Научная статья на тему 'Цифровые технологии в формировании имиджа политической элиты Санкт-Петербурга'

Цифровые технологии в формировании имиджа политической элиты Санкт-Петербурга Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
господствующая прослойка / компьютерные технологии / депутаты / социальные сети / телеграм-канал / личный блог / the dominant stratum / computer technology / MPs / social networks / telegram channel / personal blog

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Меркушева Александра Сергеевна, Тузова Екатерина Александровна, Гришанин Никита Владимирович

Проведен анализ современного тренда «цифровизации» в различных сферах жизни, рассмотрено применение цифровизации для формирования имиджа политической элиты Санкт-Петербурга в лице представителей законодательной власти города — депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Этот анализ важен для построения грамотной и актуальной коммуникации с общественностью, а также формирования тренда на открытость и прозрачность общения представителей власти с населением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Меркушева Александра Сергеевна, Тузова Екатерина Александровна, Гришанин Никита Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital technologies in shaping the image of the political elite of Saint Petersburg

Analyzing the modern trend of “digitalization” in various spheres of contemporary social life, the authors considered its applications in order to form the image of the political elite of Saint Petersburg in the person of representatives of the legislative power of the city — the deputies of the Legislative Assembly of Saint Petersburg. This analysis is important for the construction of competent and relevant communication with the public, as well as in the formation of the trend for openness and transparency of communication between the authorities and the population. Moreover, the authors explore how digital tools and platforms can enhance civic engagement and participation, providing a framework for understanding the dynamics of power and accountability in the digital age. The findings underscore the necessity for political representatives to adapt to technological advancements to foster trust and collaboration with constituents, ultimately contributing to a more informed and engaged society.

Текст научной работы на тему «Цифровые технологии в формировании имиджа политической элиты Санкт-Петербурга»

#

Вестник РУДН. Серия: ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

RUDN Journal of Public Administration

ISSN 2312-8313 (Print), ISSN 2411-1228 (Online)

2024 Том 11 No 3 312-319

http://journals.rudn.ru/ publicadministrationy

DOI: 10.22363/2312-8313-2024-11-3-312-319 EDN: CPJZSY

Научная статья / Research article

Цифровые технологии в формировании имиджа политической элиты Санкт-Петербурга

А.С. Меркушева1 (Ей, Е.А. Тузова2 , Н.В. Гришанин3 )

'Фонд научных исследований «XXI век», Санкт-Петербург, Россия 2Коммуникационное агентство «Р.И.М. ПН», Москва, Россия 3Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия

El [email protected]

Аннотация. Проведен анализ современного тренда «цифровизации» в различных сферах жизни, рассмотрено применение цифровизации для формирования имиджа политической элиты Санкт-Петербурга в лице представителей законодательной власти города — депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Этот анализ важен для построения грамотной и актуальной коммуникации с общественностью, а также формирования тренда на открытость и прозрачность общения представителей власти с населением.

Ключевые слова: господствующая прослойка, компьютерные технологии, депутаты, социальные сети, телеграм-канал, личный блог

Финансирование: Статья подготовлена в рамках темы «Развитие корпоративной культуры как составляющей гражданского мировоззрения» № 123091200063-9 при поддержке ЭИСИ в ИНИОН РАН.

Заявление о конфликте интересов: Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. История статьи:

Поступила в редакцию: 22.02.2024. Принята к публикации: 01.06.2024. Для цитирования:

Меркушева А.С., Тузова Е.А., Гришанин Н.В. Цифровые технологии в формировании имиджа политической элиты Санкт-Петербурга // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2024. Т. 11. № 3. С. 312-319. https://doi.org/10.22363/2312-8313-2024-11-3-312-319

© MepKymeBa A.C., Ty30Ba E.A., TpHmaHHH H.B., 2024

1® ®@ This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License ■ ^ https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/legalcode

Digital technologies in shaping the image of the political elite of Saint Petersburg

Alexandra S. Merkusheva1 S, Ekaterina A. Tuzova2 , Nikita V. Grishanin3 s>

'Scientific Research Foundation "XXI century", St. Petersburg, Russian Federation Communication agency R.I.M. PN, Moscow, Russian Federation 3Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russian Federation S [email protected]

Abstract. Analyzing the modern trend of "digitalization" in various spheres of contemporary social life, the authors considered its applications in order to form the image of the political elite of Saint Petersburg in the person of representatives of the legislative power of the city — the deputies of the Legislative Assembly of Saint Petersburg. This analysis is important for the construction of competent and relevant communication with the public, as well as in the formation of the trend for openness and transparency of communication between the authorities and the population. Moreover, the authors explore how digital tools and platforms can enhance civic engagement and participation, providing a framework for understanding the dynamics of power and accountability in the digital age. The findings underscore the necessity for political representatives to adapt to technological advancements to foster trust and collaboration with constituents, ultimately contributing to a more informed and engaged society.

Keywords: the dominant stratum, computer technology, MPs, social networks, telegram channel, personal blog

Acknowledgements: This article has been prepared under the topic "Development of corporate culture as a component of the civic outlook" N° 123091200063-9 with the support of EISI in INION RAS.

Conflicts of interest: The authors declare no conflicts of interest. Article history:

The article was submitted on 22.02.2024. The article was accepted on 01.06.2024. For citation:

Merkusheva AS, Tuzova EA, Grishanin NV. Digital technologies in shaping the image of the political elite of Saint Petersburg. RUDN Journal of Public Administration. 2024;11(3):312-319. https://doi.org/10.22363/2312-8313-2024-11-3-312-319

Введение

Применение цифровых технологий — тренд современности. Одна из сфер, на которые они оказывают непосредственное влияние, — коммуникационные практики, формирующие и поддерживающие политические элиты в России [1].

Наше исследование позволяет понять, какие изменения произошли в этом процессе и как внедрение цифровизации повлияло на развитие информационной деятельности политической элиты, что рассматривалось ранее в работе Старцева А.А. и Гришанина Н.В. [2].

Рассмотрена проблема низкой осведомленности студентов различных университетов и направлений современной России о деятельности

депутатов Законодательного Собрания (ЗакС) Санкт-Петербурга, а также даны рекомендации по развитию личных информационных каналов (бло-гов) политических лидеров в условиях цифровизации.

Цель исследования — описать эффективные цифровые коммуникации политических элит в информировании молодежной аудитории о деятельности муниципальной и городской власти.

Методы исследования

Важным аспектом в продвижении политических элит в современной России являются социальные сети. Они помогают наиболее оперативно и интерактивно общаться с населением, предоставляя оригинальную и открытую информацию с применением цифровых технологий [3].

Объектом исследования стало использование цифровых технологий, в частности ведение личных блогов в социальных сетях в деятельности депутатов ЗАКС Санкт-Петербурга. Методология была апробирована в форме опроса, проведенного среди более чем 200 студентов различных высших учебных заведения Санкт-Петербурга, по результатам опроса выполнен анализ коммуникационной деятельности и степени узнаваемости депутата в условиях цифровизации, а также отношение аудитории к предоставляемому контенту. Предложено ответить на вопросы: знаете ли вы депутата своего района, как часто получаете информацию о депутатах ЗакС СПб, какие источники информации о депутатах ЗакС СПб вы предпочитаете использовать, удовлетворены ли вы деятельностью депутатов ЗакС СПб и др. По итогам обработки и анализа полученных ответов от респондентов выработаны практические предложения для решения проблем недостаточной информированности и низкого доверия молодежи к работе депутатов ЗакС Санкт-Петербурга.

Результаты исследования и обсуждение

Продвижение политической элиты современной России — это весьма сложный и многогранный процесс, в котором активно используются различные каналы коммуникации [4, 5]. Наиболее популярным каналом коммуникации в эпоху цифровизации, бесспорно, являются социальные сети [6, 7].

В проведенном опросе мы выявили то, что именно социальные сети являются лидирующей у молодежной аудитории платформой для получения информации о политических событиях и персоналиях. По данным опроса, более 36,5 % респондентов находятся в актуальной политической повестке, потому что активно читают личные блоги политических лидеров (рис. 1). Главная задача политической элиты быть на виду [8]. Благодаря развитию и более активному использованию цифровых ресурсов появилась возможность создавать в соцсетях личные блоги, в которых

в интерактивном формате транслируется как «политическая кухня», так и интересные мероприятия, и события в городе. В блогах депутаты в более свободном и открытом формате делятся своими идеями и мнением с общественностью. Через эти каналы политические деятели получают комментарии от населения, что вводит элемент прозрачности и доступности в общении с представителем власти. Так, депутаты различных районов могут быть ближе к гражданам, видеть их актуальные проблемы и запросы, на которые появляется возможность отвечать более оперативно. Также социальные сети позволили выходить в прямые эфиры, отвечать на вопросы граждан в формате реального времени и не выходя из дома. Данная проблематика рассматривалась авторами ранее [1].

Какие источники информации о депутатах Законодательного Собрания города

Санкт-Петербурга вы предпочитаете использовать ?

57 ответов

• Телевизионные новости

в Интернет ф Газеты

• Социальные сети

• Не использую

• Неинтересно

• Нигде

® Предпочитаю не получать информацию о них

• Низкие

Рис. 1. Ответы респондентов на вопрос: «Какие источники информации о депутатах ЗакС города Санкт-Петербурга вы предпочитаете использовать?»

Источник: составлено Меркушевой А.С., Тузовой Е.А., Гришаниным Н.В. по данным онлайн-опроса.

Также в исследовании определили уровень удовлетворенности транслируемой информацией в телеграм-каналах депутатов. Так, сегодня молодежная аудитория разделилась на две наиболее многочисленные группы: одна не считает полученные сведения качественными и полными на 1 пункт из 10, а другая — на 5 значений из 10 (рис. 2). Данные могут говорить о том, что население не видит результатов работы депутатов, поэтому считает, что политические элиты ничего не делают для их благоприятного проживания в районе.

Стоит также сказать, что в ходе исследования молодежь Санкт-Петербурга отметила свой крайне низкий интерес к информации, транслируемой депутатами. По ответам респондентов видно, что 49,1 % населения вовсе не следят и не интересуются работой и деятельностью политических лидеров, а 38,6 % — редко (рис. 3). Исходя из результатов можно сделать вывод, что, с одной стороны, контент и информация, транслируемая депутатами в своих информационных каналах, неинтересна и неполезна гражданам. С другой — отсутствует продвижение социальных сетей, личных сайтов и других площадок для популяризации работы депутатов.

Рис. 2. Ответы респондентов на вопрос: «Удовлетворены ли вы деятельностью депутатов ЗакС?»: по горизонтали — оценочные пункты от 1 до 10; по вертикали — количество респондентов, выбравших ту или иную оценку из 10 возможных пунктов Источник: составлено Меркушевой А.С., Тузовой Е.А., Гришаниным Н.В. по данным онлайн-опроса.

Рис. 3. Ответы респондентов на вопрос: «Как часто вы получаете информацию о деятельности депутатов ЗакС СПб?»

Источник: составлено Меркушевой А.С., Тузовой Е.А., Гришаниным Н.В. по данным онлайн-опроса.

Таким образом, выявлена проблема низкой осведомленности граждан о реальной деятельности депутата, транслируемой в социальных сетях. Это может подтолкнуть к более активному использованию политическими элитами возможностей цифровых технологий в своих блогах, а также в процессе продвижения своей личной позиции. Стоит также сказать, что по результатам опроса сегодня, несмотря на активно развивающуюся цифровизацию в стране, существует проблема низкой осведомленности о результатах работы депутатов ЗакС Санкт-Петербурга в социальных сетях. В связи с отсутствием должного освещения деятельности политических элит граждане испытывают низкое доверие к их работе [9], а также демонстрируют отсутствие интереса к ним. Подтверждающие данные можно найти и в других источниках [10—12].

Для решения проблемы низкой осведомленности граждан о деятельности депутата, транслируемой в социальных сетях, предлагается внедрить несколько приемов для продвижения личного блога в телеграм-канале. Предложенные способы продвижения властвующей прослойки выбраны на основе главных и наиболее важных особенностей политической элиты, которые были обозначены различными исследователями в других источниках [13, 14].

Для примера развития телеграм-канала был выбран личный блог депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга VII созыва Александра Ивановича Новикова. Первое, что можно создать — телеграм-бот. С помощью

него все граждане смогут в удобной форме написать свой вопрос на любую тематику (рис. 4). Подобные боты позволяют собрать в одном месте все комментарии, вопросы и предложения для дальнейшей обработки. Так, в выбранном личном блоге можно создать бот по предпринимательству, экологии, издательскому делу, обращениям граждан и др.

Рис. 4. Пример телеграм-бота для личного блога депутата Источник: выполнили Меркушева А.С., Тузова Е.А., Гришанин Н.В. с помощью приложения «Телеграм» по личному разрешению депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга А.И. Новикова.

Вторая идея — создание интересной и креативной рубрики, которая станет отличительной особенностью персонального блога депутата среди прочих блогов. Предлагается создать рубрику «Просто о главном», где представитель народа в неформальной обстановке дает интервью на различные темы (рис. 5). Могут быть рассмотрены последние законопроекты, актуальные новости в городе и стране, философские вопросы и личные увлечения. Данный интерактивный формат позволит показать избирателям разные стороны личности избранного кандидата, узнать его ответы на волнующие вопросы и составить наиболее полный имиджевый портрет депутата.

Рис. 5. Пример оформления рубрики «Просто о главном» в телеграм-канале Источник: выполнили Меркушева А.С., Тузова Е.А., Гришанин Н.В. с помощью приложения «Телеграм» по личному разрешению депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга А.И. Новикова.

Также предлагается добавить наглядности и отчетности в телеграм-ка-нал благодаря нескольким действиям. Стоит чаще снимать «кружочки» с сиюминутной реакцией на вопросы или другие важные темы в Телеграме. Можно внедрить рубрику «В полях», где депутат покажет прием граждан и решение реально поставленных задач с места событий. Также для продвижения работы депутата рекомендуется создать визитки с QR-кодом для перехода в его блог, что будет отличной возможностью для расширения аудитории. Таким образом, данные идеи будут способствовать решению проблем, выявленных в результате опроса молодежи нашего города. Будет сформирован интересный контент, ориентированный в т.ч. и на молодежь, также будут показаны наглядные результаты и живое общение, что послужит росту доверия избирателей.

Заключение

В современном мире наблюдается существенное изменение коммуникационных практик. Развитие информационных технологий в эпоху циф-ровизации, особенно интернета и социальных сетей, привело к появлению новых каналов коммуникации и возможностей для обмена информацией в среде политических элит. Сегодня депутаты активно развивают свои социальные сети и онлайн-платформы для налаживания прямого взаимодействия с избирателями и формирования общественного мнения. Однако остаются нереализованные возможности в общении депутатов с населением, связанные с полным использованием цифровых технологий. Кроме того, наблюдается безразличие молодежи к политической жизни города, что приводит к снижению доверия населения к деятельности политических лидеров. В качестве рекомендаций может быть предложены систематизация коммуникационной деятельности депутатов в части публикационной активности и обратной связи в социальных сетях, более тщательного формирования контент-плана и его разнообразие. Полезными представляются более частая съемка видеоконтента в реальном времени и предоставление в формате видеоотчета результатов проделанной работы. Также сыграет свою позитивную роль инициативный и регулярный выход депутата на контакт с жителями своего района. Таким образом, люди смогут лучше узнать своего депутата, ценить его работу, наблюдая за ее реальными результаты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Меркушева А.С. Коммуникационная практика политической элиты России в спортивной повестке // Новые подходы — 2023 : сб. науч. трудов по результатам III Все-рос. науч.-практ. конф. Минобрнауки России по вопросам формирования новых подходов к проектированию физического воспитания в образовательных организациях высшего образования, Москва, 7-8 декабря 2023 г. М. : Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), 2023. С. 109-114.

2. Старцев А.А., Гришанин Н.В. Социальные сети в процессе коммуникации между властью и обществом // Коммуникология. 2018. Т. 6. № 5. С. 108-119. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2018-6-5-108-119

3. Будаев А.М., Надин А.Н. Информационные технологии в деятельности депутата представительного органа власти: опыт и перспективы // Юридический вестник Самарского университета. 2022. Т. 8. № 3. С. 32-41. https://doi.org/10.18287/2542-047X-2022-8-3-32-41

4. Буренкова Э.Э. Трансформации общества и внутренние характеристики элитных групп // Мир России. 1995. Т. 4. № 3-4. С. 3-24.

5. Дискии И.Е. Элиты как субъекты российских реформ // Вестник московского университета. Сер. 12. Политические науки. 1996. № 1. C. 10-17.

6. Дука Л. «Элита» и элита: понятие и социальная реальность // Общество и экономика. 2008. № 6. C. 132-146.

7. Родионов М.А., Волкова Т.А. Социальные сети и политические элиты // Социально-гуманитарные знания. 2017. № 3. С. 80-91.

8. Тощенко Ж.Т. Элита? Кланы? Касты? Клики? Как назвать тех, кто правит нами? // Социологические исследования. 1999. № 11. С. 123-133.

9. Авцинова Г.И. Политика цифровизации в современной России: особенности формирования и перспективы развития // PolitBook. 2019. № 4. С. 6-20.

10. Цап Л.В. Сущность, характерные черты и основные функции политических элит // Науковедение. 2010. № 2. С. 1-8.

11. Работяжев Н.В. Механизмы рекрутирования и воспроизводства политической элиты в посткоммуннестической России // Проблемы политической трансформации и модернизации России. М. : Московский общественный научный фонд, 2001. С. 18-47.

12. Очирова В.М. Понятие «Политическая элита» в контексте научного знания // Вестник ЧитГУ 2010. № 6 (63). С. 68-73.

13. Крыштановская О. Анатомия российской элиты. М. : Захаров, 2005. 384 с.

14. Ашин Г.К. О понятии «элита» и не только // Власть. 2005. № 11. C. 40-54.

Информация об авторах:

Меркушева Александра Сергеевна — руководитель отдела по связям с общественностью, Фонд научных исследований «XXI ВЕК», 115054, Россия, Санкт-Петербург, ул. Большая Разночинная, д. 28 (ORCID ID: 0009-0007-8638-5982) (e-mail: [email protected]). Тузова Екатерина Александровна — сотрудник, коммуникационное агентство «Р.И.М. ПН», 127015, Россия, Москва, ул. Большая Новодмитровская, д. 36, стр. 1 (ORCID ID: 00090000-0456-4856) (e-mail: [email protected]).

Гришанин Никита Владимирович — кандидат культурологии, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, 115054, Россия, Москва, Стремянный переулок, д. 36 (ORCID ID: 0000-0001-8872-633X) (e-mail: [email protected]).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.