Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ РЕШЕНИЯ В ИНИЦИАТИВНОМ БЮДЖЕТИРОВАНИИ: СОСТОЯНИЕ, ТРЕНДЫ И БАРЬЕРЫ'

ЦИФРОВЫЕ РЕШЕНИЯ В ИНИЦИАТИВНОМ БЮДЖЕТИРОВАНИИ: СОСТОЯНИЕ, ТРЕНДЫ И БАРЬЕРЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Цифровизация / платформа обратной связи / инициативное бюджетирование / портал «Госуслуги» / клиентоцентричность / государственное управление / Digitalization / feedback platform / proactive budgeting / portal Gosuslugi / customer centricity / public administration

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Владимир Владимирович Вагин, Дмитрий Александрович Шатохин, Ирина Вениаминовна Петрова

В статье проводится анализ применения цифровых решений в процессе реализации проектов инициативного бюджетирования. Авторы исследуют актуальное состояние использования цифровых инструментов в этой сфере, а также анализируют текущие тренды и возможные барьеры для их реализации. Основываясь на исследованиях и анализе данных, авторы делают выводы о перспективах развития цифровых решений в партисипаторных практиках и предлагают рекомендации для разработки политик и стратегий по внедрению этих решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL SOLUTIONS IN PROACTIVE BUDGETING: STATUS, TRENDS AND BARRIERS

The article analyzes the use of digital solutions in the process of proactive budgeting. The authors examine the current state of use of digital tools in this area, as well as analyze current trends and possible barriers to their use. Based on research and data analysis, the authors draw conclusions about the prospects for the development of digital solutions in participatory budgeting and offer recommendations for the development of policies and strategies for the implementation of these solutions.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ РЕШЕНИЯ В ИНИЦИАТИВНОМ БЮДЖЕТИРОВАНИИ: СОСТОЯНИЕ, ТРЕНДЫ И БАРЬЕРЫ»

Вагин ВВ., Шатохин Д.А., Петрова И.В.

ЦИФРОВЫЕ РЕШЕНИЯ В ИНИЦИАТИВНОМ БЮДЖЕТИРОВАНИИ: СОСТОЯНИЕ, ТРЕНДЫ И БАРЬЕРЫ

Аннотация. В статье проводится анализ применения цифровых решений в процессе реализации проектов инициативного бюджетирования. Авторы исследуют актуальное состояние использования цифровых инструментов в этой сфере, а также анализируют текущие тренды и возможные барьеры для их реализации. Основываясь на исследованиях и анализе данных, авторы делают выводы о перспективах развития цифровых решений в партисипаторных практиках и предлагают рекомендации для разработки политик и стратегий по внедрению этих решений.

Ключевые слова. Цифровизация, платформа обратной связи, инициативное бюджетирование, портал «Госуслуги», клиентоцентричность, государственное управление

Vagin V.V., Shatokhin D.A., Petrova I.V.

DIGITAL SOLUTIONS IN PROACTIVE BUDGETING: STATUS, TRENDS AND BARRIERS

Abstract. The article analyzes the use of digital solutions in the process of proactive budgeting. The authors examine the current state of use of digital tools in this area, as well as analyze current trends and possible barriers to their use. Based on research and data analysis, the authors draw conclusions about the prospects for the development of digital solutions in participatory budgeting and offer recommendations for the development ofpolicies and strategies for the implementation of these solutions.

Keywords. Digitalization, feedback platform, proactive budgeting, portal Gosuslugi, customer centricity, public administration

Введение

Участие граждан в государственном управлении с применением цифровых технологий - это одно из ключевых направлений современного общественного развития. В эпоху цифровизации и информационного прогресса, где всеобщий доступ к интернету стал неотъемлемой частью жизни, возможность влиять на принятие решений, касающихся будущего государства, становится все более актуальной и значимой. Цифровые технологии предоставляют уникальные возможности для организации эффективного взаимодействия граждан с государственными органами. Они позволяют людям активно участвовать в различных аспектах управления: от формирования государственной политики и принятия законов до контроля за их исполнением.

ГРНТИ 06.61.33 EDN SSLCIA

© Вагин В.В., Шатохин Д.А., Петрова И.В., 2024

Владимир Владимирович Вагин - кандидат философских наук, руководитель Центра инициативного бюджетирования НИФИ Минфина России.

Дмитрий Александрович Шатохин - заместитель руководителя Дирекц^ финансовой грамотности НИФИ Минфина России.

Ирина Вениаминовна Петрова - кандидат экономических наук, научный сотрудник Центра инициативного бюджетирования НИФИ Минфина России.

Контактные данные для связи с авторами (Петрова И.В.): 127006, г. Москва, Настасьинский пер., 3/2 (Russia, Moscow, Nastasyinsky lane, 3/2). Тел.: +7 495 699-74-14. Е-mail: Petrova@nifi.ru. Статья поступила в редакцию 14.05.2024.

Процесс национальной цифровизации в Российской Федерации начался в 60-х годах XX века (тогда он именовался информатизацией и/или автоматизацией) и продолжается до настоящего времени. За это время в стране сформировалась информационно-коммуникационная инфраструктура, которая обеспечивает взаимодействие органов государственной власти и граждан, сопровождающееся автоматизацией процесса государственного управления [2, с. 22-24]. С 2021 года цифровизация государственных, муниципальных услуг и общественных сфер стала рассматриваться как возможность приближения государства к потребностям граждан и реализации клиентоцентричного подхода к управлению [3, с. 40-41]. Важные направления развития цифровизации нашли отражение в ряде федеральных нормативных документов [4; 5; 6; 7; 8], что подтверждает стремление государства к развитию информационно-коммуникационных технологий и повышению эффективности своих учреждений.

Для обеспечения удобного доступа к разнообразным сервисам и быстрого получения интересующей пользователей информации были созданы государственные порталы - средства системного объединения общественных ресурсов и сервисов [9]. Самым известным и популярным цифровым инструментом сегодня является портал «Госуслуги». Это уникальная цифровая платформа, которая обеспечивает взаимодействие между органами государственной власти и заявителями (как гражданами, так и юридическими лицами) в области предоставления государственных услуг [10].

Инициативное бюджетирование, являющееся уникальной технологий вовлечения граждан в принятие бюджетных решений в государственном и муниципальном управлении [1], имеющее целью создание совместно с государством новых необходимых для граждан проектов, естественным образом интегрировало в себя информационные технологии. Самым распространенным каналом подачи проектных идей проектов инициативного бюджетирования является Интернет, голосование за проекты также происходит в интерактивной форме. Для этого используются региональные порталы, мобильные приложения, специально созданные для обеспечения инфраструктуры развития инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации. Цифровые технологии играют все более важную роль в современном инициативном бюджетировании. Они предлагают новые возможности для оптимизации процессов, улучшения прозрачности и повышения эффективности управления финансами [20].

Материалы и методы

При проведении исследования были использованы материалы нормативно-правовых актов Российской Федерации в сфере цифровизации государственного и муниципального управления, развития принципов клиентоцентричности, стратегические документы. Проведено изучение практики онлайн голосований граждан с использованием федеральных порталов в период с 2021 по 2024 годы. Эмпирической базой исследования стали данные официальных порталов, результаты аналитических исследований в сфере цифровизации государственного управления, ведомственные открытые данные. Исходя из рамок исследования, рассматривались особенности функционалов платформ для голосований. Для определения способов взаимодействия государства с гражданами по вопросам, выходящим за рамки голосований, изучены принципы работы порталов инициативного бюджетирования.

Результаты и их обсуждение

Электронные платформы и порталы в настоящее время являются одним из важнейших инструментов цифрового участия граждан, где каждый человек имеет возможность реализовать свои гражданские права, высказать свое мнение по конкретным вопросам, предложить идеи и проекты, а также принять участие в обсуждении различных инициатив. Благодаря этим технологиям, возможность голоса каждого гражданина становится гораздо более сильной и заметной.

В рамках Всероссийской переписи населения 2021 года по данным «Левада-Центра» (*АНО «Левада-Центр» внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента) 29% заполнили переписной лист в цифровом виде на портале «Госуслуги» [15]. В 2024 году на выборах Президента Российской Федерации дистанционное электронное голосование проводилось в 29 субъектах Российской Федерации с использованием программного обеспечения на портале vybory.gov.ru и на портале mos.ru для жителей Москвы. Начиная с 2021 года на едином портале za.gorodsreda.ru граждане Российской Федерации выбирают объекты общественных пространств, которые войдут в муниципальные программы развития современной городской среды. Каждый житель России, достигший возраста

14 лет, имеет возможность выразить свою волю и поддержать территорию или дизайн-проект, способствующий благоустройству. Голосование проходит в каждом субъекте Российской Федерации, в населенных пунктах численностью свыше 1000 человек [18; 19].

В настоящее время портал «Госуслуги» играет роль федеральной государственной информационной системы. Все государственные и муниципальные услуги предоставляются через этот портал, используя единый федеральный реестр. Синхронизация с услугами исполнительной власти осуществляется путем согласования функционала портала «Госуслуги» и региональных порталов. В течение 2023 года портал «Госуслуги» предоставил более 340 миллионов услуг, что является рекордом за всю его историю работы. Важно отметить, что 100% социально значимых услуг были успешно переведены в электронный формат, и общедоступны 13 суперсервисов [11; 12].

Перспективами функционирования портала «Госуслуги» эксперты называют «персонализированное взаимодействие, проактивное уведомление о предлагаемых услугах, автоматическое составление заявлений», причем к моменту заполнения заявления услуга уже будет предоставлена, поскольку она была подготовлена для заявителя на основании анализа искусственным интеллектом его пользовательской активности [13]. Современная версия портала «Госуслуги» имеет целый набор средств коммуникации с гражданами - это контактный центр и голосовой помощник «Робот Макс». Кроме всего прочего, портал предлагает уникальную платформу обратной связи (ПОС), которая помогает повысить качество обслуживания и обеспечить единый стандарт коммуникации с потребителями. Ее главная задача - оперативное решение текущих вопросов граждан.

Благодаря ПОС, власти получают объективную информацию о насущных проблемах, волнующих граждан, и принимают соответствующие меры для их решения. Посредством использования электронной формы на портале «Госуслуги», мобильного приложения «Госуслуги. Решаем вместе» и виджетов на веб-сайтах органов власти субъектов Российской Федерации, гражданам дана возможность обращаться в государственные и муниципальные органы по самым разнообразным вопросам, участвовать в опросах, голосованиях и обсуждениях. К концу 2022 года количество подключенных организаций и органов по всей стране достигло 118 тысяч, и с момента запуска данной платформы в субъектах России было получено и обработано более 9,5 миллиона сообщений [14].

В 2023 году была запущена работа по пилотной апробации модуля «Инициативные проекты» ПОС. Эксперимент стартовал в отдельных муниципальных образованиях трех субъектов Российской Федерации - Ивановской, Калининградской области и Красноярском крае. В конце 2023 - начале 2024 года состоялись первые процедуры по размещению инициативных проектов и голосование за поданные проекты. Следует отметить тот факт, что цифровизация уже достаточно глубоко проникла в процедуры инициативного бюджетирования. По данным мониторинга развития инициативного бюджетирования в регионах и муниципальных образованиях в 2022 г. цифровые решения внедрялись в 91 практике инициативного бюджетирования; 24 субъекта Российской Федерации имели специализированные платформенные решения [20, с. 24].

Пилотирование в трех субъектах Российской Федерации цифровой версии инициативного бюджетирования на портале «Госуслуг» выявило значительное число проблем. Первая из них - отсутствие единого понимания, является ли участие граждан в инициативном бюджетировании государственной услугой. Методология инициативного бюджетирования предполагает, что оно скорее является технологией, инструментом участия. Услугой может стать конкретная практика инициативного бюджетирования, фокусирующаяся на возможности для граждан решения тех или иных проблем. Вторая проблема вызвана общей проблемой вовлечения в платформенные решения граждан. Еще не скоро граждане привыкнут к тому, что портал «Госуслуг» предоставляет «услугу», связанную с участием граждан. Третья проблема связана с тем, что разработка участия граждан в бюджетных решениях осуществляется на базе уже действующих практик инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации. Велики риски того, что уже укоренившаяся практика отторгнет цифровую инновацию.

Цифровизация инициативного бюджетирования может иметь несколько целей. Прежде всего, она может способствовать повышению комфорта для клиентов (граждан, экспертов, органов власти), создавая удобные и доступные цифровые платформы, где граждане смогут предлагать свои инициативы, участвовать в голосованиях. Цифровые решения облегчат органам власти работу по экспертизе проектов, организации мониторинга реализации проектов, созданию и ведению базы данных проектов, учету

финансового обеспечения проектов для включения в состав бюджетных расходов. На уровне Российской Федерации цифровая трансформация партисипаторных практик позволяет повышать уровень вовлеченности граждан в процессы принятия бюджетных решений, обобщать данные о реализации инициативного бюджетирования в целом по стране, а, соответственно, анализировать и корректировать деятельность в этой сфере.

Внедрению эффективных инструментов цифровизации инициативного бюджетирования препятствуют институциональные барьеры, которые необходимо преодолеть. Одними из таких являются высокие первоначальные затраты на внедрение цифровых технологий. Для успешного осуществления цифровизации необходимо достаточное финансирование, которое позволит участвующим сторонам реализовать свои наработки.

Еще одной проблемой является отсутствие общих стандартов цифрового участия граждан в государственном и муниципальном управлении. Необходимо разработать набор цифровых форматов, которые создадут рамку участия граждан в процессе принятия решений. Большое число проблем также создают межведомственные барьеры на пути взаимодействия при разработке и реализации платформенных решений. Необходимо создать эффективную систему обмена данными между различными организациями и системами для успешной реализации цифровизации. Кроме этого, успешная реализация цифровых решений должна использовать универсальные стандарты и апробированные формы, собранные в единый банк цифровых решений в сфере участия граждан в государственном и муниципальном управлении.

Наконец, сфера регулирования вопросов цифрового участия граждан в управлении остается нормативно неопределенной. Для успешного внедрения электронных инноваций в сфере инициативного бюджетирования необходимо разработать нормативные акты, которые бы заложили бы основы цифровиза-ции инициативного бюджетирования. Это касается, прежде всего, региональных стратегий цифровой трансформации, принятых во всех субъектах Российской Федерации, и где государственному управлению отведены отдельные разделы. Все эти проблемы требуют серьезного изучения и разработки соответствующих мер для их преодоления. Только в случае успешного устранения институциональных барьеров можно говорить о полноценной реализации гармоничной цифровизации инициативного бюджетирования. Заключение

Необходимо учитывать определенные принципы при внедрении цифровых решений в инициативное бюджетирование. В первую очередь, даже при организации должной цифровизации партисипаторных практик, важно сохранять форматы встреч и общения с гражданами. Виртуальные голосования не должны полностью заменить коммуникацию лицом к лицу, так как многие предпочитают обсуждать свои идеи и требования лично.

Важно изучать, сохранять, применять локальные (региональные и местные) цифровые решения в обеспечение принципа многообразия практик инициативного бюджетирования и способов их реализации, поскольку разнообразие инициатив и проектов, предлагаемых гражданами, способствует развитию и инновациям. Наиболее благоприятный сценарий развития цифровых решений в этом случае - поддерживать жизнеспособные практики и целесообразное их многообразие. Для достижения максимального результата необходимо внедрить федеральные решения, которые бы аккумулировали лучшие подходы локальных практик и устраняли пробелы в данной сфере. Одним из ключевых аспектов является развитие на федеральном уровне системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) участников инициативного бюджетирования. Такая система позволит облегчить процесс реализации проектов и повысить эффективность работы всех участников.

Вместе с тем, определенная стандартизация цифрового участия граждан в реализации проектов инициативного бюджетирования на фоне формирования платформенной идеологии цифровых решений необходима. Она может быть представлена как набор принципов и инструментов, которые обеспечивают эффективную связь граждан с органами власти с использованием цифровых технологий. Главная цель стандартизации - создать более открытую, прозрачную и ответственную систему государственного и муниципального управления с участием граждан, понятную не только органам власти, но и сами гражданам.

Также важно осуществить на федеральном уровне цифровизацию мониторинга практик инициативного бюджетирования России. Цифровые технологии, такие как чат-боты, искусственный интеллект, центры управления регионом позволят отслеживать и адаптировать лучшие практики в этих сферах. Более того, необходимо привязать деятельность электронного портала общественного участия к системе оценки деятельности органов власти. Это позволит повысить прозрачность и эффективность работы органов власти и обеспечить активное взаимодействие с гражданами на всех уровнях.

В итоге реализация федеральных решений, ориентированных на сохранение и развитие локальных онлайн сервисов, станет важным шагом в развитии электронного правительства. Это позволит создать удобный цифровой формат осуществления софинансирования проектов, усовершенствовать взаимодействие между гражданами и органами власти, и привести к повышению уровня управления государством в целом. Благодарности

Исследование выполнено в рамках направления 1.2. «Обеспечение открытости и прозрачности управления общественными финансами», мероприятия 1.2.2 «Реализация Программы развития инициатви-ного бюджетирования в Российской Федерации» Плана деятельности Министерства финансов Российской Федерации на 2020-2025 годы (утвержден 25 августа 2020 г.).

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Вагин В.В., Шугрина Е.С. Роль инициативного бюджетирования в формировании экосистемы гражданского участия в государственном и муниципальном управлении // Финансовый журнал. 2021. Т. 13, № 2. С. 9-24.

2. Ильичева Л.Е., Пирожков Н. С. Механизмы электронной демократии в современной России: условия формирования и тенденции развития // Социально-политические науки. 2022. Т. 12, № 2. С. 21-26.

3. Лищук Е.Н., Капелюк С.Д. Оценка качества услуг служб занятости при переходе на клиентоцентричный подход и цифровой формат // Вопросы государственного и муниципального управления. 2023. № 4. С. 38-70.

4. Федеральный проект «Государство для людей». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/directions/gosudarstvennoe_upravlenie/gosudarstvo_dlya_lyudey/?ysclid=lv p4sqp4jd881215680 (дата обращения 02.05.2024).

5. Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. № 2765-р).

6. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

7. Перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 № 2816-р).

8. Указ Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации».

9. Матвеева А.С. Порталы как элемент единого информационного пространства организации // Культурная жизнь Юга России. 2018. № 2. С. 102-104.

10. Постановление Правительства РФ от 24 октября 2011 г. № 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)».

11. Дмитрий Чернышенко: по итогам 2023 года оказано более 340 млн. госуслуг в электронном виде. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/news/50858 (дата обращения 03.05.2024).

12. Суперсерсвис: цифровизацию госуслуг обсудили на выставке «Россия». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://russia.ru/news/superservis-cifrovizaciiu-gosuslug-obsudili-na-vystavke-rossiia (дата обращения 03.05.2024).

13. На выставке «Россия» прошёл День Госуслуг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://digital.gov.ru/ru/events/49319 (дата обращения 03.05.2024).

14. Платформа обратной связи. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.tadviser.ru/index.php/ Продукт:Платформа_обратной_связи_(ПОС) (дата обращения 03.05.2024).

15. Платформа обратной связи. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://digital.gov.ru/ru/activity/ directions/1058 (дата обращения 03.05.2024).

16. Выявление мнения граждан в целях реализации инициативных проектов на территории Красноярского края. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pos.gosuslugi.ru/lkp/initiative-budgeting/c/10/?ysclid= lvqpqf2sm158963561 (дата обращения 03.05.2024).

17. Участие россиян в переписи. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.levada.ru/2021/12/21/uchastie-rossiyan-v-perepisi (дата обращения 24.02.2024). *АНО «Левада-Центр» внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

18. Во Всероссийском онлайн-голосовании за объекты благоустройства приняли участие 17,2 млн россиян. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.minstroyrf.gov.ru/press/vo-vserossiyskom-onlayn-golosovanii-za-obekty-blagoustroystva-prinyali-uchastie-17-2-mln-rossiyan- (дата обращения 03.05.2024).

19. Голосование по отбору территорий для благоустройства в 2025 году в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pos.gosuslugi.ru/lkp/polls/418913/?ysclid=lvqpvipfd0886086580 (дата обращения 03.05.2024).

20. Доклад о лучших практиках развития инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях в 2022 году. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ common/upload/Иbrary/2023/09/main/0609_Doklad_2023_.pdf?ysdid=lvrohg0996754612405 (дата обращения 04.05.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.