Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВУЗ ТУРИСТСКОГО ПРОФИЛЯ / СФЕРА ТУРИЗМА / ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беломестнова М.Е., Шариков В.И.

Рассматриваются особенности внедрения и использования цифровых образовательных технологий для подготовки студентов в вузах туристского профиля. Определены предпосылки использования цифровых образовательных технологий в вузе. Анализируются особенности электронного и смешанного обучения. Раскрывается содержание цифровых образовательных ресурсов для построения процесса обучения студентов в условиях перехода к современной цифровой образовательной среде. Определяются условия использования цифровых образовательных технологий на современном этапе в вузах туристского профиля

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL EDUCATIONAL TECHNOLOGIES AS A TOOL FOR TRAINING SPECIALISTS FOR TOURISM IN MODERN CONDITIONS

The features of the introduction and use of digital educational technologies for the preparation of students of a tourist profile are considered. The prerequisites for the use of digital educational technologies in higher education are determined. The features of electronic and mixed learning are analyzed. The content of digital educational resources for building the process of teaching students in the conditions of transition to a modern digital educational environment in the Russian Federation is revealed. The conditions of application of digital educational technologies at the present stage are revealed.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

УДК 338.62

М.Е. БЕЛОМЕСТНОВА, В.И. ШАРИКОВ

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Рассматриваются особенности внедрения и использования цифровых образовательных технологий для подготовки студентов в вузах туристского профиля. Определены предпосылки использования цифровых образовательных технологий в вузе. Анализируются особенности электронного и смешанного обучения. Раскрывается содержание цифровых образовательных ресурсов для построения процесса обучения студентов в условиях перехода к современной цифровой образовательной среде. Определяются условия использования цифровых образовательных технологий на современном этапе в вузах туристского профиля.

Ключевые слова: вуз туристского профиля, сфера туризма, цифровые образовательные технологии, электронное обучение, смешанное обучение, цифровая трансформация, цифровая экономика, онлайн-обучение.

The features of the introduction and use of digital educational technologies for the preparation ofstudents of a tourist profile are considered. The prerequisites for the use of digital educational technologies in higher education are determined. The features of electronic and mixed learning are analyzed. The content of digital educational resources for building the process of teaching students in the conditions of transition to a modern digital educational environment in the Russian Federation is revealed. The conditions of application of digital educational technologies at the present stage are revealed.

Keywords: tourism profile university, tourism sector, digital educational technologies, e-learning, blended learning, digital transformation, digital economy, online learning.

Пандемия привела к необходимости пересмотра не только бизнес-процессов в туризме, но и технологий формирования у будущих специалистов туристской сферы необходимых компетенций для работы в условиях надвигающейся цифровизации.

В России принят ряд стратегических документов, направленных на развитие цифрового общества. С 2017 года в нашей стране действует программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (вторая редакция - 2018 год), которая предполагает предостав-

© Беломестнова М.Е., Шариков В.И., 2022

ление социально-значимых государственных услуг в цифровом виде в сфере образования [7].

Действует также «Стратегия развития информационного общества в РФ на 2017-2030 годы», в которой указано, что «для формирования информационного пространства знаний необходимо: ... использовать и развивать различные образовательные технологии, в том числе дистанционные, электронное обучение, при реализации образовательных программ» [11, п. 26].

Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в

Российской Федерации» своими задачами в образовательной сфере ставит: «повысить качество и доступность образования за счет использования он-лайн-курсов, повысить эффективность онлайн-технологий, ознакомить студентов и общество с возможностями онлайн-обучения» [4].

Специфика работы предприятий сферы туризма в современных условиях предполагает, что их сотрудники будут уверенно работать в рамках цифро-визации технологических процессов.

В этих условиях, на наш взгляд, возрастает актуальность использования цифровых образовательных технологий как инструмента подготовки специалистов для сферы туризма. Например, в настоящее время активно развиваются онлайн-турагентства.

К предпосылкам использования цифровых образовательных технологий в вузе туристского профиля относятся:

• появление понятия «электронная информационно-образовательная среда» (Закон об образовании);

• требования федеральных государственных образовательных стандартов 3++, в которых закреплено, что студенты должны быть обеспечены доступом к электронным образовательным материалам;

• появление приоритетного проекта Министерства образования и науки РФ «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [4];

• появление программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [7];

• проект «Национальная платформа открытого образования» [6];

• указ Президента РФ «О Стратегии развития информационного обще-

ства в Российской Федерации на 2017-2030 годы» [11].

В этих условиях цифровая трансформация образования в туристских вузах неизбежно вызывает необходимость решения целого ряда проблем:

• в какой парадигме туристского образования работать;

• что представляет из себя новое молодое поколение, которое должно учиться в цифровой среде и получать профессию для трудовой деятельности в цифровом обществе;

• научные и образовательные решения и пути цифровизации туристского образовательного пространства;

• цифровые решения на пути цифро-визации и средства компьютерной визуализации;

• какой должна быть цифровая дидактика;

• социально-экономические проблемы в цифровой образовательной среде [2, с. 51].

При этом в учебном процессе важно грамотно выстроить так называемое смешанное обучение, т.е. модель обучения, которая разумно сочетает компьютерное обучение и цифровые возможности с «классическими» методами обучения. Умелое сочетание обеих концепций увеличивает преимущества использования цифровых образовательных технологий.

Обратимся к рассмотрению особенностей электронного обучения, которое поначалу активно применялось в корпоративном обучении и программах повышения квалификации и не сразу было внедрено в университетское образование. При переносе успешных концепций корпоративного электронного обучения непосредственно на обучение в университетах было обнару-

жено, что потребности обучающихся в компаниях сильно отличаются от потребностей студентов в университетах. Участники курсов повышения квалификации уже приобрели профессиональный опыт, поэтому диапазон курсов ориентирован на получение опыта. Студенты же обычно не в состоянии опираться на практический профессиональный опыт. Это требует различных дидактических концепций.

Форматов, используемых в контексте электронного обучения, очень много, назовем некоторые из них:

• MOOC (Massive Online Open Course) - бесплатные онлайн-про-граммы дистанционного обучения, предназначенные для большого числа географически разбросанных студентов, как правило, эти курсы состоят из традиционных учебных материалов, доступных в интернете, которые могут включать видеолекции, наборы заданий, онлайн-викторины и экзаменационные вопросы, интерактивные обучающие модули, возможности взаимодействия с другими студентами через форумы;

• бизнес-симуляторы - продвинутые игры, которые формируют навыки управления в условиях, приближенных к реальным;

• вебинары и онлайн-тренинги - в отличие от видеолекций, преподаватель принимает активное участие в работе группы, контролирует необходимые ему аспекты при помощи различных инструментов.

Следующие преимущества можно выделить по всем форматам виртуального обучения:

• обучение независимо от места и времени: LMS доступна круглосуточно, виртуальный контент мож-

но просматривать в любое время дня и ночи; • учет разной скорости обучения: у каждого своя скорость обучения, с которой он усваивает контент, виртуальные документы позволяют студентам использовать свой индивидуальный темп обучения, что приводит к повышению успеваемости и удовлетворенности студентов.

Микрообучение - это особая форма электронного обучения, оптимизированная для мобильных устройств, особенно смартфонов, и позволяющая осваивать учебный материал небольшими частями и в короткие промежутки времени. Например, можно использовать прослушивание обучающих аудиофайлов или просмотр видеофайлов продолжительностью до 5 минут.

Формат видео сочетает в себе разные медиа в одном. Предлагаемые в правильном формате видеоматериалы студентам очень легко просматривать на портативных устройствах, таких как планшеты и мобильные телефоны. Короткие ролики содержат в себе необходимую информацию с развлекательными элементами. Также можно использовать флеш-карты с небольшим количеством информации (одна формула / одно слово / одно предложение) - этот метод успешно используется при обучении иностранным языкам.

В настоящее время распространено использование образовательных приложений (по данным на март 2021 года образовательные приложения занимали второе место среди пользователей Android и третье место среди пользователей iOS) [10]. Таким образом, смартфон студента позволяет использовать все возможности микрообучения через приложения.

Английское слово «геймификация» изначально использовалось как технический термин для относительно молодого подхода к методологии цифрового обучения. Геймификация использует игровые элементы в связи с цифровым обучением для достижения существующих целей обучения. Этими элементами могут быть, например балльные системы, конкурсы и награды или вознаграждения. Хотя геймификация может также включать одновременное использование нескольких игровых элементов, она отличается от реальных игр. В целом методу приписывается высокий потенциал совершенствования обучения за счет активизации внутренней мотивации студентов на основе теории самоопределения.

Цель состоит в том, чтобы дать людям возможность получить типичный игровой опыт при выполнении своих задач, например, мотивировать их на выполнение монотонных или творчески сложных задач. Игровые приложения, веб-сайты и предложения услуг также используются в образовании, поскольку типичные игровые элементы могут быть легко интегрированы в существующие цифровые платформы.

Согласно исследованию Legaki, N. Х^ Х Натап, К. Karpouzis, V. Assi-такорои^ (2020), геймификация на основе задач (т.е. реализация, включающая баллы, уровни, задачи и таблицу лидеров) улучшает успеваемость студентов почти на 35% [14].

Игровое обучение включает в себя расширение подхода геймификации до реальной цифровой обучающей игры, которая по содержанию и структуре подчинена педагогическим и дидактическим требованиям образовательной цели. Таким образом, целью игры является цель обучения, которую необ-

ходимо достичь. Возможно множество различных форматов - от викторин до виртуальной реальности или сложных деловых игр.

Веб-тренинги представляют собой контрольные вопросы о виртуальном контенте, которые позволяют студентам провести самооценку того, что они узнали. Вопросы должны быть тщательно подготовлены, чтобы студенты сами могли проверить, достигли ли они целей обучения. Подобные тренинги не заменяют обычные экзамены и не предназначены для этого, поскольку проводятся без системы прокторинга.

Чтобы формат веб-тренингов для студентов вузов туристского профиля был эффективнее, можно использовать следующее:

• интерактивные вебинары;

• интерактивную онлайн-доску;

• образовательные игры (например, через LeamingsApps или Kahoot);

• диалоговый тренажер (например, используя специальный конструктор Branchtrack);

• интерактивные видео (например, через сервис ThingLink) [9].

Цифровое повествование (Digital storytelling) за последние годы получило очень широкое распространение на Западе. В России сторителлинг больше используется в обучении в корпоративном бизнесе.

Сторителлинг - это эффективная педагогическая технология, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения посредством создания истории с конкретной структурой и занимательным героем [1].

Мобильное обучение не только определяется использованием, например, смартфонов для доступа к учебному контенту, но и включает в

себя все сценарии обучения, которые становятся возможными благодаря мобильным устройствам независимо от времени и места. На фоне широкого использования смартфонов можно предположить, что независимое от конкретного учебного контекста обучение может осуществляться в любом месте, например во время ожидания, в транспорте и т.д.

В конкретных учебных ситуациях принцип использования собственного устройства (BYOD - «Принеси свое устройство») создает технические проблемы, поскольку у студентов имеются разные операционные системы и различные уровни производительности их технических устройств, а за актуальность и функциональность отвечает сам студент [13]. В некоторых сценариях может иметь смысл и дает преимущества с точки зрения безопасности данных использование централизованно выпускаемого для этой цели оборудования, например планшетов.

Подобно тому как это относится к мобильным устройствам, использование социальных сетей, таких как «ВКонтакте», «Телеграм» и др., сегодня прочно вошло в повседневную жизнь многих людей.

Благодаря инфраструктуре, предоставляемой поставщиками, и в целом простым приложениям социальные сети можно использовать различным образом для цифрового обучения. Что здесь действительно полезно, а что нет - пока непонятно из-за множества вариантов и форматов. Используя существующую инфраструктуру, можно легко охватить большую аудиторию в рамках применения социальных сетей в учебных целях. Немедленная обратная связь в большинстве социальных сетей вызывает у студентов быстрое

обсуждение предоставленного обучающего контента.

Виртуальная реальность (VR) - это технология неконтактного информационного взаимодействия, реализующая иллюзию непосредственного вхождения и присутствия в реальном времени в виртуальном мире при обеспечении тактильных ощущений [8].

Дополненная реальность (AR) -это технология, дающая возможность пользователю в онлайн-режиме видеть реальный мир через цифровой контент, который находится на мобильных или стационарных устройствах [8].

Соответственно, AR - технически наиболее простой в реализации вариант с широким спектром возможных применений. Однако предметом исследования на данный момент является скорее его техническая реализация, чем дидактическая ценность.

Синергетический эффект использования технологий AR- и VR-реаль-ности проявляется в том, что они создают новые виды контента в самом широком смысле слова - все аудиовизуальные ощущения. На базе этих технологий выросло количество решений с полным погружением в виртуальный мир и программ, применяемых в повседневной жизни. Для правильного функционирования AR и VR ожидается повсеместное развитие технологий 5G (в том числе контента в формате 360°) [3, с. 90].

Практически все форматы виртуального обучения подходят для совмещения с очным обучением, с использованием так называемой концепции смешанного обучения, т.е. очные компоненты сочетаются с виртуальными [15].

Данные технологии позволяют сделать образовательный процесс более

наглядным, активным, гибким, при этом студенты вовлечены и мотивированы. Данные технологии могут широко использоваться как при изучении естественно-научных (например, наблюдение за реалистичными виртуальными экспериментами, взаимодействие с макро- и микрообъектами и др.), так и гуманитарных (например, посещение музеев и мест исторических событий, общение с виртуальными моделями исторических личностей и др.) дисциплин [12].

В качестве примера разработчика подобного контента можно назвать компанию Google, которая уже давно создает виртуальные экскурсии по наиболее известным историко-культурным достопримечательностям. Так, в виртуальном туре по Версальскому дворцу задействовано более 130 тысяч фотографий.

Такие программные продукты, как Google Earth VR, позволяют подробно ознакомиться с известнейшими достопримечательностями мира, а приложение The VR Museum of Fine Art знакомит виртуальных гостей с наиболее известными музейными экспонатами. Эти приложения можно использовать в подготовке будущих специалистов по туризму, экскурсоведению, географии.

Классические форматы преподавания и обучения постоянно дополняются и расширяются цифровым контентом. Использование цифровых ресурсов может заметно обогатить образовательный процесс. Таким образом, обязательная задача преподавателей состоит в том, чтобы обеспечить качество предложений цифрового преподавания и обучения, адаптировать их к конкретным требованиям и потребностям студентов, а также к целям экзамена. В этом смысле пре-

подаватели остаются незаменимыми и несут ответственность за разработку предложений по обучению в цифровой среде.

С 2021 года в России работает он-лайн-сервис «Цифровой образовательный контент», который функционирует в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» Национальной программы «Цифровая экономика». На данном портале пользователи могут найти образовательные курсы и материалы российских образовательных платформ. В проекте участвуют 20 тысяч образовательных организаций, а также более 1,5 млн школьников и студентов и 220 тысяч преподавателей. Все учебные материалы, размещенные на этом сервисе, соответствуют ФГОС [5].

Практически никто не рассматривает чистое онлайн-обучение и гибридное обучение как среду обучения будущего. Однако плюсы обучения в аудитории и использования элементов онлайн-обучения могут взаимно обогащать друг друга.

Преподаватели становятся создателями контента. При этом им необходимо развивать навыки в области цифровой грамотности. Это означает, что они должны научиться создавать цифровой учебный контент. С одной стороны, это включает в себя техническое производство, например в случае образовательных видеороликов, а с другой - это структурирование учебного контента, который должен быть адаптирован к новой среде. Кроме того, они должны мотивировать студентов к критическому осмыслению содержания контента и активному участию в соавторстве, а также к профессиональному опубликованию своих знаний и навыков в интернете.

Таким образом, овладение новыми образовательными технологиями, цифровыми инструментами, формирование цифровой грамотности, предполагающей развитие новых компетенций, является актуальным требованием цифровой эпохи. Основными преимуществами для развития цифровых образовательных технологий являются, в первую очередь, более эффективное использование времени в аудитории, а также возможность выстраивания индивидуальных образовательных траекторий.

Вопросы эффективности процесса обучения в высших учебных заведениях туристского профиля в условиях цифровизации требуют дальнейшего определения и поиска педагогического инструментария, средств профессиональной педагогической деятельности для конструирования механизмов погружения студентов в ценностное пространство будущей профессиональной деятельности с учетом уникальной специфики гуманитарного образования, использования ресурсов профессиональных сообществ.

ЛИТЕРАТУРА и ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Азевич А.И., Рудакова Д.Т. Технологии цифрового сторителлинга в обучении школьников: учеб.-метод. пособие. М.: МГПУ, 2021. 104 с.

2. Кальней В.А., Шишов С.Е. Образование в цифровом обществе: проблемы и перспективы // Туризм: наука и образование: материалы VI Междунар. форума: в 2 ч. (Химки, 21 апреля 2021 года) / Российская международная академия туризма. М.: Университетская книга, 2021. С. 50-55.

3. Киреева Ю.А., Полоцкая Н.А. Применение VR и AR контента в туризме// Стратегии и современные тренды развития предприятий туристского и гостиничного бизнеса: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 24 апреля 2020 года). М.: Русайнс, 2020. С. 89-95.

4. Приоритетный проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». URL: http://neorusedu.ru/ (дата обращения: 10.05.2022).

5. Правительство России. URL: http://government.ru/news/45118/ (дата обращения: 15.05.2022).

6. Проект «Национальная платформа открытого образования». URL: https://openedu.ru/ (дата обращения: 13.05.2022).

7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации». URL: http://static. government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 11.05.2022).

8. Роберт И.В. Дидактика периода цифровой трансформации образования // Образовательное пространство в информационную эпоху: сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 8 июня 2021 года). М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2021. С. 404-428.

9. Сайт платформы We Study. URL: https://we.study/blog/interactive_online (дата обращения: 02.06.2022).

10. Сайт «РБК-тренды». URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/60e2bda19a794717977 18bba (дата обращения: 02.06.2022).

11. Стратегия развития информационного общества в РФ на 2017-2030 годы (утв. указом Президента РФ от 09.05.2017 № 203). URL: https://docs.cntd.ru/document/420397755 (дата обращения: 10.05.2022).

12. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования: монография / под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина. М.: ИД Высшей школы экономики, 2019.344 с.

13. Dombrowsky T., Dazert S., Volkenstein S. Strategies of Digitized Learning. Georg Theime Verlag. KG Stuttgart, 2019. S. 197-208.

14. Legaki N.Z., Xi N, Hamari J. et al. The effect of challenge-based gamification on learning: An experiment in the context of statistics education // International journal of human-computer studies. 2020. Dec. 144:102496. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC7293851/ (дата обращения: 02.06.2022).

15. Schicker P. Vergleich der Blended Learning Lehrmethode mit den Lehrmethoden Vorlesung // Seminar und E-Learning in der kieferorthop dischen Lehre: Dissertation zur Erlangung des akademischen Grades. URL: https://ul.qucosa.de/api/qucosa%3A11990/attachment/ATT-0/ (дата обращения: 09.05.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.