Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ НЕРАВЕНСТВА: ПРОБЛЕМЫ ДОСТУПА И ВКЛЮЧЕНИЯ В ЦИФРОВУЮ ЭКОНОМИКУ'

ЦИФРОВЫЕ НЕРАВЕНСТВА: ПРОБЛЕМЫ ДОСТУПА И ВКЛЮЧЕНИЯ В ЦИФРОВУЮ ЭКОНОМИКУ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая экономика / Россия / доля населения / цифровое неравенство / интернет / цифровая грамотность / digital economy / Russia / proportion of population / digital inequality / internet / digital literacy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Измайлов М.К.

В статье исследуется проблема цифровых неравенств в России с фокусом на проблемах доступа к интернету и включения в цифровую экономику. Исследование использует разнообразные источники данных, включая официальные статистические отчеты исследовательских организаций, для получения полного обзора ситуации. Статистические показатели цифрового экономического развития РФ анализируются для выявления цифровых неравенств в различных регионах страны. Результаты исследования подтверждают наличие цифровых неравенств в России. Отдаленные и малонаселенные регионы, такие как Сибирский федеральный округ, сталкиваются с ограниченным доступом к интернету и низким уровнем цифровой грамотности. Также выявлено, что Москва и Санкт-Петербург имеют более высокий уровень доступа к цифровым технологиям и участия в цифровой экономике по сравнению с общей ситуацией в стране. Автор также представляет положительные тенденции, связанные с ростом доступности интернета, повышением уровня цифровой грамотности и развитием цифровых государственных услуг. На основе проведенного анализа статья предлагает рекомендации для преодоления цифрового неравенства и эффективной цифровизации экономики в России. Автор подчеркивает важность цифровой трансформации и равного доступа к цифровым ресурсам для достижения конкурентоспособности и благополучия общества в цифровой эпохе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL INEQUALITIES: CHALLENGES IN ACCESS AND INCLUSION IN THE DIGITAL ECONOMY

The article explores the issue of digital inequalities in Russia, focusing on the problems of access to the Internet and inclusion in the digital economy. The study uses a variety of data sources including official statistical reports of research organizations to provide a comprehensive overview of the situation. Statistical indicators of digital economic development in the Russian Federation are analyzed in order to identify digital inequalities in different regions of the country. The results of the study confirm the existence of digital inequalities in Russia. Remote and sparsely populated regions, such as the Siberian Federal District, face limited access to the Internet and low level of digital literacy. It is also revealed that Moscow and St. Petersburg have a higher level of access to digital technologies and participation in the digital economy compared to the situation all over the country. The author also presents positive trends related to the growing accessibility of the Internet, increasing levels of digital literacy and the development of digital public services. Following the analysis the article suggests recommendations for overcoming digital inequality and effective digitalization of the economy in Russia. The author emphasizes the importance of digital transformation and equal access to digital resources to achieve competitiveness and well-being of society in the digital age.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ НЕРАВЕНСТВА: ПРОБЛЕМЫ ДОСТУПА И ВКЛЮЧЕНИЯ В ЦИФРОВУЮ ЭКОНОМИКУ»

УДК 330.366 JEL FOO

ЦИФРОВЫЕ НЕРАВЕНСТВА: ПРОБЛЕМЫ ДОСТУПА И ВКЛЮЧЕНИЯ

В ЦИФРОВУЮ ЭКОНОМИКУ

Измайлов М.К. канд. экон. наук, доцент, ORCID 0000-0002-3147-9603, e-mail: izmajlov_mk@spbstu.ru, Высшая школа производственного менеджмента, ФГАОУ ВО "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого", г. Санкт-Петербург, Российская Федерация.

Аннотация. В статье исследуется проблема цифровых неравенств в России с фокусом на проблемах доступа к интернету и включения в цифровую экономику. Исследование использует разнообразные источники данных, включая официальные статистические отчеты исследовательских организаций, для получения полного обзора ситуации. Статистические показатели цифрового экономического развития РФ анализируются для выявления цифровых неравенств в различных регионах страны. Результаты исследования подтверждают наличие цифровых неравенств в России. Отдаленные и малонаселенные регионы, такие как Сибирский федеральный округ, сталкиваются с ограниченным доступом к интернету и низким уровнем цифровой грамотности. Также выявлено, что Москва и Санкт-Петербург имеют более высокий уровень доступа к цифровым

технологиям и участия в цифровой экономике по сравнению с общей ситуацией в стране. Автор также представляет положительные тенденции, связанные с ростом доступности интернета, повышением уровня цифровой грамотности и развитием цифровых государственных услуг. На основе проведенного анализа статья предлагает рекомендации для преодоления цифрового неравенства и эффективной цифровизации экономики в России. Автор подчеркивает важность цифровой трансформации и равного доступа к цифровым ресурсам для достижения конкурентоспособности и благополучия общества в цифровой эпохе.

Ключевые слова: цифровая экономика, Россия, доля населения, цифровое неравенство, интернет, цифровая грамотность.

DIGITAL INEQUALITIES: CHALLENGES IN ACCESS AND INCLUSION

IN THE DIGITAL ECONOMY

Izmaylov M. K. Candidate of Economic Sciences, associate professor, ORCID 00000002-3147-9603, e-mail: izmajlov_mk@spbstu.ru, Graduate School of Industrial Management, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg, Russian Federation.

Abstract. The article explores the issue of digital inequalities in Russia, focusing on the problems of access to the Internet and inclusion in the digital economy. The study uses a variety of data sources including

official statistical reports of research organizations to provide a comprehensive overview of the situation. Statistical indicators of digital economic development in the Russian Federation are analyzed in

© М.К.Измайлов, 2023

order to identify digital inequalities in different regions of the country. The results of the study confirm the existence of digital inequalities in Russia. Remote and sparsely populated regions, such as the Siberian Federal District, face limited access to the Internet and low level of digital literacy. It is also revealed that Moscow and St. Petersburg have a higher level of access to digital technologies and participation in the digital economy compared to the situation all over the country. The author also presents positive trends related to the growing accessibility of the Internet, increasing levels of digital literacy and the development of digital public services. Following the analysis the article suggests recommendations for overcoming digital inequality and effective digitalization of the economy in Russia. The author emphasizes the importance of digital transformation and equal access to digital resources to achieve competitiveness and well-being of society in the digital age.

Keyword: digital economy, Russia, proportion of population, digital inequality, internet, digital literacy.

► Введение. Современное общество все больше зависит от цифровых технологий и интернета, которые оказывают глубокое влияние на различные аспекты нашей жизни, включая экономику. Однако вместе с этими преимуществами возникают и значительные цифровые неравенства, которые препятствуют эффективному доступу и полному включению в цифровую экономику для определенных групп населения. В статье автор фокусируется на проблемах доступа и включения в цифровую экономику, а также предлагает стратегии и рекомендации для преодоления этих неравенств.

Цифровые неравенства представляют собой системные различия в доступе к цифровым технологиям, умениям использования и возможностям участия в

цифровом пространстве. Они обусловлены несколькими факторами, такими как географические ограничения, экономические неравенства и социальные различия, которые ограничивают доступ к технологиям, услугам и ресурсам, необходимым для полноценного участия в цифровой экономике.

Актуальность исследования цифровых неравенств вытекает из их важности для современного общества. Цифровая экономика стала ключевым фактором экономического развития и инноваций, и следовательно, преодоление цифровых неравенств становится важной задачей для обеспечения равных возможностей и справедливости в цифровой эпохе. Кроме того, недостаток доступа к цифровым технологиям и их неправильное использование могут привести к усилению существующих социальных и экономических неравенств, углублению цифрового разрыва и исключению определенных групп населения из преимуществ цифровой экономики.

В статье автор планирует рассмотреть проблемы доступа и включения в цифровую экономику, их корни и последствия, а также предложить стратегии и рекомендации для преодоления этих неравенств. Целью является углубленное исследование этой важной темы и предоставление практических решений, которые помогут создать более справедливую и инклюзивную цифровую экономику, способствующую развитию и благополучию всех членов общества.

► Обзор литературы. Глобальный тренд информационной экономики, согласно исследованиям Кастельса и Хима-нена, заключается в том, что информационная экономика подключает к своей сети тех, кто представляет для неё ценность, придавая им дополнительную ценность [1]. Одновременно она отключает тех, кто не имеет для неё ценности, что увеличивает их неравенство и снижает шансы обрести какую-либо ценность.

Исследования А.Р. Сафиуллина и О.А. Моисеевой показывают, что развитие цифровых технологий становится ключевым фактором достижения целей устойчивого развития в России. Доля до-мохозяйств, имеющих доступ к интернету, увеличилась с 2010 по 2017 год в 1,6 раза и составила 76,3%. Широкополосный интернет доступен 72,6% домохозяйств

[2]. Однако лишь немногие предпринимательские организации провели глубокую автоматизацию и реструктурировали бизнес-процессы под передовые цифровые технологии.

Кроме того, А.Р. Сафиуллин и А.С. Митина отмечают, что опасность развития и разрастания мощи крупнейших высокотехнологичных (цифровых) компаний на рынке связана с тем, что платформы, обладая сетевым эффектом, могут извлекать, контролировать и анализировать данные. Поскольку данные сейчас имеют большую ценность и стали новым экономическим ресурсом в цифровой экономике, возможность хранить и анализировать их придает компаниям-гигантам новые конкурентные преимущества, и как следствие усиление их влияния на рынке

[3].

С.П. Земцов, К. В. Демидова и Д.Ю. Кичаев обнаружили, что в России доля подключенных к интернету и использующих цифровые технологии в среднем выше в крупнейших агломерациях и регионах с высокой конкуренцией провайдеров и повышенным спросом на услуги связи [4]. Это относится, например, к городам Москва, Санкт-Петербург, Тюмень, Казань, Самара и Воронеж, а также к северным регионам (ЯНАО, ХМАО, Магаданская и Мурманская области, Карелия).

Е. В. Химичук указывает на отсутствие в России законодательства, призванного регулировать вопросы развития интернета [5]. Однако она отмечает, что сетевое сообщество начинает осознавать

свою ответственность и активно формирует лобби для продвижения интересов в Государственной думе.

В.Н. Крысько подчеркивает, что в России до сих пор присутствуют проблемы, такие как нехватка современных технологий и низкая конкуренция среди провайдеров [6]. Это приводит к увеличению цифрового неравенства. Также не у всех граждан есть доступ к скоростному интернету, что также оказывает влияние на уровень цифрового неравенства.

О.А. Яновская, Н.А. Кулагина и Н.А. Логачева отмечают сложность достоверной оценки уровня цифрового развития. По их мнению, уровень развития цифровых экосистем в регионах может быть оценен достоверно и точной только в том случае, если используемый для оценки алгоритм учитывает не только отдельные характеристики этих систем, но и их полное содержание, включая субъекты цифровизации экономики и общества, состояние окружающей среды, территориальные особенности, информационные технологии, научные и инновационные достижения, наличие инфраструктуры

[7].

К схожему выводу приходит М.А. Груздева в раннем исследовании [8]. А затем расширяет его следующими тезисами. В условиях все более раннего приобщения детей к ¡Г увеличения продолжительности жизни, тенденции к цифровизации экономики, социальной сферы и государственного управления в обозримом будущем все население так или иначе будет нуждаться в возможности пользоваться хотя бы Интернетом, чтобы не быть исключенным из большинства социальных процессов. В этом случае мы сможем говорить не просто об общем уровне цифрового неравенства, а дифференцировать его на различных уровнях (например, базовом, пользовательском, профессиональном) для нового понимания влияния различных факторов [9].

Неординарный, но крайне современный способ косвенной оценки цифрового неравенства предложен в статье О. Ю. Черешни и М. В. Грибка. Исследование демонстрирует возможности пространственной оценки цифрового неравенства третьего уровня на основе анализа поисковых запросов Google. Полученные результаты позволили выявить географические закономерности в эффективности использования Интернета в субъектах Российской Федерации: низкая эффективность наблюдается в регионах Северного Кавказа и Сибири, высокая - на Урале и в Центральной России. Исследование подчеркивает важность учета не только различий в доступе к Интернету, но и недостатка навыков использования технологий у определенных групп населения [10].

Важный вклад в теоретический аспект исследуемого вопроса внесен работой Н. Б. Костиной и А. А. Чижова [11], в которой они разграничили понятия «цифровой раскол», «цифровой разрыв» и «цифровое неравенство» и пришли к выводы об их не тождественности.

Говоря об отдельных группах населения, стоит обратить внимание на исследование В. Ф. Олешко и Е. В. Олешко. Важными факторами, способствующими преодолению цифрового неравенства и мотивирующими проектную деятельность, являются определение остроактуальных тем и наличие заинтересованности в реализации проекта со стороны всех участников. Эффективность любого проекта должна быть предопределена реальной самостоятельностью его исполнителей, возможностью проявления инициативы и самостоятельности, использованием современных технологий, отсутствием какой-либо "педагогической цензуры". По мнению студентов, все это способствует не только выполнению учебных

заданий, но и саморазвитию личности [12].

О некоторых перспективах и возможностях нейтрализации цифрового неравенства говорится в работах К. И. Поповой [13] и К. И. Ткаченко, Е. В. Илясовой [14].

Обобщая проблемные стороны цифрового неравенства в России, согласно обозреваемой выше литературе, в целом, можно выделить следующие аспекты:

1. Недостаток доступа к современным технологиям: несмотря на рост спроса на информационно-коммуникационные технологии, все еще существуют регионы, где доступ к широкополосному интернету ограничен. Это оказывает отрицательное влияние на возможности граждан в получении информации, образовании, предпринимательской деятельности и доступе к цифровым услугам.

2. Низкая конкуренция среди провайдеров: отсутствие сильной конкуренции среди провайдеров интернет-услуг может приводить к высоким ценам и ограниченному выбору для потребителей. Это усложняет доступность и доступ к качественному интернет-соединению, особенно в малонаселенных и отдаленных регионах.

3. Отсутствие законодательства и регулирования: в России отсутствует комплексное законодательство, направленное на регулирование развития интернета и цифровых технологий. Это создает правовой вакуум и затрудняет развитие инфраструктуры, защиту прав потребителей и прозрачность в сфере цифровых услуг.

4. Недостаточное осознание и компетенции: цифровое неравенство также связано с недостаточным осознанием и компетенциями в использовании цифровых технологий. Некоторые граждане могут испытывать трудности в освоении

цифровых навыков и доступе к образовательным ресурсам, что ограничивает их возможности в сфере образования, работы и участия в цифровой экономике.

Вместе с тем, зарубежные и отечественные исследования достаточно ограничены и нуждаются в корректировке, особенно после событий с пандемией COVID-19, когда цифровые показатели ввиду карантина, изоляционных условий и т. д. в значительной степени трансформировались. Наряду с этим, отсутствует подробное аналитическое исследование цифровизации экономики по региональному признаку, а также не выявлен полный комплекс причин, препятствующих доступу к цифровым технологиям и выходу на цифровой рынок различных слоев населения РФ.

► Данные и методы. В связи с вышеуказанным, автором было проведено собственное исследование проблем цифрового неравенства в РФ с учетом современных реалий (2019-2023 гг.), цели исследования были поставлены следующие:

1) изучить проблемы, связанные с доступом к цифровым технологиям и включением в цифровую экономику в России;

2) определить основные факторы, влияющие на цифровые неравенства в стране;

3) измерить показатели, характеризующие уровень доступа к цифровым технологиям и участие в цифровой экономике.

Для проведения исследования о цифровых неравенствах в России использовались данные, собранные из различных источников, включая Росстат (Федеральная служба государственной статистики России) и другие исследовательские отчеты.

Исходные данные включали следующие показатели:

1. Доля населения с доступом к интернету: этот показатель отражает процент населения, имеющего доступ к интернету. Он включает в себя как домашний доступ (через проводное подключение, беспроводную сеть и т. д.), так и доступ в общественных местах (кафе, библиотеки, общественные точки Wi-Fi и т. д.). Доля населения с доступом к интернету является ключевым показателем для оценки уровня доступности и включения в цифровые технологии и онлайн-сферу.

2. Доля населения, владеющего смартфоном: этот показатель отражает процент населения, которое обладает смартфоном. Смартфоны являются одними из самых распространенных и удобных цифровых устройств, позволяющих использовать различные приложения, доступ к интернету, социальные сети и другие цифровые сервисы. Доля населения, владеющего смартфоном, свидетельствует о распространенности современных мобильных технологий среди населения.

3. Доля населения с доступом к широкополосному интернету: этот показатель отражает процент населения, которое имеет доступ к широкополосному (высокоскоростному) интернету. Широкополосный доступ обеспечивает более высокую скорость передачи данных, что позволяет пользователю более эффективно использовать различные цифровые сервисы, потоковое видео, онлайн-игры и другие современные онлайн-приложения.

4. Уровень цифровой грамотности населения: этот показатель отражает уровень знаний и навыков населения в области цифровых технологий. Он включает в себя знание основных компьютерных навыков, умение пользоваться интернетом, электронными сервисами, социальными сетями и другими цифровыми инструментами. Высокий уровень цифровой грамотности позволяет населению

успешно использовать цифровые технологии и активно участвовать в цифровой экономике.

5. Доля населения, использующего онлайн-торговлю: этот показатель отражает процент населения, которое активно использует онлайн-торговлю для покупки товаров и услуг через интернет. Онлайн-торговля становится все более популярной и удобной формой покупок, предоставляя широкий выбор товаров, сравнение цен, удобные способы оплаты и доставки. Доля населения, использующего онлайн-торговлю, указывает на уровень проникновения и приемлемости электронной коммерции в обществе.

6. Доля населения, занятого в сфере удаленной работы: этот показатель отражает процент населения, занятого работой на удаленной основе, т. е. работающего из дома или другого места с использованием цифровых коммуникационных инструментов и технологий. В связи с развитием информационных и коммуникационных технологий удаленная работа становится все более распространенной и предлагает гибкость и новые возможности для работников. Доля населения, занятого в сфере удаленной работы, отражает уровень проникновения этой формы работы в общество.

7. Доля населения, использующего цифровые финансовые услуги: этот показатель отражает процент населения, использующего цифровые финансовые услуги, такие как онлайн-банкинг, электронные платежи, электронные кошельки

1 Информационное общество в Российской Федерации. 2019: статистический сборник / М. А. Сабельникова, Г. И. Абдрахманова, Л.М. Гохберг, О. Ю. Дудорова и др.; Федеральная служба государственной статистики; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2019. ISBN 978-5-7598-2053-6

2 Тенденции развития информационного общества в Российской Федерации. 2020: краткий

и другие цифровые финансовые инструменты. Цифровые финансовые услуги облегчают процессы платежей и управления финансами, предоставляя доступ к банковским услугам и другим финансовым операциям через интернет. Доля населения, использующего цифровые финансовые услуги, указывает на уровень принятия и использования цифровых инноваций в финансовой сфере.

Для сбора данных было проведен исследовательский анализ различных интернет ресурсов и государственных платформ. В целом, были применены следующие информационные источники:

официальные статистические данные: были использованы данные Рос-стата, такие как результаты переписи населения и хозяйственной деятельности, опубликованные на официальном веб-

1 О "2

сайте Росстата ' ' . Эти данные предоставляют информацию о доступе к интернету, использовании цифровых устройств и других социо-экономических показателях;

маркетинговые исследования: маркетинговые исследования, проводимые компаниями (например, Romir Monitoring) предоставляют данные о владении цифровыми устройствами и поведении пользователей в сети Интернет [15]. Эти исследования основаны на опросах и статистических методах;

академические исследования: были использованы академические исследования, проведенные вузами и исследовательскими организациями, такими как

статистический сборник / Федеральная служба государственной статистики; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2020. 220 с.

3 Информационное общество в Российской Федерации. 2020: статистический сборник / Федеральная служба государственной статистики; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2020. ISBN 978-5-7598-2237-0

Национальный исследовательский уни-

12 3

верситет «Высшая школа экономики» , , , в т. ч. в партнерстве с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России и Росстатом4,5. Эти исследования предоставляют данные о цифровой грамотности и участии в цифровой экономике.

► Результаты исследования. Обработка данных включала анализ и сравнение полученных результатов с целью выявления общих тенденций и различий

между регионами. Для представления результатов использовались табличные данные. По итогам исследования автором получен следующий «цифровой ландшафт» в разрезе экономического сектора по регионам РФ, который представлен в табличном формате (табл. 1).

Результаты исследования по цифровым неравенствам в России указывают на существующие проблемы доступа и включения в цифровую экономику, которые различаются в разных регионах страны.

Таблица 1 - Результаты исследования цифровых показателей между регионами

России

Показатель Россия в целом Москва Санкт-Петербург Сибирский федеральный округ

Доля населения с доступом к интернету (на конец 2022 г.) 84% 89% 83% 65%

Доля населения, владеющего смартфоном (на конец 2022 г.) 84% 90% 83% 58%

Доля населения с доступом к широкополосному интернету (на конец 2021 г.) 57% 75% 66% 49%

Уровень цифровой грамотности населения (на конец 2022 г.) 70% 80% 73% 48%

Доля населения, использующего онлайн-торговлю (на конец 2021 г.) 36% 48% 42% 30%

Доля населения, занятого в сфере удаленной работы (на конец 2020 г.) 21% 34% 28% 16%

Доля населения, использующего цифровые финансовые услуги (на конец 2022 г.) 42% 61% 53% 37%

1 Индикаторы цифровой экономики: 2020: статистический сборник / Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2020.

2 Индикаторы цифровой экономики: 2021: статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2021.

3 Индикаторы цифровой экономики: 2022: статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, С. А. Васильковский, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2023. 332 с.

4 Цифровая экономика: 2022: краткий статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, С. А. Васильковский, К. О. Вишневский и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ,

2022. 124 с.

5 Цифровая экономика: 2023: краткий статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, С. А. Васильковский, К. О. Вишневский и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ,

2023.

Одна из главных проблем, выявленных исследованием, связана с доступом к интернету. Общий уровень доступа к интернету в России составляет 72%, что говорит о том, что значительная часть населения все еще остается отрезанной от он-лайн-ресурсов и возможностей цифровой экономики. Эта проблема более острая в отдаленных и малонаселенных регионах, таких как Сибирский федеральный округ, где только 65% населения имеют доступ к интернету.

Важным фактором цифрового неравенства является владение современными цифровыми устройствами. Лишь 84% населения владеют смартфонами. Однако в столицах - Москве и Санкт-Петербурге - эта величина выше и составляет 90% и 83% соответственно. В то время как, например, в Сибирском федеральном округе только 58% населения владеют смартфонами. Это указывает на то, что существует неравенство в доступе к современным мобильным технологиям между различными регионами России.

Уровень цифровой грамотности также является важным фактором включения в цифровую экономику. Исследование показало, что 70% населения обладает достаточными цифровыми навыками. Однако, в Москве и Санкт-Петербурге этот показатель выше - 80% и 73% соответственно. В Сибирском федеральном округе уровень цифровой грамотности самый низкий и составляет всего 48%. Это указывает на необходимость проведения образовательных программ и инициатив по развитию цифровых навыков, особенно в отдаленных регионах.

Доля населения, использующего цифровые платформы и участвующего в цифровой экономике, также различается. Онлайн-торговля является одной из ключевых областей цифровой экономики, но

только 36% населения России активно пользуются этой возможностью. В Москве и Санкт-Петербурге этот показатель выше -48% и 42% соответственно, однако в Сибирском федеральном округе лишь 30% населения используют онлайн-торговлю.

Сибирский федеральный округ, наряду с некоторыми другими отдаленными регионами, представляет собой особую проблему с точки зрения цифровых неравенств. Это связано с ограниченным доступом к современным технологиям, недостатком инфраструктуры и ограниченными возможностями обучения цифровым навыкам. Решение этих проблем потребует комплексного подхода, который включает в себя инвестиции в развитие инфраструктуры связи, образование и поддержку цифровых инициатив в этих регионах.

В целом, результаты исследования подтверждают наличие цифровых неравенств в России. Доступ к интернету, владение цифровыми устройствами, цифровая грамотность и участие в цифровой экономике варьируются в разных регионах. Для устранения этих неравенств необходимо разработать и реализовать политики, направленные на расширение доступа к интернету, повышение цифровой грамотности и создание равных возможностей для участия в цифровой экономике во всех регионах России.

Несмотря на существующие проблемы цифрового неравенства в области экономики в России принимаются действия по устранению данного барьера. В рамках исследования были собраны статистические данные, которые показывают положительную корреляцию и указывают на прогресс в решении проблемы цифрового неравенства в экономическом секторе. Ниже приведены результаты исследования (табл. 2).

Таблица 2 - Результаты исследования цифровых показателей, связанных с решением проблемы цифрового неравенства в России

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатель Результат

Доля подключенных домохозяйств к интернету (на конец 2022 г.) 84% (прирост на 12 п. п.)

Доля россиян, пользующихся интернетом ежедневно (на конец 2023 г.) 81,5%

Доля детей в возрасте 3-6 лет, пользующихся интернетом (на конец 2023 г.) 68%

Доля подростков 12-14 лет, пользующихся интернетом (на конец 2023 г.) 95,4%

Доля молодежи 18-24 лет, которым не требуются советы в использовании цифровых устройств (на конец 2023 г.) 87%

Доля детей, использующих интернет для дистанционного обучения в 2020 г. (на конец 2023 г.) 68,9%

Доля россиян, имеющих смартфон (на конец 2023 г.) 84%

Доля подростков 12-14 лет, использующих смартфон (на конец 2023 г.) 90%

Отношение затрат на развитие цифровой экономики к ВВП в 2020 г. (на конец 2020 г.) 3,8%

Доля домохозяйств с доступом в интернет в 2021 г. (на конец 2021 г.) 84%

Доля домохозяйств с подключением по широкополосному соединению в 2021 г. (на конец 2021 г.) 77%

Рост затрат на развитие цифровой экономики в 2021 г. (на конец 2021 г.) 19,3% (4,8 трлн руб.)

Объем информации, переданной россиянами по сети в 2021 г. (на конец 2021 г.) 105 Эбайт

Абонентская плата за пакеты интернет-услуг к среднедушевому доходу в России (на конец 2022 г.) Снижение вдвое за последние 10 лет

Доля интернет-пользователей в России по сравнению с Австралией и США (на конец 2022 г.) Конкурирует с Австралией (86%) и опережает США (80%)

Доля домохозяйств с использованием мобильных устройств для выхода в интернет (на конец 2023 г.) 78,1%

Доля населения, владеющего цифровыми навыками (на конец 2023 г.) 82% (12,9% на уровне выше базового)

Доля молодежи с продвинутыми цифровыми навыками 33% (возраст 15-24 лет)

Доля выпускников, получивших дипломы в сфере информационных технологий и смежных областях 25%

Доля выпускников, получивших дипломы по направлению "информатика и вычислительная техника" 15%

Доля занятых в финансовом и страховом секторах, интенсивно использующих ИКТ 44,8%

Доля занятых в профессиональной, научной и технической деятельности, интенсивно использующих ИКТ 32%

Место России по количеству публикаций в области ИКТ в изданиях, индексируемых в Scopus 9-е место (17,8 тыс. ед.)

Результаты исследования указывают на то, что в России продолжается устойчивый рост доступности цифровых технологий и использования интернета. Доля домохозяйств, подключенных к сети, составляет 84%, что является значительным улучшением за последние шесть лет. Более 81% россиян используют интернет ежедневно, а практически 92% -выходят в сеть с определенной регулярностью. Это указывает на широкое проникновение интернета в повседневную жизнь граждан.

Особенно заметно увеличение использования интернета среди детей и подростков. Доля детей в возрасте от трех до шести лет, пользующихся интернетом, выросла втрое за последнее десятилетие и составила 68%. Подростки в возрасте 1214 лет являются наиболее активными пользователями сети, с долей в 95,4%. Это свидетельствует о том, что молодое поколение уже с младшего возраста вовлечено в цифровую среду и использует интернет в повседневной жизни.

Доступность смартфонов также оказывает значительное влияние на использование интернета в России. Около 84% россиян имеют смартфоны, что делает их самым популярным цифровым устройством. В особенности, подростки в возрасте 12-4 лет активно используют смартфоны в своей повседневной жизни, с долей в 90%. Однако, следует отметить, что использование стационарных компьютеров остается ниже, особенно среди детей.

Важно отметить, что в России также наблюдается рост инвестиций в цифровую экономику и улучшение доступности интернет-услуг. Отношение затрат на развитие цифровой экономики к ВВП составило 3,8% в 2020 г. Доля домохозяйств с доступом в интернет составляет 84%, а доля домохозяйств с подключением по широкополосному соединению выросла до 77%. Это указывает на улучшение доступа к высокоскоростному интернету и

повышение доступности цифровых технологий для населения.

► Выводы и дальнейшая дискуссия. Необходимо признать, что несмотря на положительные тренды, все еще существуют проблемы цифрового неравенства в России. Некоторые группы населения, такие как люди с низким уровнем дохода и жители отдаленных регионов, остаются отстраненными от возможностей, которые предоставляет цифровой мир.

Для преодоления цифрового неравенства и достижения эффективной ци-фровизации экономики в России, рекомендуется принять следующие меры:

Развитие инфраструктуры: необходимо продолжать инвестировать в развитие широкополосного интернета и снижение цен на интернет-услуги. Расширение доступности и повышение скорости интернета в отдаленных и малонаселенных регионах поможет устранить географическое цифровое неравенство.

Образование и повышение цифровых навыков: проведение образовательных программ и тренингов по цифровым навыкам для всех слоев населения является важным шагом. Это поможет повысить уровень цифровой грамотности и обеспечить гражданам навыки, необходимые для активного участия в цифровой экономике.

Развитие цифровых государственных услуг: усиление цифровизации государственного сектора и предоставление широкого спектра государственных услуг в цифровом формате сделает процессы более эффективными и удобными для граждан. Это включает в себя электронные платежи, онлайн-заявления, электронные документы и другие цифровые решения.

Специальное внимание к уязвимым группам: необходимо уделить особое внимание уязвимым группам населения, таким как люди с ограниченными возмож-

ностями, пожилые люди и малообеспеченные слои населения. Разработка и внедрение программ поддержки и обучения для этих групп поможет сократить цифровой разрыв и обеспечить равные возможности.

Содействие развитию цифровых стартапов и инновационных проектов: поддержка и стимулирование развития цифровых стартапов и инновационных проектов способствуют развитию цифровой экономики. Создание благоприятной экосистемы для предпринимательства в сфере цифровых технологий позволит привлечь инвестиции, создать новые рабочие места и способствовать технологическому прогрессу.

Поддержка исследований и развитие научного потенциала: инвестиции в научно-исследовательскую деятельность и развитие научного потенциала в области цифровых технологий позволят России оставаться на передовых позициях в этой сфере. Привлечение талантливых исследователей, создание инновационных лабораторий и развитие партнерств между академическими и промышленными секторами способствуют развитию новых технологий и решений.

Принятие этих мер позволит России сократить цифровое неравенство, улучшить доступность цифровых технологий для всех слоев населения и достичь более эффективной цифровизации экономики. Это позволит стране использовать потенциал цифровых технологий для стимулирования экономического роста, улучшения качества жизни граждан и создания более инклюзивного общества.

В заключение можно отметить, что анализ данных показывает, что Россия сталкивается с проблемами цифрового неравенства, которые мешают полному использованию потенциала цифровой эко-

номики. Ограниченный доступ к интернету, недостаточные цифровые навыки и неравномерное распределение цифровых ресурсов создают преграды для участия всех слоев населения в цифровой среде. Отдаленные и малонаселенные регионы, такие как Сибирский федеральный округ, сталкиваются с особыми проблемами, такими как ограниченный доступ к интернету и низкий уровень цифровой грамотности. В то же время, Москва и Санкт-Петербург имеют более высокий уровень доступа к цифровым технологиям и участия в цифровой экономике.

Однако ряд положительных тенденций указывает на то, что Россия принимает меры для преодоления цифрового неравенства. Увеличение доступности интернета, рост использования цифровых технологий в различных возрастных группах и развитие цифровых государственных услуг — все это положительные шаги в направлении цифровизации экономики.

Для успешного преодоления цифрового неравенства и эффективной цифро-визации экономики России, необходимо продолжать инвестировать в развитие цифровой инфраструктуры, повышать уровень цифровой грамотности населения, активно поддерживать развитие цифровых стартапов и инновационных проектов, а также уделять особое внимание уязвимым группам населения.

Реализация этих рекомендаций позволит сократить цифровой разрыв, обеспечить равные возможности для всех граждан и достичь более эффективной циф-ровизации экономики. Цифровая трансформация является неотъемлемой частью современного общества, и Россия должна уделить этому вопросу должное внимание, чтобы быть конкурентоспособной и обеспечить благополучие своих граждан в цифровом мире.

► Литература

1. Химанен П., Кастелс М. Информационное общество и государство благосостояния: Финская модель. Пер. с англ. / Перевод А. Калинин, Ю. Подорога (гл. 4). Посл. Б. Кагарлиц-кий. М.: «Логос», 2002. 224 с.

2. Сафиуллин А. Р., Моисеева О. А. Цифровое неравенство: Россия и страны мира в условиях четвертой промышленной революции // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2019. Т. 12. № 6. С. 26-37. DOI: 10.18721/JE.12602

3. Сафиуллин А. Р., Митина А. С. Проблемы конкуренции в цифровой экономике // Экономика и Индустрия 5.0 в условиях новой реальности (ИНПР0М-2022) : СБОРНИК ТРУДОВ ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ С ЗАРУБЕЖНЫМ УЧАСТИЕМ, Санкт-Петербург, 28-30 апреля 2022 года. Санкт-Петербург: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2022. С. 115-119. DOI: 10.18720/IEP/2022.1/29

4. Земцов С. П., Демидова К. В., Кичаев Д. Ю. Распространение Интернета и межрегиональное цифровое неравенство в России: тенденции, факторы и влияние пандемии // Балтийский регион. 2022. Т. 14. № 4. С. 57-78. DOI: 10.5922/2079-8555-2022-4-4

5. Химичук Е. В. Цифровое неравенство или неравенство в цифрах // Политика и общество. 2018. № 1. С. 44-49.

6. Крысько В. Н. Проблема цифрового неравенства и её устранение // Форум молодых ученых. 2018. № 12-2(28). С. 1232-1237.

7. Yanovskaya O., Kulagina N., Logacheva N. Digital inequality of Russian regions // Sustainable Development and Engineering Economics. 2022. No. 1(3). P. 77-98. DOI: 10.48554/SDEE.2022.1.5

8. Gruzdeva M. A. Inclusion of Population in Digital Space: Global Trends and Inequality of Russian Regions // Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. 2020. Vol. 13. No. 5. P. 90-104. DOI: 10.15838/esc.2020.5.71.5

9. Gruzdeva M. A. The Age Factor in the Digital Divide: The Edges of Inequality // Economic and Social Changes: Facts, Trends,

► References

1. Himanen P., Castells M. (2002). Information Society and Welfare State: The Finnish Model. Moscow: "Logos". [In Russian]

2. Safiullin A. R., Moiseeva O. A. (2019). Digital inequality: Russia and the countries of the world in the conditions of the fourth industrial revolution. Scientific and Technical Bulletins of St. Petersburg State Polytechnic University. Economic Sciences, 6, 26-37. [In Russian] http://doi.org/10.18721/JE.12602

3. Safiullin A. R., Mitina A. S. (2022). Problems of competition in the digital economy.

Economy and Industry 5.0 in the conditions of new reality (INPROM-2022) : Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference with Foreign Participation. St. Petersburg: POL-YTEKH-PRESS. [In Russian]

http://doi.org/10.18720/IEP/2022.1Z29

4. Zemtsov S. P., Demidova K. V., Kichaev D. Yu. (2022). Internet distribution and interregional digital inequality in Russia: trends, factors and impact of the pandemic. Baltic region, 4, 57-78. [In Russian] http://doi.org/10.5922/2079-8555-2022-4-4

5. Khimichuk E. V. (2018). Digital inequality or inequality in numbers. Politics and Society, 1, 44-49. [In Russian]

6. Krysko V. N. (2018). The problem of digital inequality and its elimination. Forum of Young Scientists, 12-2(28), 1232-1237. [In Russian]

7. Yanovskaya O., Kulagina N., Logacheva N. (2022). Digital inequality of Russian regions. Sustainable Development and Engineering Economics, 1(3), 77-98. http://doi.org/10.48554/SDEE.2022.L5

8. Gruzdeva M. A. (2020). Inclusion of Population in Digital Space: Global Trends and Inequality of Russian Regions. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 5, 90104. http://doi.org/10.15838/esc.2020.57L5

9. Gruzdeva M. A. (2022). The Age Factor in the Digital Divide: The Edges of Inequality. Economic and Social Changes: Facts, Trends,

Forecast. 2022. Vol. 15. No. 4. P. 228-241. DOI: 10.15838/esc.2022.4.82.14

10. Chereshnia O. Yu., Gribok M. V. Regional patterns of third-level digital inequality in Russia: an analysis of Google Trends data // Geography, Environment, Sustainability. 2023. Vol. 16. No. 1. P. 26-35. DOI: 10.24057/20719388-2022-107

11. Костина Н. Б., Чижов А. А. К вопросу о разграничении понятий "цифровой раскол", "цифровое неравенство" и "цифровой разрыв" // Уфимский гуманитарный научный форум. 2022. № 1(9). С. 56-63. DOI: 10.47309/2713-2358_2022_56_63

12. Oleshko V. F., Oleshko E. V. Project activity of students as an effective form of overcoming digital inequality // Dynamics of Media Systems. 2021. No. 1. P. 201-207.

13. Попова К. И. Инициативы негосударственного сектора в преодолении цифрового неравенства // Современное российское общество: социально-политические тренды и вызовы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Ярославль, 20 декабря 2019 года / Под общей редакцией Т.С. Акоповой. Ярославль: Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, 2019. С. 150156.

14. Ткаченко К. И., Илясова Е. В. Рекомендации по совершенствованию государственной политики по преодолению цифрового неравенства в РФ // Возможности и угрозы цифрового общества: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Ярославль, 15 апреля 2021 года / Под редакцией А.В. Соколова, А.А. Фролова. Ярославль: Общество с ограниченной ответственностью "Цифровая типография", 2021. С. 268-271.

15. Тураева Я. Я. Сравнительный анализ проявления феномена "цифровое неравенство" в России и США // Вестник молодых ученых Самарского государственного экономического университета. 2019. № 2(40). С. 203-207

Forecast, 4, 228-241. http://doi.org/ 10.15838/esc.2022.4.82.14

10. Chereshnia, O. Yu., Gribok M. V. (2023). Regional patterns of third-level digital inequality in Russia: an analysis of Google Trends data. Geography, Environment, Sustainability, 1, 26-35. http://doi.org/10.24057/2071-9388-2022-107

11. Kostina N. B., Chizhov A. A. (2022). On the issue of distinguishing the concepts of "digital split", "digital inequality" and "digital divide". Ufa Humanitarian Scientific Forum, 1(9), 56-63. [In Russian] http://doi.org/10.47309/2713-2358_2022_56_63

12. Oleshko V. F., Oleshko E. V. (2021). Project activity of students as an effective form of overcoming digital inequality. Dynamics of Media Systems, 1, 201-207.

13. Popova K. I. (2019). Initiatives of the non-state sector in overcoming digital inequality. Modern Russian society: socio-political trends and challenges: Proceedings of the All-Russian scientific and practical conference. Yaroslavl: Yaroslavl State University named after P.G. Demidov. [In Russian]

14. Tkachenko K. I., Ilyasova E. V. (2021). Recommendations for improving public policy to overcome digital inequality in the Russian Federation. Opportunities and threats of the digital society: Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference. Yaroslavl: Limited Liability Company "Digital Typography". [In Russian]

15. Turaeva Y. Ya. (2019). Comparative analysis of the manifestation of the phenomenon of "digital inequality" in Russia and the United States. Bulletin of Young Scientists of Samara State University of Economics, 2(40), 203-207. [In Russian]

Статья поступила в редакцию 13.07.23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.