Научная статья на тему 'Циклогенез парадигм западного мировоззрения: от христианства к новому и новейшему времени'

Циклогенез парадигм западного мировоззрения: от христианства к новому и новейшему времени Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
74
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАДИГМА / PARADIGM / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / WELTANSCHAUUNG / ЦИКЛОГЕНЕЗ / CYCLOGENESIS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пищик Александр Михайлович

Цель статьи выявить общие закономерности в циклогенезе парадигм западного мировоззрения и конкретизировать ключевые события, определяющие фазы цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article aims to identify General patterns of the cyclogenesis paradigms Western Weltanschauung and to specify the key events that determine the phases of the cycle.

Текст научной работы на тему «Циклогенез парадигм западного мировоззрения: от христианства к новому и новейшему времени»

его. Пришло то время, когда тот или иной конструкт может вывести все деревья и для поколения будущего это не окажется неожиданностью. Можно обосновать «этнос не существует», но невозможно искоренить «существовавшее» дольше, чем сам конструктивизм, сразу. Конструктивизм - теория воззвания к бездушному обществу по отношению к этносам. Общество далее не может перешагнуть сверх-э-гоизм при всем желании, предел есть всему материальному, но и не может вернуться к своей природе. Сознание в свих изощрениях выходит за рамки природно-созданного.

В конце статьи приводится некоторая часть из системы категорий этнической философии, которая, по мнению автора, могла бы занять в ней соответствующее место в целях наиболее полного отражения сущности науки, например, к таковым могут относиться: этноисторическая память, мифологическая и религиозная картины мира, понятия этнофи-лософии С.Н.Трубецкого, мировоззренческие универсалии этноса, рациональность этнофилософии, концептуальные основания этнофилософии, становление этнософии, народная мудрость, предмет этнофилософии, этнофилософское

познание, проблемы этнофилософии, этническое научное мышление, этнофилософская картина мира и этническая духовность.

Использованная литература:

1. Аристотель. Категории. М.: Изд-во ГСЭИ, 1939. 84 с.

2. Аристотель. Метафизика. М.-Л.: Соцэкгиз, 1934. 348 с.

3. Гегель Г.В.Ф. Наука логики // Соч.: В 14 т. Т. 5. М.: Соцэкгиз, 1937. 714 с.

4. Курашов В.И. Начала прагматической антропологии. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2003. 332 с.

5. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Ин-т филос. РАН, ред. В.С.Степин. М.: Мысль, 2001. 634,[2] с.

6. Пирс Ч.С. О знаках и категориях // Пирс Ч.С. Избранные произведения. М.: Логос, 2000. 448 с.

7. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. Ильичев Л.Ф., Федосеев П.Н. и др. 1983, 836 с.

8. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2009. 1248 с.

ЦИКЛОГЕНЕЗ ПАРАДИГМ ЗАПАДНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ: ОТ ХРИСТИАНСТВА К НОВОМУ И НОВЕЙШЕМУ ВРЕМЕНИ

Пищик Александр Михайлович

Доктор философских наук, профессор Дзержинского филиала РАНХиГС,

г. Дзержинск Нижегородской области

АННОТАЦИЯ

Цель статьи - выявить общие закономерности в циклогенезе парадигм западного мировоззрения и конкретизировать ключевые события, определяющие фазы цикла.

ABSTRACT

The article aims to identify General patterns of the cyclogenesis paradigms Western Weltanschauung and to specify the key events that determine the phases of the cycle.

Ключевые слова: парадигма; мировоззрение; циклогенез. Keywords: paradigm; Weltanschauung; cyclogenesis.

В предыдущих статьях была дана общая картина цикло- стадии античности и христианства [6] . В этой статье тема генеза западного мировоззрения от его зарождения в Древ- будет продолжена.

ней Греции до наших дней [5], а также выявлены общие Схема циклогенеза представлена на рис.1. Индикатора-закономерности этого циклогенеза и ключевые события на ми циклогенеза являются ключевые события, представленные в табл. 1, фрагменты которой нуждаются в пояснениях.

2000 ,ин n.J. Р.Х. 3(КЙ г. II. >.

Рисунок 1. Четырёхтысячелетний цикл парадигм западного мировоззрения

Таблица 1.

Ключевые события циклогенеза западного мировоззрения: от Христианства к Новому и Новейшему времени

Годы Мировоззренческая парадигма Ключевые исторические события

Христианство Начало осени: По Европе проносится чума (1347-1351). «Вели-кий раскол» - борьба за власть между папами-соперниками (с 1378 до 1417).

10 1350 Новое время Начало весны: Петрарка увенчивается лавровым венком на Ка-питолийском холме в Риме как победитель поэтического состя-зания (1341). «Декамерон» Боккаччо (1353). Начало эпохи Воз-рождения.

11 1600 Христианство Столкновение двух парадигм: Инквизиция казнит Джордано Бруно за ересь (1600). Осуждение инквизицией Галилея (1633).

Новое время «Гамлет» Шекспира (1600). «О магните» Гильберта (1600). «Об определённых основоположениях астрономии» Кеплера (1602). «Новый Органон» Фрэнсиса Бэкона (1620).

12 1700 Христианство Начало зимы: Христианское мировоззрение вытесняется ново-европейским.

Новое время Начало лета: «Оптика» Ньютона (1704). Ньютоном заложены основы научного мировоззрения Нового времени.

Христианство Точка замерзания (пик зимы): Религиозное мировоззрение ста-новится маргинальным.

13 1900 Новое время Пик лета: Расцвет науки Нового времени. Над научными про-блемами работают Эйнштейн, Планк, Фрейд. Смерть Ницше (1900) - яростного критика христианства, популярность ниц- ше-анства в Европе.

14 1970 Новейшее время Рождение Аурелио Печчеи (1908) - основателя Римского клуба.

Новое время Начало осени: Кризис новоевропейского мышления.

Новейшее время Начало весны: Создание Римского клуба (1968). Осознание гло-бальны проблем человечества. Появление экологического мыш-ления. Лавлок выдвигает гипотезу о Гее (1969). Критика техно-кратического мышления Нового времени. Стартовал пятый тех-нологический уклад на основе микроэлектроники (1971).

Хроника ключевых мировоззренческих событий (1970 - 2000): «Шаги к экологии мышления» Бейтсона (1972). «Пределы ро-ста» Медоуза (1972). «Царство человеческого бессознательного» Грофа (1975). «Против метода» Фейерабенда (1975). «Человече-ские качества» Аурелио Печчеи (1977). Появление персональ-ных компьютеров. Развитие биотехнологии. «От бытия к ста-новлению» Пригожина. «Смерть природы» Мёрчент (1980). «Новая наука жизни» Шелдрейка (1981). «Судьба Земли» Шелла (1982). Быстрый рост общественного сознания в отношении экологического кризиса на планете (1985-1990). Конец «холод-ной войны», крушение коммунизма в Восточной Европе (1989-1990). «Конец истории и последний человек» Фрэнсиса Фуку-ямы. Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро. Создание веб-сети (1992). Создание Евросоюза (1993). Ежегодные доклады в ООН о развитии человека в раз-личны страна (сравнительны анализ Индекса развития человеческого потенциала - ИРЧП) (1990-2000).

продолжение таблицы

15 2000 Новое время Столкновение двух парадигм: Бомбардировка Югославии сила-ми НАТО (1999). Силовые методы решения межнациональных и межэтнических проблем. Теракты 11 сентября 2001 г. Израильско-палестинский конфликт (2002). Война в Ираке. Свержение режима Саддама Хусейна (2003).

Новейшее время Саммит ООН в Йоханнесбурге по устойчивому развитию (2002).

Хроника ключевых мировоззренческих событий (2001 - 2016): Слободан Милошевич предан Гаагскому суду по обвинению в военных преступлениях. США начали военную операцию в Афганистане. (2001). «Наше постчеловеческое будущее» Фрэнсиса Фукуямы (2002). Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия и Эстония вошли в состав Европейского союза. Это расширение — самое крупное в истории ЕС (2004). Получен графен - стартовал шестой технологический уклад на основе нанотехнологий (2004). Вступил в силу Киотский протокол (2005). Массовый рынок смартфонов (2008). В США поступил в продажу первый в мире планшетный ноутбук iPad от Apple (2010).Во-йска США покинули территорию Ирака (2011). Война в Ли-вии, убийство Каддафи (2011). Война в Сирии (2011-2016). Госу-дарственный переворот на Украине. Присоединение Крыма к России. Провозглашение Донецкой и Луганской народных рес-публик. США и Великобритания завершили вывод войск из Афганистана (2014).

Пояснения к рис. 1 и табл. 1

• Узловая точка 10 - завершение зрелости и начало упадка христианского мировоззрения; первые социальные проявления новоевропейской парадигмы жизни. Начало упадка средневекового христианского мировоззрения совпадает с чумовым мором, унесшим жизни трети населения Европы. Вскоре начинается «Великий раскол» - борьба между папами-соперниками, продолжавшаяся около 40 лет.

Родоначальник эпохи Гуманизма (первая стадия становления новоевро-пейской парадигмы жизни) - Петрарка становится победителем поэтического состязания в Риме. Появляется «Декамерон» Боккаччо - первое художествен-ное произведение эпохи Возрождения (вторая стадия становления парадигмы Нового времени). Средневековое христианское мировоззрение подвергается первому сомнению и критике.

• Узловая точка 11 - столкновение уходящей христианской парадигмы с восходящей новоевропейской мировоззренческой парадигмой. Знаковым событием в этого времени является казнь Джордано Бруно (представителя эпохи Гуманизма и Ренессанса) инквизицией (средневековый христианский суд). Вторым знаковым событием является осуждение Галилея инквизицией.

Научная революция (стадия становления Нового времени), начатая Коперником, подхваченная Галилеем и завершенная Ньютоном, преодолевала средневековое христианское мировоззрение в столкновении с ним.

Само христианство трансформируется в Реформации и по существу пре-вращается в новую религию, соответствующую парадигме Нового времени.

В это время Шекспир создаёт «Гамлета», в науке работают Кеплер и Гилберт. Вскоре начинается Философская революция (следующая стадия Нового времени), родоначальниками которой являются Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт.

• Узловая точка 12 - завершение фазы становления и начало фазы зрелости мировоззрения Нового времени; начало фазы маргинализации христианского мировоззрения.

Ньютон закладывает классические основы мировоззрения Нового времени.

• Узловая точка 13 - совпадение во времени трёх па-радигмально значимых мировоззренческих событий. Пер-

вое событие - «акмэ» новоевропейского мировоззрения. Второе событие - исчезновение средневекового христианского мировоззрения. Третье событие - рождение носителя новейшей мировоззренческой парадигмы.

Идеалом человека Нового времени становится «сверхчеловек». Если средневековье поклонялось святым, то теперь предметом поклонения становятся «гении». Певец «сверхчеловека» Фридрих Ницше умирает в доме умалишенных. Его идеи подхватывает и быстро усваивает просвещенная Европа.

Освобождённые от христианского мировоззрения работают в науке и делают революционные открытия Зигмунд Фрейд, Альберт Эйнштейн и Макс Планк.

• Узловая точка 14 - завершение фазы зрелости и начало фазы упадка новоевропейского мировоззрения; первые социальные проявления новейшей мировоззренческой парадигмы.

Появление работ Римского клуба - первое предупреждение о тупиковости дальнейшего развития новоевропейской парадигмы жизни с её экспансией в покорении Природы. Новоевропейская парадигма жизни вызвала появление глобальных проблем человечества. Появляется экологическое мышление как альтернатива технократическому мышлению Нового времени.

• Узловая точка 15 - столкновение уходящего мировоззрения Нового времени и восходящего мировоззрения Новейшего времени. Новоевропейская идея покорения человеком окружающей среды продолжает проявляться на всех уровнях человеческого бытия (от локального до глобального). Силовые методы решения геополитических, межнациональных и этнических проблем - норма повседневности. Каждый старается навести свой порядок не только у себя дома, но и в других странах. Терроризм и антитерроризм не отличаются по методам деятельности. Тех, кто не подчиняется, наказывают бомбардировками. Голос разума «сильные мира» не слышат.

Новейшая парадигма жизни основана на идее поиска гармонии человека и окружающей среды. Данная идея возникла в контексте осознания глобальных проблем человечества. Стартапом идеи можно считать появление экологического мышления. Массовое осознание экологического кризиса

на планете в 80-90 годы XX столетия вызвало общепланетарное движение за устойчивое развитие. В начале XXI в. очевидными стали угрозы существованию человечества вследствие техногенных, экологических, социальных и антропологических катастроф.

Пятый и шестой экономические уклады вдохнули второе дыхание в новоевропейскую идею покорения и преобразования природы человека и окружающей среды, с одной стороны, и альтернативную идею поиска гармонии человека и окружающей среды, с другой стороны. Конвергенция нано, био, инфо и когнитивных технологий - НБИКС-конверген-ция (МБГС) - создала почву для дебатов сторонников и противников государственно-общественной регламентации научных исследований и разработок. Встал вопрос о системе ценностей, лежащей в основе такой регламентации. Предметом дискурса и дебатов стало понимание природы человека, которое сформировалось в христианской и новоевропейской мировоззренческой парадигме. Актуализировалась идея Фридриха Ницше о сверхчеловеке и постчеловеческом будущем. Френсис Фукуяма, обобщая достижения новых технологий, сформулировал философскую проблематику вызовов и угроз существованию человечества в XXI веке [8].

Подведём некоторые итоги.

Становление идеи гармонии человека и окружающей среды, как альтернативы новоевропейской идее покорения человеком окружающей среды, берёт начало на Западе в 70-х годы XX в. Сегодня с уверенностью можно сказать, что эта идея - источник четвёртой парадигмальной волны в западном мировоззрении.

- алгоритм смены западноевропеских мировоззренческих волн, распростаняющихся по всему миру.

Новоевропейская идея покорения человеком окружающей среды с помо-щью науки и техники дискредитировала себя в катастрофах XX в.: техногенных и социальных, экологических и антропологических. В начале XXI в. человечество оказалось «у последней черты», за которой разрушается мера его бытия и мера бытия планетарной природы. Одним из первых об этом заявил Римский клуб в 70-х годах XX в. [2, 3]. Экологическое мышление стало проникать в сознание масс в 80-е гг. В 1992на г. Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро международное сообщество приняло ряд документов по решению энвайроментальных проблем. Далее последовали аналогичные Всемирные саммиты ООН по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (2002 г.) и Рио-де Жанейро (2012 г.). Экологическое мышление было первой ласточкой весны новейшей парадигмы жизни. В той или иной мере идея гармонии проникла и в другие сферы человеческой деятельности и стала постепенно вытеснять идею покорения.

Смена мировоззренческих парадигм - закономерный циклогенетический процесс. Парадигма - глубинная идея, определяющая архитектонику человеческого мировоззрения. Для каждой эпохи характерна своя парадигмальная идея. Проникая в сознание людей новая парадигмальная идея перестраивает все типы мировоззрения человека. Мировоззрение связано с целостным восприятием мира и места человека в нём. Базовыми типами мировоззрения являются народный опыт и мифология. Из народного опыта исторически выросли философия и наука. Из мифологии - искусство и религия [4]. Используя принцип дополнительности

можно утверждать, что все шесть типов мировоззрения - дополнительные способы описания реальности как целостности. Новую же парадигму в структуре мировоззрения можно оценить как принципиально новый взгляд на мир через экраны всех шести типов мировоззрения.

Античная парадигма жизни родила символику античной мифологии (су-щественной разницы между греческой и римской мифологической символикой не было) и античный здравый смысл народного опыта. Миф и народный опыт не противоречили друг другу. Религиозное мировоззрение человека античности было синкретично растворено в его мифологии. Только в конце античной эпохи, в неоплатонизме, религия пыталась отделиться от мифологии. Толчок этому движению дал диалог неоплатоников с первыми христианами. Философия в своих концепциях опиралась на здравый смысл того же античного опыта. Наука ещё не выделилась в самостоятельный тип мировоззрения и была синкретически растворена в философии.

Христианская парадигма жизни, как альтернатива античности, рождается в период её мировоззренческого расцвета, в эллинистический период. Год рождения Иисуса из Назарета приходится на вершину её расцвета. Новая парадигма активно прорастает в античном мире, христианское мировоззрение из маргинального становится доминирующим, успешно подчиняя себе как раба, так и императора. К 1000 г. Большая часть Европы охвачена христианским влиянием. Все типы мировоззрения трансформируются. Миф становится христианским Священным Преданием. Народный опыт создаёт средневековый образ жизни, качественно отличающийся от античного. Христианская религия становится лидирующим типом мировоззрения. Ей подчинены философия (схоластика, теология) и искусство (религиозное, храмовое). Элементы научного мировоззрения растворены в схоластической философии (в основном развивается фор-мальная логика). Новое мировоззрение институализи-руется в деятельности Церкви и системе христианского образования.

Новоевропейская парадигма жизни рождается вместе с Петраркой (родился в 1304 г.) и впервые заявляет о себе в 1341 г. На Капитолийском холме в Риме, где Петрарка увенчивается лавровым венком как победитель поэтического состязания. Начинается эпоха Гуманизма. Вместе с поэтом Петраркой новую эпоху открывает политический деятель Кола ди Риенцо (1313-1354).

Гуманизм вв.), Ренессанс (XV-XVI вв.), Ре-

формация (XVI-XVII вв.), Научная революция (XVI-XVII вв.), Философская революция (XVII в.), Просвещение (XVII-XVШ вв.), Социальные революции (XVII-XX вв.), Про-мышленные революции (XVШ-XX вв.) - фазы циклогенеза мировоззренческой парадигмы Нового времени. Новая мировоззренческая парадигма постепенно вытесняет парадигму средневекового христианства из сознания европейцев. Новоевропейская парадигма зарождается в самый расцвет предыдущего, христианского, мировоззрения. Секрет Нового времени - в новом взгляде на мир. Это - механическая картина мира. Технократическое мышление -сущность новоевропейского мышления.

Была ли альтернатива технократизму в Новое время? Была. Был Романтизм (XVШ-XIX вв.) от Жан Жака Руссо до Ницше (Блейк, Вордсворт, Кольридж, Гелдерлин, Шеллинг, Шлейермахер, братья Шлегели, мадам де Сталь, Шелли, Китс, Гёте, Бетховен, Байрон, Гюго, Карлель, Эмерсон,

Торо, Уитмен и другие) [7, с. 310-318]. Эта линия в XX в. дала начало Экзистенциализму (Хайдеггер, Сартр, Камю и др.) и Постмодернизму (Ролан Барт, Жак Деррида, Жиль Делёз, Феликс Гваттари, Умберто Эко, Жан-Франсуа Лио-тар, Жан Бодрийяр, Мишель Фуко, Юлия Кристева и др.). Были попытки синтезировать технократизм с романтизмом (от Гёте и Гегеля до Юнга). Но все эти кажущиеся противоречия устраняются на уровне глубинной парадигмальной идеи, запускающей в жизнь все эти кажущиеся независимыми новоевропейские линии развития. Говоря на языке Гегеля, есть сущность, и есть её проявления, которые в своей целостности представляют действительность [1, с. 171-172]. Действительность Нового времени есть единство Гуманизма и Ренессанса, Реформации и Научной революции, Философской революции и Просвещения, Романтизма и Социальных революций, Экзистенциализма и Постмодернизма.

Глубинная парадигмальная идея, которая их объединяет - идея сверхчеловека как идеала человека. Идеалом античности был герой. Идеалом христианского средневековья был святой. Идеалом Нового времени стал сверхчеловек. С этого началась эпоха Гуманизма. Вспомним доктрину Пико делла Мирандола о достоинстве человека, которому Бог дал право самому лепить свой образ, быть творцом самого себя, возвышаться в самоконструировании до ангела и выше. Так что Ницше в идее сверхчеловека созвучен с Пико. Идея сверхчеловека непрерывна в Новое время.

Постепенный отказ от христианского Бога по мере нарастания технологической мощи человека, замена религии Богочеловека на религию человекобожия (атеизм) - это становление новой парадигмы во всех типах новоевропейского мировоззрения. Экзистенциализм, а затем и постмодернизм - это внутренняя критика, не выходящая за пределы мировоззренческого круга, очерченного парадигмой Нового времени. Весь ресурс уходит на критику оснований мировоззрения, но на позитивное строительство принципиально иной парадигмы жизни ещё нет сил.

Новейшая парадигма жизни, идущая на смену новоевропейской, впервые открыто заявляет о себе в 70-е гг. XX столетия. Благодаря стараниям Аурелио Печчеи и созданного им Римского клуба, на основе научных прогнозов до общественности была доведена мысль о необходимости изменить стратегию жизни. Глобальные проблемы будут нарастать, если мы не изменим наш образ жизни, основанный на покорении природы.

Гармония человечества и планетарной природы в их коэволюции - сущ-ность новейшей парадигмы жизни. Устой-

чивое развитие общества на планете в XXI в. связано с отказом от индустриального покорения человеком планетарной природы, с выстраиванием гармоничного взаимоотношения с природой на основе экологического мышления и выстраивания партнёрских отношений сотрудничества между людьми на всех уровнях социального бытия - от глобального международного до локального межличностного. Человек должен стать экологом по отношению к природе и социальным партнёром по отношению к людям. Идеалом человека новейшего времени становится партнёр.

(Продолжение следует)

Список литературы:

1. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. В 3-х т. Т.2. М.: Мысль, 1971. - 248 с.

2. Медоуз, Д.Х. Пределы роста: 30 лет спустя / Д.Х. Ме-доуз, Й. Рандерс, Д.Л. Медоуз; пер. с англ. Е. С. Оганесян; под ред. Н. П. Тарасовой. — 2-е изд. (эл.). — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. - URL: http://files.lbz.ru/pdf/ cC2577-1-ch.pdf

3. Печчеи А. Человеческие качества / Пер. с англ. О.В. Захаровой. М.: Прогресс, 1980.- 302 с. - URL: http://lib100. com/book/human/chelovecheskie_kachestva/html/

4. Пищик А.М. Научно-исследовательская программа Нижегородской методологической школы: концепция основных типов мироосвоения //Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). Ежемесячный научный журнал. - 2015. - № 9 (18), Часть 1. - С. 13-17. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ nauchno-issledovatelskaya-programma-nizhegorodskoy-metodologicheskoy-shkoly-kontseptsiya-osnovnyh-tipov-miroosvoeniya

5. Пищик А.М. Циклогенез парадигм западного мировоззрения //Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). Ежемесячный научный журнал. - 2016. - № 22 (в печати).

6. Пищик А.М. Общие закономерности и ключевые события циклогенеза парадигм западного мировоззрения: от античности к христианству //Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). Ежемесячный научный журнал. - 2016. - № 23 (в печати).

7. Тарнас Р. История западного мышления / Пер. с англ. Т.А. Азаркович. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. - 448 с. - URL: http://psylib.org.ua/books/tarna01/txt02.htm

8. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции / Пер. с англ. М.Б. Левина — М.: ООО «Издательство АСТ»: ОАО «ЛЮКС». 2004. — 349 с. - URL: http://alt-future.narod.ru/Future/Fnpb/ fukunpb.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.