Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ВАЛЮТЫ: КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ РИСКОВ И ВОЗМОЖНОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ'

ЦИФРОВЫЕ ВАЛЮТЫ: КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ РИСКОВ И ВОЗМОЖНОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
264
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мир новой экономики
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВАЯ ВАЛЮТА / ЦИФРОВОЙ РУБЛЬ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПЛАТЕЖНЫЕ СИСТЕМЫ / ДЕНЬГИ / ДЕНЕЖНЫЙ ПОТОК / ЭКОПЛАТФОРМЫ / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Масленников Владимир Владимирович, Ларионов Александр Витальевич

Предметом исследования выступают риски развития цифровых валют. Исследование предполагает, что при решении существующих технологических проблем создания цифровой валюты (речь идет о цифровых валютах, неподконтрольных государству и центральному банку) может произойти переориентация субъектов национальной экономики на осуществление расчетов в цифровых валютах в целях анонимизации расчетов, ухода от налогов, снижения издержек, связанных с переводом и др. В результате могут снизиться возможности национальных государственных органов в части регулирования хозяйственной деятельности экономических субъектов, может возрасти доля их теневого взаимодействия; обострятся проблемы при исполнении фискальной функции государства и т. д. Целью данной работы является концептуализация рисков возникновения и регулирования применения наднациональных цифровых валют в качестве средства платежа. Перемещение национальных денежных потоков на наднациональный уровень - в сферу обмена цифровыми валютами, в итоге негативно скажется на полноте наполнения бюджета государства и его возможностях по выполнению основных функций, создаст реальную угрозу экономической безопасности. В исследовании раскрываются аспекты развития цифрового рубля, а также возможности снижения рисков использования цифровых валют путем создания новых механизмов государственного регулирования деятельности экономических субъектов и снижения привлекательности наднациональных цифровых валют при расчетах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL CURRENCIES: CONCEPTUALIZATION OF RISKS AND REGULATORY OPPORTUNITIES

The subject of the study is the risks of the development of digital currencies. The study suggests that when solving the existing technological problems of creating a digital currency, Suppose we are talking about digital currencies not controlled by the state and the central bank. The study suggests that after solving the existing technological problems concerning the creation of digital currency, a reorientation of the national entities can occur to make payments in digital currencies to anonymize payments, avoid taxes, and reduce the costs associated with the transfer. As a result, the capabilities of national state bodies in regulating the economic activities of economic entities may decrease. The share of their shadow interaction may also increase. Problems in the performance of the fiscal function of the state may become more acute. The purpose of this research is to conceptualize the risks of the emergence and regulation of the use of supranational digital currencies as a means of payment. The moving of national cash flows to the supranational level - to the sphere of digital currency exchange will negatively affect the completeness of filling the state budget and its ability to perform basic functions. This process will create a real threat to economic security. The study reveals aspects of the development of the digital ruble and the possibility of reducing the risks of using digital currencies by creating new mechanisms for state regulation of economic entities. The research examines the prospects for reducing the attractiveness of supranational digital currencies.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ВАЛЮТЫ: КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ РИСКОВ И ВОЗМОЖНОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ»

оригинальная статья

DOI: 10.26794/2220-6469-2021-15-4-16-28 УДК 336.74(045) JEL G18

(CC) ]

цифровые валюты: концептуализация рисков и возможности регулирования

в. в. Масленников3, А. в. ларионовь

ь Финансовый университет, Москва, Россия а https://orcid.org/0000-0001-6199-9979; ь https://orcid.org/0000-0001-8657-6809

аннотация

Предметом исследования выступают риски развития цифровых валют. Исследование предполагает, что при решении существующих технологических проблем создания цифровой валюты (речь идет о цифровых валютах, неподконтрольных государству и центральному банку) может произойти переориентация субъектов национальной экономики на осуществление расчетов в цифровых валютах в целях анонимизации расчетов, ухода от налогов, снижения издержек, связанных с переводом и др. В результате могут снизиться возможности национальных государственных органов в части регулирования хозяйственной деятельности экономических субъектов, может возрасти доля их теневого взаимодействия; обострятся проблемы при исполнении фискальной функции государства и т.д. Целью данной работы является концептуализация рисков возникновения и регулирования применения наднациональных цифровых валют в качестве средства платежа. Перемещение национальных денежных потоков на наднациональный уровень - в сферу обмена цифровыми валютами, в итоге негативно скажется на полноте наполнения бюджета государства и его возможностях по выполнению основных функций, создаст реальную угрозу экономической безопасности. В исследовании раскрываются аспекты развития цифрового рубля, а также возможности снижения рисков использования цифровых валют путем создания новых механизмов государственного регулирования деятельности экономических субъектов и снижения привлекательности наднациональных цифровых валют при расчетах.

Ключевые слова: финансовые технологии; цифровая валюта; цифровой рубль; цифровизация; экономическая безопасность; платежные системы; деньги; денежный поток; экоплатформы; центральный банк

Для цитирования: Масленников в. в., Яарионов А. в. цифровые валюты: концептуализация рисков и возможности регулирования. Мир новой экономики. 2021;15(4):16-28. DOI: 10.26794/2220-6469-2021-15-4-16-28

original paper

Digital Currencies: Conceptualization of Risks and regulatory Opportunities

V. V. MaslennikoV, A. V. Larionovb

b Financial University, Moscow, Russia a https://orcid.org/0000-0001-6199-9979; b https://orcid.org/0000-0001-8657-6809

abstract

The subject of the study is the risks of the development of digital currencies. The study suggests that when solving the existing technological problems of creating a digital currency, Suppose we are talking about digital currencies not controlled by the state and the central bank. The study suggests that after solving the existing technological problems concerning the creation of digital currency, a reorientation of the national entities can occur to make payments in digital currencies to anonymize payments, avoid taxes, and reduce the costs associated with the transfer. As a result, the capabilities of national state bodies in regulating the economic activities of economic entities may decrease. The share of their shadow interaction may also increase. Problems in the performance of the fiscal function of the state may become more acute. The purpose of this research is to conceptualize the risks of the emergence and regulation of the use of supranational digital currencies as a means of payment. The moving of national cash flows to the supranational level - to the sphere of digital currency exchange will negatively affect the completeness of filling the state budget and its ability to perform basic functions. This process will create a real threat to economic security. The study reveals

© Масленников В. В., Ларионов А. В., 2021

BY 4.0

aspects of the development of the digital ruble and the possibility of reducing the risks of using digital currencies by creating new mechanisms for state regulation of economic entities. The research examines the prospects for reducing the attractiveness of supranational digital currencies.

Keywords: financial technologies; digital currency; digital ruble; digitalization; economic security; payment systems; money; cash flow; eco-platforms; central bank

For citation: Maslennikov V. V., Larionov a. V. Digital currencies: Conceptualization of risks and regulatory opportunities. The World of New Economy. 2021;15(4):16-28. DOI: 10.26794/2220-6469-2021-15-4-16-28

введение

В представленном исследовании рассматриваются потенциальные риски, вызванные развитием наднациональных цифровых валют (далее — ННЦВ) 1 в качестве средства платежа. Исследование предполагает, что увеличение объемов использования ННЦВ в расчетах может привести к перемещению внутренних национальных денежных потоков на наднациональный уровень. Увеличение объемов ННЦВ и расширение их использования в качестве средства платежа возможно при условии решения ряда технологических проблем. В частности, в настоящее время имеются ограничения, связанные с высокой стоимостью генерации новых единиц ННЦВ, ее неэкономичностью. После появления новой технологии производства ННЦВ, позволяющей обеспечить низкие издержки ее генерации при одновременном встроенном механизме ограничения по объемам производства, можно ожидать глобальную «перезагрузку» системы ННЦВ. В результате широкое распространение постепенно получат одна или несколько ННЦВ, обладающих максимальным доверием со стороны экономических субъектов (физических и юридических лиц) разных стран, что приведет к сокращению использования национальных валют в качестве средства платежа. Рост привлекательности ННЦВ может быть связан с анонимностью совершения операций, отсутствием комиссии, трансграничных ограничений при осуществлении расчетов, рядом других характеристик, формирующих более высокую конкурентоспособность ННЦВ по сравнению с национальными валютами. Тенденция к увеличению объемов использования ННЦВ будет также вызвана дальнейшим развитием платежной инфраструктуры, обеспечивающей

1 Под наднациональными цифровыми валютами понимаются денежные суррогаты, создаваемые на международном уровне и не признаваемые большинством центральных банков, включая Банк России, в качестве средства платежа.

возможность ее применения в расчетах. В настоящее время в мире существует 26 тыс. банкоматов, способных принимать биткоины2, 86% из которых находятся в США.

Развитие описанной выше ситуации создает новые риски для экономической безопасности России. При осуществлении расчетов с использованием ННЦВ сформированные денежные потоки будут находиться вне национальной системы регулирования, что подразумевает отсутствие возможностей для мониторинга их движения, получения информации для налогообложения экономических субъектов и совершаемых ими операций, взимания комиссий и т.д. С переходом денежных потоков на наднациональный уровень ухудшается возможность традиционного мониторинга экономического взаимодействия субъектов на основе данных о движении денежных средств между ними. Хотя указанные проблемы в настоящий период времени четко не сформировались и не приобрели критическую значимость, с момента создания новой технологии производства ННЦВ угрозы для экономической безопасности государства могут существенно возрасти. Вероятность появления высокотехнологичной ННЦВ будет повышаться по мере бурного развития информационных технологий и обострения конкуренции между финансовыми конгломератами [1].

Проблема ННЦВ впервые обозначилась с появлением биткоинов в период мирового финансового кризиса 2008 г. [2]. Однако в то время ННЦВ имели крайне ограниченную распространенность. Развитие технологий работы с ННЦВ будет приводить к вовлечению в процесс их обмена все большее число экономических субъектов [3]. В результате ННЦВ как форма осуществления расчетов может усилить свои позиции за счет

2 Распространённость банкоматов, принимающих биткоины, по регионам мира. URL: https://zen.yandex.ru/media/pstat/ rasprostranennost-bankomatov-prinimaiuscih-bitkoiny-po-regionam-mira-61387f5f4e045b4b82fbd7be

роста популярности среди граждан разных стран. Чем больше людей станут использовать ННЦВ, тем более независимыми от национальных валют они будут становиться.

Ситуация усугубляется тем, что на данный момент большинство регуляторов (речь идет в большей степени о центральных банках) не обладают техническими и правовыми возможностями по регулированию ННЦВ3. В частности, в России был принят Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», призванный ввести в правое поле понятие «цифровая валюта». При этом п. 4 ст. 14 этого закона устанавливает, что организация выпуска обращения цифровой валюты в России регулируется в соответствии с федеральными законами. По состоянию на сентябрь 2021 г. такие федеральные законы отсутствуют, что, вероятно, связано с недостатком ясности в вопросе: как установить контроль со стороны национального органа регулирования над процессами, происходящими преимущественно за пределами национальной юрисдикции и периметра национальной финансовой системы, в условиях отсутствия или нечеткой идентификации принадлежности платежных систем с использованием ННЦВ к тому или иному государству. Однако в дальнейшем Банк России все равно столкнется с необходимостью создания соответствующей системы регулирования, так как в российской практике уже возник ряд судебных разбирательств по вопросам приобретения ННЦВ [4].

Полный запрет применения ННЦВ в конкретной стране, в случае их широкого распространения, может не оказать существенного воздействия на объемы транзакций с их использованием. Более того, формальный запрет способен привести к возникновению негативного экономического влияния, так как одна страна может ограничить использование ННЦВ, в то время как другая будет оказывать им поддержку [5]. В результате будет нарушен принцип, связанный с созданием «эффективной системы государственного регулирования», так как издержки на реализацию государственного

3 Регулирование криптовалют. Исследование опыта разных стран. 2017. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. Интернет-ресурс. URL: http://www. eurasiancommission.org (дата обращения: 12.09.2021).

регулирования не должны превышать положительный эффект от его применения. Последнее во многом связано со сложностями по отслеживанию фактов совершения расчетов с применением ННЦВ. Практика использования ННЦВ может расширяться с развитием финансовых экоплатформ, если они примут решение об осуществлении расчетов в ННЦВ [6].

С учетом перспектив увеличения объемов расчетов в ННЦВ целесообразно проанализировать основные риски, связанные с их развитием, выявить факторы, определяющие повышение спроса, а также предложить инструменты, направленные на регулирование и контроль использования ННЦВ.

риски, связанные с развитием цифровых валют

Можно спрогнозировать, что с учетом повышения доверия пользователей к ННЦВ объемы проводимых транзакций будут увеличиваться сначала постепенно, но потом — со значительным ускорением. Последнее приведет к увеличению рисков, возрастающих вместе с ростом объемов транзакций с использованием ННЦВ. Существенное воздействие на данный процесс могут оказать экономические шоки. Примером схожего по масштабу шока является пандемия COVID-19, создающая риски для устойчивого экономического развития [7]. На фоне пандемии у населения многих стран возникли опасения по поводу расчетов наличными деньгами, что в среднесрочной перспективе может способствовать и без того снижающемуся использованию наличных денег [8]. В настоящее время объективными ограничениями для широкого использования ННЦВ являются технология их производства, требующая потребления огромных объемов электроэнергии; привязка ННЦВ к определенному активу; недостаточный уровень доверия среди большинства экономических субъектов и ряд других.

Сегодняшняя технология генерирования ННЦВ исходно содержит внутренние технологические пределы для дальнейшего расширения использования цифровых валют в качестве средства платежа. Их снятие приведет к взрывному росту использования инновационных ННЦВ. Но следует иметь в виду, что эти ограничения объема генерации ННЦВ одновременно являются также и внутренним механизмом дефицитности данного актива, поддерживающим стоимость цифровых валют. Поэтому эффективная реализация новой

Рис. 1 /Fig. 1. объем торговли криптовалюты через основные платформы, тыс. долл. сША / The volume of cryptocurrency trading through the leading platforms, thousand uS dollars

Источник/Source: составлено авторами по URL: https://data.bitcoinity.org/markets/volume/all/USD?c=e&t=b&vu=curr / compiled by the authors based on URL: https://data.bitcoinity.org/markets/volume/all/USD?c=e&t=b&vu=curr

45000000 40000000 35000000 30000000 25000000 20000000 15000000 10000000 5000000

1 1 1 -1 1 1 -1-

3 3 3 4 4 4 5 5 5 ю ю ю r-v r-v 00 00 00 Ol Ol 0 0 0

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 rvl

0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 о

ГЧ ГЧ гч гч гч гч гч гч гч гч гч гч гч гч гч гч гч гч гч гч гч гч гч гч ("vi

no r< по г< по г< <4 го г< го <4 по г< <4 по по г< <4 го

О О О О гЧ о О О О О О о о О О гЧ О О о

гЧ гЧ гЧ гЧ <4

0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 о

bitfinex

coinbase

gemini

kraken

0

технологии генерации ННЦВ может быть достигнута только при одновременном создании нового внутреннего механизма ограничения ее объемов, например за счет привязки ННЦВ к группе экономических показателей, к группе активов и т.п. Такие решения могут обеспечить распределение рисков колебаний ННЦВ по нескольким базовым показателям и/или активам.

Потенциал взрывного роста объемов ННЦВ можно наблюдать при анализе их колебаний на криптовалютных торговых площадках. На фоне низких процентных ставок, ННЦВ, наравне с новыми формами инвестирования, выступают привлекательным объектом инвестирования4. Средний объем операций криптовалюты через Bitfinex5 с 01.03.2013 по 01.06.2021 г. составил 3,4 млрд долл. США, что является относительно небольшой величиной по сравнению с оборотом традиционных валют (к примеру, долларов США, евро и др.). При этом в определенные периоды времени на криптовалютных торговых площадках происходил

4 Digital Disruption in Banking and its Impact on Competition. Organisation for Economic. URL: http://www.oecd.org/daf/ competition/digital-disruption-in-financial-markets.htm.

5 Криптовалютная торговая площадка.

значительный рост объемов транзакций, например в кризисные периоды (во время пандемии COVID-19) на фоне общего усиления экономической волатильности (рис. 1).

Важно отметить, что, поскольку привлекательность ННЦВ в качестве средства платежа сильно зависит от стабильности их курса, вытеснение традиционных денег цифровыми валютами возможно лишь тогда, когда ННЦВ будет применяться преимущественно не как инструмент спекулятивных инвестиций, а именно как средство расчетов. Однако существуют ННЦВ, привязанные к конкретным национальным валютам. К примеру, цифровая валюта Tether привязана к доллару, что определяет зависимость ее курса от курса доллара США и американской экономики в целом, а не от текущих спекулятивных настроений.

Использование в расчетах ННЦВ привлекает экономических субъектов отсутствием комиссий (или минимальными комиссиями), а также анонимностью при совершении платежей. Во многом это связано с тем, что в два последних десятилетия наблюдается размывание института банковской тайны. Старый принцип «деньги любят тишину» уже не применим к традиционным банкам. Так, например, в 2019 г. Федераль-

ным судом Швейцарии было вынесено решение о передаче банками налоговым органам Франции данных о налогоплательщиках за прошлые годы6. В сочетании с повышением налогов и совершенствованием налогового администрирования это подстегивает спрос на осуществление транзакций на наднациональном уровне, неконтролируемом национальными регуляторами. Поэтому развитие ННЦВ вызовет существенные риски в экономике, которые необходимо идентифицировать, а также разработать эффективные методы управления (см. таблицу).

Снижение эффективности государственного регулирования экономики. Быстрые изменения в платежных технологиях требуют соответствующей перестройки системы государственного регулирования платежных систем. В условиях прогнозируемого ускоренного роста объема платежей с использованием ННЦВ государственные органы могут не успевать вносить необходимые изменения в системы мониторинга и контроля процессов в экономике страны. Это обусловлено тем, что современные упомянутые системы мониторинга и контроля построены в первую очередь на анализе денежных потоков, которые, в случае использования экономическими субъектами ННЦВ для взаиморасчетов, окажутся за контролируемым государственными органами горизонтом.

При отсутствии эффективных инструментов мониторинга государственные органы теряют возможность предотвращения и компенсации возникающих на рынке кризисных явлений. Последнее обуславливает необходимость разработки новых инструментов раннего предупреждения возникновения провалов на финансовом рынке [9]. Это еще одна причина, почему уже сегодня необходимо начать разработку механизмов государственного регулирования экономики применительно к условиям, когда реальной станет альтернатива широкого использования национальными экономическими субъектами наднациональных платежных систем. Параллельно с этим надо активно формировать сервисы на основе использования цифрового рубля в качестве удобной альтернативы ННЦВ для более законопослушной части национальных экономических субъектов. Начало

6 Конец банковской тайны? Что изменится после решения Федерального суда Швейцарии. URL: https://www.forbes. ru/finansy-i-investirii/381933-konec-bankovskoy-tayny-chto-izmenitsya-posle-resheniya-federalnogo-suda.

тестирования прототипа платформы цифрового рубля запланировано на I квартал 2022 г.7

Отсутствие защиты прав потребителей. Существует возможность реализации операционного риска, связанного с проблемами кражи информации, использования вирусных программ, мошенничеством в части обмена ННЦВ и т.д. [10]. Хотя в настоящее время технология является достаточно безопасной, в будущем нельзя исключать появления мошеннических схем, ущемляющих интересы потребителей финансовых услуг. Уже сейчас мошенники легализуют при помощи ННЦВ денежные средства, полученные противоправным путем, что приводит к долгим судебным процессам8. Без надежной системы контроля и регулирования объемы таких мошеннических операций могут стать существенными. Помимо прочего, с учетом опыта функционирования платежных систем, целесообразно изучить вопрос о бесперебойности использования ННЦВ, в том числе для субъектов, осуществляющих расчеты на национальном уровне [11]. Поскольку при функционировании информационных сервисов сбои достаточно регулярны, они могут возникать и в системах с использованием ННЦВ, что негативно скажется не только на экономических субъектах — пользователях этих систем, но и опосредованно — на российской экономике в целом. В частности, в работе сервисов Google в 2020-2021 гг. неоднократно реализовывался операционный риск (рис. 2). Даже развитые системы обеспечения непрерывности функционирования, используемые Google, не позволяют полностью предотвратить технические сбои (в марте 2021 г. было зафиксировано восемь сбоев в работе сервисов).

Размывание бюджета государства. Совершение операций с использованием ННЦВ приведет к снижению эффективности государственной фискальной политики. Подобная ситуация наблюдается в настоящее временя для счетов, открытых за границей. Попытки взимания налогов со счетов, которые являются бесконтрольными для национальных государственных органов, не приводят к значимым результатам. Применительно к платежам в ННЦВ ситуация будет еще хуже, поскольку они происходят вне контроля какого-либо

7 Концепция цифрового рубля. Банк России. 2021. URL: https:// cbr.ru/Content/Document/File/120075/concept_08042021.pdf.

8 Bitcoin за чужой счет: должен ли продавец «крипты» вернуть деньги (pravo.ru). URL: https://pravo.ru/story/230001/.

Таблица / Table

Источники риска, связанные с развитием ННЦВ / Sources of risk associated with the development of IDC (international digital currency)

Источник риска Характеристика

Снижение эффективности государственного регулирования экономики Уход экономических субъектов в платежные системы с использованием ННЦВ приведет к снижению доли платежей (в том числе внутринациональных), доступных для регулирования и контроля со стороны государственных органов

Отсутствие защиты прав потребителей финансовых услуг Поскольку экономические субъекты осуществляют расчеты в наднациональных платежных системах, не регулируемых Банком России, то у мегарегулятора практически отсутствуют возможности для защиты прав потребителей финансовых услуг

Размывание бюджета государства Массовые платежи между экономическими субъектами с использованием ННЦВ приведут к снижению объемов налогов и платежей, вносимых ими в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды. Последнее снизит возможности государства по обеспечению устойчивого социально-экономического развития страны, поддержанию необходимого уровня экономической безопасности

Разрушение денежной системы страны По мере расширения использования ННЦВ для платежей объем операций, совершаемых с применением национальной официальной валюты, будет снижаться

Рост теневого взаимодействия экономических субъектов Анонимность совершения платежей с использованием ННЦВ предоставляет экономическим субъектам дополнительные возможности для деятельности в теневом секторе экономики, что, в свою очередь, может стимулировать развитие теневого банкинга, но уже с использованием цифровых валют

Снижение объемов использования национальной платежной инфраструктуры Переключение экономических субъектов на наднациональную инфраструктуру приведет к падению спроса на национальную платежную инфраструктуру, снижению ее эффективности и нарушению бесперебойности функционирования

Источник/Source: составлено авторами / ^mpiled by the authors.

9 8 7 6 5 4

3

3 2 1 0

0

I

11 1 I I I I I

сен.20 окт.20 ноя.20 дек.20 янв.21 фев.21 мар.21 апр.21 май.21 июн.21 июл.21 авг.21

Рис. 2/Fig. 2. Количество сбое в работе Google в 2020-2021 гг. / The number of failures in the work of Google in 2020-2021

Источник/Source: составлено авторами по URL: https://downdetector.ru/ne-rabotaet/google/obzor/2020/09/ / ^mpiled by the authors based on URL: https://downdetector.ru/ne-rabotaet/google/obzor/2020/09/

8

3

< 22

финансовая аналитика / FINANCIAL ANALYTICS

из государств, и получение информации о них невозможно через заключение межгосударственных соглашений. Именно поэтому необходим поиск новых механизмов налогового контроля за деятельностью экономических субъектов, подразумевая возможность использования ими ННЦВ для взаиморасчетов.

Разрушение денежной системы страны. Рост спроса на ННЦВ в качестве средства платежа неизбежно вызовет сокращение использования экономическими субъектами национальной валюты. Это создает угрозу исчезновения единой денежной системы, а также — опасность устойчивости национальной валюты. В этом случае ННЦВ может стать чрезвычайно вредным для государства денежным суррогатом.

Рост теневого взаимодействия экономических субъектов. С учетом того, что операции, осуществляемые с помощью ННЦВ, находятся вне зоны государственного контроля, есть вероятность роста незаконных операций с их использованием, расширения базы для финансирования противоправной деятельности. Перед государственными органами встает необходимость разработки механизмов, позволяющих повысить возможности мониторинга денежных потоков теневого сектора. Ситуация усугубляется тем, что субъекты, занятые в сфере теневого банкинга, принимают активное участие в продвижении новых финансовых технологий, что снижает возможности государства по их регулированию [12].

Снижение объемов использования национальной платежной инфраструктуры. Использование ННЦВ не базируется на использовании национальной платежной инфраструктуры, что определяет снижение рентабельности частных субъектов национальной платежной системы, а также увеличение вероятности нарушения устойчивости отдельных участников. Для нейтрализации данного источника риска целесообразно стимулировать разработку новых эффективных бизнес-решений в сфере платежных систем с целью бесперебойности их функционирования [11].

Необходимо отметить, что описанный выше перечень рисков не является исчерпывающим и будет дополняться и до, и после появления высокотехнологичных ННЦВ. Снижение потенциального негативного воздействия от их реализации возможно не только посредством создания соответствующей системы контроля и регулирования, различного рода запретов и репрессивных мер воздействия,

направленных на стимулирование граждан и юридических лиц к полному или частичному отказу от использования ННЦВ, но и путем предложения им аналогичных сервисов цифровых валют центральных банков. Последнее требует проведения анализа факторов, влияющих на желание субъектов использовать ННЦВ для совершения расчетов.

факторы, определяющие рост спроса на цифровые

валюты со стороны экономических субъектов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сейчас ННЦВ часто рассматривают скорее в качестве объекта инвестирования, нежели средства совершения платежа. Подобная ситуация, как уже отмечалось, связана с существующими технологическими ограничениями ННЦВ, а также чрезмерной волатильностью их рыночной стоимости, что делает ННЦВ привлекательными объектами для спекулятивных инвестиций. Вместе с тем спрос на альтернативные имеющимся платежные каналы обязательно породит соответствующее предложение, поддерживаемое быстрораз-вивающимся финтехом. Поэтому с уверенностью можно предположить, что в обозримом будущем на первый план выйдут наднациональные платежные системы, использующие ННЦВ.

ННЦВ будущего будут лишены указанных недостатков и станут использоваться преимущественно как средство платежа. Этот процесс подталкивает следующие факторы, стимулирующие экономических субъектов к переходу на расчеты в ННЦВ: снижение доверия к национальным валютам, развитие финансовых технологий, в которые «не вписываются» традиционные формы денег, анонимность расчетов в ННЦВ, широкие возможности по обхождению международных экономических санкций в случае использования ННЦВ9, сложность ареста или заморозки средств в ННЦВ, низкие издержки перевода и многие другие.

Снижение доверия к национальным валютам. Значимым фактором, определяющим возможность перетока денежных средств в ННЦВ, выступает снижение доверия к национальным валютам. Снижение доверия может быть результатом их высокой волатильности, возникновения экономических и политических кризисов, а также иных причин [13]. Разбалансированность бюджетной политики

9 Речь идет об отсутствии ограничений, связанных с применением международных экономических санкций.

35 000,0

30 000,0 ^^^^^

25 000,0 20 000,0

15 000,0 ^^^

10 000,0 5 000,0 0,0

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Операции по снятию наличных денежных средств Операции по оплате товаров и услуг

Рис. 3/Fig. 3. Операции, совершенные на территории России с использованием платежных карт, эмитированных российскими кредитными организациями, Банком России и банками-нерезидентами, млрд руб / Transactions made on the territory of Russia using payment cards issued by Russian credit organizations, the Bank of Russia and non-resident banks, billion rubles

Источник/Source: составлено авторами по URL: https://www.cbr.ru/statistics/nps/psrf / ^mpiled by the authors based on URL: https://www.cbr.ru/statistics/nps/psrf/.

многих стран особенно ясно проявилась на фоне пандемии COVID-19. Кризис мировых валют может стать толчком к дальнейшему расширению использования ННЦВ. Например, качественное сокращение объемов международных расчетов в долларах США (а это произойдет рано или поздно) из-за роста доступности данного средства платежа может в будущем простимулировать замещение в расчетах доллара США не только другой мировой валютой, но и одной или несколькими ННЦВ.

Развитие финансовых технологий. Значительно меньшее удобство расчетов в традиционных валютах, по сравнению с цифровыми, может привести к отказу или к существенному сокращению расчетов с использованием денег в традиционных формах. Пока аналогичное движение в России отчетливо наблюдается внутри традиционных форм: от наличных расчетов — в сторону безналичных. Так, объем операций по оплате товаров и услуг с использованием платежных карт в 2020 г. превысил объем операций по снятию наличных денежных средств (рис. 3).

Старая технология оплаты товаров и услуг наличными уступает место далеко уже не новой, ставшей традиционной — с применением пла-

тежных карт, которая, хотя и модифицируется, но очевидно архаична и имеет внутренний предел для развития, который будет достигнут в ближайшие годы. Высокие трансакционные издержки расчетов с использованием карт практически не оставляют альтернативы для перехода к более экономичным технологиям расчетов. Такими характеристиками будут обладать новые ННЦВ, с ростом технологичности которых возникнет эффект замещения национальных валют на наднациональные. Частичная нейтрализация данного эффекта возможна за счет повышения технологичности «легальных» платежных каналов (в том числе с применением цифрового рубля) с одновременным снижением стоимости их использования.

Анонимность. В настоящее время безналичные платежи с использованием традиционных каналов и сервисов лишены анонимности. В этой связи у экономических субъектов возрастает потребность в минимизации уровня операционного риска, связанного с возможной утечкой персонализированной информации пользователя, а у определенной категории экономических субъектов — и в сокрытии информации о платежах от государственных контрольно-регулирующих органов. Это стимули-

< 24

финансовая аналитика / financial analytics

рует продолжение использования наличности для расчетов. Поскольку стремление экономических субъектов к сохранению анонимности при совершении расчетов вряд ли будет снижаться, поиск современной альтернативы наличным деньгам, несомненно, продолжится. И такую альтернативу в полной мере представляет ННЦВ. Именно поэтому создаваемая центральным банком цифровая валюта должна обеспечить высокий уровень защиты информации с тем, чтобы только центральный банк и в определенных законом случаях иные государственные органы имели доступ к данным о трансакциях.

Возможности по обхождению международных экономических санкций в случае использования ННЦВ. Рост популярности экономических санкций, вводимых в последние годы многими странами в отношении друг друга, обусловил возрастание рисков, связанных с осуществлением международных переводов. В результате клиенты теряют возможность свободно распоряжаться собственными активами. Подобная ситуация наблюдалась в 2019 г. при введении антироссийских санкций в отношении некоторых банков. В частности, была приостановлена возможность совершения транзакций посредством Visa и MasterCard для клиентов АО АКБ «ЕВРОФИНАНС МОСНАРБАНК»10. ННЦВ находятся вне национальных юрисдикций и, следовательно, вне политических рисков.

Сложность ареста или заморозки средств в ННЦВ аналогично предыдущему фактору является важным преимуществом последних перед традиционными расчетами с использованием счетов, открытых в финансовых организациях других государств. Дополнительную привлекательность для экономических субъектов ННЦВ приобретают, если принять во внимание сложность обращения взыскания на активы, не только со стороны иностранных субъектов, но и российских судебных органов.

Низкие издержки перевода. Переход на ННЦВ также может быть связан с естественным стремлением экономических субъектов экономить на комиссиях банков за перевод денежных средств. Система быстрых платежей, развиваемая Банком России, в определенной степени снижает воздействие фактора издержек перевода, стимулируя

10 Еврофинанс Моснарбанк — Кредиты, Депозиты, Вклады, Сейфовые ячейки, Финансирование. URL: https://evrofinance.ru/ru/ our-company/news/news_640.html.

национальных экономических субъектов к совершению расчетов посредством российской финансовой инфраструктуры. Кроме того, простота использования ННЦВ будет способствовать более активному ее использованию. В этой связи между Банком России и кредитными организациями, с одной стороны, и операторами высокотехнологичной ННЦВ, с другой стороны, будет наблюдаться «гонка» в части развития системы расчетов, совершенствования и удешевления предоставляемых платежных сервисов.

механизмы регулирования денежных потоков с учетом расширения использования ннцв

Для управления описанными выше рисками, связанными с расширением использования в качестве платежного инструмента ННЦВ, государством должна быть создана новая система государственного контроля и регулирования национальной экономики, соответствующая масштабу угрозы и направленная на предотвращение свободного перемещения денежных потоков из контролируемых государством платежных систем в надго-сударственные платежные системы. Она должна быть нацелена на стимулирование экономических субъектов к сознательному отказу от использования ННЦВ в расчетах в пользу национальной валюты, в том числе в форме цифрового рубля. Отказ от использования ННЦВ при осуществлении расчетов более вероятен для законопослушных экономических субъектов, которые будут стремиться к соблюдению установленных государством правил осуществления расчетов [14]. Для этого целесообразно использовать широкую линейку инструментов. Рассмотрим некоторые из них более подробно.

Создание цифрового рубля. Положительную оценку заслуживают усилия центральных банков, стремящихся создать собственные цифровые валюты, включая усилия Банка России по созданию цифрового рубля. Цифровой рубль можно рассматривать в качестве еще одной формы денег наряду с традиционными: наличной и безналичной. Официальное признание цифрового рубля со стороны Банка России и государства формирует его принципиальное отличие от ННЦВ, являющейся денежным суррогатом11. Ключевым преимуще-

11 Достоверным маркером, дифференцирующим денежные средства и денежные суррогаты, является критерий «призна-

ством цифрового рубля выступает тот факт, что его эмитентом является Банк России, который будет контролировать объем цифровых рублей в обращении.

Цифровой рубль необходимо сделать привлекательной альтернативой ННЦВ с тем, чтобы предотвратить уход экономических субъектов в платежные системы на основе цифровой валюты. Для того чтобы цифровой рубль пользовался спросом, он должен предлагать как минимум те же параметры использования, что и ННЦВ, включая низкие издержки перевода, высокую технологичность совершения платежа и др. Естественно, цифровой рубль не может выступить полным аналогом ННЦВ, поскольку изначально связан с государством и не обеспечивает анонимности совершаемых платежей по отношению к государственным контролирующим органам, что, безусловно, представляет интерес для определенной категории экономических субъектов. Вместе с тем, удобная альтернатива ННЦВ в форме цифрового рубля позволит удержать в рамках национальной денежной системы законопослушную часть экономических субъектов, для которых анонимность совершения платежа не является ключевым параметром, определяющим выбор канала совершения платежей. При этом спрос на наднациональные цифровые расчеты хоть и сохранится, но будет существенно снижен.

Повышение уровня финансовой грамотности с целью формирования ответственного финансового поведения у экономических субъектов. Повышение финансовой грамотности граждан должно быть направлено, в том числе, на широкое информирование их о возможных правовых и экономических рисках, связанных с использованием ННЦВ в расчетах, а также на выработку доверия к цифровому рублю. Особый акцент должен быть сделан на работу с молодежью, которая активно использует достижения финтеха.

Совершенствование платежных технологий, используемых в контролируемых со стороны государства платежных системах. Необходим постоянный

ния со стороны государства». Цифровой рубль признается Банком России как средство расчета, благодаря чему его необходимо рассматривать как денежное средство. ННЦВ (к примеру, биткоин) не признается Банком России, следовательно, она выступает денежным суррогатом. Одним из ключевых рисков для денежной системы государства является переход экономических субъектов к широкомасштабному применению денежных суррогатов.

анализ появляющихся технологий, прогнозирование трендов их развития с незамедлительной реализацией новаций в подконтрольной государству платежной инфраструктуре. Только такой подход даст шанс не отстать в гонке платежных технологий и снизит стимулы экономических субъектов к использованию для расчетов ННЦВ.

Ужесточение ответственности за сокрытие платежей с использованием ННЦВ. Помимо мер стимулирования, должны также активно использоваться и прямые ограничения на использование ННЦВ для расчетов. Также необходимо ужесточить ответственность экономических субъектов за неотражение платежей в ННЦВ в бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Мониторинг посредством косвенных индикаторов. Учитывая сложность доступа государственных органов к прямому получению информации о совершенных платежах в ННЦВ, для реализации фискальной функции государства придется трансформировать существующую систему налогообложения и налогового администрирования, основанную преимущественно на контроле денежных потоков и совершенных платежах. Очевидно, что в условиях дефицита верифицированной информации о платежах, совершаемых в ННЦВ, потребуется сбор и комплексный анализ нефинансовой информации и ее сопоставление с декларируемой экономическими субъектами информацией о совершаемых платежах. В таком случае выявление несоответствий (желательно с использованием систем с искусственным интеллектом) станет основанием для дальнейшего более детального изучения и анализа деятельности экономического субъекта.

Контроль движения товарных потоков. Необходимо обеспечить развитие системы мониторинга движения товаров и услуг. Подобные системы в настоящий период времени уже реализованы при внедрении практики обязательной маркировки товаров. Подобная практика в России применяется с 2017 г. с принятием Федерального закона от 31.12.2017 № 487-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.7 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" и статьи 5 и 8 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"». С учетом того, что не может быть эффективно отслежено

осуществление расчетов с использованием ННЦВ (при существующем уровне информационных технологий), придется отслеживать потоки самих товаров и услуг. Сложности могут возникнуть в части мониторинга оказываемых услуг. В то же самое время для регулирования процесса предоставления услуг можно использовать механизмы, аналогичные уже применяемым в отношении самозанятых граждан.

Развитие вмененных налогов. Расширение применения вмененных налогов целесообразно, так как при использовании экономическими субъектами для взаимных платежей ННЦВ будет достаточно сложно оценить реальный объем хозяйственных операций. Тем самым будет устранен основной мотив использования ННЦВ в расчетах для многих экономических субъектов.

Контроль цифрового следа совершенных платежей в ННЦВ. Высокотехнологичным способам ухода экономических субъектов в теневой сегмент экономики должны противостоять не менее современные методы противодействия этому опасному явлению. Поскольку для расчетов с использованием ННЦВ необходим интернет, то, вероятно, полезными для контроля за данным процессом станут автоматизированные системы отслеживания в Сети активностей пользователей, переводящих цифровые валюты.

Необходимо отметить, что с учетом активного развития цифровых валют и существующих рисков в части увеличения спроса на расчеты с их использованием требуется принятие неотлагательных мер государственного регулирования.

выводы

Развитие ННЦВ является достаточно значимым фактором, связанным с совершенствованием

цифровых финансовых технологий и существующим трендом появления финансовых экоплат-форм (и не только создаваемых госбанками). При технологической доработке ННЦВ приобретут конкурентные преимущества по сравнению с традиционными формами денег. В этой связи для государства есть реальная угроза потерять контроль над денежными потоками на национальном уровне. Риски, связанные с применением ННЦВ, будут увеличиваться по мере роста спроса экономических субъектов на осуществление расчетов с их использованием. Главным негативным фактором осуществления подобного сценария является снижение возможностей государства в части реализации фискальной политики, а следовательно, и своих основных функций, финансируемых из государственного бюджета.

Подобное опасное развитие событий можно ожидать на горизонте 7-10 лет (срок может быть скорректирован с учетом динамики развития финансовых технологий, политических и экономических факторов). Именно поэтому перед ответственными государственными органами стоит задача поиска новых подходов в части регулирования национальных хозяйственных операций. Им также необходимо предложить экономическим субъектам новые финансовые инструменты, сравнимые по качествам с ННЦВ, и одновременно снизить привлекательность платежей в цифровых валютах всеми доступными и разумными юридическими, экономическими и технологическими методами.

Дальнейшие направления исследований должны быть направлены на поиск новых инструментов регулирования и проработку каждого из них в отдельности с целью определения оптимальных параметров их использования.

список источников

1. Дубинин С. К. Конкуренция современных финансовых конгломератов. Мировая экономика и международные отношения. 2021;65(8):14-21. DOI: 10.20542/0131-2227-2021-65-8-14-21

2. Боркова Е. А., Гильманов Д. В. Биткоин. Исторические параллели и перспективы развития на мировом рынке. Экономические отношения. 2019;9(1):327-338. DOI: 10.18334/eo.9.1.39973

3. Бауэр В. П., Смирнов В. В. Институциональные особенности разработки конкурентоспособной криптовалюты. Финансы: теория и практика. 2020;24(5):84-99. DOI: 10.26794/2587-5671-2020-24-5-84-99

4. Янковский Р. М. Криптовалюты в российском праве: суррогаты, «иное имущество» и цифровые деньги. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2020;(4):43-77. DOI: 10.17323/2072-8166.2020.4.43.77

5. Xie R. Why China had to "ban" cryptocurrency but the U.S. did not: A comparative analysis of regulations on crypto-markets between the U.S. and China. Washington University Global Studies Law Review. 2019;18(2):457. URL: https://openscholarship.wustl.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1684&context=law_ globalstudies

6. Масленников В. В., Ларионов А. В., Масленников С. В. Концептуальные подходы к разработке новой единой стратегии развития финансового рынка России. Экономика. Налоги. Право. 2021;14(3):6-19. DOI: 10.26794/1999-849X-2021-14-3-6-1

7. Портанский А. П., Судакова Ю. М., Ларионов А. В. Предпосылки мирового экономического кризиса и его начало весной 2020 г. в связи с пандемией COVID-19. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2020;15(2):191-212. DOI: 10.17323/1996-7845-202002-09

8. Auer R., Cornelli G., Frost J. Covid-19, cash, and the future of payments. BIS Bulletin. 2020;(3). URL: https://www.bis.org/publ/bisbull03.pdf (дата обращения: 12.09.2021).

9. Betz F., Oprica S., Peltonen T. A., Sarlin P. Predicting distress in European banks. Journal of Banking & Finance. 2014;45:225-241. DOI: 10.1016/j.jbankfin.2013.11.041

10. Ларина О. И., Акимов О. М. Цифровые деньги на современном этапе: ключевые риски и направления развития. Финансы: теория и практика. 2020;24(4):18-30. DOI: 10.26794/2587-5671-2020-24-4-18-30

11. Масино М. Н., Ларионов А. В., Масино Н. Н. Бесперебойность функционирования платежной системы: рекомендации по управлению непрерывностью функционирования платежной системы. Банковское дело. 2020;(9):44-51.

12. Усоскин В. М. Теневой банкинг: регулятивная реформа и ее эффективность. Финансы: теория и практика. 2019;23(4):69-79. DOI: 10.26794/2587-5671-2019-23-4-69-79

13. Сергеев В. М. О глубинных корнях современного финансового кризиса. Полис. Политические исследования. 2009;(3):47-53.

14. Масленников В. В., Ларионов А. В. Влияние поведенческого цикла на формирование денежных потоков. Финансы: теория и практика. 2020;24(5):100-111. DOI: 10.26794/2587-5671-2020-24-5-100-111

REFERENCES

1. Dubinin S. K. The modern financial conglomerates competition. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya = World Economy and International Relations. 2021;65(8):14-21. (In Russ.). DOI: 10.20542/01312227-2021-65-8-14-21

2. Borkova E. A. Gilmanov D. V. Bitkoin. Historical parallels and development prospects in the world market. Ekonomicheskie otnosheniya = Journal of International Economic Affairs. 2019;9(1):327-338. (In Russ.). DOI: 10.18334/eo.9.1.39973

3. Bauer V. P., Smirnov V. V. Institutional features of the development of competitive cryptocurrency. Finansy: teoriya i praktika = Finance: Theory and Practice. 2020;24(5):84-99. (In Russ.). DOI: 10.26794/2587-56712020-24-5-84-99

4. Yankovskiy R. M. Cryptocurrencies in the Russian law: Surrogates, "other property" and digital money. Pravo. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki = Law. Journal of the Higher School of Economics. 2020;(4):43-77. (In Russ.). DOI: 10.17323/2072-8166.2020.4.43.77

5. Xie R. Why China had to "ban" cryptocurrency but the U.S. did not: A comparative analysis of regulations on crypto-markets between the U.S. and China. Washington University Global Studies Law Review. 2019;18(2):457. URL: https://openscholarship.wustl.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1684&context=law_ globalstudies

6. Maslennikov V. V., Larionov A. V., Maslennikov S. V. Conceptual approaches to the development of a new unified strategy for the development of the Russian financial market. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, Taxes & Law. 2021;14(3):6-19. (In Russ.). DOI: 10.26794/1999-849X-2021-14-3-6-1

7. Portanskiy A., Sudakova Yu., Larionov A. Assumptions of the global economic crisis and its inception in the spring of 2020 due to the COVID-19 pandemic. Vestnik mezhdunarodnykh organizatsii: obrazovanie, nauka, novaya ekonomika = International Organisations Research Journal. 2020;15(2):191-212. (In Russ.). DOI: 10.17323/1996-7845-2020-02-09

8. Auer R., Cornelli G., Frost J. Covid-19, cash, and the future of payments. BIS Bulletin. 2020;(3). URL: https://www.bis.org/publ/bisbull03.pdf (дата обращения: 12.09.2021).

9. Betz F., Oprica S., Peltonen T. A., Sarlin P. Predicting distress in European banks. Journal of Banking & Finance. 2014;45:225-241. DOI: 10.1016/j.jbankfin.2013.11.041

10. Larina O. I., Akimov O. M. Digital money at the present stage: Key risks and development directions. Finansy: teoriya i praktika = Finance: Theory and Practice. 2020;24(4):18-30. (In Russ.). DOI: 10.26794/25875671-2020-24-4-18-30

11. Masino M. N., Larionov A. V., Masino N. N. Uninterrupted functioning of the payment system: Recommendations for managing the continuity of the functioning of the payment system. Bankovskoe delo = Banking. 2020;(9):44-51. (In Russ.).

12. Usoskin V. M. Shadow banking: Regulatory reform and its effectiveness. Finansy: teoriya i praktika = Finance: Theory and Practice. 2019;23(4):69-79. (In Russ.). DOI: 10.26794/2587-5671-2019-23-4-69-79

13. Sergeyev V. M. On the deeper roots of the modern financial crisis. Polis. Politicheskie issledovaniya = Polis. Political Studies. 2009;(3):47-53. (In Russ.).

14. Maslennikov V. V., Larionov A. V. Impact of the behavioral cycle on cash flow formation. Finansy: teoriya i praktika = Finance: Theory and Practice. 2020;24(5):100-111. (In Russ.). DOI: 10.26794/2587-5671-202024-5-100-111

MH0OPМAЦMfl OB ABTOPAX / ABOUT THE AUTHORS

Владимир Владимирович Масленников — доктор экономических наук, профессор, Москва, Россия

Vladimir V. Maslennikov — DSc (Economics), Professor, Moscow, Russia VVMaslennikov@fa.ru

Александр Витальевич Ларионов — кандидат наук о государственном и муниципальном управлении, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра стратегического прогнозирования и планирования Института экономической политики и проблем экономической безопасности, Финансовый университет, Москва, Россия

Alexander V. Larionov — Cand. Sci. in Public and Municipal Administration, Cand. Sci. (Econ.), Leading Research Fellow, Center for Strategic Forecasting and Planning, Institute for Economic Policy and Economic Security Problems, Financial University, Moscow, Russia AVLarionov@fa.ru

Статья поступила 13.09.2021; после рецензирования 25.09.2021; принята к публикации 01.10.2021. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

The article was received on 13.09.2021; revised on 25.09.2021 and accepted for publication on 01.10.2021. The authors read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.