Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОД НОВЫЕ РЕАЛИИ БИЗНЕСА'

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОД НОВЫЕ РЕАЛИИ БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
466
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ИННОВАЦИИ / ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Распутин Александр Анатольевич, Боркова Елена Аркадьевна

В статье рассматриваются вопросы, связанные с цифровой трансформацией как процессом использования цифровых технологий для преобразования существующих традиционных и нецифровых бизнес-процессов и услуг или создания новых в соответствии с развивающимся рынком и ожиданиями клиентов, что полностью меняет способ управления и ведения бизнеса, а также то, как ценность доставляется клиентам. По мере развития технологий должен развиваться и бизнес. Хотя каждая инициатива цифровой трансформации преследует свои конкретные цели, основная цель любой цифровой трансформации - улучшить положение на рынке. Цифровая трансформация важна, потому что компании должны развиваться, чтобы оставаться конкурентоспособными в своей отрасли. Авторами рассматриваются также вопросы, связанные с изменениями основных приоритетов малого и среднего предпринимательства и государства в эпоху цифровой трансформации, а также проблемы, связанные с обеспечением достижения национальных целей и устойчивым развитием бизнеса с применением инструментов цифровой трансформации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TECHNOLOGIES AND DIGITAL TRANSFORMATION FOR NEW BUSINESS REALITIES

The article examines issues related to digital transformation as a process of using digital technologies to transform existing traditional and non-digital business processes and services or create new ones in accordance with an emerging market and customer expectations, which completely changes the way of managing and conducting business, as well as how value is delivered to customers. As technology advances, so does business. Now, we are not talking about enterprises that have decided to transform; it's more about deciding how to transform. While each digital transformation initiative has its own specific goals, the primary goal of any digital transformation is to improve its market position. Digital transformation is important because companies must evolve to stay competitive in their industry. The authors also consider issues related to changes in the main priorities of SMEs and the state in the era of digital transformation, as well as problems associated with ensuring the achievement of national goals and sustainable business development using tools for digital transformation of SMEs and the set of knowledge that business needs today to be competitive tomorrow.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОД НОВЫЕ РЕАЛИИ БИЗНЕСА»

Распутин А.А., Боркова Е.А.

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОД НОВЫЕ РЕАЛИИ БИЗНЕСА

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с цифровой трансформацией как процессом использования цифровых технологий для преобразования существующих традиционных и нецифровых бизнес-процессов и услуг или создания новых в соответствии с развивающимся рынком и ожиданиями клиентов, что полностью меняет способ управления и ведения бизнеса, а также то, как ценность доставляется клиентам. По мере развития технологий должен развиваться и бизнес. Хотя каждая инициатива цифровой трансформации преследует свои конкретные цели, основная цель любой цифровой трансформации - улучшить положение на рынке. Цифровая трансформация важна, потому что компании должны развиваться, чтобы оставаться конкурентоспособными в своей отрасли. Авторами рассматриваются также вопросы, связанные с изменениями основных приоритетов малого и среднего предпринимательства и государства в эпоху цифровой трансформации, а также проблемы, связанные с обеспечением достижения национальных целей и устойчивым развитием бизнеса с применением инструментов цифровой трансформации.

Ключевые слова. Устойчивое развитие, цифровые технологии, цифровая трансформация, инновации, цифровые платформы.

Rasputin A.A., Borkova E.A.

DIGITAL TECHNOLOGIES AND DIGITAL TRANSFORMATION FOR NEW BUSINESS REALITIES

Abstract. The article examines issues related to digital transformation as a process of using digital technologies to transform existing traditional and non-digital business processes and services or create new ones in accordance with an emerging market and customer expectations, which completely changes the way of managing and conducting business, as well as how value is delivered to customers. As technology advances, so does business. Now, we are not talking about enterprises that have decided to transform; it's more about deciding how to transform. While each digital transformation initiative has its own specific goals, the primary goal of any digital transformation is to improve its market position. Digital transformation is important because companies must evolve to stay competitive in their industry. The authors also consider issues related to changes in the main priorities of SMEs and the state in the era of digital transformation, as well as problems associated with ensuring the achievement of national goals and sustainable business development using tools for digital transformation of SMEs and the set of knowledge that business needs today to be competitive tomorrow.

Keywords. Sustainable development, digital technologies, digital transformation, innovation, digital platforms.

ГРНТИ 06.39.27

© Распутин А.А., Боркова Е.А., 2021

Александр Анатольевич Распутин - кандидат экономических наук, профессор кафедры теоретической и прикладной экономики Сибирского университета потребительской кооперации (г. Новосибирск). Елена Аркадьевна Боркова - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Контактные данные для связи с авторами (Боркова Е.А.): 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: +7 911 141-41-43. Е-mail: e.borkova@mail.ru. Статья поступила в редакцию 05.07.2021.

Введение

Цифровая экономика - это экономика, основанная на данных. Экономика, которая способна выстраивать новый характер отношений между людьми и организациями, являясь существенно эффективнее чем та экономика, в которой мы жили до сих пор. В последние годы разворачивается очередная волна трансформации моделей деятельности в бизнесе и социальной сфере, вызванная появлением цифровых технологий нового поколения. Благодаря появлению новых технологий мы можем позволить себе выстраивать более эффективные взаимоотношения, например, когда нам сегодня нужно найти ресторан, мы можем сообщить о своем местоположении, можем дать доступ к профилю наших предпочтений, можем объединить это с данными о близлежащих ресторанах на карте и таким образом получить индивидуальное предложение на основе обработки этих разных данных и получить идеальное для себя предложение.

Умение обращаться с цифровыми данными, умение комбинировать их, именно это будет определять характер отношений во всех сферах деятельности от сферы бытовых услуг до образования и здравоохранения, а также и в других секторах экономики. Благодаря наличию объективных данных, первичных данных можно принимать более эффективные управленческие решения, скорость которых увеличивается в несколько раз, а также благодаря цифровым технологиям исключается человеческий фактор из принятия рутинных решений, благодаря чему снижается количество ошибок. Таким образом, сегодня стало возможным предоставление персонализированных услуг и сервисов, при которых производитель и потребитель могут вести диалог с друг другом без посредников, существенно снижая при этом затраты.

Материалы и методы

Цифровая трансформация охватила в экономике все бизнес-процессы - от документооборота до возможности заказа доставки или оформления покупки товара или услуги в один клик. Цифровые технологии повсюду; от оцифровки (процесс преобразования аналоговой информации в цифровые данные) до цифровой трансформации (решение проблем с помощью цифровых технологий). Под влиянием индустрии консалтинга методология цифровизации и цифровой трансформации уже почти стандартизирована: когда дело доходит до цифровизации, существует много инструментов (для перехода от аналогового к цифровому на определенных этапах). Что касается цифровой трансформации, сегодня существуют стандартные процессы для изменения бизнес-моделей с аналогово-ориентированного подхода на цифровой подход [1].

Многие из этих инструментов и процессов окружены своего рода новаторским ореолом, созданным теми, кто продает эти процессы как продукты. Тем не менее, довольно распространенная ошибка - думать, что изменение подхода к ведению бизнеса (с аналогового на цифровой) будет достаточным, чтобы сделать компанию конкурентоспособной в будущем. Развитие и цифровизация ИТ, а также цифровая трансформация - это процессы, которые позволяют заложить основу для инноваций в бизнесе [2]. Часто компании склонны рассматривать цифровые стратегии не как основу для создания новой инновационной стратегии, а смешивают цифровые инновации с бизнес-инновациями. Одна из причин заключается в том, что менеджеры считают, что после цифровой трансформации инновационные решения компании будут появляться ежедневно.

Бизнес-инновации не имеют четких шагов или этапов; это постоянный процесс переосмысления, создания и реализации; включая фундаментальные вопросы и трудные решения: должны ли мы переосмыслить нашу бизнес-модель, наши продукты и нашу клиентскую базу, есть ли у нас подходящие продукты чтобы достичь того к чему стремимся, должны ли мы инвестировать в создание новых продуктов, как на новый продукт отреагирует рынок, должны ли мы внедрять новое, как сработало внедрение, как реагировать на отзывы рынка и, наконец, должны ли мы переосмыслить нашу бизнес-модель, продукты, клиентскую базу и стратегию компании [3].

Для того, чтобы задавать правильные вопросы и принимать обоснованные решения, цифровые инструменты и аналитика данных, несомненно, призваны помочь в разрешение многих вопросов. Но мэйнфрейм и важнейшая часть каждого инновационного процесса - это инновационная культура компании. Как указал П. Друкер, «культура съедает стратегию на завтрак» (culture eats strategy for breakfast) [4]. Компания должна быть инновационной как организация, а не только в том, как она использует технологии. При разработке инновационной стратегии (на основе данных или без нее) человеческий фактор (культура) по-прежнему остается наиболее влиятельным.

Есть довольно известный пример попытки Microsoft трансформировать вполне приемлемый настольный продукт (Windows Desktop) на мобильные устройства (Windows Mobile). Несмотря на высочайшие технические стандарты и четкую стратегию трансформации, они потерпели неудачу на рынке, потому что другая компания изобрела продукт с улучшенным пользовательским интерфейсом, адаптированный для мобильных устройств (Google Android). Microsoft не удалось преобразовать продукт-маяк (Windows), в то время как компания проникла на рынок с совершенно новой линейкой продуктов для облачных сервисов (Microsoft Cloud Services). Даже инновационные компании могут потерпеть неудачу [5].

Результаты и обсуждение

Онлайн-платформы изменили индустрию продаж и создали новые стандарты для покупок (Amazon), прослушивания музыки (Spotify, iTunes), телевидения (Netflix), транспорта (Uber) и жилья (Airbnb). Компании, чьи бизнес-модели основаны на цифровых платформах, быстро растут, поскольку они базируются на принципах цифровых сетей, в которых открытость и охват являются основными элементами. Однако цифровые платформы позволяют не только производить инновации в сфере продаж, но и предлагать инновации в сфере услуг и продуктов. Сегодня компаниям важно связать существующие продукты с онлайн-платформами и сервисами данных для разработки инноваций и новых бизнес-моделей.

Крупные компании, которые встраивают свои предложения в общую интеллектуальную экосистему, сочетающую продажи через платформы, анализ больших данных и искусственный интеллект (с точки зрения клиентского опыта), создают впечатляющую ценность. Мелкие и средние производители используют SD-печать в производственном процессе и при взаимодействии с клиентами. 3D-печать создала новый интерфейс между цифровым и аналоговым, а также между производителем и потребителем. Существуют бесконечные возможности для создания прототипов, настройки производства и взаимодействия с клиентами.

Качество данных и их анализ имеют ключевое значение: сегодня инновации требуют доступа к данным, инфраструктуре, хорошему качеству данных и системам, которые снижают сложность взаимодействия с данными [6]. Искусственный интеллект и самообучение становятся все более важными и ключевыми межсекторальными технологиями для инноваций. Несмотря на технические разработки, ключевым фактором успеха по-прежнему является и будет применение новых тенденций и технологий в компании и ее бизнес-модели [7]. В конце концов, человеческое творчество и качество приложений имеют решающее значение для будущего сегодняшних компаний.

Доступ к данным для разработки приложений имеет фундаментальное значение для развития возможностей в экономике, основанной на данных. Например, Канада имеет значительную свободу действий в политике, учитывая ее контроль над данными, генерируемыми при выполнении функций управления государственным сектором, способность устанавливать нормативные условия для использования данных, генерируемых в канадском публичном пространстве [8, 9] и право собственности на данные, полученные в ходе государственных закупок. Эти информационные активы можно использовать для целей внутренней промышленной политики и для создания портфелей интеллектуальной собственности, связанных с данными. Кроме того, необходимы государственные патентные фонды, чтобы оградить инновационные фирмы от хищничества в сфере искусственного интеллекта / машинного обучения, где идет гонка вооружений в сфере интеллектуальной собственности.

Один из возможных механизмов - это доверие к данным [10]. Эта концепция предполагает создание посредников с фидуциарными обязанностями перед своими «хранителями» данных и с соблюдением строгих обязательств по раскрытию информации и управлению, которые обеспечивают контроль конфиденциальности, но позволяют агрегирование на подходящей анонимной основе для коммерческого использования. Ряд таких организаций, действующих на глобальном уровне, могут предоставлять фирмам доступ к действительно большим данным на платной основе, одновременно обеспечивая дивиденды вкладчикам данных на основе их комиссионных доходов. Коммерческие банки выполняют такую функцию агрегирования сбережений домашних хозяйств, позволяя им стимулировать промышленное развитие. Нормативно-правовая база для таких организаций, несущих фидуциарные обязанности перед своими клиентами, хорошо развита.

Международные операции, имеющие наибольшее значение в экономике, основанной на данных, связаны с прямыми иностранными инвестициями (ПИИ) в поисках технологий. В индустриальную эпоху приток ПИИ был связан с притоком знаний, внедрением передовых методов управления и увеличением НИОКР. Это отразило тот факт, что фирмы, способные инвестировать за границу, как правило, являются доминирующими и наиболее продвинутыми фирмами у себя дома [11]. Однако в экономике, основанной на знаниях и данных, внутренние инвестиции чаще связаны с извлечением знаний и перемещением активов ИС, генерируемых НИОКР за границу; более того, это может даже включать в себя утечку квалифицированного персонала, генерирующего капитал знаний [12].

Вытеснение активов знаний из исследовательского центра - особенно ключевого персонала - имеет негативные последствия, поскольку сокращает распространение знаний внутри региона. Эта потеря, которая создает основу для политического государственного вмешательства. Основываясь на традиционных экономических аргументах в отношении внешних эффектов, вмешательство государственной политики будет оправданным, если присвоенная частная прибыль отдельной начинающей фирме от продажи иностранной фирме не отражает (положительных) внешних эффектов, которые проявляются в присутствии новой фирмы в данной конкретной компании. В случаях, когда имеет место чистый, некомпенсированный отток богатства из страны, общественный интерес к сделке выходит за рамки частного интереса.

Власти во всем мире осознали, что извлечение технологий может быть пагубным для их страны, и начали применять новый фильтр государственной политики для выявления внутренних прямых иностранных инвестиций, ориентированных на технологии, в частности, в тех случаях, когда приток прямых иностранных инвестиций осуществляется государственным предприятием или связанными с ним технологии, утечка которых может иметь последствия для экономической безопасности. Аспект безопасности внутренних инвестиций был отмечен Канадой, например, когда она отклонила заявку China Communications Construction Company Ltd. International на приобретение канадской Aecon. Такой фильтр сегодня стал применяться более широко, учитывая тенденции в экономике, основанной на знаниях и данных, для получения международной ренты посредством стратегической торговой и инвестиционной политики. В частности, такого рода угрозы являются частью нарастающих торговых войн между США и Китаем.

В экономике, основанной на данных, стратегия создания богатства - это внешние инвестиции, ориентированные на технологии, а не поощрение и субсидирование внутренних инвестиций. Ключевые активы - это не крупные зрелые компании, а молодые, быстрорастущие стартапы. Сегодня инновации в цифровой экономике - это процесс принятия решений, принимаемый людьми и устанавливаемый цифровыми системами. При поиске менеджеров по цифровой трансформации компании, как правило, ищут ИТ-экспертов, но во многих случаях требуется гораздо больше опыта и организационных требований, которые следует учитывать при выборе менеджеров в сложной области цифровых инноваций и трансформации. Как упоминалось ранее, культура имеет ключевое значение. Менеджеры по инновациям должны способствовать созданию благоприятных условий для всех участников, а также их задачей является создание и систематическое развитие инновационных экосистем в компании, формирование культуры сотрудничества между ИТ, производством и менеджментом [13].

При этом они должны уметь действовать инклюзивно, имея в виду, что сотрудничество важнее, чем единичный опыт. Управлять инновациями, исследованиями и разработками в качестве лидера инноваций означает быть инклюзивным и решительным. Менеджеры по инновациям и трансформации должны четко осознавать важность расходов на НИОКР. Несмотря на то, что менеджеры по инновациям во многих случаях по определению являются ИТ-специалистами широкого профиля, непрерывное обучение финансовым, цифровым и социальным навыкам является ключевым фактором для компаний при создании и поддержания позитивной инновационной культуры.

Управление инновациями сопряжено с множеством проблем, одна из которых - выбор между радикальными и умеренными изменениями. Радикальные инновации рождаются в совершенно новых продуктах и процессах, которые требуют новых знаний и удовлетворяют потребности новых клиентов и развивающихся рынков. Инкрементальные инновации, предполагающие постепенное улучшение ранее существовавших продуктов и процессов, не требуют новых знаний и направлены на удовлетворение текущих клиентов и рынков за счет улучшенных конструкций, продуктов, и услуги. С одной стороны,

поэтапный подход к инновациям легче, чем радикальный подход, поскольку он подразумевает меньший риск и неопределенность. И наоборот, это означает более высокий риск застоя.

Следовательно, управление сбалансированными инновациями является ключевой задачей для обеспечения конкурентоспособности компании. Следует помнить, что «стартапы знают о разрушительной силе того, что они просто немного ближе к запросам и желаниям клиентов». И не забывать, что сегодня инновации - это процесс принятия решений, принимаемый людьми и устанавливаемый цифровыми системами, при разработке которых человеческий фактор по-прежнему имеет наибольшее значение. Цифровые экосистемы в России

На заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам Президент РФ отметил, что для цифровизации, поддержки компаний-разработчиков цифровых технологий и программного обеспечения нужно создавать условия, он призвал действовать решительнее: «Если мы будем сидеть на одном месте ровно, вокруг нас так и будет болото хлюпать» [14]. Отрасли экономики должны достичь цифровой зрелости, но для этого необходимо почти все население - 97% домохозяйств страны -подключить к интернету, требуется применение нового подхода к цифровизации экономики с предоставлением налоговых льгот работающим в этой сфере компаниям, уменьшение административной нагрузки и внедрение технологий искусственного интеллекта.

Цифровые технологии настолько быстро идут вперед, что нуждаются в определении ориентиров буквально на каждый год, а может, ещё и чаще. Так как уже на май 2020 года были нарушены сроки реализации магистральных проектов, среди которых - развитие сетей связи 5G, создание государственной единой облачной платформы, типового автоматизированного рабочего места госслужащего, венчурного фонда поддержки образовательных проектов и др. Из 231 запланированного результата нацпрограммы в первом квартале 2020 года достигнуто было в полной мере только 6. Около 150 находятся в работе с разной степенью отклонений от запланированных сроков, а 66 признаны невыполненными, это почти 30% от общего количества.

Но некоторые сдвиги все же есть. Так, в начале апреля 2021 года стало известно о разработанной Правительством РФ концепции регулирования цифровых экосистем. Этот документ Минцифры России направило ИТ-ассоциациям для подготовки замечаний. Концепция готовится по поручению Президента РФ от 27 января 2021 года. В ней предлагается ввести в законодательство определения «экосистема» и «цифровая платформа». Также документ содержит общие положения о необходимости стимулирования поэтапной трансформации цифровых сервисов в сторону цифровых платформ и рынка экосистем. Проект описывает такие направления регулирования, как госинвестиции в развитие цифровых платформ, координация стратегий крупных цифровых платформ, принципы налогообложения экосистем, а также порядок их слияний и поглощений. Заключение

Таким образом, инновации в цифровые решения всегда должны быть результатом сотрудничества людей, бизнеса и государства, рассматривающих проблемы и решения с разных сторон. Чтобы решить как можно больше проблем, включить как можно больше данных, внедрить ноу-хау и опыт, новаторы должны систематически использовать цифровые формы совместной работы, включая знания пользователей о проблемах и решениях. Менеджеры по инновациям должны помнить о разнообразии заинтересованных сторон, которым потребуются инновационные решения. В конце концов, клиенты покупают продукты и услуги, которые им больше всего нравятся. Крупные компании никогда не должны недооценивать силу инноваций.

На глобальном рынке фирмы должны иметь возможность выявлять новые возможности и переконфигурировать технологии и компетенции для достижения устойчивого конкурентного преимущества. Обострение глобального соперничества и быстрое увеличение скорости изменений в различных бизнес-средах означают, что компаниям необходимо поощрять инновации как средство выживания и роста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Hanschitz G., Campbell D.F.J. Innovation Eats Transformation: Leading Innovation, Digital Transformation, and

the Importance of Culture. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://doi.org/10.1007/978-3-319-15347-

6_200093 (дата обращения 22.06.2021).

2. Боркова Е.А., Борискина Е.В., Глазкова А.О. Уровень цифровизации экономики стран Европейского союза и Российской Федерации // Вопросы инновационной экономики. 2019. Т. 9. № 3. С. 709-720.

3. Боркова Е.А., Осипова К.А., Светловидова Е.В., Фролова Е.В. Цифровизация экономики на примере банковской системы // Креативная экономика. 2019. Том 13. № 6. С. 1153-1162.

4. Пещера А. Культура ест стратегию на завтрак. Так что на обед? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.forbes.com/sites/andrewcave/2017/11/09/culture-eats-strategy-for-breakfast-so-whats-for-lunch/#daceaa87e0fc (дата обращения 02.07.2021).

5. Гейтс Б. «Самая большая ошибка» в Microsoft - позволить Android побеждать в мобильных устройствах. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cnbc.com/2019/06/24/bill-gates-why-microsoft-missed-mobile-and-let-android-get-ahead.html (дата обращения 22.06.2021).

6. Плотников В.А. Перспективы трансформации социально-экономической системы под воздействием цифровизации // Современное состояние экономических систем: экономика и управление. Сборник научных трудов II Международной научной конференции. Тверь, 2020. С. 6-11.

7. Schwertner K. Digital transformation of business. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.uni-sz.bg/tsj/TJS_Suppl.1_Vol.15_2017/65.pdf (дата обращения 19.06.2021).

8. Wylie B. Open Data Endgame: Countering the Digital Consensus. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.cigionline.org/publications/open-data-endgame-countering-digital-consensus (дата обращения 01.07.2021).

9. Girard M. Safeguarding Public Data Captured in Public Spaces through Standardization. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.cigionline.org/publications/safeguarding-big-data-captured-public-spaces-through-standardi-zation (дата обращения 29.06.2021).

10. McDonald S. Reclaiming Data Trusts. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.cigionline.org/articles/rec-laiming-data-trusts (дата обращения 02.07.2021).

11. Селищева Т.А., Ануфриева Д.В. Цифровые инновационные технологии как фактор развития в условиях гиперконкуренции // Евразийский процесс и цифровая трансформация хозяйственных систем. Сборник научных статей по итогам научно-исследовательской конференции профессорско-преподавательского состава факультета экономики и финансов СПбГЭУ. СПб., 2019. С. 141-145.

12. Погосян А.Э., Кормилицын К.О., Боркова Е.А. Формирование привлекательности рабочих мест в условиях цифровой экономики// Креативная экономика. 2020. Т. 14. № 7. С. 1311-1324.

13. Stevens D. Digital transformation was phase one. Service transformation is phase two. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cio.com.au/article/666750/digital-transformation-phase-one-service-transformation-phase-two (дата обращения 22.06.2021).

14. Финансирование национального проекта Цифровая экономика. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.tadviser.ru/index.php (дата обращения 02.07.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.