1. Тамм И. О подготовке молодых ученых. - М.: Известия, 1960, 8 сентября.
2. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1985.
3. Атанасян С.Л., Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Информационная образовательная среда педагогического вуза как фактор повышения эффективности подготовки учителей // Материалы Международной научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании (ИТО-Поволжъе -2007)». - Казань: Изд-во «Фолианть», 2007. - С.289-291.
Е.Ю. Бахтина
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ -ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ
Бахтина Елена Юрьевна, Фирма «1C» (г. Москва) e-mail: [email protected]
В 2006-2007 учебном году специалисты фирмы «1С» приняли самое активное за всю историю компании участие в информатизации образования, что, в частности, нашло отражение в эффективном сотрудничестве фирмы «1С» с Национальным Фондом Подготовки Кадров (НФПК), реализующим федеральный проект «Информатизация системы образования» (ИСО) на территории Российской Федерации. Разработка и апробация программных средств в рамках проекта ИСО проведена по трем направлениям: содержательное наполнение учебного процесса методическими материалами, система организации и поддержки образовательного процесса, формирование единого информационно-образовательного пространства региона.
В ходе проекта ИСО ряд ведущих российских компаний, специализирующихся в области электронного образовательного контента, участвует в разработке цифровых образовательных ресурсов для систем общего и начального профессионального образования. Среди этих разработок выделяют три различных типа ресурсов:
• Наборы цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), сопровождающие печатные учебники из федерального перечня;
• Инновационные учебно-методические комплексы (ИУМК) - не имеющие аналогов завершенные учебные курсы в рамках определенной области знаний, ориентированные на новые формы представления учебного материала и организации педагогического процесса, учитывающие уровень развития технологий и обеспечивающие современные требования к образованию;
• Информационные источники сложной структуры (ИИСС) - комплект учебнометодических материалов, поддерживающих деятельность учащихся и учителя по одной или нескольким темам (разделам) предметной области или обеспечивающий один или несколько видов учебной деятельности в рамках некоторой предметной области или межпредметных областях; в качестве ИИСС может выступать, например, виртуальная лаборатория или конструктивная среда.
В рамках проекта ИСО треть разработок в области содержательного наполнения учебного процесса приходится на долю фирмы «1С». Среди них 40 комплектов ЦОР, 5 ИУМК и 15 ИИСС по биологии, физике, математике, информатике, географии, истории, русскому языку и речевому этикету, начальной школе.
К настоящему времени разработка комплектов ЦОР, ИУМК и ИИСС фирмой «1С» в основном завершена; все разработанные материалы проходят экспертизу в НФПК и апробацию в образовательных учреждениях пилотных регионов проекта ИСО. На основе разработанных
учебных и методических материалов формируется федеральная Единая коллекция ЦОР. Ресурсы коллекции находятся в свободном доступе для использования в образовательных целях и представлены на сайте http://school-collection.edu.ru.
Для удобства работы с цифровыми образовательными ресурсами предусмотрена программная система организации и поддержки образовательного процесса, призванная обеспечить содержательную работу учащихся и учителей. Программная система (среда, оболочка) разрабатывается в рамках проекта ИСО также фирмой «1С» на основе систем, уже используемых в учреждениях общего образования и получила название «1С:Образование 4. Школа». Она ориентируется на организацию учебного процесса в условиях ИКТ-насыщенной среды, предполагая возможность настройки на различные уровни оснащения и формы организации образовательных учреждений, обеспечивая поддержку различных видов учебной деятельности как на уроке, так и в ходе выполнения индивидуальных заданий и самостоятельной работы.
«1 (^Образование 4. Школа» использует открытые стандарты хранения, описания и передачи ресурсов. Соблюдение требований по единству этих стандартов обеспечивает возможность работы в единой информационной образовательной среде учебно-методических материалов, созданных различными производителями.
Пользователям «1С:Образование 4. Школа» предоставляются следующие функциональные возможности.
• Формирование локальной коллекции ЦОР путем их загрузки в Систему как с локальных носителей, так и из Единой коллекции ЦОР. Формируемая таким образом локальная коллекция ЦОР строится на основе единой системы рубрикаторов (тематические учебные планы) учебных материалов, взаимосвязанных с образовательными стандартами и содержанием рекомендованных учебников и учебных пособий.
• Содержательная работа учителя и учащихся с загруженными в систему учебными материалами (ЦОР), в том числе просмотр текстовых и медиаиллюстративных материалов, интерактивное взаимодействие с представленными информационными объектами (моделями, модулями практических заданий, «виртуальными лабораториями»), выполнение заданий автоматизированного контроля, а также гибкие возможности поиска требуемых материалов, их распечатки на принтере (например, для получения раздаточного материала); демонстрация ЦОР с использованием возможностей разделения изображения на экране компьютера и экране проектора и другие возможности.
• Поддержка единого портфеля работ для каждого пользователя (ученика и учителя)', удобная и простая в использовании инструментальная среда разработки и редактирования авторских учебных материалов для учителя; средства импорта/экспорта ЦОР.
• Контроль и самоконтроль учебной деятельности (электронный «дневник» для ученика и электронный «журнал» для учителя), в том числе с возможностью назначения учителем для учащихся индивидуальных заданий и формирования индивидуальных образовательных траекторий. При этом визуальное представление информации в электронном «Журнале» эквивалентно структуре обычного «бумажного» классного журнала.
• Коммуникационные возможности для осуществления в ходе учебной деятельности синхронного и асинхронного общения между участниками образовательного процесса - доска обсуждений и внутренняя электронная почта.
• Кроме того, использование описываемой Системы предполагает возможности информационного обмена с имеющимися в образовательном учреждении системами администрирования деятельности среднего общеобразовательного учреждения (такими как «1С:ХроноГраф Школа»), В частности (как и для образовательных комплексов серии «1С:Школа»), возможность импорта в Систему имеющихся списков учителей и учащихся (вместе со структурой учебных групп / классов).
• Администрирование списка пользователей - управление списком пользователей, составом и перечнем учебных групп (классов), назначение пользователям ролей (определяющих права доступа к функционалу цифровой системы), статистика работы пользователей в системе.
Параллельно с разработкой «1С:Образование 4. Школа» в прошлом учебном году прошла апробацию в 55 образовательных учреждениях различных регионов России. Доработанная с
учетом замечаний система в 2007-2008 учебном году вместе с наборами ЦОР поступает для годичной расширенной апробации в 6000 школ пилотных регионов проекта ИСО.
После завершения разработки система организации и поддержки образовательного процесса «1 (^Образование 4. Школа», как и другие учебно-методические материалы, разрабатываемые в ходе проекта ИСО, будет размещена на сайте Единой коллекции ЦОР для свободного использования для целей образования. Ее функциональные возможности и широкое распространение по школам России предоставит учителям-предметникам уникальный единый инструмент, позволяющий удобно организовать учебный процесс на качественно новом уровне и способствует повышению мотивации обучения учеников, позволяя им достичь новых образовательных результатов.
Кроме цифровых образовательных ресурсов, разрабатываемых в рамках проекта ИСО фирма «1С» предлагает к использованию в учебном процессе и другие новые образовательные продукты, в частности, конструктивные среды. Ярким представителем конструктивных сред является «1С:Математический конструктор» - интерактивная геометрическая среда, основанная на принципе динамической геометрии и разработанная с учетом требований, предъявляемых российской школой, российской традицией преподавания математики и накопленным авторами и разработчиками опытом работы с аналогичными программами. Он предназначен для создания интерактивных чертежей (модулей) по математике, сочетающих в себе конструирование, моделирование, динамическое варьирование, эксперимент.
Интерактивный механизм «1С:Математического конструктора» предоставляет младшим школьникам возможность творческой деятельности, основанной на исследовании динамических чертежей, помогает формированию наглядных представлений о геометрии, изучаемых в ней объектах и их свойствах. Ученики старшей школы получают полнофункциональную среду для конструирования моделей и решения задач.
Инструментальный комплекс «1С:Математический конструктор» легко встраивается в учебный процесс и позволяет реализовывать различные формы работы с ним. Можно указать две основные методики использования конструктивной среды в учебном процессе:
1.Конструктор служит инструментальной средой для самостоятельной работы учащихся на уроке (или в индивидуальном режиме) «с чистого листа». При этом перед учениками ставятся задачи построения и исследования определенных объектов, в ходе решения которых должны достигаться те или иные учебные цели.
2.Конструктор используется автором (которым может быть и учитель) для создания конкретных моделей - заданий, содержащих объяснение материала, заготовки геометрических объектов, тексты с условиями и чертежи с данными, пошаговые планы построений и т.п. информацию. Ученики же работают не непосредственно с конструктором как таковым, а с этими готовыми моделями.
Использование первой технологии отвечает самым современным педагогическим концепциям. Однако повсеместное ее внедрение предполагает качественную перестройку учебного процесса, включая, переподготовку учителей.
На данном этапе более реалистично рассчитывать на второй подход. Поэтому при разработке интерфейсной модели конструктора предусмотрена возможность создания с его помощью полнофункциональных и автономно работающих готовых моделей. Такие «отторгаемые» модели могут порождаться во многих программах динамической геометрии. Отличительной особенностью «1С:Математического конструктора» является тот факт, что для работы с его моделями необязательно наличие конструктора - они могут воспроизведены обычным браузером. Важнейшее интерфейсное отличие моделей «1С:Математического конструктора» в том, что в них могут быть заложены любые инструменты и команды полной версии программы, включая инструменты построений, а не только возможность передвижения элементов чертежа.
Разумеется, методика использования конструктивных сред во многом зависит от имеющегося оборудования. В соответствии с уровнем технического оснащения школы можно предложить различные варианты включения конструктивной среды в учебный процесс.
• Компьютер с проектором у учителя. В этом случае наиболее эффективным будет использование иллюстративных материалов, обозначенных как демонстрации, задачи на готовых чертежах, задачи с подсказками. Работа с такими материалами проводится на уроке под руко-
водством учителя.
• Компьютерный класс. Это оптимальный вариант оборудования при работе на уроке с практическими заданиями (также обозначенными в описаниях как лабораторные работы, задачи на построение, задания для исследования и т.п.). Компьютерный класс - единственно возможный вариант при проведении контрольных и самостоятельных работ (по контрольным модулям, содержащим, как правило, задачи на построение без подсказок). Компьютерный класс оптимально позволяет организовать работу с заданиями на исследование, при котором ученики работают в группах по 2-3 человека за одной машиной. В таком же режиме можно работать и с заданиями на построение, хотя в данном случае более целесообразно организовать индивидуальную работу.
• Домашний компьютер. Ряд модулей содержат задания на исследование, в том числе с выходом на проектную работу. Такие задания могут потребовать относительно много времени, поэтому целесообразно оставить их для домашней работы с тем, чтобы обсудить ее результаты на уроке, используя проектор для демонстрации.
• «1С:Математический конструктор» создан на основе технологии Java, а значит, по своему замыслу приспособлен для дистанционного обучения и для использования в локальной и глобальной сети.
Эффективность использования конструктивных сред в учебном процессе может быть повышена не только за счет разумного сочетания описанных вариантов. Для этой цели полезно иметь набор учебных модулей, содержащий задачи разных типов по различным темам. Особенно важны в данном случае задачи на построение, задачи на преобразования и их применение. Задачи на построение могут быть представлены в разных версиях: задание для контроля (содержат только условие задачи, данные, механизм проверки и, конечно, инструменты для построения), обучающее задание, дополненное по сравнению с контрольным указаниями, и пошаговое решение (инструменты из него исключены).
Включение в школьный учебный процесс конструктивных сред, в частности, инструментального комплекса «1С:Математический конструктор» меняет традиционные методики преподавания, позволяя повысить интерес учеников к геометрии, а значит способствует лучшему усвоению изучаемого материала.
1. Усенков Д.Ю. Цифровая система организации и поддержки образовательного процесса для российских школ // Новые информационные технологии в образовании: Сб. материалов VII Международ. науч,-практ. конф. «Использование программных продуктов фирмы «1С» в инновационной деятельности учебных заведений» (г. Москва, 30-31 января 2007 г.). - М., 2007. - 469 с.
2. Белайчук О.А. Инструментальный комплекс для создания конструктивных учебных модулей по математике «Математический конструктор» // Там же.
Е.В.Белова
АВТОМАТИЗАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕТОВ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
Белова Екатерина Витальевна, Фирма «1С Акционерное общество», Москва е-таП: [email protected]
В настоящее время информационные технологии охватили практически все сферы человеческой деятельности. Возникла потребность в использовании ИТ-технологий в различных отраслях. Школьная среда не явилась исключением.