Научная статья на тему 'Цифровые практики московской молодежной еврейской общины в период социального дистанцирования весной 2020 года'

Цифровые практики московской молодежной еврейской общины в период социального дистанцирования весной 2020 года Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
52
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальное дистанцирование / COVID-19 / медиатизация религии / ортодоксальный иудаизм / молодежное религиозное сообщество / Инстаграм*1 / русскоговорящие евреи / social distancing / COVID-19 / mediatization of religion / Orthodox Judaism / youth religious community / Instagram* / Russian-speaking Jews

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гуревич Ксения Владимировна

В статье рассматривается влияние COVID-19 и связанных с ним ограничительных мер на жизнь молодежной религиозной общины ортодоксального иудаизма в Москве, а именно использование социальных сетей для реализации практик и обеспечения взаимодействия между людьми внутри сообщества. В основу исследований легли интервью, опросы и анализ текстов в социальных сетях организации Olami.Moscow. Приводится анализ того, какие темы транслировались общиной для своей аудитории в этот период и как в иудейских общинах осмыслялись ограничения в использовании социальных сетей во время шаббатов и некоторых праздников. В статье приводится статистика посещений общих религиозных собраний во время пандемии и изучается переход к онлайн-собраниям в период вынужденного социального дистанцирования. Были проанализированы методы организации онлайн-встреч: координация, количество участников, готовность перейти на дистанционное общение, сложности исполнения религиозных обрядов и праздников в режиме вынужденной изоляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital Religious Practices of the Moscow Youth Jewish Community in the Period of Social Distancing

The article observes the impact of Covid-19 and related restrictive measures on the daily life of the youth religious community of Orthodox Judaism in the city of Moscow, namely the use of social networks to implement practices and ensure interaction between people within the community. The methodology of the research is interviews, polls and analysis of posts in social networks of the community Olami.Moscow. An analysis of what exactly was communicated by the community for its audience during this period and how the problem of the impossibility of using social networks during Shabbats and some holidays was addressed. Statistics on attendance at general religious gatherings during pandemic and examines the impact of forced social distancing on the transfer to online gatherings is provided within the article. The main focus is the methods of organizing new types of events (online meetings): how the organization takes place, the number of people, the willingness of people to switch to remote communication and their opinion about it, the difficulties of performing religious rituals and holidays during forced isolation.

Текст научной работы на тему «Цифровые практики московской молодежной еврейской общины в период социального дистанцирования весной 2020 года»

Цифровые практики московской молодежной еврейской общины в период социального дистанцирования весной 2020 года

Ксения Владимировна Гуревич

Независимый исследователь Москва, Россия ORCID: 0000-0001-7303-9270 Тел.: +7 926 5470339 E-mail: k.v.gurevich@gmail.com

DOI: 10.31168/0470-1.08

Аннотация: В статье рассматривается влияние COVID-19 и связанных с ним ограничительных мер на жизнь молодежной религиозной общины ортодоксального иудаизма в Москве, а именно использование социальных сетей для реализации практик и обеспечения взаимодействия между людьми внутри сообщества. В основу исследований легли интервью, опросы и анализ текстов в социальных сетях организации Olami.Moscow. Приводится анализ того, какие темы транслировались общиной для своей аудитории в этот период и как в иудейских общинах осмыслялись ограничения в использовании социальных сетей во время шаббатов и некоторых праздников. В статье приводится статистика посещений общих религиозных собраний во время пандемии и изучается переход к онлайн-собраниям в период вынужденного социального дистанцирования. Были проанализированы методы организации онлайн-встреч: координация, количество участников, готовность перейти на дистанционное общение, сложности исполнения религиозных обрядов и праздников в режиме вынужденной изоляции.

Ключевые слова: социальное дистанцирование, COVID-19, медиатизация религии, ортодоксальный иудаизм, молодежное религиозное сообщество, Инста-грам*1, русскоговорящие евреи

1 Здесь и далее (в соответствии с действующим законодательством РФ) организации, признанные экстремистскими и запрещенные на территории РФ, отмечаются с помощью знака*.

Введение

Весной-летом 2020 г. внезапно начавшаяся пандемия COVID-19 значительно изменила повседневность. В этот период в религиозных общинах велись дискуссии о возможности выполнять практики, основанные на одновременном присутствии большого количества людей в одном помещении, а также о методах трансформации этих практик в условиях необходимости социального дистанцирования. В числе таких религиозных сообществ оказались и еврейские общины России.

Вопрос о том, каким образом продолжать коммуникацию внутри сообществ, появился одним из первых. В общинах все решения с точки зрения как заботы о здоровье членов общины, так и требований религии, легли на раввинов и других лидеров. На принимаемые меры влияли несколько факторов: требования государственных органов Российской Федерации и города Москвы; информация из Израиля, который раньше России вступил в острую фазу эпидемии; религиозные нормы, касающиеся как обязанности заботиться о прихожанах, так и необходимости соблюдения заповедей Торы. Одной из самых распространенных реакций стала медиатизация религиозных практик: онлайн-лекции, онлайн-трансляции, посвященные встрече и окончанию шаббата и прочее. При этом в разных еврейских общинах переход в цифровую среду сопровождался различными проблемами, такими как неготовность к этому членов общины или отсутствие медийного инструмента для привлечения внимания аудитории, что значительно усложняло поддержание солидарности и осуществление религиозных практик в период социального дистанцирования.

Мы рассмотрим, как реагировали члены молодежной еврейской организации ортодоксального иудаизма Olami.Moscow на пандемию COVID-19 весной 2020 г. Выбранная община особенно интересна, так как основные ее члены - молодежь до 32 лет, которые не только были готовы к переводу части религиозных практик в онлайн-среду, но и активно поддерживали руководство общины в кризисный период. В этом контексте возникают следующие вопросы для анализа: 1) какие новые или измененные практики были представлены лидерами сообщества; 2) насколько эти изменения влияют на сами общины, в том числе на их повседневность; 3) какие главные факторы формировали дискурс общины в этот период.

В основе данного исследования лежит метод RSST (религиозно-социальное формирование технологий) [Кэмпбелл 2020]. В рамках данного подхода происходит оценка того, как именно религиозные общины используют медиа и, наоборот, как именно медиа влияют на ежедневные практики таких сообществ. Ввиду того, что цифровые технологии становятся все более важной составляющей человеческой повседневности, они так же влияют и на религию. В то же время, как будет показано ниже, религиозные требования могут ограничивать использование технологических инноваций.

Наблюдение за общиной Olami.Moscow проводилось с момента ее основания в 2019 г. в форме посещения мероприятий, занятий в офлайн- и онлайн-формате, общения с членами общины, а также отслеживания социальных сетей сообщества.

Исследование в первую очередь охватывает период ограничений, связанных с распространением COVID-19 (самоизоляция или социальное дистанцирование), а именно: время с начала марта (в еврейской общине важной датой в данном случае является праздник Пурим, который в 2020 г. отмечался с вечера 9 марта по вечер 10 марта) и до конца июля (пост 9 ава, который в 2020 г. проходил с вечера 29 июля по вечер 30 июля).

Для формирования полного представления о транслируемых в этот период ценностях и о реакции членов общины на ограничения и изменения в повседневности в связи с пандемией использовалась комбинированная методика: анализ дискурса в медиаресурсах, он-лайн-анкетирование и опросы. При этом основным источником данных для анализа позиционирования общины стал Instagгam, так как именно в этой социальной сети группа общины Olami.Moscow набрала наибольшее число подписчиков (больше 2,5 тыс. участников на конец 2020 г.) по сравнению с другими сетями. При анализе изменений, произошедших в общине в указанный период, были проведены три интервью с ее лидерами и одним из раввинов.

Община Olami.Moscow: описание

Современная московская еврейская ортодоксальная среда формируется различными направлениями. С одной стороны, наиболее популярное - хасидское направление Хабад, наиболее активно при-

влекающее взрослое еврейское население и молодежь, с другой -исторически важную роль в Москве играет синагога «на горке» - Московская хоральная синагога. Она возглавляется ортодоксальными еврейскими раввинами в первую очередь литовского направления иудаизма и подчиняется Конгрессу еврейских религиозных организаций и объединений в России (КЕРООР). В ее структуру входит несколько общин: Дор Ревии, Оалей Яаков, Бейт Сфаради, Даркей Шалом, Бейт Аарон, Северная, Бейт Марина, подмосковная ешива Торат Хаим [Общины Москвы], а также молодежные еврейские организации Olami. Moscow и Тора Ми-Цион.

Olami.Moscow - религиозный проект ортодоксального иудаизма, созданный для еврейской молодежи 18-32 лет с целью ее приближения (керув1) к еврейской традиции. В настоящий момент это в основном студенты или молодые специалисты с высшим образованием. Организация была создана весной 2019 г. при поддержке КЕРООР -всероссийской религиозной организации, объединяющей общины ортодоксального иудаизма преимущественно литовского направления. Другим партнером Olami.Moscow является организация Ola-mi - крупная международная сеть керувных центров, бренд которой в данный момент используется московской общиной. До присоединения к Olami осенью 2019 г. община называлась Beiteinu_global.

Структурно община состоит из face-to-face сообщества, постоянными членами которого на конец 2020 г. являлось около ста человек, в том числе восемь девушек, живущих в общинной квартире. Всех постоянных членов общины лидеры движения называют «студенты», так как основная задача - изучение еврейских традиций, а не только посещение общинных мероприятий. Важной частью деятельности Olami.Moscow являются сообщества в социальных сетях, основное из которых - в Instagram*, где в конце 2020 г. было более двух тысяч подписчиков. Эта сеть используется в основном как доска объявлений с единым расписанием для студентов, при этом там размещаются и различные статьи и информация для более широкого круга читателей и привлечения новых студентов. У общины есть канал в социаль-

1 От зпр^ (ивр., лекарев) 'приближение'. Термин, означающий действия и организации, направленные на приближение евреев к традиции, соблюдению Торы и заповедей.

ной сети Телеграм (около ста пользователей на конец 2020 г.) и сообщество в БасеЬоок* (около восьмисот подписчиков на конец 2020 г.).

У Olami.Moscow два источника финансирования: спонсорские пожертвования и взносы членов общины на различные мероприятия. Основатели Olami.Moscow - семья Кац (Александр и Сара); количество постоянных сотрудников - семь человек, также община приглашает лекторов и экспертов. Публичным лидером и вдохновителем основных мероприятий общины является Сара Кац. На сайте общины позиционирование сообщества описано следующим образом: «Наша миссия: помощь молодым евреям, которые хотят стать успешными и разносторонними личностями и готовы расти в самых разных сферах и направлениях» [Olami.Moscow 2022]1.

Повседневность общины и реакции на пандемию

Повседневные практики Olami.Moscow до пандемии COVID-19 состояли из следующих направлений: офлайн-занятия, совместные трапезы и развлекательные мероприятия.

Офлайн-занятия покрывали следующие темы: религиозные традиции, психология и карьерное развитие. Как отмечала Сара Кац, достаточно сложно привлечь неподготовленную аудиторию сразу к религиозным занятиям - «сначала надо сформировать ощущение нормальности происходящего через более приземленные темы» [Интервью с Сарой Кац 2020]. Например, так выглядело расписание общины на 1 марта 2020 г. (см. рис. 1):

Совместные трапезы, например, на праздники (в том числе ша-ббат), свадьбы, бар-мицвы и прочие, являлись важной частью повседневной жизни общины. Трапезы на шаббат проходили меньшими группами в основном дома у лидеров или сотрудников общины, а праздничные трапезы обычно проводились в помещениях Московской хоральной синагоги и общины Оалей Яаков.

По мнению лидеров общины, у студентов главным стимулом для участия в мероприятиях до пандемии были туристические поездки -своеобразные призы за активное посещение уроков и трапез в общине. Эти поездки были организованы в соответствии с традициями

1 В цитатах из источников сохраняются орфография и пунктуация оригинала.

01лт1

НАШИ КУРСЫ

ПРОБУДИТЕСЬ! ЧТО ХОЧЕТ ТВОРЕЦ ОТ НАС ПРЯМО СЕЙЧАС?!

Йосеф Ферапонтов Эмоции и качество жизни

Рав Элиэзер Райхман Коронавирус и еврейский закон

Рав Беньямин Молодой Что делать? От теории к практике

23 марта, ПОНЕДЕЛЬНИК

Сара Кац Медитация по-еврейски: спасение в тяжёлое время

25 марта, СРЕДА

19:00

Г

Иосеф Шулинин Как оказывать влияние на людей?

24 марта, ВТОРНИК

Лея Молодой

Секреты продуктов питания

26 марта, ЧЕТВЕРГ

19:00

Рав Арье Аминов

Влюбленность и любовь

Доступ к вебинарам по ссылке: olami.org/online-ru Информация по телефону: +7 (963) 613-3-613

@о1агш.то5соу\г

Рис. 1. Расписание офлайн-занятий OlamiMoscow

иудаизма и тем самым должны были приближать студентов к соблюдению религиозных заповедей.

Наиболее важным в условиях пандемии для членов Olami.Moscow стало сохранение чувства общего единства и солидарности. Лидер проекта следующим образом определила свое видение общины:

...ощущение, что ты часть чего-то большего, что о тебе кто-то там помнит, знает, переживает и всем не все равно <...> дальше не важно, это община твоего двора, это община Хоральной синагоги, если ты чувствуешь, что глава определенной общины думает о тебе, то все хорошо [Интервью с Сарой Кац 2020].

Таким образом, перед руководством данной организации встал вопрос о возможности выстраивания новых отношений со своими студентами в условиях социального дистанцирования.

Для разработки плана действий в сложившейся весной 2020 г. ситуации команда Olami.Moscow учитывала как требования государственных органов России, так и решения, принимаемые раввинами КЕРООР.

Во времена любых серьезных испытаний у евреев принято поститься (дневной отказ от пищи и воды). При этом решение о том, держать ли такой пост, все общины, а зачастую и отдельные люди, принимали сами. 25 марта 2020 г. один из самых влиятельных раввинов Израиля и русскоговорящих евреев рав Хаим Каневский объявил общественный пост. Его целью было обратиться к Всевышнему с просьбой прекратить пандемию. Лидеры Olami также поддержали этот пост:

Из-за сложившейся ситуации, связанной с коронавирусом Гаон рав Хаим Каневский, главный раввин Израиля рав Давид Лау и другие мудрецы нашего поколения объявили пост завтра 25.03 в канун Рош Ходеш Нисан (с 04:20 до 12:40)

Людям, которые плохо себя чувствуют или страдают хроническими заболеваниями - НЕЛЬЗЯ держать пост! Вместо этого можно принять на себя обет молчания на это время.

Дай Бог, чтобы Всевышний увидел наши старания и послал нам полное и финальное избавление.

р^. рекомендуется читать псалмы 20, 22, 69, 118, 150 [Телеграм Olami.Moscow 2020].

Других действий в общине, направленных на борьбу с пандемией COVID-19, нами не было выявлено, а основные мероприятия и коммуникация были направлены на сохранение повседневной жизни общины в период социального дистанцирования.

Медиатизация: повседневность и праздники

С момента создания общины у Olami.Moscow были собственные медиа в различных социальных сетях. Основным способом распро-

странения информации, продвижения и поиска новых студентов была социальная сеть Instagгam*.

После введения в Москве режима самоизоляции 19 марта 2020 г. в Instagгam* общины была размещена информация о проведении первого вебинара 23 марта 2020 г. на тему «Пробудитесь! Чего хочет творец от нас прямо сейчас?!». Риторика объявления фокусировалась на поиске ответа как вести себя в сложившейся ситуации:

Что нам говорит Тора о ситуации, в которой невольно оказался весь мир? Тора говорит, что в любой момент важно помнить о том, Кто создал и управляет этим миром. У всего есть свой пункт предназначения. Даже у вируса, который находится в капле <...> А что можно сказать о соответствии еврейского закона и рекомендаций ВОЗ? Разве евреям нужно напоминать о том, чтобы мыть руки? Мы это делаем каждое утро, перед едой и после посещения уборной.

Мы евреи и у нас есть сокровище - четкая инструкция, данная самим Вс-вышним. Наша задача - расшифровать и понять ее! [Пробудитесь 2020].

Таким образом, община переводит вопрос соблюдения ограничений в связи COVID-19 в религиозную плоскость - обязанность придерживаться заповедей Торы.

Другим примером консолидации общины в этот период при помощи ритуалов является зажигание свечей на шаббат. 3 апреля 2020 г. в группе общины было размещено видео «Как увидеть в темноте свет?» [Пробудитесь 2020], посвященное значимости этой религиозной традиции. В нем лидер общины говорит, что зажженные свечи напоминают «о той связи, которая есть между нашими душами, так же свечи приносят мир в дом».

Начиная с 21 марта 2020 г. все лекции Olami.Moscow были переведены в онлайн, их расписание вывешивалось в группе (см. рис. 2).

При переходе на онлайн-формат община, с одной стороны, сосредоточилась на темах, конструирующих связь с глобальным еврейством в кризисный момент («Коронавирус и еврейский закон», «Медитация по-еврейски: спасение в тяжелое время», и др.), с другой - усилила направления о личном развитии и росте («Секреты продуктов питания», «Учет и контроль личных денег» и др.). По мнению

Рис. 2. Расписание онлайн-семинаров Olami.Moscow

лидеров общины и исходя из полученной ими обратной связи, молодежь, несмотря на интерес к религиозной и национальной тематике, была скорее в поиске практических знаний, которые могут улучшить текущую жизнь. Поэтому было принято решение расширить количество занятий по темам такого рода, привлекая и лекторов-экспертов.

Во время интервью сотрудник общины отметила, что «в среднем на уроки стали приходить в два раза больше, чем до этого. У людей появилось время. Понадобилось ощущение общины»1.

Анализ сети Instagram* показывает, что количество людей, которые просматривали различные посты в период самоизоляции, стало значительно больше, чем количество студентов Olami.Moscow - по-

Выдержка из интервью с сотрудником общины Olami.Moscow.

стоянных членов общины (около ста человек). Например, у видео от 23 марта 2020 г. под названием «Что поднимает нашу молитву?» 990 просмотров, у поста с описанием марафона перед праздником Ша-вуот от 26 мая 475 просмотров. Таким образом, аудитория онлайн-со-общества Olami.Moscow весной 2020 г. значительно превышала количество студентов. Внеплановое развитие онлайн-направления привело к привлечению новых участников сообщества, но скорее в статусе временных гостей (ср. в православной инстаграм-тради-ции - «прихожане» и «захожане» [Радченко 2021]).

У лидеров сообщества за период COVID-ограничений изменилось отношение к медиаресурсам. Изначально у социальных сетей общины было две основные задачи: привлекать новых членов и предоставлять информацию о мероприятиях. Во время самоизоляции значение медиаресурсов поменялось, так как они стали теперь репрезентировать и место встречи: чтобы войти в «зал» онлайн-меропри-ятия необходимо было нажать на соответствующую ссылку в группе сообщества.

Как уже было сказано, на период ограничений пришлось множество еврейских религиозных праздников: Пурим, Песах, Лаг ба-Омер, Шавуот, а также посты 17 Таммуза и 9 Ава. При этом в Песах и Шаву-от запрещено использование различных средств связи, то есть они не могли проходить в виде онлайн-встреч. Оба праздника насыщены ритуалами, упоминаются в Торе. Именно на правильное соблюдение этих дней и связанных с ними традиций Olami.Moscow сделала основной упор в коммуникации в социальных сетях.

Праздник Песах (8-16 апреля 2020 г.) - общинное мероприятие, обычно отмечающееся большой трапезой (пасхальный Седер). Ведущий контролирует последовательность действий, каждое из которых репрезентирует этапы выхода евреев из Египта и приобщает детей к еврейской истории. Этот праздник достаточно редко проводится дома и большинство никогда не вели Седер, поэтому община Olami. Moscow сделала упор на подготовку к данному мероприятию:

Если вы никогда не проводили Седер-Песах самостоятельно, на первый взгляд это может показаться сложным, но на самом деле, если следовать четкой инструкции, все получится на высшем уровне.

Мы собрали для вас важные пункты, касающиеся праздника Пе-сах в посте и в инфографике [Проведение 2020].

В религиозных еврейских общинах принято говорить, что в главный весенний праздник, Песах, весь еврейский народ выходит из Египта, все поколения, начиная с поколения Моисея и до наших дней. В период ограничений весны 2020 г. в дискурсе Olami.Moscow постоянно присутствовало сравнение карантина и египетского рабства. Именно эта риторика отражается в постах, связанных с Песахом: «Желаем скорейшего выхода из духовного Египта и физического карантина!» [Поздравления 2020].

Следующим наиболее важным для общины весенним религиозным праздником является Шавуот (с 28 на 29 мая 2020 г.) - день дарования Торы на горе Синай. Одной из ключевых традиций этого дня является ночное изучение Торы мужчинами. Olami.Moscow, ввиду невозможности организовать офлайн совместное ночное обучение, организовали ночные лекции в ночь накануне праздника (с 27 на 28 мая 2020 г.):

В этом году невозможное - возможно. И десятки евреев с мировым именем расскажут вам в ночь 27 мая о Торе и своем жизненном пути с ней, проведут блестящие лекции, разыграют призы и составят общее незабываемое впечатление [Ночной марафон 2020].

Дискурс строится вокруг двух идей - уникальности 2020 г. как «года возможностей», а также единства с глобальным еврейством, которое переживает те же потрясения, что и каждый конкретный человек. По информации от лидеров общины, количество людей, которые так или иначе приняли участие в данном мероприятии, превысило 800 человек, а на уроке в 4 утра присутствовало 200 человек. Все это подтверждает тезис, что возможности по коммуникации с аудиторией через использование онлайн-среды у общины значительно расширились.

Повседневность Olami.Moscow формировалась как вокруг религиозных, так и вокруг национальных праздников Израиля, таких как День Катастрофы и Героизма (Йом а-Шоа), День независимости Израиля, День памяти павших в войнах Израиля и жертв террора. Все эти

дни, наряду с религиозными, были отмечены в риторике общины. Например, в День Катастрофы и Героизма (21 апреля) была организована онлайн-церемония, которая должна была показать единство со всем еврейским народом, после чего прошла лекция Рава Пинха-са Швальба «Где был Бог во время Катастрофы?», просмотр фильма «Туфельки» (2012) и беседа с его режиссером Константином Фамом. В описании этого дня представлен следующий текст:

Но есть дни, когда на малое время, слушая сирену или зажигая свечу, весь еврейский народ склоняет голову и уходит в собственные мысли, чтобы затем продолжить свой путь. Вчера был один из таких дней, йом а шоа [День катастрофы 2020].

Такая же риторика была в текстах, описывающих День Памяти павших воинов Израиля и жертв террора и День независимости Израиля:

28 апреля в Израиле отмечается День памяти павших в войнах и терроре, который предшествует празднику провозглашения независимости Израиля 29 апреля. Два этих дня тесно связаны между собой. Их близость призывает нас помнить о том, какую цену пришлось и приходится буквально ежечасно платить за независимость страны [Мы можем 2020].

Таким образом, уже к концу апреля 2020 г. община начала уходить в своей риторике от пандемии и транслировать традиционное единение с еврейским государством и всем народом. Постепенный отказ от отвлеченных и светских тем был связан с тем, что прошла острая фаза локдауна, общество начало привыкать к ограничениям, а значит община могла постепенно возвращаться к своим основным целям -приближению к религии и еврейской традиции.

Онлайн-опрос студентов общины

В сентябре 2020 г. для изучения опыта проживания ограничений пандемии членами общины автором было проведено онлайн-анкети-рование студентов Olami.Moscow [Материалы 2020]. Опрошены были

именно студенты, а не онлайн-аудитория, так как основной задачей было выявить наличие солидарности с другими членами общины и отношение к произошедшим изменениям, а также вовлеченность респондентов в онлайн-лекции и встречи.

На представленную анкету было получено 20 ответов (20% от общего числа членов общины). 85% опрошенных указали женский пол, 15% - мужской. Большинство (75%) указали возраст от 20 до 30 лет. Все опрошенные посещали занятия Olami.Moscow до ограничений. 60% опрошенных посещают мероприятия данной общины более 12 месяцев.

Цифровые технологии всегда были основным средством распространения информации об общине. Этот факт подтверждается данными опроса: 65% опрошенных указали чаты What's App как основной источник информации о мероприятиях общины. Оставшиеся выделили социальные сети, при этом никакие другие источники информации (друзья, знакомые и т.п.) не были отмечены ни одним из респондентов.

С конца марта в общине были отменены очные мероприятия, и для большинства опрошенных эти изменения были неожиданными (65%), при этом 35% отметили, что для них существовала высокая потребность в офлайн-встречах, хотя абсолютное большинство опрошенных (85%) подтвердили, что онлайн-уроки были удобной формой, а 55% отметили, что количество посещенных ими занятий в период весенних ограничений даже выросло. Данные опроса подтверждают гипотезу, что община не испытала сложностей при переходе в онлайн, и студенты были готовы и быстро адаптировались к изменившейся ситуации.

Так как лидеры общины также ставили своей целью оказать моральную поддержку членам общины, важной является и обратная связь от студентов. 80% опрошенных согласились с тезисом о том, что община их поддержала в период ограничений. При этом, несмотря на отсутствие очных занятий, 75% отметили, что весной 2020 г. важность общины в жизни ее членов выросла.

На вопрос о формировании общиной единых ценностей 90% опрошенных отметили, что онлайн-среда позволила общине передавать их своим студентам, а 75% респондентов обозначили, что ощущают солидарность с общиной Olami.Moscow и заболевшими членами сообщества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основные выводы по результатам опроса следующие: члены общины были технически готовы к переходу ежедневных практик в онлайн среду; офлайн-общение не является обязательным для формирования солидарности в момент, когда возможны только он-лайн-занятия; в период самоизоляции существовала высокая потребность в участии в онлайн-уроках; наиболее важными для членов общины стали инициативы Olami.Moscow, направленные на формирование единства и передачу знаний и традиций (уроки и наборы для проведения праздников дома).

Вызовы, с которыми столкнулась община

Наиболее проблемным направлением в период самоизоляции весной 2020 г. лидеры общины сочли вопрос организации деятельности своих сотрудников. Основными ведущими занятий являются члены двух семей, и, как отметила сотрудник общины, самым сложным было продолжать координацию и поддержку всех процессов при постоянном присутствии детей дома. Взаимодействие со всеми студентами только посредством цифровых устройств предоставляло мало возможностей для получения обратной связи: «...ты тыркаешься как в бочке, а надо это кому-то или не надо не понятно» [Интервью сотрудника Olami.Moscow].

Серьезной проблемой для общины, которая отчитывается о своих показателях перед спонсорами, стала проблема поиска, привлечения и мотивации новых членов. Привлечение новых людей было осложнено невозможностью проводить вводные и развлекательные мероприятия, звать на них топ лекторов и прочее. Отдельным фактором, усложняющим данный процесс, явилось отсутствие главной мотивации - туристических поездок. С другой стороны, как отметили лидеры общины, на онлайн-мероприятия стало приходить значительно больше людей, а после снятия ограничений получилось часть из них перевести в статус студентов.

Развитие онлайн-направления после снятия ограничений

После снятия ограничений все больше встреч проходило в очном формате. Летом 2020 г. был проведен целый ряд мероприятий, напри-

мер, After Zoom party 5 июля 2020 г., ознаменовавшее два события: окончание периода самоизоляции и конец учебного года для студентов [Долгожданный 2020]. Часть занятий еще некоторое время велась в онлайн-формате, например, в объявлениях о занятиях встречается «Программа "Хеврута"» (ONLINE для юношей)» [Расписание сентябрь 2020]. Осенью 2020 г. лидеры общины говорили, что примерно треть всех уроков останется в онлайн-формате, так как у Olami.Moscow есть заочная аудитория. С 1 ноября 2020 г. в связи с ростом заболеваемости занятия временно снова переходили в онлайн. Начиная с лета 2021 г. эта практика была прекращена, все уроки вернулись исключительно в очный режим. Этому способствовала направленность ключевых целей общины на личное взаимодействие, а также усталость аудитории от заочного общения - становилось все больше желающих встречаться вживую. Лидеры общины отмечают, что тренд на использование онлайна оказался временным и в итоге минимально повлиял на дальнейшее развитие общины. Тем более, что основные объединяющие мероприятия - крупнейшие религиозные праздники (Песах, Шавуот и Суккот), а также проведение шаббата - не позволяют использовать онлайн ни в каком варианте, а лишь делать какие-то обучающие лекции.

Заключение

Если обратиться к подходу RSST (религиозно-социальное формирование технологий) [Кэмпбелл 2020] в части фактического влияния общины и медиа друг на друга, оказывается, что влияние медиасреды даже на молодежную еврейскую религиозную общину оказывается минимальным. Хотя после снятия ограничений в 2020 г. часть лекций осталась в онлайн-режиме, фактически никакой трансформации практик вследствие пандемии не произошло, и уже к середине 2021 г. не было заметно влияния медиа на повседневные практики в общине. Таким образом, социальные сети даже в молодежной общине использовались исключительно как инструмент, исходя из текущих задач: продвижение контента, поддержание интереса у аудитории с целью последующего привлечения на очные мероприятия.

Для членов общины Olami.Moscow переход в онлайн-среду был комфортным и вызвал минимум сложностей, что подтвердилось

проведенным опросом студентов и лидеров общины. Первый фактор, повлиявший на этот переход, - это наличие у общины еще до начала периода пандемии медиаресурсов (Instagram*, Facebook* и Telegram) с количеством подписчиков, превышающим face-to-face общину. Сети служили основным источником информации о мероприятиях, единым местом сбора членов общины, а также использовались для трансляции ценностей сообщества. Вторым фактором стал возраст членов общины (16-32 года), обусловливающий большой опыт использования технологических решений, готовность пробовать новое и активно вовлекаться во все изменения, предлагаемые лидерами сообщества.

При невозможности очного общения Olami.Moscow могут провести онлайн-мероприятие, причем оперативно - за счет готовности молодежной аудитории. Но такие мероприятия плохо решают ключевую задачу общины - керув - передачу религиозной традиции. Еврейская традиция во многом основана на четко прописанных ритуалах, совместном чтении молитв, трапезах и так далее. Практически никакая из данных практик в ортодоксальной общие не может быть реализована посредством медиа и тем более изменена под влиянием медиа. Для сравнения, в православной традиции отсутствие ограничений на использование медиа и цифровых технологий позволило прихожанам участвовать в совместных молитвах и службах [Радчен-ко 2021; Лученко 2021]. В итоге разрыв с приходом у православных был намного меньше, чем в еврейской общине, где самые важные еврейские праздники, такие как Песах, членам общины приходилось проводить в одиночестве. В данном случае использование технологий не является выходом.

Лидеры сообщества отметили, что они получили большой опыт в принятии быстрых решений и поддержке членов общины. Так или иначе, все практики, которые внедряла община, были признаны успешными в сложившейся ситуации и способствующими сохранению единства и развитию еврейской идентичности своих членов.

Источники

День катастрофы 2020 - День катастрофы и героизма с Olami.Moscow //Ак-каунт Olami.Moscow. 22.04.2020. https://www.instagram.com/p/B_SWsBaBUs2 (дата обращения: 22.10.2020).

Долгожданный 2020 - Долгожданный грандиозный offline event After Zoom Party // Аккаунт Olami.Moscow. 30.04.2020. https://www.instagram.eom/p/ CCEjzg7BNmm (дата обращения: 15.10.2020).

Интервью Сары Кац 2020 - Интервью Сары Кац Ксении Гуревич. 16 сентября 2020 г. Личный архив автора.

Интервью сотрудника Olami.Moscow 2020 - Интервью сотрудника Olami. Moscow Ксении Гуревич. 22 сентября 2020 г. Личный архив автора.

Как увидеть 2020 - Как увидеть в темноте свет? // Аккаунт Olami.Moscow. 03.04.2020. https://www.instagram.eom/p/B-hMXbhB1QX (дата обращения: 15.11.2020).

Материалы 2020 - Материалы онлайн-анкетирования студентов Olami. Moscow. Сентябрь 2020 г.

Мы можем 2020 - Мы можем называть Израиль домом, находясь в любой точке Земли // Аккаунт Olami.Moscow. 27.04.2020. https://www.instagram.eom/p/ B_fX4gQBAp4 (дата обращения: 22.10.2020).

Ночной марафон 2020 - Ночной марафон изучения Торы для молодежи всего СНГ // Аккаунт Olami.Moscow. 26.05.2020. https://www.instagram.com/p/ CApgzEzBNL3 (дата обращения: 22.10.2020).

Общины Москвы - Общины Москвы // Официальный сайт Московской Хоральной Синагоги http://centralsynagogue.ru/obshhiny-moskvy (дата обращения: 22.10.2020).

Поздравления 2020 - Поздравления и расписание праздника // Аккаунт Olami.Moscow. 08.04.2020. https://www.instagram.com/p/B-uMlV-BSml (дата обращения: 22.10.2020).

Пробудитесь 2020 - Пробудитесь! Что хочет от нас Творец прямо сейчас? // Аккаунт Olami.Moscow. 18.03.2020. https://www.instagram.com/p/ B941dhlhS9C (дата обращения: 22.10.2020).

Проведение 2020 - Проведение Пасхального Седера самостоятельно // Ак-каунт Olami.Moscow. 06.04.2020. https://www.instagram.com/p/B-pleaGhmQc (дата обращения: 22.10.2020).

Расписание сентябрь 2020 - [Расписание занятий Olami.Moscow с 6 по 12 сентября 2020 года] // Аккаунт Olami.Moscow. 09.2020. https://www.instagram. com/p/CExBKWOhFrX/ (дата обращения: 30.06.2022).

Телеграм Olami.Moscow 2020 - Сообщение от 25 марта 2020 года в Телеграмм канале Olami.Moscow. https://t.me/olami_moscow (дата обращения: 11.11.2020).

Olami.Moscow 2019 - Olami.Moscow - еврейская молодежная организация, О нас // Официальный сайт. 22.10.2019. https://olami.moscow/about (дата обращения: 22.10.2020).

Литература

Кэмпбелл 2020 - Кэмпбелл Х. К вопросу о религиозно-социальном формировании технологии // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2020. № 2. С. 124-159.

Лученко 2021 - Лученко К. Цифровизация богослужебных практик в период пандемии коронавируса в контексте медиатизации православия // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2021. № 1 (39). С. 39-47.

Радченко 2021 - Радченко Д. Instagгam-соборность: конструирование социальности во время ковида // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2021. № 6 (140). С. 135-157.

Приложение

Материалы онлайн-анкетирования студентов Olami.Moscow (2020) Olami.Moscow и ^ГО-19

1. Считаете ли вы себя членом общины Olami.Moscow?

• Да

• Нет

2. Укажите ваш возраст.

• До 20 лет

• 20-25 лет

• 25-30 лет

• 30-35 лет

• больше 35 лет

3. Ваш пол

• Мужской

• Женский

4. Как давно вы посещаете мероприятия Olami.Moscow?

• Более 12 месяцев

• 6-12 месяцев

• Менее 6 месяцев

• Другие

5. Посещали ли вы занятия Olami.Moscow до ограничений, связанных с COVID-19?

• Да

• Нет

6. Были ли вы волонтером Olami.Moscow?

• Да

• Нет

7. Общаетесь ли вы с другими членами общины?

• Да

• Нет

8. Какой основной источник информации о мероприятиях и новостях Olami.Moscow?

• Социальные сети Olami.Moscow

• Чаты-группы в What's App

• Друзья или знакомые

• Не знаю или не отслеживал

• Другое...

9. Выберите офлайн-мероприятия Olami.Moscow, которые вы посетили.

• Пурим Olami.Moscow 2020

• Выездной Шаббатон после Пурима

• After Zoom Party

• Поездка в ЮАР

• Поездка на Байкал

• Другое.

10. Отмечали ли вы следующие еврейские праздники / памятные дни, попавшие на период ограничений, связанных с COVID-19?

• Песах

• День памяти жертв Холокоста

• День памяти погибших в войнах Израиля и террактах

• День независимости Израиля

• Лаг ба-Омер

• Шавуот

• 17 Таммуза

• 9 ава

11. Что было наиболее полезным из действий Olami.Moscow в период ограничений, связанных с пандемией?

• Онлайн-уроки

• Волонтерские мероприятия

• Наборы к праздникам (напр., к Песаху)

• Онлайн-квесты и розыгрыши

• Другое...

12. Насколько вы согласны со следующими утверждениями (1 - полностью не согласен, 5 - полностью согласен)?

• Я ощущаю единство ценностей с участниками Olami.Moscow

• Я - религиозный соблюдающий еврей

• Я выполняю еврейские религиозные ритуалы

13. Насколько вы согласны со следующими утверждениями о периоде ограничений, связанных с пандемией COVID-19 (1 - полностью не согласен, 5 - полностью согласен)?

• Изменения в работе Olami.Moscow стали неожиданными

• Была потребность в оффлайновых групповых встречах

• Община Olami.Moscow поддержала меня

• Уроки онлайн были полностью комфортны

• Посещение уроков увеличилось

• Было ощущение единства с другими участниками

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Мой уровень соблюдения традиций вырос

• Olami.Moscow передавали свои ценности через онлайн-среду

• Возникло чувство солидарности с заболевшими в еврейской среде и общине.

Digital Religious Practices of the Moscow Youth Jewish Community in the Period of Social Distancing

Ksenia Gurevich

Independent researcher Moscow, Russia ORCID: 0000-0001-7303-9270 Tel.: +7 926 5470339 E-mail: k.v.gurevich@gmail.com

DOI: 10.31168/0470-1.08

Abstract: The article observes the impact of Covid-19 and related restrictive measures on the daily life of the youth religious community of Orthodox Judaism in the city of Moscow, namely the use of social networks to implement practices and ensure interaction between people within the community. The methodology of the research is interviews, polls and analysis of posts in social networks of the community Olami.Mos-cow. An analysis of what exactly was communicated by the community for its audience during this period and how the problem of the impossibility of using social networks during Shabbats and some holidays was addressed. Statistics on attendance at general religious gatherings during pandemic and examines the impact of forced social distancing on the transfer to online gatherings is provided within the article. The main focus is the methods of organizing new types of events (online meetings): how the organization takes place, the number of people, the willingness of people to switch to remote communication and their opinion about it, the difficulties of performing religious rituals and holidays during forced isolation.

Keywords: social distancing, COVID-19, mediatization of religion, Orthodox Judaism, youth religious community, Instagram*, Russian-speaking Jews

References

Campbell, H., 2020, K voprosu o religiozno-sotsial'nom formirovanii tekhnologii [Considering the Religious-Social Shaping of Technology]. Gosudarstvo, religiia, tserkov' v Rossii i za rubezhom, 2, 124-159.

Luchenko, K., 2021. Cifrovizacija bogosluzhebnyh praktik v period pandemii koronavirusa v kontekste mediatizacii pravoslavija [The Digitalization of Worship Practices during the Coronavirus Pandemic in the Context of the Mediatization of Orthodoxy]. Gosudarstvo, religija, cerkov' v Rossii i za rubezhom, 1(39), 39-47.

Radchenko, D., 2021, Instagram-sobornost': konstruirovanie social'nosti vo vremja kovida [Instagram catholicity: constructing sociality during covid], Neprikosnovennyj zapas. Debaty o politike i kul'ture, 6 (140), 135-157.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.