Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ТРЕНДЫ В ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА'

ЦИФРОВЫЕ ТРЕНДЫ В ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВЫЕ ТРЕНДЫ / ПАНДЕМИЯ COVID-19 / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / УДАЛЕННЫЕ ВИЗИТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романова О.В., Авруцкая С.Г.

Пандемия COVID-19 стала драйвером цифровизации в фармацевтической отрасли в 2020 году. Активно развиваются технологии, направленные на ускорение разработки и производства новых препаратов и упрощение системы оповещения потребителей о них. В статье рассмотрены главные цифровые тренды в фармацевтической отрасли в условиях пандемии: открытие лекарств при помощи искусственного интеллекта, сотрудничество фармкомпаний и производителей цифровых технологий, удаленные визиты и цифровой маркетинг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRENDS IN THE PHARMACEUTICAL INDUSTRY DURING THE COVID-19 PANDEMIC

The COVID-19 pandemic drove digitalization in the pharmaceutical industry in 2020. Technologies aimed to accelerate new medicines’ development and production and to facilitate the consumers’ informing are actively developing. The article considers the main digital trends in the pharmaceutical industry during the pandemic: drug discovery using artificial intelligence, cooperation of pharmaceutical companies and digital technology manufacturers, remote detailing and digital marketing.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ТРЕНДЫ В ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА»

УДК 338.24

Романова О.В., Авруцкая С.Г.

ЦИФРОВЫЕ ТРЕНДЫ В ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ

КОРОНАВИРУСА

Романова Ольга Владиславовна

Студентка 1 курса магистратуры кафедры менеджмента и маркетинга Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева, г. Москва

E-mail: olgaromanova8@gmail. com

Авруцкая Светлана Гарровна

Кандидат химических наук, доцент Доцент кафедры менеджмента и маркетинга Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Москва

E-mail: savrutskaya@mail. ru

Пандемия COVID-19 стала драйвером цифровизации в фармацевтической отрасли в 2020 году. Активно развиваются технологии, направленные на ускорение разработки и производства новых препаратов и упрощение системы оповещения потребителей о них. В статье рассмотрены главные цифровые тренды в фармацевтической отрасли в условиях пандемии: открытие лекарств при помощи искусственного интеллекта, сотрудничество фармкомпаний и производителей цифровых технологий, удаленные визиты и цифровой маркетинг.

Ключевые слова: фармацевтическая отрасль, цифровые технологии, цифровые тренды, пандемия COVID-19, искусственный интеллект, удаленные визиты.

DIGITAL TRENDS IN THE PHARMACEUTICAL INDUSTRY DURING THE COVID-19

PANDEMIC

Romanova O.V., Avrutskaya S.G.

The COVID-19 pandemic drove digitalization in the pharmaceutical industry in 2020. Technologies aimed to accelerate new medicines' development and production and to facilitate the consumers' informing are actively developing. The article considers the main digital trends in the pharmaceutical industry during the pandemic: drug discovery using artificial intelligence, cooperation of pharmaceutical companies and digital technology manufacturers, remote detailing and digital marketing.

Key words: pharmaceutical industry, digital technologies, digital trends, COVID-19 pandemic, artificial intelligence, remote detailing.

Фармацевтическая отрасль - один из наиболее наукоемких и высокодоходных сегментов как мировой, так и отечественной экономики. Тем не менее, внедрение цифровых технологий в этой области долгое время тормозили консервативность многих игроков рынка и недостаток технологических ресурсов и компетентных сотрудников. Пандемия СОУШ-19 способствовала активному развитию цифровых технологий, применяемых в фармацевтической отрасли и направленных на ускорение разработки и производства новых препаратов и оповещение потребителей о них.

Главным источником для борьбы с пандемией коронавируса стало открытие лекарств при помощи искусственного интеллекта (ИИ). Компания PostEra, стартап в области искусственного интеллекта, использует машинное обучение и вычислительные инструменты для того, чтобы оценить, насколько легко можно создавать соединения, предложенные учеными, и генерирует новые методы их получения.

PostEra запустила краудсорсинговую инициативу COVID Moonshot для ускорения разработки препарата против коронавируса, к которой присоединились более 500 исследователей [1]. За четыре месяца работы Moonshot получила более 10000 заявок от 365 участников проекта со всего мира, а PostEra разработала возможные методы синтеза менее чем за 48 часов. Людям-химикам потребовалось бы три-четыре недели, чтобы выполнить ту же задачу.

Другим примером данного тренда может служить DeepMind, дочерняя компания Google, которая также применяет ИИ для открытия новых лекарств и в 2020 году разработала алгоритм AlphaFold, помогающий понять механизм фолдинга (сворачивания) белка - одну из самых сложных задач в геномике, - чтобы лучше определять трехмерную структуру белков. Во время пандемии DeepMind использовала разработанный алгоритм для

прогнозирования белковых структур, связанных с COVID-19 [2].

В период пандемии сохранился тренд на объединение сил фармацевтических производителей, научно-исследовательских центров и

высокотехнологичных компаний-разработчиков цифровых технологий с целью ускорения процесса создания новых лекарственных средств и повышения эффективности исследований. Так, чтобы изучить структуру вируса SARS-CoV-2, вызывающего COVID-19, исследователи из Техасского университета и Национального института здравоохранения (NIH) использовали программное обеспечение cryoSPARC, разработанное стартапом Университета Торонто Structura Biotechnology для создания SD-модели вируса.

Платформа искусственного интеллекта для исследований и разработок низкомолекулярных лекарств Atomwise объединила Колумбийский университет, Джазанский университет из Саудовской Аравии, Институт рака Дана-Фарбер и другие научные центры для разработки методов лечения коронавирусов широкого спектра действия. Партнеры платформы, в том числе крупные фармацевтические компании - Eli Lilly, Bayer и другие [3], - сотрудничают на каждом этапе процесса открытия лекарств: от идентификации молекул действующего вещества до оптимизации и выбора кандидатов для клинических исследований. Многочисленные примеры подобных партнерств позволяют сделать вывод об их актуальности и эффективности.

На фоне пандемии коронавируса остро проявилась значимость управления цепочками поставок продукции. В результате резкого роста спроса на лекарства и медицинское оборудование обострились давно назревшие проблемы: зависимость производства препаратов от доступности активных фармацевтических

субстанций, закупаемых у других производителей, дефицит запасов готовой продукции, а также слишком медленный уход от системы серийного производства медикаментов. С 2000-х годов главными мировыми поставщиками фармсубстанций являются Индия и Китай [4]. В условиях пандемии, когда предприятия Китая приостановили работу, а спрос на многие препараты возрос, возник дефицит целого ряда лекарств, что показало необходимость развития технологий непрерывного производства -от формирования активной субстанции до упаковки готового медикамента - в одном помещении. Решением этой проблемы и, как следствие, новым трендом может стать регионализация цепочек разработки, производства и реализации лекарственных препаратов, что приведет к возникновению и развитию кластеров, где будут объединены представители крупных

транснациональных компаний и местные производители фармсубстанций.

Еще один тренд в период пандемии коронавируса - это развитие удаленных визитов

(remote detailing, e-detailing) [5]. Первая компания, предоставляющая услуги удаленных визитов, была создана в США еще в 1998 году [6], но пик популярности пришелся на весну 2020 года, когда в условиях жесткого карантина и самоизоляции у врачей не было возможности встречаться с представителями фармкомпаний лично. Ведущие мировые компании, такие как Pfizer, Bayer и GSK, приступили к внедрению этой технологии до начала пандемии и поэтому были готовы к произошедшим в мире изменениям [7]. Были созданы целые отделы, занимающиеся исключительно удаленной коммуникацией; для сотрудников, работавших очно, были организованы тренинги и созданы технические условия для перехода в онлайн-режим работы.

Компания Veeva Systems,

специализирующаяся на производстве программного обеспечения для фармацевтической

промышленности, сообщила, что личное общение с медицинскими специалистами снизилось на 49%, а количество электронных писем и виртуальных встреч выросло на 112% и 395%, соответственно [8]. Для дальнейшего развития технологии необходимо внедрять в нее искусственный интеллект, который поможет персонализировать и актуализировать контент для каждого врача, а также другие цифровые технологии, которые улучшат сбор данных, помогут анализировать поступающую информацию и оптимизировать всю систему remote detailing.

Фармкомпании активно используют инструменты цифрового маркетинга для привлечения новых контактов из среды медицинских специалистов через онлайн-взаимодействие. Наиболее популярно распространение через WhatsApp и другие чат-мессенджеры изображений и видео от фармацевтических маркетологов, проведение вебинаров и веб-трансляций, развитие веб-сайтов и специализированных мобильных приложений [9]. Произошел беспрецедентный рост цифрового распространения информации о лекарственных препаратах. Удаленные запуски новых продуктов, презентации, встречи с представителями и другие мероприятия в онлайн-формате стали нормой для фармацевтической отрасли.

Для прямой рекламы потребителям наиболее эффективными оказались социальные сети, чат-мессенджеры и видеохостинг YouTube, а также вебсайты, посвященные вопросам здравоохранения. Трендом стал ориентированный на пациента фармацевтический маркетинг с цифровыми стратегиями вовлечения в терапию и изменения образа жизни.

Продажи также уходят в цифровую область. Так, порядка 90% продавцов на рынке В2В перешли на работу исключительно по телефону или через видеоконференции [10]. Многие компании отмечают, что цифровые каналы связи с клиентами во время пандемии стали в два раза важнее и актуальнее, чем раньше. Хотя вопрос эффективности этого метода все еще остается открытым, тенденция

перехода продаж в онлайн будет сохраняться и, вероятно, расти в будущем.

Таким образом, пандемия стала драйвером цифровизации в фармацевтической отрасли. Начали активно развиваться новые тренды, а также ускорилось внедрение уже существовавших технологий, направленных главным образом на ускорение процесса открытия и исследования новых лекарств, а также совершенствование цифрового маркетинга и продаж. В 2020 г. объем частных инвестиций в фармацевтическую отрасль, в особенности в разработку препаратов при помощи искусственного интеллекта, составил порядка 13,8 млрд долларов, что в 4,5 раза больше, чем в 2019 г. [1]. Можно предположить, что после выхода из пандемии темпы цифровой трансформации фармацевтической отрасли будут только нарастать.

Список использованной литературы

1. Zhang D. et al. The AI Index 2021 Annual Report // AI Index Steering Committee, Human-Centered AI Institute, Stanford University, Stanford, CA -March 2021.

2. Healthcare AI Trends to Watch // CB Insights. -2020.

3. Atomwise. Biopharma Partnerships. [Электронный ресурс] https://www.atomwise.com/biopharma-partnerships/ (Дата обращения: 30.03.2021)

4. Мамедьяров З. А. Развитие фармацевтической отрасли на фоне кризиса: глобальные тенденции // МИР (Модернизация. Инновации.

Развитие). - 2020. - Т. 11. - №. 4.

5. Макарова Е. В. Пандемия COVID-19 как драйвер роста цифровых коммуникаций на фармацевтическом рынке // Экономические системы. - 2020. - Т. 13. - №. 4. - С. 52-58.

6. Getov I. et al. E-Detailing: Keyways for Successful Implementation of Digital Technologies in the Pharmaceutical Marketing // Chapters. - 2020.

7. Pfizer posts details about interactions with U.S. physicians, other healthcare professionals and clinical research partners. [Электронный ресурс] https://www.pfizer.com/news/press-release/press-release-

detail/pfizer posts details about interactions wit h u s physicians other healthcare professionals and clinical research partners (Дата

обращения: 21.03.2021).

8. Shah R. Don't Be a COVID Copycat: Digital Engagement is Not Enough. - 2020. [Электронный ресурс] https://www.pharmexec.com/view/dont-be-covid-copycat-digital-engagement-not-enough (Дата обращения: 22.03.2021).

9. Chiplunkar S., Gowda D., Shivakumar H. Adaptation of pharmaceutical marketing and drug promotion practices in times of pandemic COVID-19 // International Journal of Health & Allied Sciences. - 2020. - Vol. 9. - №. 5. - P. 11.

10. Gavin R. et al. The B2B digital inflection point: How sales have changed during COVID-19 // McKinsey & Company. - 2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.