Научная статья на тему 'Цифровые права как гражданские права, действующие в информационной системе'

Цифровые права как гражданские права, действующие в информационной системе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
цифровые права / утилитарное цифровое право / цифровой финансовый актив / цифровой объект / цифровой знак / токен / электронные данные / электронная запись / информационная система / право доступа / право использования / конфиденциальность и защита информации / право распоряжения. / digital rights / utilitarian digital right / digital financial asset / digital object / token / electronic data / electronic record / informational system / right to access / right to use / confidentiality and protection of information / right to disposal.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лисица В.Н.

в статье цифровые права рассматриваются как самостоятельные субъективные гражданские права, действующие обособленно в рамках информационной системы, но при этом имеющие производный характер от лежащих в их основе обязательственных и иных гражданских прав. На основе анализа теории и действующего законодательства показана связь и проведено разграничение между нематериальными цифровыми объектами (цифровыми знаками, кодами, обозначениями, электронными данными и иными сведениями в цифровой форме) и цифровыми правами, которые участвуют в гражданском обороте и подлежат регламентации в отношении порядка своего возникновения, осуществления и защиты с использованием специальных гражданско-правовых средств, учитывающих специфику цифровой среды. Обосновывается выделение отдельных правомочий правообладателя в содержании цифровых прав, такие как: 1) доступ к своему цифровому объекту в информационной системе; 2) использование цифрового объекта по своему усмотрению; 3) конфиденциальность и защита цифрового объекта от неправомерных действий со стороны третьих лиц (неправомерного доступа, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения и т.д.); 4) распоряжение цифровым правом, что позволяет правообладателю совершить сделку по отчуждению данного права в пользу третьего лица.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital rights as civil law rights operating in an information system

in the article digital rights are considered as independent subjective civil rights operating separately within the information system, but at the same time having a derivative character from obligational and other civil rights underlying them. Based on the analysis of theory and current legislation, it highlights the relationship and differentiation between intangible digital objects (digital signs, codes, designations, electronic data and other information in digital form) and digital rights as such, which participate in civil transactions and are subject to regulation in relation to the procedure for their emergence, implementation and protection with the use of special civil law means taking into account the characteristic of the digital environment. It is argued to specify a number of authorities of a holder in the use of such an object at his discretion; 3) confidentiality and protection of the digital object from unlawful actions by third parties (unlawful access, destruction, modification, blocking, copying, provision, distribution, etc.); 4) disposal of such a digital right, which allows the right holder to make a transaction to transfer the right to a third party.

Текст научной работы на тему «Цифровые права как гражданские права, действующие в информационной системе»

В. Н. Лисица,

доктор юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник сектора гражданского и предпринимательского права Института государства и права РАН

V. N. Lisitsa,

Doctor of Law, Associate Professor, Leading Researcher of Sector of Civil and Business Law of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences lissitsa@mail.ru

*

DOI:

с

ЦИФРОВЫЕ ПРАВА КАК ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА, t

ДЕЙСТВУЮЩИЕ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ |

ÍD

Аннотация: в статье цифровые права рассматриваются как самостоятельные "2 субъективные гражданские права, действующие обособленно в рамках информационной системы, но при этом имеющие производный характер от лежащих в их основе * обязательственных и иных гражданских прав. На основе анализа теории и действующего законодательства показана связь и проведено разграничение между нема- .g териальными цифровыми объектами (цифровыми знаками, кодами, обозначениями, С электронными данными и иными сведениями в цифровой форме) и цифровыми правами, S которые участвуют в гражданском обороте и подлежат регламентации в отноше- а нии порядка своего возникновения, осуществления и защиты с использованием специ- j альных гражданско-правовых средств, учитывающих специфику цифровой среды. g Обосновывается выделение отдельных правомочий правообладателя в содержании цифровых прав, такие как: 1) доступ к своему цифровому объекту в информационной j системе; 2) использование цифрового объекта по своему усмотрению; 3) конфиден- f циальность и защита цифрового объекта от неправомерных действий со стороны s третьих лиц (неправомерного доступа, уничтожения, изменения, блокирования, j копирования, предоставления, распространения и т.д.); 4)распоряжение цифровым I правом, что позволяет правообладателю совершить сделку по отчуждению данного g права в пользу третьего лица. §

Ключевые слова: цифровые права, утилитарное цифровое право, цифровой t

финансовый актив, цифровой объект, цифровой знак, токен, электронные данные, 1

электронная запись, информационная система, право доступа, право использования, »

конфиденциальность и защита информации, право распоряжения. С

ее

DIGITAL RIGHTS AS CIVIL LAW RIGHTS OPERATING

IN AN INFORMATION SYSTEM 149

Abstract: in the article digital rights are considered as independent subjective civil rights p

operating separately within the information system, but at the same time having a derivative p

character from obligational and other civil rights underlying them. Based on the analysis s

of theory and current legislation, it highlights the relationship and differentiation between j| intangible digital objects (digital signs, codes, designations, electronic data and other information in digitalform) and digital rights as such, which participate in civil transactions and are subject to regulation in relation to the procedure for their emergence, implementation and protection with the use ofspecial civil law means taking into account the characteristic of the digital environment. It is argued to specify a number of authorities of a holder in the

content of digital rights, such as: 1) access to a digital object in the information system; 2) use of such an object at his discretion; 3) confidentiality and protection of the digital object from unlawful actions by third parties (unlawful access, destruction, modification, blocking, copying, provision, distribution, etc.); 4) disposal of such a digital right, which allows the right holder to make a transaction to transfer the right to a third party.

Keywords: digital rights, utilitarian digital right, digital financial asset, digital object, token, electronic data, electronic record, informational system, right to access, right to use, confidentiality and protection of information, right to disposal.

С момента своего законодательного закрепления в Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ) [1] в 2019 г. цифровые права стали предметом многочисленных юридических исследований [2, с. 66-93]. Как было указано в пояснительной записке к законопроекту [3], данное базовое понятие было положено законодателем в основу как отвечающее традициям российского права вместо термина «токен», который, по мнению авторов законопроек-¡^ та, изначально использовался для обозначения устройства для идентификации, а потом и шифра в сфере информационных технологий.

Данный подход законодателя встретил обширную критику со стороны ведущих ученых-правоведов как гражданского, так и информационного права. В первую очередь указывалось на некорректность выбранного термина «цифровое право» для гражданского права, поскольку под ним в информационно-правовой сфере изначально понимались различные права на информацию в сети Интернет, в частности, право на доступ к данной сети и другие права, относящиеся к публичному, а не частному праву [4, с. 3-4]. Самое главное возражение касалось того, что с позиции гражданского права цифровые права С по своей сути представляют собой оформление (способ закрепления)

3 уже известных гражданских прав: вещных, обязательственных, га

3 корпоративных, интеллектуальных и других, которые представлены ® в информационной системе [5, с. 32]. Другими словами, цифровые С права - это скорее всего лишь новая (цифровая) форма фиксации; они по-прежнему остаются обязательственными, корпоративными, исключительными правами и другими гражданскими правами, так " что нет достаточных оснований для признания цифровых прав в качестве особой разновидности гражданских. Интересно отметить, что ® такая точка зрения лежит в основе определения криптоактива как

S

150

о

«цифрового представления ценности или права», которое закреплено в ст. 3 (5) Регламента Европейского союза № 2023/1114 о рынках криптоактивов [6].

Действительно, если цифровые права определяются как обязательственные и иные права (п. 1 ст. 141.1 ГК РФ), права требования (ч. 1

ст. 8 Федерального закона об инвестплатформах [7]), денежные и иные права требования, права участия в капитале, возможности по осуществлению прав, воплощенных в эмиссионных ценных бумагах (ч. 2 ст. 1 Федерального закона о цифровых финансовых активах (ЦФА) [8]), то вряд ли их можно признать самостоятельными. Получается, что они выступают собирательной категорией, включающей в себя разные по своей гражданско-правовой природе права, в первую очередь обязательственные или корпоративные. И с этой точки зрения правы вышеназванные ученые, критикующие рассмотренные законодатель- с ные положения о цифровых правах как обязательственных и иных имущественных гражданских правах. г

Цифровые права имеют свою специфику, которая позволяет выделить их среди известных гражданских прав. Согласно п. 1 ст. 141.1 2 ГК РФ, они могут существовать лишь в рамках той или иной инфор- | мационной системы в соответствии с ее правилами, которые отлича- З ются от порядка возникновения, осуществления и защиты вещных, З обязательственных и иных гражданских прав в привычном нам мире, | где используются документы и иные вещи, осязаемые для человека. 2 ГК РФ указывает на правила информационной системы как на норма- "§ тивное основание возникновения таких прав (наряду с положениями ^ действующего законодательства). Федеральный закон об инвестплат- I. формах развивает данные положения ГК РФ, указывая, что утилитарное цифровое право возникает в качестве такового на основании | договора о его приобретении, который заключается с использованием ® инвестиционной платформы (ч. 3 ст. 8). При этом содержание и усло- I вия осуществления такого права (его количество и существо, порядок ■§ осуществления) определяются лицом, привлекающим инвестиции, Л в соответствии с правилами инвестиционной платформы (ч. 4 ст. 8). | Аналогичные положения можно найти в Федеральном законе о ЦФА, 2 в котором возникновение ЦФА связывается с моментом внесения за- | писи в соответствующую информационную систему о его зачислении | первоначальному правообладателю (ч. 1 ст. 2), а вид и объем таких " ЦФА определяются в решении об их выпуске (ч. 2 ст. 2). 151

В то же время, исходя из общих положений гражданского права, договоры, являющиеся основанием возникновения многих обяза- ^ тельственных прав, считаются заключенными с момента достижения С в письменной или иной предусмотренной форме соглашения между Л его сторонами по всем существенным условиям (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Более того, нельзя забывать, что в ряде случаев, установленных законом, определенные объекты гражданских прав (к примеру, недвижимое имущество, объекты патентных прав, средства индивидуализации юри-

£

го

дических лиц, товаров, работ и услуг), непосредственно права на такие объекты или сделки с ними подлежат государственной регистрации или учету в уполномоченных государственных органах. В связи с этим Федеральный закон об инвестплатформах (ч. 2 ст. 8) обоснованно не допускает возникновения утилитарного цифрового права в случае, когда предусмотренное им право требования или сделка с ним должна быть зарегистрирована или нотариально удостоверена.

В информационной системе всегда присутствует лицо, от которого зависит юридическая судьба возникших в такой системе цифровых прав, - оператор информационной системы, который является ответственным за функционирование данной системы в целом и внесение в нее записей о цифровых правах, в частности. Другими словами, именно он обеспечивает ее участникам техническую возможность приобрести цифровые права, ознакомиться с их содержанием, осуществлять и распоряжаться ими (ч. 8 ст. 8 Федерального закона

об инвестплатформах).

Обладателями цифровых прав могут быть лишь участники информационной системы, которые становятся таковыми в силу договора об оказании информационных услуг, заключаемого с оператором информационной системы. Федеральный закон об инвестплатформах (п. 9 ч. 1 ст. 2, ч. 1-3 ст. 3) указывает на использование трех договоров, таких как: а) договор об оказании услуг по привлечению инвестиций; б) договор об оказании услуг по содействию в инвестировании; в) ||| договор инвестирования. Первые два договора заключаются с опера-^ тором инвестиционной платформы. Благодаря им инвестор и лицо, § привлекающее инвестиции, могут заключить третий из вышеназван-Ё ных договоров.

^ Получается, что порядок возникновения цифровых прав имеет § свои особенности, которые присутствуют и должны быть, исходя ® из существования цифровых прав лишь в информационной системе, С как и порядка их осуществления и защиты. В связи с этим требуются специальные правила, касающиеся цифровых прав, как справедливо 152 обосновывается в юридической литературе [9, с. 29-38], включая ' специальные способы защиты, которые учитывали бы особенности функционирования информационных систем и позволяли обеспечить ® взаимосвязь цифровой и реальной действительности, в том числе и на стадии правоприменения. К ним, например, относится внесение или изменение записи о ЦФА по указанию не только их обладателей, но и иных лиц, в частности, на основании вступившего в законную силу судебного акта или исполнительного документа (ч. 2 ст. 4, ч. 2 ст. 6 Федерального закона о ЦФА).

Цифровой и реальный миры существуют параллельно. В то же время неверно говорить, что они независимы и полностью обособлены друг от друга; они, так же как и существующие в них гражданские права, связаны друг с другом. Например, может возникнуть ситуация, когда обязательственное право прекращается в силу заключенного между сторонами по общим правилам ГК РФ договора или вынесенного судебного решения по спору между ними, но это не влечет прекращения цифрового права в информационной системе, которое существует по своим правилам, - правилам информационной системы. g В данном случае необходимо будет обратиться к оператору информационной системы, и только после внесения им соответствующих записей | цифровое право будет прекращено. Ситуация может быть и обратной: цифровое право прекращается по правилам информационной системы, g однако само обязательственное право, возникшее из подписанного | между сторонами договора, формально продолжает действовать. -5 Решение данной проблемы в определенной мере предусмотрено п. 10 5 ст. 8 Федерального закона об инвестплатформах, который требует вне- | сти в инвестиционную платформу необходимую информацию в случае g прекращения обязательства на основании ст. 407 ГК РФ. "S

CD

В связи с этим получается, что цифровые права выступают в ка- ^ честве производных по отношению к известным обязательственным S. и другим гражданским правам, которые по сути лежат в основе таких цифровых прав. И первые, и вторые существуют одновременно J или параллельно по отношению друг к другу. В определенной мере £ аналогию можно провести со смежными правами, которые являются I производными от авторских прав в той части, что отражают различные ■§ способы использования произведения; их возникновение должно осу- £ ществляться с соблюдением авторских прав; в то же время смежные | права признаются самостоятельными интеллектуальными правами g (п. 3 ст. 1303 ГК РФ). %

На наш взгляд, цифровые права имеют свое собственное содержа- | ние, связанное с их существованием лишь внутри информационной

системы, для которой ее оператор предоставляет ее участнику - право- 153 обладателю доступ к такой информационной системе, возможность

использовать предоставленные электронные данные (цифровые коды ^

и обозначения, иную подобную информацию (сведения) в цифровой g

форме - цифровой объект), а также распорядиться возникшим циф- gs ровым правом. Такой цифровой объект имеет нематериальный характер, существует лишь в цифровой (двоичной) форме [10, с. 484-485] и выступает своего рода техническим средством выражения и целью (объектом использования) цифрового права как такового.

Кроме того, оператор обязуется обеспечить достоверность и конфиденциальность (защиту) цифрового объекта от неправомерных действий (неправомерного доступа, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения и т.д.) со стороны третьих лиц. Именно он подтверждает наличие цифрового права, предоставляет пользователям доступ в личный кабинет, обеспечивает переход данного права к другим лицам по договору или иным основаниям. Думается, что эти правомочия и составляют свое собственное содержание цифрового права, благодаря чему цифровые права предстают перед нами как самостоятельные, но тем не менее возникающие на основе известных гражданских прав и имеющие производный характер.

Список литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 24 июля 2023 г.) // -О Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1994. - № 32, ст. 3301; 2019. -3 № 12, ст. 1224.

а 2. Цифровая экономика: концептуальные основы правового регули-

рования бизнеса в России / отв. ред. В. А. Лаптев, О. А. Тарасенко. - М. : ^ Проспект, 2020. - 488 с.

§ 3. О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Граж дан-

ского кодекса Российской Федерации : проект федерального закона № 424632 -¡i URL: https://sozd. duma .gov.ru/bill/424632-7 (дата обращения: 22.02.2024). ^ 4. Рожкова, М. А. Цифровые права: публично-правовая концепция

и понятие в российском гражданском праве / М. А. Рожкова // Хозяйство g и право. - 2020. - № 10 (525). - С. 3-12.

5. Новоселова, Л. Н. Цифровые права как новый объект гражданского права / Л. Н. Новоселова, А. В. Габов [и др.] // Закон. - 2019. - № 5. - С. 31-54. Ö 6. EU Regulation No. 2023/1114 on Markets in Crypto-Assets I" (31 May 2023). - URL: https://eur-lex . europa . eu/legal-content/EN/TXT/ < PDF/?uri=CELEX:32023R1114 (accessed: 24.01.2024).

g 7. О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных

платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 259-ФЗ (в ред. от 4 августа 2023 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pmvo . gov. ru (дата опубликования: 02.08.2019). 8. О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении ^ изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : фе-(у деральный закон от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ (в ред. от 4 августа 2023 г.) // ^ Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.

pravo . gov. ru (дата опубликования: 31.07.2020). P5 9. Лисица, В. Н. Цифровые права и их использование в смарт-контракте /

В. Н. Лисица, Е. В. Зайнутдинова // Юридическая наука и практика. - 2022. -Т. 18, № 1. - С. 29-38.

10. Предпринимательское право Российской Федерации: в 2 т. Т. 1. / отв. ред. Е. П. Губин, П. Г. Лахно. - М. : Норма : ИНФРА-М, 2024. - - 808 с.

i

154

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.