Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ СЕТЕЦЕНТРИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДАННЫМИ В ОТРАСЛЕВЫХ СТОИМОСТНЫХ РАСЧЕТАХ РОССИЙСКОГО СУДОСТРОЕНИЯ: ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ВНЕДРЕНИЯ'

ЦИФРОВЫЕ СЕТЕЦЕНТРИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДАННЫМИ В ОТРАСЛЕВЫХ СТОИМОСТНЫХ РАСЧЕТАХ РОССИЙСКОГО СУДОСТРОЕНИЯ: ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ВНЕДРЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СЕТЕЦЕНТРИЗМ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / СУДОСТРОЕНИЕ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калмыков В. А.

В статье рассматриваются проблемы "цифровой зрелости" сферы российского гражданского судостроения и обосновывается необходимость ее модернизации на основе внедрения передовых информационных технологий. Исследуется инновационный потенциал цифровых сетецентрических систем управления данными (ЦССУД) в обеспечение эффективности стоимостных расчетов при производстве и проектировании объектов гражданского судостроения. Обосновывается, что организация и проведение отраслевых стоимостных расчетов посредством ЦССУД, а также управление потоками стоимостной информации на сетецентрической основе позволяют в долгосрочной перспективе распространить технологии передового цифрового производства повсеместно и, тем самым, "размыть" границы между физическими и цифровыми производственными системами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Калмыков В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL NETWORK-CENTRIC DATA MANAGEMENT SYSTEMS IN INDUSTRY COST CALCULATIONS OF RUSSIAN SHIPBUILDING: ASSESSMENT OF INNOVATIVE POTENTIAL FOR IMPLEMENTATION

The article examines some problems of "digital maturity" in the sphere of russian civil shipbuilding and substantiates the need for its modernization based on the introduction of advanced information technologies. The innovative potential of digital network-centric data management systems in ensuring the effectiveness of cost calculations in the production and design of civil shipbuilding objects is being investigated. It is substantiated that the organization and conduct of sectoral cost calculations by means of the digital network-centric data management systems, as well as the management of cost information flows on a network-centric basis, make it possible in the long term to spread advanced digital production technologies everywhere and, thereby, to blur the boundaries between physical and digital production systems.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ СЕТЕЦЕНТРИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДАННЫМИ В ОТРАСЛЕВЫХ СТОИМОСТНЫХ РАСЧЕТАХ РОССИЙСКОГО СУДОСТРОЕНИЯ: ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ВНЕДРЕНИЯ»

Цифровые сетецентрические системы управления данными в отраслевых стоимостных расчетах российского судостроения: оценка инновационного потенциала внедрения

Калмыков Виктор Алексеевич

инженер, АО «ЦКБ «Коралл», vickalmykov@gmail.com

В статье рассматриваются проблемы "цифровой зрелости" сферы российского гражданского судостроения и обосновывается необходимость ее модернизации на основе внедрения передовых информационных технологий. Исследуется инновационный потенциал цифровых сетецентрических систем управления данными (ЦССУД) в обеспечение эффективности стоимостных расчетов при производстве и проектировании объектов гражданского судостроения. Обосновывается, что организация и проведение отраслевых стоимостных расчетов посредством ЦССУД, а также управление потоками стоимостной информации на сетецентрической основе позволяют в долгосрочной перспективе распространить технологии передового цифрового производства повсеместно и, тем самым, "размыть" границы между физическими и цифровыми производственными системами.

Ключевые слова: инновационный потенциал, сетецентризм, технологические инновации, информационные системы, судостроение, проектирование.

Результаты научных работ современных исследователей в области отраслевой экономики показывают, что внедрение сетецентрических систем управления данными (ЦССУД) в хозяйственную практику промышленных и проектно-конструктор-ских организаций характеризуется существенным инновационным потенциалом и может формализоваться значительными макроэкономическими эффектами в перспективе среднесрочного и долгосрочного развития [1,2,3].

В целях дальнейшего исследования рассматриваемой проблематики проведем обобщение современных научных воззрений относительно определения термина "инновационный потенциал", подходов к его оценке, а также переосмыслим указанные подходы контекстно к внедрению ЦССУД в российском гражданском судостроении.

Анализ актуальных научных трудов ученых-экономистов и современной экономической литературы показывает, что под термином "инновационный потенциал" может подразумеваться:

признак социально-экономической системы, характеризующий допустимость (осуществимость) и максимально возможный результат целенаправленной деятельности по изменению структурно-функциональных свойств данной системы (Гуреев П.М., Гришин В.Н. "Инновационный потенциал: проблемы определения и оценки'") [4];

совокупность характеристик промышленности как социально-экономической системы, определяющие ее способность к производству и продвижению на рынках новых высокотехнологичных продуктов с высоким экспортным потенциалом, а также созданию перспективных наукоемких рентабельных производств (Perepechko L.N., Yagolnitser M.A. "Innovative Potential of Industry and Productive Power of Science As the Factors of Economic Growth") [5];

способность организации осуществлять трансфер вновь созданного нового научного знания в конкурентные рыночные продукты (Быстрова Н.В., Цыплакова С.А., Бушуева А.А. "Инновационный потенциал предприятия: экономический аспект'") [6];

способность организации наращивать производство и сбыт инновационной продукции с высо-

X X

о го А с.

X

го m

о

м о м м

см см о см

о ш т

X

<

т О X X

кой долей добавленной стоимости в условиях применения новых технологий и вовлечения в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности (Легостаева С.А. "Инновационный потенциал предприятия: анализ факторов, его определяющих") [7];

способность организации внедрять высокие технологии в производство и, как следствие, обеспечивать ресурсосбережение и расширение выпуска инновационной продукции, характеризующейся улучшенными потребительскими свойствами, конкурентной на внутреннем и внешнем рынках (Абакарова З.Г., Раджабова З.К. "Инновационный потенциал: содержание организационной формы его реализации российскими и зарубежными компаниями") [8];

способность отраслей промышленности к долгосрочному развитию на более качественной высокотехнологичной основе с учетом продолжительности "деловых циклов" и смены технологических укладов экономической системы (Абрамчик Г. А. "Инновационный потенциал как условие роста российской экономики") [9];

свойство социально-экономической системы динамично развиваться с опорой на наукоемкие отрасли отечественной промышленности, обеспечивая структурные сдвиги в рамках перманентно меняющихся технологических укладов (Гасанов М.А., Жаворонок А.В., Климович М.А. "Инновационный потенциал структурной конвергенции российской экономики") [10];

свойство национальной экономики обеспечивать перспективный рост производительности труда и своей конкурентоспособности за счет смещения акцентов в развитии отдельных отраслей и сфер хозяйственной деятельности - обрабатывающей промышленности, сферы услуг и иных значимых областей, формирующих экспорт (Шахова М.С., Сычева К. Г. "Инновационный потенциал российского экспортного сектора") [11];

способность организации воплощать инновационные идеи в новых либо значительно усовершенствованных рыночных продуктах, а также в новом либо существенно усовершенствованном технологическом процессе, опосредующем ее хозяйственную деятельность (Моргунов Ю.А. "Инновационный потенциал и оценка резервов развития наукоемких технологий машиностроения") [12];

мера готовности организации осуществлять стратегию деятельности, ориентированную на создание и продвижение новых конкурентоспособных рыночных продуктов (Ялмаев Р.А. "Инновационный потенциал, его сущность и структура") [13];

готовность организации к осуществлению программ и проектов инновационных стратегических изменений на горизонтах среднесрочного и долгосрочного планирования (Харкевич И.С. "Многоас-

пектность факторов, влияющих на инновационный потенциал промышленного предприятия") [14];

свойство системообразующих отраслей промышленности наращивать темпы роста выпуска высокотехнологичной продукции в условиях реализации на уровне государственной политики комплекса мер, ориентированных на импортозамеще-ние критически важных технологий и покупных комплектующих изделий (Овчинников А.П. "Инновационный потенциал российской экономики в условиях стратегии импортозамещения") [15];

наличие в организации достаточного количества ресурсов, включая кадровую обеспеченность, материально-техническую базу и финансовые средства, способных обеспечить полный цикл производства и продвижения на рынке инновационной продукции (Кожемяко М.Г., Изотенков А.А. "Инновационный потенциал как фактор развития предприятия") [16];

результирующая функция, составляющая основу управления организацией в условиях динамично изменяющейся среды высоких технологий, факторными признаками которой являются материально-технические, информационные, финансовые, человеческие и иные виды ресурсов (Попова Л.В., Маслова И.А., Крылова В.В. "Инновационный потенциал и климат как основа управления предприятием") [17];

способность организации инвестировать средства в проекты создания инновационных продуктов и обеспечивать требуемую рентабельность их производства и рыночного сбыта (Ахмедова А.В. "Обзор понятия "инновационный потенциал предприятия") [18];

способность организации внедрять технологические нововведения и производить инновационную продукцию на их основе (Путятина Л.М., Ар-сеньева Н.В. "Инновационный потенциал машиностроительного предприятия и методика его оценки") [19];

объективные предпосылки и возможности осуществлять инновационную деятельность в обеспечение роста эффективности функционирования экономической системы на более качественной основе (Лютова И.И. "Роль инновационной составляющей в современном воспроизводстве") [20].

Обобщая приведенные выше подходы современных ученых-экономистов к определению термина "инновационный потенциал" представим его авторское видение применительно к процессу внедрения сетецентрических систем управления в обеспечение эффективности стоимостных расчетов в сфере отечественного гражданского судостроения.

Под "инновационным потенциалом" применения цифровых сетецентрических систем управления данными в интересах проведения отраслевых

стоимостных расчетов и управления потоками стоимостной информации следует понимать положительные эффекты, которые возникают в результате внедрения ЦССУД на всех этапах производственно-технологических процессов в гражданском судостроении и формализуются:

разработкой высокотехнологичной продукции, характеризующейся новым техническим уровнем сложности, качественно новыми потребительскими свойствами и повышением доли добавленной стоимости в структуре цены;

интенсификацией использования прогрессивных технологий в общей трудоемкости проектирования и производства отраслевой продукции и, как следствие, ростом производительности труда;

достижением нового уровня обновления основных фондов (производственного оборудования), а также использованием новых конструкционных материалов в производстве;

повышением механизации и автоматизации основных и вспомогательных производственных работ;

усилением степени компьютеризации планово-учетных работ, определяющих оперативность и качество принятия управленческих решений при проектировании и производстве высокотехнологичной судостроительной продукции [21].

Обобщение и анализ результатов научных трудов современных исследователей в области количественной оценки "инновационного потенциала" организаций в общем и целом позволяют заключить, что ключевые подходы к его определению сводятся к расчету интегральных показателей, включающих в себя метрики основных факторов производства, которые оказывают влияние на текущее и перспективное состояние производственных подсистем [22,23,24,25,26].

В целях настоящей диссертационной работы, следуя авторскому определению "инновационного потенциала" применения ЦССУД в гражданском судостроении России, в том числе в интересах проведения отраслевых стоимостных расчетов и управления потоками стоимостной информации, приведем некоторые расчетные количественные оценки.

Так, в официальном отчете Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (United Nations Industrial Development Organization, UNIDO) по итогам 2020 года находит свое подтверждение факт наличия значимой статистической взаимосвязи между "принятием инноваций" и факторными признаками, отражающими инвестиционную, технологическую и производственную компоненты хозяйственной деятельности организаций (рис. 1).

Рис. 1 - Сопряжение инвестиционной, технологической и производственной компонент хозяйственной деятельности организаций сквозь призму "принятия инноваций" Источник: United Nations Industrial Development Organization [27]

Представленная выше статистика в части полученных расчетных значений корреляционных коэффициентов свидетельствует о том, что вероятность "принятия инноваций" существенно увеличивается в условиях, когда инвестиционная, технологическая и производственная компоненты хозяйственной деятельности организации сопряжены друг с другом посредством ЦССУД.

Кроме того, сопряжение поименованных компонентов посредством ЦССУД оказывает существенное влияние на рост производительности труда (рис. 2).

Рис. 2 - Сопряжение инвестиционной, технологической и производственной компонент хозяйственной деятельности организаций сквозь призму производительности труда Источник: United Nations Industrial Development Organization [27]

В документе также отмечается прямая количественная взаимосвязь между степенью использования технологий передового цифрового производства и уровнем промышленной конкурентоспособности (рис. 3). Так, экономики стран, в которых наблюдается высокая степень внедрения в хозяй-

х

X

о

го А с.

X

го m

о

м о м м

es es o es

o

Ш

m

X

<

m O X X

ственную практику организаций технологий передового цифрового производства, характеризуются более высоким уровнем промышленной конкурентоспособности.

Принимая во внимание тот факт, что внедрение ЦССУД опосредует интенсификацию практического использования технологий передового цифрового производства, правомерным представляется вывод о положительном количественном влиянии такого внедрения на промышленную конкурентоспособность производимой высокотехнологичной продукции.

степень "цифровой зрелости" судостроения возрастает по мере движения от аналогового производства к "умному" (классификация "цифровой зрелости" по шкале "0.0" - "4.0" схемы, представленной на рис.4).

Так, если в условиях аналогового производства (уровень "0.0") наблюдается полное отсутствие использования цифровых технологий в производственных процессах, то при негибком производстве (уровень "1.0") применение цифровых технологий ограничивается решением определенной задачи в рамках конкретной функции, например, использованием систем автоматизированного проектирования только в процессе разработки продукта.

Бережливое производство (уровень "2.0") предполагает задействование и включение различных функций и видов деятельности внутри организации, например, использование систем, связывающих автоматизирование проектирование и разработку продукта с базовой автоматизацией производственных процессов.

Рис. 3 - Количественная взаимосвязь промышленной конкурентоспособности экономик стран от степени использования технологий передового цифрового производства Источник: United Nations Industrial Development Organization [27]

Количественные оценки, приводимые UNIDO, в общем и целом подтверждают авторские тезисы и выводы в пользу значительности "инновационного потенциала" применения ЦССУД в сфере гражданского судостроения.

Организация и проведение отраслевых стоимостных расчетов посредством ЦССУД, а также управление потоками стоимостной информации на сетецентрической основе позволят в долгосрочной перспективе распространить технологии передового цифрового производства повсеместно и, тем самым, "размыть" границы между физическими и цифровыми производственными системами. Прогресс же в развитии робототехники, технологий искусственного интеллекта, аддитивного производства и анализа данных откроет значительные возможности для ускорения процесса инноваций и повышения доли высокотехнологичного производства обрабатывающей промышленности, к которой относится судостроение, в общей добавленной стоимости [27].

Анализ эволюции технологий цифрового производства на основе обобщения материалов UNIDO по обрабатывающей промышленности показывает, что

Рис. 4 - Эволюция технологий цифрового производства в судостроительной промышленности

Источник: составлено автором на основе обобщения материалов UNIDO по обрабатывающей промышленности [27]

Интегрированное производство (уровень "3.0") позволяет интегрировать цифровые технологии в различные виды деятельности и функции, тем самым объединяя весь производственный процесс (повсеместное использование автоматизированных систем управления организацией, полный переход к электронной системе управления производством, обеспечение требуемого уровня промышленной роботизации).

"Умное" производство (уровень "4.0") открывает возможность к тотальному внедрению технологий цифрового производства в хозяйственную деятельность промышленных предприятий и орга-

низаций, обеспечивая полную интеграцию интеллектуальных производственных процессов, имея в виду передачу информации о выполняемых операциях и достижение качественно новой обратной связи в реальном времени, требуемой для принятия более эффективных управленческих решений (например, использование интеллектуальных датчиков и межмашинного взаимодействия, анализа "больших данных", "облачных" вычислений, искусственного интеллекта и 3D-печати) [27].

В интересах настоящего исследования следует отметить, что уровень "цифровой зрелости" организаций сферы гражданского судостроения и процесс управления стоимостью производимой ими высокотехнологичной отраслевой продукции прямо соотносятся друг с другом. В данной связи разработка и внедрение в отраслевую хозяйственную практику ЦССУД ориентированы как на достижение требуемого уровня "цифровой зрелости" предприятий и организаций отрасли, так и на обеспечение большей точности стоимостных оценок, формируемых на этапах жизненного цикла высокотехнологичной продукции судостроения.

Обобщение результатов научных трудов современных ученых-экономистов и практиков в области управления стоимостью проектов (Project Cost Management) свидетельствуют о том, что общепринятые диапазоны точности оценок затрат, связанных с реализацией проектов, варьируются в среднем в пределах:

[-50%; +100%] - так называемый "грубый порядок величины" (Row Order of Magnitude Estímate);

[-25%; +75%] - так называемый "порядок величины" (Order of Magnitude Estímate) ;

[-10%; +25%] - так называемая "бюджетная оценка" (Budget Estímate);

[-5%; +10%] - так называемая "точная оценка" применительно к стоимости проекта (Definitive Estímate) [28,29,30].

Разработка и внедрение ЦССУД в хозяйственную практику предприятий и организаций российской судостроительной промышленности ориентированы на достижение диапазона "точных оценок" (Definitive Estimates) для проектов создания и производства высокотехнологичной отраслевой продукции (рис. 5).

Кроме того, как это следует из представленного выше графика, массовое внедрение ЦССУД в хозяйственную практику участников отраслевой кооперации ставит в качестве ключевой своей задачи минимизацию отклонений прогнозных расчетных значений стоимости от фактически складывающихся их величин внутри диапазона так называемых "точных оценок" (Definitive Estimates).

Иными словами, с течением времени, по мере увеличения масштаба отраслевого внедрения ЦССУД и их повсеместного использования участниками отраслевой кооперации, процесс управле-

ния потоками стоимостной информации будет существенно усовершенствован, что отразится, в первую очередь, на степени точности стоимостных расчетов, а значит, позволит обосновывать и принимать более взвешенные и эффективные управленческие решения.

Рис. 5 - Роль ЦССУД в достижении оптимума "точных оценок" в рамках проектного управления Источник: построено автором

По оценкам UNCTAD (United Nations Conference on Trade and Development) на горизонте до 2025 года оценочный объем рынка высокотехнологичной продукции (товаров, работ и услуг), производимой с использованием ключевых цифровых "фронтиров", составит более 3,2 трлн. долларов США [31].

При этом на такие цифровые "фронтиры" как "интернет вещей" (Internet of Things, IoT), искусственный интеллект (А/'tificial Intelligence, Al), "большие данные" (Big Data), робототехнику (Robotics), распределенные реестры данных (Blockchain) придется более 80% всего оценочного объема рынка (рис. 6).

Интернет сяи«"" (Inlmiit of Thtmi.loT)

■ üt.:mrciTHMt ■ >'' ui: t'r j-v

(Diflou)

16,9*.

53%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и CttfilfiHm iHtprímiA (Self PV)

■ iiontcn,' данные" ::Sií DjIi)

■ PoüoroTtufiiu @tobo6es)

' i\ 4',''ri (Aitifiad

lntrlbsKKt. AI)

■ ¿D-nrfl» 13D Fnnftnii

■ Пртиге (ОЧЬп)

Ркттрфзелфюан pfr-гтри ]«№ (Blorjichzm;,

в ■ >ОТ-*гкгр: l> (Gilw i G£)

J,5%

Рис. 6 - Оценочная (прогнозная) структура рынка высокотехнологичной продукции (товаров, работ и услуг), производимой с использованием ключевых цифровых "фронтиров" Источник: United Nations Conference on Trade and Development [31]

X X О го А С.

X

го m

о

to о м м

es es o es

O Ш

m

X

<

m o x

X

В этих условиях инновационный потенциал и значимость цифровых сетецентрических систем управления данными будет возрастать, равно как и востребованность ЦССУД с позиций оптимизации управления потоками стоимостной информации и эффективного обеспечения отраслевых стоимостных расчетов не только в судостроении, но и других высокотехнологичных системообразующих отраслях промышленности.

Литература

1. Калмыков В.А., Досиков В.С. Инновационный потенциал внедрения цифровых сетецентри-ческих систем управления данными в сфере гражданского судостроения // Инновации и инвестиции. - 2021. - № 9. - С. 14-17.

2. Kalmykov V.A. Digital Network-Centric Systems of Data Management in Civil Shipbuilding Organizations: Development and Implementation // International Journal of Open Information Technologies. - Vol. 9. - № 10. - pp. 99-102.

3. Калмыков В.А., Досиков В.С. Теоретико-методологические подходы к разработке и внедрению цифровых сетецентрических систем управления данными в организациях гражданского судостроения: понятийный аппарат, принципы и инструменты реализации // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2021. - № 3. - С. 33-42.

4. Гуреев П.М., Гришин В.Н. Инновационный потенциал: проблемы определения и оценки // Инновации. - 2017. - № 4 (222). - С. 89-92.

5. Perepechko L.N., Yagolnitser M.A. Innovative Potential of Industry and Productive Power of Science As the Factors of Economic Growth // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. - 2021. - Vol. 14. - № 7. - pp. 966-977.

6. Быстрова Н.В., Цыплакова С.А., Бушуева А.А. Инновационный потенциал предприятия: экономический аспект // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. -2019. - № 1 (35). - С. 123-128.

7. Легостаева С.А. Инновационный потенциал предприятия: анализ факторов, его определяющих // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. - 2018. - № 8. - С. 64-69.

8. Абакарова З.Г., Раджабова З.К. Инновационный потенциал: содержание организационной формы его реализации российскими и зарубежными компаниями // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2018. - Т. 4. - № 12 (84). - С. 41-44.

9. Абрамчик Г.А. Инновационный потенциал как условие роста российской экономики // Решет-невские чтения. - 2018. - Т. 2. - С. 493-494.

10. Гасанов М.А., Жаворонок А.В., Климович М.А. Инновационный потенциал структурной конвергенции российской экономики // Вестник университета. - 2019. - № 4. - С. 23-29.

11. Шахова М.С., Сычева К.Г. Инновационный потенциал российского экспортного сектора // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. - 2019. - № 2. - С. 116-137.

12. Моргунов Ю.А. Инновационный потенциал и оценка резервов развития наукоемких технологий машиностроения // Экономические стратегии. -2019. - Т. 21. - № 2 (160). - С. 126-136.

13.Ялмаев Р.А. Инновационный потенциал, его сущность и структура // Евразийское научное объединение. - 2019. - № 11-4 (57). - С. 345-346.

14.Харкевич И.С. Многоаспектность факторов, влияющих на инновационный потенциал промышленного предприятия // Экономика. Управление. Инновации. - 2020. - № 2 (8). - С. 53-57.

15. Овчинников А.П. Инновационный потенциал российской экономики в условиях стратегии им-портозамещения // Глобальный научный потенциал. - 2021. - № 1 (118). - С. 131-133.

16. Кожемяко М.Г., Изотенков А.А. Инновационный потенциал как фактор развития предприятия // Экономика и эффективность организации производства. - 2021. - № 33. - С. 106-108.

17. Попова Л.В., Маслова И.А., Крылова В.В. Инновационный потенциал и климат как основа управления предприятием // Аудит. - 2020. - № 5.

- С. 31-34.

18.Ахмедова А.В. Обзор понятия "инновационный потенциал предприятия" // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. - 2020. - № 1 (26). - С. 58-61.

19. Путятина Л.М., Арсеньева Н.В. Инновационный потенциал машиностроительного предприятия и методика его оценки // Вопросы инновационной экономики. - 2020. - Т. 10. - № 1. - С. 563-572.

20.Лютова И.И. Роль инновационной составляющей в современном воспроизводстве // Вестник Национального института бизнеса. - 2018. - № 34.

- С. 145-149.

21. Калмыков В.А., Досиков В.С. Инновационный потенциал внедрения цифровых сетецентри-ческих систем управления данными в сфере гражданского судостроения // Инновации и инвестиции.

- 2021. - № 9. - С. 14-17.

22. I vashchenko N., Kamyshansky V., Shakhova M., Govorova A., Sepiashvili E. Innovative Entrepreneurship: Russian and International Development Features // Amazonia Investiga. - 2019.

- Vol. 8. - № 23. - С. 37-42.

23. Захарова Е.В., Митякова О.И. Оценка инновационного потенциала предприятия с учетом цифровизации экономики // Вопросы инновационной экономики. - 2020. - Т. 10. - № 3. - С. 16531666.

24. Майоров В.А. Оценка уровня инновационного потенциала предприятия // Актуальные вопросы современной экономики. - 2019. - № 3-1. -С. 390-393.

25.Закиров А.И., Владыка М.В. Оценка инновационного потенциала российской промышленности // Экономические и гуманитарные науки. -2018. - № 12 (323). - С. 12-17.

26. Путятина Л.М., Арсеньева Н.В. Инновационный потенциал машиностроительного предприятия и методика его оценки // Вопросы инновационной экономики. - 2020. - Т. 10. - № 1. - С. 563-572.

27. Industrial Development Report 2020. Industrializing in the Digital Age // UNIDO. - URL: https://www.unido.org/resources-publications-flagship-publications-industrial-development-report-series/idr2020 (accessed November 2021).

28.Verzuh E. The Fast Forward MBA in Project Management: The Comprehensive, Easy-to-Read Handbook for Beginners and Pros (6th Edition). - М.: John Wiley & Sons, 2021. - 544 р.

29. Полковников А.В., Дубовик М.Ф. Управление проектами. Полный курс МВА. - М.: Олимп-Бизнес, 2018. - 552 с.

30. Newell M. Preparing For the Project Management Professional (PMP) Certification Exam. - N.Y.: American Management Association, 2005. -379 p.

31.Technology and Innovation Report 2021. Catching Technological Waves // UNCTAD. - URL: https://unctad.org/system/files/official-document/tir2020_en.pdf (accessed November 2021).

Digital network-centric data management systems in industry cost calculations of russian shipbuilding: assessment of innovative potential for implementation Kalmykov V.A.

JSC Central Design Bureau Korall,

JEL classification: G20, G24, G28, H25, H30, H60, H72, H81, K22, K34

The article examines some problems of "digital maturity" in the sphere of russian civil shipbuilding and substantiates the need for its modernization based on the introduction of advanced information technologies. The innovative potential of digital network-centric data management systems in ensuring the effectiveness of cost calculations in the production and design of civil shipbuilding objects is being investigated. It is substantiated that the organization and conduct of sectoral cost calculations by means of the digital network-centric data management systems, as well as the management of cost information flows on a network-centric basis, make it possible in the long term to spread advanced digital production technologies everywhere and, thereby, to blur the boundaries between physical and digital production systems. Keywords: innovation potential, network-centric, technological innovations,

information systems, shipbuilding, design. References

1. Kalmykov V.A., Dosikov V.S. Innovative potential for the implementation of

digital network-centric data management systems in the field of civil shipbuilding // Innovations and investments. - 2021. - No. 9. - P. 14-17.

2. Kalmykov V.A. Digital Network-Centric Systems of Data Management in

Civil Shipbuilding Organizations: Development and Implementation // International Journal of Open Information Technologies. - Vol. 9. - No. 10. - pp. 99-102.

3. Kalmykov V.A., Dosikov V.S. Theoretical and methodological approaches

to the development and implementation of digital network-centric data management systems in civil shipbuilding organizations: a conceptual apparatus, principles and implementation tools. Bulletin of the Voronezh State University. Series: Economics and Management. - 2021. - No. 3. -P. 33-42.

4. Gureev P.M., Grishin V.N. Innovation potential: problems of definition and

evaluation // Innovations. - 2017. - No. 4 (222). - S. 89-92.

5. Perepechko L.N., Yagolnitser M.A. Innovative Potential of Industry and

Productive Power of Science As the Factors of Economic Growth //

Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences.

- 2021. - Vol. 14. - No. 7. - pp. 966-977.

6. Bystrova N.V., Tsyplakova S.A., Bushueva A.A. Innovative potential of the

enterprise: economic aspect // Innovative economy: prospects for development and improvement. - 2019. - No. 1 (35). - S. 123-128.

7. Legostaeva S.A. Innovative potential of an enterprise: analysis of factors

that determine it // Education and Science without Borders: Fundamental and Applied Research. - 2018. - No. 8. - P. 64-69.

8. Abakarova Z.G., Radzhabova Z.K. Innovative potential: the content of the

organizational form of its implementation by Russian and foreign companies // Economics and management: problems, solutions. - 2018.

- V. 4. - No. 12 (84). - S. 41-44.

9. Abramchik G.A. Innovative potential as a condition for the growth of the

Russian economy // Reshetnevskiye readings. - 2018. - T. 2. - S. 493494.

10. Gasanov M.A., Zhavoronok A.V., Klimovich M.A. Innovative potential of the structural convergence of the Russian economy // Bulletin of the University. - 2019. - No. 4. - S. 23-29.

11. Shakhova M.S., Sycheva K.G. Innovative potential of the Russian export sector // Bulletin of the Moscow University. Series 6: Economy. - 2019. -No. 2. - P. 116-137.

12. Morgunov Yu.A. Innovative potential and assessment of reserves for the development of high-tech engineering technologies // Economic strategies. - 2019. - T. 21. - No. 2 (160). - S. 126-136.

13. Yalmaev R.A. Innovative potential, its essence and structure // Eurasian scientific association. - 2019. - No. 11-4 (57). - S. 345-346.

14. Kharkevich I.S. Multidimensionality of factors influencing the innovative potential of an industrial enterprise // Economics. Control. Innovation. -

2020. - No. 2 (8). - S. 53-57.

15. Ovchinnikov A.P. Innovative potential of the Russian economy in the context of the import substitution strategy // Global Scientific Potential. -

2021. - No. 1 (118). - S. 131-133.

16. Kozhemyako M.G., Izotenkov A.A. Innovative potential as a factor in the development of an enterprise // Economics and efficiency of production organization. - 2021. - No. 33. - P. 106-108.

17. Popova L.V., Maslova I.A., Krylova V.V. Innovative potential and climate as a basis for enterprise management // Audit. - 2020. - No. 5. - P. 3134.

18. Akhmedova A.V. Review of the concept of "innovative potential of the enterprise" // Actual problems and prospects for the development of the economy: Russian and foreign experience. - 2020. - No. 1 (26). - S. 5861.

19. Putyatina L.M., Arsen'eva N.V. Innovative potential of a machine-building enterprise and the methodology for its assessment // Issues of innovative economics. - 2020. - T. 10. - No. 1. - S. 563-572.

20. Lyutova I.I. The role of the innovation component in modern reproduction // Bulletin of the National Institute of Business. - 2018. - No. 34. - P. 145149.

21. Kalmykov V.A., Dosikov V.S. Innovative potential for the implementation of digital network-centric data management systems in the field of civil shipbuilding // Innovations and investments. - 2021. - No. 9. - P. 14-17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Ivashchenko N., Kamyshansky V., Shakhova M., Govorova A., Sepiashvili

E. Innovative Entrepreneurship: Russian and International Development Features // Amazonia Investiga. - 2019. - Vol. 8. - No. 23. - S. 37-42.

23. Zakharova E.V., Mityakova O.I. Assessment of the innovative potential of

an enterprise taking into account the digitalization of the economy // Questions of innovative economics. - 2020. - T. 10. - No. 3. - S. 16531666.

24. Mayorov V.A. Assessment of the level of innovative potential of an enterprise // Actual issues of modern economics. - 2019. - No. 3-1. - S. 390-393.

25. Zakirov A.I., Vladyka M.V. Assessment of the innovative potential of the Russian industry // Economic and humanitarian sciences. - 2018. - No. 12 (323). - P. 12-17.

26. Putyatina L.M., Arsen'eva N.V. Innovative potential of a machine-building enterprise and the methodology for its assessment // Issues of innovative economics. - 2020. - T. 10. - No. 1. - S. 563-572.

27. Industrial Development Report 2020 n the Digital Age // UNIDO. - URL: https://www.unido.org/resources-publications-flagship-publications-industrial-development-report-series/idr2020 (accessed November 2021).

28. Verzuh E. The Fast Forward MBA in Project Management: The Comprehensive, Easy-to-Read Handbook for Beginners and Pros (6th Edition). - M.: John Wiley & Sons, 2021. - 544 rubles.

29. Polkovnikov A.V., Dubovik M.F. Project management. Complete MBA course. - M.: Olimp-Business, 2018. - 552 p.

30. Newell M. Preparing For the Project Management Professional (PMP) Certification Exam. - N.Y.: American Management Association, 2005. -379 p.

31. Technology and Innovation Report 2021. Catching Technological Waves // UNCTAD. - URL: https://unctad.org/system/files/official-document/tir2020_en.pdf (accessed November 2021).

X X О го А С.

X

го m

о

м о м м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.