Научная статья на тему 'ЭЛЕКТРОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И НАСЕЛЕНИЯ'

ЭЛЕКТРОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
взаимодействие власти и населения / электронные обращения / дистанционное голосование / инициативное бюджетирование / interaction between the government and the population / electronic communications / remote voting / initiative budgeting

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Заборова Елена Николаевна

Существует определенное противоречие: с одной стороны, региональное и муниципальное управление должны осуществлять компетентные лица, обладающие специальным образованием и опытом работы. С другой, аксиомой является утверждение, что население также должно привлекаться к управлению, поскольку только такое участие гарантирует демократичность общества. При этом известно, что население в целом слабо информировано о проблемах развития территории, пассивно и не организовано. Это противоречие является базовой проблемой статьи и показывает ее актуальность. Разрешение противоречия лежит в понимании степени вовлечения населения к управлению и анализе форм взаимодействия власти и населения. Цель статьи – исследовать новые электронные формы взаимодействия власти и населения (электронные обращения, дистанционное голосование, краудсорсинговые платформы, инициативное бюджетирование) и дать им оценку. В качестве методологической базы в работе использовался широкий круг работ отечественных и зарубежных авторов. Эмпирическую базу составляет анализ статистических данных, опубликованных на официальных сайтах правительства Свердловской области и администрации муниципального образования город Екатеринбург. Также используются материалы 30 глубинных интервью и 3 фокус-групп. Результаты исследования показывают, что новые электронные формы взаимодействия получили широкое распространение. Контакты власти и населения стали более интенсивными и разнообразными. От практики информирования и консультирования намечается движение в сторону вовлечения населения в процесс распределения части бюджетных средств. В целом повышается прозрачность информационно-цифровых коммуникаций власти и населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC FORMS OF INTERACTION BETWEEN THE GOVERNMENT AND THE POPULATION

The research begins by highlighting a significant contradiction: on the one hand, regional and municipal management should be conducted by competent individuals with specialized education and work experience. On the other hand, it is a fundamental principle of democracy that the population should also be involved in governance, as only such participation guarantees true democratic processes within society. However, it is well known that the population as a whole is often poorly informed about issues of territorial development, passive, and disorganized. This contradiction forms the central problem of the article and underlines its relevance. The solution to this contradiction lies in understanding the degree of public involvement in management and analyzing the forms of interaction between the government and the populace. The purpose of the article is to explore and evaluate new electronic forms of interaction between the government and the population, such as electronic appeals, remote voting, crowdsourcing platforms, and initiative budgeting. A wide range of works by domestic and foreign authors serves as the methodological foundation for this research. The empirical base includes an analysis of statistical data published on the official websites of the Government of Sverdlovskaya Oblast and the Administration of Yekaterinburg. Additionally, materials from thirty in-depth interviews and three focus groups are utilized. The results of the study indicate that new electronic forms of interaction have become widespread. The contacts between the government and the population have become more intense and diverse. There has been a shift from merely informing and consulting the public to involving them in the partial allocation of budget funds. Overall, the transparency of information and digital communications between the government and the population is increasing.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТРОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И НАСЕЛЕНИЯ»

Научная статья

DOI: 10.15593/2224-9354/2024.2.9 УДК 352.072.3:004

Е.Н. Заборова

ЭЛЕКТРОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И НАСЕЛЕНИЯ

Существует определенное противоречие: с одной стороны, региональное и муниципальное управление должны осуществлять компетентные лица, обладающие специальным образованием и опытом работы. С другой, аксиомой является утверждение, что население также должно привлекаться к управлению, поскольку только такое участие гарантирует демократичность общества. При этом известно, что население в целом слабо информировано о проблемах развития территории, пассивно и не организовано. Это противоречие является базовой проблемой статьи и показывает ее актуальность. Разрешение противоречия лежит в понимании степени вовлечения населения к управлению и анализе форм взаимодействия власти и населения. Цель статьи - исследовать новые электронные формы взаимодействия власти и населения (электронные обращения, дистанционное голосование, краудсорсинговые платформы, инициативное бюджетирование) и дать им оценку. В качестве методологической базы в работе использовался широкий круг работ отечественных и зарубежных авторов. Эмпирическую базу составляет анализ статистических данных, опубликованных на официальных сайтах правительства Свердловской области и администрации муниципального образования город Екатеринбург. Также используются материалы 30 глубинных интервью и 3 фокус-групп. Результаты исследования показывают, что новые электронные формы взаимодействия получили широкое распространение. Контакты власти и населения стали более интенсивными и разнообразными. От практики информирования и консультирования намечается движение в сторону вовлечения населения в процесс распределения части бюджетных средств. В целом повышается прозрачность информационно-цифровых коммуникаций власти и населения.

Ключевые слова: взаимодействие власти и населения, электронные обращения, дистанционное голосование, инициативное бюджетирование.

Введение. Управление - специфический, очень важный для общества вид деятельности, который осуществляет особая социальная группа управленцев (чиновников, государственных и муниципальных служащих). Для квалифицированного выполнения своих функций управленцы должны иметь специальное образование и опыт работы в системе управления. Возникает некоторое противоречие: с одной стороны, управлять регионами и муниципальными образованиями должны подготовленные люди, с другой - аксиомой является утверждение, что к управлению нужно привлекать население, которое не только не обладает специальными знаниями и в целом плохо информировано по проблемам развития территорий, но и проявляет слабую активность и не организовано. Ответ на эту коллизию лежит в понимании степени приобщения населения к управлению и анализе форм взаимодействия власти и населения.

© Заборова Е.Н., 2024

Заборова Елена Николаевна - д-р социол. наук, профессор кафедры государственной, муниципальной экономики и управления ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», Екатеринбург, е-mail: ezaborova@yandex.ru.

Конституция РФ закрепляет прямое (непосредственное) и косвенное (опосредованное) право населения участвовать в государственном и муниципальном управлении. Прямое участие ограничено, осуществляется посредством каналов, специально обозначенных в законах. Оно закреплено в Федеральном законе от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и др.

Наиболее тесно население привлекается к управлению через избранных депутатов, которым оно делегирует свои полномочия. В сравнении с общим количеством квалифицированных чиновников, которых, по данным Министерства финансов, в настоящее время насчитывается 2,4 млн чел., или 3,3 % от общей численности занятых в экономике [1]. Число депутатов всех уровней (состава Госдумы, депутатов областных, городских, окружных, краевых и республиканских образований) невелико и составляет 77 500 чел. [2]. Однако их функции весьма существенны: депутаты принимают участие в написании законов и формировании бюджетов, что составляет фундамент управленческой деятельности.

Также формой непосредственного участия являются референдумы и сходы граждан. Сходы проводятся в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, более 100 и не более 300 чел. Референдум -голосование граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. Решения, принятые на сходе и референдуме, являются обязательными для органов власти всех уровней. Однако федеральные и региональные референдумы проводятся крайне редко. Всего, начиная с 1991 г., было проведено три федеральных референдума и четырнадцать региональных. Более активно такая форма используется на местном уровне: ЦИК зарегистрировал 4568 местных референдумов [3].

Существует множество каналов более опосредованного привлечения населения к управлению на уровне государственных и муниципальных органов. Это участие в публичных слушаниях, правотворческая инициатива, участие в общественном контроле и общественных мероприятиях, обращения граждан. Все эти формы прописаны в законах и нормативных документах на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, алгоритм их реализации закреплен на практике и в методических рекомендациях.

При всем многообразии форм участия населения в управлении вплоть до самого последнего времени взаимодействие власти и населения расценивалось как слабое [4, 5], активность граждан как крайне низкая [6].

В настоящее время под влиянием информационной эпохи территориально-пространственные контакты власти и населения дополняются новыми виртуальными контактами - возникло электронное взаимодействие власти и населения. Эти формы оказывают влияние на активность граждан и качество взаи-

модействия. Цель работы - исследовать новые электронные формы взаимодействия власти и населения и выявить их влияние на этот процесс.

Материалы и методы. В настоящее время в научной литературе накоплен обширный материал по проблемам взаимодействия власти и населения. Взаимодействие власти и населения - это одно из проявлений властных отношений, уровень их развития свидетельствует о степени демократичности общества. Исследованию форм взаимодействия власти и населения посвящено много работ зарубежных авторов [7-11]. В контексте развития информационной культуры проблему цифровой грамотности исследуют Ю.Р. Вишневский, Л.Д. Забокрицкая, А.В. Кульминская [12]. Собственно электронное взаимодействие, его результаты и проблемы анализируются в работах О.Н. Демушина, В.А. Белого, И.А. Василенко [13], Д.Р. Мухаметова [14].

В настоящее время в науке и практике существует ряд методик и методологий оценки эффективности электронного участия граждан в социально-политических процессах. Так, методика ООН «Индекс развития электронного правительства» (ЕОБ1) оценивает объем и качество онлайн-услуг, состояние и развитие 1Т-инфраструктуры, а также индекс электронного участия граждан. Департаментом ООН используется Комплексная система измерения и оценки участия общественности в процессах управления с использованием цифровых технологий. Свою методологию предлагают отечественные авторы М.В. Баты-рева, Е.А. Карагулян [15].

Тема электронных обращений освещается в трудах Д.Н. Бобровой, О.С. Петровой [16], А.Ю. Звонаревой [17], А.В. Савоськина [18]. Дистанционное голосование исследуют такие авторы, как В.И. Федоров, Д.А. Ежов [19], инициативное бюджетирование анализируют В.В. Вагин [20], И.Е. Шульга, Г.Н. Хачатрян и др. [21]. Работы перечисленных авторов выступают методологической базой статьи.

В качестве эмпирической базы использованы материалы статистики, опубликованные на официальных сайтах правительства Свердловской области и администрации города Екатеринбурга с 2013 по 2022 г., а также статистические данные других авторов.

Для оценки эффективности новых форм взаимодействия были проанализированы материалы социологического исследования (30 глубинных интервью с главами муниципальных образований и их заместителями, трех фокус-групп с представителями власти, бизнеса, общественности), проведенного кафедрой прикладной социологии Уральского государственного экономического университета в 2019 г.

Основные результаты. Новые формы электронного взаимодействия сегодня появляются как у власти, так и у населения.

В недавнем прошлом со стороны власти взаимодействие осуществлялось в основном как информирование населения и консультирование с ним, при

этом предложения и решения населения были только пожеланиями, которые органы власти не были обязаны реализовывать. Сегодня такая практика продолжается, но она дополняется новыми каналами связи и движется в сторону усиления влияния населения на принимаемые решения.

Со стороны власти электронное взаимодействие можно подразделить на информирование (сообщения) (информация на сайтах государственной и муниципальной власти, обзоры, отчеты, бюллетени, статьи и пр.) и информационные мероприятия (конференции, брифинги, семинары, опросы и т.д.). Власти не только информируют граждан о тех или иных нововведениях, но и подключают население в качестве экспертов при принятии решений. На региональном и муниципальном уровне используются цифровые краудсорсинговые платформы, благодаря которым население выступает генераторам идей и экспертами в рамках направлений, задаваемых администрациями [22]. Краудсорсинговые платформы действуют в таких регионах, как Белгородская область («Народная экспертиза»), Республика Бурятия («Активный гражданин республики Бурятия»), Курская область («Действуем вместе»), Московская область («Добродел»), Республика Татарстан («Открытая Казань»), Орловская область («Сделай Орел лучше»), Хабаровский край («Открытый регион Хабаровского края»), Ярославская область («Делаем вместе!») и др.

Власти также используют ресурс населения в качестве совещательного голоса при выработке региональной и муниципальной политики. Ярким примером является платформа «Активный гражданин», при помощи которой власти Москвы узнают о ключевых городских проблемах. В Свердловской области через систему электронного голосования население выбирает наиболее нуждающиеся в реконструкции парки города.

Если раньше население информировалось и с ним советовались, то сегодня граждане приобщаются к системе распределения бюджета через инициативное бюджетирование. Инициативные проекты - это новая форма участия населения в управлении, законодательно прописанная в Федеральном законе от 20.07.2020 № 236-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"». Дополнение к действующему закону позволяет населению участвовать в управлении через такую форму, как инициативные проекты, а властям - развивать практику инициативного бюджетирования как варианта пар-тисипаторного бюджетирования.

В этой практике власти определяют основные направления развития территории, население предлагает свои проекты, голосует за них и вносит определенную долю своих денежных средств в качестве софинансирования проекта. В настоящее время не существует федерального закона об инициативном бюджетировании, однако наблюдается богатая и разнообразная практика на уровне регионов и муниципальных образований, существуют методические

рекомендации, задающие алгоритм инициативного бюджетирования. Как отмечается в научных публикациях, происходит трансформация взаимодействия власти и населения в направлении сотрудничества и сопроизводства [23].

Следует подчеркнуть, что активность власти и разнообразие используемых электронных форм объясняются тем, что в настоящее время электронное взаимодействие предписано ФЗ № 59 от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», за нарушение которого последует предусмотренное административное наказание. Так, Законом Свердловской области от 21.12.2023 № 139-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области» предусмотрено предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 руб. до 1 тыс. руб.

Со стороны населения арсенал форм взаимодействия также стал больше, он дополнился такими формами, как контакты через портал Госуслуг, электронные обращения и дистанционное голосование.

Портал Госуслуг - новая форма взаимодействия власти и населения, канал доступа к государственным и муниципальным учреждениям и к широкому спектру оказываемых ими электронных услуг. Популярность данного канала подтверждается тем фактом, что в 2023 г. им пользовались 109 млн чел.

Новой формой взаимодействия являются электронные обращения граждан. Право на обращения граждане Руси получили в 1497 г. с утверждением Судебника, позволявшего подавать челобитные вплоть до самого государя. Во времена Екатерины II обращения были подразделены по инстанциям (для рассмотрения в судебном или административном порядке), установлен регламент работы с обращениями.

Наше изучение статистических материалов, представленных на официальных сайтах региональных властей Свердловской области и администрации муниципального образования г. Екатеринбург, показало, что количество электронных обращений населения неуклонно возрастает с 2013 г. (рис. 1).

Рис. 1. Электронные обращения в адрес губернатора и правительства Свердловской области

При этом количество обращений в письменном виде и в форме личных встреч имеет тенденцию к сокращению.

Несомненно, это объясняется тем обстоятельством, что электронное обращение имеет ряд преимуществ перед письменным обращением или личной встречей с руководством: оно удобно и экономно (можно подать в любое время, нет необходимости тратить средства на почтовые расходы). Кроме того, такой канал также имеет свои достоинства и для представителей власти, так как для заполнения электронного обращения гражданин обязан выполнить ряд требований, которые в целом повышают степень ответственности граждан и являются определенной преградой для ложной информации. Гражданин должен указать свои персональные данные и адреса, в обращениях должны отсутствовать бранные слова, угрозы в адрес руководителей.

Новым элементом во взаимодействии власти и населения можно считать и получающую все большее распространение практику дистанционного голосования, при котором гражданин, зарегистрировавшись на портале vybory.gov.ru, может выразить свое мнение в указанный период, не выходя из дома. В 2023 г. в дистанционном голосовании приняли участие 25 регионов страны, в том числе и регион Свердловская область, где на электронное голосование было зарегистрировано более 77 тыс. жителей (почти 6,6 % от общего числа избирателей).

Электронные формы взаимодействия работают в направлении повышения качества учета взаимодействия: они позволяют не только фиксировать динамику обращений и результаты их рассмотрений, но и включают в себя классификацию обращений по содержанию (рис. 2). Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций разработало Классификатор обращений и запросов.

70000 60000 50000 40000 30000 20000 10000 о

2022

■ образование ■ благоустройства города жилье I землепользование

Рис. 2. Содержание обращений граждан в администрацию муниципального образования город Екатеринбург

2017

Исследование показало, что новые электронные формы взаимодействия власти и населения не меняют содержания этого взаимодействия. Как отмечают наши респонденты-эксперты, «содержание обращений остается прежним, жители по-прежнему жалуются на то, что их волновало и раньше» (замглавы города, эксперт).

Анализ материалов, расположенных на краудсорсинговых площадках, показывает, что основными проблемами, которые волнуют граждан РФ, являются такие, как ямочный ремонт дорог, работа общественного транспорта, содержание контейнерных площадок, уборка двора, освещение, уборка подъездов, информационные и рекламные таблички и конструкции, свалки [22]. Данные по муниципальному образованию город Екатеринбург показывают, что в качестве таковых выступают образование (устройство детей в дошкольные учреждения, запись в первые классы) и только затем благоустройство территории, жилье и землепользование. Возможно, данный факт отражает не только специфику региона, но эффективность работы муниципальных и региональных чиновников, курирующих данные вопросы.

Выводы и обсуждение. Проведенное исследование позволяет сделать ряд выводов. Новые электронные формы взаимодействия получили широкое распространение. Они способствуют точности учета обращений граждан. Контакты власти и населения стали более интенсивными и разнообразными. От практики информирования и консультирования намечается движение в сторону привлечения населения к распределению части бюджетных средств на условиях софинансирования. В целом повышается прозрачность информационно-цифровых коммуникаций. По мнению ряда авторов, электронное взаимодействие способствует росту демократизации общества [24, 25].

В то же время новые процессы порождают и новые проблемы. Использование электронных технологий не меняет мотивацию населения к участию в управлении территорией, проблема низкой вовлеченности остается актуальной. Существует мнение, что электронные формы приведут к резкому увеличению числа участников процесса взаимодействия за счет вовлечения молодого поколения, активно использующего современные компьютерные системы и в целом больших преимуществ электронного взаимодействия. Однако высказываются и противоположные мнения [15, с. 178]. Форма электронного обращения, обладая большими преимуществами перед письменными или личными встречами, в то же время способствует нарастанию формализма и бюрократии, доступ к этим формам доступен не всем в силу существующего в обществе цифрового неравенства.

Список литературы

1. Минфин назвал общую численность чиновников в России [Электронный ресурс] // РБК. - 2019. - 23 сент. - URL: https://www.rbc.ru/society/23/09/2019/5 d8868bb9a7947414a3753bd (дата обращения: 01.01.2024).

2. Сколько депутатов в России? Подсчитаем их количество [Электронный ресурс] // Рестра - статьи, материалы правовой и общественной тематики. -2018. - 8 апр. - URL: https://restra.net/single-post/skolko-v-rossii- (дата обращения: 23.01.2024).

3. Байкалов, А.А. Статистический анализ института референдума в РФ / А.А. Байкалов // Молодой ученый. - 2021. - № 21 (363). - С. 160-161.

4. Боженов, С. А. Оценка факторов участия населения в общественном самоуправлении: социологический анализ / С.А. Боженов, Е.А. Старостова // Общество: социология, психология, педагогика. - 2022. - № 9. - С. 20-25. DOI: 10.24158/spp.2022.9

5. Заборова, Е.Н. Управление городом: учеб. пособие / Е.Н. Заборова; Урал. гос. экон. ун-т. - Екатеринбург, 2021. - С. 80-90.

6. Меретукова И.В., Чернов Ю.И. Специфика оказания электронных государственных и муниципальных услуг [Электронный ресурс] // Эпомен. - 2021. -№ 65. - С. 197-203. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_47635629_ 79276711.pdf (дата обращения: 19.01.2024).

7. Arnstein, S.R. A ladder of citizen participation / S.R. Arnstein // Journal of the American Institute of Planners. - 1969. - Vol. 35, no. 4. - P. 216-224. DOI: 10.1080/01944366908977225

8. Political online participation and its effects: Theory, measurement, and results / D. Friess, T. Escher, K. Gerl, M. Baurmann // Policy & Internet. - 2021. - Vol. 13, no. 3. - P. 345-348. DOI: 10.1002/P0I3.270

9. Gaber, J. Building "a ladder of citizen participation": Sherry Arnstein, citizen participation, and model cities / J. Gaber // Journal of the American Planning Association. - 2019. - Vol. 85, no. 3. - P. 188-201. DOI: 10.1080/01944363.2019.1612267

10. Henderson, M. Evaluation framework for assessing e-democracy policy / M. Henderson, F. Hogarth // Encyclopedia of Digital Government. - Hershey, PA : IGI Global, 2011. - P. 790-796. DOI: 10.4018/978-1-59140-789-8.CH120

11. Hooghe, M. Conceptualizing political participation / M. Hooghe, B. Hosch-Dayican, J.W. Van Deth // Acta Politica. - 2014. - Vol. 49, no. 3. - P. 337-348. DOI: 10.1057/AP.2014.7

12. Вишневский, Ю.Р. Информационная культура студенческой молодежи: вызовы и пути развития / Ю.Р. Вишневский, Л.Д. Забокрицкая, А.В. Кульминская // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2023. - № 2.- С. 8-24. DOI: 10.15593/2224-9354/2023.2.1

13. Василенко, И.А. Особенности формирования концепции «цифрового правительства» в политической науке и перспективы ее реализации в России / И.А. Василенко // Государственное управление. Электронный вестник. - 2020. -№ 82. - С. 218-244. DOI: 10.24411/2070-1381-2020-10099

14. Мухаметов, Д.Р. Модели платформ вовлечения граждан для создания в России «умных городов» нового поколения / Д.Р. Мухаметов // Russian Journal of Innovation Economics. - 2020. - № 10(3). - С. 1605-1622. DOI: 10.18334/vinec.10.3.110683

15. Бытырева, М.В. Методология оценки эффективности электронного участия граждан в социально-политических процессах / М.В. Бытырева, Е.А. Ка-рагулян // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. -2022. - Т. 15, № 3. - С. 167-183. DOI: 10.15838/esc.2022.3.81.9

16. Боброва, Д.Н. Современные технологии в работе с обращениями граждан в органах местного самоуправления / Д.Н. Боброва, О.С. Петрова // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. - 2021. - № 3. -С. 212-218. DOI: 10.22394/2079-1690-2021-1-3-212-218

17. Звонарева, А.Ю. К вопросу организации работы с обращениями граждан / А.Ю. Звонарева // Академическая мысль. - 2020. - № 2 (11). - С. 117-121.

18. Савоськин, А.В. «Обращения граждан» как правовая категория / А.В. Савоськин // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. - 2017. - Т. 17, № 3. - С. 85-99. DOI: 10.17506/ryipl.2016.17.3.8599

19. Федоров, В.И. Эволюция электронного голосования в России: проблемы классификации и периодизации / В.И. Федоров, Д.А. Ежов // Вестник Московского государственного областного университета. - 2021. - № 1. - С. 146-162. DOI: 10.18384/2224-0209-2021-1-1055

20. Вагин, В.В. Участие граждан в государственных программах Российской Федерации / В.В. Вагин // Муниципальное имущество: экономика, право, управление. - 2023. - № 1. - С. 23-26. DOI: 10.18572/2072-4314-2023-1-23-26

21. Инициативное бюджетирование. Российский опыт в области участия граждан в решении вопросов местного значения / И.Е. Шульга, В.В. Вагин, Г.Н. Хачатрян [и др.]. - М.: Алекс, 2017. - 124 с.

22. Комаров, А.В. Краудсорсинговые площадки региональных и муниципальных органов власти / А.В. Комаров, О.Е. Соколов // January. Государство и граждане в электронной среде. - 2021. - № 4. - С. 73-85. DOI: 10.17586/2541-979X-2020-4-73-85

23. Рыбакова, С.С. Особенности и проблемы участия граждан в процессе принятия решений органами государственной власти / С.С. Рыбакова // Московский экономический журнал. - 2020. - № 12. - С. 761-775. DOI: 10.24411/2413-046X-2020-10882

24. Anttiroiko, A.-V. Introduction to democratic e-governance / A.-V. Ant-tiroiko // ETransformation in Governance: New Directions in Government and Politics. - Hershey, PA: IGI Global, 2004. - P. 22-50. DOI: 10.4018/9781591401308. CH002

25. Чугунов, А.В. Электронное участие в контексте трансформации концепции демократии / А.В. Чугунов // Управленческое консультирование. -2017. - № 8 (104). - С. 14-20. DOI: 10.22394/1726-1139-2017-8-14-20

References

1. Minfin nazval obshchuiu chislennost' chinovnikov v Rossii [The Ministry of Finance named the total number of officials in Russia]. Available at: https://www.rbc.ru/ society/23/09/2019/5d8868bb9a7947414a3753bd (accessed 01.01.2024).

2. Skol'ko deputatov v Rossii? Podschitaem ikh kolichestvo [How many deputies are there in Russia? Let's count them]. Available at: https://restra.net/single-post/skolko-v-rossii- (accessed 23.01.2024).

3. Baikalov A.A. Statisticheskii analiz instituta referenduma v RF [Statistical analysis of the referendum institution in the Russian Federation]. Molodoi uchenyi, 2021, no. 21 (363), pp. 160-161.

4. Bozhenov S.A., Starostova E.A. Otsenka faktorov uchastiia naseleniia v obshchestvennom samoupravlenii: sotsiologicheskii analiz [Assessment of factors of population participation in public self-government: Sociological analysis]. Obshchestvo: sotsiologiia, psikhologiia, pedagogika, 2022, no. 9, pp. 20-25. DOI: 10.24158/spp.2022.9.

5. Zaborova E.N. Upravlenie gorodom [City management]. Yekaterinburg, Ural State University of Economics, 2021, pp. 80-90.

6. Meretukova I.V., Chernov Iu.I. Spetsifika okazaniia elektronnykh gosudarstvennykh i munitsipal'nykh uslug [To the question of the constitutional and legal foundations of economic activity]. Epomen, 2021, no. 65, pp. 197-203, available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_47635629_79276711.pdf (accessed 19.01.2024).

7. Arnstein S.R. A ladder of citizen participation. Journal of the American Institute of Planners, 1969, vol. 35, no. 4, pp. 216-224. DOI: 10.1080/01944366908977225.

8. Friess D., Escher T., Gerl K., Baurmann M. Political online participation and its effects: Theory, measurement, and results. Policy & Internet, 2021, vol. 13, no. 3, pp. 345-348. DOI: 10.1002/POI3.270.

9. Gaber J. Building "a ladder of citizen participation": Sherry Arnstein, citizen participation, and model cities. Journal of the American Planning Association, 2019, vol. 85, no. 3, pp. 188-201. DOI: 10.1080/01944363.2019.1612267.

10. Henderson M., Hogarth F. Evaluation framework for assessing e-democracy policy. Encyclopedia of Digital Government, Hershey, PA, IGI Global, 2011, pp. 790-796. DOI: 10.4018/978-1-59140-789-8.CH120.

11. Hooghe M., Hosch-Dayican B., Deth Van J.W. Conceptualizing political participation. Acta Politica, 2014, vol. 49, no. 3, pp. 337-348. DOI: 10.1057/AP.2014.7.

12. Vishnevskii Iu.R., Zabokritskaia L.D., Kul'minskaia A.V. Informatsionnaia kul'tura studencheskoi molodezhi: vyzovy i puti razvitiia [Information culture of stu-

dents: Challenges and ways for development]. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2023, no. 2, pp. 8-24. DOI: 10.15593/2224-9354/2023.2.1.

13. Vasilenko I. A. Osobennosti formirovaniia kontseptsii "tsifrovogo pravitel'stva" v politicheskoi nauke i perspektivy ee realizatsii v Rossii [Formation of "digital government" concept in political science and prospects for its implementing in Russia]. Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyi vestnik, 2020, no. 82, pp. 218-244. DOI: 10.24411/2070-1381-2020-10099.

14. Mukhametov D.R. Modeli platform vovlecheniia grazhdan dlia sozdaniia v Rossii "umnykh gorodov" novogo pokoleniia [Models of citizen engagement platforms for creating a new generation of smart cities in Russia]. Russian Journal of Innovation Economics, 2020, no. 10 (3), pp. 1605-1622. DOI: 10.18334/ vinec.10.3.110683.

15. Bytyreva M.V., Karagulian E.A. Metodologiia otsenki effektivnosti elektronnogo uchastiia grazhdan v sotsial'no-politicheskikh protsessakh [Methodology for assessing the effectiveness of citizen electronic participation in sociopolitical processes]. Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz, 2022, vol. 15, no. 3, pp. 167-183. DOI: 10.15838/esc.2022.3.81.9.

16. Bobrova D.N., Petrova O.S. Sovremennye tekhnologii v rabote s obrashcheniiami grazhdan v organakh mestnogo samoupravleniia [Modern technologies in working with citizens' appeals in local self-government bodies]. Gosudarstvennoe i munitsipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski, 2021, no. 3, pp. 212-218. DOI: 10.22394/2079-1690-2021-1-3-212-218.

17. Zvonareva A.Iu. K voprosu organizatsii raboty s obrashcheniiami grazhdan [To the question of organization of work with appeals of citizens]. Akademicheskaia mysl', 2020, no. 2 (11), pp. 117-121.

18. Savos'kin A.V. "Obrashcheniia grazhdan" kak pravovaia kategoriia [Citizen's appeal as legal category]. Nauchnyi ezhegodnik Instituta filosofii i prava Ural'skogo otdeleniia Rossiiskoi akademii nauk, 2017, vol. 17, no. 3, pp. 85-99. DOI: 10.17506/ryipl.2016.17.3.8599.

19. Fedorov V.I., Ezhov D.A. Evoliutsiia elektronnogo golosovaniia v Rossii: problemy klassifikatsii i periodizatsii [Evolution of electronic voting in Russia: Problems of classification and periodization]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta, 2021, no. 1, pp 146-162. DOI: 10.18384/2224-0209-2021-1-1055.

20. Vagin V.V. Uchastie grazhdan v gosudarstvennykh programmakh Rossiiskoi Federatsii [Participation of citizens in state programs of the Russian Federation]. Munitsipal'noe imushchestvo: ekonomika, pravo, upravlenie, 2023, no. 1, pp. 23-26. DOI: 10.18572/2072-4314-2023-1-23-26.

21. Shul'ga I.E., Vagin V.V., Khachatrian G.N. et al. Initsiativnoe biudzhetirovanie. Rossiiskii opyt v oblasti uchastiia grazhdan v reshenii voprosov

mestnogo znacheniia [Initiative budgeting. Russian experience of citizen participation in solving local issues]. Moscow, Aleks, 2017, 124 p.

22. Komarov A.V., Sokolov O.E. Kraudsorsingovye ploshchadki regional'nykh i munitsipal'nykh organov vlasti [Crowdsourcing sites of regional and municipal authorities]. January. Gosudarstvo i grazhdane v elektronnoi srede, 2021, no. 4, pp. 73-85. DOI: 10.17586/2541-979X-2020-4-73-85.

23. Rybakova S.S. Osobennosti i problemy uchastiia grazhdan v protsesse priniatiia reshenii organami gosudarstvennoi vlasti [Features and problems of citizens' participation in the decision-making process of state authorities]. Moskovskii ekonomicheskii zhurnal, 2020, no. 12, pp. 761-775. DOI: 10.24411/2413-046X-2020-10882.

24. Anttiroiko A.V. Introduction to democratic e-governance. ETransformation in Governance: New Directions in Government and Politics, Hershey, PA, IGI Global, 2004, pp. 22-50. DOI: 10.4018/ 9781591401308.CH002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Chugunov A.V. Elektronnoe uchastie v kontekste transformatsii kontseptsii demokratii [E-Participation in the context of democracy concept transformation]. Upravlencheskoe konsul'tirovanie, 2017, no. 8 (104), pp. 14-20. DOI: 10.22394/1726-1139-2017-8-14-20.

Оригинальность 89 %

Поступила 13.02.2024 Одобрена 05.03.2024 Принята к публикации 27.05.2024

E.N. Zaborova

ELECTRONIC FORMS OF INTERACTION BETWEEN THE GOVERNMENT AND THE POPULATION

The research begins by highlighting a significant contradiction: on the one hand, regional and municipal management should be conducted by competent individuals with specialized education and work experience. On the other hand, it is a fundamental principle of democracy that the population should also be involved in governance, as only such participation guarantees true democratic processes within society. However, it is well known that the population as a whole is often poorly informed about issues of territorial development, passive, and disorganized. This contradiction forms the central problem of the article and underlines its relevance. The solution to this contradiction lies in understanding the degree of public involvement in management and analyzing the forms of interaction between the government and the populace. The purpose of the article is to explore and evaluate new electronic forms of interaction between the government and the population, such as electronic appeals, remote voting, crowdsourcing platforms, and initiative budgeting. A wide range of works by domestic and foreign authors serves as the methodological foundation for this research. The empirical base includes an analysis of statistical data published on the official websites of the Government of Sverdlovskaya Oblast and the Administration of Yekaterinburg. Additionally, materials from thirty in-depth interviews and three focus groups are utilized. The results of the study indicate that new electronic forms of interaction have become widespread. The contacts between the government and the population have become more intense and diverse. There has

been a shift from merely informing and consulting the public to involving them in the partial allocation of budget funds. Overall, the transparency of information and digital communications between the government and the population is increasing.

Keywords: interaction between the government and the population, electronic communications, remote voting, initiative budgeting.

Elena N. Zaborova - Doctor of Sociology, Professor, Department of State, Municipal Economics and Management, Ural State University of Economics, Yekaterinburg, e-mail: ezaborova@yandex.ru.

Received 13.02.2024 Accepted 05.03.2024 Published 27.05.2024

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Вклад автора 100 %.

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом: Заборова, Е.Н. Электронные формы взаимодействия власти и населения / Е.Н. Забо-рова // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. - 2024. - № 2. - С. 122-134.

Please cite this article in English as:

Zaborova E.N. Electronic forms of interaction between the government and the population. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2024, no. 2, pp. 122-134 (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.