Кузнецов М. Н., Чумаченко И. Н.
ЦИФРОВЫЕ ПРАВА - НОВЕЛЛЫ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
8. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО; ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО; СЕМЕЙНОЕ ПРАВО; МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО
(СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.03)
8.1. ЦИФРОВЫЕ ПРАВА - НОВЕЛЛЫ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Кузнецов М. Н., д-р юрид. наук, профессор кафедры гражданского права, процесса и международного частного права Место работы: Российский университет дружбы народов, Юридический институт
kouznetsov-40@mail.ru
Чумаченко И. Н., канд. юрид. наук, ассистент кафедры гражданского права, процесса и международного частного права Место работы: Российский университет дружбы народов, Юридический институт
ivan26061989@mail.ru
Аннотация: в статье рассматриваются новые институты гражданского права, ранее не урегулированные законодательством РФ, в частности, цифровые права, криптовалюты, токены, смарт контракт и другие. Ключевые слова: цифровые права, цифровые деньги, токен, смарт договор, данные, криптовалюта, электронные данные.
DIGITAL RIGHTS - NOVELS IN RUSSIAN LEGISLATION
Kuznetsov M. N., Doctor of Law, Professor of Law The department of civil, procedural law and private international law Work place: People's friendship university of Russia
kouznetsov-40@mail.ru
Chumachenko I. N., PhD in law, assistant-professor the department of civil, procedural law and private international law Work place: People's friendship university of Russia
ivan26061989@mail.ru
Annotation: the article deals with new civil law institutions that were not previously regulated by the Russian legislation, in particular, digital rights, crypto-currencies, tokens, a smart contract, and others.
Keywords: digital rights, digital money, token, smart contract, data, crypto currency, electronic data.
В связи с широким распространением в последние годы так называемых «цифровых прав», «криптовалют», «токенов» перед законодателем встает важная проблема правильного регулирования новых видов прав и правоотношений. 26.03.2018 года депутатами Государственной думы Российской Федерации предложены изменения в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) [3]. Данные изменения носят по свое сути революционный характер и способны дать толчок к развитию инвестиционной деятельности в России, развития киберторговли, а также способов использования киберпространства.
Одно из самых знаковых изменений, предлагаемых авторами законопроекта - введение в ГК РФ понятия цифровые права: «В случаях, предусмотренных законом, права на объекты гражданских прав, за исключением нематериальных благ, могут быть удостоверены совокупностью электронных данных (цифровым кодом или обозначением), существующей в цифровой системе, отвечающей установленным законом признакам децентрализованной информационной системы, при условии, что информационные системы и технические средства этой информационной системы обеспечивают лицу, имеющему уникальный доступ к этому цифровому коду или обозначению, возможность в любой момент
ознакомиться с описанием соответствующего объекта гражданских прав. Указанный цифровой код или обозначение признаются цифровым правом»[3].
Данное определение представляется интересным, но не полным, поскольку, по мнению автора настоящей статьи, информационные системы, обеспечивающие уникальный доступ к этому цифровому коду или обозначению владельцу гражданских прав, фактически предоставляют ему доступ также к владению, пользованию и распоряжению данными гражданскими правами. Авторы пытаются указать на данные возможности в предлагаемой редакции п. 3 статьи 1411 , указывая на то, что «цифровое право может отчуждаться или переходить от одного лица к другому на тех же условиях (статья 129 ГК РФ), что и объекты гражданских прав, права на которые они удостоверяют, с особенностями, которые устанавливаются настоящим кодексом и иными законами»[3].
В проекте вышеназванного федерального закона также отмечается, что «сущность цифрового права, как новой юридической фикции близка к сущности ценной бумаги, поэтому под таким правом предлагается понимать совокупность электронных данных (цифровой код, обозначение), которая удостоверяет права на объекты гражданских прав (пункт 1 новой статьи 1411 ГК РФ)» [3]. Автор в целом разделяет данную по-
Проблемы экономики и юридической практики
4'2018
зицию. Ценная бумага согласно статье 142 ГК РФ - это, по сути, такое же право, как и цифровое право, только отраженное в виде документа, оформленного с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов. Различие между цифровым имущественным правом и имущественным правом, которое удостоверяется ценной бумагой заключается в том, что цифровое имущественное право удостоверяется специальным кодом, обозначением, известным только владельцу такого права.
Интересным представляется предложенное определение цифровых денег, ранее неизвестное российскому законодательству. Согласно предлагаемой редакции ст. 1412 «цифровыми деньгами может признаваться не удостоверяющая право на какой-либо объект гражданских прав совокупность электронных данных (цифровой код или обозначение), созданная в информационном пространстве, отвечающей установленным признакам децентрализованной системы, и используемая пользователями этой системы для осуществления платежей»[3].
В проекте пояснительной записки к данному законопроекту подчеркивается, что «в случаях и на условиях, установленных законом (то есть в перспективе), цифровые деньги смогут использоваться физическими и юридическими лицами в качестве платежного средства (п. 2 новой ст. 1412) в контролируемых объемах и в дополнительно урегулированном поряд-ке»[3]. С данным комментарием автор данной статьи полностью не согласен, поскольку на текущий момент цифровые деньги или квази-валюты уже используются резидентами и нерезидентами РФ (физическими и юридическими лицами, как в России, так и за рубежом), поэтому вышеназванная фраза по тексту законопроекта скорее излишняя.
При этом нельзя не согласиться с утверждением авторов законопроекта о том, что если «цифровые права в сущности дают возможность у кого-то что-либо потребовать, то цифровые деньги такой возможности не дают, они не обеспечены золотом или иными активами. На данном этапе это лишь условные единицы, созданные с помощью вычислительных технологий»[3].
Для того, чтобы подробно проанализировать правовую природу цифровых денег необходимо обратиться к определению «электронные данные или данные» в соответствии с законодательством РФ.
Легальное определение электронных данных законодательством РФ к сожалению не предусмотрено. Обратимся к ФЗ от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных». В соответствии с п.1. статьи 3 вышеназванного закона «персональные данные - любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация»[7].
Соответственно ключевым при определении понятия информации, используемой для определенной цели является ее содержание, которое определяет возможность ее удостоверить определенный факт (например, имя, отчество, фамилию) или право на объект гражданских прав (например, в отношении вещи).
Одновременно в пункте 2 вышеназванной статьи указывается, что «цифровые деньги не обязательны к приему при осуществлении всех видов платежей, для зачисления на сче-
та, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации, однако, в случаях и на условиях, установленных законом, могут использоваться в качестве платежного средства» [7].
Токен и криптовалюта.
Проектом федерального закона «О цифровых финансовых активах» вводится понятие «цифровой финансовый актив - это имущество в электронной форме, созданное с использованием криптографических средств. Право собственности на данное имущество удостоверяется путем внесения цифровых записей в реестр цифровых транзакций. К цифровым финансовым активам относятся криптовалюта, токен. Под криптовалютой согласно данному законопроекту понимается вид цифрового финансового актива, создаваемого и учитываемого в распределённом реестре цифровых транзакций участниками этого реестра в соответствии с правилами ведения реестра цифровых транзакций»[4].
Под «токеном» понимается «вид цифрового финансового актива, который выпускается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее-эмитент) с целью привлечения финансирования и учитывается в реестре цифровых транзакций» [4].
Из данного определения автору настоящей статьи не совсем понятна правовая природа токена. С одной стороны определение токена сходно с определением акции и облигацией. Согласно ст. 2 ФЗ «о рынке ценных бумаг» «под акцией понимается эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Акция является именной ценной бумагой» [8].
В соответствии со статьей 816 ГК РФ «под облигацией понимается ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента. Облигация предоставляет ее держателю также право на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права»[1].
Исходя из приведенных определений акции и облигации можно сделать закономерный вывод о том, что токен по своей правовой природе ближе к акциям. Однако из предложенного определения токена не совсем понятно, удостоверяет ли токен право требование приобретателя токена в отношении имущества компании, которая собирает денежные средства для развития бизнеса. Также не совсем понятно, чем подтверждено такое право требования? В случае с акциями - это часть имущества компании. Поэтому в этой части токен ближе по своей природе к облигации.
Согласно словарю multitran слово token переводится, как -общ. знак; символ; подарок на память; признак; примета; опознавательный знак; талон (тж. для автомата); жетон[8].
Также текстом предлагаемого проекта федерального закона предусматривается процедура выпуска токенов, которая состоит из следующих этапов:
1. «Опубликование эмитентом токенов в информационно-телекомуникационной сети «Интернет» инвестиционного меморандума, оферты, содержащей условия приобретения выпускаемых им токенов (далее публичная оферта о выпуске
Кузнецов М. Н., Чумаченко И. Н.
ЦИФРОВЫЕ ПРАВА - НОВЕЛЛЫ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
токенов), а также иных определенных эмитентом документов, необходимых для выпуска токенов;
2. Заключение договоров, в том числе в форме «смарт-контракта», направленных на отчуждение и оплату токенов их приобретателями» [4].
Одновременно п. 3. Отмечается, что «публичная оферта о выпуске токенов должна содержать:
1. Сведения об эмитенте и его бенефициарном владельце (при наличии): полное наименование эмитента токенов и его бенефициарного владельца (при наличии), место нахождения и адрес постоянно действующего исполнительного органа эмитента и его бенефициарного владельца (при наличии), официальный сайт эмитента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
2. Сведения о лице, осуществляющем депозитарную деятельность, которому передаются на хранение экземпляры публичной оферты о выпуске токенов и инвестиционного меморандума (в случае, если эмитент самостоятельно учитывает права владельцев токенов);
3. Цену приобретения выпускаемого токена или порядок ее определения;
4. Дату начала заключения договоров о приобретении выпускаемых токенов;
5. Порядок направления акцепта публичной оферты о выпуске токенов, в том числе срок для направления акцепта, а также порядок оплаты приобретаемых токенов.
6. Сведения о максимальной сумме, на которую могут приобрести токены лица, не являющиеся в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» квалифицированными инвесторами;
7. Правила ведения реестра цифровых транзакций, включающие в том числе, порядок валидации цифровых транзакций;
8. Информацию о порядке открытия цифровых кошельков, используемых для хранения информации о приобретаемых токенах и порядке доступа к реестру цифровых транзакций;
9. Иные сведения, определенные эмитентом».
Логичный вопрос, который может возникнуть у любого читателя - в чем преимущество так называемых токенов перед обычными акциями или облигациями? Ответ на данный вопрос достаточно прост. Выпуск и учет токенов ведется на основе технологии блокчейн. И соответственно подделать токен невозможно. Сенатом США был опубликован специальный доклад, в котором отмечались кибер угрозы для современного общества. Одним из методов защиты от подобных угроз рассматривается внедрение технологии блокчейн[11].
Блокчейн (цепочка блоков) — «это распределённая база данных, у которой устройства хранения данных не подключены к общему серверу. Эта база данных хранит постоянно растущий список упорядоченных записей, называемых блоками. Каждый блок содержит метку времени и ссылку на предыдущий блок. Применение шифрования гарантирует, что пользователи могут изменять только те части цепочки блоков, которыми они «владеют» в том смысле, что у них есть закрытые ключи, без которых запись в файл невозможна. Кроме того, шифрование обеспечивает синхронизацию копий распределённой цепочки блоков у всех пользователей»[6].
Выделяются различные виды токенов:
- Equity tokens — представляют собой акции компании.
- Utility tokens — отражают некоторую ценность в рамках бизнес-модели онлайн-платформы (репутация, баллы за определенные действия, игровая валюта).
- Asset-backed tokens — цифровые обязательства на реальные товары или услуги (килограммы морковки, час работы строителя и т. п.).
Интересным представляется новелла о совершенствовании формы сделок для облегчения осуществления операций с цифровыми правами (уточнения в ст.ст. 160, 432, 493, 494 ГК РФ). Отмечается, что «выражение лицом своей воли с помощью электронных или аналогичных технических средств (например, путем передачи сигнала, в том числе при заполнении формы в сети «Интернет») будет приравнено к простой письменной форме сделки. Это закладывает основу для заключения того, что в обиходе называют «смарт-контракт», но также позволяет и упростить совершение целого ряда односторонних сделок»[2].
Отдельного упоминания заслуживает внедрение формы смарт контракта в российском законодательстве. Сам по себе смарт или умный контракт представляет собой некий набор зашифрованных кодов, которые позволяют исполнить сделку через специальную программу при выполнении сторонами определенных действий. Это своего рода автомат, которые осуществляет определенные действия, например, по передаче из одного кошелька в другой той же криптовалюты после того, как одна из сторон (покупатель) осуществит определенные действия (например, оплатит криптовалюту). По сути это самоисполняемый контракт.
Российские законодатели делают только первые, но безусловно важные шаги в отношении регулирования института криптовалют. В США рассмотрено несколько интересных судебных дел и появились несколько судебных прецедентов, в частности, StormsMedia, LLC v. Giga Watt, Inc. et al., 2:17-cv-00438 (E.D. Wash. Dec. 28, 2017), Audet, et al. v. Garza, et al., 3:16-cv-940 (D. Conn. June 15, 2016). Однако на текущий момент в США нет какого либо статутного акта на федеральном уровне, который бы регулировал институт криптовалюты и регулировал бы порядок обращения данного вида актива.
При этом в США не умолкают споры относительно того, что же все-таки такое токен и криптовалюты в чем же заключается правовая природа. В случае, если приравнять данные институты к ценным бумагам, то в таком случае данные институты должны регулироваться Комиссией по ценным бумагам и биржам США (Securities and Exchange Commission (the «SEC»)).
По мнению автора настоящей статьи нерешенным остается вопрос о подтверждении соблюдения воли и волеизъявления сторон при заключении подобного рода сделок. В данном случае, безусловно большую роль играет криптографическая подпись, которая может принадлежать только одному лицу и позволяет индивидуализировать совпадение воли и волеизъявления при заключении участником сделки с использованием смарт контракта.
На текущий момент п. 2. статьи 160 ГК РФ «допускается при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронной подписи либо иного аналога собственноручной подписи»[1].
Заключение.
Безусловно принятие предлагаемого закона позволит официально закрепить новые и революционные по своему содержанию нормы гражданского законодательства относительно таких ранее неизвестных институтов гражданского права, как цифровые деньги, цифровые права, что безусловно позволить обеспечить судебную защиту прав участников данных правоотношений, а также реализацию данных прав на территории
Проблемы экономики и юридической практики
4'2018
Российской Федерации. Введение понятий криптовалюта, смарт контракт, цифровые права и иных понятий позволи урегулировать пере
Авторы также согласны с мнением В.В. Володина, а также П.В. Крашенинникова о том, что «включение цифровых прав в число объектов гражданских прав создаст также правовую основу для построения систем норм налогообложения таких объектов или деятельности по их созданию и обороту»[2]. Однако, не стоит забывать, что новые виды прав, которые предоставляют обществу возможности для взаимодействия в различных сферах деятельности имеют не только положительные, но и отрицательные последствия, о которых мы на текущий момент можем не догадываться.
Одним из недостатков предлагаемых изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, по мнению авторов настоящей статьи, является неурегулированность порядка выпуска/размещения токенов для их последующего приобретения в рамках ICO - первичного предложения токенов, первичного размещения монет в качестве способа привлечения инвестиций на рынке.
Несмотря на все возможные минусы, которые могут таить в себе цифровые права, они начинают играть все более важную роль в жизни человека, и, безусловно, внесут свой вклад в развитие общественных отношений.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 65,36%.
Список литературы:
1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 23.05.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.06.2018). СПС Консультант плюс;
2. Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sozd.parliament.gov.ru;
3. Проект Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» № 424632-7 от 26.03.2018 - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sozd.parliament.gov.ru;
4. Проект федерального закона «О цифровых финансовых активах» от 20.03.2018, внесенный на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в качестве законодательной инициативы депутатом Государственной Думы А.Г. Аксаковым - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sozd.parliament.gov.ru;
5. Словарь мультитран. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.multitran.ru;
6. Статья: Что такое блокчейн? https://coinspot.io;
7. Федеральный закон от 27 июля 2006 т. N 152-ФЗ «О персональных данных» - [Электронный ресурс]. Режим доступа: rg.ru;
8. Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-Ф3 (ред. от 18.04.2018) «О рынке ценных бумаг»/ СПС Консультант плюс;
9. StormsMedia, LLC v. Giga Watt, Inc. et al., 2:17-cv-00438 (E.D. Wash. Dec. 28, 2017);
10. Audet, et al. v. Garza, et al., 3:16-cv-940 (D. Conn. June 15, 2016)
11. US Senate. Chapter 9: Building Secure Future, One Blockchain time. https://www.jec.senate.gov.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «Цифровые права - новеллы в российском законодательстве» д.ю.н. профессора кафедры гражданского права, процесса и международного частного права Юридического института Российского университета дружбы народов Кузнецова М.Н. и к.ю.н., ассистента кафедры гражданского права, процесса и международного частного права Юридического института Российского университета дружбы
народов Чумаченко И.Н. Статья Кузнецова М.Н. и Чумаченко И.Н. посвящена новым институтам гражданского права Российской Федерации, до этого не урегулированным российским законодательством, в частности, понятию и содержанию цифровых прав, цифровых денет, токенов и криптовалюты.
Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку сегодня такие понятия, как криптовалюта, токены, ICO получили большое распространение в рамках гражданских правоотношений на территории РФ. Более тото, все чаще возникают вопросы об особенностях их регулирования, их правовой природы, а также относительно порядка их применения.
Авторами проведена серьезная работа в части правового анализа институтов цифровых прав, цифровых денет, токена, криптовалюты. Особенно хотелось бы отметить анализ института «токена» и ето сравнение с институтом облитации и акции. Авторами был сделан интересный вывод о том, что токен по своей правовой природе ближе к акциям. Однако из предложенното определения токена не совсем понятно, удостоверяет ли токен право требование приобретателя токена в отношении имущества компании, которая собирает денежные средства для развития бизнеса.
Также заслуживает внимание приведенный ссылки на законодательство и судебную практику США, а также тезис о том, что нерешенным остается вопрос о подтверждении соблюдения воли и волеизъявления сторон при заключении подобното рода сделок
Статья Кузнецова М.Н., а также Чумаченко И.Н. соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такото рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.
Рецензент: канд. юрид. наук,
адвокат адвокатской палаты т. Москвы
Селезнева Е.А.