Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ СДЕЛОК ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ ЮРИСДИКЦИЙ БРИКС'

ЦИФРОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ СДЕЛОК ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ ЮРИСДИКЦИЙ БРИКС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
65
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
foreign trade deals / BRICS jurisdictions / on-line maintenance / digital smart contracts / foreign trade deals / BRICS jurisdictions / on-line maintenance / digital smart contracts

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иншакова А.О., Гончаров А.И.

В статье исследуются подходы к созданию специального Интернет-портала «Внешнеэкономическая деятельность БРИКС он-лайн». Работающий Интернет-портал, отображая в режиме реального времени на телеэкранах и компьютерных мониторах перевозящие грузы транспортные средства и их маршруты, позволит представителям государственных органов и руководителям хозяйствующих субъектов в режиме он-лайн анализировать и координировать реализацию внешнеэкономических сделок по действующим международным каналам экспорта и импорта. В свете практической юриспруденции новая Интернет-платформа будет способствовать, в частности, упрощению процесса доказывания фактов исполнения либо неисполнения обязательств по внешнеторговым договорам. Поскольку позволит предоставлять в судебные органы незыблемые доказательства – скрин-шоты конкретных фрагментов карты мира с отображением точных географических координат места нахождения товара, движущегося в рамках той или иной сделки, в определенный момент времени. Обосновано, что функционирование интернет-платформы и отображение маршрутов экспортируемых и импортируемых товаров в режиме реального времени должно осуществляться при электронно-техническом сопряжении с цифровыми смарт-контрактами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Иншакова А.О., Гончаров А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRACKING MECHANISMS FOREIGN TRADE TRANSACTIONS OF BUSINESS ENTITIES OF BRICS JURISDICTIONS

The article explores approaches to the creation of a special Internet portal “Foreign economic activity of BRICS on-line.” The working Internet portal, displaying vehicles carrying goods and their routes in real-time mode on television screens and computer meters, will allow representatives of state bodies and ruggers of economic entities to online analyze and coordinate the implementation of foreign economic transactions through existing international export and import channels. In the light of practical jurisprudence, the new Inter-Net Platform would facilitate, inter alia, the process of proving compliance with or failure to fulfil obligations under foreign trade treaties. As will allow to provide in judicial authorities firm proofs screenshots of concrete fragments of the map of the world with display of exact geographical coordinates of the location of the goods moving within any given transaction, at a given time. It is justified that the operation of the Internet platform and the mapping of the routes of exported and imported goods in real time should be carried out with electronic technical interaction with digital smart contracts.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ СДЕЛОК ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ ЮРИСДИКЦИЙ БРИКС»

DOI 10.24411/2076-1503-2020-11222 ИНШАКОВА А.О.,

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой гражданского и международного частного права ВолГУ (базовой кафедры ЮНЦ РАН) (г. Волгоград, ainshakova@list.ru; gimchp@volsu.ru)

ГОНЧАРОВ А.И.

доктор юридических наук, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры гражданского и международного частного права ВолГУ (г. Волгоград, goncharova.sofia@gmail.com; gimchp@volsu.ru)

ЦИФРОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ СДЕЛОК ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ

ЮРИСДИКЦИЙ БРИКС1

Аннотация. В статье исследуются подходы к созданию специального Интернет-портала «Внешнеэкономическая деятельность БРИКС он-лайн». Работающий Интернет-портал, отображая в режиме реального времени на телеэкранах и компьютерных мониторах перевозящие грузы транспортные средства и их маршруты, позволит представителям государственных органов и руководителям хозяйствующих субъектов в режиме он-лайн анализировать и координировать реализацию внешнеэкономических сделок по действующим международным каналам экспорта и импорта. В свете практической юриспруденции новая Интернет-платформа будет способствовать, в частности, упрощению процесса доказывания фактов исполнения либо неисполнения обязательств по внешнеторговым договорам. Поскольку позволит предоставлять в судебные органы незыблемые доказательства - скрин-шоты конкретных фрагментов карты мира с отображением точных географических координат места нахождения товара, движущегося в рамках той или иной сделки, в определенный момент времени. Обосновано, что функционирование интернет-платформы и отображение маршрутов экспортируемых и импортируемых товаров в режиме реального времени должно осуществляться при электронно-техническом сопряжении с цифровыми смарт-контрактами.

Ключевые слова: foreign trade deals, BRICS jurisdictions, on-line maintenance, digital smart contracts.

INSHAKOVA A.O.,

Doctor of Law, Professor, Head of the Department of Civil and Private International Law of the Volga State University (basic department of UNC RAS)

GONCHAROV A.I.,

Doctor of Law, Doctor of Economics, professor, professor of department civil and Private International Law of the Volga State University

DIGITAL TRACKING MECHANISMS FOREIGN TRADE TRANSACTIONS OF BUSINESS ENTITIES OF BRICS JURISDICTIONS

Annotation. The article explores approaches to the creation of a special Internet portal "Foreign economic activity of BRICS on-line." The working Internet portal, displaying vehicles carrying goods and their routes in real-time mode on television screens and computer meters, will allow representatives of state bodies and ruggers of economic entities to online analyze and coordinate the

1 The reported study was funded by RFBR according to the research project № 18-29-16132 «Priorities for the legal development of digital technologies of foreign trade activities in the context of international economic integration».

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

implementation of foreign economic transactions through existing international export and import channels. In the light of practical jurisprudence, the new Inter-Net Platform would facilitate, inter alia, the process of proving compliance with or failure to fulfil obligations under foreign trade treaties. As will allow to provide in judicial authorities firm proofs - screenshots of concrete fragments of the map of the world with display of exact geographical coordinates of the location of the goods moving within any given transaction, at a given time. It is justified that the operation of the Internet platform and the mapping of the routes of exported and imported goods in real time should be carried out with electronic technical interaction with digital smart contracts.

Key words: foreign trade deals, BRICS jurisdictions, on-line maintenance, digital smart contracts.

Возникновение инновационных технических возможностей обусловливает сегодня развитие не только науки, но и таких сфер, как финансово-экономическая система, нормативно-правовая система, государственное управление. Существующая конъюнктура на мировом рынке отражает противоборство различных экономических структур, которым характерны индивидуальные исторически обусловленные интересы и особенности внутреннего развития и внешнего поведения. В целях предупреждения рисков глубоких спадов в торговых отношениях странами создаются интеграционные объединения, связанные, как правило, общими рынками экспорта и импорта. Российская Федерация является активным участником интеграционных процессов в рамках БРИКС [1].

Колебания спроса и предложения на товары, влекущие рост или спад товарооборота между странами, вклад внешней торговли в ВВП государства находятся в фокусе анализа федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих регулирование, контроль и надзор за деятельностью субъектов внешнеэкономических сделок. В этой связи большую практическую значимость приобретают технологии, способные обеспечивать интерактивно-демонстрационное цифровое сопровождение внешнеторговых сделок. Создание такого программного обеспечения позволит решать задачи, которые стоят, с одной стороны, перед правительственными органами стран-участниц БРИКС, с другой стороны - транснациональными коммерческими организациями, которые являются непосредственными участниками экспортно-импортных отношений.

В полномочия Министерства экономического развития РФ входит осуществление мониторинга и анализа социально-экономических процессов, разработка периодических докладов о состоянии экономики, мониторинг и прогнозирование конъюнктуры мировых рынков, социально-экономических процессов, мер экономической и торговой политики в иностранных государствах, их влияния на социально-экономическое развитие Российской Федерации. Министерство финансов РФ уполномочено на решение стратегической

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

задачи по составлению проекта федерального бюджета, а также по анализу сведений о состоянии государственных финансов [11]. Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет сбор, обработку, анализ и проверку информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством РФ [12]. На основе результатов исследований указанных органов Президент России проводит межгосударственные переговоры с лидерами других стран по вопросам товарооборота между государствами, направлений совместной деятельности, необходимости увеличения либо уменьшении тех или иных экономических показателей. Реализация межгосударственного сотрудничества ложится, главным образом, на хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в промышленности, энергетике, на транспорте, в сфере информационно-коммуникационных технологий [2].

Смысл создания и применения указанного программного обеспечения - формирование юридического и управленческого механизма, упрощающего процесс отслеживания и фиксации фактов перемещений товаров через границы и таможенные терминалы, необходимого для охраны и эффективной защиты законных прав и интересов участников внешнеторговых отношений, в конечном счёте - для их расширения и интенсификации. Особую значимость интерактивно-демонстрационное цифровое сопровождение внешнеторговых сделок приобретает при проведении межгосударственных переговоров: участникам таких переговоров важно наглядно представлять реальное состояние рынка и видеть в режиме реального времени движущиеся в рамках той или иной сделки товары на карте всего мира [4].

Насущные задачи цифровизации внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов юрисдикций БРИКС

Реализации обозначенных вопросов будет способствовать создание программного обеспечения для функционирования специального Интернет-портала, а также производного web-при-ложения, которое обеспечит подачу претензий он-лайн (по типу Youstice). Указанное web-прило-

жение целесообразно интегрировать в качестве сервиса на этот же Интернет-портал, создав тем самым межгосударственную торговую интернет-платформу - «Внешнеэкономическая деятельность БРИКС он-лайн». Содержательным назначением интернет-платформы является отражение в интерактивном режиме фактически осуществляемых сделок в реальном времени, а именно: отображение на телеэкранах и компьютерных мониторах движущихся транспортных средств (кораблей, самолетов, поездов) по всей карте мира с точными географическими координатами и номерами смарт-контрактов конкретных внешнеторговых сделок.

В настоящее время существуют Интернет-сервисы, которые позволяют каждому пользователю видеть в режиме реального времени, например, все летящие пассажирские авиалайнеры, все плывущие по морям и океанам корабли. Наиболее популярным и распространенным является сервис «Flightradar24: live air traffic» (https:// flightradars24.ru/), позволяющий отслеживать перемещающиеся по всей карте мира иконки самолетов, находящихся в рейсе в тех координатах, над которыми борт летит в данный момент времени. При наведении компьютерной мыши на иконку самолета появляется информационная панель с краткой информацией о рейсе. Можно вручную указать дату, номер рейса, порты отправления и назначения, авиакомпанию и сервис покажет, где и сколько времени самолет находится воздухе.

Что касается внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов юрисдикций БРИКС, такая интернет-платформа предлагается впервые. Отражение передвигающихся транспортных средств, которые осуществляют перевозку экспортируемых и (или) импортируемых товаров, в режиме реального времени можно осуществить при электронно-техническом сопряжении указанной интернет-платформы с цифровыми смарт-контрактами, связанными блокчейн-взаи-модействием. При этом, расширение цифровых технологий в хозяйственной деятельности, их включение в гражданский оборот отвечает приоритетным задачам экономического развития Российской Федерации [13].

Следует нормативно закрепить правило о том, что каждая внешнеэкономическая сделка, реализуемая в форме смарт-контракта, подлежит обязательной регистрации этого смарт-контракта специальным электронно-цифровым способом на указанной интернет-платформе. Товары, которые в процессе производства проходят процедуру чипизации путем помечивания особыми микрочипами, движущиеся согласно маршрутам и условиям внешнеэкономических сделок, смогут авто-

матически через спутниковые каналы связи посылать сигналы о своем местонахождении в каждый заданный момент времени (поминутно), будучи закрепленными индивидуальными криптокодами за конкретными единичными смарт-контрактами. Благодаря чипизации товаров (контейнеров с товарами) и связи со спутниковыми группировками возможна поминутная геолокация и фиксация координат каждого транспортного средства (корабля, поезда, самолета), осуществляющего перевозку в текущий период времени экспортируемых (импортируемых) товаров, что, в свою очередь, позволит детально отображать их перемещение на Интернет-портале «Внешнеэкономическая деятельность БРИКС он-лайн».

Следует предусмотреть опцию всплывающего окошка с установленным набором сведений при наведении курсора на то или иное движущееся по внешнеэкономической сделке транспортное средство. В информационном окне предлагается отражать краткие сведения по соответствующему транспорту и смарт-контракту: регистрационный номер сделки, наименование сторон сделки, сроки проведения сделки, характер и основные параметры товара, состояние платежей, иные данные.

Важное юридическое значение приобретают предусмотренные программой работы Интернет-портала автоматические поминутные скриншоты всей интерактивной карты и их архивирование, что будет прямо способствовать снижению потенциально возможных конфликтов в будущем. Поскольку электронно-цифровая фиксация фактов движения товаров осуществляется в режиме поминутного фотографирования всей карты внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов, постольку будет обеспечено незыблемое доказательство исполнения, неисполнения либо ненадлежащего исполнения каждой сделки в каждый прошедший момент времени, имеющим процессуально и юридически значимые последствия. Более того, помимо скрин-шотов, хранение всей информации по каждому смарт-контракту и соответственно передвижению транспортных средств с товарами производится в системе распределенного реестра, в режиме блокчейн-взаи-модействия, к которой в качестве единичного звена цепочки подключается Интернет-портал. Запрос заинтересованного лица в систему распределенного реестра о координатах товара в заданный момент времени позволит получить не требующий дополнительных доказательств ответ о факте нарушения либо надлежащего исполнения обязательств.

Действующее законодательство Российской Федерации допускает в качестве письменных доказательств документы и материалы, выпол-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

ненные в форме цифровой, графической записи, в том числе полученные посредством электронной или другой связи, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (часть 1 статьи 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации; части 1, 3 статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Web-приложение, обеспечивающее подачу претензий он-лайн значительно упростит процедуру подачи и рассмотрения претензий. Доказательственная база в виде скрин-шотов интерактивной карты, отображающей маршруты, сведения из системы распределенного реестра о смарт-контрактах будет формироваться автоматически. Следует предусмотреть специальный алгоритм, выдающий из предусмотренного списка соответствующую меру ответственности за нарушение либо ненадлежащее исполнение условий сделки, включая расчет неустойки в зависимости от вида и длительности нарушения. Хозяйствующий субъект, пользующийся Интернет-порталом «Внешнеэкономическая деятельность БРИКС он-лайн», в личном кабинете стороны смарт-кон-тракта мгновенно увидит свою задолженность и(или) неустойку и меру ответственности вместе с имеющимися доказательствами, а также увидит предложение погасить задолженность и(или) неустойку в добровольном порядке.

Если хозяйствующий субъект (сторона смарт-контракта) согласен с таким предложением, он подтверждает оплату своей усиленной квалифицированной электронной подписью, далее списание денежных средств банком производится автоматически. Если же пользователь не согласен с таким предложением и в установленный 30-дневный срок не дает ответа на претензию, противная сторона вправе обратиться в суд за защитой своих прав. Следует программно обеспечить электронную передачу данных (скрин-шотов и сведений из системы распределенного реестра «ВЭД БРИКС он-лайн») в судебные органы, а также возможность подавать исковое заявление либо из личного кабинета, либо из системы «Мой арбитр», но с возможностью прикрепления файлов-доказательств с Интернет-портала «ВЭД БРИКС он-лайн». В этом ракурсе предлагаемая интернет-платформа вполне функциональна, как технология сбора доказательств по потенциально возможному судебному делу.

Означенный подход к урегулированию споров, во-первых, будет способствовать упрощению взаимодействия хозяйствующих субъектов, во-вторых, снизит число потенциально возможных обращений в суды, снизит на них нагрузку вследствие предварительной высокой готовности доказательств и их неопровержимости. В-третьих,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

следует законодательно предусмотреть поощрительную меру при досудебном урегулировании споров: право включать в текст сделки условие о снижении штрафа, об уменьшении процента неустойки до 50%, в случае, если контрагент согласился добровольно погасить задолженность в 10-ти дневный срок.

Насущные задачи гармонизации законодательства о применении распределенных реестров в юрисдикциях БРИКС

По нашему мнению, современные внешнеэкономические отношения должны эволюционировать в направлении автоматизации исполнения. В первую очередь, это обусловлено высоким развитием информационных технологий. Наиболее перспективным прикладным инструментом для этого является технология распределенных реестров (блокчейн-взаимодействие) [3].

Сегодня многие государства стремятся создать специальное законодательство для реализации проектов, основанных на блокчейн-тех-нологиях. Так на Мальте принято три закона:

1) Malta Digital Innovation Authority - регламентирует деятельность специального государственного органа, осуществляющего сертификацию и контролирующего платформы распределенного реестра, - Мальтийского центра цифровых инноваций (Malta Digital Innovation Authority Act No. XXXI, 2018);

2) Innovative Technology Arrangement and Services Act - устанавливает правила и порядок процедуры регистрации бирж криптовалют, а также организаций, имеющих отношение к обороту криптовалюты (Innovative Technology Arrangements and Services Act, 2018);

3) Virtual Financial Assets Act - закон о виртуальных цифровых финансовых активах, регламентирующий правила финансовых транзакций и публичный выпуск токенов (ICO) [19]. В Гибралтаре принят закон о лицензировании деятельности, связанной с распределенным реестром, при этом предлагается создать отдельный орган власти в этой сфере. В Швейцарии, ОАЭ, Сингапуре, Великобритании и Канаде сфера регулирования таких проектов относится к полномочиям финансового регулятора. В этих странах появляются «песочницы» - специальные правовые режимы для некоторых организаций, в которых легально реализуются проекты в среде правового вакуума или запрета.

Запрет блокчейн-проектов существует в Китае и Южной Корее. В китайском законодательстве по-прежнему не выработан единый подход к регулированию криптовалютных отношений. С одной стороны, существуют требования к государственной регистрации в Телекоммуникационном бюро криптовалютных бирж (также веб-сайтов,

связанных с цифровыми активами), с другой стороны - криптовалюта рассматривается как виртуальный товар, который может быть предметом сделок купли-продажи. Физическим и юридическим лицам разрешено хранить и отчуждать данную категории товаров, однако, процедура ICO находится под полным запретом [14].

Среди других стран-участниц БРИКС в вопросе правового регулирования технологий распределенного реестра Индия заняла наиболее негативную позицию - полный запрет использования криптовалюты и иных цифровых активов. Соответствующий законопроект был подготовлен правительством, а ранее в 2018 году Резервный банк Индии вынес акт о запрете совершения сделок, связанных с хранением, использованием, отчуждением или иным распоряжением виртуальными цифровыми активами (http://elitetrader.ru) .

Существует положение Закона Индии о договорах 1872 г., а именно, пункт (е) статьи 2 определяет соглашение как обязательство, соединенное с предоставленным по нему встречным удовлетворением. Вместе с тем норма статьи 23, которая регулирует вопрос о пределах допустимости (законности) встречного удовлетворения и предмета договора, устанавливает буквально пределы: о чем можно и о чем нельзя заключать договор в расчете на юридические последствия. При этом индусское право в этом случае отличается от российского подхода causa (представления) сделки. Отличие состоит в относительности предмета и встречного удовлетворения. Например, по договору купли-продажи дома за 10 тыс. рупий, дом является предметом для продавца, но встречным удовлетворением для покупателя, в то время как 10 тыс. рупий - предмет для покупателя, и встречное удовлетворения для продавца [5]. Такой подход к предмету и цене договора, учитывая запрет сделок с цифровыми активами в Индии, в связи с высокой вероятностью заключения договоров купли-продажи посредством смарт-контракта в сфере внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов Индии и других участников БРИКС неминуемо приведет к коллизии норм и спорам о том, что может быть предметом смарт-контракта, а что не может.

В Российской Федерации идет работа по подготовке законодательства, регулирующего данную сферу отношений, а также ведется работа по запуску «песочниц». В Государственную думу внесены законопроекты, согласно которым смарт-контракт представляет собой электронную форму договора, обеспечивающего автономное исполнение обязательств, функционирующий в распределенном реестре данных. Поправки в статьи 160 и 309 ГК РФ добавляют возможности исполнения обязательств в автоматизированном

режиме посредством информационных технологий (Федеральный закон от 18.03.2019 № 34-Ф3, Законопроект № 419059-7) [9]. В целом законодательная активность государств обусловлена потенциально высокой эффективностью проектов, основанных на технологии блокчейн-взаимо-действия [6].

Создание Интернет-портала «ВЭД БРИКС он-лайн» весьма актуально и значимо. Проблемными звеньями для его осуществления являются несовпадающие подходы законодателей стран БРИКС к пониманию и регулированию блок-чейн-взаимодействия и смарт-контрактов. По нашему мнению, законодателям следует навсегда отграничить саму технологию распределенного реестра и операции анонимных субъектов с фидуциарными расчетными средствами в интернет-пространстве с использованием шифрования (крипто-кодов). Применение распределенных реестров для интенсификации внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов юрисдик-ций БРИКС целесообразно и эффективно. Ключевой электронно-цифровой элемент Интернет-портала «ВЭД БРИКС он-лайн» - регистрация и отслеживание на нем действующих смарт-кон-трактов по экспорту (импорту) товаров.

Трудности, связанные с различиями в правовых системах и применением коллизионных норм при трансграничных сделках, а также огромные расстояния между местонахождением, например, поставщика и покупателя, нивелируются благодаря возможности обмена информацией внутри смарт-контракта. Стороны в любой момент могут скорректировать условия сделки путем внесения изменения в изначальный код, подтвердив их обоюдным волеизъявлением через крипто-ключ. Такая опция позволит регулировать объем товара и периодичность поставок, изменять маршрут и транспортное средство без необходимости заключать дополнительные соглашения, которые влияют на сроки длящихся правоотношений и издержки, обусловленные подготовкой необходимой документации. Текущие изменения условий взаимодействия сторон по каждому смарт-кон-тракту необходимо тоже отражать на Интернет-портале «ВЭД БРИКС он-лайн».

Согласно Декларации БРИКС от 26 июля 2018 г., одной из задач партнёрства является углубление сотрудничества в сферах: цифровых технологий, индустриализации, инноваций, инклю-зивности; инвестиций для максимизации возможностей и решения вызовов, возникающих в связи с четвёртой промышленной революцией (http:// infobrics.org). Определены стратегии в целях сокращения цифрового разрыва, в том числе посредством оказания помощи людям и отстаю-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

щим государствам в освоении технологий и обеспечении механизмов передачи технологий.

Интернет-портал «Внешнеэкономическая деятельность БРИКС он-лайн», отражающий в интерактивном режиме исполнение действующих смарт-контрактов, качественно повысит уровень отношений стран-участниц объединения. Транспарентность и интерактивность при осуществлении контрольно-надзорных полномочий государственных органов, при проведении межгосударственных переговоров с участием лидеров стран, руководителей ведомств, хозяйствующих субъектов обеспечат повышение эффективности внешнеэкономической деятельности. Подобно тому, как Интернет оказал и оказывает колоссальное воздействие на современность, со временем заметное влияние можно ожидать и от идеи применения интерактивных, отражаемых на специальной интернет-платформе внешнеэкономических смарт-контрактов хозяйствующих субъектов юрис-дикций БРИКС.

Список литературы:

[1] Agnessa O. Inshakova, Elena I. Inshakova and Anna V. Lavrentyeva Determinants and Prospec Agnessa O. Inshakova, Elena I. Inshakova and Anna V. Lavrentyeva Determinants and Prospects for the Legal Harmonization of the Intra-BRICS Trade Turnover in the Digital Form / Digital Economy: Complexity and Variety vs. Rationality. - Cham: Springer Nature. Switzerland. - 2020, pp. - 209-219.

[2] Agnessa O. Inshakova, Alexander I. Goncharov. Innovation as an Integral Condition for the Development of Modern Foreign Trade Turnover of Energy Resources and its Legal Regulation // Energy Sector: A Systemic Analysis of Economy, Foreign Trade and Legal Regulations / Editors Oleg V. Inshakov, Agnessa O. Inshakova, Elena G. Popkova. - Cham: Springer Science + Business Media, 2019. - P. 67-78 (DOI: https://doi. org/10.1007/978-3-319-90966-0_5).

[3] Inshakova, A.O., Goncharov, A.I. & Salikov, D.A. Electronic-Digital Smart Contracts: Modernization of Legal Tools for Foreign Economic Activity / The 21st Century from the Positions of Modern Science: Intellectual, Digital and Innovational Aspects. - Cham: Springer Nature. Switzerland. - 2020. - pp. 1-11

[4] Иншакова А.О. Блокчейн-регистрация импортно-экспортных поставок посредством транспортно-логистических систем хозяйствующих субъектов юрисдикций ЕАЭС и БРИКС // Евразийский юридический журнал. - 2020. — № 5 (144). — С. 23-25.

[5] Белов В.А. Индийский закон о договорах 1872 г. (общие сведения, общий комментарий, оригинальный Текст и русский перевод) // Известия ВУЗов. Правоведение. - 2014. - №5 (316). -C. 77-87.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

[6] Alexander I. Goncharov, Marina V. Goncharova Digital tokens in the modern foreign trade's tools by business entities of the BRICS jurisdictions // Legal Concept = Pravovaya paradigma. 2019, Vol. 18, No. 3.

[7] Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 30.

- ст. 3012.

[8] Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-Ф3 // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 46.

- ст. 4532;

[9] Законопроект № 419059-7 «О цифровых финансовых активах» от 20 марта 2018 г. // Режим доступа: https://sozd.duma.gov.ru/bill/419059-7.

[10] Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 № 437 «О Министерстве экономического развития Российской Федерации» (ст. 5.3) // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 24.

- ст. 2867.

[11] Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» (ст. 5.3) // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 31. - ст. 3258.

[12] Положение о Федеральной службе по финансовому мониторингу (ст. 5), утвержденное Указом Президента РФ от 13.06.2012 № 808 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу» // Собрание законодательства РФ.

- 2012. - № 25. - ст. 3314.

[13] Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Режим доступа: http:// kremlin.ru/events/president/news/57425.

[14] Eurasian Economic Commission: Regulation o-ypto-currency 2018, Research of experience of different countries // Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/dmi/ workgroup/Documents/ Регулирование%20крипто-валют%20в%20странах%20мира%20-%20январь. pdf.

[15] Elitetrader official website 2018, In India, banks were forbidden to handle cryptocurrency operations // Режим доступа: http://elitetrader. ru/?newsid= 393220.

[16] Innovative Technology Arrangements and Services Act, 2018 // Режим доступа: http://www. justiceservices.gov.mt/DownloadDocument. aspx?app=lp& itemid=29078&l=1

[17] Malta Digital Innovation Authority Act No. XXXI, 20th July, 2018 // Режим доступа: https://mdia. gov.mt/wp-content/uploads/2018/10/MDIA.pdf

[18] The official website of the BRICS 2018b. The Johannesburg Declaration of the X BRICS

Summit (Adopted in Johannesburg on 26.07.2018) // Режим доступа: http://infobrics.org/ documents/2018.

[19] Virtual financial assets act No. XXX, 1st November, 2018 // Режим доступа: http://www. justiceservices.gov.mt/DownloadDocument. aspx?app=lom& itemid=12872&l=1

Spisok literatury:

[1] Agnessa O. Inshakova, Elena I. Inshakova and Anna V. Lavrentyeva Determi-nants and Prospec Agnessa O. Inshakova, Elena I. Inshakova and Anna V. La-vrentyeva Determinants and Prospects for the Legal Harmonization of the Intra-BRICS Trade Turnover in the Digital Form / Digital Economy: Complexity and Variety vs. Rationality. - Cham: Springer Nature. Switzerland. - 2020, pp. - 209-219.

[2] Agnessa O. Inshakova, Alexander I. Goncharov. Innovation as an Integral Condi-tion for the Development of Modern Foreign Trade Turnover of Energy Resources and its Legal Regulation // Energy Sector: A Systemic Analysis of Economy, Foreign Trade and Legal Regulations / Editors Oleg V. Inshakov, Agnessa O. In-shakova, Elena G. Popkova.

- Cham: Springer Science + Business Media, 2019.

- P. 67-78 (DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-90966-0_5).

[3] Inshakova, A.O., Goncharov, A.I. & Salikov, D.A. Electronic-Digital Smart Con-tracts: Modernization of Legal Tools for Foreign Economic Activity / The 21st Century from the Positions of Modern Science: Intellectual, Digital and Innova-tional Aspects. - Cham: Springer Nature. Switzerland.

- 2020. - pp. 1-11

[4] Inshakova A.O. Blokchejn-registraciya importno-eksportnyh postavok po-sredstvom transportno-logisticheskih sistem hozyajstvuyushchih sub"ektov yurisdikcij EAES i BRIKS // Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. - 2020. — № 5 (144). — S. 23-25.

[5] Belov V.A. Indijskij zakon o dogovorah 1872 g. (obshchie svedeniya, obshchij kommentarij, original'nyj Tekst i russkij perevod) // Izvestiya VUZov. Pravovedenie. - 2014. - №5 (316). - C. 77-87.

[6] Alexander I. Goncharov, Marina V. Goncharova Digital tokens in the modern for-eign trade's tools by business entities of the BRICS jurisdictions // Legal Concept = Pravovaya paradigma. 2019, Vol. 18, No. 3.

[7] Arbitrazhnyj processual'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 24.07.2002 № 95-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 2002. - № 30. - st. 3012.

[8] Grazhdanskij processual'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 14.11.2002 № 138-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 2002. - № 46. - st. 4532;

[9] Zakonoproekt № 419059-7 «O cifrovyh finansovyh aktivah» ot 20 marta 2018 g. // Rezhim dostupa: https://sozd.duma.gov.ru/bill/419059-7.

[10] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 05.06.2008 № 437 «O Ministerstve ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii» (st. 5.3) // Sobranie za-konodatel'stva RF. - 2008. - № 24. - st. 2867.

[11] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30.06.2004 № 329 «O Ministerstve finansov Rossijskoj Federacii» (st. 5.3) // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 2004. - № 31. - st. 3258.

[12] Polozhenie o Federal'noj sluzhbe po finansovomu monitoringu (st. 5), utverzhdennoe Ukazom Prezidenta RF ot 13.06.2012 № 808 «Voprosy Fede-ral'noj sluzhby po finansovomu monitoringu» // Sobranie zakonodatel'-stva RF. -2012. - № 25. - st. 3314.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[13] Ukaz Prezidenta RF ot 7 maya 2018 g. № 204 «O nacional'nyh celyah i stra-tegicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 go-da» // Rezhim dostupa: http://kremlin.ru/ events/president/news/57425.

[14] Eurasian Economic Commission: Regulation srypto-currency 2018, Research of experience of different countries // Rezhim dostupa: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/dmi/ workgroup/Documents/ Reguli-rovanie%20 kriptovalyut%20v%20stranah%20mira%20-%20 yanvar'.pdf.

[15] Elitetrader official website 2018, In India, banks were forbidden to handle cryp-tocurrency operations // Rezhim dostupa: http://elitetrader. ru/?newsid= 393220.

[16] Innovative Technology Arrangements and Services Act, 2018 // Rezhim dostupa: http://www. justiceservices.gov.mt/DownloadDocument. aspx?app=lp& item-id=29078&l=1

[17] Malta Digital Innovation Authority Act No. XXXI, 20th July, 2018 // Rezhim do-stupa: https:// mdia.gov.mt/wp-content/uploads/2018/10/MDIA.pdf

[18] The official website of the BRICS 2018b. The Johannesburg Declaration of the X BRICS Summit (Adopted in Johannesburg on 26.07.2018) // Rezhim dostupa: http://infobrics.org/ documents/2018.

[19] Virtual financial assets act No. XXX, 1st November, 2018 // Rezhim dostupa: http://www. justiceservices.gov.mt/DownloadDocument. aspx?app=lom& item-id=12872&l=1

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.