УДК 378.147:004.9
Хамраева С.Н., д.э.н.
профессор
заведующий кафедрой «Инновационная экономика» Каршинский инженерно-экономический институт
Узбекистан, г.Карши
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ БИЗНЕСЕ
Аннотация. Развитие цифровых технологий приводит к появлению новых возможностей для организации образовательного процесса. В статье рассмотрены основные направления цифровой трансформации в образовании. Показано, что цифровые технологии для образовательного процесса - необходимое, но недостаточное условие для повышения результативности учебной работы. В результате анализа выработаны перспективы и возможности последствий трансформации современного образования, выявлены основные направления внедрения цифровых технологий образовательного процесса, основанного на
использовании цифровых технологий.
Ключевые слова: цифровые технологии, образование, дистанционное обучение, онлайн обучение, цифровизация.
Khamraeva S.N., doctor of economics
professor
head of the department of innovative economics Karshi Engineering-Economic Institute
Uzbekistan, Karshi
DIGITAL TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL BUSINESS
Annotation. The development of digital technologies leads to the emergence of new opportunities for organizing the educational process. The article considers the main directions of digital transformation in education. It is shown that digital technologies for the educational process are a necessary but not sufficient condition for improving the effectiveness of educational work. As a result of the analysis, the prospects and possibilities of the consequences of the transformation of modern education have been developed, the main directions for the introduction of digital technologies in the educational process based on the use of digital technologies have been identified.
Keywords: digital technologies, education, distance learning, online learning, digitalization.
Цифровизация системы образования не может ограничиваться созданием цифровой копии типовых учебников, оцифровкой документооборота и обеспечением высокоскоростного подключения к Интернету всех школ. Это как начать строительство нового дома, поклеив обои на стену и выбрав люстру, вместо того, чтобы думать о фундаменте. Должен измениться сам подход, чему и как учить.
Существуют разные критерии развития цифровой грамотности. Например, по мнению Генри Дженкинса, цифровая грамотность — это работа с компьютером как с «железом» (то есть необходимо понимать, как происходит взаимодействие человека и цифровой техники), понимание структуры и распределения цифровой информации (для например, с возможностью работы с DT), должно включать в себя понимание структуры сетевого сообщества и особенностей социальных медиа.
Дуг Белшоу выделяет восемь элементов цифровой грамотности, среди которых особое значение имеют понимание культурного контекста интернет-среды, умение общаться в онлайн-сообществах, создание и распространение контента, использование цифровых технологий для самостоятельного развития.
Авторы различных концепций цифровой грамотности сошлись в одном: только понимание того, как устроена цифровая реальность, может научить человека контролировать «информационный шум» и сделать развитие с цифровыми технологиями источником развития, а не стресса.
Цифровые технологии, входя в систему образования, позволяют индивидуализировать учебный процесс как в процессе освоения нового материала, так и на этапе управления индивидуальными результатами. Для этого создают возможность такие проекты, как «Мобильная электронная школа» - система учебно-методической поддержки образовательного процесса, представляющая собой социальную сеть с образовательным контентом, локальными системами оценки и обратной связи для учителей, учащихся и родителей.
Цифровые технологии предоставляют инструменты для продвижения смешанного обучения, преодоления ограничений классной системы с одинаковым учебным планом и временем обучения для всех. Правда, такие возможности редки в государственной школе. Цифровая экономика в корне изменит рынок труда, где компьютер может заменить человека, он обязательно заменит человека. Самозанятость — это возможность для людей, потерявших работу, тем более что цифровые технологии открывают новые возможности для создания и развития бизнеса. Кроме того, в ближайшем будущем обычным явлением станут регулярные смены карьеры, а нахождение в одной профессиональной среде потребует все большей готовности учиться. Концепция непрерывного образования предполагает, что жизнь человека не делится
четко на учебу (до получения диплома) и рабочее время, а учеба - процесс на протяжении всей жизни.
Для того чтобы непрерывное образование стало нормой жизни, должна развиваться структура онлайн-образования и меняться отношение общества к образованию. Если первая задача напрямую связана с разработкой онлайн-платформ, программного обеспечения, оцифровкой контента, то вторая - это развитие у человека стремления к внутреннему обучению. Исследования в области образования взрослых показали, что основная причина, по которой они не начинают изучать что-то новое, — это отсутствие внутренней потребности.
Цифровая экономика требует комплексного подхода, ставящего новые цели, изменяющего структуру и содержание образовательного процесса, а не «оцифровки» отдельных процессов из образовательной системы. Для этого сами руководители образования не должны бояться будущего.
Появление новых информационно-коммуникационных технологий и их «интеграция с образовательными технологиями» привели к кардинальным изменениям в сфере образования:
Во-первых, стали использоваться средства обучения, основанные на привлечении информационных технологий в образование: Blackboard, онлайн-курсы, тренажеры, симуляторы, онлайн-миры и т. д.
Во-вторых, информационные технологии индивидуализировали обучение, при котором процесс и содержание обучения адаптируются к потребностям учащихся и их индивидуальным особенностям (скорость чтения, предпочтительная форма чтения и т. д.).
В-третьих, стали активно внедряться игровые формы обучения, позволяющие эффективно и всесторонне овладеть изучаемыми в образовании предметами.
В-четвертых, образование становится все более предметно-практическим, особенно для студентов высших учебных заведений и взрослых; такие проекты, как стартап, бизнес-проект, бизнес-план размещаются в образовательном центре.
Это непрерывный процесс, который сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Эти изменения связаны с началом информационного общества и информационной или цифровой экономики.
Информационная экономика определяется как экономика информационных и коммуникационных технологий и информационных благ. После появления концепции информационной экономики все больше исследователей склонялись к мнению, что никакая информация не может быть механизмом экономического роста, а только информация, позволяющая внедрять новые знания и технологии.
Указанные процессы привели к возникновению «экономики знаний» или «экономики знаний». Разница между информационной экономикой,
экономикой знаний и цифровой экономикой заключается только в интерпретации предлагаемых выгод. Если первые два определения относятся к «духовной» структуре предоставляемых благ, а не к материальной, то блага, предоставляемые в цифровом виде, имеют материальную природу.
Программы развития технологий, такие как «Индустрия 4.0» или «Национальная технологическая инициатива», разработаны в ряде европейских стран, Японии и США.
Они направлены на определение того, как развиваются образовательные технологии и как они влияют на процессы, происходящие в обществе и государстве.
По результатам исследования планируется повысить конкурентоспособность национальной экономики за счет стратегического взаимодействия бизнеса с высокоуровневым и высокотехнологичным образованием.
Государственные образовательные учреждения и бизнес-структуры должны создавать такие же «инкубаторы», которые могут участвовать в создании высокотехнологичной продукции. Аналитические исследования отмечают требования к образованию новых видов квалификаций и образовательных стандартов новой экономики.
Нынешняя система образования не имеет достаточных возможностей для подготовки необходимых специалистов. Формируется спрос на использование новых методов и технологий в образовании, что составляет основу национальной модели образования. Кроме того, понимание мировых тенденций позволяет ориентировать образовательную модель как на глобальные, так и на региональные рынки. Важно понимать, как развиваются образовательные учреждения во времени и как они влияют на подготовку высококвалифицированных кадров, которые могут быть быстро перестроены в соответствии с требованиями нового этапа научно-технической революции.
Внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс привело к созданию в дополнение к традиционным методам обучения новой формы обучения -дистанционного обучения.
В дистанционном обучении обучающийся и преподаватель находятся в постоянном общении с помощью специально созданных учебных курсов, контрольных форм, электронных коммуникаций и других технологий сети Интернет, при этом будучи отделенными друг от друга. Дистанционное образование на основе использования Интернет-технологий обеспечивает доступ к глобальной информационно-образовательной сети, выполняет ряд важных новых функций по принципу интеграции и взаимодействия.
Таблица 1
Принципы организации деятельности инновационной _образовательной сети_
Принципы Содержание
Концептуальное единство Выявление и согласование общих концептуальных подходов, определение целей и стратегий деятельности в рамках сетевых взаимодействий
Систематический Проявление явления как системы со структурой, в которой элементы системы занимают определенное место. В модели системность является характеристикой образовательных организаций, находящихся на разных уровнях сетевой структуры.
целостность Уточнение роли каждого участника в процессе сетевых взаимодействий для решения общих задач сети путем разделения обязанностей
Опережающее развитие образовательной среды Создание и наполнение общей информационной среды образовательной среды при выявлении социально -экономических и культурно-образовательных проблем и основных направлений развития высшей школы
Комплексный охват всех стадий циклов инновационных проектов Реализация всех этапов цикла создания и реализации конкретных инновационных проектов в рамках сетевых взаимодействий путем регулирования деятельности участников пищевой деятельности на всех этапах работы
Самоопределение и независимость Самостоятельное определение состава участников в соответствии с поставленными задачами в сфере взаимодействия науки, образования и производства в рамках инновационной образовательной сети
Прозрачность Расширение и активизация связей участников сети с общественностью, организациями и различными государственными органами
Выращивание Распространение возможных вариантов будущей деятельности в индивидуальном и коллективном опыте, будущие отношения между участниками сети и их сетевые взаимодействия
Интеграция различных ресурсов при взаимодействии Обмен кадрами, информационными, научно-методическими и другими ресурсами, установление отношений на основе взаимных интересов для взаимного развития, развития инновационно-образовательной среды, повышения качества и эффективности образования
Информационная насыщенность Получать информацию о деятельности других участников сети и предоставлять им информацию о своей деятельности в глобальной сети интернет-сайтов, создавать собственные информационные каналы, создавать собственное информационное пространство с целью стать частью других информационные каналы
Анализ данных в табл. 1 показывает, что установление научно -образовательных системных взаимодействий с учетом специфики сетевой деятельности имеет место в реализации вышеперечисленных принципов.
В целом развитие научно-образовательной сети должно решать следующие задачи:
1. Развить инновационную инфраструктуру сетевых коммуникаций, обеспечивающую технологический коридор для прохождения инноваций через центры ответственности, творческие лаборатории по проблемам образования, творческие коллективы временных педагогов, центры коллективного пользования сетевыми коммуникациями для согласования.
2. Создать условия для организации обзора интеллектуальной продукции участников сети, сформировать электронный массив данных организаций инновационной инфраструктуры научно-образовательной сети, межрегиональных, национальных и международных участников сети повысить эффективность использования ресурсов сети. научного потенциала путем участия в инновационных выставках, салонах, конференциях, форумах, семинарах, участия в республиканских целевых программах инновационных проектов, республиканских и международных грантовых смотрах фондов.
3. Широкое распространение положительных результатов инновационной деятельности участников сетевых взаимодействий в центральной и региональной печати, проведение инспекционных мероприятий, направленных на выявление перспективных инновационных проектов, содействие в обеспечении информационной поддержки субъектов инновационной деятельности. повышать инновационную культуру участников сетевых взаимодействий и развивать информационную среду за счет систематического информирования общественности и заинтересованных участников о политике, проводимой в сфере инновационного развития.
Ниже приведены основные условия, обеспечивающие эффективность сетевых взаимодействий в системе «Образование-Наука-Производство»:
• разработка стратегий развития субъектов научно-образовательной сети на основе интеграции образования, науки и производства;
• мониторинг имеющихся знаний и опыта в области инноваций и развития человеческого капитала по выбранным направлениям;
• формирование культуры и политики взаимоотношений между участниками научно-образовательной сети;
• Вовлечение субъектов взаимодействия, заинтересованных в процессе создания и развития научно-образовательной сети;
• создание сетевых структур и разработка практических рекомендаций по их эффективной работе на основе существующих передовых практик;
• создание информационно-коммуникационной системы для решения поставленных задач;
• создание центра управления развитием научно-образовательной
сети;
• наличие подходящей нормативно-правовой базы, регулирующей взаимоотношения субъектов.
За последние 20-30 лет в мире произошли огромные изменения в технологиях. Развитие технологий требует изменений в профессии экономистов.
Современные технологии подготовки кадров для экономики характеризуются:
• открытость будущему;
• интеграция всех способов освоения мира человеком;
• развивать синергетические представления об открытости и полноте взаимодействия мира, человека, природы и общества;
• свободное использование различных информационных систем, глобальной сети Интернет, облачных технологий, которые сегодня играют важную роль в подготовке кадров, но никогда не смогут заменить преподавателя (эти технологии обеспечивают виртуальное хранилище для хранения информации, обработки данных, представляют собой доступ из любой точки мире и с любого устройства);
• личностная направленность технологий подготовки кадров на конкретного студента, конкретную группу студентов, конкретного преподавателя;
• игровой характер технологий обучения персонала;
• психологическая направленность обучающегося на важную задачу: самостоятельное развитие, приспособление личности к общению, в связи с этим технологии подготовки кадров для экономики находятся в процессе постоянных изменений, постоянно формируя новые цели и задачи;
• изменение роли преподавателя: переход к совместным действиям со студентами в новых, нестандартных ситуациях, в условиях сетевых взаимодействий.
Использованные источники:
1. Gulyamov S. S., Kh E. R., Khamraeva S. N. Digital economy //Tutorial. TDIU.
2. Khamraeva S. N. Strategy for Development of Electronic Business //Spanish Journal of Innovation and Integrity. - 2022. - Т. 4. - С. 160-165.
3. Khamraeva, S. N. "Features and trends of digital economy development in uzbekistan and abroad." Academicia: An International Multidisciplinary Research Journal 11.2 (2021): 1198-1205.
4. Санду И.С. Развитие инноваsионных проsессов за рубежом. - М., 1998. -58 с.
5. Самиева Г.Т. (2022). Понятия бедности, неравенства и социальной изоляции. Международный журнал по экономике, финансам и
устойчивому развитию, 4(3), 122-126. Получено с https://journals.researchparks.org/index.php/IJEFSD/article/view/2877.
6. Самиева Г.Т. (2022). Важнейшие аспекты изучения уровня жизни населения. Академический журнал цифровой экономики и стабильности, том 16, апрель 2022 г., страницы 79-83.
7. Эргашев Р.Х., Равшанов А.Д. «Пути стратегического развития и повышения конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий». Журнал NX, том. 7, нет. 1, 2021, с. 99-105.
8. Эргашев, Р. Пути управления рыбными хозяйствами и развития производственной деятельности / Р. Эргашев, Ю. Беглаев // Международный журнал научно-технических исследований. - 2020. - Вып.
9. - № 2. - С. 919-921.
9. Рахматулла Хидирович Эргашев, Зухра Джабборова Значение инновационной деятельности в туризме European Scholar Journal (ESJ) Доступно на сайте: https://www.scholarzest.com Vol. 2 Нет. 4, апрель 2021 г., ISSN: 2660-5562 https://scholarzest.com/index.php/esj/article/view/663/554
10. А.Б. К., Н.М. Дж. Инвестиционные направления и принципы развития предпринимательской деятельности в регионах //Журнал современных проблем бизнеса и власти| Том. - 2021. - Т. 27. - нет. 2. - С. 4047.
11. Курбанов А. Б., Джалилова Н. М. Роль малого бизнеса в национальной экономике // Американский междисциплинарный журнал
12. Bobaqulovich, Ravshanov Alisher. "Problems of reflecting the cost of goods and material resources." ijodkor o'qituvchi 2.19 (2022): 151-159.
13. Ikramovich, R. Z. Z., Shukhratovna, Y. S., To'lqinovich, S. B., & Ibragimovna, B. L. (2021). Monetary Policy Of The Uzbekistan And Its Improvement Ways In Implementing. Journal of Contemporary Issues in Business and Government, 27(1), 1551-1557.
14. Berdiyarovich B. S. Analysis of total product sales benefits and factors influencing their changes. - 2021.
15. Baymamatovna, Taylakova Dilafruz. "The Importance of the Service Sector in Increasing the Living Standards of the Population." Academic Journal of Digital Economics and Stability (2021): 165-170.
16. Bobokulovich K. A., Yulchiyena A. M. Prospects for the development of fruit and vegetable enterprises //JournalNX. - 2020. - Т. 6. - №. 12. - С. 1317. Бутунов ш. б. Влияние макроэкономических и банковских факторов на уровень недействующих кредитов: результаты по странам снг //economics. - №. 3. - С. 33-42.
18. Бегимкулов Ф.Э., Шодиев Б.Т. Сочетание управленческих навыков преподавателя и инновационной деятельности в педагогическом процессе // Вестник науки. 2020. №12 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sochetanie-upravlencheskih-navykov-prepodavatelya-i-innovatsionnoy-deyatelnosti-v-pedagogicheskom-protsesse (дата обращения: 07.10.2022).
19. О.Дж.Хусаинов. Socio-economic characteristics of the development of the infrastructure system providing services to the livestock network in the conditions of innovative economy. "Экономика и социум" №12(79) 2020
20. KHUSAINOV O. Ways of developing the livestock sector, taking into account the fodder base and infrastructure services // International Journal of Management, IT & Engineering. Published: Vol. 12 Issue 02 February 2022. USA, 82-89 pages. Journal Homepage: http://www.ijmra.us
21. Файзиева Ш. Ш. Роль сельскохозяйственных агрокластеров в повышении экономической эффективности //Gospodarka i Innowacje. -2022. - Т. 22. - С. 465-470.
22. Shodmonovna F. S. State Support is A Key to Increasing the Economic Efficiency of the Enterprise //International Journal on Economics, Finance and Sustainable Development. - 2022. - Т. 4. - №. 3. - С. 153-159.