Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ТРАДИЦИОННЫЕ ВОСТОЧНОАЗИАТСКИЕ УЗОРЫ, И ОРНАМЕНТЫ: СИНТЕЗ КУЛЬТУР В СОВРЕМЕННОМ ГРАФИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ'

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ТРАДИЦИОННЫЕ ВОСТОЧНОАЗИАТСКИЕ УЗОРЫ, И ОРНАМЕНТЫ: СИНТЕЗ КУЛЬТУР В СОВРЕМЕННОМ ГРАФИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тенденции / традиции / графический дизайн / дизайн / технологии / цифровые технологии / синтез / культура / узоры / орнамент / trends / traditions / graphic design / design / technology / digital technologies / synthesis / culture / patterns / ornament

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — К.А. Григорьева

Данная научная статья посвящена анализу влияния цифровых технологий на современный графический дизайн и синтезу традиционных восточноазиатских узоров в этой области. Исследование проводится с целью выявить способы взаимодействия между современными технологиями и культурным наследием Восточной Азии в контексте графического дизайна. В исследовании рассматриваются различные примеры синтеза культур в современном дизайне, анализируются методы адаптации традиционных узоров и мотивов к современным визуальным тенденциям и влияние этого синтеза на мировую индустрию дизайна. Результаты исследования могут быть полезны для специалистов в области графического дизайна, культурологии и цифровых технологий, а также для всех, интересующихся взаимодействием культур, созданием новых эстетических тенденций в глобальном контексте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TECHNOLOGIES AND TRADITIONAL EAST ASIAN PATTERNS AND ORNAMENTS: A SYNTHESIS OF CULTURES IN MODERN GRAPHIC DESIGN

This scientific article is devoted to the analysis of the influence of digital technologies on modern graphic design and the synthesis of traditional East Asian patterns in this area. The study is conducted to identify ways in which modern technology and East Asian cultural heritage interact in the context of graphic design. The study examines various examples of cultural synthesis in contemporary design, analyzing methods for adapting traditional patterns and motifs to modern visual trends and the impact of this synthesis on the global design industry. The results of the study may be useful for specialists in the field of graphic design, cultural studies and digital technologies, as well as for anyone interested in the interaction of cultures and the creation of new aesthetic trends in a global context.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ТРАДИЦИОННЫЕ ВОСТОЧНОАЗИАТСКИЕ УЗОРЫ, И ОРНАМЕНТЫ: СИНТЕЗ КУЛЬТУР В СОВРЕМЕННОМ ГРАФИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ»

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ТРАДИЦИОННЫЕ ВОСТОЧНОАЗИАТСКИЕ УЗОРЫ, И ОРНАМЕНТЫ: СИНТЕЗ КУЛЬТУР В СОВРЕМЕННОМ

ГРАФИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ

К.А. Григорьева, магистрант

Российский технологический университет (РТУ МИРЭА) (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-5-4-109-116

Аннотация. Данная научная статья посвящена анализу влияния цифровых технологий на современный графический дизайн и синтезу традиционных восточноазиатских узоров в этой области. Исследование проводится с целью выявить способы взаимодействия между современными технологиями и культурным наследием Восточной Азии в контексте графического дизайна. В исследовании рассматриваются различные примеры синтеза культур в современном дизайне, анализируются методы адаптации традиционных узоров и мотивов к современным визуальным тенденциям и влияние этого синтеза на мировую индустрию дизайна. Результаты исследования могут быть полезны для специалистов в области графического дизайна, культурологии и цифровых технологий, а также для всех, интересующихся взаимодействием культур, созданием новых эстетических тенденций в глобальном контексте.

Ключевые слова: тенденции, традиции, графический дизайн, дизайн, технологии, цифровые технологии, синтез, культура, узоры, орнамент.

Цифровые технологии оказывают решающее влияние на современный графический дизайн, в том числе в использовании традиционных восточноазиатских узоров и орнаментов. Исследование направлено на изучение принципа объединения культурных традиций и подходов в дизайне, а также оценку эффективности этого синтеза в новых эстетических тенденциях в глобальном масштабе. Использование цифровых технологий по интерпретации и применению традиционных восточноазиатских мотивов в графическом дизайне позволит не только понять процессы этого взаимодействия, но и оценить его значение для развития новых культурных кодов и идентичностей. Это дает возможность влиять на восприятие и диалог между различными культурными сообществами в глобальном пространстве.

1. Орнаменты и узоры Восточной Азии

Орнаменты и узоры в Восточной Азии, особенно в Китае, Южной Корее и Японии, имеют значительную культурную и символическую ценность. Эти замысловатые узоры имеют глубокие корни в исто-

рии и традициях этих стран, отражая их верования, эстетику и ценности.

Происхождение орнаментов и узоров

Китай

Уже во II тысячелетии до нашей эры люди наносили символические элементы на бронзу, керамику и ткань. Эти узоры и орнаменты имели в основном волнистую и треугольную форму, отражая фундаментальное воздействие окружающей среды на людей. Некоторые сохранившиеся значения древних символов включают горы (треугольник), землю (квадрат), солнце (круг), вращение Солнца (свастика), рассвет и восходящее движение (спираль). Что касается тотемических изображений, стоит отметить, что даже в современном Китае культы некоторых растений и животных остаются значимыми [1]/

Япония

Орнаментация в Японии формировалась под влиянием различных факторов. Период Асука-Нара (6-8 века) непосредственно связан с заимствованием орнаментов и узоров из соседних стран, таких как Китай и Корея, находившихся под влиянием Шелкового пути из Греции и Индии. Ис-

следования орнаментов этого периода выявляют сходства и аналогии с орнаментами других древних евразийских культур. Мифические животные и растения, символы власти, такие как феникс и дракон, а

также фантастические птицы и рыбы, без конкретных названий, изображались для отпугивания злых духов. Китайский лев, царь животных во многих культурах, использовался как хранитель традиций.

Рис. 1, 2. Сто прекрасных картин, написанных Хуа Саньчуанем, Ва Фуку и орнамент [2-3]

В периоды Хэйан и Камакура (9-14 вв.) орнаменты претерпели трансформацию. Появились орнаменты на основе классической литературы, а с расцветом японской поэзии и прозы они образовали богатое полотно орнаментальных узоров. Изобре-

тение алфавита кана превратилось в изысканный каллиграфический орнамент, в который вплетены буквы, из-за чего их было трудно различить в композиции. Такой художественный прием имел название "Асидэ" и был популярен в то время [4].

Рис. 3, 4. Куниёси Утагава (1797-1861). Самурай Эндо Морито и красавица Кеса Гозен. Триптих. 1844. Иллюстрация к сюжету из военного эпоса «Повесть о доме Тайра» (XIII век). Бумага, ксилография, 36 бессмертных поэтов Вака из коллекции монастыря Ниси-Хонган-дзи Монастырь Ниси-Хонган-дзи, Киото [5-6]

Корея

История узоров и орнаментов в Корее глубоко укоренена в культурном наследии страны. Использование орнаментов восходит к периоду Троецарствия (57 г. до н. э. - 668 г. н. э.), когда орнаменты использовались в различных видах искусства, включая керамику, изделия из металла и ювелирные изделия. Во времена династии Корё (918-1392 гг.) корейские ремесленники разработали уникальный стиль керамики из селадона, характеризующийся замысловатым узором и характерной зеленой глазурью. Во времена династии Чосон (1392-1910 гг.) корейские орнаменты стали более изысканными и символичными, ча-

сто с растительными и животными мотивами. Эти рисунки использовались в различных видах искусства, включая текстиль, керамику и архитектуру. Особого внимания заслуживает использование орнаментов в традиционной корейской одежде, известной как ханбок [7].

Культурное значение

Орнаменты и узоры в странах Восточной Азии - Китае, Корее и Японии - имеют огромное культурное значение, являясь неотъемлемой частью художественного и духовного наследия этих народов.

Китай

В Китае традиционные узоры, передаваемые из поколения в поколение, используются в декоративно-прикладных искусствах, таких как живопись, каллиграфия, резьба по дереву и лаку, отражая культурную самобытность и эстетические идеалы китайского народа. В наши дни художники, дизайнеры и ремесленники продолжают черпать вдохновение из богатого орнаментального наследия своих предков. Тра-

диционные узоры органично вплетаются в современные произведения искусства, архитектурные проекты, модные коллекции и предметы декоративно-прикладного искусства. Знаменитые драконы, лотосы, а также изысканные геометрические композиции все чаще встречаются в урбанистических пейзажах мегаполисов, подчеркивая культурную идентичность современного Китая [8].

Рис. 5. Sunac Grand Theatre. Steven Chilton Architects. Театр. Гуанчжоу [9]

Корея

В Корее орнаменты играют важную роль в сохранении национальной идентичности, присутствуя в традиционном костюме, архитектуре, керамике и других видах современном декоративно-прикладного искусства.

Исторические мотивы с лотосами, бамбуком, пионами до сих пор широко используются в корейской культуре, передавая связь с богатым наследием страны.

Традиционные орнаменты служат символами национальной гордости, отражая такие ценности, как долголетие, плодородие и процветание. В современном Корейском дизайне, моде и искусстве исторические орнаменты адаптируются и переосмысливаются, обретая новые формы и смыслы, но сохраняя при этом глубокую связь с культурными корнями [10].

Они не только играют ключевую роль в сохранении культурной самобытности, но и продолжают влиять на развитие современных художественных и дизайнерских направлений, оставаясь источником вдохновения и национальной гордости.

Япония

В Японии узоры и орнаменты занимают центральное место в традиционной эстетике и ремеслах. На протяжении многих веков японские мастера достигали совершенства в искусстве создания утонченных

орнаментальных композиций, вдохновленные гармонией природы и синтоистскими верованиями. Традиционные мотивы свято передавались из поколения в поколение, обретая особую ценность в глазах современных японцев. В наши дни эти визуальные коды вплетаются в различные сферы жизни, находя свое отражение в современном японском дизайне - от лаконичной роскоши ресторанных интерьеров до ручного изготовления изысканных тканей для кимоно [12].

Черпая вдохновение в исторических орнаментах, современные дизайнеры и художники интерпретируют их в духе современности, создавая поистине уникальные произведения, в которых безупречность формы встречается с глубиной содержания.

2. Влияние цифровых технологий на современный графический дизайн.

Цифровые технологии оказали революционное влияние на сферу графического дизайна, коренным образом изменив методы работы. Вот некоторые ключевые аспекты этого влияния:

1. Программное обеспечение для дизайна

Появление таких программ, как Adobe Photoshop, Illustrator, InDesign, Sketch и многих других, предоставило дизайнерам мощные инструменты для создания, редактирования и манипулирования графическими элементами в цифровой среде с беспрецедентной точностью и гибкостью.

2. Цифровые инструменты

Цифровые графические планшеты, стилусы, мониторы высокого разрешения и другие устройства ввода позволили дизайнерам работать с цифровыми инструментами, имитирующими традиционные средства рисования, но с большей точностью и возможностями редактирования.

3. Типографика и шрифтовой дизайн

Цифровые технологии революционизировали типографику, предоставив дизайнерам возможность создавать, редактировать и экспериментировать с шрифтами и топографическими элементами с высокой степенью контроля и точности.

4. Веб-дизайн и интерактивность

Появление Интернета и цифровых технологий породило новую отрасль веб-дизайна, где графические элементы, типо-графика и интерактивность сочетаются для создания привлекательного и функционального онлайн-присутствия.

5. Мультимедиа и анимация

Цифровые технологии позволили графическим дизайнерам создавать анимиро-ванную графику, видео и другой мультимедийный контент, обогащая визуальный опыт пользователей.

6. Совместная работа и обмен данными

Благодаря цифровым технологиям дизайнеры могут легко обмениваться файлами, работать совместно над проектами и получать отзывы в режиме реального времени, повышая эффективность и облегчая сотрудничество.

7. Экспериментирование и инновации

Цифровые инструменты открыли новые

возможности для экспериментов, позволяя дизайнерам исследовать новые техники, эффекты и стили, которые ранее были невозможны или трудно осуществимы.

8. Доступность и демократизация

Благодаря цифровым технологиям графический дизайн стал более доступным для широкой аудитории, снизив барьеры для входа в профессию и способствуя распространению дизайнерских навыков. [13]

Цифровая трансформация графического дизайна продолжается, открывая новые горизонты творчества, выразительности и эффективности для создания визуальных опытов,

3. Синтез цифровых технологий и Восточно-Азиатских орнаментов и узоров.

Проведя анализ исторического и культурного значения орнаментов и узоров стран Восточной Азии - Китая, Кореи и Японии, можно сказать, что данный тип изобразительного искусства оставил глубокий отпечаток на культурной, художественной и духовной части общества этих стран.

Современная культура этих стран синтезирует современные технологии и культурное наследие в едином симбиоте, который отличается своим уникальным стилем, дизайном и духовным наполнением.

Графический дизайн - это творческая область, посвященная созданию визуальных композиций для передачи идей, сообщений и концепций.

Основная задача графических дизайнеров заключается в разработке визуальных решений, которые эффективно доносят информацию до целевой аудитории [14].

Синтез цифровых технологий и традиционных восточноазиатских узоров, орнаментов в современном графическом дизайне представляет собой уникальное сочетание. Этот синтез открывает новые

творческие горизонты и обогащает визуальный язык дизайна, создавая неповторимый эстетический опыт:

1. Цифровая интерпретация традиционных мотивов

С помощью современных графических программ и инструментов дизайнеры могут переосмысливать традиционные во-сточноазиатские узоры и орнаменты, привнося в них новые измерения и выразительность. Это может включать в себя цифровые манипуляции с формами, цветами, текстурами.

Рис. 7. Плакат оформленный дизайнером "Liam©" [15]

2. Сочетание классических и современных элементов

В одной дизайнерской работе могут гармонично сочетаться классические восточные мотивы с современными графиче-

скими элементами, типографикой и мини-малистичными композициями. Этот контраст создает интересное визуальное напряжение и демонстрирует диалог между культурами и эпохами.

ЯИЯ

Л

MADFwOISELLE

Рис. 8. Постер к фильму "Мадемуазель" (Служанка) 2016 [16]

3. Цифровая каллиграфия и типографи-

ка

Цифровые инструменты позволяют дизайнерам экспериментировать с восточной каллиграфией и типографикой, создавая новые формы и стили букв, вдохновлен-

ные традиционными письменностями. Эти эксперименты могут привести к созданию уникальных шрифтов и типографических решений, сочетающих в себе культурное наследие и современные тенденции.

Рис. 9, 10. Ан Мано «Разрушение», Чжехо Шин «Планета Джунхи», Альтернативный поезд. Миэно Рю. 2015 год [17]

4. Анимированные узоры и паттерны Благодаря цифровым технологиям дизайнеры могут создавать анимированные версии традиционных восточных узоров и паттернов, привнося в них динамику и

движение. Эти анимированные элементы могут использоваться в веб-дизайне, мультимедийных приложениях и других цифровых средах.

Рис. 11-12. Анимированный ролик "The one Academy" [18]

5. Интерактивность и иммерсивность Современные цифровые технологии открывают новые возможности для создания интерактивных и иммерсивных дизайнерских проектов, объединяющих традицион-

ные восточные мотивы с элементами виртуальной и дополненной реальности, что позволяет погрузить пользователей в уникальный визуальный и культурный опыт. [19]

Рис. 13. Дизайнерский проект с анимацией "Meat cat" [20]

Заключение

Этот синтез культур в современном графическом дизайне не только демонстрирует уважение к традициям и культурному наследию, но и подчеркивает способность цифровых технологий адаптировать и переосмысливать классические

мотивы для современных потребностей и аудиторий. Дизайнеры, работающие в этом направлении, способствуют сохранению и популяризации восточноазиатского культурного наследия, одновременно продвигая инновации и творческие эксперименты в графическом дизайне.

Библиографический список

1. Орнамент. Благопожелательная символика. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dzen.rU/a/ZP8LDn-5ZloU4ahy (Дата обращения: 05.02.2024 г.).

2. Красивые фотографии Хуа Сан Сычуань. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://shuirj.com/index.php/index/article/index/artid/4252.html (Дата обращения: 05.02.2024 г.).

3. Японский орнамент. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://aminoapps.com^/russkii-aшme/page/item/iaponskii-

omament/7m3qjduNI286aDKlV6QBZN2xШ0bv0RQ (Дата обращения: 05.02.2024 г.).

4. Орнаменты: Японский орнамент. [- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.roskosh-jewel.ru/blog/omament/yaponskiy-ornament/ (Дата обращения: 10.03.2024 г.).

5. Выставка «МАСТЕРА ЭПОХИ ЭДО. Японская гравюра укиё-э из собрания О.П. Малахова (Челябинск)». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vrubel.ru/exhibition/mastera-epohi-edo-yaponskaya-gravyura-ukiyo-e-iz-sobraniya-o-p-malahova-chelyabinsk-0/ (Дата обращения: 10.03.2024 г.).

6. Асидэ-э. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://zenso.ru/dzen-iskusstvo/zhivopis/aside-e (Дата обращения: 10.03.2024 г.).

7. Убогая Д.Г. Узоры на традиционном корейском костюме ханбок // Корееведение в России: направление и развитие. - 2023. - №1.

8. ТКАНИ, ЦВЕТОВАЯ ГАММА. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://melina-design.com/china_2.html (Дата обращения: 20.03.2024 г.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Лучшее в 2020: 12 грандиозных построек в Китае. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.interior.rU/architecture/111734uchshee-v-2020-12-grandiozшh-postroek-v-kitae.html (Дата обращения: 20.03.2024 г.).

10. Одно вдохновение - самые первые идеи корейской традиции и культуры. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.artsy.net/article/savina-museum-of-contemporary-art-one-inspiration-first-ideas-korean-tradition-culture-online-xhibition (Дата обращения: 20.03.2024 г.).

11. Уличный стиль недели моды в Сеуле осень-зима 2018. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://dzen.ru/a/WwPRQ0vxYaWusxjB (Дата обращения: 20.03.2024 г.).

12. Японское искусство и дизайн популярны и известны во всем мире. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.uprock.ru/articles/25-vdohnovlyayushchih-primerov-yaponskogo-graficheskogo-dizayna (Дата обращения: 20.03.2024 г.).

13. «Графический дизайн в эпоху цифровых технологий: какие изменения ждут дизайнеров». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dzen.ru/aZZB9C50Ykn0WL8DkY (Дата обращения: 02.04.2024 г.).

14. Что такое графический дизайн? - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://brenda.ru/graphic-design (Дата обращения: 02.04.2024 г.).

15. Лиам. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.pinterest.com/designbyliam/ (Дата обращения: 02.04.2024 г.).

16. Канский фестиваль. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.festival-cannes.com/en/f/mademoiselle/ (Дата обращения: 05.04.2024 г.).

17. Это только что: современный дизайн Южной Кореи. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://letterformarchive.org/news/contemporary-design-of-south-korea/ (Дата обращения: 05.04.2024 г.).

18. Китайский дракон. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.pinterest.com/pin/591871576057754281/ (Дата обращения: 20.04.2024 г.).

19. Китайский графический дизайн сегодня. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vc.ru/u/267707-azer-nazarov/770123-kitayskiy-graficheskiy-dizayn-segodnya (Дата обращения: 02.05.2024 г.).

20. Метавселенная котов. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.behance.net/gallery/154668331/Metaverse-Cat (Дата обращения: 02.05.2024 г.).

DIGITAL TECHNOLOGIES AND TRADITIONAL EAST ASIAN PATTERNS AND ORNAMENTS: A SYNTHESIS OF CULTURES IN MODERN GRAPHIC DESIGN

K.A. Grigorieva, Graduate Student

Russian Technological University (RTU MIREA)

(Russia, Moscow)

Abstract. This scientific article is devoted to the analysis of the influence of digital technologies on modern graphic design and the synthesis of traditional East Asian patterns in this area. The study is conducted to identify ways in which modern technology and East Asian cultural heritage interact in the context of graphic design. The study examines various examples of cultural synthesis in contemporary design, analyzing methods for adapting traditional patterns and motifs to modern visual trends and the impact of this synthesis on the global design industry. The results of the study may be useful for specialists in the field of graphic design, cultural studies and digital technologies, as well as for anyone interested in the interaction of cultures and the creation of new aesthetic trends in a global context.

Keywords: trends, traditions, graphic design, design, technology, digital technologies, synthesis, culture, patterns, ornament.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.