Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ МЕДИА КАК МОЩНЫЙ ФАКТОР ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ'

ЦИФРОВЫЕ МЕДИА КАК МОЩНЫЙ ФАКТОР ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
218
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / МЕДИАСРЕДА / НОВЫЕ МЕДИА / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / СЕМЬЯ / СУИЦИД / ПРЕСТУПНОСТЬ / ДЕТИ / ПОДРОСТКИ / ЮНОШЕСТВО / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Коханая Ольга Евгеньевна, Головин Юрий Алексеевич

Автор отмечает увеличение воздействия медиасреды на юное поколение, выявляет специфику как позитивного, так и негативного воздействия новых медиа, мессенджеров, социальных сетей на подрастающее поколение в процессе его социализации и самоактуализации посредством медиа. Исследуется феномен создания виртуальных сообществ в социальных сетях, которые способствуют появлению различных форм девиантного поведения несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL MEDIA AS A POWERFUL IMPACT ON THE BEHAVIOR OF CHILDREN AND ADOLESCENTS

The author notes an increase in the impact of the media environment on the younger generation, reveals the specifics of both positive and negative impact of new media, instant messengers, social networks on the younger generation in the process of their socialization and self-actualization through media. The relevance of this topic is due to the increase in the number of minors with deviant behavior, manifested in asocial actions (demonstratively aggressive behavior towards adults, hooliganism, alcoholism, drug addiction). With the active influence of the media environment on the young generation, primarily digital media, new forms of deviant behavior of minors appear. The phenomenon of the creation of virtual communities in social networks that promotes suicidal tendencies, self-harm, the entry of community members into extremist groups, armed attacks on school grounds, etc. Examples of destructive activities of suicidal groups and communities pushing children and adolescents to self-harm are given in the VKontakte social networks (Blue Whale death group), video hosting TikTok, Telegram.The article also notes the positive potential of new media that actively interact with children and adolescents, identifying problems of interest to them and contributing to their solution, and use formats of information presentation that are relevant for the young generation. The author examines these positive phenomena and notes that it is necessary to develop the skill of distinguishing reliable information from destructive information not only in children, but also in parents, for which it becomes urgent to turn to media education technologies.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ МЕДИА КАК МОЩНЫЙ ФАКТОР ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

УДК 070

ЦИФРОВЫЕ МЕДИА КАК МОЩНЫЙ ФАКТОР ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

О. Е. Коханая, Ю. А. Головин

Московский гуманитарный университет, Москва

Автор отмечает увеличение воздействия медиасреды на юное поколение, выявляет специфику как позитивного, так и негативного воздействия новых медиа, мессенджеров, социальных сетей на подрастающее поколение в процессе его социализации и самоактуализации посредством медиа. Исследуется феномен создания виртуальных сообществ в социальных сетях, которые способствуют появлению различных форм девиантного поведения несовершеннолетних.

Ключевые слова: социализация, самоактуализация, медиасреда, новые медиа, социальные сети, семья, суицид, преступность, дети, подростки, юношество, медиаобразование

Несовершеннолетние как возрастная категория отличаются неустойчивой психикой, несформировавшейся до конца системой ценностных ориентаций, потребностями социализации и самоактуализации. Детский и подростковый возраст, период становления личности, является одним из сложнейших возрастных периодов самоопределения, поиска самого себя, вхождения в социум, что далеко не безопасно, и те вызовы и угрозы, которым взрослые могут уверенно противостоять, для этого возраста представляют настоящее испытание. Обращаясь к психологическим особенностям молодого поколения, необходимо отметить, что подростки - только начавшие формироваться личности, знания и опыт которых не дают их убеждениям быть непоколебимыми и окончательными. Они эгоцентричны, чувствительны к оценке окружающих, самонадеянны в своих суждениях, при этом хотят быть признанными и оцененными. Сложности подросткового возраста, необъективная самооценка, максимализм, эгоцентризм личности могут привести к проблемам безопасного вступления их во взрослую жизнь. Несовершеннолетние намеренно отрицают общепринятые правила, нормы и авторитеты, что часто выливается в игнорирование авторитетов, агрессию и конфликты с обществом, хулиганство, алкоголизм, наркоманию, открытое стремление к личной независимости. На деструктивное поведение подростка влияют не только социальные, психологические, биологические факторы, но и воздействие современной медиасреды, в которую сегодня прочно интегрированы дети и подростки.

В XXI веке молодой человек перманентно пребывает в масс-медийном поле и большую часть информации получает из средств массовой информации, при этом современная медиасреда существенно расширилась благодаря интеграции с сетью Интернет, социальными сетями и блогосферой. Многие российские издания, телеканалы, радио имеют интернет-версии, Telegram-каналы, странички в сетях Facebook, Twitter, Instagram и даже TikTok. При этом активными пользователями электронных медиа являются дети и подростки. Известные исследователи социальных медиапрактик Д. В. Дунас и Е. А. Салихова в результатах исследования ключевых мотивов медиапотребления российской молодежи посредством глубинных интервью выявляют ««эффект перевернутой пирамиды Маслоу»: особое значение для молодежной аудитории в процессе медиапотребления приобретают самоактуализация и социализация, меньшее - удовлетворение базовых информационных потребностей, связанных с физиологическими нуждами и ощущением

безопасности» [5. С. 225]. Находясь в сети Интернет, подросток активно взаимодействует с медиамиром, при этом есть как положительные, так и отрицательные стороны такой коммуникации. Наряду с полезной и необходимой информацией юные пользователи сталкиваются с ресурсами, содержащими неэтичный и агрессивный контент. Неконтролируемая подача информации о социальных проблемах детей и подростков способна разрушительно влиять на формирования морально-нравственных ценностей подрастающего поколения.

Ответственность журналистики и средств массовой информации при освещении и анализе конфликтной картины мира крайне высока, а в современных условиях цифровизации и медиатизации социальной реальности она только возрастает [4. С. 51]. Потенциальная информация журналистики становится информацией реальной, обновляемой в процессе ее освоения медиа-аудиторией. Непрерывно обновляясь на основе событийности в сознании личности, различных общностей, источники информации формируют устойчивую картину мира, состоящую как из конструктивных, так и из деструктивных элементов. Важно также обозначить, что непрерывное в условиях цифрового пространства взаимодействие медиаканалов, медиаконтента, его производителей, с одной стороны, и потребителей, аудиторной составляющей, с другой стороны, приводит к «взаимодействию в медиасреде явлений общественной и индивидуальной природы, влияющих на социальную и индивидуальную жизнь» [20. С. 600], что крайне повышает ответственность журналистики и медиа в реализации информационной роли как фактора предотвращения социальных конфликтов.

При резком увеличении влияния медиасреды на юное поколение под воздействием социальных сетей, мессенджеров, средств массовой информации, компьютерных игр, низкопробной кинопродукции, музыкального контента [18. С. 101], появляются новые формы девиантного поведения несовершеннолетних, среди которых необходимо отметить создание сообществ в социальных сетях, пропагандирующих суицидальные наклонности, самоповреждение, вхождение в экстремистские группы, открыто демонстрируемой агрессии, вооруженных нападений, происходящих на территории школы и прочее. При этом юные пользователи считают важным снять на видео процесс физической расправы, вооруженного нападения, намеренного повреждения своего тела и выложить в сеть для самопрезентации и роста популярности. Подростковый и юношеский аудиторный сегмент ориентируется на транслируемые популярные медиа-образы, в связи с этим необходимо выработать критерии оценивания воздействия на молодое поколение средств массовой информации для детей, подростков и юношества, выявить новые формы эффективного взаимодействия с молодежной аудиторией, в том числе посредством традиционных СМИ. Исследователь медиасреды Л. О. Аббазова также считает, что важной проблемой несовершеннолетних является девиантное поведение, а именно такие его виды, как суицид, жестокость по отношению к людям, совершение убийств [1]. Согласно опросу, проведенному ВЦИОМ, важнейшими из социальных проблем среди детей и подростков, являются: наркомания, преступность, самоубийства или попытки самоубийства [11]. (От чего, 2018: Электр. ресурс).

Важную роль в освещении социальных проблем детей и подростков играет современная медиасреда, которая является сферой средств массовых, почти полностью электронных коммуникаций. Мотивы «обращения школьников к медиа с их базовыми психологическими потребностями, такими, как стремление к познанию и информации, потребность в общении и группировании со сверстниками, желание «примерить» на себя различные социальные роли, необходимость сформировать «я-концепцию» [19. С. 229]. Согласно мониторингу сетевых СМИ, чаще всего освещаются такие социальные проблемы детей и подростков, как агрессия, насилие, суицид и

преступность. Чтобы понять природу социальных проблем детей и подростков и роль современной медиасреды, необходимо вникнуть в суть данной проблемы.

Важнейшая социальная проблема - это подростковые и детские самоубийства. Основоположник социологии воспитания Э. Дюркгейм считал, что суицид - это «каждый смертный случай, который непосредственно или опосредованно является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавших его результатах. Покушение на самоубийство - это вполне однородное действие, но только не доведенное до конца» [6. С. 339]. Всемирная организация здравоохранения рассматривает суицид как преднамеренный акт убийства самого себя [15]. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), более 800 000 человек в год кончают жизнь самоубийством. Среди подростков суицид является третьей ведущей причиной смерти [14]. Одна из наиболее актуальных социальных проблем в нашей стране - суициды среди детей и подростков (http://gorodskoyportal.ru). Например, если в 2017 году зафиксировано 692 детских суицида, в 2018 году - 788, то есть за год число детских суицидов в России выросло на 14%. Причем 20% произошли в мае - время сдачи Государственной итоговой аттестации (ОГЭ и ЕГЭ) [2].

Суицидальные попытки подростков связаны с психическими расстройствами, невротическим состоянием, сложной семейной ситуацией, с проблемами самореализации в референтной группе, из-за всевозможных стрессовых ситуаций. Профильными специалистами суицид рассматривается как способ избегания непереносимой ситуации или призыв о помощи. Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство для того, чтобы обратить внимание родителей, педагогов, сверстников на свои проблемы. Чаще всего, дети и подростки воспринимают это как жестокую игру, как правило, не додумывая до конца, что финалом их действий будет смерть, то есть уход в небытие навсегда.

С появлением Интернета и социальных сетей проблема подросткового суицида приобрела масштабный характер. Дети и подростки играючи ориентируются в информационных потоках, легко осваивают новейшие технологии, не давая себе отчет, что приватная информация становится достоянием «чужих других», поскольку пользователь, отправляя свои персональные данные, не задумывается о мерах безопасности, о том, что личная информация может быть украдена и использована ему во вред.

Особый резонанс вызвала группа суицидальной направленности «Синий кит» в социальной сети «ВКонтакте». Данное сообщество вело игру с несовершеннолетними пользователями: подросткам давались задания, выполнение которых в итоге приводило к смерти, то есть пользователи систематически, методично подталкивались к самоубийству.

В СМИ впервые заговорили о «группах смерти» в 2016 году, после публикации статьи Галины Мурсалиевой в «Новой газете» [9]. В репортаже подробно описан механизм действия игры, кураторами которой являются взрослые люди, знающие психологию и умеющие внушать детям и подросткам ложные ценности. С помощью угнетающих песен, провокационных фраз, создания конференций в социальной сети с единомышленниками, которые желают совершить суицид, кураторы негативно влияют на сознание ребенка. Подросток становится уязвим по отношению к деструктивным действиям в период разочарований и самостоятельно вступает в закрытые группы в социальных сетях, чтобы найти поддержку со стороны, так как большинство родителей привыкли не придавать значение переживаниям своих детей. Поэтому автор настаивает на прочтении статьи родителями, которые могут ещё спасти своих детей от гибели. По данным «Новой газеты», только за 2016 год погибло от подобных действий в «группах смерти» 130 детей. После публикации данного материала Роскомнадзор стал активно блокировать группы в социальных сетях, пропагандирующие самоубийства, против кураторов таких сообществ были возбуждены уголовные дела. С начала 2017 года федеральная служба заблокировала

более 31 тысячи «групп смерти» и личных страниц с призывами к самоубийству [13]. Однако несмотря на это, «Известия» проследили, что «Синий кит» модифицировался в 2018 году в «Новый путь», поменяв название, он не изменил цель: подталкивать на суициды детей и подростков [16]. Игра носила другое название и, чтобы попасть в общую конференцию, которая создавалась уже в социальной сети «Telegram», необходимо было написать определенные хэштеги на своей странице «ВКонтакте». Однако сеть уже автоматически блокировала пользователя, и лишь немногие смогли попасть в закрытое сообщество.

Несмотря на это, подобные группы продолжают расти и набирать популярность уже в других социальных сетях. В видехостинге TikTok, который набрал популярность в начале 2020 года, начался активный призыв к массовому суициду, назначенный на 3 марта 2021 года. Посты распространялись с хэштегом #3марта, начиная с конца февраля, и уже к 1 марта набралось более 700 видеороликов. Помимо этого, появляются сообщества, направленные на призывы к аутоагрессии, то есть умышленному причинению себе вреда. Так, в Telegram можно найти сообщества, посвященные самоповреждению, где состоит около 2 тысяч подростков.

Социальные сети на данном этапе являются важным механизмом социализации современных детей, подростков и юношества, которые в глобальной паутине ищут не только интересный им музыкальный, визуальный контент [17. С. 93], но и ответы на интересующие их вопросы, делятся событиями своей жизни, наблюдениями за жизнью других, в том числе и лидеров мнений, оценивают, рефлексируют, на основании чего формируется картина мира личности. Необходима комплексная программа мероприятий образовательных и общественных организаций, средств массовой информации государственных структур по изменению протестной психологии подростков и юношества, внедрению в их сознание мысли о том, что Жизнь - одна из фундаментальных ценностей человеческого бытия.

Тревожной тенденцией в современном социуме продолжает оставаться преступность среди подростков. Как отмечают российские исследователи А. С. Корнеев, В. А. Кузнецов, совершение преступления несовершеннолетними приводит к формированию так называемого «резерва» преступности, так как более 2/3 рецидивистов совершили свое первое преступление именно в подростковом возрасте [7. С. 98]. В России, по данным прокуратуры, более 40 тысяч преступлений ежегодно совершаются подростками или при их участии. Почти 145 тысяч подростков стоят на учете в полиции, в отделениях по делам несовершеннолетних. Из них более чем 70 тысяч совершили административные правонарушения, не достигнув 16-летнего возраста [10]. Всего в России за 2020 год было выявлено 33 575 несовершеннолетних лиц, совершивших преступления [12]. Согласно данным Генеральной прокуратуры РФ, большинство подростков совершают преступления против собственности [3], где основное место занимают кражи, затем следуют грабежи, разбои, вымогательства (83,1%). Зачастую, дети с раннего возраста занимаются мелким воровством, иногда это перерастает в крупные кражи; уже тогда несовершеннолетние становятся фигурантами уголовных дел.

Преступления против здоровья и жизни среди подростков составляют 7,6%. В последнее время возросла популярность прямых эфиров в социальных сетях, во время которых юные блогеры снимают на видео жестокие драки и даже убийства с целью роста популярности. Однако помимо известности дети и подростки получают ещё и уголовные наказания. Например, в начале 2021 года четыре подростка из США, в возрасте от 12 до 14 лет, нанесли тяжкое ранение другой школьнице, которая впоследствии скончалась в больнице. При этом весь инцидент транслировался онлайн в социальной сети «Instagram».

Причинами правонарушений несовершеннолетних могут быть проблемы во взаимоотношениях с родителями, дезорганизация семьи, впоследствии, чтобы

компенсировать дефицит общения с родителями, ребенок ищет контакты вне семьи, попадая в различные девиантные группировки, из которых не хочет больше выходить. Нельзя исключать того факта, что подростки часто совершают преступления в состоянии алкогольного опьянения или под наркотическими веществами. Примером может послужить ДТП, которое произошло в Новочеркасске, вызвавшее общественный резонанс благодаря информации в СМИ. Четырнадцатилетний подросток, после празднования своего дня рождения, решил сесть за руль легкового автомобиля своих родителей и совершить поездку по городу вместе с друзьями, все - несовершеннолетние. При этом подростки находились в состоянии алкогольного опьянения. Именинник не справился с управлением и на полной скорости врезался в дерево. В результате происшествия все пассажиры погибли, а по факту инцидента возбуждено уголовное дело по части 5 статьи 264 УК РФ «нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц».

Надо отметить низкий уровень правовой грамотности детей и подростков. Поэтому кражи, нанесение физического вреда здоровью, повреждение ценных вещей (статуй в общественном парке, к примеру) совершаются подростками, которые зачастую не знают, что то или иное деяние может повлечь за собой уголовное или административное наказание. Правовое образование должно быть неотъемлемой частью школьный программы, являться тематическим направлением социальной рекламы. Необходимо в доступной форме объяснять детям о действиях, нарушающих закон, и ответственность за них. Средства массовой информации также имеют большое значение в формировании правовой культуры у несовершеннолетних: размещая материалы с информацией о том, какие нарушения являются уголовно наказуемыми, медиа могут способствовать правовому просвещению детей и подростков.

Среди таких социокультурных институтов, как семья, учреждения образования и досуга, окружение друзей, находятся и современные масс-медиа. Анализ влияния цифровых медиа на современного ребенка показал, что содержание медиа-информации находит отражение в его сознании, формирует отношение к действительности, влияет на поведение. Доминирующим каналом получения информации, эффективно воздействующим на детей и подростков, сегодня стал Интернет. К положительным аспектам медиа-воздействия относятся: удовлетворение познавательных запросов, расширение кругозора, развитие творческой активности, а также консультативная помощь в построении диалога в семье, в среде сверстников при появлении какой-либо проблемы. К негативным аспектам - просмотр в большом объеме нежелательного контента: непристойные материалы, подробная информация о физической расправе, совершения самоубийства, сведения о наркотических веществах; добровольная социальная изоляция: сокращение количества личных встреч, так как большая часть времени уходит на виртуальное взаимодействие на онлайн-платформах; анонимная коммуникация. Необходимо отметить, что девиантное поведение подростка зависит не только от просмотра какого-либо медиаконтента. Само по себе сообщение в СМИ не может привести к антиобщественному поведению подростка, решающим фактором девиантного поведения являются моральные ценности и установки несовершеннолетнего, сложившиеся в детстве, психологическая обстановка в семье.

Необходимо отметить и положительный потенциал новых медиа, которые активно взаимодействуют с детьми и подростками, выявляя актуальные проблемы и способствуя их решению. Для этого средства массовой информации используют форматы подачи информации, наиболее актуальные для юного поколения. Сюда входят: подкасты, мультипликации, видеоролики, тесты, коммуникация через социальные сети, публикации журналистских материалов подростков о волнующих их темах, создания ими единиц

медиатекста как переживания творческого опыта. Примечательно, что в интернет-изданиях, направленных на освещение социальных проблем несовершеннолетних, существуют разделы как для детей, так и для родителей. Тем самым подчеркивается, что выход из трудной жизненной ситуации ребенка зависит не только от самого ребенка, но и от родителей, так как на решение социальных проблем подрастающего поколения влияет, в первую очередь, семейная обстановка. Очевидно, навык отличия достоверной информации от деструктивной формируется благодаря участию в медиаобразовательном процессе не только детей, но и родителей. Когда современные родители отдают процесс развития и становления ребенка практически с 2 лет его жизни на откуп цифровым технологиям, они должны понимать, что результат воспитания их чада искусственным интеллектом неизвестен и непредсказуем!

Крайне важно использовать отечественные средства массовой информации как «институт, формирующий общественное сознание, ценностный потенциал отдельной личности, некий механизм, способствующий решению проблемы культурной идентификации человека как способа обретения духовной и эмоциональной устойчивости, выработки гуманистических ценностей, осознания сопричастности к обществу, государству, национальной культуре» [8. С. 15]. Таким образом, освоение социальной действительности с помощью цифровых медиаресурсов может порождать не только девиантное поведение детей и подростков, но и способствовать формированию высокоразвитой личности с необходимыми навыками существования в новом информационном медиапространстве.

Список литературы

1. Аббазова, Л. О. Бесконтрольное потребление информации как одна из причин девиантности подростков / Л. О. Аббазова. - Текст : непосредственный // Экология медиасреды: проблемы медиабезопасности и разумного использования коммуникативных ресурсов: Третья Открытая межвузовская научно-практическая конференции. Москва, 27 апреля 2018 г. Доклады и материалы / под ред. И. А. Фатеевой, И. В. Жилавской. - М. : МПГУ, 2018. - С. 121-130.

2. Балдина, А. «Крик о помощи»: почему подростки не хотят жить / А. Балдина. -Текст : электронный // Газета.ру. - 2019. - URL: https://www.gazeta.ru/ social/2019/04/25/12321139.shtml (дата обращения: 26.10.2021).

3. Генпрокуратура описала типичного несовершеннолетнего преступника в России. - Текст : электронный // ТАСС. - 2000. - URL: https://tass.ru/obschestvo/8280997 (дата обращения: 21.10.2021).

4. Головин, Ю. А. Актуализация технологического компонента в современном журналистском образовании / Ю. А. Головин. - Текст : непосредственный // Научные труды Московского гуманитарного университета. - 2016. - № 1. - С. 47-54.

5. Дунас, Д. В. Социализация и самоактуализация как ключевые мотивы медиапотребления российской молодежи / Д. В. Дунас, Е. А. Салихова. - Текст : непосредственный // Журналистика в 2019 году: творчество, профессия, индустрия: сборник материалов международной научно-практической конференции МГУ имени М. В. Ломоносова. Москва, 6-8 февраля 2020 г. / отв. ред. Е. Л. Вартанова, Я. Н. Засурский. - М. : Факультет журналистики МГУ, 2020. - 616 с. С. 224-225.

6. Дюркгейм, Э. Самоубийство: социологический этюд / Э. Дюркгейм; пер. с фр. с сокр.; под ред. В. А. Базарова. - М. : Мысль, 1994. - 399 с. - Текст : непосредственный.

7. Корнеев, А. С. Актуальные вопросы борьбы с преступностью несовершеннолетних / А. С. Корнеев, В. А. Кузнецов. - Текст : непосредственный // Человек: преступление и наказание. - 2010. - № 2. - С. 98-104.

8. Коханая, О. Е. Социокультурные функции детского и молодёжного театра: автореферат дис. ... докт. культурологии / О. Е. Коханая. - М. : Московский государственный университет культуры и искусств, 2009. - 46 с. - Текст : непосредственный.

9. Мурсалиева, Г. Группы смерти / Г. Мурсалиева. - Текст : электронный // Новая газета. - 2016. - URL: https://novayagazeta.ru/articles/2016/05/16/68604-gruppy-smerti-18 (дата обращения: 26.10.2021).

10. Особо опасные дети. - Текст : электронный // Российская газета. - 2020. - URL: https://rg.ru/2020/04/20/genprokuratura-soobshchila-o-roste-podrostkovoj-prestupnosti-v-strane.html (дата обращения: 21.10.2021).

11. От чего нужно защищать наших детей? - Текст : электронный // ВЦИОМ. - 2018. -URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ot-chego-nuzhno-zashhishhat-nashikh-detej (дата обращения: 26.10.2021).

12. Показатели преступности России. - Текст : электронный // Портал правовой статистики. - 2021. - URL: http://crimestat.ru/offenses_chart (дата обращения: 21.10.2021).

13. Роскомнадзор заблокировал более 31 тыс. «групп смерти» с 2017 года. - Текст : электронный // Известия. - 2019. - URL: https://iz.ru/884471/2019-06-01/roskomnadzor-zablokiroval-bolee-31-tys-grupp-smerti-s-2017-goda (дата обращения: 28.10.2021).

14. Россия реализует стратегию ВОЗ по предотвращению самоубийств. - Текст : электронный // Новости ООН. - 2020. - URL: https://news.un.org/ru/story/2020/09/1385502 (дата обращения: 26.10.2021).

15. Самоубийства. - Текст : электронный // ВОЗ. - 2019. - URL: https://www.who.int/ topics/suicide/ru/ (дата обращения: 26.10.2021).

16. «Синий кит» вернулся в новом обличье. - Текст : электронный // Известия. -2018. - URL: https://iz.ru/697537/anzhelina-grigorian-vladimir-zykov/sinii-kit-vernulsia-v-novom-obliche (дата обращения: 28.10.2021).

17. Симакова, С. И. Инструменты визуализации в СМИ: инфографика / С. И. Симакова. - Текст : непосредственный // Вестник Челябинского государственного университета. - 2017. - № 6 (402). - С. 91-99.

18. Смеюха, В. В. Социальные сети: функционально-типологический аспект / В. В. Смеюха. - Текст : непосредственный // Вопросы теории и практики журналистики. -2013. - № 2. - С. 100-105.

19. Толоконникова, А. В. Мотивы обращения подростков к медиаресурсам в контексте возрастных психологических запросов / А. В. Толоконникова. - Текст : непосредственный // Журналистика в 2019 году: творчество, профессия, индустрия: сборник материалов международной научно-практической конференции МГУ имени М. В. Ломоносова. Москва, 6-8 февраля 2020 г. / отв. ред. Е. Л. Вартанова, Я. Н. Засурский. - М. : Факультет журналистики МГУ, 2020. - 616 с. С. 228-229.

20. Шкондин, М. В. Роль журналистики в медиатизирующемся жизненном мире повседневности / М. В. Шкондин, Л. Г. Свитич, О. В. Смирнова. - Текст : непосредственный // Вопросы теории и практики журналистики. - 2020. - № 4. - С. 595-611.

DIGITAL MEDIA AS A POWERFUL IMPACT ON THE BEHAVIOR OF CHILDREN AND ADOLESCENTS

O. E. Kokhanaya

Moscow University for the Humanities, Moscow, kokhanaya@mail.ru

Yu. A. Golovin

Moscow University for the Humanities, Moscow, ygolovin@mosgu.ru

The author notes an increase in the impact of the media environment on the younger generation, reveals the specifics of both positive and negative impact of new media, instant messengers, social networks on the younger generation in the process of their socialization and self-actualization through media. The relevance of this topic is due to the increase in the number of minors with deviant behavior, manifested in asocial actions (demonstratively aggressive behavior towards adults, hooliganism, alcoholism, drug addiction). With the active influence of the media environment on the young generation, primarily digital media, new forms of deviant behavior of minors appear. The phenomenon of the creation of virtual communities in social networks that promotes suicidal tendencies, self-harm, the entry of community members into extremist groups, armed attacks on school grounds, etc. Examples of destructive activities of suicidal groups and communities pushing children and adolescents to self-harm are given in the VKontakte social networks (Blue Whale death group), video hosting TikTok, Telegram.

The article also notes the positive potential of new media that actively interact with children and adolescents, identifying problems of interest to them and contributing to their solution, and use formats of information presentation that are relevant for the young generation. The author examines these positive phenomena and notes that it is necessary to develop the skill of distinguishing reliable information from destructive information not only in children, but also in parents, for which it becomes urgent to turn to media education technologies.

Key words: socialization, self-actualization, media environment, new media, social networks, family, suicide, crime, children, adolescents, youth, media education.

References

1. Abbazova, L. O. (2018). Beskontrol'noye potrebleniye informatsii kak odna iz prichin deviantnosti podrostkov [Uncontrolled consumption of information as one of the reasons for the deviance of adolescents]. Ekologiya mediasredy:problemy mediabezopasnosti i razumnogo ispol'zovaniya kommunikativnykh resursov: Tret'ya Otkrytaya mezhvuzovskaya nauchno-prakticheskaya konferentsii. Moskva, 27 aprelya 2018 g. Doklady i materialy [Ecology of the media environment: problems of media safety and the rational use of communicative resources: The Third Open Interuniversity Scientific and Practical Conference. Moscow, April 27, 2018 Reports and materials], ed. by I. A. Fateeva, I. V. Zhilavskoy. Moscow, MPGU, pp. 121-130. (In Russ.).

2. Baldina, A. (2019). «Krik o pomoshchi»: pochemu podrostki ne khotyat zhit' ["A cry for help": why teenagers do not want to live]. Gazeta.ru, available at: https://www.gazeta.ru/ social/2019/04/25/12321139.shtml, accessed 10.26.2021. (In Russ.).

3. Genprokuratura opisala tipichnogo nesovershennoletnego prestupnika v Rossii (2000) [The Prosecutor General's Office described a typical juvenile offender in Russia]. TASS [TASS], available at: https://tass.ru/obschestvo/8280997 accessed 21.10.2021. (In Russ.).

4. Golovin, Yu. A. (2016). Aktualizatsiya tekhnologicheskogo komponenta v sovremennom zhurnalistskom obrazovanii [Actualization of the technological component in modern journalism education]. Nauchnyye trudyMoskovskogogumanitarnogo universiteta [Scientific works of the Moscow University for the Humanities], 1, pp. 47-54. (In Russ.).

5. Dunas, D. V. and Salikhova, E. A. (2020). Sotsializatsiya i samoaktualizatsiya kak klyuchevyye motivy mediapotrebleniya rossiyskoy molodezhi [Socialization and self-actualization as key motives of media consumption of Russian youth]. Zhurnalistika v 2019 godu: tvorchestvo, professiya, industriya: sbornik materialov mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii MGU imeni M. V. Lomonosova. Moskva, 6-8 fevralya 2020 g. [Journalism in 2019: creativity, profession, industry: collection of materials of the international scientific-practical conference of the Moscow State University named after M. V. Lomonosov. Moscow, February 6-8, 2020], ed. by E. L. Vartanova, Ya. N. Zasursky. Moscow, Faculty of Journalism, Moscow State University, 616 p., pp. 224-225. (In Russ.).

6. Durkheim, E. (1994). Samoubiystvo: sotsiologicheskiy etyud [Suicide: a sociological study], trans. with fr. with abbr.; ed. By V. A. Bazarov, Moscow, Mysl, 399 p. (In Russ.).

7. Korneev, A. S. and Kuznetsov, V. A. (2010). Aktual'nyye voprosy bor'by s prestupnost'yu nesovershennoletnikh [Topical issues of combating juvenile delinquency]. Chelovek: prestupleniye i nakazaniye [Man: crime and punishment], 2, pp. 98-104. (In Russ.).

8. Kokhanaya, O. E. (2009). Sotsiokul'turnyye funktsii detskogo i molodozhnogo teatra: avtoreferat dis. ... dokt. kul'turologii [Sociocultural functions of children's and youth theater: abstract of thesis. ... doct. cultural studies], Moscow, Moscow State University of Culture and Arts, 46 p. (In Russ.).

9. Mursalieva, G. (2016). Gruppy smerti [Groups of death]. Novaya gazeta [New newspaper], available at: https://novayagazeta.ru/articles/2016/05/16/68604-gruppy-smerti-18, accessed 10.26.2021. (In Russ.).

10. Osobo opasnyye deti (2020) [Especially dangerous children]. Rossiyskaya gazeta [Russian newspaper], available at: https://rg.ru/2020/04/20/genprokuratura-soobshchila-o-roste-podrostkovoj-prestupnosti-v-strane.html, accessed 21.10.2021. (In Russ.).

11. Ot chego nuzhno zashchishchat' nashikh detey? (2018) [What do we need to protect our children from?]. VTSIOM [VTsIOM], available at: https://wciom.ru/analytical-reviews/ analiticheskii-obzor/ot-chego-nuzhno-zashhishhat-nashikh-detej, accessed 10.26.2021. (In Russ.).

12. Pokazateli prestupnosti Rossii (2021) [Indicators of crime in Russia]. Portal pravovoy statistiki [Portal of legal statistics], available at: http://crimestat.ru/offenses_chart, accessed 21.10.2021. (In Russ.).

13. Roskomnadzor zablokiroval boleye 31 tys. «grupp smerti» s 2017 goda (2019) [Roskomnadzor has blocked more than 31 thousand "death groups" since 2017]. Izvestiya [Izvestia], available at: https://iz.ru/884471/2019-06-01/roskomnadzor-zablokiroval-bolee-31-tys-grupp-smerti-s-2017-goda, accessed 28.10.2021. (In Russ.).

14. Rossiya realizuyet strategiyu VOZ po predotvrashcheniyu samoubiystv (2020) [Russia is implementing the WHO strategy for suicide prevention]. Novosti OON [UN News], available at: https://news.un.org/ru/story/2020/09/1385502, accessed 10.26.2021. (In Russ.).

15. Samoubiystva (2019) [Suicide]. VOZ [WHO], available at: https://www.who.int/topics/ suicide/ru/, accessed 10.26.2021. (In Russ.).

16. «Siniy kit» vernulsya v novom oblich'ye (2018) ["Blue whale" returned in a new guise]. Izvestiya [Izvestia], available at: https://iz.ru/697537/anzhelina-grigorian-vladimir-zykov/sinii-kit-vernulsia-v-novom-obliche, accessed 10.28.2021. (In Russ.).

17. Simakova, S. I. (2017). Instrumenty vizualizatsii v SMI: infografika [Visualization tools in the media: infographics]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk State University], 6 (402), pp. 91-99. (In Russ.).

18. Smeyukha, V. V. (2013). Sotsial'nyye seti: funktsional'no-tipologicheskiy aspekt [Social networks: functional and typological aspect]. Voprosy teorii ipraktiki zhurnalistiki [Questions of theory and practice of journalism], 2, рр. 100-105. (In Russ.).

19. Tolokonnikova, A. V. (2020). Motivy obrashcheniya podrostkov k mediaresursam v kontekste vozrastnykh psikhologicheskikh zaprosov [Motives of adolescents' appeal to media resources in the context of age-related psychological queries]. Zhurnalistika v 2019 godu: tvorchestvo, professiya, industriya: sbornik materialov mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii MGU imeni M.V. Lomonosova. Moskva, 6-8 fevralya 2020 g. [Journalism in 2019: creativity, profession, industry: collection of materials of the international scientific-practical conference of Moscow State University .V. Lomonosov. Moscow, February 6-8, 2020], ed. by E. L. Vartanova, Ya. N. Zasursky, Moscow, Faculty of Journalism, Moscow State University, 616 p., рр. 228-229. (In Russ.).

20. Shkondin, M. V., Svitich, L. G. and Smirnova, O. V. (2020). Rol' zhurnalistiki v mediatiziruyushchemsya zhiznennom mire povsednevnosti [The role of journalism in the mediaizing world of everyday life]. Voprosy teorii ipraktiki zhurnalistiki [Questions of theory and practice of journalism], 4, рр. 595-611. (In Russ.).

Коханая Ольга Евгеньевна - доктор культурологии, кандидат философских наук, доцент, профессор кафедры журналистики факультета рекламы, журналистики, психологии и искусства, Московский гуманитарный университет.

kokhanaya@mail.ru

Головин Юрий Алексеевич - доктор культурологии, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой журналистики факультета рекламы, журналистики, психологии и искусства, Московский гуманитарный университет.

ygolovin@mosgu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.