Цифровые технологии стандартизации
Елагин Филипп Никитич
независимый исследователь, [email protected]
Статья посвящена современной стадии развития стандартизации. Стандартизация представляет собой продукт официальной фиксации лучшей практики управления и производства. Определены функции и цели стандартов, рассмотрены перспективы развития стандартизации в контексте цифровой экономики. Автор представляет данные о различных отраслях, в которых могут быть применены цифровые стандарты: в области государственного управления, в судебной системе, в спорте, на производстве, в финансовой и бухгалтерской деятельности и проч. Дается периодизация процесса оцифровки стандартов. Проанализирована роль цифровых стандартов в бизнес-менеджменте. Обозначена взаимосвязь между понятиями «процессный менеджмент», «цифровой двойник» и «цифровой стандарт». Ключевые слова: стандарт, стандартизация, смарт-стандарт, цифро-визация, цифровая экономика, менеджмент
Стандарт представляет собой продукт официальной фиксации лучшей практики управления и производства, а также описание инноваций, апробированных в реальной деятельности предприятия. Неоднократно доказано, что стандарты не только повышают удобство и качества управления предприятиями, но и имеют колоссальный экономический эффект [10, с. 2]. В некоторых сферах стандарты играют критическую роль - в авиационной отрасли, в атомной энергетике, в пищевой промышленности, в дипломатическом трансграничном сотрудничестве и т. п. В современной научной литературе принято выделять четыре основные функции стандартов.
Во-первых, стандарты позволяют компаниям повысить качество выпускаемой продукции и оказания услуг; как правило, предприятия, внедряющие системы стандартизации, демонстрируют существенное повышение производительности уже в первый месяц. По существующим данным, имплементация стандартизированных процедур положительно сказывается на уровне прибыльности компаний (36%). Наиболее ощутимый экономический эффект от стандартизации получают, как правило, предприятия ИТ-сферы (48%) [10, с. 5].
Во-вторых, стандарты позволяют провести эффективную модернизацию ассортиментной, производственной, маркетинговой и иных политик на предприятии.
В-третьих, стандартизация - оптимальный и даже, пожалуй, единственный способ обеспечения (1) единообразия продукции и услуг и (2) взаимосовместимости продуктов и процессов (т. н. интероперабельность).
В-четвертых, стандарты обеспечивают межфирменный обмен знаниями и инновациями, будучи, по сущности, концентрированными описаниями продуктов, материалов, услуг, систем. Предприятия, использующие отраслевые стандарты, существенно увеличивают эффективность и качество работы всей отрасли, что в конечном итоге обеспечивает высокую динамику научно-технического прогресса для всего человечества.
Таким образом, следование инновационному пути развития имеет значимость как для отдельных предприятий, так и для отраслей и национальной экономики в целом. Экономика, полагающаяся на сырье как основной источник ВВП и следующая конвенциональным стратегиям развития предпринимательства и производства, едва ли сможет поддерживать конкурентоспособность [2, с. 10]. Имплементация современных стандартов позволит перейти на новую цифровую модель развития социально-экономической системы, улучшить качество жизни населения, удешевить производство и управление, сделать многие виды деятельности человека быстрее и удобнее.
Организационно феномен стандартизации структурирован в национальные системы стандартизации, а также в систематизированные совокупности международных, межстрановых стандартов. Несмотря на то, что стандарты могут разрабатываться и применяться частными, общественными, профессиональными и независимыми сообществами, государства по-прежнему сохраняют контрольные полномочия в области внедрения и применения стандартов. Более того, некоторые направления стандартизации настолько важны, что их внедрение является транснациональным приоритетом - к примеру, фиксируется на уровне ООН (климатические изменения, ядерная энергетика и др.).
X X
о
го А с.
X
го т
о
2 О
м
Сл>
fO CS
0
CS cd
01
О Ш
m x
<
m о x
X
Стандартизация стала одной из тех сфер, которые наиболее продуктивно встроились в парадигму цифровой экономики. Цифровой инструментарий трансформировал практически все аспекты жизни и бизнеса: производство, коммерцию, транспорт и логистику, среду обитания человека и образ его жизни. Цифровизация общества, кроме того, привела к возрастанию взаимозависимости бизнес-структур, государств, людей и общественных групп, и вызвала этим необходимостьь в стандартах, применение которых позволять достичь единообразия определенной практики вне зависимости от локализации субъекта, который эту практику реализует. Схожий тезис выражают Д. И. Ярцев с соавт.: внедрение «кибер-физических систем, в которых решения принимаются в реальном времени и без участия человека только увеличивают эту связанность технологических цепочек», поэтому все явления, процедуры и процессы должны быть стандартными и состыкованными друг с другом посредством их формального описания [10, с. 1].
В процессе «оцифровки» процессов стандартизации можно выделить несколько этапов (Таблица 1):
Таблица 1
Уровень Степень внедрения цифровых инструментов
Нулевой Стандарты и регламенты представлены на бумажных носителях
Первый Стандарты набраны в машинописном формате и распространяются посредством электронных медиа.
Второй Стандарты представлены в машиночитаемом формате, за счет чего их можно обрабатывать автоматически и аккумулировать в информационно-справочных системах.
Третий Стандарты имеют машиночитаемую форму, содержащую подробное описание требований к продукции на всех стадиях жизненного цикла; стандарты, кроме того, описывают систему управления данными требованиями и становятся частью бизнес-менеджмента.
Четвертый Внедрение смарт-стандарта - базы, содержащие машиночитаемые стандарты в виде текстовых, числовых и графических модулей, а также управляющая система, поддерживающая единообразие и качество производственных мероприятий и процессов.
Примечание: собственная разработка автора по материалам [8]
Сегодня цифровые инструменты стандартизации применяются во множестве сфер. К примеру, в отечественной и зарубежной практике они используются органами государственной власти и судебными институциями. В судебно-экспертной деятельности универсальное программное обеспечение и базы данных по различным объектам экспертизы позволяет автоматизировать сбор данных, обработку и компиляцию результатов экспертизы; стандартизация, таким образом «вшита» в специализированное ПО, которое априори не может допустить выполнение той или иной экспертной манипуляции вразрез с требованиям стандартов [6, с. 203].
Можно отметить положительное влияние цифровых инструментов стандартизации и контроля в спорте. Исследователи в области профессионального спорта и спортивной педагогики все чаще говорят о необходимости применения в тренировочном процессе многофункционального межотраслевого профессионального стандарта. С. М. Ахметов с соавт., в частности, указывает на имеющийся в России цифровой комплекс «Оператор тренировочного и соревновательного процессов с использованием электронных и технических устройств». Комплекс работает на базисе профессионального стандарта, регламентирующего применение электронных и технических устройств в практике тренировочной деятельности, а также вопросы контроля подготовки спортсменов и системы управления тренировочным процессом в целом. Цифровой стандарт,
таким образом, выступает одновременно описанием модельных характеристик спортсменов различных видов спорта, тренировочной программой, методикой контроля и мониторинга прогресса [1, с. 56].
Цифровые инструменты стандартизации активно применяются в финансовой и бухгалтерской сферах. В современных условиях международного экономического интегрирования и с целью получения иностранных инвестиций российский законодатель постепенно переводит законодательный массив на международные стандарты финансовой отчетности. Бухгалтерский учет и финансовый анализ изначально обладают большим потенциалом в плане цифровой стандартизации [3, с. 127]. Одним из эффективных инструментов стандартизации выступает регламентный бухгалтерский учет. Тем не менее, цифровые инструменты стандартизации и смарт-стандарты в частности в данной области в нашей стране пока не развиты.
Смарт-стандарт (от англ. Standards Machine Applicable, Readable & Transferable) можно определить в качестве машиночитаемого стандарта, который может быть обработан и применен цифровыми системами управления. Н. Ю. Четыркина и Е. Д. Стародубцева предлагают следующую дефиницию смарт-стандарта: «технология, позволяющая автоматически считывать необходимый свод требований для работы на всех этапах жизненного цикла продукции» [8, с. 61]. Таким образом, создателем и потребителем стандартом нового поколения выступает не человек, а информационная система. Ключевым отличием смарт-стандарта от стандартов нулевого, первого, второго и третьего уровня является тот факт, что стандарт-документ становится стандартом-инструментом, будучи одним из компонентов управления.
Анализ современной научной литературы показывает наличие нескольких подходов к пониманию категории «смарт-стандарт». В контексте технического подхода акцентируются вопросы реализации, ввода в эксплуатацию и функционирования смарт-стандарта - протоколы связи, структура данных, архитектура системы и прочие технические характеристики. Можно также подойти к определению смарт-стандарта с позиции его влияния на формирование особых цифровых экосистем: в этом случае определение смарт-стандарта будет сосредоточено на создании эффективной виртуальной управленческой и производственной среды, где различные устройства и системы могут взаимодействовать. Экосистемный акцент в интерпретации сущности смарт-стандарта может включать в себя не только технические параметры, но и правила совместного использования данных, обеспечения безопасности и т. д. Данный подход, можно сказать, весьма близок к бизнес-ориентированному подходу, где определение смарт-стан-дарта сосредоточено на изменениях, которые смарт-стандар-тизация вносит в существующие бизнес-модели и управленческие подходы. Кроме того, отметим функциональный подход, где подчеркивается функциональный потенциал смарт-стан-дартов - то, какие задачи он способен выполнять, какие возможности он обеспечивает для конечных пользователей.
Особенно важным и актуальным нам представляется внедрение цифровых стандартов последнего поколения (4 уровень согласно Таблице 1) на производстве. Актуальность внедрения стандартов нового поколения подтверждается тенденциями мировой практики стандартизации: к примеру, с 2021 г. согласно условиям программы Европейской экономической комиссии все технические регламенты, стандарты, документы по оценке соответствия качеству должны быть переведены в цифровой формат. Была, кроме того, принята стратегия ИСО-2030, которая предполагает формирование международного смарт-стандарта. Смарт-стандарты разрабатываются ведущими международными организациями в
рассматриваемой нами области - ISO, CEN, MEC, CENELEC, DIN [8, c. 63].
Для того, чтобы простимулировать развитие цифровой стандартизации в стране, государство вводит различные стратегии и программы, ключевой из которых является программа «Цифровая экономика Российской Федерации». В контексте данной программы реализуются проекты по модернизации принципов нормативного регулирования цифровой среды, по формированию информационной инфраструктуры, по подготовке кадров, обладающих «цифровыми компетенциями». Программа, кроме того, подразумевает массовое внедрение смарт-стандартов на российских производственных предприятиях. К примеру, в ходе конференции «Машиночитаемые стандарты: перспективы применения в промышленности» была озвучена приоритетная цель по переводу нормативных документов Федерального информационного фонда стандартов в машиночитаемый формат. В последующем данная мера позволит создать архитектуру смарт-стандартизации в России.
Смарт-стандарты в промышленности выполняют следующие функции: (1) обеспечение соответствия уровня качеству и безопасности продукции на всех стадиях жизненного цикла; (2) автоматизированная проверка выполнения требований нормативной и проектной документации; (3) привязка продукции предприятий к кодам классификатора, регламентам, международным стандартам, к требованиям ведущих органов сертификации и испытательным лабораториям; (4) общее повышение эффективности производства [8, с. 64].
Цифровые стандарты, как отмечено выше, на сегодняшний день являются не только документами регламентирующего свойства, но и полноценным инструментом менеджмента. При этом бизнес-ориентированный подход в понимании цифровых стандартов, по нашему мнению, незаслуженно остается на периферии внимания исследователей и практиков (специалистов и руководителей).
Стандартизацию бизнес-процессов можно определить, вслед за А. Е. Махметовой, как «комплекс методов, инструментов и элементов структуры организации, обеспечивающий разработку, ввод в действие, контроль исполнения и своевременную отмену (исключение) нормативно-методических документов» [4, с. 67]. Цели цифровой стандартизации бизнес-процессов можно описать следующим образом (Таблица 2):
Таблица 2
Целевые функции имплементации цифрового стандарта в си-
Цель внедрения цифрового стандарта в систему бизнес-менеджмента Описание
Систематизация Упорядочивание процессов, происходящих на предприятии, исключение дублирования функций и процессов; распределение зон ответственности.
Эффективизация Повышение эффективности управления отделами и предприятием; повышение качества и скорости взаимодействия сотрудников, поставщиков и третьих лиц; повышение уровня продуктивности труда и улучшение трудовой дисциплины.
Контроль Мониторинг сроков и качества выполнения работ.
Реинжиниринг процессов Реструктуризация бизнеса.
Примечание: собственная разработка по материалам [4, с. 67]; [7, с. 347], [9, с. 5] и др.
Во многом цифровая стандартизация бизнес-процессов коррелирует с понятием «процессный подход в управлении». Процессный менеджмент позволяет представить функционирование и структуру компании в виде системы взаимосвязанных процессов. В его основе лежат регламенты - детальные описания каждого из процессов, позволяющие, во-первых, безошибочно и единообразно выполнять каждую рабочую задачу и, во-вторых, добиться всестороннего понимания выполняемых сотрудниками и руководителями действий. А. Е. Махметова и Г. В. Симонова отмечают, что до внедрения цифровых стандартов только 5% менеджеров «видят» свои процессы [4, с. 67]. Так, реализуя компоненты цифровой экономики, предприятия внедряют цифровые стандарты - описания процессов и систем, что в конечном итоге приводит к созданию так называемых «цифровых двойников» предприятия
- виртуальных аналогов «реальной» компании, изучая которые можно наглядно представлять обстановку по каждому из отделов [5, с. 419].
В заключение следует отметить: цифровые технологии стандартизации играют важную роль в современном информационном обществе, предоставляя средства для унификации и оптимизации процессов, обеспечивая совместимость и эффективное взаимодействие между различными системами и устройствами. Цифровые инструменты стандартизации позволяют существенно повысить эффективность производственных, коммуникационных и административных процессов. Стандартизированные цифровые процессы устраняют необходимость вручную настраивать и адаптировать системы, сокращая временные затраты и вероятность ошибок. В конечном итоге выгодополучателями цифровых стандартов выступают как сами предприятия, так государство, национальная экономика, население страны.
Литература
1. Ахметов, С. М. В цифровую реальность через профессиональные стандарты / С. М. Ахметов, А. А. Тарасенко, Л. А. Соколова, О. Г. Лызарь // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2020. - №3. - С. 56-60.
2. Емельянович, И. Государственные стандарты цифровой экономики / И. Емельянович // Наука и инновации. - 2016.
- №157. - С. 10-12.
3. Исраилова, Я. В. Особенности совершенствования учетно-аналитических технологий в условиях цифровизации экономики / Я. В. Исраилова, З. Р. Бакаева // ЕГИ. - 2020. - №5 (31). - С. 126-129.
4. Махметова, А.-Ж. Е. Стандартизация бизнес-процессов в СМК предприятий: практика применения 1Т-технологий / А.-Ж. Е. Махметова, Г. В. Симонова // Промышленность: экономика, управление, технологии. - 2017. - №3 (67). - С. 67-69.
5. Резник, Е. А. О цифровой стандартизации / Е. А. Резник // Инновации и инвестиции. - 2023. - №6. - С. 417-420.
6. Россинская, Е. Р. Стандартизация судебно-экспертной деятельности сквозь призму использования цифровых технологий / Е. Р. Россинская // Вестник экономической безопасности. - 2020. - №4. - С. 202-207.
7. Черненко, О. Б. Управление корпоративной культурой в условиях цифровизации экономики / О. Б. Черненко, О. С. Нестерова // Вестник Академии знаний. - 2022. - №3 (50). - С. 346-351.
8. Четыркина, Н. Ю. Перспективы применения смарт-стандартов на промышленном предприятии / Н. Ю. Четыркина, Е. Д. Стародубцева // Общество: политика, экономика, право.
- 2022. - №5 (106). - С. 60-65.
9. Юсупова, С. М. Регламентация труда в российских организациях в условиях цифровой экономики / С. М. Юсупова // Гуманитарный научный журнал. - 2022. - №2. - С. 3-14.
X X
о го А с.
X
го m
о
ю 00
2 О M
со
10. Ярцев, Д. И. Экономика стандартизации в цифровую эпоху и информационно-коммуникационные технологии на примере Британского института стандартов / Д. И. Ярцев, Н. А. Уткин, Д. Е. Намиот, В. П. Куприяновский // International Journal of Open Information Technologies. - 2016. - №6. - С. 1-9.
Digital standardization technologies Elagin Ph.N.
JEL classification: C01, C02, C1, C4, C5, C6, C8
The article is devoted to the modern stage of development of standardization. Standardization is the product of the official fixation of best management and production practices. The functions and goals of standards are defined, the prospects for the development of standardization in the context of the digital economy are considered. The author presents data on various industries in which digital standards can be applied: in the field of public administration, in the judiciary, in sports, in production, in financial and accounting activities, and so on. The periodization of the process of standards digitization is given. The role of digital standards in business management is analyzed. The relationship between the concepts of "process management", "digital twin" and "digital standard" is indicated.
Keywords: standard, standardization, smart standard, digitalization, digital economy, management
References
1. Akhmetov, S. M. Into digital reality through professional standards / S. M. Akhmetov,
A. A. Tarasenko, L. A. Sokolova, O. G. Lyzar // Physical culture, sport - science and practice. - 2020. - No. 3. - S. 56-60.
2. Emelyanovich, I. State standards of the digital economy / I. Emelyanovich // Science
and innovations. - 2016. - No. 157. - P. 10-12.
3. Israilova, Ya. V. Features of improving accounting and analytical technologies in the
context of digitalization of the economy / Ya. V. Israilova, Z. R. Bakaeva // EGI. -2020. - No. 5 (31). - S. 126-129.
4. Makhmetova, A.-Zh. E. Standardization of business processes in the QMS of
enterprises: the practice of applying IT technologies / A.-Zh. E. Makhmetova, G. V. Simonova // Industry: economics, management, technology. - 2017. - No. 3 (67). - S. 67-69.
5. Reznik, E. A. About digital standardization / E. A. Reznik // Innovations and
investments. - 2023. - No. 6. - S. 417-420.
6. Rossinskaya, E. R. Standardization of forensic activities through the prism of the
use of digital technologies / E. R. Rossinskaya // Bulletin of economic security. -2020. - No. 4. - S. 202-207.
7. Chernenko, O. B. Management of corporate culture in the conditions of digitalization
of the economy / O. B. Chernenko, O. S. Nesterova // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2022. - No. 3 (50). - S. 346-351.
8. Chetyrkina, N. Yu. Prospects for the use of smart standards at an industrial
enterprise / N. Yu. Chetyrkina, E. D. Starodubtseva // Society: politics, economics, law. - 2022. - No. 5 (106). - S. 60-65.
9. Yusupova, S. M. Labor regulation in Russian organizations in the digital economy /
S. M. Yusupova // Humanitarian scientific journal. - 2022. - No. 2. - P. 3-14.
10. Yartsev, D. I. Economics of standardization in the digital age and information and
communication technologies on the example of the British Standards Institute / D. I. Yartsev, N. A. Utkin, D. E. Namiot, V. P. Kupriyanovsky // International Journal of Open Information Technologies. - 2016. - No. 6. - S. 1-9.
CO CS
о
CS
со
о ш m
X
<
m о x
X