УДК 371.01 ББК 74.202.4
И.Л. Качуро, Н.В. Маркина
ЦИКЛОГРАММА КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СОБЫТИЯМИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА УЧАЩИХСЯ
В данной статье уточнено понимание циклограммы как инструмента управления образовательными событиями в муниципальной образовательной системе. Дана классификация субъектов, участвующих в деятельности научного общества учащихся. Проанализирован целевой компонент образовательных событий, системообразующих деятельность научного общества учащихся и обоснованы новые форматы образовательных событий.
Ключевые слова: циклограмма, образовательное событие, научное общество учащихся, организационно-функциональная модель.
I.L. Kachuro, N.V. Markina
CYCLOGRAMS AS A TOOL OF EDUCATIONAL EVENTS IN THE DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC SOCIETY STUDENTS
Understanding of sequence diagrams as a management tool educational events in the municipal education system is clarified. A classification of entities participating in the activities of the scientific community of students is suggested. Target component of educational events, strategic activities of the scientific community of students and justified new formats of educational events is analyzed.
Key words: sequence diagram, educational event, a scientific society of students, organizational and management model.
В стратегическом менеджменте образования наиболее актуальны проблемы, связанные с анализом образовательной политики, управлением образовательными системами, с разработкой и реализацией инновационных образовательных проектов, отвечающих требованиям социально-экономической ситуации и обеспечивающих решение вопросов развития кадровых ресурсов образовательных организаций. Большое внимание при этом должно уделяться анализу и учету рисков: организационно-педагогических, ^ социально-психологических и социокуль-^ турных, нормативно-управленческих и финансово-экономических, рисков не-оз стабильности сетевого взаимодействия. I В структуре организационно-функ-
^ циональной модели образовательной т системы традиционно выделяют мо-^ тивационно-целевой, нормативно-пра-^ вовой, организационно-структурный,
содержательно-процессуальный, результативно-оценочный компоненты. В современном менеджменте образования акцент ставится на вопросах управления инновационными образовательными проектами (Т.Г. Волченкова, Т.Н. Князева, Г.Т. Минкина и другие).
В.П. Панасюк, Г.В. Головичер и О.В. Ковальчук ведут речь о проектно-квалитативной модели управления инновационным развитием образовательных систем, ориентированных на: «создание образа, прогнозирование развития и будущего состояния образовательной системы в результате инновационного развития; отбор таких структурных элементов и организацию таких связей между ними, которые обеспечивают переход образовательной системы на новый качественный уровень, появление свойств, востребованных внешними системами; сочетание программно-целевого и си-
нергетического подходов к управлению системами и процессами; приоритет качественных характеристик в ситуации многовариативности выбора педагогических и организационных инноваций, принятии проектных и управленческих решений» [10, с. 89].
Г.Т. Минкина раскрывает свойства модели управления инновационными процессами в муниципальной образовательной системе: незавершенность, целеустремленность, полисубъектность. С ее точки зрения, «незавершенность обеспечивает динамику развития системы, постоянное стремление к совершенствованию, наличие ситуативно меняющихся перспективных линий, быстрое мобильное реагирование на происходящие изменения» [9, с. 48]. Целеустремленность обусловлена «способностью к самосохранению и развитию посредством самоорганизации и самоуправления на основе переработки информации получаемой в процессе непосредственного управления функционированием и развитием муниципальных образовательных организаций...» [9, с. 48].
Во след за Г.Н. Прозументовой, подчеркивающей, что «для педагогики главным вопросом цели является как раз ее конкретизация, позволяющая сделать процесс целенаправленным, результативным, эффективным» [14, с. 163], Е.В. Чекина связывает проблему конкретизации целевых установок с теоретическими позициями, основанными на особенностях и механизмах формирования заданных качеств, свойств личности и изменением целевого, содержательного и процессуального компонентов модели развития [14].
Особое звучание приобретают вопросы, связанные с эффективным функционированием и развитием муниципальных образовательных системных проектов, имеющих многолетние традиции развития детской одарённости [1; 6; 7]. Анализ государственных мер, направленных на поиск и поддержку талантливых детей и молодёжи, позволил нам выявить два аспекта. С одной стороны, это - выявление и специальная поддержка одарённых детей, с другой - су-
щественные изменения в организации образовательного процесса в массовой школе, позволяющие создавать условия для проявления детских талантов в различных сферах деятельности [4].
Первый аспект реализуется через обеспечение нормативно-правового закрепления особых образовательных запросов одарённых детей; поддержку и развитие образовательных учреждений, специализирующихся на работе с одарёнными детьми. Второй - через систематическое обновление содержания общего образования на основе результатов мониторинговых исследований и с учетом современных достижений науки и технологии, ориентированности на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных ситуациях [13].
Анализ современной педагогики и психологии одарённости, в том числе педагогики исследовательской деятельности учащихся, и практика внедрения ФГОС общего образования вскрывает ряд противоречий, рассмотренных нами при изучении проблем развития челябинского научного общества учащихся [4]. Обозначенные противоречия и выявленные при анализе материалов, посвященных опыту челябинского НОУ, векторы его трансформации задают поиск ориентиров эффективности организационно-функциональной модели его развития. При этом важным условием является сохранение и обеспечение исходных целевых ориентиров, заданных авторами проекта челябинского НОУ Е.М. Тя-жельниковым, Л.Г. Ахумовой и А.З. Ио-голевичем. А именно: развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся средствами исследовательской деятельности и воспроизводство (воспитание) ценностей научного творчества, ценностей научного сообщества.
В целях разрешения противоречий, выделенных нами ранее в контексте современной образовательной политики [4], в городской системе образования в течение двух лет апробируется новая циклограмма мероприятий НОУ.
Под циклограммой мы понимаем детальное описание действий субъектов «научно-исследовательского сообщества
ь
-О
ю о о
-О X
-О
ф
I-
го ш о
п
-т
^ го
т >
го ей I-
о
к
о X
0
к ^
X
ф
т Ф
£ ^
х § £^ГО
1 I
ГО со
* т
го 55
^ %
го 5
о о
с с;
2 о ^ ^
аз ±
о" >
т го
взрослых и детей» [2, с. 139], построенное в нескольких «координатах»: время, субъекты, пространство. При этом значение имеет взаимообусловленность всех компонентов циклограммы.
Опыт работы в режиме исполнения циклограммы на учебный год показал, что, получив ее, любой субъект научно-исследовательского сообщества (например, школьный учитель или вузовский эксперт) может оперативно определить собственное положение в заданной «системе координат».
Время в нашей циклограмме отражается в двух видах: хронологически (по календарю) и содержательными периодами. Хронология событий жизнедеятельности НОУ соотнесена с хронологией учебного года в образовательных организациях. Содержательные периоды соответствуют временным промежуткам, необходимым для достижения промежуточных и итоговых целей по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся средствами исследовательской деятельности и воспроизводству (воспитанию) ценностей научного сообщества.
Субъекты, деятельность которых включена в циклограмму, - это ключевые субъекты научно-исследовательского сообщества (школьники, учителя, преподаватели вузов) и субъекты, обеспечивающие условия достижения вышеуказанных целей (руководители секций НОУ, координаторы филиалов НОУ, администраторы образовательных организаций, члены совета кураторов НОУ).
Следующая «координата» циклограммы - пространство - может быть определена как через уровни научной коммуникации, обеспечивающие процесс научного поиска учащихся, так и через уровни, на которых происходит предъявление результатов их исследовательской деятельности.
Такой подход к «системе координат» обусловил понимание действий субъектов научно-исследовательского сообщества взрослых и детей как форм работы, согласованных между собой.
Таким образом, многомерность описания действий субъектов является отличительной чертой циклограммы по сравнению с планом мероприятий. Рассмотрим далее использование циклограммы как инструмента реализации
организационно-функциональной модели развития научного общества учащихся в контексте событийной организации исследовательской деятельности учащихся.
Организационно-функциональная модель развития НОУ отражает наиболее эффективные компоненты и их взаимосвязи, сложившиеся в ходе многолетней практики развития интеллектуального потенциала учащихся через исследовательскую деятельность. В то же время изменившаяся социально-экономическая реальность ставит перед челябинским НОУ новые требования. В этом контексте обратимся к анализу целевого компонента организационно-функциональной модели развития челябинского НОУ и прежде всего к анализу целей и задач установочных сессий и итоговых научно-практических конференций. Именно они на протяжении многих десятилетий являются системообразующими элементами деятельности челябинского научного общества учащихся [7] (см. табл. 1).
Установочные сессии как организационное начало образовательного процесса в НОУ проводятся ежегодно в начале учебного года. Их цели сохраняются на протяжении многих десятилетий, предполагая обеспечение организационно-педагогических условий для интеллектуального развития учащихся и приобщение их к исследовательской деятельности. А вот задачи и, как следствие, формы проведения установочной сессии НОУ изменялись в соответствии с реальной ситуацией в образования.
Итоговая научно-практическая конференция с момента возникновения челябинского научного общества обеспечивает учащимся возможность предъявить результаты своих научных поисков и изобретательской деятельности, выступить с научным докладом, получить опыт научного диалога со сверстниками и ведущими учеными вузов. Психологические исследования эффектов воздействия на личность ребенка итоговой научно-практической конференции НОУ позволяют рассматривать ее не только как некое значимое городское мероприятие, но и как образовательное событие [8].
Как видно из табл. 1, начиная с 2002/03 учебного года, развернут поиск форм мероприятий для предъявления учащимися результатов их исследова-
Табл. 1. Развитие форм проведения ключевых мероприятий челябинского научного
общества учащихся (1964-2015 годы)
Учеб. год
Установочная сессия НОУ
Итоговая научно-практическая конференция НОУ
1964/65
Установочная сессия городского научного общества учащихся (1964)_
II конференция городского научного общества учащих (апрель 1965)
2002/03
40-я установочная сессия городского НОУ (сентябрь 2006)
40-я научно-практическая конференция челябинского научного общества учащихся (апрель 2007)
2003/04
41-я установочная сессия городского НОУ (октябрь 2003)
41-я городская научно-практическая конференция «Интеллектуалы XXI века» (апрель 2004)
I Уральская межрегиональная конференция
юных исследователей
«Интеллектуалы XXI века» (апрель 2004)
2012/13
50-я установочная сессия городского научного общества учащихся «Я намечаю путь к открытию» (октябрь 2012)_
VIII городской конкурс реферативно-исследовательских работ «Интеллектуалы XXI века» (для учащихся 1-8-х классов) (март 2013)
50-я городская заочная научно-практическая конференция НОУ «Интеллектуалы XXI века»
(21 марта - 10 апреля 2013)
VI Уральская межрегиональная конференция юных исследователей «Интеллектуалы XXI века» (апрель 2013) Научно-техническая выставка учащейся молодежи (апрель 2013)
Форум «Творцы нового - мы!» (февраль)
Учебно тренировочные сборы актива НОУ «Курчатовец» (август)
3
ф
а 0) см о см с
£ ф
0
55 С Ф
1
I
С
2014/15
II
город-
50-я ской
установоч- твор-
ная сессия ческий
городского кон-
научного курс
общества «Кубок
учащихся вы-
«Я наме- зова»
чаю путь к команд
открытию» фи-
лиалов
НОУ
Осенняя исследовательская школа
IX Городской конкурс исследовательских и проектных работ учащихся 1-8-х классов «Интеллектуалы XXI века» (февраль - март 2015)
Отчетная сессия НОУ «Творцы нового - мы!» (март-апрель 2015)
Конферен-ция-
презента-ция «Первые шаги в науку»
IX Кон-
Конкурс курс ис-
про- следо-
ектных ватель-
работ для ских
учащихся работ
3-5-х клас- уч-ся
сов 3-8-х
классов
Школьные научно-практические конференции (конкурсы) учащихся 9-11-х классов
52 городской открытый конкурс исследовательских работ учащихся 9-11-х классов «Интеллектуалы XXI века» в районах г. Челябинска и в территориях Челябинской области
Зимняя исследовательская школа «Зимний Курчатовец - 2015»_
Весенняя исследовательская школа
Участие учащихся в Международных Всероссийских
и региональных конкурсах исследовательских работ
Научно-практическая конференция учащихся 9-11-х классов «Творцы нового - мы!»
Летняя исследовательская школа «Летний Курчатовец - 2015»_
СЯ Циклограмма как инструмент управления образовательными событиями № в условиях развития научного общества учащихся
аз ±
о" >
т го
тельской деятельности. Так, например, в 2003 / 04 учеб. году наряду с 40-й итоговой научно-практической конференцией НОУ впервые проводится Уральская межрегиональная научно-практическая конференция НОУ, а с марта 2005 года -конкурс реферативно-исследовательских работ учащихся 1-8-х классов. Необходимость введения этих мероприятий, на наш взгляд, связана, во-первых, с реализацией федеральной целевой программы «Одаренные дети России» (2000), определившей важность поиска новых форм выявления и поддержки одаренных учащихся; во-вторых, с возрастными аспектами развития исследовательского поведения учащихся (А.В. Леонтович, А.Н. Поддъя-ков, А.И. Савенков, Н.Б. Шумакова), доказывающими необходимость подключения к исследовательской деятельности младших школьников и подростков.
Таким образом, установочные сессии и итоговые научно-практические конференции обеспечивают развертывание образовательного процесса в секциях научного общества учащихся, первичное профессиональное самоопределение и развитие интеллектуального потенциала учащихся средствами исследовательской деятельности. Но с первых лет существования НОУ в его циклограмме особую роль играет ряд мероприятий, которые, возникая и проходя испытание временем, закрепляясь и развиваясь в соответствии с социокультурными контекстами, решают, с одной стороны, задачи трансляции учащимся ценностей научного творчества, обогащения их опытом активного межличностного и командного взаимодействия, с другой - обеспечивают ценностно-мотивационное и организационно-педагогическое сопровождение развития челябинского НОУ как научно-образовательного сообщества учащихся и взрослых.
Изменение циклограммы мероприятий челябинского НОУ в 2014/15 уч. году, оптимизация управленческих механизмов его развития, обеспечивают при проектировании циклограммы развертывание и интеграцию ее координат - времени, пространства, субъектов [3; 11; 12].
Сравнение целей и задач установочных сессий челябинского научного общества учащихся в 2012/13 и 2014/15
учебных годов демонстрирует не только сохранение традиций, обеспечивающих организацию образовательного процесса в НОУ, но и совершенствование ряда организационно-педагогических условий (усовершенствование системы поддержки и развития одаренных детей; стимулирование у учащихся интереса к поисковой деятельности; привлечение научного сообщества и общественности города Челябинска к работе с учащимися, ориентированными на решение актуальных социально-экономических проблем развития региона).
Возможности циклограммы как механизма управления событийной организацией установочных сессий научного общества учащихся могут быть раскрыты при сравнении их регламентов. На первый взгляд, в регламенте новой циклограммы сохранены традиционные формы проведения установочной сессии: презентация информации о режиме работы НОУ в текущем учебном году; определение списка секций НОУ, работающих на базе вузов Челябинска в 2014/15 учеб. году; выставка-презентация информации о вузовских секциях НОУ, торжественное пленарное заседание и встреча учащихся с будущими научными руководителями их исследовательских работ и многое другое. Отметим, что установочная сессия чаще всего понималась как разовое мероприятие, в след за которым, собственно, и начиналась работа по формированию секций НОУ. Отказ от ме-роприятийного характера установочной сессии, выделение трех ее этапов, развернутых с первого сентября в течение двух месяцев, уточнение места расположения информации для субъектов сессии (педагогов, школьников, руководителей и кураторов НОУ), максимальное использование ресурсов сайта НОУ - всё это отражает новый взгляд на концепцию установочной сессии и применение идей событийной педагогики. Проектирование содержания сессии (пред-действие события) началось еще весной 2014 года при обсуждении итоговых мероприятий НОУ и реализации летней исследовательской школы «Курчатовец - 2014» и привело к пониманию того, что выявленные проблемы могут повториться, если не изменить точку отсчета нового учебного года в НОУ.
В качестве принципиально новых механизмов управления содержательными аспектами организации учебного года в НОУ в новом регламенте выступают: создание персональных страниц ведущих ученых - лидеров научных школ челябинских вузов и реестр исследовательских работ учащихся (начинающих или продолжающих).
Подчеркнем, что эта информация доступна учащимся, педагогам и кураторам НОУ и позволяет осуществить переход с сайта НОУ на сайты кафедр, научных лабораторий, факультетов. Тем самым у ребенка и педагога есть возможность ознакомиться со всем контекстом научных разработок по конкретной предметной области в челябинских вузах. Другими словами, персональные страницы раскрывают новые возможности для всех субъектов деятельности НОУ. Для учащихся и педагогов - это новые образовательные ресурсы, контакты, возможность эффективного профессионального диалога. Для вузовских работников - это возможность «держать руку» на пульсе профессиональных интересов будущих абитуриентов и будущих аспирантов. В целом, можно сказать, что персональные страницы обеспечивают продолжение установочной сессии в «после-действии», многовариативность выборов и эффективную интеграцию исследовательских интересов учащихся в научно-исследовательское пространство конкретной кафедры, лаборатории, вуза.
Событийная насыщенность второго этапа установочной сессии задается контекстами юбилейных мероприятий, посвященных 50-летию НОУ, а именно: презентацией юбилейного издательского проекта «Научное общество учащихся: люди, события, годы» и презентацией фильма о челябинском НОУ.
Реестр исследовательских работ учащихся во многом обеспечивает реализацию третьего этапа установочной сессии. Реестр, с одной стороны, формирует (наполняет) базу данных об исследовательских интересах и пристрастиях учащихся, что дает возможность начать организационно-содержательное проектирование предстоящих итоговых кон-
ференций, а с другой стороны, является, также как и персональные страницы ученых, механизмом влияния на организацию содержательных аспектов деятельности НОУ. Реестр позволяет эффективно организовать научно-методическое сопровождение деятельности учителей-руководителей исследовательских работ учащихся, в том числе скоординировать проведение методических семинаров для учителей, начинающих работу в научном обществе учащихся и запланировать проведение публичных лекций ведущих ученых.
Таким образом, изменение регламента установочной секции НОУ задает «точки роста» для секций и филиалов НОУ и векторы развития челябинского научного общества учащихся.
Далее целесообразно перейти к анализу целей и задач итоговых научно-практических конференций. Но, на наш взгляд, прежде необходимо рассмотреть органическое встраивание в циклограмму мероприятий НОУ еще одного образовательного события, впервые состоявшегося по инициативе И.А. Иоголевича в рамках юбилейных мероприятий челябинского НОУ - городского творческого конкурса «Кубок вызова» для команд филиалов НОУ [12]. Продолжая целевые ориентиры всех мероприятий циклограммы НОУ, «Кубок вызова» преследует еще одну цель - популяризацию и определение перспективных направлений развития челябинского НОУ. Тем самым «Кубок вызова» создает дополнительные условия для объединения учащихся и педагогов в единое сообщество и формирования у них чувства сопричастности. Структура конкурса предполагает подготовку командой домашнего задания и презентации филиала НОУ своего образовательного учреждения, проведение дебатов по актуальной научной проблеме, общение участников во время презентации значимых научных открытий. Это, по мнению И.А. Иоголевича, способствует активному межличностному взаимодействию, развитию навыков критического мышления, взаимопонимания, взаимоуважения и сотрудничества старшеклассников через командное взаимодействие.
н .0
ю о о
.0 X
.0 ^
ф
н га ш о
п
-т
^ го
т >
го ей
н
о
к
о X
о
к ^
X
ф
т Ф
Я ^
х § ¡1 £^ГО
М % ==
ГО гп * т го <5
^ £
го 5 &§
о о с ш
2 о ^ ^
т ±
о"
Т
го
Если обратиться к анализу целей и задач итоговых научно-практических конференций на протяжении последнего десятилетия, то можно также отметить их значительную трансформацию, начиная с 2013/14 учебного года.
Так, в Положении о проведении Отчетной сессии челябинского НОУ «Творцы нового - мы!» (куда вошла итоговая городская конференция 2013/14 учеб. года) «ядро» цели - «выявление и поддержка одаренных детей» конкретизируется новыми условиями: «выявление и поддержка одаренных детей, в том числе через совершенствование организационно-педагогических условий интеграции интеллектуального и творческого потенциала проектно-исследовательской деятельности учащихся в социум в условиях действия нового образовательного стандарта» [3]. Задачи Отчетной сессии отражают общий подход к организации деятельности как к управлению образовательными событиями, «разворачивая» реализацию мероприятия во времени, в пространстве, во множестве субъектов.
Отчетная сессия объединила большое разнообразие форм научных коммуникаций и презентации продуктов исследовательской деятельности учащихся: городской открытый конкурс исследовательских работ учащихся 9-11-х классов «Интеллектуалы XXI века» в районах города Челябинска и территориях Челябинской области, участие школьников в международных, всероссийских, межрегиональных и городских научно-практических конференциях, интеллектуальных конкурсах и олимпиадах, городскую открытую научно-практическую конференцию учащихся 9-11-х классов «Творцы нового - мы!», всероссийскую научно-практическую конференцию «Векторы трансформации системы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся» для педагогов-руководителей секций НОУ, специалистов и руководителей муниципальной системы образования.
В отличие от проводимых в предыдущие годы в виде конкурса исследовательских работ очередная городская итоговая конференция юных исследо-
вателей имела кардинально иной регламент. Основной целью конференции стала «поддержка и развитие мотивации к познанию и научному творчеству, способности к интеграции продуктов исследовательской деятельности юных исследователей через создание научно-образовательного события, обеспечивающего обсуждение актуальных проблем приоритетных научных направлений в условиях межвозрастной научной коммуникации учащихся, педагогов и ученых» [3]. Это определило новый подход к выбору направлений работы конференции (от дифференциации по образовательным областям был осуществлен переход к межнаучной интеграции), к структуре конференции (традиционные формы (пленарные и секционные заседания) дополнились мастер-классами школьников и публичными лекциями ученых).
Соответственно иначе формировался состав участников конференции:
• учащиеся - докладчики на секционных заседаниях: учащиеся 9-11-х классов - победители 52-го Городского открытого конкурса исследовательских работ учащихся 9-11-х классов «Интеллектуалы XXI века» в районах города Челябинска и территориях Челябинской области;
• учащиеся - ведущие мастер-классов: учащиеся 8-11-х классов - победители и участники международных, всероссийских и региональных конкурсов исследовательских работ;
• учащиеся - участники секционных заседаний и мастер-классов: учащиеся 9-11-х классов - призеры 52-го Городского открытого конкурса исследовательских работ учащихся 9-11-х классов «Интеллектуалы XXI века» в районах города Челябинска и территориях Челябинской области и учащиеся 8 классов - участники IX Городского конкурса исследовательских и проектных работ учащихся 1-8-х классов «Интеллектуалы XXI века»;
• руководители секций НОУ, ученые вузов, специалисты системы образования города.
Говоря о циклограмме как инструменте управления образовательными событиями в условиях развития научно-
го общества учащихся, мы прежде всего подразумеваем возможность разрешения при ее полной реализации имеющихся противоречий, выделенных нами ранее в контексте современной образовательной политики [4; 6].
Так, апробированный нами в 2015 году формат Отчетной сессии НОУ позволяет разрешить сразу нескольких противоречий: между целями и задачи, лежащими в основе создания научного сообщества учащихся, и целями и задачами мониторинга развития одаренности; между традициями научно-практических коммуникаций в современной науке и конкурсной системой предъявления результатов исследовательской деятельности учащихся; между массовым характером внедрения исследовательских проектов и адресного научно-методического и организационно-педагогического сопровождения исследовательской деятельности учащихся; между современными тенденциями межнаучной интеграции и традициями организации исследовательской деятельности школьников по образовательным областям.
Отметим, что возвращение итоговой конференции формата городского открытого конкурса исследовательских работ взамен практиковавшегося (в силу разных причин) в течение ряда лет формата городской заочной конференции юных исследователей и одновременно корректировка его организационной структуры (смещение акцента на районный и территориальный уровни) значительно усиливают положительный эффект нововведения - блока «Отчетная сессия». Сочетание этих двух факторов не только снизило конкурсную нагрузку на детей (путем слияния районного и городского этапов), но и дало дополнительные возможности для обогащения учащихся и их педагогов опытом научной коммуникации.
Кроме того, дифференцированный подход к формированию состава школьников-участников на основе результатов их выступлений на конференциях и интеллектуальных конкурсах различного уровня, а также к отбору форм организации площадок общения в рамках го-
родской открытой научно-практической конференции учащихся 9-11-х классов «Творцы нового - мы!» порождает новые личностно и социально значимые эффекты научного общества учащихся.
Принципиально важным моментом при этом выступает возможность не только выстроить актуальную индивидуальную образовательную траекторию каждого члена научного общества учащихся, но и дать возможность ребенку осуществить «профессиональные пробы», примерить на себя роль участника научного коллектива (руководителя, консультанта, эксперта, исполнителя).
Включение в циклограмму мероприятий НОУ новых событий, связанных с развитием экспертного сообщества, позволяет разрешить еще ряд противоречий: между требованиями к исследовательским работам учащихся (прежде всего старшеклассников) в НОУ и требованиям к исследовательским проектам во ФГОСах; между установками педагога как учителя, занимающегося с учениками исследовательской работой в условиях внедрения ФГОСов, и педагога как руководителя исследовательской работы, выступающего в качестве координатора деятельности учащихся в условиях секции НОУ на базе вуза, НИЦ, филиалов школ и учреждений дополнительного образования. Традиционно при проведении разных форм городской итоговой конференции НОУ практикуется заочная и очная экспертиза. При этом в качестве экспертов текстов исследовательских работ и докладов учащихся выступают представители профессорско-преподавательского состава вузов, научных центров. К аналогичной экспертизе на районных этапах итоговых конференций привлекаются, как правило, школьные учителя, в своей профессиональной деятельности ориентированные на установки, заданные во ФГОСах.
С нашей точки зрения, развитие экспертной компетентности педагогов - это прежде всего специальным образом организованная деятельность по подготовке и проведению мероприятий с детьми: серия инструктивно-методических мероприятий для различных категорий
н
-О
ю о о
-О X
-О ^
ф
н га ш о
со
-т
^ го
т ^
го ей
н
о
к
о X
о
к ^
X
ф
т Ф
Я ^
X о £^ГО
м
% ==
ГО гп
* со
со «о
^ £
го 5
о о
с ш
2 о
^ ^
И т
специалистов (педагоги-руководители исследовательских работ, специалисты-координаторы и организаторы различных мероприятий НОУ), разработка (временными творческими группами) критериев оценки исследовательских работ учащихся, обучающие семинары для членов экспертных групп, а также ежегодное проведение всероссийской научно-практической конференции «Векторы трансформации системы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся» для педагогов-руководителей секций НОУ, специалистов и руководителей системы образования под патронажем Совета кураторов НОУ - проректоров по науке челябинских вузов.
На наш взгляд, поиск форм трансляции опыта ученых и практических наработок педагогов в практику экспертного сообщества НОУ целесообразно осуществлять с учетом положений, обоснованных нами при изучении развития коммуникативного опыта учителей: 1) экспертная деятельность учителя должна строиться «с ориентацией на потенциальный уровень компетентности с учетом логики профессионального развития педагога»; 2) организация методической работы должна быть развернута как на организационно-структурном, так и на содержательном уровне и осуществляться с учетом не только актуального, но и потенциального уровня развития
психолого-педагогической компетентности учителя-эксперта [5].
Новые формы образовательных событий НОУ («Кубок вызова», иной формат итоговых конференций) обеспечивают также развитие у педагогов компетенций воспитания, поскольку именно они - будучи ключевыми субъектами циклограммы - являются носителями ценностей и традиций НОУ.
Таким образом, новая циклограмма мероприятий челябинского НОУ выступает как инструмент управления образовательными событиями, системообразующими функционирование и развитие научного общества учащихся в муниципальном образовательном пространстве. Среди социально-значимых эффектов новых форматов итоговых конференций НОУ: увеличение количества и качества исследовательских работ, развитие экспертного сообщества НОУ. Применение циклограммы позволяет монито-рить управленческую ситуацию, держа при этом «руку на пульсе», учитывая многообразие вариантов самоорганиаз-ции образовательной системы научного общества учащихся. Все это позволяет рассматривать научное общество учащихся как уникальное социокультурное явление, интеграция и трансформация которого обеспечена различными образовательными событиями, развернутыми в хронологическом и смысловом аспектах.
Библиографический список
1. Банникова, И.Ю. Педагогические и психологические технологии работы с одаренными детьми [Текст] / И.Ю. Банникова, Н.В. Маркина // Одаренный ребенок. - 2002. - № 6. - С. 62-78.
2. Вихорева, О.А. Научно-исследовательская среда как условие формирования исследовательской компетентности учащихся старшего школьного возраста в дополнительном образовании детей [Текст] / О.А. Вихорева // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». Выпуск 14. - 2011. - № 38.- С. 139-143.
3. Информационное письмо Управления по делам образования города Челябинска от 17.09.2014 № 16-06/4075 «О мероприятиях НОУ в 2014 / 2015 учебном году».
4. Качуро, И.Л. Проблемы развития организационно-управленческой модели Научного общества учащихся г. Челябинска в условиях внедрения ФГОС общего образования [Текст] / И.Л. Качуро, Н.В. Маркина // Региональные модели работы с одаренными детьми. - Челябинск: Изд-во ЧИППКРО, 2016. - С. 113-118.
5. Качуро, И.Л. Развитие коммуникативной деятельности учителя как фактор реализации задач гуманноориентированного образования [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / И.Л. Качуро. - Челябинск, 2001. - 164 с.
6. Качуро, И.Л. Развитие системы исследовательской деятельности учащихся: современное состояние, проблемы и перспективы [Текст] / И.Л. Качуро // Одаренный ребенок. - 2013. - № 6. -С. 40-47.
7. Кузнецова, Т.Н. Научное общество учащихся как образовательное пространство, транслирующее стратегии и ценности научного творчества [Текст] / Н.В. Маркина, Т.Н. Кузнецова, О.А. Вихо-рева, О.М. Исаева // Одаренный ребенок. - № 6. - 2013. - С. 60-77.
8. Маркина, Н.В. Эколого-психологический подход к мониторингу развития учащихся, занимающихся проектной и исследовательской деятельностью [Текст] / Н.В. Маркина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Научный журнал. - 2015. - № 4. - С. 163-169.
9. Минкина, Г.Т. Управление инновационными процессами в муниципальной системе образования [Текст] / Г.Т. Минкина. // Профессиональное образование в России и за рубежом. - № 1(2). -2010.- С. 47-60.
10.Панасюк, В.П. Проектно-квалитативная модель управления инновационным развитием муниципальных образовательных систем [Текст] / В.П. Панасюк, Г.В. Головичер, О.В. Ковальчук // Человек и образование. - № 3(28). - 2011. - С. 89-93.
11. Приказ Управления по делам образования города Челябинска от 29.10.2014 № 1394-у «О проведении Отчетной сессии НОУ «Творцы нового - мы!» и 52-го Городского открытого конкурса исследовательских работ учащихся 9-11-х классов «Интеллектуалы XXI века» в районах города Челябинска и территориях Челябинской области».
12. Приказ Управления по делам образования города Челябинска от 06.11.2014. № 1441-у «О проведении творческого конкурса «Кубок вызова» для команд филиалов научного общества учащихся».
13. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
14. Чекина, С.В. Организационно - функциональная модель развития теории нравственного воспитания в трудах российских и белорусских ученых второй половины XX - начала XXI века [Текст] / С.В. Чекина // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - № 5. -2014.- С. 162-166.
References |
k
1. Bannikov I.Y., Markina N.V. Pedagogical and psychological technologies of work with gifted chil- k dren. Odarennyi rebenok, 2002. №6. 2002. P. 62-78. [in Russian]. io
2. Vikhoreva O.A Scientific - research environment as a condition of formation of research compe- ° tence of pupils of school age children in an additional education. Vestnik YuURGU. A series of "Education. Jurisprudence ", issue 14, 2011. № 38. P. 139-143. [in Russian].
3. Newsletter of the Office of Education of Chelyabinsk from 17.09.2014 № 16-06 / 4075 "On measures of LEU in 2014/2015 academic year". [in Russian].
4. Kachuro I.L., Markina N.V. Problems of development of organizational and management models of the Scientific Society of students of Chelyabinsk in the conditions of implementation of GEF general education. Regional model of work with gifted children. Ufa: Izd CHIPPKRO, 2016. P. 113-118. [in Russian].
5. Kachuro I.L Development of communicative activity of the teacher as the factor of realization of the objectives of human focused education. Dis. ... cand. of sciences (Education). Chelyabinsk, 2001. P. 164. [in Russian].
6. Kachuro I.L. Development of the system of research students: current status, problems and prospects. Odarennyi rebenok, 2013. № 6. P. 40-47. [in Russian].
7. Kuznetsova T.N., Markina N.V., Kuznetsov T.N., Vikhoreva O.A., Isayev O.M. Scientific Society of students as an educational space that translates the strategy and values of scientific work. Odarennyi rebenok. 2013. № 6. P. 60-77. [in Russian].
8. Markina N.V. Environmental and psychological approach to monitoring the development of the students involved in the project and research activities. Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University, 2015. № 4. P. 163-169. [in Russian].
9. Minkina G.T. Management of innovative processes in a municipal education system. Professionalnoie obrazovanie v Rossii i za rubezhom, 2010. № 1 (2). P. 47-60. [in Russian].
.0 X
.0
ф
н
гл-
Сй к
О О
со X
го S
го О т к ^ s Го х со ф I-
3 Ф
я ^
X о li £^ГО
м
ГО со Si m го 5
^ в
го 5
о о с ш 2 о
ZTrn
10. Panasiuk V.P., Golovicher G.V., Kovalchuk O.V. Design and Qualitative model of innovative development management of municipal educational systems. Chelovek i obrazovanie, 2011. № 3 (28). P. 8993. [in Russian].
11. Order of the Office of Education of Chelyabinsk from 10.29.2014 number 1394 in "On holding LEU" Creators of the new reporting session - we "and 52-th urban open competition of research works of students of the 9-11 th grade" Intellectuals XXI century "near the city of Chelyabinsk and Chelyabinsk region". [in Russian].
12. Order of the Office of Education of the city of Chelyabinsk on 11/06/2014. № 1441-U "On carrying out the creative contest" Challenge Cup "for the scientific community branches teams of students". [in Russian].
13. Presidential Decree of June 1, 2012 № 761 'About the National Action Strategy for Children for 2012-2017". [in Russian].
14. Chekina S.V. Organization - functional model of moral education theory in the works of Russian and Belarusian scientists of the second half of XX - beginning of XXI century. Mezhdunarodnyi zhurnal priklad-nykh i fundamentalnykh issledovanii, 2014. № 5. P. 162-166. [in Russian].
Сведения об авторах: Качуро Ирина Леонидовна,
кандидат педагогических наук, начальник, отдел развития воспитательных систем и дополнительного образования детей, Комитет по делам образования г. Челябинска, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Information about the authors: Kachuro Irina Leonidovna,
Candidate of Sciences (Education), Head, Department of educational systems and further education of children, Committee on Education of the city of Chelyabinsk, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
Маркина Нина Витальевна,
кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Markina Nina Vitalevna,
Candidate of Sciences (Psychology), Leading Researcher, Chelyabinsk Institute of retraining and advanced training of educators, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
03
I
CD cr
T
ro