Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК МОТИВИРУЮЩИЙ ФАКТОР ИЗУЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ'

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК МОТИВИРУЮЩИЙ ФАКТОР ИЗУЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

108
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Эффективность обучения / мотивация учения / традиционные методы обучения / компьютерные технологии / информационно-образовательные технологии / дидактические принципы обучения. / Learning efficiency / teaching motivation / traditional teaching methods / computer technologies / information and educational technologies / didactic principles of teaching.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шулепина Татьяна Ивановна, Львова Галина Николаевна

Целью статьи является анализ изучения факторов повышения эффективности обучения, повышение информационной емкости содержания образования, развитие навыков учебного труда, использование компьютеров и других новых технологических средств и на этой основе развитие у студентов усиления мотивации учения, возбуждение познавательного интереса в усвоении главного в учебном материале, приобретение устойчивых познавательных интересов. Основное внимание в работе авторы концентрируют на поиске эффективных методов обучения, в которых подача учебного материала будет активизировать учебно-познавательную деятельность студентов, стимулируя их учение и развивать мотивацию к обучению. Основное внимание уделено особенностям подготовки специалистов экономических специальностей в рамках реализации программы «Цифровая экономика». Авторы раскрывают предпосылки расширения технологии цифрового обучения в Рязанском регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шулепина Татьяна Ивановна, Львова Галина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TECHNOLOGIES AS A MOTIVATING FACTOR FOR STUDYING ECONOMIC DISCIPLINES IN PROFESSIONAL TRAINING

The purpose of the article is to analyze the study of the factors of increasing the effectiveness of teaching, increasing the information capacity of the educational content, developing the skills of educational work, using computers and other new technological means, and on this basis developing students ' increased motivation for learning, arousing cognitive interest in learning the main thing in the educational material, acquiring stable cognitive interests. The authors focus on the search for effective teaching methods in which the presentation of educational material will activate the educational and cognitive activity of students, stimulating their learning and developing motivation for learning. The main attention is paid to the peculiarities of training specialists in economic specialties within the framework of the "Digital Economy"program. The authors reveal the prerequisites for the expansion of digital learning technology in the Ryazan region.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК МОТИВИРУЮЩИЙ ФАКТОР ИЗУЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ»

VМеждународная научно-практическая конференция

7. Уварина, Н.В. Профессиональное образование: методология, технологии, практика: сборник научных статей / Н.В. Уварина; под ред. В.В. Садырина. - Челябинск: Изд-во ЗАО «Цицеро», Челяб. гос. пед. ун-т, 2016. -Выпуск 9. - 212 с. - С. 47-54. ISBN 978-5-91283-715-9

© М.В. Колесников, 2021

УДК 378.1

Шулепина Татьяна Ивановна Shulepina Tatyana Ivanovna

кандидат экономических наук, доцент

доцент кафедры, candidate of economic sciences, associate professor, associate professor of the Department Львова Галина Николаевна L'vova Galina Nikolaevna старший преподаватель senior lecturer

Московский университет имени С.Ю. Витте

филиал в г. Рязани Finance Moscow University named S. U. Vitte a branch in the city of Ryazan

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК МОТИВИРУЮЩИИ ФАКТОР ИЗУЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ подготовке

«Инновационные аспекты развития науки и техники»

DIGITAL TECHNOLOGIES AS A MOTIVATING FACTOR FOR STUDYING ECONOMIC DISCIPLINES IN PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация. Целью статьи является анализ изучения факторов повышения эффективности обучения, повышение информационной емкости содержания образования, развитие навыков учебного труда, использование компьютеров и других новых технологических средств и на этой основе развитие у студентов усиления мотивации учения, возбуждение познавательного интереса в усвоении главного в учебном материале, приобретение устойчивых познавательных интересов. Основное внимание в работе авторы концентрируют на поиске эффективных методов обучения, в которых подача учебного материала будет активизировать учебно-познавательную деятельность студентов, стимулируя их учение и развивать мотивацию к обучению. Основное внимание уделено особенностям подготовки специалистов экономических специальностей в рамках реализации программы «Цифровая экономика». Авторы раскрывают предпосылки расширения технологии цифрового обучения в Рязанском регионе.

Abstract. The purpose of the article is to analyze the study of the factors of increasing the effectiveness of teaching, increasing the information capacity of the educational content, developing the skills of educational work, using computers and other new technological means, and on this basis developing students ' increased motivation for learning, arousing cognitive interest in learning the main thing in the educational material, acquiring stable cognitive interests. The authors focus on the search for effective teaching methods in which the presentation of educational material will activate the educational and cognitive activity of students, stimulating their learning and developing motivation for learning. The main attention is paid to the peculiarities of training specialists in economic specialties within the framework of the "Digital Economy"program. The authors reveal the prerequisites for the expansion of digital learning technology in the Ryazan region.

Ключевые слова. Эффективность обучения, мотивация учения, традиционные методы обучения, компьютерные технологии, информационно-образовательные технологии, дидактические принципы обучения.

Keywords.Learning efficiency, teaching motivation, traditional teaching methods, computer technologies, information and educational technologies, didactic principles of teaching.

В современном мире, быстро проникая во все области деятельности человека, отрасль информационных и коммуникационных технологий

VМеждународная научно-практическая конференция становится одной из самых значимых по степени воздействия на социальную

сферу, экономику и статус нашей страны в мировом сообществе.

Для новой экономики важны новое содержание и формы образования.

Задача номер один, научиться распознавать качественные образовательные

программы и поддержать тех, кто уже подключился к формированию

востребованных в цифровой экономике компетенций и развитию цифровой

грамотности населения. [5]

Следующая задача - трансляция лучших практик остальным участникам

глобального рынка образования. Наращивание и распространение

образовательного контента повышают вовлеченность людей в образование.

Подготовка высококвалифицированных кадров в сфере экономики всегда

была важной задачей для государства. Экономическая составляющая возросла в

период перехода нашей страны на рыночную систему. В условиях возрастающей

конкуренции, как на внутреннем, так и на внешнем рынках,

высококвалифицированный экономист становится общественно значимым

специалистом, действуя в рамках своих компетенций.

Современные реалии внедрения новых технологий в процесс обучения

экономических дисциплин, ставят перед педагогами непростую задачу -

пересмотреть сам подход образовательного процесса, актуализировать тематику,

найти рациональное «новое зерно», которое повысит эффективность обучения,

при этом сохраняя мотивацию к учебе у студентов. Усиление мотивации учения,

на наш взгляд, является наиважнейшим стимулом к изучению той или иной

дисциплины. И если у студента во время обучения в вузе сформируется интерес

к познанию новых знаний, например, в области экономики, значит, есть

вероятность, что из него получится в будущем квалифицированный специалист.

Еще В.А..Сухомлинский писал: «Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять,

выпествовать в каждом ученике его неповторимый индивидуальный талант -

значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческих

достоинств».

«Инновационные аспекты развития науки и техники» Технологии цифрового обучения наиболее активно применяются в Высших учебных заведениях Рязанской области. Но, в настоящее время, Университеты теряют монополию на подготовку кадров, коммерческие компании все активнее нанимают перспективных сотрудников и принимают на себя функции по их обучению и, при необходимости, переподготовке.

Рассмотрим динамику численности занятых в экономике региона по уровню образования.

Таблица 1. Распределение численности занятых в экономике

Рязанской области по уровню образования

Занято в Всего Высшее Среднее Основное Не имеют основного

экономике, всего общее общего

2017 г 100 63,8 24,9 10,5 0,8

2018 г 100 64,2 25,1 10,1 0,6

2019 г 100 64,9 25,7 8,9 0,5

Мужчины

2017 г 100 59,4 28,4 11,3 0,9

2018 г 100 59,6 30,2 9,6 0,6

2019 г 100 60,1 31,5 8 0,4

Женщины

2017 г 100 60,9 29,6 8,8 0,7

2018 г 100 62,3 30,1 7,2 0,4

2019 г 100 64,1 29,3 6,4 0,2

Как видно из представленных выше данных, ежегодно происходит увеличение численности занятых в экономике с высшим образованием.

Ограничения и узкая направленность программ подготовки экономистов ведут к появлению на рынке труда узкоспециализированных кадров. [2]

Для выработки эффективных методов в области изучения экономических дисциплин, авторы, прежде всего, попытались обобщить результаты научных исследований и опыта творчески работающих педагогов, педагогов-новаторов, с тем, чтобы изучив их подходы к образовательному процессу найти эффективный баланс традиционных методов обучения и новейших компьютерных технологий.

На наш взгляд, есть опасение того, что с внедрением процессов цифровизации, наступательного онлайн - обучения, возникает уход от «классических» живых общений преподавателя и студента. Этот перекос в образовательном процессе может в целом негативно отразится на таких

VМеждународная научно-практическая конференция основных факторах обучения как, например, развитие навыков учебного труда, повышение целенаправленности обучения и усиление мотивации обучения. Нельзя допустить, чтобы в условиях лавинообразного получения научной информации путем интернет-ресурсов и онлайн-обучения, тенденция подачи материала по принципу живого общения «преподаватель - студент» уходила на второстепенные позиции.

По поводу роли преподавателя, его живого общения с обучающемся очень наглядно писал К.Д. Ушинский - «Ни один наставник не должен забывать, что его наиглавнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду, и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета».

Человеческий, личностный фактор является решающим в любой сфере жизни, а тем более в обучении и воспитании молодежи. Роль личности педагога в повышении эффективности обучения является наиважнейшей задачей при любых подходах к образовательному процессу.

На учебных занятиях со студентами, преподавателю необходимо знакомить их с новейшими технологиями современного производства (роботизация, компьютеризация учетных задач и др.).

Наряду с классическими методами преподавания в практике изучения экономических дисциплин наиболее эффективными ИКТ являются:

- использование мультимедийного проектора, например, звук, графика, видео и другие, которые позволяют за счет эмоциональной насыщенности повысить познавательную активность;

- для творческой активности можно использовать обычный ПК для моделирования методов различных проектов, ребусов, сканвордов, кроссвордов и др., которые активизируют самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность студентов;

- применение компьютерного тестирования, используя разной сложности тестовые задания;

«Инновационные аспекты развития науки и техники»

- использование дистанционного обучения в системе с открытым исходным кодом Moodle, где хранятся электронные учебные материалы. С помощью этой системы можно двигаться по материалу в собственном темпе из любого места, где есть Интернет. Этот электронный формат позволяет поддерживать обмен файлами любых форматов, как между преподавателем и студентом, так и между студентами;

- использование интерактивной доски. С ее помощью можно активно вовлекать обучающихся в процесс освоения материала, повышать мотивацию и внимание к процессу обучения;

- использование разнообразных компьютерных учебных игр и программ таких как: Power Point, Windows Movi Maker, Studio, которые улучшают темп и течение занятий;

- применением ИКТ на занятиях по экономическим дисциплинам с помощью прослушивания аудиозаписей. [4]

Первоочередными задачами при подготовке студентов экономических специальностей являются:

- Формирование перечня ИКТ компетенций для выпускников экономических специальностей;

- Формирование перечня ИКТ компетенций (базового, среднего уровня) для преподавателей;

- Подготовка дистанционных курсов и модулей микрообучения для преподавателей;

- Разработка модулей дополнительного обучения для студентов с целью развития их ИКТ компетенций (дистанционно, в рамках СР). [3]

Согласно основным показателям использования информационных и коммуникационных технологий в организациях Рязанской области у населения и в компаниях наличие персональных компьютеров неуклонно растет.

Интернет все глубже проникает в основы повседневной жизнедеятельности, меняет поведение, делает человечество все более зависимым от интернет-коммуникаций.

VМеждународная научно-практическая конференция

Цифровая грамотность студентов включает следующие компоненты:

- цифровые компетенции (поиск информации, использование цифровых устройств, финансовые операции, он-лайн покупки, использование информационных систем, использование интернет-сервисов и услуг, критическое восприятие информации, производство мультимедийного контента и др.)

- цифровое потребление, (фиксированный интернет, мобильный интернет, интернет СМИ, социальные сети, дистанционное обучение, Госуслуги, облачные технологии, цифровые устройства)

- цифровая безопасность (защита персональных данных, надежные пароли, легальный контент, культура поведения в сети, репутация, резервирование данных. [1]

Для подготовки высококвалифицированных экономистов необходимо:

- Повышение цифровой компетентности выпускников;

- Обеспечение цифровой грамотности преподавателей до уровня грамотного пользователя;

- Дальнейшее внедрение в учебный процесс и самостоятельную работу студентов ИКТ технологий.

Студентам нелегко разобраться в большом объеме и разнообразии Интернет-ресурсов, а цифровая среда значительно увеличивает объем потенциальных источников знаний. Сложно научиться сравнивать, выявлять противоречия в информации. Также следует отметить, что компьютер-это не полноценная альтернатива учителю, а лишь его помощник.

Создание новых знаний - основная задача всех основных видов грамотности.

Для того чтобы студенты помимо теоретических основ познавали и прикладной характер экономических дисциплин, необходимо сбалансированное использование ИКТ методов и методов традиционного обучения.

Библиографический список:

«Инновационные аспекты развития науки и техники»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Аракелян С. Цифровая экономика: стратегии развития и новые технологии - достижения, риски, угрозы // Экономист. - 2018. - N0 3. - С. 52-72.

2. Гравшина И.Н., Денисова Н.И. Состояние и перспективы развития Рязанского региона // Сборник Потенциал роста современной экономики: возможности, риски, стратегии. Материалы V международной научно-практической конференции. Под редакцией А.В. Семенова, М.Я. Парфеновой, Л.Г. Руденко. - 2018. С. 187-191.

3. Егоренко С. Н. Официальная статистика в условиях формирования цифровой экономики в Российской Федерации // Вопросы статистики. - 2018. -Т. 25, N 10. - С. 3 - 6.

4. Львова Г.Н. Аспекты подготовки кадров в условиях цифровой экономики// Сборник Образование в цифровую эпоху. сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов, докторантов и заинтересованных лиц. 2019. С. 50-52.

5. Шулепина Т.И. Использование внутренних побудительных мотивов студентов при изучении экономики и финансов// Сборник Актуальные вопросы экономики, права и образования в XXI веке. Материалы III Международной научно-практической конференции. 2017. С. 182-190.

УДК: 372.881.111.1

Мацкевич Ксения Олеговна Matskevich Ksenia Olegovna

старший преподаватель senior lecturer

Муромский институт (филиал) федерального государственного бюджетного

образовательного учреждения высшего образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

Murom Institute (branch)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.