Научная статья на тему 'Религиозные практики ортодоксальных женщин-иудеек в Instagram*'

Религиозные практики ортодоксальных женщин-иудеек в Instagram* Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
195
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровой иудаизм / женские религиозные медийные практики / блоги русскоязычных ортодоксальных иудеек в Instagram* / тематический фрейм коммуникации / digital Judaism / women’s religious media practices / blogs of Russian Orthodox Jews on Instagram / thematic frame

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кровицкая Анастасия Витальевна

В статье исследуются религиозные медийные практики русскоязычных ортодоксальных иудеек с целью выявления единого тематического фрейма коммуникации, характерного для экосистемы женских блогов на платформе Instagram*. Ранее русскоязычные исследователи цифрового иудаизма не изучали детально гендерную специфику религиозных практик онлайн. Новизна исследования заключается в исследовательской оптике, позволяющей выявить характерные особенности женских нарративов в сети. Для изучения 10 аккаунтов блогеров-иудеек в качестве методологии автор выбрал контент-анализ. Настоящее исследование подтверждает, что блоги ортодоксальных иудеек представляют собой результат взаимовлияния религиозных запретов и предписаний, а также медийных требований и норм. Самыми популярными нарративами женских блогов стали правила соблюдения женских религиозных практик и подготовки к религиозным праздникам, повседневные женские молитвенные практики, дихотомия мужского и женского в повседневной традиции, основанной на Торе, а также образ женщин-иудеек в историко-религиозном контексте. Фрейм «исполнение женских религиозных практик» был обозначен в качестве доминирующего. Более того, была намечена перспектива исследования феномена через концепт «лидера мнений». По мнению автора, блогеры являются инфлюенсерами в женском ортодоксальном онлайн-комьюнити.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Religious Practices of Orthodox Jewish Women on Instagram*

The article examines the religious media practices of Russian Orthodox Jews in order to identify a thematic frame that is typical for the network of women’s blogs on the Instagram platform. Previously, Russian researchers of digital Judaism have not studied the gender specifics of online religious practices. The novelty of the study lies in the research optics, which makes it possible to identify the characteristic features of women’s narratives online. The author chose content analysis as a methodology to study 10 accounts of Orthodox Jewish bloggers. The research confirms that the blogs of Orthodox Jews are the result of the mutual influence of positive and negative commandments of Judaism, as well as media requirements and norms. The most popular narratives were the rules for observing women’s religious practices, preparing for religious holidays, daily praying practices of Jewish women, the dichotomy of male and female in the everyday tradition based on the Torah, as well as the image of Jewish women in a historical and religious context. The frame “performing women’s religious practices” was designated as the dominant one. Moreover, according to the author, in following studies the concept of “opinion leader” should be used to analyze the blogs of Orthodox Jewish women, who seems to be influencers in the female Orthodox Jewish online community.

Текст научной работы на тему «Религиозные практики ортодоксальных женщин-иудеек в Instagram*»

Религиозные практики ортодоксальных женщин-иудеек в Instagram*1

Анастасия Витальевна Кровицкая

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»,

Москва, Россия

Бакалавр журналистики

ORCID: 0000-0002-9756-5408

Факультет коммуникаций, медиа и дизайна

Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Россия, 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 Тел.: +7 (495) 771-32-32 E-mail: hse@hse.ru

DOI: 10.31168/0470-1.07

Аннотация: В статье исследуются религиозные медийные практики русскоязычных ортодоксальных иудеек с целью выявления единого тематического фрейма коммуникации, характерного для экосистемы женских блогов на платформе Instagram*. Ранее русскоязычные исследователи цифрового иудаизма не изучали детально гендерную специфику религиозных практик онлайн. Новизна исследования заключается в исследовательской оптике, позволяющей выявить характерные особенности женских нарративов в сети. Для изучения 10 аккаунтов блогеров-иудеек в качестве методологии автор выбрал контент-анализ. Настоящее исследование подтверждает, что блоги ортодоксальных иудеек представляют собой результат взаимовлияния религиозных запретов и предписаний, а также медийных требований и норм. Самыми популярными наррати-вами женских блогов стали правила соблюдения женских религиозных практик и подготовки к религиозным праздникам, повседневные женские молитвенные практики, дихотомия мужского и женского в повседневной традиции, основанной на Торе, а также образ женщин-иудеек в историко-религиозном контексте. Фрейм «исполнение женских религиозных практик» был обозначен в качестве доминирующего. Более того, была намечена перспектива исследования феномена через концепт «лидера мнений». По мнению автора, блогеры являются ин-флюенсерами в женском ортодоксальном онлайн-комьюнити.

1 Здесь и далее (в соответствии с действующим законодательством РФ) организации, признанные экстремистскими и запрещенные на территории РФ, отмечаются с помощью знака *.

Ключевые слова: цифровой иудаизм, женские религиозные медийные практики, блоги русскоязычных ортодоксальных иудеек в Instagram*, тематический фрейм коммуникации

Исследователи религии в интернете выделяют четыре этапа развития изучения религиозных онлайн-пространств [Campbell 2020, 5-17]. В 1990-е годы появились первые попытки научного осмысления религиозных практик в сети. На первом этапе исследователи использовали термин «киберрелигия» и анализировали стратегии адаптации мигрировавшей в онлайн религии и формирование новой религиозной среды [O'Leary 1996, 781-808]. Более поздний подход с характерным названием «виртуальная религия» разграничивал реальное и виртуальное пространство для выполнения религиозных практик. Считалось, что онлайн-активность религиозных институтов была сугубо информативной и ее целью было оповещение пользователей об офлайн-деятельности [Heiland 2005, 1-16]. Только на третьем этапе развития междисциплинарного подхода изучения религиозных практик в интернете стали говорить о «цифровой религии», которая представляет собой соединение религиозных пространств онлайн и офлайн. Для нынешнего времени релевантен четвертый этап исследования цифровой религии. Здесь особое внимание уделяется повседневным религиозным медиапрактикам пользователей сети, которые представляют собой результат взаимовлияния религиозных и медийных требований и норм [Campbell 2016, 1-10].

Практика иудаизма основывается на соблюдении предписывающих (мицвот асе) и запрещающих (мицвот ло-таасе) заповедей. Религиозная приверженность проявляется в саморепрезентации иудея как исполняющего заповеди Торы. С появлением социальных сетей репрезентация соблюдения религиозных требований и норм упростилась. Более того, она стала следовать медийной логике: религиозные офлайн-практики стали фиксироваться в формате фото, видео, сторис и демонстрироваться онлайн-аудитории. Таким образом, анализ практик иудаизма онлайн осуществим только в рамках методологии, которая ранее была отмечена как четвертый этап исследования цифровой религии.

Хотя, по мнению ряда авторитетных раввинов, социальные сети представляют собой угрозу для религиозного еврея, тем не менее, сформировались целые онлайн-экосистемы, состоящие из блогов представителей иудаизма [Лазар 2021]. Также важно отметить, что гендерная сегрегация, характерная для офлайн-практик иудаизма, сохранилась и в онлайн-пространстве. Поэтому блоги ортодоксальных иудеев делятся на мужские и женские. Ранее осуществлялись попытки изучения гендерных особенностей цифрового русскоязычного иудаизма. Например, Е. Островская анализирует тематические фреймы коммуникации закрытых женских групп в БасеЬоок* и блоги раввинов в Instagгam* [Островская 2020, 263-292]. Несмотря на то, что исследователь указывает на отличительные особенности коммуникации в женских группах, нацеленных на конструирование фрейма повседневного воспроизведения законов женской скромности (цни-ют), семейной чистоты (таорат а-мишпаха) и кашрута, для женских и мужских блогов автор обозначает единый тематический фрейм коммуникации - «минимум религиозных практик», который представляет собой совокупность практик обязательных для исполнения вне зависимости от общины и принадлежности к определенному течению иудаизма.

Мы полагаем, что коммуникативный фрейм женщин-иудеек требуют отдельного и более детального анализа. Ведь если приверженность иудаизму проявляется посредством исполнения заповедей Торы, то существует ряд заповедей, которые женщинам запрещено исполнять (возложение тфилина, ношение талит и т. д.), а также ряд сугубо женских заповедей (отделение халы, зажигание субботних свечей и соблюдение законов супружеской чистоты). Таким образом, религиозные практики мужчин и женщин офлайн различаются, а значит, коммуникативный фрейм в онлайн-пространстве не может быть единым. Более того, мы считаем, что изучать коммуникативные фреймы иудеек необходимо именно на платформе Instagгam*, ввиду того, что представительницы ортодоксального иудаизма по всему миру активно осваивают данную социальную сеть для саморепрезентации, а совокупность их блогов представляет собой целую субкультуру [Chizhik-Goldschmidt 2017].

В настоящей статье мы предполагаем выявить тематический фрейм коммуникации русскоязычных иудеек в Instagгam*. Предме-

том исследования стали религиозные медиапрактики женщин-иудеек. Эмпирическая база исследования представляет собой 10 аккаун-тов в Instagгam*, которые соответствуют ряду критериев: 1) активный и открытый профиль, 2) русскоязычный контент, 3) демонстрация связи с ортодоксальным иудаизмом, 4) блогер женского пола, 5) наличие не менее 1000 подписчиков. Таким образом, в нашу выборку попали следующие блогеры: 1)@avi.knows, 2)@chanazeltseг, 3)@famiIy_jewish, 4)@goldabalabusta, 5)@jewish_lifeЫog, 6)@miгiam_dadashev, 7)@туп-ammгozet, 8)@гиШ^оИп^, 9)@saгa_bгaha_malykhina, 10)@saгa__kats.

В описании аккаунтов используются такие маркеры как «еврейская мама», «иудаизм-стиль жизни», «об иудаизме и духовном развитии», «еврейская семья, живущая в Москве», «сквозь призму иудаизма», «делюсь красивым еврейством», «о жизни по Торе в Москве», «еврейская жизнь на практике». Также важно отметить, что большинство блогеров, ведущих аккаунты, ассоциируют себя не только с иудаизмом, но и с другими видами деятельности, которые можно проследить в таких маркерах, как «фанат чистоты и порядка, любитель девайсов для дома», «женский врач», «из дизайнера в медсестру», «у нас с мужем дипломы писателей», «как стабильно зарабатывать и продавать свои тексты», «продвижение ЬеаШу-бизнеса», «готовим к ЕГЭ», «практикующий психолог», «бизнес-коуч», «автор книги "Ценнее жемчуга"», «эксперт по семейным отношениям и личностному росту», «косметолог». Например, в одном из своих постов блогер @avi_kows констатирует:

Да, я соблюдающая еврейка и буду продолжать писать о совмещении карьеры и соблюдения [@avi.knows 1].

Характерной чертой, которая объединяет эти аккаунты, является саморепрезентация блогера как ортодоксальной иудейки. Визуальный анализ контента свидетельствует, что эти женщины демонстрируют соблюдение законов скромности (цниют): не носят брюки, надевают одежду, которая прикрывает ключицы, локти и колени, замужние женщины покрывают голову платком (кисуй рош) или носят парик (шейтель). Блогер @гиШ^о1т^ публикует пост со следующим содержанием:

Если бы я была литвачкой, ХАБАДницей, хасидкой «Толдот Ав-раам-Ицхак» или датит леумит американского толка, я бы носила парик. Если бы я принадлежала к хасидут Гур, то поверх парика надевала бы шляпочку с вуалькой. Если бы я принадлежала к Нетурей Карто, то собственные волосы под париком брила бы налысо. Но я ношу платок... [@ruth_volinits 1].

Блогер @family_jewish демонстрирует свой способ ношения платка:

Кисуй рош, намотка, платок, тюрбан, вот эта штука у тебя на голове. Называйте как хотите! Мне главное, чтобы вам нравилось. Сохраняйте, лайкайте, пересылайте, экспериментируйте, пробуйте! [@familyjewish 1].

В еще одном посте блогер @famüy_jewish делится уже опытом ношения парика:

Я и мои 6 сущностей. Для меня парик не только вариант покрытия головы. Это возможность в один момент изменить образ. Я же постоянно устраиваю голосование и спрашиваю, какие вам нравятся больше всего.. [@familyjewish 2].

Блогер @sara_braha_malykhina делится своим фото в платке:

P.S. всех заинтересовала сегодня моя намотка - да, я сама так завязала, это не готовая, а обычный платок. Если интересно, сделать видеоурок по намоткам? [@sara_braha_malykhina 1].

Своими идеями ношения платка также делится блогер @ruth_ violinits:

Как разнообразить ваш тюрбан. У меня много колец, но я их не ношу. И вот, нашла им применение - заматывать с ними тюр-банчики. Ткань платка должна быть тонкой, т. к. иначе будут грубые складки, а мы хотим аккуратно задрапировать. Остальные намотки можно смотреть по тегу #ш^мотаетплатки. [@ruth_volinits 2].

Под хэштегом #tuгbantutoгial_miгiam своим опытом ношения платка делится блогер @miгiam_dadashev:

Я покрываю голову, когда выхожу из своего дома или если домой заходят посторонние мужчины. Также считаю инстаграм сторис выходом из дома, поскольку здесь вы меня видите на экране в любой точке мира. [@miriam_dadashev 1].

Также саморепрезентация блогера как иудейки прослеживается в постах, где демонстрируется подготовка к религиозным праздникам, посещение синагоги и присутствие на мероприятиях, организованных общиной. Традицию приготовления ханукальных пончиков (суфганиот) описывает блогер @goldabalabutsa:

Дочка уговорила меня сегодня на то, что я делала в своей жизни всего один раз - сделать пончики!!!! Ну Ханука ведь сейчас! А в Ха-нуку принято есть пончики... В общем, мама быстро сдалась. Нашли в интернете рецепт, быстро замесили тесто. И. Оцените, что у нас получилось! По-моему, ооооочень красиво. И, кстати, очень вкусно. Дети были в восторге! Рецепт выложу завтра на моем ютуб-канале «Голда Балабуста»... [@goldabalabusta 1].

Свою подготовку к первому шаббату после Песаха описала блогер @saгa_bгaha_malykhina:

Мы сегодня в общинном центре «Объединении горских евреев» приготовили тесто, и вот такие халы я дома уже испекла! [@sara_bra-Ь|а_та1укЫпа 2].

Блогеры активно делятся фотографиями и видео, на которых они демонстрируют соблюдение женских религиозных практик: пекут халу, зажигают субботние свечи, посещают микву. Например, блогер @jewish_lifeblog публикует пост следующего содержания:

Хлеб (земля), огонь, вода. Три стихии, противоречащие друг другу, но объединенные в три основные заповеди женщины. Ча-

сто я пишу в сториз - отделяю халу, пишите имена для молитвы. [@jewish_lifeblog 1].

Блогер @miгiam_dadashev в своем аккаунте рассказывает о еженедельной подготовке к шаббату:

Накрыть на стол. Положить халы на специальную доску, подготовить нож и соль. Подготовить мужу стакан для кидуша и молитвенник. Подготовить субботние путеводители и биркат Ь|а мазон... Подготовить натилатники (чаши для омовения рук) и полотенца. Зажечь свечи. Видели в сторис, что у нас будет на столе? Как вам объем трапезы? [@miriam_dadashev 2].

Рецепт шлиссель-хал публикует блогер @chanazeltseг:

Халы в виде ключа. Это не обычай Хабада, но очень хорошая традиция всего народа. Которую мы тоже взяли на себя - в шаббат после Песаха испечь халу в виде ключика. [@chanazeltser 1].

В честь ежегодной акции «Всемирный Шаббат» блогер провела прямой эфир для девушек, в посте-анонсе она написала:

Обещаю (бли недер) прекрасный вечер! С личными историями (как мужу готовила первые халы и опозорилась; как именно их готовлю - самый лучший и проверенный рецепт; когда я серьезно взялась за выпечку хал? Знали, что сгула для легких родов - отделять халу?! И прочее)) И, самое важное, мы вместе с уже готового теста отделим халу. [@chanazeltser 2].

Про традицию отделения халы в женском кругу пост также опубликовала блогер @myгiammгozet:

Есть обычай у наших женщин собираться замешивать тесто для субботних хал вместе, вместе выполнять заповедь отделения халы, при этом благословлять друг друга, молиться за выздоровление больных, нахождение пары, рождение детей, мир в доме. В актуальных сторис завела раздел «Отделение халы», там сохра-

нила отдельные этапы, жаль не записала благословения. [@myriam-mrozet 1].

О религиозной практике посещения миквы пишет блогер @fami-ly_jewish:

Это самый важный обряд в еврейской общине. И начать исполнять его должны, даже если еще не сооружена синагога и не куплен первый свиток Торы... Окунание в микву - глубокий ритуал. В момент погружения вода полностью покрывает женщину. То же самое происходит внутри меня, так как я погружаюсь в процесс, и ничего больше для меня не существует. Я могу обратиться к Всевышнему с любой просьбой. Я чувствую единение с женщинами-проматеря-ми и получаю новые силы для дальнейшего пути. [@familyjewish 3].

Еще одним блоком для анализа стали публикации, в которых бло-геры описывают свои повседневные молитвенные практики. Блогер @chanazeltser в своем аккаунте выложила видео в формате Reals, в котором закадровый голос комментирует видеоряд:

Я бы хотела, чтобы мое утро начиналось с завтрака в кровать. Чтобы кто-то разбудил меня, дал поднос приятной вкусной еды, чтобы я села и наслаждалась утром... выпить вкусный чай в спокойствии. Но, нет! У евреев утро начинается по-другому... Мы не можем есть и пить пока не сделаем следующее: только проснувшись, мы садимся и благодарим Б-га за то, что он вернул нам душу. Мы омываем наши руки после сна поочередно 6 раз: правая-левая, правая-левая, правая-левая. И благославляем Вс-го за заповедь! И говорим утреннее благославение - за все сферы жизни говорим спасибо. Даем копеечку в «цдаку» (коробочка для монет). Когда она наполняется - относим в синагогу. И после того, как мы проснулись, привели себя в порядок, можно спокойно сесть и ... А, я же мама.... [@chanazeltser 3].

Далее следует видеоряд, где блогер омывает руки своим детям. Подробно о женских практиках молитвы в иудаизме пишет блогер @ruth_volinits:

Т. к. женщина, в основном, больше вовлечена в уход за детьми, то она просто не успевает вложиться в отведенное для молитвы время. Поэтому мудрецы женщину от молитвы частично освободили. Однако некоторые молитвы мы все же сказать обязаны, хотя бы для того, чтобы пробудить поток Изобилия Сверху. Итак, если времени нет, то многие женщины, опираясь на мнение Рамбама, читают лишь короткую молитву с утра, которая включает в себя прославление Всевышнего, просьбы к Нему и благодарность. Неважно, какая это будет молитва, главное, чтобы она состоялась из трех этих частей. И ее можно читать на любом языке. Если время есть или кто-то смотрит за детьми, то женщины читают: утренние благословения, благословения на Тору, Псукей Дезимра - восхваление Творца, Шма Исраэль с благословлением до и после, молитва «Амида» она же «Шмона эсре...». [@ruth_volinits 3].

В другом своем посте блогер @ruth_volinits продолжает свою мысль о том, что женские молитвенные практики в иудаизме не являются строго регламентированными:

Действительно, прочитав книгу «Женские обычаи и женские молитвы» я удивилась, узнав, что еврейские женщины всех времен составляли свои собственные молитвы, которые передавались от бабушек к внучке. [@ruth_volinits 3a].

Блогер @avi.knows публикует пост под заголовком «Один из дней соблюдающей девушки», в котором она приводит тексты ежедневных молитв и завершает пост утверждением о том, что мужские и женские ежедневные религиозные практики отличаются:

Кажется, что это очень много и голова кругом, когда же жить, да? А ведь мужчины еще и ежедневно должны учиться (учить Тору. -А.К.). [@avi.knows 2].

Отдельным блоком нашего анализа стали посты, лейтмотивом которых является дихотомия мужского и женского. Так, например, блогер @ruth_volinits в одном из своих постов пишет о празднике но-вомесячья (Рош Ходеш):

Женщины получили особый подарок от Бога - празднование новомесячья. А мужчины нет, т. к. согрешили с золотым тельцом. 4].

Далее блогер раскрывает дихотомию мужского и женского начала через призму идеи о двух Машиахах из раввинстической литературы:

Тора рассказывает, что Мессий будет 2! Не настоящий и лживый, а еще лучше: Машиах бен Давид и Машиах бен Йосеф. Один будет потомком Леи, а другой потомком Рахель. Один (бен Йосеф) будет готовить почву для правления другого (бен Давид)... Так вот, в семье муж и жена тоже Мессии! Муж - это Машиах бен Йосеф, а жена -Машиах бен Давид. Мужчина занимается вопросами снаружи дома, чтобы в доме жена могла управлять, чтобы у нее все было... volinits 5].

В еще одном из своих постов блогер приводит мидраш о Солнце и Луне, чтобы объяснить разницу между мужскими и женскими ролями в ортодоксальном иудаизме:

При сотворении мира Творец создал Солнце и Луну одинакового размера - два больших светила. Но тут же Тора говорит, что «Большое светило днем, а маленькое - ночью» (Берейшит 1:16). Луна -это прототип всех женских проявлений в мире, не только самой женщины, но и метафизических понятий и социальных. Солнце -проявление мужского архетипа. 6].

Ряд блогеров объясняет различие уровней эмоционального интеллекта у мужчин и женщин, ссылаясь на Тору. Блогер @chanazeltseг отмечает:

Я женщина! Я так чувствую! Мы, мужчины и женщины - разные. По-разному воспринимаем реальность. Мужчина смотрит на факты, женщина - на чувства. Б-г создал нас разными, чтобы мы учились друг у друга. Женщина может научиться у мужчины поступаться своими ощущениями и смотреть на факты, а он - тому, что чувства могут быть реальнее фактов. [@chanazeltser 4].

Блогер @miгiam_dadashev продолжает тему особенностей эмоционального интеллекта у мужчин и женщин:

Оскорбить человека и лишить его уважения к самому себе - тяжкое преступление согласно Торе. В отношении жены это преступление еще более серьезно. Так как женщины наиболее чувствительны. Наш мир чувств развит гораздо больше, чем мужской, и обиду мы чувствуем острее. [@miriam_dadashev 3].

Еще одним очевидным лейтмотивом публикаций блогеров выступает образ женщины-иудейки в историко-религиозном контексте. Блогеры ортодоксальные иудейки активно делятся своими размышлениями касательно прав женщин в еврейской культуре. Так, блогер @famiIy_jewish рассуждает в одной из своих публикаций:

У иудейских женщин всегда было больше прав, чем у женщин в странах западной цивилизации. Они имели законное право заниматься торговлей - покупать, продавать, обладать собственностью и совершать сделки. Так что когда спрашивают, кто меня заставляет покрывать волосы, я всегда удивляюсь. Никто не заставляет. Сама к этому пришла. [@familyJewish 4].

Блогер @saгa__kats делится фото с празднования Пурима в общине:

Три еврейских женщины уже до 8 марта вспоминают Эстер. Первую женщину нашего народа, которая активно несла идеи эмансипации девушек в широкие массы трудящихся Персии. [@sara__kats 1].

В посте под хэштегом #женскаясила_рут блогер @гиШ^о1т^ делится мыслями:

Что бы ни говорили про статус женщины в иудаизме, одно ясно точно. Когда общее духовное состояние народа падает ниже плинтуса - еврейские женщины вытаскивают свой народ и спасают его. Так было во времена исхода из египетского рабства. Так было во времена судей. Так происходит и в наше время. В ближайший шаббат мы будем читать новую книгу Торы - Шмот (имена), которая вся по-

священа рабству и выходу из него. И во всей этой книге женщинам отведена главная роль. 7].

О роли женщин в контексте исхода из Египта также публикует пост блогер @miгiam_dadashev:

Героини праздника Песах - женщины! И не только потому, что именно они тщательно готовят дом к празднику. Еврейские женщины верили в то, что египетское рабство закончится, а вера - это большая часть успеха. [@miriam_dadashev 4].

Блогер @famiIy_jewish и вовсе в посте под заголовком «Женщины в иудаизме» утверждает, что ключевой фигурой еврейских праздников является женщина:

Большинство еврейских праздников говорят о чудесах, которые Всевышний совершил, в основном, ради заслуг женщин. Это и Песах, и Ханука, и Пурим. Я могла бы сказать, что это праздники еврейской женщины, но это не так, так как каждый праздник в иудаизме -это праздник женщины. [@familyJewish 5].

Блогам ортодоксальных иудеек также присуще обсуждение таких «женских» тем, как суррогатное материнство, усыновление, ЭКО (экстракорпоральное оплодтворение), аборты, использование косметики в шаббат, правила подстригания ногтей. В комментариях к постам подписчики задают вопросы касательно традиционного взгляда иудаизма на эти практики. Например, пользователь @batshewa_ozean задает следующий вопрос:

Рут, а татуаж запрещен в иудаизме? Это было бы решение - губы, накрашены брови, ресницы приклеены. Я очень люблю краситься и довольно ярко. В шаббат я белая как стена.

Блогер @гиШ^о1т^ дает ответ на этот вопрос:

Есть облегчающие мнения, которые разрешают татуаж бровей, контур глаз. Это у сефардов. 8].

Более того, блогер в своих сторис показывает, каким

образом необходимо стричь ногти иудеям, а на вопрос под постом на эту тему - «Получается, отращивать и наращивать ногти нельзя?». Блогер отвечает:

Не рекомендуется )) особенно, учитывая, что раз в месяц перед миквой их нужно полностью подрезать. 9].

В комментариях также разбирают вопросы касательно комментариев Торы. Так, например, блогеру @myгiammгozet задают вопрос:

Мирьям, подскажите, а чей это комментарий про то, что Иссахар должен был родиться у Рахели?

На что блогер отвечает:

О, это самый популярный вопрос. Буду искать. Я слышала это от Эстер Офенгенден, но знала и раньше. Лекторы не часто ссылаются на источники без вопросов. Спрошу. Сара Кац, от которой я это узнала впервые, выучила от Рава Формана. [@тупаттгс^ 2].

Заключение

В этой статье мы изучили 10 блогов в Instagram*, которые ведут представительницы ортодоксального иудаизма. В первую очередь мы установили, что блоги представляют собой результат взаимовлияния религиозных и медийных требований и норм, поскольку свои религиозные практики блогеры активно демонстрируют и описывают с помощью инструментов платформы Instagram*: они публикуют посты, выкладывают фотографии и видео в формате Reals, используют хэштеги, проводят прямые эфиры и т. д. Блогеры активно ссылаются друг на друга, а также оставляют комментарии под постами других блогеров, публикующих контент на тему иудаизма, что подтверждает тезис о том, что блоги представительниц ортодоксального иудаизма представляют собой отдельную субкультуру в Instagram*. Более того, блогеры активно ссылаются на другие социальные сети, которые

они также активно используют в своей деятельности, что указывает на мультиплатформенность блогеров.

Интеракция с подписчиками представляется блогерам как выход в свет, поэтому они демонстрируют себя как соблюдающие законы цниюта. Однако вариации соблюдений законов женской скромности как и других религиозных практик зависит от принадлежности к общине и течению в иудаизме или же от личных решений взять на себя традицию другой общины. Поэтому коммуникативный фрейм «минимум религиозных практик» мы считаем нерелевантным в контексте нашего исследования. Учитывая тот факт, что самыми популярными темами в блогах были соблюдение женских религиозных практик, подготовка к религиозным праздникам (которая по традиции осуществляется в большей степени женщинами), повседневные женские молитвенные практики, дихотомия мужского и женского в Торе и повседневной традиции, образ женщин-иудеек в историко-религиозном контексте, в качестве единого тематического фрейма коммуникации мы обозначаем «исполнение женских религиозных практик».

Перспективу дальнейшего исследования блогов ортодоксальных иудеек в Instagгam* мы видим в изучении феномена через концепт «лидер мнений». В ходе нашего анализа было отмечено, что блогеры подчеркивают свою экспертность в вопросах иудаизма, и аудитория обращается к ним с вопросами касательно исполнения женских религиозных практик. Таким образом, блогеры выступают в роли ра-банит - религиозного женского лидера мнений. Осуществление этой практики в онлайн требует отдельного анализа.

Источники

@avi.knows 1 - @avi.knows. Блог в Instagгam. Пост 1. https://www.instagгam. com/p/CWifDW8McPR/?igshid=YmMyMTA2M2Y= (дата обращения: 15.01.2022).

@avi.knows 2 - @avi.knows. Блог в Instagгam. Пост 2. https://www.instagгam. com/p/Bxf2DffHgx4/?igshid=YmMyMTA2M2Y= (дата обращения: 15.01.2022).

@chanazeltseг 1 - @chanazeltseг. Блог в Instagгam. Пост 1. https://www. instagгam.com/p/B_Ebee7hгaJ/?igshid=YmMyMTA2M2Y= (дата обращения: 15.01.2022).

@chanazeltseг 2 - @chanazeltseг. Блог в Instagгam. Пост 2. https://www. instagгam.com/p/CVLG84EMnub/?igshid=YmMyMTA2M2Y= (дата обращения: 15.01.2022).

@chanazeltseг 3 - @chanazeltseг. Блог в Instagгam. Пост 3. https://www. instagгam.com/tv/CJ8KRj2BRgv/?igshid=YmMyMTA2M2Y= (дата обращения: 15.01.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

@chanazeltseг 4 - @chanazeltseг. Блог в Instagгam. Пост 4. https://www. instagгam.com/p/CCV0KгvB-L5/?igshid=YmMyMTA2M2Y= (дата обращения: 15.01.2022).

@family_jewish 1 - @family_jewish. Блог в Instagгam. Пост 1. https://www. instagгam.com/p/CJWIYvHKh9L/?igshid=YmMyMTA2M2Y= (дата обращения: 15.01.2022).

@family_jewish 2 - @family_jewish. Блог в Instagгam. Пост 2. https://www. instagгam.com/p/CWBOZNгsoCf/?igshid=YmMyMTA2M2Y= (дата обращения: 15.01.2022).

@family_jewish 3 - @family_jewish. Блог в Instagгam. Пост 3. https://www. instagгam.com/p/BvinkjYBwwN/?igshid=YmMyMTA2M2Y= (дата обращения: 15.01.2022).

@family_jewish 4 - @family_jewish. Блог в Instagгam. Пост 4. https://www. instagгam.com/p/CVsFW8isptf/?igshid=YmMyMTA2M2Y= (дата обращения: 15.01.2022).

@family_jewish 5 - @family_jewish. Блог в Instagгam. Пост 5. https://www. instagгam.com/p/CMJzQSpBlX7/?igshid=YmMyMTA2M2Y= (дата обращения: 15.01.2022).

@goldabalabusta 1 - @goldabalabusta. Блог в Instagгam. Пост 1. https:// www.instagгam.com/p/CIvlTXJhoHN/?igshid=YmMyMTA2M2Y= (дата обращения: 15.01.2022).

@jewish_lifeblog 1 - @jewish_lifeblog. Блог в Instagгam. Пост 1. https:// www.instagгam.com/p/CN-ijavBQy9/?igshid=YmMyMTA2M2Y= (дата обращения: 15.01.2022).

@miгiam_dadashev 1 - @miгiam_dadashev. Блог в Instagгam. Пост 1. https:// www.instagгam.com/p/COgjzu1BUsC/?igshid=YmMyMTA2M2Y= (дата обращения: 15.01.2022).

@miгiam_dadashev 2 - @miгiam_dadashev. Блог в Instagгam. Пост 2. https:// www.instagгam.com/p/CR9WAfgMDj6/?igshid=YmMyMTA2M2Y= (дата обращения: 15.01.2022).

@miгiam_dadashev 3 - @miгiam_dadashev. Блог в Instagгam. Пост 3. https:// www.instagгam.com/p/CWvZ88msIQN/?igshid=YmMyMTA2M2Y= (дата обращения: 15.01.2022).

@miгiam_dadashev 4 - @miгiam_dadashev. Блог в Instagгam. Пост 4. https:// www.instagгam.com/p/CcYJelyMxJA/?igshid=YmMyMTA2M2Y= (дата обращения: 15.01.2022).

@myгiammгozet 1 - @myгiammгozet. Блог в Instagгam. Пост 1. https:// www.instagгam.com/p/CNa_yzkhfLl/?igshid=YmMyMTA2M2Y= (дата обращения: 15.01.2022).

@myгiammгozet 2 - @myгiammгozet. Блог в Instagгam. Пост 2. https://www. instagгam.com/p/CWhSHhmIUUJ/?igshid=YmMyMTA2M2Y= (дата обращения: 15.01.2022).

1 - @гuth_volinits. Блог в Instagгam. Пост 1. https://www. instagгam.com/p/BfNiueQAWGO/?igshid=YmMyMTA2M2Y= (дата обращения: 15.01.2022).

@гuth_volinits 2 - @гиШ_го!т^. Блог в Instagгam. Пост 2. https://www. instagгam.com/p/CJMNIbmJIji/?igshid=YmMyMTA2M2Y= (дата обращения: 15.01.2022).

3 - @гuth_volinits. Блог в Instagгam. Пост 3. https://www. instagгam.com/p/Bz-IdfQJUDR/?igshid=YmMyMTA2M2Y= (дата обращения: 15.01.2022).

@гuth_volinits 3a - @гuth_volinits. Блог в Instagгam. Пост 3а. https://www. instagгam.com/p/B_M25uzJZeF/?igshid=YmMyMTA2M2Y= (дата обращения: 15.01.2022).

4 - @гиШ_го!т^. Блог в Instagгam. Пост 4. https://www. instagгam.com/p/CYTWve0ohHN/?igshid=YmMyMTA2M2Y= (дата обращения: 15.01.2022).

5 - @гuth_volinits. Блог в Instagгam. Пост 5. https://www. instagгam.com/p/B75l-wkJmKb/?igshid=YmMyMTA2M2Y= (дата обращения: 15.01.2022).

@гuth_volinits 6 - @гиШ_го!т^. Блог в Instagгam. Пост 6. https://www. instagгam.com/p/CJnu5OOpD2q/?igshid=YmMyMTA2M2Y= (дата обращения: 15.01.2022).

7 - @гuth_volinits. Блог в Instagгam. Пост 7. https://www. instagгam.com/p/B7ankGFJJS8/?igshid=YmMyMTA2M2Y= (дата обращения: 15.01.2022).

@гuth_volinits 8 - @гиШ_го!т^. Блог в Instagгam. Пост 8. https://www. instagгam.com/p/B05SCcIJ0aQ/?igshid=YmMyMTA2M2Y= (дата обращения: 15.01.2022).

9 -@гuth_volinits. Блог в Instagгam. Пост 9. https://www. instagгam.com/p/CIREmS3JSwh/?igshid=YmMyMTA2M2Y= (дата обращения: 15.01.2022).

@saгa__kats 1 - @saгa__kats. Блог в Instagгam. Пост 1. https://www.instagгam.

com/p/CMKPAгnhIho/?igshid=YmMyMTA2M2Y= (дата обращения: 15.01.2022).

@saгa_bгaha_malykhina 1 - @saгa_bгaha_malykhina. Блог в Instagгam. Пост 1. https://www.instagгam.com/p/CeD7A8гoeJ8/?igshid=YmMyMTA2M2Y= (дата обращения: 15.01.2022).

@saгa_bгaha_malykhina 2 - @saгa_bгaha_malykhina. Блог в Instagгam. По-стм2. https://www.instagгam.com/p/Cc6Es0ULAD-/?igshid=YmMyMTA2M2Y= (дата обращения: 15.01.2022).

Литература

Лазар 2021 - Лазар Б. Жить для себя, а не на публику // Лехаим. 14.09.2021. https://torah.ru/article/117542 (дата обращения: 15.01.2022).

Островская 2020 - Островская Е. Медиапрактики русскоязычных ортодоксальных евреев: женские группы и раввинские блоги в Facebook и Instagram // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2020. № 38 (2). С. 263-292.

Campbell H., Evolvi 2020 - Campbell H., Evolvi G. Contextualizing current digital religion research on emerging technologies // Human Behavior and Emerging Technologies. 2020. Vol. 2, issue 1. P. 5-17.

Campbell 2016 - Campbell H. Surveying theoretical approaches within digital religion studies // New Media and Society. 2016. Vol. 19, issue 1. Р. 1-10.

Chizhik-Goldschmidt 2017 - Chizhik-Goldschmidt A. Banned from Print Media, Ultra-Orthodox Women Turn to Instagram // The Forward. 02.08.2017. https://forward. com/life/378917/banned-from-print-media-ultra-orthodox-women-turn-to-instagram (дата обращения: 15.01.2022).

Helland 2005 - Helland C. Online religion as lived religion methodological issues in the study of religious participation on the Internet // Online - Heidelberg Journal of Religions on the Internet. 2005. Vol. 01.1, special Issue on Theory and Methodology. P. 1-16. http://archiv.ub.uni-heidelberg.de/volltextserver/5823/1/Helland3a.pdf (дата обращения: 15.01.2022).

O'Leary 1996 - O'Leary S.D. Cyberspace as Sacred Space: Communicating Religion on Computer Networks // Journal of the American Academy of Religion. 1996. Vol. 64. P. 781-808.

Religious Practices of Orthodox Jewish Women on Instagram*

Anastassiya Krovitskaya

National Research University Higher School of Economics,

Moscow, Russia

Bachelor ofJournalism

ORCID: 0000-0002-9756-5408

Faculty of Communications, Media, and Design

20 Myasnitskaya ulitsa, Moscow, 101000, Russia

Phone: +7 (495) 771-32-32, Fax: +7 (495) 628-79-31

E-mail: hse@hse.ru

DOI: 10.31168/0470-1.07

Abstract: The article examines the religious media practices of Russian Orthodox Jews in order to identify a thematic frame that is typical for the network of women's

blogs on the Instagram platform. Previously, Russian researchers of digital Judaism have not studied the gender specifics of online religious practices. The novelty of the study lies in the research optics, which makes it possible to identify the characteristic features of women's narratives online. The author chose content analysis as a methodology to study 10 accounts of Orthodox Jewish bloggers. The research confirms that the blogs of Orthodox Jews are the result of the mutual influence of positive and negative commandments of Judaism, as well as media requirements and norms. The most popular narratives were the rules for observing women's religious practices, preparing for religious holidays, daily praying practices of Jewish women, the dichotomy of male and female in the everyday tradition based on the Torah, as well as the image of Jewish women in a historical and religious context. The frame "performing women's religious practices" was designated as the dominant one. Moreover, according to the author, in following studies the concept of "opinion leader" should be used to analyze the blogs of Orthodox Jewish women, who seems to be influencers in the female Orthodox Jewish online community.

Keywords: digital Judaism, women's religious media practices, blogs of Russian Orthodox Jews on Instagram, thematic frame

References

Campbell, H., Evolvi, G., 2020, Contextualizing current digital religion research on emerging technologies. Human Behavior and Emerging Technologies, 2, 1, 5-17.

Campbell, H., 2016, Surveying theoretical approaches within digital religion studies. New Media and Society, 19 (1), 1-10.

Helland, C., 2005, Online religion as lived religion methodological issues in the study of religious participation on the Internet. Online - Heidelberg Journal of Religions on the Internet, 01.1, Special Issue on Theory and Methodology, 1-16. http:// archiv.ub.uni-heidelberg.de/volltextserver/5823/1/Helland3a.pdf.

O'Leary, S.D., 1996, Cyberspace as Sacred Space: Communicating Religion on Computer Networks. Journal of the American Academy of Religion, 64, 781-808.

Ostrovskaia, E., 2020, Mediapraktiki russkoiazychnykh ortodoksal'nykh evreev: zhenskie gruppy i ravvinskie blogi v Facebook i Instagram [Media Practices of Russian Speaking Orthodox Jews: Women's Groups and Rabbis' Blogs on Facebook and Instagram]. Gosudarstvo, religiia, tserkov' v Rossii i za rubezhom, 38(2), 263-292.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.