Научная статья на тему 'Циклические факторы в теории и методологии управления инновационным развитием предприятий сферы услуг'

Циклические факторы в теории и методологии управления инновационным развитием предприятий сферы услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
375
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЛАНС КРАТКОИ ДОЛГОСРОЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ / ЦЕЛЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БАЛАНСА И КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ / ЦИКЛИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ / РЕГУЛИРУЕМЫЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ / РЕГУЛИРОВАНИЕ ДИСБАЛАНСА ИНТЕРЕСОВ И ХАРАКТЕРИСТИК В СФЕРЕ УСЛУГ / BALANCE OF SHORT-TERM AND LONG-TERM INTERESTS / OBJECTIVE PROPERTIES OF BALANCE AND MANAGEMENT QUALITY / CYCLICAL FACTORS AND MANAGEMENT PRINCIPLES OF INNOVATIVE DEVELOPMENT / REGULATED MANAGEMENT MECHANISM / REGULATION OF INTEREST IMBALANCE AND CHARACTERISTICS IN SERVICE INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алабугин Анатолий Алексеевич, Алабугина Римма Анатольевна, Бондаренко Ростислав Николаевич

Даны предложения по развитию теории управления инновационным развитием социально-экономических систем в сфере услуг. Такое развитие в условиях неопределенности и риска требует методологии, учитывающей циклические факторы и принципы повышения качества управления. На основе принципов сформирован регулируемый механизм управления, отличающийся возможностями минимизации дисбаланса противоположных целевых характеристик качества управления в сфере услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алабугин Анатолий Алексеевич, Алабугина Римма Анатольевна, Бондаренко Ростислав Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cyclical factors in theory and methodology of management of innovative development of service entities

The authors give offers concerning development of the theory of management of innovative development of socioeconomic systems in service industry. Such development in conditions of uncertainty and risk demands the methodology considering the cyclical factors and principles of improvement the management quality. A controllable management mechanism based on these principles is developed. The mechanism is notable for its possibility to minimize the misbalance of opposite final quality characteristics of management in service industry.

Текст научной работы на тему «Циклические факторы в теории и методологии управления инновационным развитием предприятий сферы услуг»

Управление инвестициями и инновационной деятельностью

УДК 658.1 + 338.46 ББК У9(2)44-55 + У(9)49-55

ЦИКЛИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ В ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ УСЛУГ

А.А. Алабугин, Р.А. Алабугина, Р.Н. Бондаренко

Даны предложения по развитию теории управления инновационным развитием социально-экономических систем в сфере услуг. Такое развитие в условиях неопределенности и риска требует методологии, учитывающей циклические факторы и принципы повышения качества управления. На основе принципов сформирован регулируемый механизм управления, отличающийся возможностями минимизации дисбаланса противоположных целевых характеристик качества управления в сфере услуг.

Ключевые слова: баланс кратко- и долгосрочных интересов; целевые характеристики баланса и качества управления; циклические факторы и принципы управления инновационным развитием; регулируемый механизм управления; регулирование дисбаланса интересов и характеристик в сфере услуг.

За долговременный период своего жизненного цикла предприятие может изменить все внутренние факторы производства для обеспечения качества услуг и деятельности. Длительность цикла зависит, главным образом, от учета влияния циклических факторов изменений внешней среды.

При наличии немногих разновидностей организаций в отрасли, стабильности или отсутствия изменений факторов во времени, плотность однотипных организаций в отраслевой нише сферы услуг растет. Это затрудняет возможности выбора предпочтений в услугах у потребителей, несмотря на рост конкуренции. В итоге продолжительность цикла существования предприятий получит тенденцию к убыванию, так как будут создаваться новые организации, на результаты деятельности которых начнет переключаться спрос потребителей услуг и товаров.

Установлено, что период создания либо распада организаций зависит от степени действия внешних и внутренних факторов, соотношения их силы (то есть от сбалансированности интересов). С увеличением управляемости изменений (например, использования методов стратегического планирования, маркетинга для адаптации) возникают лучшие условия процесса перемен.

По нашему мнению, сопоставление выявленных тенденций разной направленности процессов создания и распада позволяет сделать вывод о вероятности достижения (за период не менее 5-10 лет) зоны устойчивого динамического баланса популяции организаций в отраслевой нише. Эта зона регулируется при условии эффективности

процессов адаптации создаваемых и ликвидируемых предприятий сферы услуг, обеспечивая динамическое равновесие в некоторой ограниченной области параметров.

Таким образом, можно сделать обоснованное предположение о цикличности процесса развития организации в мегасистеме «сфера услуг», образующих среду окружения отдельного предприятия. Это вызывает необходимость таких же циклических изменений уровня его адаптивности в зоне допустимых значений для регулирования равновесия.

Очевидно, что главными внутренними факторами в сокращении времени между периодами роста количества создаваемых организаций являются наличие инноваций и инвестиций на их внедрение. Действительно, любой из известных циклов (смена поколений техники, переход к новым направлениям, обновления на основе новых научных идей и революционные открытия) ведет либо к созданию новых предприятий, либо к процессам повышения адаптационного потенциала существующих предприятий или к иным переходам по этапам жизненного цикла.

Механизм управления развитием должен уменьшить время достижения развивающимися предприятиями состояния устойчивости. Процесс развития в границах отдельного предприятия становится более направляемым, потери общества от неопределенности действия рыночных и иных сил «невидимой руки рынка» уменьшаются. Следовательно, учет фактора времени в оценке эффективности организационных изменений важен не толь-

ко и не столько в оперативном, как в стратегическом менеджменте. Низкая результативность, оцениваемая на основе предлагаемой в настоящем исследовании системы показателей уровня адаптивности и индекса качества выполнения специальных функций управления, даже при хороших краткосрочных показателях (например, производительности) может служит сигналом грядущего кризиса в долговременной перспективе [2].

Анализ основных теорий управления развитием (ноосферно-кибернетических, адаптации, устойчивого развития, институциональных, самоорганизации) выявил низкую степень их соответствия потребностям практики по циклическим факторам развития, т. е. при высоких степенях риска. По факторам динамичности и неопределенности изменений среды среднюю степень соответствия обеспечивают поведенческие теории. Как показывают результаты исследований, высокая степень соответствия может быть достигнута на основе развиваемой нами теории регулирования дисбаланса целевых характеристик управления.

Выявление указанных несоответствий, достигающих степеней противоречий и конфликтов в сфере услуг, определило проблемы, нерешенные в существующих теориях регулирования качества управления в условиях высокой неопределенности изменений внешней среды. Содержательный анализ несоответствий в сфере услуг позволил установить, что конфликтностью интересов отличаются дисбалансы внутренней и внешней эффективности в кратко- и долгосрочном проектах инновационного развития. Значительная часть стратегий, определяется большей нацеленностью большинства предприятий в сфере услуг на рост собственных материальных активов и прибыли.

Анализ проблем дал возможность конкретизировать методологию управления инновационным развитием предприятия как предмет соответствующей теории. Методология определяет общие и частные принципы формирования либо обоснования выбора теории управления по факторам предпринимательства. Общие принципы соответствуют закономерностям теории систем, системного анализа и управления организациями.

Для учета указанных факторов цикличности разработаны дополнительные частные принципы управления развитием (см. таблицу). Их применение повышает качество управления. На основе указанных принципов разработан механизм инновационного управления развитием сферы услуг. В его основе избыточность функций управления в механизме, отличающемся возможностями регулирования структурных элементов и относительной значимости базовых и предлагаемых дополнительных функций управления в зависимости от факторов среды и целевых характеристик сферы услуг. В качестве критерия эффективности в развиваемой нами теории и методологии управления развитием предлагается минимум дисбаланса противоположных

характеристик развития и экономических потерь, возникающих от запаздывания управленческих решений по регулированию механизма для соответствия изменениям внешней среды.

Необходимость дополнительных функций следует из возрастания значимости факторов риска инновационной деятельности при высоких степенях неопределенности и динамичности изменений внешней среды. Например, учитываются риски в определении конъюнктуры рынка услуг, применяются финансовые рычаги регулирования соотношений собственных и заемных средств, затрат и результатов. На этой основе увеличивается управляемость рисками, поскольку дополнительные принципы и функции позволяют принимать более обоснованные управленческие решения по выбору методов регулирования управляющей и управляемой подсистем предприятия сферы услуг (рис. 1). Предлагаемый механизм управления инновационным развитием позволяет реализовать идею управленческого цикла. Наличие прямых и обратных связей управляющей и управляемой подсистем позволяет непрерывно вносить корректирующие изменения в методы и алгоритмы процессов регулирования структур и функций управления. При этом учитывается цикличность изменений внешних и внутренних факторов, показанных на рис. 2.

Важным показателем оценки качества систем управления развитием признан уровень адаптивности, отражающий ее способности приспосабливаться к разнообразию характеристик среды либо сохранять существенные свойства и целостности системы, взаимодействия со средой. Допустимая вариабельность уровня адаптивности в диапазоне «гибкость - стабильность» (см. рис. 2) регламентируется нормативами и планами. Это относится и к другим целевым характеристикам стратегии управления. В процессе адаптации в формируемом механизме компенсируются воздействия среды.

Высокий уровень адаптивности соответствует наиболее эффективному стилю управления, нацеленному на компромисс интересов. Такой подход позволяет разрабатывать набор эффективных стратегий регулирования дисбаланса стратегических альтернатив инновационного развития предприятия. При средних уровнях противоположных целевых характеристик компромисс означает достижение целей реализации одной из стратегий при ограничениях в выполнении целей других стратегий на допустимом уровне (см. рис. 2).

Доминирование стратегий революционного развития по целевым характеристикам гибкости структур и функций управления необходимо для инновационности развития системы управления при адаптации к соответствующим вызовам параметрам среды (на рис. 3 обозначено цифрой 1). Вертикально-иерархический диапазон регулирования обеспечивается применением матричных или простых структур (результат - рост инновационной

Циклические факторы и принципы повышения качества управления развитием сферы услуг

Экономико-управленческие факторы качества управления развитием

Дополнительные частные принципы управления развитием сферы услуг Результаты использования принципов при принятии решений

К закону синергии Межфункциональная интеграция подразделений по условиям компромисса стратегических альтернатив и характеристик эффективности в кратко- и долгосрочном периоде

1. Регулирование структуры механизма в составе системы управления развитием сферы услуг в процессах структурного развития

2. Регулирование ресурсов и резервов функционального развития по изменениям среды отдельных подсистем и сферы услуг Многовариантность планов стратегического управления для компромисса стратегий по характеристикам гибкости и стабильности

3. Рост предсказуемости процессов развития при высоком уровне качества управления развитием (в зоне дисбаланса стратегических альтернатив и характеристик) Дисбаланс стратегических альтернатив развития при высоких уровнях характеристик гибкости и стабильности

К закону самосохранения Минимизация отклонений фактических показателей качества функций управления от нормативных или плановых

4. Регулирование адаптационного потенциала в зависимости от достигнутых уровней адаптивности, качества выполнения функций управления и резервов их повышения

5. Выбор моделей управления в структуре предпринимательского механизма в зависимости от степеней сложности, динамизма и неопределенности изменений внешних факторов Повышение устойчивости системы управления для обоснованности объемов выделяемых ресурсов на управление

6. Зависимость выбора функций и методов управления развитием от типа процесса развития Повышение точности в применении функций управляющей подсистемы

К закону развития Снижение вариабельности показателей качества управления развитием сферы услуг

7. Соответствие цикличности изменений показателей качества управления развитием характеристикам этапа жизненного цикла сферы услуг

8. Выбор модели регулирования дисбаланса характеристик в зависимости от степени сложности, динамизма и неопределенности внешних факторов Увеличение зоны компромисса стратегических альтернатив при высоких уровнях целевых характеристик управляемой подсистемы

9. Выбор методов реализации стратегий с учетом качества управления развитием и доминирующего типа процессов развития Повышение обоснованности выбора базовых методов выбора стратегий и типа организационных структур сферы услуг

10. Учет зависимости скорости регулирования величины дисбаланса характеристик развития от достигнутой его степени Повышение обоснованности инвестиций на реализацию стратегий управления

ФАКТОРЫ МАКРО-И МИКРОСРЕДЫ

1. Базовые стандартные (социальнополитические, экономические, конкуренции и т. п.) факторы изменений во внешней среде.

2. Главные характеристики разнообразия среды предприятия по степеням «низкая», «средняя», «высокая»:

- увеличение степеней сложности, динамизма и неопределенности изменений среды;

- циклический характер изменений факторов среды (экономические депрессии как экономических укладов по Н. Кондратьеву;

- динамика потребления общества, техники и технологии, науки по Ю. Яковцу;

- плотность однотипных организаций в отраслевой нише по отраслевой нише М. Хэннону и Дж. Фримену

ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ 3. Степени дисбаланса альтернатив стратегий развития в оценке: противоположных целевых характеристик при разном их уровне в диапазонах: краткосрочная эффективность -эффективность в долгосрочном периоде;

гибкость - стабильность функций и структур;

рост качества жизни персонала -рост стоимости материальных активов;

сохранение масштабов качественно неизменной деятельности - устойчивое развитие в мегасистеме «природа - население -промышленность»

гибкости организации) либо линейно-функциональных (обеспечивается контроль стабильности и текущего состояния). Преобладание стратегий эволюционного развития на основе методов директивного управления и контроля состояния системы управления (2) достигается также регулированием значимости дополнительной функции формирования управленческой нацеленности действий на устойчивость развития по критериям стабильности.

Доминирование стратегий развития по характеристикам внутренней эффективности предприятия в краткосрочном периоде (3) обеспечивается

использованием собственных возможностей и ресурсов. Горизонтальная интеграция действий такого вида достигается на основе дополнительной функции внутренних коммуникаций, нацеленной на сохранение свойств системы. Противоположный приоритет стратегий развития по характеристикам эффективности предприятия в долгосрочном периоде на основе внутренних и внешних возможностей обеспечивается применением функций регулирования финансов и технико-технологического базиса.

Входы системы

Факторы макро-и микросреды

Система управления развитием предприятия

Адаптационные процессы в управляющей подсистеме на основе базовых стандартных функций управления предприятием

Формирование адаптационного механизма

Экспертная оценка параметров сложности, динамичности и неопределенности факторов среды

Лица, принимающие решения о целях развития с учетом имеющихся возможностей системы управления

Принципы, правила и критерии принятия решений о разработке допол-нительнь-х специальных функци-й

ретуширования значимости базовых стандыртных и специальных функций, структуры адаптационного механизма на аснове вы бора моделей и методов в алгоритме функциональных хврак-теристик

Методы реализации и алгоритмы процессов регулирования значимости стандартных и специальных структур адаптационного механизма и системы управления развитием для достижения компромисса стратегических альтернатив при высоких уровнях целевых характеристик (свойств) системы управления развитием

Задачи разработки и реализации целей повышения качества и эффективности управления развитием по плановым показателям и нормативам регламентируемых существенных свойств управляющей подсистемы: структурных (состава и связей элементов, гибкости выбора моделей управления, иерархичности построения, структурной устойчивости взаимосвязанных элементов); функциональных (вариабельности показателей оперативности, гибкости, точности в применении функций управления развитием и других параметров регулирования); других целевых характеристик дисбаланса стратегических альтернатив

Оценка

отклонений

показателей

Выходы системы Результаты реализации процессов в системе управления

Фактические регулируемые показатели существенных свойств системы:

качества управления развитием

эффективности

управления

развитием

качества и эффективности функционирования управляемой подсистемы

Количественная оценка показателей качества управления

Задачи повышения качества и эффективности функционирования управляемой подсистемы предприятия по плановым или нормативным показателям её существенных регламентируемых общесистемных свойств: целостности в долгосрочном периоде, снижения потерь при взаимодействии со средой, дисбаланса целевых характеристик гибкости или стабильности структур, эффективности в кратко- или долгосрочном периодах и др.

Рис. 1. Регулируемый инновационный механизм в системе управления развитием предприятия

Преобладание нацеленности на краткосрочные цели характеризует доминирующую направленность действий большого числа российских предпринимателей в сфере услуг (4).

Меньшая значимость стратегий повышения качества жизни и труда (5) в сравнении с стратегиями увеличения стоимости материальных активов предприятия отличает российскую практику управления. Подобный подход нередко присущ менеджерам, ориентированным на личный успех любой ценой либо собственникам бизнеса, реализующим соответствующую противоположную цель (6). Слабо выражены стратегии устойчивого

развития предприятия в метасистеме «природа -население - промышленность» (7). Низкая инновационность развития предопределяет доминирование стратегий сохранения существующего состояния системы управления либо минимизации затрат при выполнении природоохранных мероприятий (8).

Таким образом, нерешенность теоретикометодологических и практических проблем управления инновационным развитием социальноэкономических систем сферы услуг делает актуальной постановку соответствующих задач. Определенная их часть решена в научных исследова-

Высокие

Средние

Низкие

Уровни целевых противоположных характеристик стратегий управления развитием (гибкости — стабильности и других)

--------!--------(--------т----------1-----------г

Зона дисбаланса альтернатив стратегий развития

tпри высоких уровнях целевых характеристик управления

I

Зона компромисса альтернатив стратегий развития при средних целевых характеристиках управления

I / I

І I

I / I

т

Варианты і і

структур:

ной

ии ікации

I

|

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

иквидация системы І і

управления

I

І I

Зона дисбаланса альтернатив стратегий развития при низких уровнях целевых характеристик управления

Формирование

адаптационного

механизма

Этапы цикла

Функциональ-

ная

адаптация

Стабильность

состояния

Период изменений Структурная адаптация и бифуркация

Рис. 2. Цикл изменений целевых характеристик управления развитием сферы услуг

Начальные зоны дисбаланса (I) и компромисса (II) альтернатив стратегий развития при применении базовых стандартных функций в системе управления предприятия

Целевые задания: нормативы и плановые показатели целевых характеристик управления развитием

Оценка параметров сложности, динамичности и неопределенности характеристик среды

Формирование регулируемого адаптационного механизма в системе управления развитием предприятия и разработка дополнительных специальных функций для повышения качества управления

Продолжение

процесса

Зоны дисбаланса и компромисса после регулирования

Минимизация отклонений фактических целевых характеристик от нормативных и плановых при применении механизма

Текущая оценка целевых характеристик управления развитием предприятия

Контроль отклонений целевых характеристик

1

3

4

3

Рис. 3. Представление цикличности процессов регулирования дисбаланса стратегических альтернатив управления инновационным развитием сферы услуг

ниях автора настоящей статьи [1, 2]. Большинство предложений реализовано в практике управленческого консультирования на предприятиях Челябинской области.

Литература

1. Алабугин, А.А. Управление сбалансированным развитием предприятия в динамичной среде: монография: в 2 кн. Кн. 1: Методология и теория

формирования адаптационного механизма управления развитием предприятия / А.А. Алабугин. -Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005.

2. Алабугин, А.А. Управление сбалансированным развитием предприятия в динамичной среде: монография: в 2 кн. Кн. 2: Модели и методы эффективного управления развитием предприятия / А.А. Алабугин. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005.

Поступила в редакцию 12 ноября 2011 г

Анатолий Алексеевич Алабугин. Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой международного менеджмента Международного факультета, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск). Область научных интересов - исследование процессов разработки и принятия управленческих решений в условиях высокой неопределенности, разработка соответствующего теоретико-методологического и математического аппарата для формирования адаптационных механизмов сложных социально-экономических систем. Тел. 8-351-267-92-49.

Anatoly Alekseevich Alabugin is Doctor of Science (Economics), Professor, Head of the International Management Department of the International Faculty of South Ural State University, Chelyabinsk. Research interests: research of the processes of the management decisions development and making in conditions of high uncertainty; development of respective theoretical and methodological and mathematical system for forming adaptation mechanisms of the complex socioeconomical systems. Tel: 8-351-267-92-49.

Алабугина Римма Анатольевна. Старший преподаватель кафедры международного менеджмента Международного факультета, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск). Область научных интересов - методы инновационного управления в сфере продаж. Тел. 8-351-267-92-49.

Rimma Anatolievna Alabugina is a senior teacher of the International Management Department of the International Faculty of South Ural State University, Chelyabinsk. Research interests: methods of innovative management in the field of sales. Tel: 8-351-267-92-49.

Бондаренко Ростислав Николаевич. Кандидат исторических наук, зам. заведующего кафедрой международного менеджмента Международного факультета, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск). Область научных интересов - теория и практика организаций, менеджмент знаний организаций, политическая культура. Тел. 8-351-267-92-49.

Rostislav Nikolaevich Bondarenko is Candidate Sciences (History), deputy head of the International Management Department of the International Faculty of South Ural State University, Chelyabinsk. Research interests: theory and practice of organizations, management of knowledge of organizations, political culture. Tel: 8-351-267-92-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.