Научная статья на тему 'Цикличность развития технологического образования'

Цикличность развития технологического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
325
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНЦЕПЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ УКЛАДОВ / БАЗОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЗАКОНОМЕРНОСТИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / TECHNOLOGICAL EDUCATION / THE CONCEPT OF TECHNOLOGICAL LIFE / BASIC TECHNOLOGY / THE CONSISTENCE OF TECHNOLOGICAL EDUCATION / REGULARITIES OF TECHNOLOGICAL EDUCATION / PROGNOSIS OF TECHNOLOGICAL EDUCATION'S DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кальней В. А., Махотин Д. А., Ряхимова Е. Г.

Раскрывается закономерность развития технологического образования, связанная с социально-экономическими изменениями в обществе и сменой технологических укла дов. Эта закономерность обозначается как цикличность развития технологического образования, которая и определяет изменения в содержании и технологиях его реали зации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The cycles of technological education 61 Afanaseva, I.V., Kunitsynа, S.M. Features of the functioning of the mediation services of the school in the educational organization

In this article authors reviews the regularities of technological education development and what determines the cycles of technological education. The author how these cycles are connected with changes in the society and the shift in technological life

Текст научной работы на тему «Цикличность развития технологического образования»

УДК 37.031.4

В.А. КАЛЬНЕЙ, Д.А. МАХОТИН, Е.Г. РЯХИМОВА

ЦИКЛИЧНОСТЬ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Раскрывается закономерность развития технологического образования, связанная с социально-экономическими изменениями в обществе и сменой технологических укладов. Эта закономерность обозначается как цикличность развития технологического образования, которая и определяет изменения в содержании и технологиях его реализации.

Ключевые слова: технологическое образование, концепция технологических укладов, базовая технология, содержание технологического образования, закономерности технологического образования, прогнозирование развития технологического образования.

In this article authors reviews the regularities of technological education development and what determines the cycles of technological education. The author how these cycles are connected with changes in the society and the shift in technological life.

Keywords: technological education, the concept of technological life, basic technology, the consistence of technological education, regularities of technological education, prognosis of technological education s development.

В истории развития технологической подготовки школьников с конца XIX до начала XXI в. выделяются четыре этапа, которые базируются на политических преобразованиях и изменении социально-экономической ситуации в стране. При этом необходимо учитывать, что образование в целом, включая общеобразовательную подготовку и политехническое образование, опирается на научный потенциал конкретного исторического этапа развития общества. На развитие технологического образования существенное, а возможно, и наиболее значимое влияние оказывает развитие науки и техники, заклю-

© Кальней В.А., Махотин Д.А., Ряхимова Е.Г., 2016

ченное в форму научно-технического прогресса. Именно новые технические изобретения и технологические преобразования в производстве и непроизводственной сфере являются движущей силой для технологической подготовки в общеобразовательной школе.

Согласно теории длинных волн Н.А. Кондратьева и концепции технологических укладов (С.Ю. Глазьева, Д.С. Львова и др.) технико-экономическое развитие общества движется волнообразно с циклами примерно в 50 лет. В течение последних веков прошло пять волн и сложилось пять типов технологических укладов. Сейчас общество находится на этапе перехода к шестому технологическому укладу (рис. 1).

Рис. 1. Структура технологических укладов

В структуру технологических укладов входят базовые направления, пронизывающие все относящиеся к данному укладу поколения техники и технологий; поколения производственной техники, определяющие особенности средств производства, источников энергии, используемых технологий; поколения техники, используемой в сфере услуг и личном потреблении населения, а также в сфере управления.

С.Ю. Глазьев рассматривает технологический уклад как ключевой фактор (ядро) и организационно-экономический механизм регулирования [5]. Ядром технологического уклада выступает набор базисных технологий, характерных в течение достаточно длительного времени для сфер и отраслей экономики, а материальные и иные условия для становления каждого последующего технологического уклада формируются в ходе развития предыдущего. Развитие экономики идет путем последовательной и постепенной смены таких укладов, а на начальной стадии становления каждый

из них использует старые энергоносители и инфраструктуру: транспортную (по С.Ю. Глазьеву) и информационно-коммуникационную (большинство исследователей теории инновационного развития экономики). Это дает возможность выделять на каждом технологическом укладе новые (высокие и прочие) технологии, традиционные технологии и устаревшие (архаичные) технологии.

Формирование адекватной инфраструктуры для технологического уклада происходит вслед за установлением господства нового уклада в базовых сферах экономики и вытеснением из них предыдущего уклада. Сегодня стали выделять шесть технологических укладов, обобщенная характеристика которых представлена в табл. 1 [1].

Каждый новый технологический уклад, предполагающий изменения базисных технологий и смену средств производства, предъявляет новые требования к уровню подготовки специалистов в сфере профессионального образования, а следовательно, и к уровню

Таблица 1

Характеристика технологических укладов

Номер уклада Годы развития Инфраструктура уклада Характеристика соответствующего инновационного цикла Ведущие отрасли экономики

Первый 1785-1835 Оросительные каналы, проезжие дороги Промышленная революция: фабричное производство текстиля Сельское хозяйство, текстильная промышленность

Второй 1830-1885 Железные дороги, мировое судоходство Цикл пара и железных дорог Легкая промышленность, судостроение, паровозостроение, добывающие отрасли

Третий 1880-1935 Электростанции, электрические распределительные сети, телефон Цикл электричества и стали Химическая промышленность, универсальное машиностроение, топливно-энергетический комплекс, электротехническая промышленность

Четвертый 1930-1985 Скоростные автодороги, трубопроводы, воздушные сообщения, аэропорты, телевизионная связь Цикл автомобилей и синтетических материалов Электроэнергетика, основанная на использовании нефти, приборостроение, производство станков с ЧПУ, синтетических материалов

Пятый 1980-2035 Средства телекоммуникации, компьютерные сети, Интернет, спутниковая связь Эпоха компьютеров и телекоммуникаций Атомная энергетика, микроэлектроника, информатика, биотехнология, генная инженерия животных, роботостроение, аэрокосмическая промышленность

Шестой Приблизительно с 2030 г. Транспортная революция, глобальные мультимедийные сети Нанотехнологии, клеточные технологии Нетрадиционная и космическая энергетика, космические технологии, на-нотехнологии, генная инженерия животных и человека, социогуманитар-ные технологии, конвергенция нано-, био-, ин-фо- и когнитивных технологий (КЫБ)

технологической подготовки выпуск- так и повышение общей и технологиче-ников школы, включая как пропедев- ской культуры. Рассмотрим это пред-тику профессиональной подготовки, положение применительно к этапам

развития технологического образования школьников.

История технологического образования в истории отечественной педагогики началась более ста лет назад. За это время менялась социально-экономическая ситуация, подходы к изучению данного предмета в рамках школьного образования, содержание теоретического материала и практи-

ческих видов работ, а также системы практического обучения.

На основе проведенного анализа технологического образования школьников (на базе исследований В.А. Каль-ней, Д.А. Махотина, Е.Г. Ряхимовой) были выделены и описаны четыре периода развития технологического образования, представленные в табл. 2.

Социально- Развитие Цели

Период экономическая научно-технического педагогиче- общест-венно-произ- Содержание обучения

ситуация прогресса ^кис водственные

1 2 3 4 5 6

I Развитие Электро- - Общеразви- Потребность - Ремесленные

(1884- производ- техническое вающая; в рабоче- направления

1917 гг.) ства в усло- ядро уклада, - пропедевти- ремесленных (столярное,

виях капи- тяжелое ма- ческая (ручной кадрах слесарное, са-

талистиче- шиностро- труд) пожное и т.д.);

ского спосо- ение, неор- - рукоделие и

ба развития ганическая художествен-

хозяйства химия, линии элек- ная обработка материалов

II Восстанов- тропередач Социально- Потребность Комплексные

(1918- ление эконо- трудовая адап- страны в под- программы

1937 гг.) мики страны тация учащих- готовленных трудового обу-

ибурноераз- ся на основе к труду вы- чения: дерево-

витие произ- разносторонне- пускниках и металлообра-

водства в ус- го труда школ ботка, электро-

ловиях по- (по основным монтаж, пере-

строения отраслям про- плетные работы,

коммунисти- изводства) домоводство,

ческого со- сельскохозяй-

циализма ственный труд

Отмена тру- Формирование Потребность

дового обуче- чисто научных в кадрах выс-

ния в школе знаний шей квалификации

III Развитие Автомоби- - Пропедевти- Потребность 5-9 классы -

(1952- различных ле- и трак- ческая; общественно- дерево- и ме-

1992 гг.) отраслей торострое- - профессио- го производ- таллообработ-

промышлен- ние, авиа- нальная на- ства в массо- ка, электротех-

Таблица 2

Периоды развития технологического образования

Окончание табл. 2

1 2 3 4 5 6

ности, воз- ционное, правленность вых рабочих ника, машино-

росшая по- ракетостро- содержания об- профессиях ведение, кули-

требность ение, орга- учения нария, швейное

в рабочих ническая дело;

профессиях химия, синтетические материалы 10-11 классы -более 60 программ профильного и допро-фессионально-го обучения

IV Развитие Электрон- Всестороннее Быстрая сме- 4 направления:

(1993 г. - экономики ная про- развитие лич- на профессий - технико-тех-

по наст. в условиях мышлен- ности учащих- и профессио- нологическое;

время) третьей тех- ность, теле- ся (оптималь- нальных на- - социально-

нологиче- коммуни- ное соотноше- выков во мно- бытовое;

ской револю- кации, био- ние общеразви- гих сферах - художествен-

ции, усиле- технологии, вающего, поли- труда но-эстетиче-

ние роли вы- тонкая хи- технического ское;

сококвали- мия и профессио- - информаци-

фицирован- нального ком- онно-марке-

ного труда понентов содержания обучения) тинговое

НТР Уклады

1 период 2 период

1785

Годы

1830

1930

1917 1537

3 период 4 период ■"Л

А \Ы Л

/\л 1 \

* /

Г У /

|у| 1 1 V

1980

1952 1993

2030

Динамика технологической подготовки

Рис. 2. Взаимосвязь периодов развития технологического образования и технологических укладов

Проведенное исследование показало, что развитие технологической подготовки в истории отечественной школы и педагогики можно условно разделить на четыре этапа. За основу периодизации были выбраны социально-экономическая ситуация в стране и уровень научно-технического прогресса. Если наложить путем механического соединения динамику реформ образования в области технологической подготовки на технологические уклады, то наглядно видно, что все преобразования происходят на стыке перехода укладов и на пике их развития, что во многом отражает цели и содержание технологического образования школьников на отдельных этапах его развития (рис. 2).

Наиболее характерные реформы технологического образования школьников приходятся на первые годы технологических укладов (1884, 1932, 1984), пиковые годы характеризуются пересмотром места технологической подготовки в системе общего образования, выдвижением ее на передовые места и увеличением количества часов, отводимых на предмет (1918, 1958). Поэтому с уверенностью можно говорить о значимости развития научно-технического прогресса на технологическую подготовку и в целом спрогнозировать характер нововведений в процессе развития технологического образования [8].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исходя из этого, можно говорить о существующей закономерности, выражающейся в цикличности развития технологического образования, которое напрямую зависит от анализируемых факторов, главным из которых является смена технологических укладов в обществе, которые определяют изменения базовых технологий и направления научно-технического прогресса.

На основании этой закономерности можно спрогнозировать развитие технологического образования на рубеже перехода к шестому технологическому укладу. Шестой технологический этап связан с развитием новых технологий в начале XXI в., период распространения этих технологий начинается с 2018-2020 гг., а пик по оценке специалистов придется на 2040 г.

Новая (инновационная) экономика в «обществе, основанном на знаниях» (компетенции) строится на взаимосвязи науки и научно-технического прогресса; повышении роли инноваций; опережающей роли живого, личностного знания по сравнению с овеществленным, материальным; ростом инвестиций в научные разработки и исследования; опережающем росте высокотехнологических отраслей промышленности и сферы услуг; повышении инновационной активности предприятий и предпринимательского сектора; формировании сетевой экономики, локальных кластеров и глобальных альянсов по созданию и распространению инноваций [1].

Начинается перераспределение ресурсов из пятого в шестой технологический уклад. Большое количество научных исследований и достижений требуют своего воплощения в конкретные технические объекты и технологические решения. По мнению С.Ю. Глазьева, это будет связано с резким снижением энергоемкости и материалоемкости производства, конструированием материалов и продукции с заданными свойствами [6].

Каким образом может ответить на вызовы шестого технологического этапа технологическое образование на уровне школы (общего образования)?

• Усиление роли и места технологического образования в системе обще-

го образования, связанное с увеличением количества часов в учебных планах, развитием технологических профилей подготовки в старшей школе (информационно-технологические классы, инженерно-технологические классы, агротехнологические классы и проч.), развитием материально-технического обеспечения технологического образования в соответствии с формирующейся высокотехнологической средой современного общества.

• Появление в содержании технологического образования новых вариативных модулей подготовки, связанных с изучением нанотехнологий, робототехники, цифровых технологий, биотехнологии и проч.

• Акцент в технологическом образовании школьников на работу с разными материалами и организацию проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

• Усиление научно-технологической (теоретической) подготовки обучающихся на основе интеграции технологического знания с естественнонаучным и математическим, что происходит сегодня в ряде образовательных программ и проектов.

По мнению участников Международной конференции по технологии «Современное технологическое образование в школе и педагогическом вузе», проведенной 29-30 сентября 2015 г. в Московском педагогическом государственном университете, в связи с введением новой примерной основной общеобразовательной программы ООО в части рабочей программы по технологии (под редакцией Е.Я. Когана) можно говорить о новом этапе развития технологического образования либо о резкой смене направленности технологического образования.

Это попытка отразить в технологическом образовании школьников приоритетные технологии и отрасли пятого технологического уклада - электротехнику и микроэлектронику, робототехнику, конструирование и проектирование изделий на основе специального программного обеспечения и конструкторов, биотехнологии, нано-технологии и проч. Фактически идея строится на замене традиционного для четвертого (индустриального по своей сути) технологического уклада содержания технологической подготовки с усилением теоретического уровня подготовки школьников, отказом от гендерного подхода в обучении мальчиков и девочек современным технологиям, активного использования компьютеров и программного обеспечения вплоть до виртуализации многих технологических процессов в противовес материальному изготовлению объектов труда. Этот подход сегодня проходит апробацию в 19 регионах Российской Федерации и пока не нашел поддержки у большинства учителей технологии и специалистов в области технологического образования [3].

Именно поэтому надо помнить, что многие реформы технологического образования пытались быстрыми темпами добиться поставленных целей без учета особенностей развития технологического образования, существующих материально-технических и кадровых условий и прочих факторов. Разрыв между реальными и планируемыми результатами технологического образования даже с учетом технологической подготовки в основной и старшей школах составляет не менее 6-7 лет, что в эпоху быстрых изменений может служить ключевым фактором в успехе профессиональной подготовки кадров

для нового технологического уклада в колледжах и вузах.

На основании проведенного анализа можно сделать вывод о существовании пяти периодов развития технологического образования, последний из которых (пятый) только начинает формироваться под влиянием

социально-экономических изменений и научно-технического прогресса. Этот этап послужит основой технологического образования школьников на протяжении примерно 20 последующих лет до достижения пика развития шестого технологического уклада.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Гуриева Л.К. Концепция технологических укладов // Инновационная экономика. 2004. № 10.

2. Кальней В А, Махотин Д.А. Технологическое образование в постиндустриальном обществе //Вестник РМАТ. 2015. № 3. С. 68-76.

3. Махотин Д.А., Кальней В.А. Современные подходы к развитию технологического образования в общеобразовательной организации // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 4 (53). С. 65-68.

4. Махотин Д.А. Проектирование содержания обучения в образовательной области «Технология»: дис. ... канд. пед. наук. М, 2000.

5. Нанотехнологии как ключевой фактор нового технологического уклада / под ред. С.Ю. Глазьева и В.В. Харитонова. М.: Тро-вант, 2009.

6. Наумович О.В. Высокотехнологичный уклад как социально-экономический феномен // Журнал международного права и международных отношений. 2010. № 2.

7. Программа предмета «Технология (5-9 классы)» / под ред. Е.Я. Когана. URL: http:// edu.crowdexpert.ru/subiects/techno

8. Ряхимова Е.Г. Развитие содержания технологической подготовки обучающихся (конец XIX - XXI век): дис. ... канд. пед. наук. М., 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.