Русская рок-поэзия: текст и контекст» также анализировалось творчество Ермена «Анти» Ержанова (группа «Адаптация»)2, Дениса Третьякова (группа «Церковь детства»)3, Вени Д'ркина4; также небезынтересен обзорный материал, посвященный анде-граундной сцене Донбасса5.
Картина русскоязычного рок-подполья была бы неполной без еще одного имени - донечанки Анжелики Багликовой, более известной по псевдониму Желя, придуманному одним из зрителей6
Творческая биография Жели началась в 1993 году с создания женской группы «Ева»7, чей репертуар состоял в основном из классики западного рока. С 1996 года Желя работает на подпевках в легендарной донецкой блюзовой группе «Дикий мед», участвует в мариупольском проекте «Дом у дороги». В это же время появляются первые собственные песни, которые спустя несколько лет будут положены в основу двух доморощенных акустических магнитоальбомов - «Тропою птиц» (1998)8 и «Разнотравье» (2000)9, выдержанных в кантри-фолковой стилистике.
Зрелый период творчества Жели начинается приблизительно с 2001 года. Песни, сочиненные в это время, составили два альбома - «Underground» (2003) и «Навсегда» (2006).
Для правильного понимания и истолкования творчества того или иного автора необходимо знать, какой образ жизни он ведет, какой мировоззренческой позиции придерживается.
Исследователи отечественной рок-культуры, опираясь на «философию диалога» (М.М. Бахтин, М. Бубер, Э. Левинас), в качестве одной из ее основных черт называют жизнетворческий характер, т.е. наличие прямой связи между искусством и жизнью, творчеством и бытием10. Н.В. Ройтберг отмечает: «...рок-жанр предлагает свою модель поведения, принцип существования, образа жизни. Это один из немногих жанров, для которого не метафорически, а буквально возможно слияние творчества и жизни»11. Как и в бардовской песне, в рок-произведении важно синкретическое единство авторства (музыкального и вербального субтекстов) и исполнительства. Имидж рока также предполагает определенное поведение и образ жизни музыканта вне сцены, требует соответствия между словом и поступком. Поэтому автор неотделим от своего героя. Не менее значимо единство слова и поступка для рок-аудитории.
Желя считает своим основным заработком пение под собственный аккомпанемент на гитаре в подземных переходах родного Донецка. Ее творчество адресовано ограниченному кругу посвященных. Поэтому Желя предпочитает выступать перед узким кругом единомышленников, давая квартирные концерты или так называемые квартирники, и не претендуя при этом на материальное вознаграждение.
Поэзия зрелого периода отмечена философской рефлексией, погруженностью в экзистенциализм. В аксиологической системе Жели андеграунд - принадлежность «позитивно маркированного» начала, он несет значение честности и свободы творчества.
Тема осмысления тяжелого положения человека, находящегося в рок-подполье, видящего смысл жизни в творчестве, становится сквозной, красной нитью проходит через альбом «Underground». Предыстория альбома такова. В 2001 г. Желя совершила поездку в Санкт-Петербург, который
некогда имел репутацию «колыбели русского рока». Личное знакомство с харьковским рок-музыкантом Александром Чернецким и посещение концерта актюбинской группы «Адаптация» привели к радикальной переоценке ценностей. Желя разочаровалась в питерском да и во всем русском роке. Впоследствии впечатления от петербургской поездки отразились в песнях, которые вошли в альбом.
Ключом к пониманию его концепции могут служить слова Жели: «.рок как таковой уже мало кому нужен. Потому что душу практически продали. Потому что сейчас идет в основном: деньги, деньги и еще раз -деньги. А от души ничего не остается. А потом начинаем пить горькую. А потом депрессии, а потом - самоубийства»12
Концепция альбома «Underground» допускает свободу толкований. Желя подчеркивает свою оппозиционность шоу-бизнесу и официозу в целом, и ориентацию исключительно на своих единомышленников. Запись альбома сделана в домашних условиях, а потому не отличается высоким качеством. Понятие «underground» охватывает и способ тиражирования, для которого достаточно иметь компьютер с СБ^гкег'ом. Кустарное оформление обложки, обыгрывающее название альбома, также вписывается в эстетику андеграунда: на ее лицевой стороне помещена видоизмененная фотография Жели, поющей в подземном переходе.
Автор отражает трагическое мироощущение человека андеграунда, потерпевшего жестокий крах ожиданий и надежд. От первого лица написаны три композиции из одиннадцати принадлежащих Желе13, однако тождество автора и героя ощущается в каждой песне.
Остановимся подробнее на циклообразующих мотивах альбома, которые наполняются в творчестве Жели онтологическим содержанием.
1. Мотив неприятия окружающей действительности.
Данный мотив характеризует рок с момента зарождения его ранней формы - рок-н-ролла. Рок-н-ролл ниспровергал всю предшествующую культуру, отвергал мораль, нравственность, стыдливость, тем самым шокируя добропорядочных американцев. По словам И.А. Новикова, рок-н-ролл «действительно был для своих фанов абсолютным отрицанием западной культуры, и он был для них утверждением некоего абсолютного бытия - учитывая появление специфической социальной базы»14. В США в 50-е гг. рок-н-ролл подвергался гонениям по этическим соображениям.
В доперестроечном Советском Союзе запрет на рок-музыку был вызван причинами иного, политического и идеологического порядка. Тем самым лишь подогревался интерес к запретному плоду. В результате весь советский рок оказался в андеграунде. После распада страны, когда, казалось бы, никто ничего не запрещает, большая часть рок-музыкантов ринулась в шоу-бизнес, изменилось значение понятия «андеграунд»: сегодня к нему принято относить музыкантов, предпочитающих коммерческой прибыли ничем не ограниченную свободу творчества. Идеологический диктат сменился финансовым. Некоммерчески ориентированные музыканты, об-
реченные на прозябание в безвестности, болезненно переживают невос-требованность своего творчества. Отсюда - чувство протеста, нежелание принять окружающую действительность, которая в сознании андеграунд-ных музыкантов ассоциируется с «попсовостью».
Таким образом, мотив неприятия реальности взаимосвязан с названием альбома, цементирующим все композиции.
2. Мотив смерти.
По словам А.А. Васильевой, сама смерть и ее составляющие «предстает желанным, порой единственно возможным финалом жизни, своеобразным рубежом, отделяющим бессмысленность земного существования от “небесной вечности”»15. М.Н. Капрусова и А.В. Лексина в качестве ведущего ценностного критерия рок-поэзии выделяют обращение к смерти как ведущей теме творчества16. Игра слов «рок - судьба» и «рок-музыка» порождает игру смыслов-символов и придает статусу смерти решающую роль в рок-поэзии, поскольку рок всегда продуцирует смерть»17.
В песнях Жели легко обнаруживаются отсылки к предшественникам -в частности, к Егору Летову, в чьих песнях суицидальная тематика была доминирующей:
Всё по плану в мясной избушке.
Харакири у всех на глазах.
Живородный крик - это стрёмно,
Плотоядный рык, жидкий страх.
«Безнадежно»18
Ой-ёй, как же дальше быть,
Ой-ёй, верить и любить?
Ой-ёй, чтобы честным быть,
Следуй за словами: умирать молодым.
«Ты - мне, я - тебе»
Ю.В. Доманский, рассматривая биографический миф Александра Башлачева в русской рок-поэзии, обратил внимание на «текст смерти», который начал формироваться после гибели поэта. Упомянув Янку Дягилеву, автор подчеркнул, что она «...ушла..., подарив аудитории богатый
ІІ 55 19
материал для создания «нового текста смерти ...» .
Следующий пример подтверждает слова ученого. Желя, испытавшая на себе сильнейшее влияние творчества Янки, актуализирует ее «текст смерти»:
В эту ночь сгораю дотла.
Обреченность - философия дна.
Не успеть, не допеть, ветер скроет следы.
Только взгляд, как укор из-под темной воды.
«Эта ночь»
3. Мотив страдания.
В «Новейшем философском словаре» страдание определяется как «мучительное переживание физической или душевной боли, тревоги, неуверенности и беспокойства, тоски, смятения или угнетенного состояния, присущего человеческому бытию»20.
В альбоме мотив страдания представлен лексемами «печаль», «боль», «страх», «стрёмно» (сленг. - страшно, опасно), «безрадостно», «безнадежно», также выражен через названия некоторых песен - «Волчий вой», «Безнадежно», «Печаль», «Стрёмная песенка». Цитировать же можно любую строчку. Поэтому приведем лишь те примеры, в которых номинируется определенное эмоциональное состояние:
Ох, безрадостно мне, безнадежно
Да печаль осела на дне.
Раствориться бы, да невозможно:
Слишком много корней во мне.
«Безнадежно»
Уходит день вздохом в ночи.
Замерзший свет, огарок свечи.
Былого нет, мутная даль.
Куда ни глянь - всюду печаль.
«Печаль»
Боль
беру на себя.
«Ты - мне, я - тебе»
4. Мотив войны.
«Состояние окружающего мира в поэтике рок-произведений - это состояние непрекращающейся войны...» - отмечает Н.В. Ройтберг21. Война выступает как метафора пограничного состояния, в котором оказывается герой. Мотив войны занимает одну из ключевых позиций в рок-культуре («Солдат Вселенной» А. Романова, «Как на войне» Г. Самойлова, «Война» В. Цоя, «Война» Е. Летова и мн. др.).
В альбоме «Underground» мотив войны лишь единожды представлен лексемой «война» и дважды - лексемой «бой». Однако, несмотря на это, он играет важную композиционную роль, будучи выражен через оппозицию андеграунд - попса22 В песнях Жели война не просто оборачивается поражением для всех, - она становится бессмысленной, превращается в борьбу с ветряными мельницами.
Каждый день - неоправданный бой.
Бой за жизнь, за смерть, но ты лишь картонный герой.
«Эта ночь»
Неверный шаг да слов пелена.
Лицом к стене - за стеною война.
«Печаль»
5. Мотив утраты духовности.
Под утратой духовности в данном случае понимается не только без-религиозность, отсутствие веры в Бога, но и падение нравственности, прагматизация сознания, усиление культа материального благополучия, нарастающая тенденция к разобщенности между людьми.
Мотив утраты духовности реализуется в песнях Жели во всех проявлениях:
Что ж вы, души темные, от рожденья стрёмные,
Строим стены до небес, чтоб никто не перелез,
Запивая горькою, крепим дух попойками,
Славимся иконами, тешимся поклонами.
«Волчий вой»
Ковылем по равнинам бескрайним Поманит вдруг заветная длань И уже ничего не страшно,
Только веры утраченной жаль.
«Безнадежно»
Обминаться краем, ошибиться раем.
Бисерные ушки, пальчиков туман.
Затхлою водицей крест опять кропится.
Будет вам потеха, будет вам обман.
«Стрёмная песенка»
Ты - мне, я - тебе, выгодно и просто.
Где-то земля, а где-то звезды.
Истина оказалась не та.
Красно-черным спектром мои провода.
<...>
Ты - мне, я - тебе, тело за иконой.
Черти, смеясь, отбивают поклоны.
Ряженные рядятся душу пасти.
Ржавые гвозди да кучка трухи.
<...>
Ты - мне, я - тебе, небо в алмазах.
Нам бы хотелось всё больше и сразу.
Жадными пальцами жирный кусок.
Вера сквозь пальцы уходит в песок.
«Ты - мне, я - тебе»
Этот день, что пустые звуки.
Эта ложь, что страшнее правды.
Эти маски, рожденные в муках.
Страх подумать, что будет завтра.
Отраженье зеркал искрится.
Кривизна проступает в лицах.
Безразличье - венец эпохи.
Лицемерье да охи, вздохи.
«Г ород»
6. Мотив поиска гармонии.
Перечисленным мотивам противостоит мотив поиска гармонии как единственного выхода из сложившейся ситуации. В альбоме он проявляется на уровне неприятия современной цивилизации:
Я скажу себе: стоп! Не могу, не хочу!
Убегу, улечу, уползу, докричу
Туда, где ветер, солнце и лес
и святая вода.
Туда, где смотрят глаза в глаза,
где есть правда и боль
И над этим всем царит любовь...
«Город»
Таким образом, в альбоме Жели «Underground» воплотились характерные для творчества рок-подпольщиков начала третьего тысячелетия мотивы неприятия окружающей действительности, смерти, страдания, войны, утраты духовности, поиска гармонии, образующие целостную модель бытия, восходящую к традициям экзистенциализма. Единственный выход из экзистенциального тупика, по мнению Жели, - в творческом осмыслении хаоса и абсурдности жизни, которое помогает преодолеть трагизм бытия. Попыткой такого осмысления и стал альбом «Underground».
1 Проблемы современной литературы: теория и практика. Вып. 1. Рок-поэзия Александра Непомнящего. Иваново, 2009.
2 БарановаЕ.Н., ХацкевичА.В. «И это новая смерть на новом витке.»: некоторые особенности андеграунда в современной россии // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Екатеринбург; Тверь, 2007. Вып. 9. С. 223-232.
3 Маркелова О.А. «Любовь как награда, как фронт без пощады. » Взаимоотношения человека с Богом и судьбой в альбоме группы «Церкви детства» «Минные поля» // Там же. С. 238-247.
4 Гавриков В.А. Жизнь и творчество Вени Д'ркина // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Екатеринбург; Тверь, 2008. Вып. 10. С. 174-182; СидороваА.П. «Веня, зачем нам поезд?»: диалог текстов: песня Вени Д'ркина «Бубука» и поэма Вен. Ерофеева «Москва-Петушки» // Там же. С. 182-191.
5 ШемаховаА.С. Современная рок-поэзия восточной Украины // Там же. С. 117-121.
6 Происхождение своего псевдонима Желя объясняет в интервью каналу «ТВ-7» (Харьков): «Желя... древнеславянская богиня скорби, плача и печали. Она летала над полем умерших воинов и оплакивала их души. Просто люди, послушав мои песни, сказали: да ты Желя» (Желя. Интервью каналу «ТВ-7» (Харьков). [Электронный ресурс]: Видеозапись // В Контакте: социальная сеть. Режим доступа: http://vkontakte.ru/video12275488_75694931).
7 Не путать с одноименной группой из Сыктывкара.
8 По другим данным, эта работа датируется 2001 годом.
9 В беседе с автором настоящей статьи Желя высказывала критическое отношение к своим ранним работам и называла их не альбомами, а сборниками накопившихся к тому времени песен.
10 См.: Бубырь Н.В. Слово и поступок: к поэтике русского рока // Литературоведческий сборник. Донецк, 2006. Вып. 26-27. С. 78; РойтбергН.В. Диалогическая природа рок-произведения. Дис. ... канд. филол. наук. Донецк, 2007. С. 5, 66, 104-106.
11 Ройтберг Н.В. Указ. соч. С. 66.
12 Желя. Интервью каналу «ТВ-7» (Харьков).
13 Кроме одиннадцати композиций альбома в бонус включены три песни, принадлежащие киевлянину Артему, фамилия которого в трек-листе на обложке не обозначена. Желя принимала участие в их записи и потому включила в качестве добавочных треков к своему альбому. Песни Артема в настоящей статье не рассматриваются.
14 НовиковИ.А. Рок-н-ролл: опыт метафизической реконструкции. Дис. ... канд. филос. наук. Томск, 1994. С. 22.
15 ВасильеваА.А. Российская рок-музыка 1970-х - 1980-х гг. как социокультурное явление: опыт культурологического анализа. Дисс. ... канд. культурологии. Челябинск, 1999. С. 86.
16 См.: КапрусоваМ.Н., К вопросу о вариантах функционирования модернистской традиции в русской рок-поэзии // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Тверь, 2000. Вып. 4. С. 179; Лек-синаА.В. Танатология в русском роке // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Тверь, 2005. Вып. 8. С. 186.
17 Лексина А.В. Указ. соч. С. 186.
18 Здесь и далее тексты песен альбома цитируются по фонограмме.
19 Доманский Ю.В. Башлачевский биографический миф в русской рок-поэзии // Рок-поэзия как социокультурный феномен. Череповец, 2000. С. 52.
20 Кондрашов В.А. Новейший философский словарь / Под общ. ред. А.П. Ярещенко. Ростов-н/Д., 2006. С. 528.
21 Ройтберг Н.В. Указ. соч. С. 107.
22 Слово «попса» в альбоме не встречается ни разу, но подразумевается в каждой песне. В упомянутом интервью «ТВ-7» на вопрос ведущего, против чего Желя борется, последовал ответ: «Во всех отношениях - против попсы. Против попсы во всех ее проявлениях».
© Г.В. Шостак, 2010
П.С. ГРОМОВА
Тверь
ОБРАЗ КАНЦЛЕРА ГИЙОМА ДЕ НОГАРЕ В ТВОРЧЕСТВЕ ГРУППЫ «БРЭГАН Д'ЭРТ»
Распространенная субкультурная идентификация группы «Брэган Д'Эрт» как относящейся к современному ролевому движению представляется не вполне точной, так как, во-первых, тематический спектр произведений, доступных для ознакомления, выходит далеко за рамки этого движения. Во-вторых, автор текстов1 не стремится к стилизации поэтического языка под язык соответствующей эпохи. Однако в данной статье мы будем часто называть песенную лирику М. Котовской ролевой, а героя исследуемых лирических произведений - ролевым героем, в том понимании, какое встречаем у С.Н. Бройтмана: «.тот субъект, которому здесь принадлежит высказывание, открыто выступает в качестве “другого”, героя, близкого,