Научная статья на тему 'Информатизация научно-исследовательской деятельности преподавателей и студентов в рамках формирования информационной образовательной среды педагогического вуза'

Информатизация научно-исследовательской деятельности преподавателей и студентов в рамках формирования информационной образовательной среды педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Атанасян С. Л.

Современное высшее педагогическое образование тесно связано с новейшими достижениями научно-технического прогресса, а вузы зачастую являются кузницей таких достижений. Опыт работы Московского городского педагогического университета показывает, что учебный процесс интенсифицирует и поднимает на качественно новый уровень исследовательскую деятельность, а проводимые научные исследования не только являются «поставщиком» требуемого содержательного материала для организации обучения, но и сами являются компонентом учебной деятельности студентов - будущих учителей. В педагогической литературе неоднократно подчеркивалась неразрывность связей учебной и научно-исследовательской деятельности. И. Тамм писал, что «... хорошо готовить специалистов к научно-исследовательской работе могут лишь ученые-педагоги, которые сами постоянно занимаются научной работой» [1]. Н.И. Пирогов, указывая на тесную связь научного и педагогического компонентов в работе преподавателей, отмечал, что «... отделить научное от учебного нельзя, но научное без учебного все-таки светит и греет, а учебное без научного - только блестит» [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Атанасян С. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информатизация научно-исследовательской деятельности преподавателей и студентов в рамках формирования информационной образовательной среды педагогического вуза»

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

С.Л. Атанасян

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Атанасян Сергей Левонович, проректор, заведующий кафедрой алгебры, геометрии и методики их преподавания Московского городского педагогического университета, кандидат физико-математических наук, профессор (г. Москва) e-mail: atnsian@mgpu.ru

Современное высшее педагогическое образование тесно связано с новейшими достижениями научно-технического прогресса, а вузы зачастую являются кузницей таких достижений. Опыт работы Московского городского педагогического университета показывает, что учебный процесс интенсифицирует и поднимает на качественно новый уровень исследовательскую деятельность, а проводимые научные исследования не только являются «поставщиком» требуемого содержательного материала для организации обучения, но и сами являются компонентом учебной деятельности студентов - будущих учителей. В педагогической литературе неоднократно подчеркивалась неразрывность связей учебной и научно-исследовательской деятельности. И. Тамм писал, что «... хорошо готовить специалистов к научно-исследовательской работе могут лишь ученые-педагоги, которые сами постоянно занимаются научной работой» [1]. Н.И. Пирогов, указывая на тесную связь научного и педагогического компонентов в работе преподавателей, отмечал, что «... отделить научное от учебного нельзя, но научное без учебного все-таки светит и греет, а учебное без научного - только блестит» [2].

Существует несколько основных педагогических предпосылок актуализации научно-исследовательской деятельности высших педагогических учебных заведений. Большое внимание уделяется формированию у молодежи научного стиля мышления. Каждый выпускник педагогического вуза должен получить такую научную подготовку, которая позволила бы ему исследовательски подойти к практике. Система подготовки педагогов должна учитывать желательность того, чтобы обучаемые могли самостоятельно мыслить научными категориями, пользоваться основными принципами, методами и средствами науки. Только педагог-исследователь может ввести в учебный процесс еще не опубликованные результаты современных научных исследований, поделиться с обучаемыми наиболее ценными научными находками. Это поддержит научную атмосферу занятий, приобщит студентов или школьников к научному творчеству, познакомит с современными задачами, стоящими перед той или иной наукой.

Говоря об информационных составляющих научно-исследовательской деятельности студентов вуза, нельзя не остановиться на регулярных докладах, рефератах и отчетах, составляемых ими, контроле и систематизации результатов их научной деятельности. При выполнении подобных проектов происходит активный процесс закрепления научных достижений, систематизируются знания, полученные в ходе изучения научной литературы и справочных пособий, делаются выводы о необходимости корректировки направлений экспериментальной деятельности. Отмеченные аспекты функционирования научно-исследовательской сферы деятельности педагогических вузов порождают отдельное направление внедрений средств информа-

ционных и телекоммуникационных технологий в общую информационную инфраструктуру высшего педагогического образования. Вместе с тем, специфика информатизации научных исследований не позволяет применять к построению и эксплуатации информационных ресурсов, задействованных в автоматизации информационной обработки научных исследований, те же методы и подходы, которые применяются в информатизации учебной деятельности вузов [3]. Подобные выводы наталкивают на мысль о целесообразности выделения в рамках информационной образовательной среды педагогического вуза специальной компоненты, интегрирующей разрозненные средства информатизации научно-исследовательской деятельности, осуществляемой педагогами, студентами и аспирантами вузов.

Поведение научных исследований должно сыграть ключевую роль в формировании у будущих педагогов умений подбирать рукописные, печатные и электронные информационные материалы, обрабатывать их, составлять аннотации с критической оценкой, следить за текущей литературой, относящейся к проблемам исследований, быть в курсе отечественных и зарубежных открытий в области науки. Кроме того, как педагогам, так и студентам следует пользоваться различными библиографическими изданиями, в которых приведены ссылки на источники, имеющие отношение к проблеме их исследований.

В связи с этим, соответствующая компонента среды должна не только предоставлять средства доступа к мировым информационным ресурсам, значимым с точки зрения научной деятельности, но и предоставлять инструментарий для библиографирования, обработки, хранения и учета информационных фрагментов, важных с точки зрения проводимых исследований. Кроме того, такие информационные ресурсы и системы должны обладать возможностью каталогизированного хранения всех документов, содержащих промежуточные и окончательные результаты научных исследований, проведенных в педагогическом вузе, к числу которых, в том числе, относятся курсовые и дипломные работы студентов. В связи с этим необходимо знакомство педагогов и студентов с современными технологическими средствами, входящими в состав информационной образовательной среды и позволяющими хранить и обрабатывать информацию. Сегодняшние педагоги и студенты обязаны хорошо знать и разбираться в информационных технологиях и использовать их при проведении научных изысканий. Наряду с формированием специфических информационных ресурсов научно-исследовательской компоненты среды, студентов и сотрудников педагогического вуза следует готовить к оперированию с большими информационными потоками, обучать механизмам выжимки и свертывания информации из традиционных и электронных информационных источников.

Ресурсы среды должны учитывать и тот факт, что на пути к восприятию научной информации могут встречаться довольно серьезные барьеры:

• в научных работах и публикациях может встречаться сложный математический аппарат;

• терминология, используемая в работе, может быть ложно-значительной;

• содержание научной работы или публикации не всегда достоверно раскрывается в ее названии;

• понятия, приводимые в информационном источнике, могут иметь противоречивые определения.

Увеличение доли использования средств информационных и телекоммуникационных технологий в научно-исследовательской и педагогической деятельности способствует формированию у преподавателей вуза принципов системности, что на практике способствует:

• максимальному раскрытию сущности предмета объяснения через причинно-следственные, функциональные, структурные и другие закономерности;

• упрощению объясняемого отношения путем его моделирования, изоляции и абстрагирования;

• установлению различия и соответствия с прежними знаниями и способами деятельности, а также возможности перехода к ним;

• выделению изменяющихся и сохраняющихся параметров, установлению связи между ними;

• обеспечению наблюдаемости объясняемой связи.

Конкретизируя сказанное выше, можно выделить основные направления формирования научно-исследовательской компоненты информационной образовательной среды педагогического вуза. Такими направлениями являются сбор, передача, обработка и хранение научной информации.

В рамках сбора научной информации можно сформулировать несколько более мелких задач, в числе которых:

• развитие в рамках научно-исследовательской компоненты среды системы электронных публикаций и электронных периодических изданий научного профиля по тематике научных работ педагогического вуза;

• создание Интернет-серверов научных школ, характерных для вуза;

• создание виртуальных выставок научных достижений, проведение семинаров и конференций по отдельным отраслям знаний.

Проблемы хранения научной информации связаны с решением частных задач, в числе которых:

• создание средств хранения курсовых, дипломных и иных проектных работ, выполненных будущими педагогами в рамках научных исследований;

• создание банков и баз данных с удаленным доступом по различным отраслям наук, исследования по которым проводятся в педагогическом вузе;

• создание и ведение сетевых каталогов научной библиотеки, организация сетевого доступа к фондам библиотеки вуза.

Задача передачи научной информации осуществляется средствами информационной образовательной среды и распределяется на решение следующих подзадач:

• организацию системы телекоммуникационных конференций с использованием средств передачи аудио- и видео- информации в рамках ресурсов и сервисов сети Интернет;

• обеспечение всех участников научных исследований, проводимых в педагогическом вузе, средствами оперативного научного общения как между собой, так и с коллегами из других вузов и организаций;

• создание телекоммуникационных лабораторий, обеспечивающих участникам научных исследований доступ к удаленному дорогостоящему оборудованию, необходимому для осуществления исследовательской деятельности.

Положительный вклад в развитие научно-исследовательской сферы деятельности смог бы внести специальный Интернет-сайт, посвященный научным разработкам вуза. Такой сайт, являясь частью (или следствием) информационных ресурсов научно-исследовательской компоненты среды, должен сочетать в себе:

• научные статьи студентов, педагогов и сотрудников педагогического вуза,

• электронные версии печатных научных изданий, публикуемых в вузе;

• научные телеконференции по профилю научных исследований вуза, включающие электронную доску объявлений, возможность ведения дискуссий по научным или методическим проблемам;

• свободно распространяемые и демонстрационные версии электронных информационных ресурсов, созданных в вузе в результате научных исследований.

Определенный вклад в развитие научно-исследовательской компоненты среды может внести специфика информатизации научно-исследовательской работы отдельных кафедр, представляющих отдельные конкретные тематики научных исследований, проводимых в педагогическом вузе. В этом случае общий фонд информационных ресурсов описываемой компоненты среды мог бы пополниться благодаря созданию базы данных по научным грантам кафедры, формированию телекоммуникационной электронной библиотеки источников по профилю кафедры, созданию фонда программ научных разработок по тематике кафедры.

В заключение хотелось бы отметить, что создание научно-исследовательской компоненты информационной образовательной среды педагогического вуза и ее тесная интеграция с ресурсами учебной и других компонент среды непременно скажется как на уровне и интенсивности информатизации вуза, так и на общей эффективности подготовки будущих учителей.

1. Тамм И. О подготовке молодых ученых. - М.: Известия, 1960, 8 сентября.

2. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1985.

3. Атанасян С.Л., Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Информационная образовательная среда педагогического вуза как фактор повышения эффективности подготовки учителей // Материалы Международной научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании (ИТО-Поволжъе -2007)». - Казань: Изд-во «Фолианть», 2007. - С.289-291.

Е.Ю. Бахтина

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ -ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ

Бахтина Елена Юрьевна, Фирма «1C» (г. Москва) e-mail: bakh@lc.ru

В 2006-2007 учебном году специалисты фирмы «1С» приняли самое активное за всю историю компании участие в информатизации образования, что, в частности, нашло отражение в эффективном сотрудничестве фирмы «1С» с Национальным Фондом Подготовки Кадров (НФПК), реализующим федеральный проект «Информатизация системы образования» (ИСО) на территории Российской Федерации. Разработка и апробация программных средств в рамках проекта ИСО проведена по трем направлениям: содержательное наполнение учебного процесса методическими материалами, система организации и поддержки образовательного процесса, формирование единого информационно-образовательного пространства региона.

В ходе проекта ИСО ряд ведущих российских компаний, специализирующихся в области электронного образовательного контента, участвует в разработке цифровых образовательных ресурсов для систем общего и начального профессионального образования. Среди этих разработок выделяют три различных типа ресурсов:

• Наборы цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), сопровождающие печатные учебники из федерального перечня;

• Инновационные учебно-методические комплексы (ИУМК) - не имеющие аналогов завершенные учебные курсы в рамках определенной области знаний, ориентированные на новые формы представления учебного материала и организации педагогического процесса, учитывающие уровень развития технологий и обеспечивающие современные требования к образованию;

• Информационные источники сложной структуры (ИИСС) - комплект учебнометодических материалов, поддерживающих деятельность учащихся и учителя по одной или нескольким темам (разделам) предметной области или обеспечивающий один или несколько видов учебной деятельности в рамках некоторой предметной области или межпредметных областях; в качестве ИИСС может выступать, например, виртуальная лаборатория или конструктивная среда.

В рамках проекта ИСО треть разработок в области содержательного наполнения учебного процесса приходится на долю фирмы «1С». Среди них 40 комплектов ЦОР, 5 ИУМК и 15 ИИСС по биологии, физике, математике, информатике, географии, истории, русскому языку и речевому этикету, начальной школе.

К настоящему времени разработка комплектов ЦОР, ИУМК и ИИСС фирмой «1С» в основном завершена; все разработанные материалы проходят экспертизу в НФПК и апробацию в образовательных учреждениях пилотных регионов проекта ИСО. На основе разработанных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.