Научная статья на тему 'Цифровые технологии в авиационной промышленности: перспективы XXI века'

Цифровые технологии в авиационной промышленности: перспективы XXI века Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
751
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЙ МАКЕТ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / АВИАЦИОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ПОДКЛЮЧЕНО ВСЕ / DIGITAL MOCK-UP / DIGITAL ECONOMY / AVIATION INDUSTRY / CONNECTED EVERYTHING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антипова О.А., Оглоблина Е.В.

В работе описана роль авиационной промышленности в экономике России, а также дан прогноз развития спроса на ее продукцию. На основе мирового опыта сформирован перечень наиболее экономически перспективных цифровых технологий для применения на предприятиях авиационной отрасли. В результате проведенного анализа обоснована экономическая эффективность сквозного применения цифровых технологий в авиационной отрасли России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Антипова О.А., Оглоблина Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION OF THE RUSSIAN AVIATION INDUSTRY: OPPORTUNITIES IN XXI CENTURY

This paper describes the role of the aviation industry in the Russian economy as well as the forecasted demand for the Russian aviation production. A list of the most perspective digital technologies was built according to the global experience. As a result of the conducted analysis the economic efficiency of the end-to-end usage of digital technologies in the Russian aviation industry was proved

Текст научной работы на тему «Цифровые технологии в авиационной промышленности: перспективы XXI века»

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ: ПЕРСПЕКТИВЫ XXI ВЕКА DIGITALIZATION OF THE RUSSIAN AVIATION INDUSTRY: OPPORTUNITIES IN XXI CENTURY

О.А. АНТИПОВА

ученица лицея Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

O.A. ANTIPOVA

student of the Lyceum of the Financial University under the Government of the Russian Federation

Научный руководитель: Е.В. Оглоблина - к.э.н. Research Supervisor: E.V. Ogloblina - PhD in Economics.

АННОТАЦИЯ

В работе описана роль авиационной промышленности в экономике России, а также дан прогноз развития спроса на ее продукцию. На основе мирового опыта сформирован перечень наиболее экономически перспективных цифровых технологий для применения на предприятиях авиационной отрасли. В результате проведенного анализа обосно-

вана экономическая эффективность сквозного применения цифровых

технологий в авиационной отрасли России.

ABSTRACT

This paper describes the role of the aviation industry in the Russian economy as well as the forecasted demand for the Russian aviation production. A list of the most perspective digital technologies was built according to the global experience. As a result of the conducted analysis the economic efficiency of the end-to-end usage of digital technologies in the Russian aviation industry was proved.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Цифровой макет, цифровая экономика, авиационная промышленность,

подключено все.

KEYWORDS

Digital mockup, digital economy, aviation industry, connected everything.

Авиационная отрасль играет важную роль в экономике России. Так, авиационная промышленность дает работу целому ряду отраслей экономики, в частности, металлургии, радиоэлектронной, химической и легкой промышленности. Развитие авиастроения стимулирует рост эффективности смежных отраслей, в том числе станкостроения, металлообработки, производства конструкционных материалов и химических веществ, двигателестроения. Таким образом, повышение эффективности авиационной отрасли окажет существенное влияние на эффективность целого ряда отраслей.

По состоянию на конец октября 2016 г. общий объем продаж товаров и услуг, выпущенных отечественными производителями авиационной техники, составил 1,46 трлн руб., непосредственно на предприятиях авиационного комплекса

54

РФ были задействованы более полумиллиона человек1. В настоящее время Россия вместе с США и Францией образует тройку лидеров по объему выпуска авиационной техники.

Россия активно вовлекается в международное сотрудничество в области авиации. В последние годы идет смещение спроса на авиатехнику из европейских стран в азиатские, в том числе Китай и Индию. Это позитивно скажется на развитии авиационного комплекса РФ в силу тесных внешнеполитических связей с этими странами.

Уровень автоматизации — проникновение цифровых технологий — является одной из ключевых составляющих конкурентоспособности любой отрасли экономики и национальной экономики в целом. Сквозное применение цифровых технологий в производстве и эксплуатации авиационной техники необходимо для значительного увеличения доли рынка продукции российской авиационной отрасли на мировом рынке, в частности, для увеличения доли российских производителей гражданских самолетов на мировом рынке с менее чем 1% в начале 2017 г. до 8%, а доли российских производителей вертолетов — с 10% в 2017 г. до 15% к 2030 г.2.

В России цифровые технологии уже активно применяются многими предприятиями авиастроительного комплекса и компаниями — эксплуатантами авиационной техники. Вместе с тем, существует острая необходимость расширения их применения на всех этапах производственного цикла.

1 Проект Стратегии развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года. С. 3. URL: http://minpromtorg.gov.ru/press-centre/news/#!minpromtorg_rossii_ razrabotal_proekt_strategii_razvitiya_aviarionnoy_promyshlennosti_na_period_do_2030_goda (Дата обращения: 05.04.2018).

2 Амбиции на 3-4 процента. Лента.ру. URL: https://lenta.ru/news/2017/02/09/rosavia/ (Дата обращения 04.04.2018);

Важным этапом развития цифровых «близнецов» у всех самолетостроителей станет снятие динамических характеристик реального самолета в процессе его эксплуатации, их моделирование на цифровом макете и прогнозирование поведения реального самолета. Airbus и Boeing уже достигли определенных результатов, но работы предстоит еще много. Необходимо не просто отслеживать отказы авиационной техники, а вести постоянный мониторинг реального состояния всех систем и структур самолета, анализировать их наработку и возможные проблемы. Кроме того, требуется развитие инфраструктуры для оперативного снятия всего объема информации и передачи цифровому двойнику.

В ближайшие десятилетия существенно расширится использование БПЛА, возникнет новый глобальный сетевой рынок информационных, логистических и других услуг, которые будут предоставляться операторами флотилий беспилотных аппаратов, постоянно находящихся в воздухе и на низких космических орбитах.

Активное проникновение «интернета вещей» во все сферы жизнедеятельности ведет к реализации концепции «подключено все» Connected everything):

• подключенное производство — все станки, машины и оборудование становятся «умными» и «коммуникативными», производственные подразделения становятся более динамичными, автономными и самоорганизующимися;

◊ «подключенный самолет» — добавление сенсоров и «умного» оборудования дает возможность поставщикам предложить широкий набор новых услуг, например, реакцию в реальном времени для быстрой

диагностики в случае неисправности, техобслуживание на основании текущего состояния и прогноза; ◊ «подключенные люди» — работники могут быть распределены в соответствии с необходимостью в координации автоматизированных производственных процессов и вмешиваться только в случае запросов от машин;

• «подключенная цепочка поставок» — глобальная распределенная система каналов поставки существенно повышает эффективность производства.

Итак, резюмируя, можно сказать, что значительные перспективы в повышении эффективности производства и обслуживания авиационной техники представляют технологии SD-печати, коллаборативного проектирования, «интернета вещей», «больших данных» и искусственного интеллекта. Важно углублять сотрудничество традиционных авиапроизводителей с инновационными компаниями, в частности, занимающимися созданием БПЛА, для максимально эффективного взаимодействия уникальной научной школы, многолетнего практического опыта и инновационных технологий. Опираясь на результаты исследования, можно с уверенностью утверждать, что цифровые технологии являются тем локомотивом, который позволит российским авиапроизводителям к 2030 г. достичь поставленных целей3:

• объем производства промышленных организаций отрасли авиастроения к уровню 2016 г. (в сопоставимых ценах) превысит 190%;

3 Проект Стратегии развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года. С. 43. URL: http://minpromtorg.gov.ru/press-centre/news/#!minpromtorg_rossii_ razrabotal_proekt_strategii_razvitiya_aviacionnoy_promyshlennosti_na_period_do_2030_goda (Дата обращения: 05.04.2018)

• доля гражданской продукции в общем объеме выпуска продукции отрасли авиастроения превысит 38%;

• доля российских производителей гражданских самолетов на мировом рынке превысит 8%;

• доля российских производителей вертолетов на мировом рынке превысит 15%;

• производительность труда в промышленных организациях отрасли авиастроения к уровню 2016 г. (в сопоставимых ценах) достигнет 254%;

К 2035 г. объем мирового рынка БПЛА, комплексных решений и услуг с их использованием превысит 200 млрд долл. (в текущих ценах). Доля российских компаний может достичь 20%, т.е. 35-40 млрд долл., а численность занятых в разработке, производстве и эксплуатации БПЛА превысит 550 тыс. человек к 2035 г.4.

Таким образом, повсеместное сквозное применение цифровых технологий будет способствовать существенному увеличению количества занятых, увеличению доли российской продукции на внутрироссийском и мировом рынках, значительному улучшению экономических показателей авиастроительной отрасли, что внесет существенный вклад в повышение эффективности российской экономики.

Библиографический список

1. Проект Стратегии развития авиационной промышленности Рос-сийскойФедерациинапериоддо 2030года. URL: http://minpromtorg. gov.ru/press-centre/news/#!minpromtorg_rossii_razrabotal_proekt_ strategii_razvitiya_aviacionnoy_promyshlennosti_na_period_ do_2030_goda (Дата обращения: 04.01.2018).

4 Национальная технологическая инициатива, Дорожная карта AeroNet. URL: http://nti2035.ru/ markets/aeronet (Дата обращения: 03.04.2018).

58

2. Амбиции на 3-4 процента. Лента.ру. URL: https://lenta.ru/ news/2017/02/09/rosavia (Дата обращения: 04.01.2018).

3. Национальная технологическая инициатива, Дорожная карта AeroNet. URL: http://nti2035.ru/markets/aeronet (Дата обращения: 10.01.2018).

References

1. Proekt Strategii razvitiya aviatsionnoi promyshlennosti Rossiiskoi Federatsii na period do 2030 goda. URL: http://minpromtorg.gov.ru/ press-centre/news/#!minpromtorg_rossii_razrabotal_proekt_strategii_ razvitiya_aviacionnoy_promyshlennosti_na_period_do_2030_goda (Application data: 04.01.2018).

2. Ambitsii na 3-4 protsenta. Lenta.ru. URL: https://lenta.ru/ news/2017/02/09/rosavia (Application data: 04.01.2018).

3. Natsional'naya Tekhnologicheskaya Initsiativa, Dorozhnaya karta AeroNet. URL: http://nti2035.ru/markets/aeronet (Application data: 10.01.2018).

Контактная информация:

123098, г. Москва, ул. Рогова, д. 20, к. 1, кв. 105.

Лицей Финансового университета: 125993, г. Москва, Ленинградский

пр-т, д. 49.

Contact links:

123098, Moscow, Rogova str, 20-1-105.

The Lyceum of the Financial University: 125993, Moscow, Leningradskiy

av., 49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.