Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД'

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

121
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
платформа научных проектов / гендерный разрыв / прогнозирование компетенций / институционализация учебного процесса / интеграция субъектов. / platform of scientific projects / gender gap / forecasting of competencies / institutionalization of the educational process / integration of subjects.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лопырина Ирина Анатольевна

с позиции голографического подхода в статье рассматриваются особенности внедрения цифровых технологий, при этом акцентируется внимание на гендерном подходе к цифровой трансформации образования, а также рефлексируются возможные пути преодоления гендерного разрыва в обществе. Автор уточняет особенности процесса экстернализации и интернализации полученных в образовательной организации знаний, позволяющих при этом сохранять экологический баланс субъекта, необходимый для образования личности на качественном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TECHNOLOGIES: A GENDER APPROACH

holographic approach, the article examines the features of the introduction of digital technologies, while focusing on the gender approach to the digital transformation of education, as well as reflecting on possible ways to overcome the gender gap in society. The author clarifies the features of the process of externalization and internalization obtained in the educational organization of knowledge that allows to preserve the ecological balance of the subject required for the formation of personality on a qualitative level.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД»

4. Ли Хунвэй. Обеспечение руководящей роли учебной программы в университетах - Как придать значение работе учебной программы бакалавриата // Журнал института Китайского трудового отношения. 2015. №29 (1). С. 114118.

6. Чжан Гуан. Функции и компоненты учебной программы университетов: обсуждение текущее состояние системы учебных программ Китая // Исследования в области образования Университета Цинхуа. 2011. .№32 (2). С. 4046.

7. Ли Б. Профессионально-методическая подготовка учителей в Китае: история и текущее состояние // Научно-педагогическое обозрение. 2020. № 6(34). С. 172-182.

УДК 37.012.2

Лопырина Ирина Анатольевна Lopyrina Irina Anatolievna

методист, магистрант methodologist, master's student МБУ ДО ЦТТ

Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) «РГЭУ (РИНХ)» municipal budgetary institution of additional education

«Center of technical creativity», Taganrog Institute named after A. P. Chekhov (branch) " RSEU (RINH)"

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД DIGITAL TECHNOLOGIES: A GENDER APPROACH

Аннотация: с позиции голографического подхода в статье рассматриваются особенности внедрения цифровых технологий, при этом акцентируется внимание на гендерном подходе к цифровой трансформации образования, а также рефлексируются возможные пути преодоления гендерного разрыва в обществе. Автор уточняет особенности процесса экстернализации и интернализации полученных в образовательной организации знаний, позволяющих при этом сохранять экологический баланс субъекта, необходимый для образования личности на качественном уровне.

Abstract: holographic approach, the article examines the features of the introduction of digital technologies, while focusing on the gender approach to the digital transformation of education, as well as reflecting on possible ways to overcome the gender gap in society. The author clarifies the features of the process of externalization and internalization obtained in the educational organization of knowledge that allows to preserve the ecological balance of the subject required for the formation of personality on a qualitative level.

Ключевые слова: платформа научных проектов, гендерный разрыв, прогнозирование компетенций, институционализация учебного процесса, интеграция субъектов.

Keywords: platform of scientific projects, gender gap, forecasting of competencies, institutionalization of the educational process, integration of subjects.

Изменения в современном мире так стремительны, что многие теории, концепции, знания устаревают, не найдя отклика в научном сообществе. С приходом «цифровой революции» мы, не успев адаптироваться к классическому e-learning (электронному обучению), уже осваиваем эпоху digital learning (цифровое обучение), для которого характерно непрерывное микро- и макрообучение под актуальный запрос в многоуровневой сетевой цифровой среде, с возможностью командного взаимодействия в режиме реального времени 24/7.

Миниатюризация компьютерных устройств с виртуальной и дополненной реальностью, нейроинтерфейсы; «Алмазный букварь», учебник со встроенным искусственным интеллектом, который отвечает за индивидуальные требования обучаемого; сетевые структуры школ вне школы; обучение в группах, связанных с нейросетью - все это уже не мечты фантастов, а наступившая реальность.

Цифровизация общества влечет за собой изменения во всех сферах, включая образование. В числе основных требований, предъявляемых к новым технологиям, выделяют: наличие дидактических, методических и исследовательских свойств и функций информационно-коммуникационных технологий, необходимость соответствия императивам основных направлений цифрового образования, таких как:

- технологическая модернизация образования;

- опережающее развитие и освоение новых высокотехнологичных решений;

- смена организационных моделей педагогической работы.

К сожалению, в нашей стране до недавнего времени внедрение цифровых технологий шло независимо от педагогических инноваций, соответственно, новые технологические решения не вписывались в традиционные модели учебной работы. Сегодня ситуация изменилась, что подтверждается появлением опережающих организационно-методических разработок и образцов новой педагогической практики, основанной на использовании информационно-коммуникационных технологий. На данный момент можно говорить об искусственном интеллекте, мобильном обучении и цифровой трансформации образования, о формировании ИКТ-компетентности педагогов и обучаемых.

С внедрением цифровизации в систему образования рельефно обозначилась такая проблема, как гендерное разделение. В азиатской части мира принято считать, что в цифровых технологиях превалируют мужчины, а роли женщины отводится второй план. Европейский менталитет имеет отличную точку зрения на роль женщины в освоении цифровых компетенций. В нашей стране, согласно статистике, IT-сфера входит в число «мужских» видов профессиональной деятельности [2; с. 78].

В настоящее время реализуется много различных проектов по преодолению гендерного разрыва в сфере STEAM. Рассмотрим документ «Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017 - 2022 годы», принятый и утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.03.2017 №2 410-р. Одним из направлений работы Правительство РФ определило «Улучшение экономического положения женщин, обеспечение

роста их благосостояния». Важны «реперные точки», обеспечивающие неконфликтное вхождение женщин в цифровой социум, определенные в документе:

«создание условий для получения женщинами профессионального образования на разных ступенях образования, в том числе в качестве перепрофилирования и повышения квалификации в наиболее передовых областях экономики, предоставляющих широкие возможности для трудоустройства на высокооплачиваемые рабочие места»;

«создание специальных форм грантовой поддержки и проведение профессиональных конкурсов для женщин-инноваторов в целях стимулирования участия женщин в высокотехнологичных отраслях и инновационной деятельности» [3; с. 42].

Обозначенные пункты Стратегии стали фокусными темами для рабочей группы «Комитет STEM», созданной на платформе Евразийского женского форума. На этой же площадке, под патронажем Председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, реализуется проект «Женщины в цифровой экономике» [6]. Реализация данного проекта определяет необходимость распространения информации о женщинах, добившихся успехов в сфере STEAM и STEM, а также стремление прививать любовь к техническим наукам у девочек с самых ранних лет, а затем поддержание этого интереса.

Анализ статистических данных показал, что среди поступающих в технические вузы количество девушек составляют 34%. Еще меньше женщин работают по специальности. Это говорит о том, что появляются определенные трудности, с которыми сталкиваются женщины при выборе своего жизненного пути. Девушки имеют возможность для реализации своего потенциала в технических, инженерных и математических областях, но не всегда чувствуют уверенность в своих силах.

Современные ученые считают, что склонность к точным наукам не определяется полом, выделяя при этом несколько основных причин невысокой концентрации женщин в сфере STEAM и STEM:

- социальные факторы, формирующие интерес девочек к математическим и естественно-научным дисциплинам;

- окружение в школе и вузе;

- различные предубеждения и стереотипы.

Ярким примером таких предубеждений может служить выступление директора департамента Фонда развития Интернет-инициатив Маргариты Зобниной, которая заметила: «из-за чего женщины иногда даже боятся идти в эту профессию? (ИКТ) Да потому, что они боятся каких-то издевательств со стороны мужчин» [5]. Данное замечание свидетельствует о том, что проблемы цифрового гендерного разрыва уходят своими корнями в достаточно глубокие пласты неравенства женщин в российском социуме, которые основываются на гендерных стереотипах.

Много ученых в России и за рубежом в своих работах рассматривают гендерные особенности мозга. В ходе исследований выявлено, что мозг «женского типа» обладает рядом специфических, по сравнению с «мужским

типом», особенностей. Так, например, мужчины быстрей реагируют на информацию, а женщины без труда могут воспринимать несколько потоков информации.

Поэтому, учитывая многочисленные наблюдения, можно сделать вывод, что существующие на данный момент мобильные приложения гораздо эффективнее действуют для обучения девочек точным наукам и инженирингу, нежели для обучения мальчиков. Зарубежные сайты, посвященные STEM и STEAM, представляют свои рейтинги соответствующих образовательных мобильных приложений для девочек [1; с. 14].

Приложения для результативного обучения STEM и STEAM-технологиям с учетом особенностей развития женского интеллекта, занимающие топовые позиции в рейтингах образовательных программ, представлены в том числе, следующими позициями:

PhotoMath, MonsterMath - инструменты в освоении математических дисциплин;

Hopscotch - начальный этап обучения «визуализированному программированию»;

Marvel - подготовка к наглядной презентации идей;

CrazyGears - технология подготовки интеллекта к поиску оптимальных решений, к использованию физики для достижения поставленных научных задач;

Engineering - развивает как начальные навыки, так и способствует углублению знаний в области инжиниринга;

TheRobotFactorybyTinybop - инструмент обучения робототехническим навыкам;

GoGirlGoFor IT - комплекс обучающих элементов для девочек, изучающих

IT

CoderDojo, CareersWithCode, Codecademy - инструмент для создания собственных приложений.

К современным мобильным интерактивным технологиям обучения относят и QR-коды, в которые удобно зашифровать ссылки на сайты, видеоролики для дополнительной информации по изучаемой теме. Использование QR-кодов рассматривается как игровая технология, которая является наиболее эффективной в случае обучения девочек, и позволяет проводить образовательные квесты в рамках STEM и STEAM-образования. Предполагается, что обучающиеся собирают QR-коды по конкретной рассматриваемой теме, находят подсказки и линки, с помощью которых необходимо выполнить практическое задание по усвоенной ранее тематике.

Можно сказать, что применение комплекса мобильных приложений отвечает решению конкретной задачи - развитию технологической компетентности девочек, девушек и женщин в рамках STEM и STEAM-образования. Мы считаем, что результат подобных технологий повысится, если будет

- создана искусственная среда;

- сохранен экологический баланс субъекта [4; с. 170];

- использованы рекреационные ресурсы в образовании: в программу освоения дисциплин будут включены вариативные задания для девочек и мальчиков, предполагающих применение того или иного приложения.

Рассмотренные нами мобильные интерактивные технологии обучения предоставляют широкие возможности для обучения девочек через процесс развлечения и «гейминга» (Edutainment = education + entertainment), несмотря на то, что данное направление пока не вписывается в единую систему обучения в отечественной школе.

Таким образом, приходим к выводу, что комплекс мобильных приложений, создаваемый учеными-разработчиками,

- учитывает особенности «женского мышления»;

- обеспечивает быстрый доступ к учебным материалам и ресурсам в любое время и в любом месте;

- предоставляет возможность обратной связи с учебным сообществом;

- способствует развитию способностей индивида;

- детерминирует дальнейшее самостоятельное непрерывное обучение субъекта.

Библиографический список:

1. Амиров А.Ж., Ашимбекова А.М., Темирова А.Е. Роль современных мобильных приложений в учебном процессе вуза // Молодой ученый. 2017 № 1 с.13-15

2. Андреева Г.Н., Бадальянц С.В., Богатырева Т.Г. Развитие цифровой экономики в России как ключевой фактор экономического роста и повышения качества жизни населения. Н. Новгород: Профессиональная наука, 2018 - 133с.

3. Женщины и STEM в цифровую эпоху: политика занятости в мегаполисе // Е.К. Захарова, Т.А. Мхитарян, О.Б. Савинская [Под ред. О.Б. Савинской] // АНО «Совет по вопросам управления и развития». - М.: ООО «Вариант», 2017 -88с.

4. Быкасова Л.В. Инструментарий аналитики презентантов современной образовательной реальности // Историческая и социально-образовательная мысль. 2019. Т. 11. № 6. С. 165-174.

5. Программа Радио России «Завтра в мире». URL ://www. radiorus. ru/brand/episode/id/57087/

6. http://eawfpress.ru/press-tsentr/news/forum/zhenshchiny-v-epokhu-tsifroviz atsii-2019/

© И.А. Лопырина, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.